Научная статья на тему 'Специфика институциональной траектории структурной модернизации электроэнергетического комплекса России'

Специфика институциональной траектории структурной модернизации электроэнергетического комплекса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / СТРУКТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / БАЗОВЫЕ И КОМПЕНСАТОРНЫЕ ИНСТИТУТЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ МАТРИЦА / РЫНОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сабирзянов А.Я.

В статье обосновывается специфика институциональной траектории структурной модернизации отечественной электроэнергетики на основе теории институциональных матриц и принципа доминирования базовых институтов экономики. В соответствие с этой теорией институциональная траектория структурной модернизации электроэнергетической системы России с объективной необходимостью будет развиваться по пути усиления государственного регулирования. При этом рыночные механизмы воздействия на институциональную траекторию развития структурной модернизации отечественного электроэнергетического комплекса объективно будут носить компенсаторный характер, находящийся под влиянием базовых институтов отечественной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика институциональной траектории структурной модернизации электроэнергетического комплекса России»

180 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

6. Россия топит мир: экспорт нефти и газа из РФ снова бьет рекорды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/6603.shtml.

7. BP Statistical Review of World Energy 2014.

8. WSJ: крупнейшие в мире нефтяные компании хотят сокращать расходы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gazeta.ru/business.shtml.

СПЕЦИФИКА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОМ ТРАЕКТОРИИ СТРУКТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

© Сабирзянов А.Я.*

Казанский национальный исследовательский технологический университет,

г. Казань

В статье обосновывается специфика институциональной траектории структурной модернизации отечественной электроэнергетики на основе теории институциональных матриц и принципа доминирования базовых институтов экономики. В соответствие с этой теорией институциональная траектория структурной модернизации электроэнергетической системы России с объективной необходимостью будет развиваться по пути усиления государственного регулирования. При этом рыночные механизмы воздействия на институциональную траекторию развития структурной модернизации отечественного электроэнергетического комплекса объективно будут носить компенсаторный характер, находящийся под влиянием базовых институтов отечественной экономики.

Ключевые слова: институциональная траектория, структурная модернизация, базовые и компенсаторные институты, институциональная матрица, рыночные механизмы, электроэнергетический комплекс.

В мировой практике функционирования крупных электроэнергетических комплексов и систем встречаются различные модели формирования их структуры. Приемлемость той или иной модели для каждой конкретной страны обусловлена целым рядом факторов, важнейшими среди которых являются факторы традиционно доминирующих институтов, территориальных и климатических различий, а также исторически сложившимися традициями в формировании инфраструктурных (коммунальных) систем, а также спецификой в системе отношений собственности. В этом контексте несомненный интерес представляют исследования С.Г. Кирдиной, позволяющие более объективно трактовать институциональную траекторию развития элек-

Соискатель кафедры Экономики и управления на предприятии пищевой промышленности.

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями

181

троэнергетики. В теории институциональных матриц, разработанной в трудах С.Г. Кирдиной, базовые институты понимаются «как глубинные, исторически устойчивые и постоянно воспроизводящиеся социальные отношения, обеспечивающие интегрированность разных типов обществ. Базовые институты представляют собой исторические инварианты, которые позволяют обществу выживать и развиваться, сохраняя свою самодостаточность и целостность в ходе исторической эволюции, независимо от воли и желания конкретных социальных субъектов» [1].

Как известно, к базовым институтам рыночно ориентированных типов экономики в экономической теории относятся институты собственности, конкуренции, рынка, прибыли, которые формируются на основе исторического опыта жизнедеятельности, уникальная комбинация которых формирует институциональную траекторию данного конкретного государства, и, соответственно, его основных экономических систем, к которым безусловно относится электроэнергетика.

В контексте проводимого исследования необходимо отметить выдвигаемые О.Э. Бессоновой положения об исторической преемственности базовых институтов. По утверждению автора, «как бы глубоко не проникало государственное вмешательство в рыночную экономику, оно не изменяет ее природы в государствах с исторически сложившейся рыночной системой хозяйствования. В конечном счете, государство действует как субъект рынка и гарант частной собственности. В редистрибутивных (распределительных -прим. автора) же экономиках, наоборот, государство, даже при уменьшении объемов государственной собственности, оказывает определяющее воздействие на ход экономического развития и продолжает оставаться основным участником экономического процесса» [2].

