Научная статья на тему 'Перспективы экономической интеграции на постсоветском пространстве и место в ней региональных банков развития'

Перспективы экономической интеграции на постсоветском пространстве и место в ней региональных банков развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
753
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MULTILATERAL DEVELOPMENT BANKS / REGIONAL INTEGRATION / CIS / EURASEU

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролова Анна Васильевна

В статье рассматриваются особенности интеграционных процессов на постсоветском пространстве. В частности, затрагивается вопрос о роли России в этих процессах, а также опыт создания интеграционных групп на территории бывшего СССР. Особое место в статье отведено деятельности банков развития с участием России в процессах региональной интеграции. Рассмотрен опыт Евразийского банка развития по финансированию проектов регионального значения и его роль в обеспечении развития производства и инфраструктуры в ЕврАзЭС. Кроме того, анализируются перспективы дальнейшей интеграции в регионе и возможность перехода к Таможенному союзу и единому финансовому пространству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVES OF ECONOMIC INTEGRATION ON THE POST-SOVIET TERRITORY AND THE ROLE OF REGIONAL DEVELOPMENT BANKS IN THIS PROCESS

This article presents the peculiarities of integration processes on the post-Soviet territory. In particular, the author points out the role of Russia in these processes, and considers the existing experience of integration unions of ex-Soviet republics. An important part of the article is dedicated to the activities of regional banks of development in the regional integration processes. The author examines the experience of Eurasian Bank of Development in financing regional projects and its impact on industrial and infrastructural development in the Eurasian Economic Union (EurAsEU). Moreover, the article touches upon the prospects of further integration in the region and the potential transition to a Customs union and a common financial space.

Текст научной работы на тему «Перспективы экономической интеграции на постсоветском пространстве и место в ней региональных банков развития»

ФИНАНСЫ, БАНКИ, АУДИТ

А.В. Фролова

УДК 339.924

Перспективы экономической интеграции на постсоветском пространстве и место в ней региональных банков развития

В статье рассматриваются особенности интеграционных процессов на постсоветском пространстве. В частности, затрагивается вопрос о роли России в этих процессах, а также опыт создания интеграционных групп на территории бывшего СССР. Особое место в статье отведено деятельности банков развития с участием России в процессах региональной интеграции. Рассмотрен опыт Евразийского банка развития по финансированию проектов регионального значения и его роль в обеспечении развития производства и инфраструктуры в Евр-АзЭС. Кроме того, анализируются перспективы дальнейшей интеграции в регионе и возможность перехода к Таможенному союзу и единому финансовому пространству.

В современной мировой практике под многосторонними банками развития подразумеваются некоммерческие организации, создаваемые на основе многосторонних межгосударственных договоров и призванные финансировать региональные проекты по социально-экономическому развитию. Необходимо отметить, что финансирование таких проектов способствует значительному сближению экономических систем стран региона как прямым путем через реализацию непосредственно интеграционных проектов, так и косвенным, благодаря координированию действий стран-участниц на экономическом и политическом уровнях.

В настоящее время в мире функционирует большое количество банков развития в рамках различных интеграционных союзов, среди которых можно назвать Карибский банк развития (в рамках союза КАРИКОМ), Андская корпорация развития (в рамках Андского сообщества и всего Южноамериканского региона), Банк торговли и развития Восточной и Южной Африки (в рамках Общего рынка Восточной и Южной Африки) и др.

Для нас особый интерес с точки зрения содействия региональной интеграции представляет деятельность таких институтов развития на постсовет© Фролова А.В., 2012

ском пространстве. После распада СССР обозначилась тенденция, когда страны, вышедшие из его состава, стали стремиться к независимости и самоопределению. Бывшие советские республики пытались наладить экономические отношения в основном с внерегиональными партнерами, что существенно замедлило процесс создания интеграционных групп (в частности, можно отметить продолжительное снижение объемов взаимного товарооборота между различными республиками). Тем не менее вскоре стало очевидно, что для успешного включения бывших советских республик в мировые экономические процессы и повышения их роли в глобальной экономике им необходимо наладить тесное сотрудничество внутри региона. Тем более, что для укрепления регионального сотрудничества на постсоветском пространстве существует много предпосылок, и в первую очередь, это — общность исторического развития стран региона с едиными экономико-политической системой, инфраструктурой, менталитетом населения и правящих элит.

