А.А. мИГРАНяН,
доктор экономических наук, профессор, заведующая отделом экономики Института стран СНГ, в. н. с. Института экономики РАН e-mail: A.mihranyan. 29@gmail. com
А.Ш. мАРГАРяН,
кандидат экономических наук, профессор, декан факультета регулирования экономики и международных отношений Армянского государственного экономического университета
м.Ф. ТКАЧЕНКО,
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры международных экономических отношений Российской таможенной академии РФ
A. MIHRANYAN,
Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of Department on Economics, Institute of CIS countries, leading researcher of the Institute of Economics of RAS
A. MARGARYAN,
Candidate of Economic Sciences, Professor, Dean of the Faculty of Economics and regulation of international relations, Armenian State University of Economics
m. tkachenko,
Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department on International Economic Relations, Russian Customs Academy of the Russian Federation
Ключевые слова:
евразийская интеграция, экономика Армении, прямые инвестиции, переводы мигрантов, внешнеторговый оборот
Keywords:
Eurasian integration, Armenia's economy, direct investment, remittances, foreign trade turnover
специфика интеграционного сотрудничества Армении со странами еаэс
Сложные условия современной экономической действительности формируют неоднозначные эффекты от евразийской экономической интеграции, что создает почву для постоянной объективной оценки происходящих процессов. Ожидания быстрых положительных результатов от членства в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) неоправданны и носят популистский характер. В основе полученных экономических эффектов при вступлении страны в интеграционную группу положены ее собственные экономические ресурсы и уровень конкурентоспособности. В случае с Арменией особое значение приобретает изучение особенностей ее участия в ЕАЭС. В статье исследованы основные факторы, определяющие особые условия участия республики в интеграционном блоке и основные макроэкономические параметры, обусловливающие эффективность ее экономики в формате ЕАЭС.
SPECIFICITY oF INTEGRATioNAL
cooperation of armenia with the countries
oftheEАEU
Complex conditions of modern economic reality form the ambiguous effects of Eurasian economic integration, which creates ground for an ongoing objective evaluation of processes. Waiting for a quick positive effects on membership in the EАEU is unjustified and is populist in nature. At the basis of the economic effects of joining the country's integration in group based on its own economic resources and level of competitiveness. In case of Armenia, of particular importance is a study of characteristics of its participation in the EАEU. In this paper the main factors that contribute to special conditions of participation of the Republic in the integration unit and main macroeconomic parameters that contribute to efficiency of its economy in format of the EАEU.
Вступление Армении в ЕАЭС сопровождалось широкой, но кратковременной полемикой. В обществе рассматривались два сценария: оптимистичный, предполагающий быстрый темп роста экономики, улучшение показателей, и пессимистич-
ный, предрекающий крах экономики и закат «демократии и прогресса» в республике. Спустя десять месяцев победу празднуют пессимисты, утверждая, что членство республики в ЕАЭС оказывает негативное влияние. Что же на самом деле происходит и каковы
экономические эффекты армянского участия в евразийском экономическом клубе? Эти вопросы требуют беспристрастного и объективного анализа. В данной статье представлена попытка найти ответы на данные вопросы.
Оценка потенциальных эффектов на экономику Армении была произведена на основе данных Евразийского банка развития армянскими и российскими экономистами [1], где была проведена сравнительная оценка прироста ВВП в случае вступления Армении в Евразийское сообщество и присоединения к соглашению об ассоциации с Европейским союзом. По результатам проведенного исследования было выявлено, что сравнение однозначно в пользу Евразийского проекта, так как в первые три года ожидается прирост ВВП до 5%. Данный прирост исследователи обосновали следующими факторами: в первые два года Армения получит прямую финансовую выгоду от снижения пошлины и цены на поставки российских энергоресурсов; в то же время предусмотрена отмена пошлины на алмазное сырье.
Действительно, эти две составляющие носят системообразующий
характер для экономики Армении, так как в первом случае речь идет о полном жизнеобеспечении не только промышленности страны в целом, но и населения. Во втором случае поставка алмазов и отмена пошлины на них означает увеличение экспортных возможностей и потенциала Армении, а соответственно, и улучшение торгового и платежного баланса. По расчетам Евразийского банка развития (ЕАБР), для Армении экономический эффект от участия в евразийской интеграции будет обеспечиваться в первую очередь за счет усиления сотрудничества с Россией и углубления взаимоотношений в рамках интеграционного проекта. Также предполагалось, что этот проект подтолкнет Армению к сотрудничеству с Казахстаном и Белоруссией, которое на сегодняшний день ограниченно и не оказывает существенного влияния на экономику республики.
Таковы были прогнозы. Для того чтобы ответить на поставленные в начале статьи вопросы, необходимо понять, каковы условия и особенности экономической интеграции Армении в Союз и каковы эффекты этих процессов для экономики республики.
Особенности участия Армении в ЕАЗС
Отличительной особенностью вступления Армении в ЕАЭС является тот факт, что республика сможет полноценно участвовать в интеграции четырех свобод (товаров, услуг, труда и капитала), что более значимо для ее экономики, чем просто членство в
Таможенном союзе. Отсутствие общих границ со странами ТС, транспортная изолированность существенно снижает эффекты взаимной торговли товарами, что нашло отражение и в «дорожной карте» вступления республики в ЕАЭС. По ней предусмотрен
значительный пакет проектов промышленной кооперации и совместного развития практически всех отраслей экономики Армении. К примеру, строительство новой АЭС минимизирует зависимость от импорта энергоносителей. Доступ к дешевым энергоносителям, прежде всего к природному газу, позволит экономике РА развиваться в льготном режиме. Открытие системообразующих промышленных предприятий (например, «Наирита» и ряда стратегических объектов промышленного сектора) может помочь решению проблем экономического роста и роста уровня благосостояния населения республики.
