Научная статья на тему 'Специфика использования метафорической куклы-модели в профессиональной подготовке курсантов Cанкт-Петербургского университета ГПС МЧС России'

Специфика использования метафорической куклы-модели в профессиональной подготовке курсантов Cанкт-Петербургского университета ГПС МЧС России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
105
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метафорическая кукла-модель / профессиональная подготовка / профессионально важные качества / курсанты / тренинговые занятия / metaphoric doll-model / professional training / professionally important qualities / cadets / training sessions

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лукьянова Елена Леонидовна, Меткин Михаил Владимирович, Козлова Юлия Владиславовна

Раскрывается специфика использования метафорической куклы-модели в тренинговой работе с курсантами. Показано, что кукла-модель помогает осознать вытесненные из сознания комплексы, обиды, проблемы, выразить чувства и эмоции, преобразовать их для более успешного формирования профессионально важных качеств, личностного потенциала, управленческих компетенций будущего специалиста экстремального профиля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF USING THE METAPHORICAL DOLL-MODEL IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF COURSES SAINT-PETERSBURG UNIVERSITY OF STATE FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA

The article reveals the specifics of using of a metaphorical puppet model in training work with cadets. It is shown that the doll-model helps to realize the complexes, grievances, problems, express feelings and emotions that have been ousted from the consciousness, to transform them for more successful formation of professionally important qualities, personal potential, managerial competencies of the future specialist of extreme profile

Текст научной работы на тему «Специфика использования метафорической куклы-модели в профессиональной подготовке курсантов Cанкт-Петербургского университета ГПС МЧС России»

СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТАФОРИЧЕСКОЙ КУКЛЫ-МОДЕЛИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ГПС МЧС РОССИИ

Е.Л. Лукьянова, кандидат психологических наук, доцент; М.В. Меткин, кандидат психологических наук; Ю.В. Козлова, кандидат психологических наук. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Раскрывается специфика использования метафорической куклы-модели в тренинговой работе с курсантами. Показано, что кукла-модель помогает осознать вытесненные из сознания комплексы, обиды, проблемы, выразить чувства и эмоции, преобразовать их для более успешного формирования профессионально важных качеств, личностного потенциала, управленческих компетенций будущего специалиста экстремального профиля.

Ключевые слова: метафорическая кукла-модель, профессиональная подготовка, профессионально важные качества, курсанты, тренинговые занятия

SPECIFICITY OF USING THE METAPHORICAL DOLL-MODEL

IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF COURSES SAINT-PETERSBURG

UNIVERSITY OF STATE FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA

EL. Lukyanova; M.V. Metkin; Yu.V. Kozlova.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

The article reveals the specifics of using of a metaphorical puppet model in training work with cadets. It is shown that the doll-model helps to realize the complexes, grievances, problems, express feelings and emotions that have been ousted from the consciousness, to transform them for more successful formation of professionally important qualities, personal potential, managerial competencies of the future specialist of extreme profile.

Keywords: metaphoric doll-model, professional training, professionally important qualities, cadets, training sessions

Современные изменения в мировом социально-психологическом пространстве предъявляют новые требования к профессиональной подготовке специалистов экстремального профиля. Профессиональная подготовка включает в себя не только овладение необходимыми компетенциями в области пожаротушения, но также и развитие профессионально важных качеств, которые формируются непосредственно в годы обучения в университете. Согласно исследованиям А.В. Шленкова [1], основными профессионально важными качествами пожарного являются ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка, специфическими - эмоциональная устойчивость, тревожность, отношение к риску, стрессоустойчивость и т.п.

Наряду с использованием традиционных форм обучения, включающих лекции, семинарские, практические и лабораторные занятия, важным дополнением для закрепления профессионально важных качеств у будущих специалистов является использование тренинговых занятий, проводимых специалистами отдела психологического сопровождения учебного процесса университета. Данные занятия позволяют результативно сопровождать учебную работу и осуществлять воспитание необходимых личностных качеств.

При организации данной работы возникает противоречие: каждому курсанту необходимо полноценно включиться в работу, раскрыться, рассказать о том, что он чувствует, о чем переживает, чем недоволен и т.д., но исходя из того, что рядом находятся однокурсники, сделать это совсем не просто. Курсанты недоговаривают о своих сомнениях, приукрашивают действительность, замалчивают собственные переживания, что отражается на эффективности работы.

Основными причинами такого поведения является, с одной стороны, «корпоративная солидарность», которая выражается в ожидании курсантами на подсознательном уровне «некоего наказания» для всей группы за собственный неправильный ответ. С другой стороны, в группе зачастую найдется человек, который будет насмехаться над курсантами, рассказывающими о своих внутриличностных переживаниях. Такие проявления являются закономерными для поведения в малой социальной группе, в которой действует принцип: «Каждый курсант несет ответственность за группу, а группа ответственна за каждого курсанта».

