Научная статья на тему 'Специфика интеграционной модели Таможенного союза евразийских государств'

Специфика интеграционной модели Таможенного союза евразийских государств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / БИЗНЕС-СРЕДА / ИНТЕГРАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / МОТИВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кольбаев М. К.

В данной статье раскрыта специфика создания евразийского Таможенного союза с обоснованием его структурно-функциональной модели и перспектив перехода на новые ступени интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика интеграционной модели Таможенного союза евразийских государств»

родное производственное, информационное, транспортное и торговое сообщество.

В области развития морских портов важнейшей задачей является обеспечение перевалки российских внешнеторговых (в основном экспортных) грузов, переключение российских грузопотоков из портов сопредельных стран на отечественные порты.

Подпрограммой «Морской транспорт» предусмотрено развитие терминалов нефтяной и газовой отрасли. Для перевалки сырой нефти и нефтепродуктов на экспорт в Финском заливе предусмотрено строительство нового порта в районе г. Приморска. В Южном порту выполняется строительство глубоководных причалов для нефтегрузов в портах Новороссийск и Туапсе. На Дальнем Востоке - строительство нефтеперевалочных комплексов в портах Восточный и Де-Кастри. В портах Высоцк, Железный Рог и Восточный предусмотрено строительство перегрузочных комплексов для аммиака, метанола и сжиженного углеводородного газа суммарной мощностью 7 млн. т/год.

Список литературы:

1. Котиков Ю.Г. Основы теории транспортных систем: учеб. пособие. -СПб.: СПбГАСУ 2000.

2. Постановления Правительства РФ (в ред. от 18 апреля 2011 года № 293) «О федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)».

СПЕЦИФИКА ИНТЕГРАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ

© Кольбаев М.К.*

Академия экономики и права им. академика Джолдасбекова, Республика Казахстан, г. Талдыкорган

В данной статье раскрыта специфика создания евразийского Таможенного союза с обоснованием его структурно-функциональной модели и перспектив перехода на новые ступени интеграции.

Ключевые слова: таможенный союз, инвестиционный климат, бизнес-среда, интеграционная модель, мотивационный механизм.

В последние годы в системе евразийской интеграции произошла существенные преобразования весьма позитивного характера. Так, с января 2010 го-

* Заведующий кафедрой.

да начал функционировать Таможенный союз, созданный по инициативе трех наиболее, крупных государств СНГ - России, Казахстана и Беларуси. Эти государства и ранее активно взаимодействовали в рамках региональной группы - ЕврАзЭС-3, где в качестве одной из важнейших интеграционных целей выдвигалось создание единой Таможенной территории, позволяющей рационализировать использование интеграционного капитала. По существу, Таможенный союз представляет собой особую форму интеграции с отменой национальных таможенных тарифов, таможенных границ и пошлин между его членами и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран, образование единой таможенной территории с над национальными органами, координирующими проведение согласованной внешнеторговой политики.

Очевидно, что организационный формат Таможенного союза, как интеграционного образования, достаточно жесткий и его создание требует тщательной подготовки со стороны всех его потенциальных членов. В мировой практике отчет создания таких союзов ведется с 1834 года (германский Таможенный союз) с последующим распространением на другие регионы мира аналогичных форматов интеграции [1]. Как правило, их создание означает переход, во-первых, на более высокую ступень интеграции, а во-вторых подготовку к новым интеграционным преобразованиям в русле реализации стратегических приоритетов развития стран-участниц таможенного союза.

Так, создание таможенного союза евразийских государств потребовало достаточно длительного времени подготовительной работы и двух попыток к реализации самой идеи. Первое соглашение о создание ТС было подписано между Россией и Беларусью в январе 1995 года, чуть позже присоединились Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Однако, на этом этапе интегрирование в Таможенной союз не принесло существенных результатов. В этом плане вполне правомерно оценка, данная известным экспертом по интеграции Н. Исингариньгм, что «ахиллесовой пятой стало неточное соблюдение согласованных и принятых решений, в основном из-за низкой дисциплины исполнительных структур» [2]. В частности, не удалось полностью реализовать свой потенциал Международному экономическому комитету, созданному в рамках Таможенного союза из за разногласий его членов в координации своих действий. По существу, в тот период молодым независимым государствам на постсоветском пространстве, осуществляющим рыночные преобразования, не удалось создать достаточно эффективный мотивацион-ный механизм к интеграции на более жестких условиях.

К реализации идеи создания Таможенного союза евразийские государства вернулись в 2006 году, оформив свои решения уже через год, когда начал Функционировать Межгосударственный совет и комиссия Таможенного союза как единый постоянно действующий орган, подготовившая до 2010 года существенную нормативно-правовую базу и весь необходимый регламент для деятельности новой интеграционной структуры в рамках евразийской инте-

грации. Однако, потребовался еще переходный период до июля 2010 года, чтобы полностью согласовать ряд функциональных проблем и устранить некоторые разногласия между странами-участницами нового таможенного союза в мировом сообществе.

