Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА В РОССИИ'

СПЕЦИФИКА ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернет-маркетинг / цифровая революция / продвижение / маркетинговые коммуникации / контент / цифровые технологии / реклама / internet marketing / digital revolution / promotion / marketing communications / content / digital technologies / advertising

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — В.Р. Садченко

В статье рассмотрена специфика интернет-маркетинга в России. В исследовании указывается, что сегодня бизнес все чаще традиционным методам продвижения предпочитает продвижение в интернете. Подчеркивается, что компании все активнее используют цифровые каналы для коммуникативного взаимодействия с потребителями и осуществления прямых продаж. Кроме того, указывается, что большая часть проектов в интернете продвигаются с помощью таких технологий, как SEO-оптимизация; баннерная и контекстная реклама; E-mail рассылки; реклама в социальных сетях (SMM); видеоконтент; текстовый контент для аудитории. В исследовании особый акцент сделан на исследовании перспективных направлений российского интернет-маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF INTERNET MARKETING IN RUSSIA

The article examines the specifics of Internet marketing in Russia. The study indicates that today businesses increasingly prefer online promotion to traditional methods of promotion. It is emphasized that companies are increasingly using digital channels for communicative interaction with consumers and direct sales. In addition, it is indicated that most of the projects on the Internet are promoted using technologies such as SEO optimization; banner and contextual advertising; E-mail newsletters; advertising on social networks (SMM); video content; text content for the audience. In the study, special emphasis is placed on the study of promising areas of Russian Internet marketing.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА В РОССИИ»

СПЕЦИФИКА ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА В РОССИИ В.Р. Садченко, магистрант

Российский государственный гуманитарный университет (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-3-254-258

Аннотация. В статье рассмотрена специфика интернет-маркетинга в России. В исследовании указывается, что сегодня бизнес все чаще традиционным методам продвижения предпочитает продвижение в интернете. Подчеркивается, что компании все активнее используют цифровые каналы для коммуникативного взаимодействия с потребителями и осуществления прямых продаж. Кроме того, указывается, что большая часть проектов в интернете продвигаются с помощью таких технологий, как SEO-оптимизация; баннерная и контекстная реклама; E-mail рассылки; реклама в социальных сетях (SMM); видеоконтент; текстовый контент для аудитории. В исследовании особый акцент сделан на исследовании перспективных направлений российского интернет-маркетинга.

Ключевые слова: интернет-маркетинг, цифровая революция, продвижение, маркетинговые коммуникации, контент, цифровые технологии, реклама.

Интернет в России, как в любых развитых странах, является ключевым направлением совершенствования бизнеса, так как открывает широкие возможности для осуществления различного рода коммуникаций благодаря присущим ему свойствам глобализации и интерактивности.

В связи с этим, в настоящее время многие компании и организации, занимающиеся продажами, активно ведут свою деятельность в сети Интернет. Это связано с тем, что с развитием технологий и возможностей Интернета, он стал одним из самых эффективных и перспективных каналов продаж.

Однако, на российском рынке все еще остаются компании, являющиеся приверженцами традиционных методов продвижения [1].

Стоит отметить, что при использовании организациями традиционной рекламы общение является односторонним. Основными средствами традиционной рекламы, используемыми российскими компаниями, является телевизионная реклама или печатная реклама в газете. После их размещения владельцы организаций ждут и надеются, что потенциальные клиенты посетят их магазин и приобретут их товар.

Рассматривая особенности интернет-маркетинга в российских реалиях, важно

отметить, что в интернете ключевая роль на рынке спроса и предложения перешла от товаропроизводителей к потребителям: отдельная компания способна быстро привлекать внимание пользователей, но такая же возможность имеется у ее конкурентов, поэтому компании вынуждены соперничать за внимание потребителей в интернет-среде, налаживая и улучшая взаимодействие с ними [2].

Таким образом, в эпоху быстрого развития информационных технологий, интернет-маркетинг в России стал неотъемлемой частью успешной бизнес-стратегии для предприятий в различных отраслях.

Инструменты продвижения в интернет-маркетинге включают в себя: личные продажи, рекламу, стимулирование сбыта, паблик рилейшнз (связи с общественностью или PR), директ-маркетинг.

Однако, стоит указать, что существует ряд особенностей, так как эффективность всех этих средств напрямую зависит от вида рынка. Так, к примеру, если брать потребительский рынок, то, как правило, тут основные средства и усилия продвижения расходуются на рекламу и только после на стимулирование, личную продажу и PR.

Кроме того, стоит отметить, что на современном российском рынке большое количество потребителей проводят опреде-

ленную промышленную разведку (мониторинг компаний), прежде чем совершить крупную покупку товаров длительного пользования. Именно из-за этого основной упор ставится на брендинг, PR и личные продажи, а уже после на рекламу и стимулирование продаж. Другими словами, компании сегодня сталкиваются с необходимостью по максимуму использовать бренд.

