Научная статья на тему 'Специфика иррационального в трактовке Анри Бергсона'

Специфика иррационального в трактовке Анри Бергсона Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
474
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика иррационального в трактовке Анри Бергсона»

УДК 165.611 П.В. Кучковский

Омский государственный технический университет, г. Омск

СПЕЦИФИКА ИРРАЦИОНАЛЬНОГО В ТРАКТОВКЕ АНРИ БЕРГСОНА

Вначале хотелось бы сказать несколько слов об иррациональном познании в целом. Дадим дефиницию этому многозначному явлению. «ИРРАЦИОНАЛИЗМ (от лат. irrationalis -неразумный, бессознательный) — в широком смысле философские учения, которые ограничивают, принижают или отрицают решающую роль разума в познании, выдвигая на первый план иные виды человеческих способностей — инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, воображение, чувства и т. д.»[1]

Здесь важно отметить, что иррациональное всегда присутствовало в культуре. Иррациональность присуща и мифологическому и религиозному и обыденному типу мировоззрения. А особенно ярко проявляется в сфере искусства. Однако нас интересует философский иррационализм. Как известно наш мир дуален или двойственен - складывается из взаимодействия противоположностей: на житейском уровне - мужчины и женщины, дня и ночи; на философском уровне - это представляется в виде противопоставления философских направлений материализма и идеализма, номинализма и реализма, рационализма и иррационализма. Иррационализм говорит, что способности разума ограниченны. Ведь как ни посмотри, но разум может анализировать только уже готовые формы мысли и произошедшие события, но не всю жизнь в ее полноте. Поэтому возникновение иррационализма является вполне закономерным явлением. И еще важно отметить, что европейский рационализм - это в первую

59

очередь научная «рациональность». Как раз в это время происходит важный духовный переворот в культуре европейской цивилизации. С появлением «дарвинизма», который стал доминировать над «креационизмом», наука свергла религию с того пьедестала в общественном сознании на котором она восседала. Плюс к этому вспомним, что основу экономической жизни Европы составляет капитализм, который поддерживает науку. Но, не все исследования, не так называемую «фундаментальную» науку, а исходит из принципа утилитаризма -нужно развивать только те направления, которые приносят пользу, прибыль. Все эти факторы и обуславливают важность иррационального подхода к пониманию действительности.

Итак, основоположниками философского иррационализма принято считать датского теолога и философа Серена Кьеркегора (1813-1855) и немецкого философа Артура Шопенгауэра (1788-1860). Предметом же нашего исследования является понятие иррационального у Анри Бергсона то необходимо дать определение такому направлению философской мысли как Философия Жизни, ярким представителем, которого он является. «ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ (Lebensphilosophie) — иррационалистическое направление, сложившееся в Германии (Ницше, Дильтей, Зиммель, Шпенглер, Клагес) и Франции (Бергсон) в конце XIX века и имеющих наибольшее влияние, примерно, до Второй мировой войны. В центре этой философии лежит понятие жизни как абсолютного, бесконечного уникального начала мира, которое в отличие от материи и сознания активно, многообразно, вечно движется. Жизнь нельзя понять с помощью чувства или разума, она постигается только интуитивно, доступна лишь переживанию. Возникла как оппозиция классическому рационализму».[2]

«БЕРГСОН (Bergson) Анри Луи (1859-1941) — французский философ и психолог, представитель интуитивизма и философии жизни, профессор Коллеж де Франс (1900—14); член Французской академии (1914); президент Академии моральных и политических наук (1914); лауреат Нобелевской премии по литературе (1927).

Продолжая традиции Б. Паскаля, Р. Декарта, Ж.Ж. Руссо, фр. спиритуализма 19 в. (Мен де Биран, Ж. Лашелье), англ. эмпиризма, романтизма, осмысливая новые достижения естественных наук — физики, биологии, психологии, — Б. поставил задачу создания синтетической формы «позитивной метафизики», преодолевающей односторонность механистиче-

ских, позитивистских способов философствования, а также умозрительность и спекулятивность рационалистической метафизики, и вместе с тем соединяющей специфическим образом глубинную метафизическую установку с конкретно-позитивной. Б. стоит у истоков антропологического направления современной философии, занимая место между позитивизмом и экзистенциализмом. Философия Б. оказала влияние на прагматизм, экзистенциализм, персонализм, католический модернизм, философию истории А. Тойнби, П. Тейяра де Шардена, Э. Леруа, X. Ортеги-и-Гассета и др.»[3]