Как показывает мировая практика к созданию Таможенного союза, как предельно регламентированного в своем правовом режиме и функционально жесткого своей организации, его члены подходят, целенаправленно реализуя сложный мотивационный механизм. В таком механизме тесно переплетены как общие интеграционные мотивы, так и сугубо национальные интересы в реальности. Все это находит выражение в конкретных структурно-функциональных моделях интегрирования в таможенные союзы, как определенные интеграционные образования, позволяющие более рационально решать комплекс сложных задач в русле выделенного нами мотивационного механизма.

Наш взгляд, выделение особого мотивационного механизма при создании конкретного Таможенного союза весьма важно с двух позиции. Во первых, оно объективизирует все стороны интеграционного процесса, а во-вторых, всесторонне отражает субъективные его компоненты, предопределяя тем самым характер интегрирования в союз и, что самое важное - его перспективность и интеграционную активность в мире хозяйственных связах. По существу, рациональное задействование мотивационного механизма интегрирования в конкретной Таможенный союз и есть основа его стратегии и режима функционирования в не просто расширенном интеграционном пространстве, а функционально обновленном, целенаправленном и динамично развивающемся с учетом постоянно меняющейся конкурентной среды хозяйствования в мировом сообществе. Важно также, что наряду с функциональным обновлением интеграционного пространства особым образом структурируется все взаимосвязи в таможенном союзе - экономические, социальные, политические и другие. Отсюда - специфичные моделирование интеграционного движения в конкретный Таможенный союз, базирующейся на определенных структурно-функциональных блоках - рис. 1.

В соответствии с рис. 1 выделены специфичные структурные и функциональные блоки евразийского Таможенного союза. Так, в структурном отношении высокую роль играют комиссия Таможенного союза, Евразийский банк, Антикризисный фонд и Центр высоких технологий. Взаимосогласованное действие этих структур позволяет реализовать в рамках ТС комплекс мер по повышению инвестиционной активности, унификации тарифной политики, расширению товарооборота между его странами, а на основе постоянного системного мониторинга единой таможенной территории совершенствовать в нем регулятивную среду в различных сферах хозяйствования, обеспечивая экономическую и политическую безопасность странами ТС, постепенно подготавливая механизмы для включения в новые интеграционные образования, как в рамках евразийской интеграции, так и в системе мировой экономики.

Рис. 1. Интеграционная модель Евразийского Таможенного союза

Источник: составлено автором.

Следует отметить, что создание единой таможенной территорий является базовым организационным подходом для каждого таможенного союза, поскольку важнейшие его принципы решаются с помощью рычагов специфичной таможенной политики. К ним относятся следующие:

- отмена таможенных пошлин и каких-либо ограничений во взаимной торговле между странами - участницами союза, что способствует беспрепятственному передвижению их товаров;

- реорганизация системы таможенного оформления и контроля на внутренних границах стран Таможенного союза с отменой документации и переносом согласованных действий в этом плане на внешний периметр границ данного союза;

- создание единой системы Таможенного управления с рационализацией инструментария таможенной политики, унификацией ее стандартов, адекватно прогрессивным нормам в мировой практике;

Обновление принципиальной основы таможенной политики рационализирует не только действия созданной таможенной территорий, но и практически все стороны социально-экономической жизни стран-участниц. Так, важно, что создание евразийского Таможенного союза шло довольно экстремальных условиях глобальной финансовой рецессии и сам процесс интегрирования в него сопровождался активизацией усилий различных стран по разработке антикризисных мер. Отсюда - привнесение в стратегию Таможенного союза специфичного инструментария по снижению рисков (у инвесторов) и превентивных мер институционального характера (Антикризисный фонд). Все это достаточно серьезно улучшает инвестиционный климат и развития бизнес-среды в странах-участницах евразийского Таможенного союза.

Немаловажное значение создание Таможенного союза имеет и для социальной жизни интегрируемых в него государств. Так, с расширением оборотов внешней торговли происходит насыщение внутренних рынков. Одновременно происходит обновление ассортимента товаров, что качественно меняет систему жизнеобеспечения в странах союза, приближая ее к прогрессивным международным стандартам. Все это вкупе существенно модернизирует социально-экономическое обустройство в странах-участницах евразийского Таможенного союза, расширяя в ней конкурентную среду хозяйствования и повышая одновременно качество жизни их населения, а тем самым создавая мощный импульс для усиления мотивационного механизма к еще более глубокой интеграции.

Интеграционная модель Таможенного союза евразийский государств в построена с учетом достаточного широкого спектра интересов, формирующих их мотивацию к интеграции в таком формате интеграционного взаимодействия, когда усилия должна быть равно направлены, а мотивы каждого из членов данного союза не обойдены. Так, в ходе создания Таможенного союза было изучено 11 тысяч товарных знаков, чтобы перейти к единому тарифу, многообразия условий производства товаров в каждой из его стран, их качество и востребованность на различных рынках и многие другие параметры торговли, а также производства и потребления.