Российский рынок постоянно претерпевают развитие и со временем превращается во все более структурированные системы, где слабые участники исчезают, а сильные укрепляют свои позиции.

Исследуя специфику онлайн-маркетинга в России, стоит остановиться на основных методах интернет-маркетинга, которые используются современными компаниями.

Так, большая часть проектов в интернете продвигаются с помощью следующих технологий:

- SEO-оптимизация, что даёт возможность улучшить позиции сайта в поисковой выдаче (сайт легче найти через поисковик);

- баннерная и контекстная реклама;

- Email рассылки;

- реклама в социальных сетях (SMM);

- видеоконтент;

- текстовый контент для аудитории.

Опишем некоторые основные методы

продвижения компании на интернет-рынках:

1. SMM (Social Media Marketing) - одна из наиболее распространенных на российском рынке технологий интернет-маркетинга, основанная на рекламе товаров, услуг, брендов и компаний в социальных сетях: VK, Одноклассники, Telegram и другие. SMM обеспечивает узнаваемость бренда, постоянное общение с клиентами и пробуждает интерес к рекламируемому продукту, что и обуславливает ее распространенность.

Основными формами SMM, применяемыми организациями разных отраслей, является ведение активного профиля в социальных сетях, общение с целевой аудиторией, вирусный маркетинг, создание позитивного имиджа.

2. Видео маркетинг. Видео - одна из самых быстрорастущих областей интернет-маркетинга. Данный метод продвижения сегодня в России не только популярен среди потенциальных клиентов, которые предпочитают смотреть на рекламу, а не читать, но и дает организации огромную гибкость в представлении своего бизнеса так, как это невозможно сделать с помощью одних слов.

YouTube является вторым по популярности поисковым инструментом после Google, и в нем фирмы бесплатно размещают свои видео.

Возможности использования видео действительно весьма широкие, что характеризует используемый инструмент в интернет-маркетинге как высокоэффективный. Требуется также отметить, что можно получить достаточно высокий финансовый результат, не вкладывая средства в дорогостоящее оборудование, что делает его легко доступным даже для малого бизнеса и обуславливает его повсеместную популярность.

3. Контент-маркетинг.

Контент - это слово, используемое для описания статей, постов, видео, изображений и всего, что составляет содержание веб-страницы компании.

Сайты, обогащённые контентом, сегодня рассматриваются как заслуживающие доверия. В связи с этим, этот метод интернет-маркетинга стал очень распространенным в последние годы.

Чаще всего для завоевания клиентов организация демонстрирует себя как эксперта в своей области. Если у организации есть веб-сайт для бизнеса, у нее должен быть раздел блога, который она на постоянной основе будет дополнять актуальной информацией.

Организации в условиях сильной конкуренции на интернет-рынке стремятся искать способы демонстрации своего контента как можно большему количеству целевой аудитории, потому что чем больше людей увидят его и посетят сайт.

4. Партнерский маркетинг. Его чаще всего используют организации, имеющие продукцию под собственным брендом, но не характеризующуюся наличием хороших

продаж. Аффилированный маркетинг -отличный способ заинтересовать других людей в продаже продукции данной компании, не наняв в свой штат дополнительно сотрудников в сфере интернет- маркетинга.

5. Оплата за клик (РРС) - это метод интернет-рекламы, которая используется для продвижения всех современных организаций, чтобы направлять трафик на вебсайты, а рекламодатели платят при нажатии на объявление. Компании для таких целей сегодня обращаются к таким сайтам, как Click Bank, Commission Junction и Epic Advertising, где происходит оплата за клик.

Стоит отметить, что PPC - это одно из эффективных средств распространения рекламы для людей, и поскольку организация платит только за тех, кто действительно нажимает на ссылку, владельцы бизнеса могут быть уверены, что платят только за людей, которые заинтересованы в их товарном предложении.

Для этого фирмы прибегают к таким инструмента, как Google Adwords и Яндекс Директ, позволяющие исследовать релевантные ключевые слова, чтобы убедиться, что маркетологи той или иной компании выбирают термины, которые ищут люди. Хорошее практическое правило заключается в том, что более длинные ключевые фразы позволяют лучше ориентироваться и, следовательно, дешевле кликать.

Стоит обозначить основные тенденции онлайн-маркетинга в России.

Статистика DemandSage показывает, что в 2023 число пользователей соцсетей в мире выросло до 4,9 млрд пользователей, а ожидается еще прирост до 5,85 млрд за следующие четыре года. Рост аудитории соцсетей - глобальный тренд, который охватывает и Россию [3].

В России из-за распространённости интернета только «Вконтакте» и «Телеграм» используют ежедневно почти половина населения. TikTok - четверть страны.