Что касается дальнейших прогнозов развития атомной энергетики, то в «дорожной карте» присоединения Армении к Евразийскому проекту предусмотрен пакет соглашений по промышленной кооперации, и в первую очередь — строительство российской стороной третьего энергоблока атомной станции. Что касается строительства иранского газопровода, то выгоды для Армении очевидны: диверсификация поставок и, соответственно, укрепление энергетической безопасности в случае возникновения коммуникационных проблем на пути продвижения российского газа.
Однако следует отметить, что все описанные проекты заработают и позволят получать экономические дивиденды лишь в среднесрочной и долгосрочной перспективе, что отдаляет ощущение положительных эффектов. Проблем в процессе конвергенции экономик всех стран ЕАЭС достаточно. Армения, имея большой опыт
взаимодействия с Россией, в рамках интеграционного проекта получает дополнительные возможности использовать свое членство в ЕАЭС для увеличения эффективности совместных проектов. Только в этом случае возможно ожидать достижение прогнозных расчетов по экономическим эффектам интеграции. В целом по результатам исследования Евразийского банка развития прогнозируется 5% роста ВВП в РА, то в процессе секторально-этапной интеграции с ТС рост может составить 6,5—7% (в 2015 г. прогнозируется прирост примерно на 200 млн. долл. с учетом того, что интеграция влияет и на темп роста капитала). Через два года, при условии приближения цен на минеральные продукты к ценам в ТС, дополнительный рост ВВП может составить 4% (прирост примерно 400 млн. долл.) [1].
При грамотном подходе и организации управления экономикой республики вступление Армении в ЕАЭС может позволить ей решить следующие задачи:
1. Решить проблему экономического развития и роста экономического благосостояния населения за счет расширения экономического сотрудничества с потенциальными партнерами (проекты промышленной интеграции и урегулирование миграционных потоков).
2. Решить проблему инвестиционной привлекательности республики для потенциальных партнеров по интеграции.
3. За счет интеграционного сближения решить проблему снижения внешней финансовой зависимости.
4. Решить проблему транспортной изоляции республики для обеспечения свободного перемещения товарных потоков.
То есть отсутствие прямых границ минимизирует прямые положительные эффекты от роста взаимной торговли, поэтому возникновение описанных ранее эффектов в большей степени возможно при ускоренной производственной интеграции и конвергенции экономики республики в рамках не столько товарных рынков, сколько в финансовой и производственной сфере.
Следующей особенностью членст-ва Армении в ЕАЭС является не сохранение, а развитие торгово-экономических и политических связей с ЕАЭС. Армения всегда считалась наиболее надежным стратегическим партнером России, военно-политическим форпостом России в регионе Южного Кавказа. Однако современная внешняя политика, особенно ее внешнеэкономические аспекты в условиях транспортной изоляции, не позволяют этой республике ограничивать свои интеграционные стремления только одним вектором в направлении Евразии. Наибольшее развитие получили европейское и евразийское (в основном в ориентации на Россию) направления интеграционного развития Армении.
Лейтмотивом официальной риторики Еревана в выборе интеграционных векторов развития является отсутствие противоречий в этих двух форматах внешнего позиционирования Армении. По мнению сторонников многовекторности, именно сочетание европейского и евразийского направлений интеграционных устремлений отвечает национальным интересам Армении.
В ноябре 2013 г. планировалось парафирование ассоциативного соглашения Армения — ЕС*, которое предусматривало стандартный набор требований Еврокомиссии к Армении по либерализации экономики республики, формированию комфортных условий развития свободы предпринимательства, преодоления коррупции (аналогичные условия ЕС предъявило и Украине), с последующим формированием зоны свободной торговли Армении и ЕС.
Евросоюз оказывал Армении финансовое содействие для реализации экономических реформ: так, в 2012 г. Европейская комиссия предоставила Армении 75 млн. евро, а по итогам сентябрьской встречи с комиссаром ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефаном Фюле были подписаны соглашения, согласно которым
- В 2010 г. стартовали переговоры между РА и ЕС по Соглашению об ассоциации, которое должно заменить Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. В Соглашении об ассоциации будут отражены направления сотрудничества в области экономической интеграции, передвижения людей и энергетики. Целью соглашения является политическая ассоциация и постепенная экономическая интеграция стран — партнеров с ЕС. Соглашение об ассоциации будет включать в себя положение о зоне глубокой и всесторонней свободной торговле.
Армении будет предоставлено 43,1 млн. евро для подготовки реализации Ассоциативного соглашения Армения — ЕС. После объявления о решении стать членом ЕАЭС в сентябре 2013 г. данное направление сотрудничества существенно сузилось, но не прервалось, как в других странах. Армения же со своей стороны также стремится к собственной «европейс-кости», полагая, что экономический прорыв и выход из экономической блокады для нее возможен и через европейские рынки (несмотря на существенное экономическое присутствие России в армянской экономике), при этом в отличие от Украины Армения не предполагала членства в ЕС. Более того, в Армении надеются на российскую поддержку в вопросах достижения определенных компромиссов со стороны ЕС в сфере экономического сотрудничества.