Учитывая только зарождающиеся рыночные отношения в отечественной экономике, доминирование распределительных отношений, что закономерно существенно ограничивает конкурентные отношения во всех отраслях экономики и, прежде всего, в электроэнергетической системе можно предположить, что государство даже при минимальных формах его участия в традиционно редистрибутивной отечественной экономике сохранит доминирующее значение.

Как известно, все существующие экономические системы являются экономиками смешанного типа, в которых функционируют и рыночные, и нерыночные экономические институты и институциональные формы, с той лишь разницей, какие из них доминируют и фактически оказывают определяющее значение на институциональную траекторию развития национальной экономики. Поэтому, соответственно, и поиск оптимальной модели институциональной траектории развития электроэнергетического комплекса осуществляется в каждом государстве на протяжении всей его истории, которая и доказывает целесообразность и экономическую эффективность либо модели

182 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

активизации рыночных механизмов регулирования, либо усилении государственного регулирования электроэнергетического комплекса страны.

В конечном итоге доминирование рыночных или государственных базовых экономических институтов определяет институциональную траекторию электроэнергетики, исходя из исторически сложившегося соотношения базовых и компенсаторных институтов отечественной экономической системы, где до сих пор по всеобщему признанию доминируют базовые институты координации и регулирования, а не рынка и конкуренции. Это подтверждает и тот факт, что в экономике России значение института государственной собственности традиционно было несравненно выше, чем в странах Западной Европы или США, где доминировали институты рынка. Поэтому, как отмечает О.Э. Бессонова, подавляющее значение государственного сектора в отечественной экономике формирует соответствующую институциональную среду и совокупность базовых институтов российской экономики, которые характеризуются отличным от западных стран сочетанием рыноч-ныхи государственных институтов в несомненную пользу последних. Все это, несомненно, отражается на формировании институциональной среды как базовых, так и компенсаторных институтов экономической системы [2].

В качестве аргументации отечественной модели структурной модернизации электроэнергетического комплекса на основе доминирующей роли государственной собственности и преобладающей роли государственного регулирования в электроэнергетике по сравнению с рыночными, целесообразно обратиться к теории институциональных матриц, разработанной С.Г. Кирдиной. По мнению автора, данная теория представляет собой «... одну из попыток представить убедительную и аргументированную теоретическую схему, в которой уникальная Россия рассматривается как «частный случай», как страна, где действуют законы Х-экономики, характерные и для других стран. В этой схеме Россия может быть корректно сопоставлена с другими государствами, что позволяет увидеть и общее, и особенное в ее устройстве» [1].

Используя метод экстраполяции и сопоставления на основе этой теории институциональных отечественной электроэнергетики, появляется возможность выявить взаимосвязь ее функционального проявления с типом доминирующих экономических институтов. Так, в соответствие с теорией С.Г. Кир-диной в Х-экономиках экономические механизмы регулируются системой таких институтов редистрибуции (перераспределения), как координация и пропорциональность. При этом сама система базовых институтов носит черты централизованной иерархии. В Y-экономиках те же экономические механизмы, напротив, подвержены воздействию рыночных институтов, и, прежде всего, частной собственности, рынка и конкуренции.

Исходя из чего автор заключает, что западная институциональнаяУ-мат-рица характеризуется развитыми институтами рыночной экономики, и соот-

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями

183

ветствует экономическому устройству большинства стран Западной Европы и США. В то же время, восточная институциональная Х-матрица характеризуется, напротив, характеризуется доминированием институтов редистрибутивной экономики, перераспределительных отношений, унитарно'-централизованным политическим устройством, что позволяет автору заключить, что Х-матрица соответствует экономическому устройству России, большинства стран Азии и Латинской Америки, Египта и др. [3].