Рисунок 1. Динамика среднего уровня взаимного экспорта товаров стран СНГ

(в млн. долларов) Источник: UNCTAD Statistics

На рисунке 1 представлена динамика среднего уровня взаимного экспорта стран СНГ за период с 1996 года по 2009 год. Анализ данной динамики позволяет отметить, что до 1998 года взаимный экспорт стран СНГ снижался, а в период с 1998 года по 2002 год оставался на очень низком уровне. Однако начиная с 2002 года этот показатель приобрел ярко выраженную положительную тенденцию, что свидетельствует об усилении внешнеторговых связей между странами региона.

Особая важность интеграции на постсоветском пространстве становится очевидной во времена кризиса, когда обнаруживается, что внутрирегиональный рынок находится в слишком высокой зависимости от внешних факторов. В частности, можно заметить, что в 2009 году объемы взаимного

экспорта товаров значительно снизились вследствие мирового финансово-экономического кризиса, негативно отразившегося на экономическом развитии всех стран региона, как, впрочем, и мира. Соответственно, в целях обеспечения стабильного развития в посткризисный период очень важно налаживать взаимовыгодные экономико-политические отношения. Таким образом, функционирование региональных банков развития на постсоветском пространстве поможет не только повысить социально-экономический уровень стран благодаря финансированию проектов развития, но и улучшить качество политических отношений и повысить эффективность совместного и согласованного решения поставленных задач.

В данной связи встает вопрос о роли России в процессе создания интеграционных союзов на постсоветском пространстве. Являясь крупнейшей и по территории, и по экономическому весу страной региона, она имеет возможность стимулировать другие страны к укреплению сотрудничества, к проведению многосторонних переговоров и к развитию взаимовыгодных экономических отношений в результате региональной интеграции.

В настоящее время на территории бывшего СССР функционирует четыре интеграционные группы: Содружество независимых государств (СНГ), Единое экономическое пространство, Евразийское экономическое сообщество и Союзное государство Россия — Белоруссия. Эти группы имеют, однако, разную степень интеграции.

Содружество независимых государств (СНГ) было образовано сразу после распада СССР в 1991 году. Декларация, подписанная первыми участниками Содружества, предусматривала право стран на самоопределение, на суверенитет, а также их взаимодействие на основе равенства.

В сентябре 1993 года в рамках СНГ был подписан Договор «О создании Экономического союза», который регулировал вопросы по следующим пунктам [1]:

• формирование общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы, капиталов;

• выработка согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической политики;

• сближение методов регулирования хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий для развития прямых производственных связей.

Тем не менее подписание этого договора до сих пор не привело страны СНГ к созданию эффективного интеграционного союза, поскольку многие из намеченных направлений сотрудничества так и остались на бумаге.

В октябре 2000 года главами государств пяти стран (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан) был подписан Договор «Об учреждении Евразийского экономического сообщества». В настоящее время Армения, Молдова и Украина обладают статусом наблюдателя при ЕврАзЭС.

В декабре 2005 года к этой организации присоединился Узбекистан, который в декабре 2008 года приостановил членство в ЕврАзЭС.

Основным направлением деятельности ЕврАзЭС является формирование единого экономического пространства благодаря межгосударственному сотрудничеству между странами-членами. В рамках этого сотрудничества решаются вопросы создания единого таможенного пространства и условий для перехода к общему рынку, обеспечения свободного движения капитала и формирования общего финансового рынка, гармонизации валют-но-денежной политики стран, сближения национальных законодательств с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.