Анри Бергсон был наиболее известным и влиятельным из всех французских философов первой половины XX века. Движущей силой его рассуждений предстает контраст между "результатом" познания - теориями и понятиями - и живой действительностью. Его стратегической идеей является необходимость "дополнить теорию познания теорией жизни". Он понимает жизнь как космическую энергию, витальную силу, как «жизненный порыв» (elan vital), сущность которого состоит в непрерывном воспроизведении себя и творчестве новых форм; биологическая форма жизни признается лишь одной из проявлений жизни наряду с душевнодуховными ее проявлениями. «Жизнь в действительности относится к порядку психологическому, а сущность психического — охватывать смутную множественность взаимно проникающих друг друга членов... Но то, что принадлежит к психологической природе, не может точно приложиться к пространству, ни войти вполне в рамки разума» [4]. Центральная категория философии Бергсона - жизнь, понимаемая как противоречивое единство духа и материи, осуществляемое в процессе реализации «жизненного порыва». Материя ставит границы

60

духу, но делает его действенным. Жизнь - это постоянное духовное преодоление косности материи и одновременно - потребность в вещественном закреплении результатов творческой деятельности духа. "Жизнь" Бергсон утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности. Она необратима и целостна; ей свойственна особая органическая память об уже совершенном. Все существующее в мире богатство предметов, теорий - это остатки, обломки пронесшегося жизненного потока, который оставил после себя множество форм, уже лишенных духовного начала. Материя - это угасание жизненного порыва.

Жизненный поток заключает в себе множество эволюционных возможностей, разветвлений эволюции, которые ведут к возникновению и относительному «застыванию» в своей определенности растений и животных. Обе эти ветви эволюции также разделяются на относительно устойчивые формообразования.

Направление движения жизненного потока уловить нельзя, жизнь неповторима. Можно лишь распознать этапы изменения различных материальных образований, которые являются результатом деградации жизни, застывающей в определённых косных формах. Неповторимость жизни неразрывно связана с невозможностью предвидеть, как она будет развертываться. Непредсказуемость, бесконечное многообразие, наличие особого внутреннего механизма аккумуляции прошлых достижений составляют особенности творческой эволюции.

Важнейшей характеристикой потока жизни является длительность (время). В физике, например, утверждает Бергсон, время - это не "настоящее" время. Чувствуя это, мы должны обратиться к характеристикам "истинного" времени. Бергсон утверждает, что под научным понятием времени - "опространствленным", "ненастоящим" - есть "реальная длительность", которая "нами испытывается". Вот здесь то и приходим мы, по мнению Бергсона, в соприкосновение с "истинной природой жизни". "Сущностью" мира для Бергсона есть "время", но это "качественное", "живое". Одни моменты жизни уходят безвозвратно, другие сохраняются навечно. Подлинное, т. е. жизненное, время Бергсон рассматривает как взаимопроникнутость всех элементов длительности, их внутреннюю связанность. Время как чистая «длительность» (duree), текучесть, изменчивость, с точки зрения Бергсона, это «изобретение, творчество форм, непрерывное изготовление абсолютно нового». Длительность выражает сущность жизненного потока, его необратимость, его способность к новому, особое умение различать не умерщвляя, различать прошлое, настоящее и будущее и в то же время рассматривать их как неразрывное единство. Длительность - это и характеристика нашего сознания, это наше Я, которое длиться. Бергсон сближает длительность, сознание и жизнь: «Длительность предполагает, следовательно, сознание, и уже в силу того, что мы приписываем вещам длящееся

время, мы вкладываем в глубину их некоторую дозу сознания». [5]

Бергсон считает, что "жизнь" ускользает от нас только потому, что мы пытаемся схватить ее интеллектуальными средствами, что похоже на попытку зачерпнуть воду решетом. Теоретическая реконструкция "жизни" невозможна - вот в чем Бергсон совершенно уверен. Сущность жизни, по Бергсону, может быть постигнута только с помощью интуиции, поскольку жизнь мы переживаем, и, значит, способны воспринять непосредственно. Интуиция призвана ответить на все вопросы, традиционно считавшиеся философскими. Интересна его трактовка интуиции. Интуиция - это инстинкт, лишенный практического интереса, она ведет нас в «самые недра жизни», позволяет увидеть дух изнутри, со стороны самого духа. Интуиция должна стать основным «органом» философии. Интуиция является органической частью жизненного потока. Интуиция сближается Бергсоном с памятью. Память переплавляет все прожитое и тем самым особым образом контролирует настоящее, толкая жизнь к новым формам. В концепции Бергсона метафизическая трактовка жизни соединяется с ее психологической интерпретацией: именно психологизмом проникнута и онтология (учение о бытии), и теория познания французского философа.

61

Трактовка «иррационального» данным философом является важным и перспективным в современной философской среде своей всеохватностью и оригинальностью.

2001.

Библиографический список

1.Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Степина,

2.Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1989 г.

3. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией

А.А. Ивина, 2004.

4. Бергсон А. Творческая эволюция. М., Спб., 1914. С. 230.

5.Философский словарь./Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. - М.: ООО —Издательство АСТ||, 2002 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.