В то же время аналогичная работа шла и в направлении евразийской интеграции. В сентябре 2012 г. Армения ратифицировала Соглашение о зоне свободной торговли в СНГ, подчеркивая при этом, что оно не противоречит договоренностям с ВТО, не мешает процессу евроинтеграции страны. Вместе с тем членство Армении в евразийском интеграционном проекте интересует Армению как сотрудничество в целях обеспечения не только экономических интересов, но и военно-политической безопасности республики, поэтому большое значение придается развитию партнерских отношений в рамках ОДКБ (особенно двусторонних отношений России и Армении).
Активная поддержка политики «европейского соседства» для Армении важна не столько с точки зрения урегулирования политических аспектов сложных взаимоотношений с Турцией в вопросах признания геноцида, Азербайджаном — в проблемах урегулирования нагорно-карабахского конфликта, сколько в потенциале ЕС по содействию преодоления экономической блокады республики. Именно в этом контексте Армения всячески стимулирует процессы экономической интеграции со странами ЕС, вплоть до готовности продолжать сотрудничество с ЕС и после вступления в ЕАЭС.
Евразийский вектор (в большей степени российский) сотрудничества и добрососедства имеет большую ценность для Армении, так как он направлен одновременно и на решение проблем обеспечения военно-политической безопасности, и на преодоление экономической блокады и развития промышленного потенциала страны.
Противоречивость позиции армянских властей в вопросах интеграционного сотрудничества обусловлена следующими факторами:
— именно российская поддержка действующих армянских властей способствует сохранению социально-экономической стабильности в стране, обеспечивает устойчивость внутриполитических позиций нынешнего руководства республики, создает принципиально новые условия развития страны в новых посткризисных условиях формирования новой глобальной экономики;
— сотрудничество Армении с Россией в военно-политической сфере
остается определяющим фактором стабилизации обстановки вокруг Нагорного Карабаха в условиях дестабилизации ситуации на Ближнем Востоке (для Армении важна ситуация вокруг Сирии и Ирана);
— фактическая зависимость от российского капитала основных генерирующих отраслей экономики Армении (более 80% активов топливно-энергетического комплекса, горнорудная промышленность, инфраструктура принадлежит российским компаниям) приводит к необходимости учета коммерческих интересов российского бизнеса при формировании собственной макроэкономической политики;
— совокупная сумма российских инвестиций (как прямых, так и в форме государственных займов) составляет около 5 млрд. долл., именно эти финансовые вложения позволили Армении удержать экономическую ситуацию под контролем в период кризисного спада в 2008—2010 гг. и сохранять равновесие в современных условиях турбулентности на валютных рынках. Столь высокий уровень экономического присутствия России в Армении фактически приводит к тому, что России приходится делить экономические риски с Арменией. Этот же факт значительного финансового присутствия обязывает российскую сторону брать на себя логистические и транспортные риски по основным экспортным позициям продукции армянского производства;
— низкая эффективность российских инвестиций, постоянное лонгирование их срока окупаемости, обусловленные трудностями и дорого-
визной организации транспортировки товаров за границу, формируют вынужденный интерес со стороны России к поиску альтернативных рынков сбыта в европейском и ближневосточном направлениях в рамках ЕАЭС, не вызывающих противодействие собственным экономическим интересам и военно-политическому присутствию России на Южном Кавказе;
— несмотря на существенные инвестиционные вливания в Армению со стороны России правительство республики не сумело создать эффективную экономическую базу, способную к саморазвитию и прогрессу, дотационный характер национальной экономики и транспортная изоляция остаются непреодолимой проблемой в стимулировании экономического роста;
— кроме российских инвестиций в Армении высока доля диаспо-рального вклада, которая в немалой степени способствовала развитию строительства, туризма и поддержки экспорта в европейские страны и США. Соответственно доле экономического вклада армянских диаспор в республике пропорционально растет доля лоббирования интересов стран, в которых они располагаются;
— отсутствие общих границ как с ЕС, так и со странами евразийского экономического пространства делают практически невозможными полноценную торгово-экономическую интеграцию в обоих направлениях;
— недоступность мировых рынков для армянских товаров как по причине транспортной изоляции, так и из-за высоких входных барьеров
(таможенные процедуры и платежи) на европейские рынки, рынки стран Ближнего Востока.
В данной ситуации необходимость государственной поддержки экспорта армянской продукции требует ускорения торгово-экономической интеграции со странами евразийского интеграционного блока.
Таким образом, уровень экономического развития, тяжесть внешнего долга и нерешенность проблем национальной безопасности толкают Армению на поиск любых возможностей экономического сотрудничества. Варьирование на основе многовек-торности становится нормой внешней политики республики — как основного фактора выживания в краткосрочном периоде.
В этой связи не лишним будет исследовать собственно экономические интересы Армении и России в вопросах их экономического и во-
енно-политического сотрудничества (рассматривая двусторонние отношения как основной базис евразийской интеграции). Совпадение военно-политических интересов обеспечивает дополнительный благоприятный фон для развития экономического сотрудничества между Россией и Арменией.