Кроме того, в сентябре 2003 года четырьмя странами — Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Российской Федерацией и Украиной — было подписано соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП).

Для эффективного и взаимовыгодного сотрудничества и реализации важных интеграционных проектов в рамках некоторых интеграционных групп были созданы особые механизмы финансирования. Целью создания таких механизмов на постсоветском пространстве является решение проблемы аккумулирования и перераспределения средств. Особенностью интеграционных процессов в регионе является тот факт, что основной вклад в финансирование проектов, имеющих региональное значение, делает Россия. Таким образом, создание многостороннего банка развития помогает решить проблему справедливого распределения средств с учетом интересов всех вовлеченных в интеграционные процессы сторон, определяя основные аспекты сотрудничества в направлении региональной интеграции и консультируя государства в вопросах наиболее оптимального использования инвестируемых средств.

В настоящее время на территории бывшего СССР функционирует лишь два крупных региональных финансовых института с участием России, подпадающих под определение региональных банков развития: Межгосударственный банк (созданный в СНГ в 1993 году) и Евразийский банк развития — ЕАБР (созданный в 2006 году), которые были учреждены с целью продвижения и углубления интеграционных процессов в регионе.

Тем не менее деятельность Межгосударственного банка, хотя и направлена на содействие экономической интеграции, сосредоточена в основном на обеспечении международных расчетов в национальных валютах. В перечень его приоритетных задач входят [2]:

• создание механизма расчетов для проведения трансграничных платежей в национальных валютах;

• кредитование внешнеторговых операций стран СНГ в национальных валютах;

• участие в реализации инвестиционных проектов, имеющих межгосударственное значение.

Что же касается Евразийского банка развития (ЕАБР), то он имеет существенные перспективы деятельности в области содействия региональной интеграции в ЕврАзЭС. Банк был учрежден в январе 2006 года и официально начал свою деятельность уже с июня 2006 года. Первоначально его учредителями стали два государства ЕврАзЭС — Российская Федерация и Республика Казахстан. Однако к настоящему времени в число участников Банка вошли Республика Армения (2009 год), Республика Таджикистан (2009 год) и Республика Беларусь.

На сегодняшний день уставный капитал ЕАБР, сформированный за счет взносов его участников, превышает 1,5 млрд. долларов. Размеры взносов значительно различаются. Так, самый большой взнос сделанный Российской Федерацией, составляет 1 млрд. долларов. Взносы других участников распределены следующим образом: Казахстан — 500 млн. долларов, Белоруссия — 15 млн. долл., Таджикистан — 500 тыс. долларов, Армения — 100 тыс. долларов.

Евразийский банк развития призван содействовать экономическому развитию стран-участниц путем расширения торгово-экономических связей между ними. Благодаря реализации инвестиционной деятельности и осуществлению финансирования различных проектов Банк способствует углублению интеграционных процессов на всем постсоветском пространстве.

Согласно «Положению об инвестиционной деятельности Евразийского банка развития», Банк финансирует проекты по следующим направлениям [3]:

• развитие и модернизация инфраструктуры в целях углубления сотрудничества стран;

• развитие рыночной экономики в государствах-членах;

• повышение эффективности использования природных ресурсов, охрана окружающей среды и улучшение экологической обстановки;

• повышение конкурентоспособности производственного сектора, развитие высокотехнологичного производства и инноваций;

• развитие малого и среднего бизнеса посредством кредитования или прямых инвестиций в организации, осуществляющие поддержку малого и среднего предпринимательства;

• формирование финансово-инвестиционных механизмов поддержки интеграционных процессов.

Таким образом, учреждение Евразийского банка развития в 2006 году стало стратегически важным шагом на пути к экономическому развитию стран и к углублению интеграционных процессов.