Именно для разрешения данного противоречия была реализована идея о введении в тренинговые занятия некоего третьего лица. Этим «третьим лицом» стала метафорическая кукла-модель курсанта по имени Прохор. Появление самой куклы подсознательно снимает ожидание возможного наказания, поскольку кукла не несет никакой угрозы, а является лишь предметом взаимодействия. А рассказ от имени куклы позволяет участнику почувствовать себя в безопасности и раскрыть какие-то свои проблемы.

Работа с куклой как метод психологической коррекции одним из первых начал использовать М. Райт при лечении неврозов. В нашей стране в конце 20-х гг. ХХ в. начали разрабатываться методики работы с куклой, направленные, в том числе, и на реабилитацию после сильных стрессов.

Практически невозможно определить время рождения куклы. Обычно исследователи предполагают, что кукла присутствовала на протяжении всей истории человечества, являясь образом и подобием человека. Человек всегда доверял кукле то, чего боялся сам, не хотел, без чего не мог обойтись.

Существует множество определений типов кукол и их классификаций, что показывает разнообразность их применения. По мнению Е.А. Аркина [2], наряду с древностью человеческой игрушки сохраняется ее устойчивость, многообразие ее связей с различными сторонами жизни и быта человека.

Даль В. в XIX в. описывал куклу как созданную из тряпья, кожи, соломы и т.д. фигурку, которая изображает живое существо, например, человека или зверя. Наиболее популярной является классификация кукол, предложенная Ю.М. Лотманом, который разделил кукол на два типа: кукла-игрушка (с этими куклами можно играть) и кукла-модель.

Описывая куклу-модель, Ю.М. Лотман [3] отмечал, что «каждый существенный культурный объект, как правило, выступает в двух обличиях: в своей прямой функции, обслуживая определенный круг конкретных общественных потребностей, и в «метафорической», когда признаки его переносятся на широкий круг социальных фактов, моделью которых он становится».

Следовательно, именно метафорическая кукла помогает «одушевить» предмет, объект или явление, перейти с ними на «Ты», что способствует процессу самоактуализации, обретению и становлению собственного «Я».

Метафорическую куклу-модель вполне можно рассматривать не только как средство воспитания и обучения, но и как средство коррекции некоторых психологических состояний и личностных качеств курсантов при подготовке к профессиональным отношениям, профессиональной деятельности, самостоятельности.

В частности, проигрывание будущих профессиональных ролей при помощи куклы-модели помогает курсантам самостоятельно корректировать собственные действия, делая поведение куклы, а, соответственно, и свое поведение более осознанным. Это становится наиболее важным при организации тренинговой работы с курсантами по отработке не только

профессионально важных качеств, но и личностных качеств, их лидерского потенциала, управленческих компетенций.

Имя для метафорической куклы-модели было выбрано неслучайно, также как рост, внешние данные, атрибутика. Все перечисленные параметры соответствуют психологическим законам восприятия модели-партнера по общению (рис. 1).

Рис. 1. Кукла-модель Прохор

Имя «Прохор» имеет греческие корни и в переводе означает «управляющий», обладает чертами лидера, такими как собранность, целеустремленность, честность и справедливость. Рост куклы-модели Прохора - 120 см, она сочетает в себе натуралистичность одежды (настоящая курсантская форма, кепка, берцы) и упрощенные черты лица. Мультипликационное выражение лица Прохора помогает активизировать детские комплексы, снять психологические зажимы.

Как отмечал Ю.М. Лотман: «...кукла несет с собою воспоминания о детском, фольклорном, мифологическом и игровом мире. Это делает куклу не случайным, а необходимым компонентом любой зрелой «взрослой» цивилизации» [3]. Курсантская форма с шевронами облегчает принятие курсантами Прохора как равноправного партнера по общению (рис. 2).

Кукла-модель подвижна, быстро реагирует на все, что происходит вокруг человека, отражая доминанты внутреннего мира, образа собственного «Я» курсантов, также является огромным ресурсом для работы, являясь проводником между сознательным и бессознательным мироощущением и подачей себя социуму. Взаимодействие в процессе тренинга с куклой-моделью помогает психологу «видеть» истинные внутренние проблемы курсанта (скрытые, неосознаваемые проблемы, обиды, комплексы и т.д.), определять на этом основании корректирующие мероприятия, оказывать своевременную психологическую помощь.