Причем в силу особых транспорт-но-логистических трудностей, сопровождающих армянскую экономику последнее десятилетие, Россия готова рассматривать компромиссные варианты интеграционного развития армянской экономики до пределов, не затрагивающих ее национальных интересов. Проблема в том, что армянские власти в своей готовности интегрироваться во всех направлениях сразу порой забывают о российских интересах (интересах российского капитала), максимально уступая требованиям ЕС.
экономические интересы Армении в интеграционных процессах
1. Решить проблему экономического роста и роста экономического благосостояния населения за счет расширения экономического сотрудничества с потенциальными партнерами.
Парадокс экономического развития Армении в последнее десятилетие заключается в том, что достаточно высокие темпы роста экономики Армении в сравнении со странами СНГ и другими странами сопровождаются сохранением высокого уровня беднос-
ти населения, низкими доходами работающей части армянского населения в республике и ростом зависимости благосостояния армянского общества от работающих мигрантов и диаспо-ральных финансовых вливаний.
По статистическим данным, Армения демонстрировала наиболее высокие темпы роста ВВП (рис. 1; годовой прирост 7,6% в 2012 г. — самый высокий показатель) среди стран Содружества (совокупный прирост ВВП по СНГ - 3,4%).
Рис. 1. Показатели ВВП Армении
Снижение объемов и темпов роста ВВП по итогам 2014 г. (до 3, 4%) и прогнозам на 2015 г.* являются основными пунктами подтверждения негативных эффектов от членства ЕАЭС, по мнению противников евразийской интеграции.
При этом темп роста промышленности Армении в 2014 г. составил 102, 7% (в целом по СНГ рост промышленности составил 100, 7%), производства электроэнергии — 100,5%, производства продукции сельского хозяйства — 107,2% (в целом по СНГ рост сельского хозяйства составил 103, 7%) [2]. С учетом того что удельный вес промышленного сектора в экономике Армении составляет около 26—27%, торговли — 54%, замедление темпов
роста торгового оборота негативно влияет на темпы экономического роста. Но при этом остается выше данных по странам СНГ.
При сохранении структуры экономики, в которой преобладает не внутреннее производство, а торговля, республика обречена на внешнюю зависимость от импорта, поэтому темп экономического роста в большей степени определяется объемом и темпом роста внутреннего потребительского спроса, зависящего от размеров доходов населения. Отсюда и приоритетность решения задачи роста благосостояния населения республики. Однако для сохранения высоких темпов экономического роста при имеющихся пропорциях
* Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) ухудшил прогноз по темпам роста ВВП Армении до 1, 5% по итогам 2015 г. В 2016 г. прогноз роста ВВП до +1%. По прогнозам МВФ, в 2015 г. Армению ждет нулевой рост, официальный прогноз правительства Армении — +4,1%.
Рис. 2. Показатели темпов роста по основным отраслям реального сектора
структуры экономики республики (когда доля торговли превышает 50%) необходимо, чтобы доля заработанных в экономике доходов составляли не мене 20-25% от ВВП. В этом случае возможно стимулирование экономического роста посредством наращивания внутреннего потребления. При стимулировании развития экономики по данной модели высокие темпы экономического роста будут сопровождаться кратным увеличением внешней зависимости от импорта, что в условиях транспортной блокады Армении сложно выполнить. Кроме того, рост импорта ведет к потере финансовой устойчивости и увеличению долговой нагрузки на экономику.
В целом развитие экономики Армении имеет инерционный характер, основные параметры макроэкономического стимулирования построены на факторе роста потребления и инвести-
ций в экономику, причем в большей степени за счет роста доходов населения из внешних источников финансирования (в случае с Арменией доля доходов населения в большей части складывается из денежных поступлений от мигрантов и диаспоральной помощи).
В 2012 г. объем денежных переводов от внешних мигрантов в Армению составил около половины ВВП страны, переводы из России - 37% от ВВП республики (1220 млрд. долл.), в 2014 г. экономика Армении зависела от переводов мигрантов примерно на 21%, из них от переводов из России на 17-18%. Россия — важнейшая страна с точки зрения доли и размера полученных переводов: 78,6% всех денежных переводов, поступающих в Армению (средняя сумма — 1680 долл.). Структура денежных поступлений от мигрантов в Армению представлена в табл. 1.
Таблица 1
Структура денежных переводов мигрантов по стране происхождения [3]
Страна отправки Доля в полученных денежных переводах, % Средняя сумма перевода, долл.
РФ 78, 6 1680
США 7, 7 935
Украина 1, 2 685
Германия 1, 2 1223
Франция 0, 5 716
Греция 0, 9 1292
Голландия 0, 6 799
Бельгия 0, 2 447
Польша 0, 7 1279
Казахстан 0, 5 1400
По данным Международного валютного фонда, за последние пять лет банковские переводы составили 16% от ВВП. Из них 89% переводов осуществляются из России. На эти суммы потребляется 40% импортированных товаров. Это большая цифра, которая вдвое превышает прямые иностранные инвестиции. Армения входит в число 15 стран мира, экономика которых держится за счет трансфертов. Получаемые из-за рубежа суммы используются в основном на удовлетворение первоочередных нужд. Часть суммы откладывается в виде сбережений. Эти деньги не используются в качестве инвестиций, например, для начала микробизнеса.