Сложность интеграции в таком формате отмечались многими экспертами в разных странах создаваемого Таможенного союза, в том числе, и в Казахстане. Так, существенный прогресс для экономики Казахстана видится в том, что в Таможенном союзе, когда для россиян и белорусов, так же, как и для нас, подорожают товары, ввозимые из-за переделов Союза, может ока-

заться востребованной казахстанская продукция, которую до сих пор в Россию и Беларусь ввозили из третьих стран. Например, такие товары, как мясо, шерсть, кожевенное сырье из Казахстана, в соответствии с идеологией Таможенного союза, должны для России и Беларуси стать предпочтительнее, чем, скажем, из Монголии при прочих равных условиях. Соглашение по выражению железнодорожных тарифов позволит увеличить товарооборот и грузооборот между нашими странами на 30 процентов.

Кроме перечисленного, ограничение импорта из третьих стран должно привести к углублению кооперации между реальными секторами экономики стран Таможенного союза. Например, уменьшение импорта подержанных автомобилей из Европы и Японии будет способствовать повышению спроса на российские автомашины. Это, в свою очередь, приведет к росту объемов производства автомобилей в России. А технологическая общность стран Таможенного союза, сохранившая с советских времен, позволяет Казахстану участвовать в этом производстве [3].

В настоящее время, по происшествии почты двух лет после создания Таможенного союза евразийских государств можно сделать вывод о том, что интеграционные ожидания в своей основе были достаточно просчитанными. По данным статистических органов к 2011 году рост ВВП по Таможенному союзу в среднем составил 105,4 процента, а по прогнозу на 2012 год - 103,4 процента. При этом в каждой из его стран участниц темпы роста по данному показателю в 1,5-2 раза превысили запланированные уровни [4]. По существу это свидетельствует о высокой результативности интеграционной политики, рациональном задействовании интеграционного капитала и перспективности созданного союза в системе евразийской интеграции.

В месте с тем, следует отметить, что в интеграционном взаимодействии евразийских государств в Таможенном союзе есть особый комплекс проблем, когда унификация стандартов неоднозначно эффективна для всех стран-участниц, либо их отдельных регионов или отраслей. В частности, нормы по дотации сельского хозяйства на уровне 10 процентов от бюджетов стран не являются оптимальными для развития данной отрасли, если не учитывать еще и ее долю в ВВП страны, специфичные карты сельскохозяйственных работ, природные условия и ряд других факторов, формирующих функционирование отрасли в стране.

Регионализация страны так же имеет функциональное значение в формировании интеграционного капитала Таможенного союза. Особенно важно учитывать стартовые условия при вхождении в союз по социальным стандартам, которые в Казахстане, например, весьма разно уровневые, чтобы избежать еще больших перекосов в социальной обустройстве общества. Кроме того, важен фактор приграничности регионов к третьим странам, чтобы отслеживать теневые товарные потоки, формирующиеся из-за традиционно сложившейся торговли с ними. Такие проблемы нельзя решить только принятием единого Таможенного кодекса или усилиями одной только Комиссии

Таможенного союза. Необходимо, на наш взгляд, функциональное структурирование Комиссии по узловым проблемами регионов тем более, что и Россия и Казахстан обширны территориально, в отличии от Беларуси, более компактной в этом отношении. Такого рода проблемы неизбежны при создании относительный большого интеграционного пространства, несмотря на небольшое число стран-участниц евразийского таможенного союза, но как правило они решаются по мере усиления их интеграционной активности без углубления согласованных действий в данном союзе.

В целом, интеграционная модель евразийского Таможенного союза, построенная на отработанной в мировой практике принципиальной схеме, вместе с тем на наш взгляд имеет ряд специфичных черт, а именно:

- субъекты интеграции представляют собой уже бывших ранее взаимосвязанных экономических субъектов в рамках советской формации и других интегрированных структур СНГ, ЕврАзЭС-3;

- равный системный уровень субъектов интеграции, имеющих общие приоритеты по модернизации социально-экономических систем;

- достаточно сформировавшийся мотивационный механизм для интегрирования на более высокие ступени, также определенные в стратегической платформе евразийской интеграции: ЕЭП и Евразийский Экономический союз.

Все это позволяет евразийским государством активно интегрироваться в различные мировые сообщества, постоянно повышая свой интеграционный статус и решая задачи по общественной модернизации своих экономик.

Список литературы:

1. Чеботарев А. Таможенный союз: Мировой опыт и Казахстанские реалии // «Архив». - 2010. - № 7 (23).

2. Исингарин Н.К. Проблемы интеграции в СНГ. - Алматы, 1998. - С. 104.

3. Отчет Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан. - Астана, 2012.

4. Статистический сборник СНГ. - М., 2012.

ФОНДОВЫЕ РЫНКИ. ВЛИЯНИЕ НА НИХ ГЛОБАЛЬНЫХ КРИЗИСОВ

© Туркова Д.С.*

Институт управления бизнес процессами и экономики Сибирского федерального университета, г. Красноярск

В данной статье выявлены основные причины фондовых кризисов 1998 года и 2008 года. Просматривается влияние внутренних факторов

* Магистрант кафедры «Финансовая экономика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.