Для оценки роли Евразийского банка развития в содействии региональной интеграции на постсоветском пространстве рассмотрим уже существующий опыт финансирования им проектов развития и проанализируем достигнутые результаты.

В первую очередь необходимо отметить, что приоритетными для Банка отраслями являются: электроэнергетика, транспортная инфраструктура, агропромышленный комплекс и инновации, то есть те отрасли, которые составляют основу экономического развития в странах-членах и их экспортно-импортных отношений.

К настоящему времени ЕАБР сформировал проектный портфель на сумму около 3 млрд. долларов для инвестирования в значимые проекты развития на территории ЕврАзЭС и СНГ. Основная доля этих проектов приходится на развитие энергетической и транспортной отраслей. В частности, ЕАБР принял участие в финансировании модернизации Экибастуз-ской ГРЭС-2 в Казахстане и в проекте создания нового российского авиалайнера «Сухой SuperJet 100».

Соглашение с Экибастузской ГРЭС-2 предусматривает финансирование реконструкции действующих производственных мощностей на сумму более 90 млн. долларов. Кроме того, предполагается дальнейшее строительство новых энергоблоков. Реализация этих проектов по модернизации и строительству энергоблоков будет способствовать формированию единого энергетического рынка в рамках ЕврАзЭС.

Соглашение ЕАБР с компанией «Гражданские самолеты Сухого» предусматривает участие банка в проекте по разработке, производству и реализации российского регионального авиалайнера нового поколения на сумму до 150 млн. долларов. Следует отметить, что реализация этого проекта не только поможет развить отрасль российского гражданского авиастроения, но будет способствовать налаживанию торгово-экономических отношений в регионе, поскольку предполагаются закупки новых самолетов авиакомпаниями стран ЕврАзЭС и СНГ.

ЕАБР осуществляет финансирование строительства Тихвинского вагоностроительного завода в Ленинградской области. Целью проекта является создание высокотехнологичного производства, способного эффективно выпускать современные грузовые вагоны, в том числе вагоны нового поколения, что будет способствовать общему развитию и повышению эффективности железнодорожных перевозок.

Кроме того, в области развития транспортной инфраструктуры предусмотрено финансирование крупного инфраструктурного проекта на северо-западе России по строительству современного портового терминала в морском торговом порту Усть-Луга. Реализация проекта позволяет еще более расширить экспортные возможности российских производителей и увеличить объемы внешней торговли России.

Таким образом, реализация данных инвестиционных проектов призвана способствовать экономическому росту стран-участниц, развитию их транспортной и энергетической систем. Вместе с тем эти программы имеют и важное региональное значение, поскольку они стимулируют рост взаимной торговли между странами и укрепление межгосударственного со-

трудничества. Так, ежегодный прирост объемов взаимной торговли между государствами-членами оценивается в 1,6 млрд. долларов, а взаимных инвестиций — в 800 млн. долларов. [4]

Участие ЕАБР в посткризисном развитии региона

В условиях мировых кризисных потрясений, когда стабильность и устойчивость экономик стран снижаются, развитие внешнеэкономических связей между странами замедляет свои темпы, поскольку страны стремятся в первую очередь решить свои внутренние экономические проблемы. Такая ситуация наблюдалась и в отношениях стран на территории СНГ. Для преодоления последствий глобального кризиса, для обеспечения долгосрочной устойчивости экономик стран и для стимулирования дальнейших интеграционных процессов в ЕврАзЭС в 2009 году при участии ЕАБР был создан Антикризисный фонд ЕврАзЭС (АКФ). При этом ЕАБР был наделен функциями управляющего средствами Фонда, что говорит о высоком доверии государств к Банку, как к действенному инвестиционному механизму.