Приведенные показатели свидетельствуют о том, что на данном этапе развития рост благосостояния населе-
ния, и в целом экономический рост Армении, по действующей модели стимулирования роста потребления напрямую зависит от состояния и условия экономической деятельности мигрантов из республики. С учетом существенного перевеса армянских мигрантов в России и их финансового вклада в экономику республики первоочередной задачей Армении является расширение интеграционного сотрудничества с Россией в области регулирования свободы и комфортности российского рынка труда для мигрантов из республики.
Но в случае облегчения эмиграции и возрастания комфортности эмиграции из Армении республике грозит проблема депопуляции. По данным миграционной службы, за 2010—2011 гг. из Армении уехало 106 тыс. человек. Дан-
ный тренд является одной из причин сдерживания темпов интеграционного сближения Армении с Евросоюзом, так как снижение входных барьеров на европейский рынок труда для армянских трудовых мигрантов приведет к существенному росту не только трудовой миграции, но и эмиграции из страны на постоянное место жительства активной части населения.
Поэтому при выборе интеграционного вектора Армении необходимо крайне осторожно формулировать внутреннюю политику по регулированию собственного рынка труда и управлению социально-демографической ситуацией в стране. В этой связи единственно разумным способом развития экономики Армении становится форсирование развития промышленных отраслей с наибольшим уровнем конкурентоспособности продукции и с наименьшими затратами по транспортировке этой продукции при ее экспорте. Такими отраслями традиционно в Армении были металлообработка (производство алюминиевой фольги, производство медно-молибденовых концентратов, черновой меди), добыча и обработка драгоценных камней, производство алкоголя, некоторые виды растениеводства. Перспективными считаются отрасли, связанные с 1Т-технологиями, по которым республика имеет достаточно высокий конкурентный потенциал. В этой связи следующей целью, направленной на защиту национальных
экономических республик, должен быть поиск дополнительных инвестиций, наращивание которых для Армении не представляется возможным без интеграционного сближения.
2. Решить проблему инвестиционной привлекательности республики для потенциальных партнеров по интеграции.
Армения является одной из немногих стран, имеющих достаточно высокий уровень инвестиционных вливаний на протяжении всего суверенного существования. На начало 2011 г. объем внешних капиталовложений в экономику республики — 3 146 277,4 млн. долл., что составляет 94,5% от уровня ВВП. Положительной стороной высокого уровня закредито-ванности является ресурс инвестиционной привлекательности Армении, который основан на достижениях армянской экономики в международных рейтингах, что дает надежду на продолжение использования внешних источников поддержки экономики.
В рейтинге экономической свободы по итогам 2012 г. Армения заняла 38-е место среди 177 государств. По уровню экономической свободы Армения опередила все страны СНГ, а среди 43 стран Европейского региона находится на 17-м месте*.
По рейтингу индекса экономической свободы 2013 Армения заняла 38-е место, среди стран региона лидирует Грузия — 21-е место, Турция — 69-е
* Публикуемый ежегодно рейтинг Heritage Foundation оценивает экономическую свободу в различных странах мира по десяти показателям, включая свободу ведения бизнеса, торговли, ситуацию с фискальной и денежно-кредитной политикой, свободу инвестиций, трудового рынка, а также уровень коррупции.
место, Азербайджан — 88-е место, Россия — 139-е место, а Иран 168-е место*.
Эксперты фонда Heritage Foundation оценили по 100-балльной шкале «свободу предпринимательства» в Армении в 87,6 балла, «свободу торговли» — 85,4 балла, «фискальную свободу» — 88 баллов, «государственные расходы» — 82,1 балла, «монетарную свободу» — 73 балла, «инвестиционную свободу» — 75 баллов, «финансовую свободу» — 70 баллов, «права собственности» — 30 баллов, «свободу от коррупции» — 26 баллов и «свободу труда» — 77,1 балла. Согласно докладу, уровень свободы армянской экономики оценивается в 69, 4 балла, который повысился на 0, 6 пункта по сравнению с прошлым годом. Как отмечают специалисты фонда, рост в основном отражает повышение эффективности управления государственными расходами. Однако было отмечено, что, хотя страна показывает хорошие результаты по многим показателям экономической свободы, основы свободной экономики не стимулируются в таких областях, как независимость судебной системы и прозрачность деятельности правительства. При этом авторы исследования подчеркивают, что, несмотря на борьбу с коррупцией, в частности в налоговой сфере, коррупция и сращивание бизнеса и власти приводят к злоупотреблению влиянием властных кругов на бизнес в стране.
По рейтингу Doing Business Всемирного банка (ВБ), Армения улучшила свои позиции на 18 пунктов и заняла 32-е место. Прогресс Армении, согласно экспертам ВБ, был обусловлен защитой инвестиций, интересов малого бизнеса и другими серьезными реформами в разных сферах. Согласно этому докладу, у Армении лучшая позиция среди стран СНГ, уступающая в регионе лишь Грузии.
Ускоренное продвижение республики в рейтинговых позициях международных структур формально позволяет констатировать улучшение инвестиционного климата в Армении, нет проблем повышения экономической отдачи инвестиций и сокращения их срока окупаемости, что является основным стимулом для любого инвестора.