Рис. 2. Ресурсы интернет-маркетинга в России [3]

Анализируя социальные сети, стоит указать, что здесь всё ещё лидирует видеоконтент. Так, 66% пользователей привлекают видеоролики короче минуты. По аналитике Smart Insights, видео находятся на втором месте в В2С-маркетинге после коротких сообщений [5]. В этом случае короткие посты вырываются вперёд лишь потому, что это самый доступный формат коммуникации.

Организации в рамках высокой конкурентной среды стали чаще переходить на мультиканальность. Другими словами, используют сразу много каналов для связи с клиентом: присылаете клиенту дайджесты через почту, показываете интересный контент в соцсетях, отправляете информацию об акциях по СМС и рекламируете товары в таргете.

Одним из последних перспективных направлений онлайн-маркетинга стал искусственный интеллект, возможности которого бизнес адаптировал под эффективную взаимосвязь с клиентом. Так, современные компании прибегают к искусственному интеллекту для генерирования контента, делегируют ему часть рутинных задач.

Еще одно важное направления интернет-маркетинга - персонализация. Она предполагает индивидуальный подход к клиенту учет его личных потребностей. Так, персонализация весьма эффективно используется в отраслях, связанных с дизайном и строительством. Например, фирмы используют современные технологии для визуализации интерьера, что помогает клиенту увидеть его квартиру еще до приобретения [4].

Интернет-маркетинг дает возможность предпринимателям персонализировать маркетинговую стратегию. Он помогает организациям улучшить взаимодействие со своими потенциальными клиентами, превратив их в постоянных клиентов.

Нельзя не упомянуть повсеместное применение чат-ботов для коммуникации с клиентами. Так, чат-боты уже вовсю замещают менеджеров, позволяя осуществлять эффективную взаимосвязь. Например, есть сервисные чат-боты, выполняющие простые поручения: прием заказов, предоставление информации, подбор товаров и прочие.

Такое широкое распространение чат-ботов объясняется тем, что многим людям проще написать сообщение, а не позвонить, потому что звонки для них не ком-

фортны психологически или они просто не хотят тратить лишнее время, а предпочитают сразу получить конкретный ответ без лишней ненужной информации.

Чат-боты для бизнеса являются инструментом автоматизации, каналом маркетинга и способом распространения контента. Также мессенджеры в современном мире стали полноценным каналом продаж. Боты снимают часть рутинных задач с работников, сокращают время на информационную поддержку, ускоряют обслуживание клиентов и повышают качество.

Одним из самых перспективных каналов в современных российских реалиях становятся рассылки посредством ботов через мессенджеры, в частности Телеграм, WhatsApp и другие.

Таким образом, рассмотрев специфику онлайн-маркетинга в России, можно сделать вывод, что сегодня бизнес все чаще традиционным методам продвижения предпочитает продвижение в интернете.

Большая часть проектов в интернете продвигаются с помощью таких технологий, как SEO-оптимизация; баннерная и контекстная реклама; E-mail рассылки; реклама в социальных сетях (SMM); видеоконтент; текстовый контент для аудитории. Кроме того, в современных активно меняющихся условиях наблюдается постоянный переход от менее эффективных каналов коммуникации к более эффективным. Так, среди перспективных направлений интернет-маркетинга на российском рынке можно выделить: видеоконтент; мультиканальность; применение искусственного интеллекта; персонализацию; геймификацию и т.д.

Библиографический список

1. Диянова, С.Н. Концепция маркетинга современных форматов розничной торговли // Молодой ученый. - 2019. - № 7. - С. 82-86.

2. Ковалева И.В., Чубатюк Е. Развитие интернет-маркетинга в продвижении товаров на рынке: теоретический аспект // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 7. -С. 63-68.

3. Маркетинг 2024: главные тренды и неочевидные наблюдения. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rb.ru/opinion/marketing-2024/?ysclid=lwlut4154e380771550 (дата обращения 18.05.24).

4. Шевченко Д.А. Цифровой маркетинг: обзор каналов и инструментов // Практический маркетинг. - 2019. - № 10 (272). - С. 29-37.

5. Marketplace analysis. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.smartinsights.com/marketplace-analysis/ (дата обращения 22.05.24).

THE SPECIFICS OF INTERNET MARKETING IN RUSSIA

V.R. Sadchenko, Graduate Student Russian State University for the Humanities (Russia, Moscow)

Abstract. The article examines the specifics of Internet marketing in Russia. The study indicates that today businesses increasingly prefer online promotion to traditional methods of promotion. It is emphasized that companies are increasingly using digital channels for communicative interaction with consumers and direct sales. In addition, it is indicated that most of the projects on the Internet are promoted using technologies such as SEO optimization; banner and contextual advertising; E-mail newsletters; advertising on social networks (SMM); video content; text content for the audience. In the study, special emphasis is placed on the study ofprom-ising areas of Russian Internet marketing.

Keywords: internet marketing, digital revolution, promotion, marketing communications, content, digital technologies, advertising.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.