Для реализации своих основных целей АКФ предоставляет финансовые и инвестиционные кредиты: финансовые кредиты выдаются правительствам государств-членов для поддержания их бюджетов, платежных балансов и курсов их национальных валют, а инвестиционные кредиты призваны финансировать межгосударственные проекты. Летом 2010 года Таджикистану был выдан первый финансовый кредит размером 70 млн. долларов с целью повысить его общую платежеспособность, устойчивость платежного баланса, помочь государству противостоять негативным последствиям мирового кризиса и стимулировать дальнейший экономический рост [5].

Постепенное, но уверенное развитие внешнеторговых отношений между странами привело к тому, что интеграционные процессы, начавшиеся еще в конце 1990-х — начале 2000-х годов, в последнее время усилились. Так, Россия, Казахстан и Белоруссия приняли решение о подписании нового договора о создании единой таможенной территории в 2007 году. Однако наиболее активно переговоры стали вестись лишь в 2009 году, когда был подписан ряд важнейших международных соглашений по Таможенному союзу. Таким образом, с 1 января 2010 года на территории трех государств начал действовать единый таможенный тариф [6]. Вместе с тем в работе Таможенного союза остается еще большое количество спорных нерешенных вопросов, касающихся пересмотра позиций Единого таможенного тарифа, а также порядка распределения таможенных платежей между бюджетами трех государств, поскольку доли каждой страны в совокупном объеме экспортных и импортных операций существенно разнятся.

В связи с набирающими обороты интеграционными процессами, происходящими в настоящее время, роль многосторонних институтов разви-

тия в решении возникающих проблем на постсоветском пространстве становится более значительной. Такие институты способствуют гармонизации экономического развития стран-членов и позволяют наладить устойчивые внешнеторговые связи как внутри союза, так и в отношениях союза с третьими сторонами.

В последние годы активно стал подниматься вопрос о создании единого финансового пространства в странах СНГ. Многосторонний банк развития может также способствовать развитию регионального финансового рынка благодаря привлечению свободных долгосрочных денежных средств. Учитывая ту роль, которую ЕАБР может сыграть в поддержании финансового сектора в странах-членах, государства разработали Концепцию участия Банка в дальнейшем развитии финансового сектора государств-участников Банка. В целях укрепления национальных банковских систем как необходимого условия устойчивого развития стран ЕАБР будет работать по следующим направлениям [7]:

• участие в капитале коммерческих банков и небанковских финансовых организаций (НФО), предоставление им долгового финансирования и оказание технической помощи;

• открытие целевых кредитных линий коммерческим банкам на срок до пяти лет для финансирования проектов в сфере малого и среднего бизнеса, кредитования предприятий сельскохозяйственной отрасли, финансирования внешнеэкономической деятельности их клиентов;

• долговое финансирование специализированных НФО, а также государственных и негосударственных банков (лизинговые компании, портфель которых в большей части сформирован за счет лизинга оборудования и техники; ипотечные компании, участвующие в реализации государственных жилищных программ; НФО, занимающиеся финансированием сельского хозяйства или микрокредитованием; специализированные банки).

Благодаря целевому характеру кредитных линий ЕАБР будет обеспечивать через сотрудничество с финансовыми организациями реализацию проектов, направленных на диверсификацию экономики государств, на расширение взаимной торговли, на поддержку малого и среднего бизнеса. Кроме того, согласно данной концепции Банк будет способствовать развитию потенциала и конкурентоспособности коммерческих банков и НФО стран, расширению их финансовых и институциональных возможностей, развитию региональной финансовой интеграции. Таким образом, ЕАБР может стать одним из ключевых элементов финансовой инфраструктуры евразийского пространства, эффективным инвестиционным механизмом развития сотрудничества стран-участниц в целях углубления интеграционных процессов и выравнивания уровней социально-экономического развития государств ЕврАзЭС.