Ситуация в финансовом секторе Армении намного сложнее, чем это видится с позиции международных финансовых структур. Проблема в том, что рост внешних кредитов увеличивает нагрузку на бюджет страны. Указанные же рейтинги мало способствуют росту прямых инвестиций, так как они в первую очередь зависят от экономической ситуации в республике. Кроме того, структура внешнего долга (рис. 2) по странам-кредиторам характеризуется ростом концентрации российских кредитов почти в два раза (с 37% — в 2007 г. до 63% — в 2011 г.) и снижением доли российских инвестиций в 2013—2014
* Страны, набравшие в рейтинге менее 50 баллов, считаются «абсолютно несвободными», 50—60 баллов — «преимущественно несвободными», 60—70 баллов — «относительно свободными», 70—80 баллов — «в основном свободными», а свыше 80 баллов — «свободными».
гг. до уровня (35, 6 млн. долл.) или сокращением их втрое по сравнению с 2011 г., при этом общий объем прямых
инвестиций снизился вдвое, что объясняется снижением общего уровня инвестиций (рис. 3, 4).
Рис. 3. Структура внешнего долга Армении по странам кредиторам
Общая сумма накопленных ин - долл. В этом смысле Россия сегодня вестиций России в Армении с 1993 делит с Арменией риски по поводу ее до 2012 г. оценивается в 4, 727 млрд. экономического развития.
Рис. 4. внешние источники финансовых потоков в Армению
Во многом на России сегодня лежит задача транспортного обеспечения внешнеторговых связей Армении. Россия финансирует основные инфраструктурные проекты, формирующие условия для создания и развития факторов производства в республике (электроэнергетика, железные дороги, транспортные коммуникации, алюминиевая промышленность, мобильная связь и т. п.). Последний крупный проект российско-армянского сотрудничества связан с утверждением в 2009 г. учредительского договора и уставного капитала армянско-российского ЗАО «Мецаморэнергатом»*, которое займется организацией строительства нового энергоблока на армянской АЭС. Стоимость проекта составит около 4 млрд. долл. Российское инвестиционное присутствие связано с долгосрочными проектами, имеющими стратегический характер. Отсюда высокая степень не только финансовой зависимости Армении от России, сколько рост экономической зависимости в целом, так как российский капитал оказывает непосредственное влияние на макроэкономическое равновесие
(о чем свидетельствовал экономический спад в республике в 2009 г. и спад 2014—2015 г., обусловленный кризисом в российской экономике). Таким образом, при любой конфигурации интеграционных проектов Армения крайне заинтересована в сохранении лояльности России.
Диаспоральные инвестиции в строительство в Армении были обусловлены спецификой дифференцированного армянского населения по различным регионам мира и стремлением поддержать собственное чувство причастности к исторической родине. Этот феномен способствовал превращению недвижимости в товар внутреннего экспорта. Интерес армянской диаспоры к недвижимости стал проявляться с 2002 г. и постоянно увеличивался. Это вызывало приток в страну крупных объемов иностранной валюты. Кроме того, большие объемы валюты поступали в страну в связи с растущим диаспоральным туризмом. В 2010 г. страну посетило 558 тыс. туристов.
Сокращение инвестиционной активности ближневосточных стран (Иран, Ливан, Сирия) в большей степени связаны с ухудшением гео-
* ЗАО «Мецаморэнергатом» было создано 3 февраля 2010 г. для строительства в Армении нового атомного энергоблока. Акционерами на паритетных началах (50/50%) являются с российской стороны «Атомстройэкспорт» (структура «Росатома», а с армянской — Минэнергетики и природных ресурсов РА. На новом атомном энергоблоке в Армении мощностью 1060 МВт будет установлен реактор российского производства с европейским сертификатом безопасности. Стоимость проекта по предварительным оценкам составляет около 4—5 млрд. долл. Ранее «Росстатом» объявлял о 20—25% участии в проекте строительства нового атомного блока в Армении. Строительство планировалось начать во второй половине 2012—2013 гг. и закончить к 2017 г. Стоимость сооружения оценивается в 4—5 млрд. долл. В феврале 2012 г. сообщалось, что энергоблок планируется построить в 2019—2020 гг. В настоящее время на Армянской АЭС действует один энергоблок мощность 400 МВт. Его проектный ресурс заканчивается в 2016 г., однако, как ранее сообщала армянская сторона, блок будет законсервирован только после строительства нового. Эксперты МАГАТЭ заявляли, что ресурс действующего блока может быть продлен.
политической ситуации в Ближневосточном регионе.
Крупным источником валюты для страны стала зарубежная трудовая деятельность армянских рабочих. В связи с этим следует отметить важную особенность развития экономики Армении, которая выражается в росте доли средств населения в финансировании инвестиций в основной капитал с 18% в 2005 г. до 70% в 2010 г.
На этом фоне вполне понятна прагматичная позиция России и Армении в вопросах расширения интеграционного сотрудничества Армении с ЕС и другими странами, так как в условиях транспортной изоляции именно российский капитал в наибольшей степени заинтересован в расширении экспортных возможностей армянской экономики.
Поэтому Россия не только не блокирует интеграционные устремления Еревана в сторону ЕС, но и лоббирует его интересы в части преодоления экономической изоляции.
Стратегия экстенсификации экономики за счет внешних инвестиций создала угрозу экономической, и особенной финансовой, безопасности республики. Рост внешнего долга, в основе своей аккумулированного в рамках долгового бремени государственного бюджета, определяет крайнюю заинтересованность Армении в увеличении прямых инвестиций с целью снижения финансовой зависимости республики от кредиторов. Рост прямых инвестиций в принципе возможен при соблюдении двух основных условий: роста инвестиционной привлекательности экономики республики (не формальное увеличение
рейтингов, а рост капиталоотдачи и окупаемости) и преодоление транспортной и экономической блокады республики.