Траектория соотношения базовых и компенсаторных институтов, по мнению автора, заключается в том, что если в экономической системе того или иного государства доминируют институты рынка, то и компенсаторные институты буду иметь выраженный рыночный характер с доминированием рыночных инструментов. И наоборот, если в экономической системе того или иного государства доминируют институты редистрибутивной экономики, соответственно и компенсаторные институты буду иметь выраженный «прогосударственный» характер, как встроенная в иерархию государственной власти составляющая, предназначенная для поддержания высокой эффективности государственных базовых институтов.

Таким образом, исходя из теории институциональных матриц С.Г. Кир-диной, можно предположить, что в отечественной экономике в настоящее время доминируют институты пропорциональности и координации. Более того, в силу объективного действия механизма институционального обмена между компенсаторными институтами Х- и Y-экономиками, происходит интеграция и установление устойчивых связей между заимствованными компенсаторными институциональными формами и базовыми институтами, формирующими институциональную среду данного государства. При этом компенсаторный институт рыночных конкурентных отношений в экономике в целом и в электроэнергетике, в частности, скорее всего, не получит ближайшее время активных рыночных импульсов развития и будет поддерживаться в состоянии, соответствующем реализации объективных требований базовой институциональной матрицы.

Более того, анализ положений теории институциональных матриц в контексте проводимого нами исследования, не позволяет не согласиться с автором, что происходит «последовательное самоусиление свойственных России базовых институтов в экономике», что проявляется в активной концентрации банковского капитала, увеличении доли государства в них, деградации малого предпринимательства, возрастание доли государственных корпораций в основных отраслях экономики, а «неоднократные попытки политических сил внутри страны заместить эти базовые институты качественно иными, несмотря на активные институциональные обмены с соседними странами, прежде всего с Западной Европой, история России представляет собой неуклонное движение в направлении все большего раскрытия потенциала свойственных ей институтов, отвечающих природе Х-матрицы» [1].

184 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

В связи с чем, институциональная траектория структурной модернизации электроэнергетической системы России с объективной необходимостью будет развиваться по пути усиления государственного регулирования и его влияния на формирование ее институциональной структуры. При этом рыночные механизмы и инструменты воздействия на институциональную траекторию развития структурной модернизации отечественного электроэнергетического комплекса объективно будут носить компенсаторный характер, находящийся под влиянием базовых институтов отечественной экономики.

В результате дезинтеграции электроэнергетического комплекса страны и разрыва традиционно сложившихся хозяйственных связей. Было потеряно чрезвычайно важное для региональной энергетики и потребителей понятие -энергоснабжающая организация в лице энергосистемы как вертикально интегрированного регионального комплекса, что закономерно привело к утрате ответственности, как за текущее электроснабжение, так м за оптимальное развитие региональной энергетики в интересах потребителей. Теперь ни один из участников цепочки поставщиков электроэнергии не несет материальной ответственности перед конечным потребителем, а разнонаправленные цели и узконаправленные экономические интересы хозяйствующих субъектов в электроэнергетике, зачастую противоречат экономическим интересам всего электроэнергетического комплекса страны. Таким образом, теоретический анализ институциональной траектории структурной модернизации отечественного электроэнергетического комплекса позволяют утверждать, что полноценная конкуренция в принципе невозможна в электроэнергетике в силу высокого уровня специфичности электроэнергии как товара. В подтверждение этого тезиса свидетельствуют и технологические особенности отрасли. Так, например, объем ее производства должен соответствовать объему потребления, а транспортировка ограничена наличием пропускной способности электрических сетей. Более того, электроэнергетика требует высокой степени резервирования мощностей на случай возникновения «пиковых» объемов потребления, а электрические станции, зачастую принципиально различающиеся между собой по своей конструкции и назначению, являются не конкурирующими, и дополняющими в структуре электроэнергетического комплекса России.

Список литературы:

1. Кирдина С.Г. Институциональная структура современной России: эволюционная модернизация // Вопросы экономики. - 2004. - № 10. - С. 89-98.

2. Бессонова О.Э. Институты раздаточной экономики России: ретроспективный анализ. - Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1997.

3. Кирдина С.Г. Х-эффективность и Х-экономики: синтез теоретических подходов // Экономический вестник Ростовского гос. ун-та. - 2007. - Т. 5, № 2. - С. 9-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.