Рис. 2

Использование метафорической куклы-модели помогает снять напряженность, психологические зажимы и барьеры у курсантов. На нее курсант переносит (проецирует) собственные трудности, мироощущение, то есть метафорическая кукла становится моделью курсанта, отражая его внутренний мир, так как запускает работу защитного механизма психики - проекции («то, что не нравится в себе, замечаю и критикую у других»).

Защитный механизм «проекция» сравнительно рано развивается в онтогенезе человека для сдерживания чувства неприятия себя из-за неспособности справиться с трудностями. Это неосознаваемое отвержение собственных эмоционально неприемлемых мыслей, установок или желаний и приписывание их другим людям.

По мнению Р.М. Грановской [4], проекция предполагает приписывание источнику трудностей, различных негативных качеств как рациональную основу для его непринятия и самопринятия на этом фоне. Проекция упрощает поведение, исключает необходимость в повседневной жизни всякий раз оценивать свои поступки, является эхом неосознаваемых установок, освобождающих человека от тревоги, чувства вины и приносит облегчение [4].

Проекцией объясняются социальные предрассудки и феномен «козла отпущения», поскольку различные стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-то другому своих негативных личностных характеристик.

С помощью метафорической куклы-модели курсанты в процессе тренинга понимают, что бессознательно переносят неприемлемые собственные чувства, желания и стремления на других, перекладывая ответственность за то, что происходит внутри «Я», -на окружающий мир. Психолог в ходе работы показывает, что границы собственного «Я» курсантов расширяются для того, чтобы субъект, на который осуществляется перенос, оказался внутри них, и тем самым неприязнь к своим собственным представлениям и состояниям выносится наружу, то есть за себя.

До начала тренинговой работы с использованием метафорической куклы-модели курсанта Прохора у 50 курсантов первого курса (две группы по 25 человек) были измерены доминирующие механизмы психологической защиты. Использовался тест-опросник «Индекс жизненного стиля» (LIFE STYLE INDEX) Р. Плутчика, Г. Келлермана, Х.Р. Конте. Для определения статистической достоверности полученных результатов использовался t-критерий Стьюдента. Полученные значения сравнивались с нормативными. «До» начала тренинговой работы и «после» измерялись копинг-стратегии с помощью методики Дж. Амирхана «Индикатор копинг-стратегий».

Полученные результаты по методике «Индекс жизненного стиля» (LIFE STYLE INDEX) представлены в табл. 1.

Таблица 1. Результаты методики «Индекс жизненного стиля» (LIFE STYLE INDEX)

Механизм защиты Курсанты 1 группы t-критерий Стьюдента Курсанты 2 группы t-критерий Стьюдента

Отрицание 7,93 - 4,05 -

Вытеснение 4,2 - 5,88 -

Регрессия 4,23 4 9*** 2,81 8 99***

Компенсация 5,15 - 4,01 4 57***

Проекция 8,89 5,5*** 6,21 2,47**

Замещение 1,93 - 2,11 -

Интеллектуализация 8,62 - 3,34 -

р. образования 4,44 5,92 -

*** p<0,001; ** p<0,01; * p<0,05

У курсантов первого курса доминируют такие механизмы психологической защиты, как регрессия, компенсация, проекция (получены статистически достоверные показатели).

Данные защитные механизмы включаются для сдерживания эмоций: неуверенности в себе, страха неудачи, недостатка, неполноценности.

Таким образом, у курсантов первого курса доминируют те механизмы психологической защиты, которые связанны с непринятием себя, своих чувств, и приписывание их другим людям, что подтверждает правильность решения - использование третьего лица в тренингах, направленных на формирование профессионально важных качеств и личностного потенциала.

«До» и «после» тренинговых занятий, которые проводились в течение целого семестра, результаты, полученные по методике Дж. Амирхана «Индикатор копинг-стратегий», позволили выделить три базисные копинг-стратегии (КС) личности курсантов: разрешение проблем (РП), поиск социальной поддержки (ПСП), избегание проблем (ИП).

Полученные результаты по методике Дж. Амирхана по каждой базисной стратегии были объединены в группы в соответствии с их уровнем - высоким, средним, низким или очень низким. Данные процентной и бальной наполняемости групп размещены в табл. 2.