3. За счет интеграционного сближения решить проблему снижения внешней финансовой зависимости.
Как показывает анализ, долговое бремя государственного бюджета Армении слишком высоко. Уровень внешнего долга по отношению к ВВП республики вырос с 66,7% в 1996 г. до 94, 5% в 2011 г. (рис. 5). Причем государственный долг за этот же период вырос в 7,2 раза (с 407,7 до 2950,8 млн. долл.), долг ЦБ АР — в 5,4 раза (с 114,4 до 617,3 млн. долл.). В 2014 г. составил 3,6 млн. долл., что меньше на 0,2 млн. долл. по сравнению с 2013 г. Понятно, что в такой ситуации Армения вынуждена соблюдать не только собственные экономические интересы, но бизнес-интересы основных кредиторов (т. е. России). Отсюда противоречивость внешней политики Армении в выборе интеграционного формата, необходимость сочетать разноуровневую интеграцию в политическом, военном и экономическом сотрудничестве.
Россия также занимает 1-е место по доле прямых иностранных инвестиций — 57,2% [4]. Большая часть инвестиций из других стран (члены ЕС, США) являются портфельными, в то время как инвестиции из России преимущественно прямые. Анализ экономических эффектов применения тех или иных форм и инструментов сотрудничества Армении с Таможенным союзом указывает на прирост инвестиций из стран Таможенного союза в экономику этой страны.
-Емннйдалн
Рис. 5. показатели внешнего долга Армении
Рост долгового бремени государства обусловлен высокими экономическими рисками Армении, связанными с геополитической ситуацией вокруг нее:
— враждебность и практически отсутствие экономических отношений с Азербайджаном, и, что еще важнее, с Турцией*;
- В апреле 1993 г. из-за проблемы Нагорного Карабаха Турция, поддержав Азербайджан, закрыла границу и установила транспортную блокаду Армении. В 1994 г. Турция вынуждена была снять воздушную блокаду Армении, тем самым признав, что наносила ущерб собственной экономике. Турция, естественно, заинтересована в устранении преград для вступления в ЕС, и это является главным мотивом политики Турции по отношению к Армении. Следствием такого поворота явилось появление в современной Турции влиятельных кругов, заинтересованных в открытии турецко-армянской границы и развитии экономических отношений с Арменией. Обращает на себя внимание тот факт, что данная проблема стала рассматриваться более последовательно после прихода в Турции к власти партии «Справедливости и развития». При этом Турция стремится продемонстрировать США, что она способна урегулировать проблемы с Арменией без американского участия, хотя очевидно, что урегулирование турецко-армянских отношений остается важной задачей политики США на Южном Кавказе. Для Турции экономическое сотрудничество с Арменией имеет значение прежде всего для развития ее северо-восточных вилайетов (илов). Данные районы представляют собой экономически наиболее отсталые провинции. Здесь отсутствует современная промышленность, наблюдается миграция населения, весьма замедлен рост, особенно в вилайетах Карса, Ардагана, Артвина, Игдыра, Эрзерума, Ризе и др. В причерноморских вилайетах положение несколько более предпочтительное, но и эти районы относятся к числу наиболее отсталых в Турции, экономика которых представлена аграрным сектором (переработка сельскохозяйственного сырья). Наиболее важным вопросом в процессе развития турецко-армянских отношений является экономическая безопасность Армении и ее национальная безопасность в целом. Распространенные в Армении мнения о том, что экономические связи с Турцией могут привести к свертыванию многих отраслей в Армении, не совсем обоснованны.
— конфликтный характер отношений между Россией и Грузией усложняет и без того проблематичную транспортную логистику армянского экспорта и импорта, делая ее дороже и менее конкурентоспособной;
— обострение геополитической ситуации в Ближневосточном регионе, что существенно снизило интерес стран-партнеров к экономическому сотрудничеству.
4. Решить проблему транспортной изоляции республики для обеспечения свободного перемещения товарных потоков.
Экономика Армении базируется на привозном сырье и материалах (что особенно актуально для промышленного сектора), а источником формирования прибыли практически всех производящих отраслей служит прибыль, получаемая при экспорте продукции, произведенной в республике. Поэтому вопросы упрощения процедур, маршрутов и стоимости перемещения товаров для Армении являются определяющими с точки зрения обеспечения окупаемости и целесообразности национального производства. Внутренний рынок имеет незначительную емкость, которая изначально не способна обеспечить необходимый уровень рентабельности, так как формирование производственных мощностей республики происходило в советский период и было нацелено на удовлетворение спроса в масштабах всех республик, входящих в Союз. Поэтому развитие внешнеторговых отношений имеет первостепенное значение для Армении. На пути решения этой проблемы
есть серьезные преграды неэкономического, а политического характера. Тупиковость географического расположения республики (отсутствие выхода к морским, железнодорожным путям, дороговизна и сложность логистики), враждебность сопредельных стран приводят к существенному удорожанию производимой продукции при экспорте. Эти условия диктуют необходимость партнерства Армении с более мощным политическим и экономическим игроком в регионе. Роль такого партнера играет Россия, но кризисные явления в ее экономике, сложность компромисса между собственно российскими интересами и интересами российского капитала, представленного в армянской экономике, не в полной мере отвечают интересам национальной экономики Армении. На этом фоне Армения в силу необходимости обеспечения собственных интересов стала активизировать и конкурирующий с Россией европейский вектор интеграции.