Тем не менее для того, чтобы говорить о возможности создания единого финансового пространства, необходимо не только развивать финансовую инфраструктуру в странах, но и создать предпосылки к взаимодействию со стороны национальных финансовых систем. В настоящее время финансовые системы стран на постсоветском пространстве в общем характеризуются не полной открытостью по отношению к друг другу [8]:

• существуют значительные ограничения на взаимный доступ участников рынка со стороны национального законодательства. Это касается в первую очередь количественных ограничений, которые, несмотря на их некоторое смягчение в последние годы, препятствуют либерализации внутренних финансовых рынков;

• в странах-членах ЕврАзЭС наблюдается высокая зависимость национальных банковских систем от внерегиональных финансовых рынков, что создает определенные угрозы, особенно в период мирового финансово-экономического кризиса;

• несмотря на то что в СССР существовала единая финансовая инфраструктура, после его распада каждая из бывших республик стала отдельно от других развивать свою финансовую систему, что привело в конечном итоге к различиям в институциональном режиме деятельности их финансовых систем;

• для стран ЕврАзЭС характерны низкая степень и ассиметричный характер участия банков на рынках друг друга: наибольшие конкурентные преимущества имеют банки России и Казахстана. Однако вместе с тем в настоящее время процесс взаимопроникновения на евразийском пространстве начал усиливаться, о чем свидетельствует положительная тенденция участия иностранных капиталов в банковской системе;

• для стран ЕврАзЭС характерна незначительная роль дочерних кредитных организаций в национальных банковских системах.

Таким образом, на сегодняшний день создание единого финансового пространства на постсоветском пространстве затрудняется низким уровнем гармонизации и взаимозависимости национальных финансовых систем. Наличие значительных законодательных и институциональных ограничений негативно отражается на процессе взаимодействия банков стран региона. Кроме того, набирающая сегодня обороты либерализация финансового сектора государств-участников ЕврАзЭС ориентирована, прежде всего, на сотрудничество с внерегиональными финансовыми рынками. Все эти факторы отрицательно сказываются на формировании регионального финансового рынка на постсоветском пространстве.

Тем не менее рост взаимного участия стран ЕврАзЭС в уставных капиталах банков, наблюдаемый в последние годы, позволяет сделать вывод о существующих перспективах банковского сотрудничества в регионе. Финансово-экономический кризис наглядно продемонстрировал неустой-

чивость мирового финансового рынка и незащищенность финансовых рынков стран СНГ от негативных последствий кризиса. В этих условиях можно прогнозировать наращивание внутрирегионального сотрудничества в области укрепления финансовых рынков с целью создания стабильного финансового пространства.

В этой связи многосторонние банки развития, являясь мощным механизмом перераспределения ресурсов, могут сыграть важную вспомогательную роль: отвлекая средства с внерегиональных финансовых рынков, они тем самым будут способствовать их размещению на финансовых рынках региона. Это, в свою очередь, повысит активность региональных финансовых рынков, увеличит их капитализацию и усилит сотрудничество банков.

Литература

1. Договор СНГ «О создании экономического союза» // Москва, 24 сентября 1993 г.

2. Миссия и концепция развития Банка // Межгосударственный банк / Официальный сайт Межгосударственного банка http://isbnk.org/about/ mission/.

3. Положение об инвестиционной деятельности Евразийского банка развития // Утверждено решением Совета Евразийского банка развития от 4 февраля 2008 г.

4. ЕАБР приступает к крупнейшим инвестиционным проектам в России и Казахстане // Континент партнерства. — 2007, июль. С. 15.

5. Евразийский банк развития, Управляющий средствами Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Заключение по заявке Республики Таджикистан на получение финансового кредита из средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере, эквивалентном 70 млн. долл. США // Документ Антикризисного фонда ЕврАзЭС № 00001. — 2010, июнь.

6. Таможенный союз // Евразийский банк развития / Новости региональной интеграции. — 2010, январь.

7. www.eabr.org

8. Абалкина А.А. Банковское сотрудничество в странах ЕврАзЭС как предпосылка их интеграции // Континент партнерства. — 2007, октябрь. С. 37—47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.