Таблица 2. Распределение базисных копинг-стратегий

Базисная стратегия Уровень базисной стратегии Курсанты 1 курса «До» начала тренинга Курсанты 1 курса «После» тренинга ф критерий Фишера

баллы % баллы %

Разрешение проблем (РП) Высокий 35 68,0 40,5 80,0

Средний 28 20,0 27 21,8

Низкий 17 12,0 - -

Очень низкий - - - -

Поиск социальной поддержки (ПСП) Высокий - - 30, 17,3

Средний 23 14,0 27 53,4 3,248**

Низкий 18,5 20, 2 16 20,3

Очень низкий 14 9,1 12 66,7 4,841**

Избегание проблем (ИП) Высокий 28 10 29,5 26,4

Средний 25,5 23 26,5 33 2,577*

Низкий 22 27 23 30,6

Очень низкий 16 40 18 10

* - p<0,05; ** - p<0,01

Полученные результаты позволяют прийти к выводу, что наблюдается тенденция увеличения показателей по базисной копинг-стратегии «Разрешение проблем» «до» и «после» проведения тренинга: так уровни «высокий» (80 %) и «средний» (20 %) наблюдаются у курсантов после тренинговых занятий. До проведения тренинга с использованием метафорической куклы-модели у курсантов были выявлены как «высокий» (68 %) и «средний» (20 %), так и «низкий» (12 %) уровень.

Согласно подходу Дж. Амирхана, высокий уровень стратегии РП указывает на высокую готовность и, как правило, способность эффективно разрешать возникающие проблемы, что свидетельствует о неких профессиональных и личностных качествах, позволяющих проявлять ответственность, лидерские качества, справляться с трудностями. Из трех базисных копинг-стратегий стратегия «разрешение проблем» является наиболее конструктивной, так как направлена на целеполагание, поиск возможных когнитивно-поведенческих решений, практических шагов по преодолению трудностей. Статистически значимых различий по данной стратегии выявлено не было.

По использованию стратегии «Поиск социальной поддержки» необходимо отметить, что «до» проведения тренинга у курсантов отсутствует высокий уровень ее использования. Основные показатели распределены по уровням «очень низкий» (66,7 %), «средний» (14,0 %) и «низкий» (23,7 %), что указывает на готовность обследуемых самостоятельно разрешать

возникшие сложности, проблемы, не дожидаясь поддержки извне. «После» проведения тренинговых занятий у курсантов ориентированность на социальную поддержку выражена на среднем уровне (53,4 %). Статистически значимые различия выявлены по уровням «средний» - 3,248 при р<0,01 и «очень низкий» - 4,841 при р<0,01.

Отмечается тенденция к уменьшению обращений к стратегии «избегание проблем». Средний уровень использования стратегии «Избегание проблем» указывает на то, что курсанты имеют представление об исполнении профессионального долга, связанного с необходимостью разрешать возникшие ситуации, а не избегать их. Статистически значимые различия выявлены по «среднему» уровню использования данной стратегии - 2,577 при р<0,05.

Следовательно, использование метафорической куклы-модели в профессиональной подготовке курсантов с использованием метода психологического тренинга не только показывает на эффективность работы, но также ставит новые задачи и открывает новые возможности:

- во-первых, необходимо совершенствовать разработанную программу психологического тренинга, состоящую из трех блоков по девять занятий в каждом. Каждый блок программы решает задачи по формированию профессионально важных качеств, лидерского потенциала и управленческих компетенций;

- во-вторых, использование куклы-модели позволяет использовать элементы сказкотерапии, а также метафорической карты, что возможно усилит эффект проводимой работы;

- в-третьих, практическое использование метафорической куклы-модели курсанта Прохора наглядно показывает на возможность применения нескольких кукол-моделей одновременно на одном занятии, что может повысить активность всех курсантов, выявить и скорректировать более глубокие внутриличностные проблемы.

Таким образом, процесс работы с куклой-моделью меняет и обогащает внутренний мир курсантов, открывает новые жизненные возможности, помогает познакомиться с самим собой, увидеть новые решения многих проблем.

Литература

1. Шленков А.В. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки в образовательных учреждениях МЧС России // Вестник С.-Петерб. ин-та ГПС МЧС России. 2005. № 3 (10). С. 109-115.

2. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. М., 1948. С. 267-269.

3. Лотман Ю.М. Куклы в системе культуры. Избранные статьи: в 3-х т. Таллин, 1992. Т. I. С. 377-380.

4. Грановская Р.М. Психологическая защита. М., 2007. 480 с.

Referencis

1. Shlenkov A.V. Psychological support of vocational training in educational institutions of the Ministry of Emergency Situations of Russia // Bulletin of the St. Petersburg Institute of the State Fire Service of the Ministry of Emergencies of Russia. - 2005. - No. 3 (10). P. 109-115.

2. Arkin E.A. Preschool age. M., 1948. P. 267-269.

3. Lotman Yu.M. Dolls in the system of culture. Selected articles. In the 3rd ed. Tallin, 1992. T. I. P. 377-380.

4. Granovskaya R.M. Psychological protection. M., 2007. 480 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.