Внешнеторговый оборот Армении за период с 1996—2011 гг. вырос в 4,8 раза (с 1146,1 до 5479,6 млн. долл.), в том числе со странами СНГ в 3,6 раза (с 405,8 до 1476,9 млн. долл.), за январь-июль 2015 г. внешний товарооборот республики составил 1947,8 млн. долл. (при этом экспорт вырос на 109,7%, а импорт сократился на 65,2% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г., а взаимный оборот с партнерами по ЕАЭС составил 103,9% — с Белоруссией, 95,4% — с Казахстаном и 93% — с Россией от показателей 2014 г.). Таким образом, товарооборот со странами ЕС и другими страна-
ми рос более высокими темпами. В торговле Армении со странами СНГ преобладает импорт, т. е. республика в основном из стран СНГ завозит сырье для переработки (минеральное сырье — горюче-смазочные материалы (ГСМ), энергоресурсы, машины и оборудование, драгоценные и полудрагоценные камни, продукты питания и прочее сырье) и последующего экспорта и внутреннего потребления. В целом во внешней торговле Армения сохраняет отрицательное сальдо торгового баланса, что и является одной из причин возрастания финансовой зависимости республики.
Если товарный состав армянского импорта составляет широкий круг товаров, то основу экспорта формируют несколько товарных групп: алюминиевые фольга и прокат, на которые приходится около трети экспорта, драгоценные и полудрагоценные камни, алкогольные напитки, медно-мо-либденовые концентраты и черновая медь. Развитию импорта способствовал устойчивый рост доходов населения, которые в душевом исчислении за 2000—2014 гг. увеличились в 4 раза, а депозиты в банках — в 5 раз. При этом национальный производитель не мог конкурировать по большинству товаров со сравнительно дешевым импортом одежды, обуви, бытовой электротехники и других товаров.
Основным барьером на пути продвижения товаров, произведенных в Армении, остается недоступность основных торговых маршрутов и высокая цена транспортировки, что служит главным побудительным мотивом в поисках дополнительных возможнос-
тей облегчения транспортной проблемы посредством альтернативных интеграционных проектов.
Помимо европейского и евразийского вектора Армения ищет выход в решении транспортной изоляции через интеграционное сближение с Ираном. В планах армянского руководства особо акцентируется необходимость использования в экономической политике возможностей таких транснациональных корпораций, как «Газпром», РАО ЕЭС и «Вымпелком», с целью вывода Армении (посредством этих организаций) на международный экономический рынок. За счет наращивания потенциала газопровода из Ирана в Армению и дальше через Россию в страны Европы Армения хочет получить не только альтернативные источники энергоресурсов, но примерить на себя роль страны-транзитера.
То же самое касается возможностей экспорта электроэнергии с вводом в эксплуатацию 5-го энергоблока Раз-данской ТЭС, что создаст определенный излишек энергии, которую РАО ЕЭС сможет с выгодой как для себя, так и для Армении экспортировать в Грузию и Азербайджан. Возможен экспорт электроэнергии в Турцию и Иран. Тем более что в обмен на поставляемый газ Армения должна расплачиваться с Ираном из расчета 3 кВт. Ч электроэнергии за 1 куб. м газа.
Для исполнения такого рода планов трансрегиональной интеграции Армения должна научиться вырабатывать компромиссные мегапроекты интеграционного сближения. При этом следует понимать, что подобные проекты
в большей степени основываются на экономическом потенциале стран-партнеров (прежде всего России), на ювелирном лавировании между интересами конкурирующих в регионе сил — США, России и ЕС.
В этой связи актуально четкое представление интересов российского капитала в Армении, так как именно их и будет отстаивать Россия, определяя возможные пределы и глубину экономической интеграции с конкурирующими силами.
Таким образом, инвестиционное присутствие России и стран ЕАЭС формируют сегодня заинтересованность инвесторов в преодолении транспортной блокады Армении, сохранении ее финансовой и экономической устойчивости, что является
определяющим в вопросах сохранения существующего баланса сил на Южном Кавказе. Экономические, финансовые и коммерческие интересы российского капитала, глубоко интегрированного в экономику Армении, в настоящее время совпадают с экономическими интересами республики. Поэтому, оценивая собственные риски (как экономические, так и политические), российская политика готова рассматривать альтернативные евразийскому вектору интеграционные проекты Армении (в том числе и с ЕС) при условии сохранения приоритетности защиты собственных интересов (т. е. в пределах, когда альтернативные проекты экономической интеграции не затрагивают позиций России и российского капитала).
Список литературы
1. Армения и Таможенный союз: оценка экономического эффекта интеграции [Электронный ресурс]. URL: http://www. eabr. org/general//upload
2. Данные официального сайта Межгосударственного статистического комитета СНГ [Электронный ресурс]. URL: http://www. cisstat. com/
3. Торосян Г. Денежные переводы и бедность в Армении. Основные результаты ОБДХ. М. : Центр экономического развития и исследований (edrc), 2010.
4. Таможенный союз и соседние страны: модели и инструменты взаимовыгодного партнерства [Электронный ресурс]. URL: http://contact. iet. ru/files/persona/knobel/14. pdf