Научная статья на тему 'Специфика института завещания как основания наследственных прав российских крестьян второй половины XIX - начала XX века'

Специфика института завещания как основания наследственных прав российских крестьян второй половины XIX - начала XX века Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
579
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЫЧНОЕ ПРАВО / КРЕСТЬЯНСКИЕ ДУХОВНЫЕ ЗАВЕЩАНИЯ / НАСЛЕДОВАНИЕ / ЧАСТНОПРАВОВАЯ СФЕРА / ОБЫЧНО-ПРАВОВАЯ ПРАКТИКА / COMMON LAW / PEASANT LAST WILLS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шатковская Татьяна Владимировна

Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем догматики наследственного права о соотношении принципа субъективного произвола и наследования в силу родственных связей. Автор сопоставляет обычно-правовую и законную практику составления духовных завещаний, анализирует причины слабого распространения завещаний в крестьянской среде и значение личного волеизъявления при посмертной передаче имущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specific character of will system as the basis for succession rights of Russian peasants in the latter half of the XIX - early XX centuries

The article is devoted to one of the most topical issues of succession dogmatics concerning the correlation of the principle of subjective despotism and succession owing to family ties. The author correlates common law and legal practice of making last wills; the author also analyses the reasons of poor will circulation among peasants. The article

Текст научной работы на тему «Специфика института завещания как основания наследственных прав российских крестьян второй половины XIX - начала XX века»

Т.В. Шатковская

СПЕЦИФИКА ИНСТИТУТА ЗАВЕЩАНИЯ КАК ОСНОВАНИЯ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ПРАВ РОССИЙСКИХ КРЕСТЬЯН ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

Для наследования как преемства в частноправовой сфере человека большую роль играет такое основание наследственных прав как завещание. В догматике наследственного права до сих пор актуален вопрос о том, в каком отношении находятся между собой принципы субъективного произвола и наследования в силу родственной связи (по закону). Последний под духовным завещанием понимал законное объявление воли владельца о судьбе его имущества на случай смерти. Закон запрещал лишь те распоряжения завещателя, которые противоречили его нормам [1, ст. 1010, 1029]. По толкованию Сената завещание есть частный закон, исключающий действие общих законов о порядке наследования. На практике наследование по завещанию совершенно исключало наследование по закону только в том случае, когда завещание предоставляло все наследство кому-либо одному или нескольким лицам, без назначения им определенных частей наследства. Во всех других случаях наследование по закону служило дополнением к наследованию по завещанию [2, с. 123].

Обычно-правовая практика составления духовных завещаний фактически ограничивала требования к процедуре оформления завещания наличием свидетелей, желательно не входивших в круг наследников. Закон предусматривал только письменную форму завещания [1, ст. 1023], составленную в общем или особом порядке. В частности, особый (упрощенный) порядок применялся при составлении крестьянских завещаний. Свидетелями могли быть неграмотные, и подпись за неграмотных завещателя и свидетелей могла быть сделана одним и тем же лицом. По желанию крестьян составлялись завещания (ценой не свыше 100 руб.) со слов завещателя в волостном правлении в присутствии не менее двух свидетелей, с записью объявленного завещания в книгу сделок и договоров [3, ст. 110, прим. 2].

Правительствующий Сенат высказал, что закон, устанавливая особый порядок и правила засвидетельствования духовных завещаний [1, ст. 1015; 3, ст. 91, прим. 1; ст. 110 прим. 2], вовсе не отменял общего правила, выраженного в ст. 1010, 1018, 1066 т. Х ч. 1 Свода законов об общей правоспособности крестьян делать завещательные распоряжения. Специальные законы о наследовании у крестьян [1, ст. 1184. п. 5; 3, ст. 38; 4, ст. 168] устанавливали лишь порядок наследования по местным обычаям и не отнимали у крестьян права завещать. Закон ограничивал это право при распоряжении имуществом, не входящим в надел, существующими местными обычаями о наследовании, а относительно надельного имущества - правом потомственного посемейного пользования, которое по своей природе исключало право домохозяина или члена двора делать об этом имуществе завещательные распоряжения. Таким образом, надельные земли, а также движимое имущество, необходимое для ведения крестьянского хозяйства на надельных землях, не подлежало завещательным распоряжениям [5]. Однако перечисленные статьи и решения не регламентировали применение обычного права при составлении завещания. Препятствием к признанию обычая в этой области являлась ст. 1023 Законов гражданских, запрещавшая словесные завещания, тогда как в крестьянской среде «изустные памяти» являлись самым распространенным типом распоряжений на случай смерти.

Завещания как разновидность посмертного перехода имущества получили в крестьянской среде слабое распространение не столько в силу законодательных припонов, сколько вследствие отсутствия частнособственнических отношений, доминирования общинной и семейной собственности. Круг наследников в крестьянском быту определялся семейным началом и завещатель, не мог нарушать это начало. Он только распределял доли общесемейного имущества между «законными» наследниками [6, т. 1, с. 298, т. 3, с. 117, 129, 145, 153, 161, 169, 178, т. 5, с. 399]. Назначение преемника из посторонних лиц считалось не только тяжким грехом, которого не в силах был бы взять на душу умирающий, но и нравственным «преступлением». Поскольку наследника, то есть продолжателя личности умершего, а через то и рода, дает Бог, человеческому же произволу создать его невозможно [2, с. 81].

В тех редких случаях, когда посмертное достояние переходило к посторонним лицам по завещанию, то согласно народным понятиям и обычному праву этот переход не имел личного значения и не рассматривался как наследование. Его расценивали как частный акт, основанный на выраженной в одностороннем порядке воле владельца имущества. Завещания в пользу посторонних помимо общепризнанных наследников считались недействительными [6, т. 2, с. 147, т. 5, с. 339]. При этом посторонними в некоторых случаях считались лица, родственные по крови, но утратившие фактическую принадлежность к семье. И, вообще, завещания, имели крайне слабое распространение в сельской жизни. Об этом свидетельствуют сами крестьяне [7], решения волостных судов [6, т. 1, с. 59, 71, 124, 175, т. 4, с. 25, 91, т. 5, с. 52, 120, 393, 499] и народоведы [8, с. 71-73; 9, с. 313].

Столь слабое значение личного волеизъявления при посмертной передаче имущества и наличие возможности у домохозяина при жизни перераспределить и даже разделить семейное имущество

ставит вопрос о природе крестьянских духовных завещаний, причинах их появления и роли, которую они выполняли в среде общинников. Проанализировав тексты духовных завещаний, встречающиеся в трудах комиссии по преобразованию волостных судов и работах исследователей народной жизни, приходим к выводу, что подавляющая масса завещаний сохранила первоначальное его значение, сформировавшееся под влиянием церкви и представляющее собой исповедь перед духовным отцом. Освящение последней воли умирающего делало ее непререкаемой, защищенной авторитетом церкви. В то же время мы не согласны с однозначной трактовкой крестьянских духовных завещаний В. Мухина, ограничивающей их освящением главой семьи тех имущественных прав, которые принадлежали членам двора на семейное имущество от рождения или в силу принадлежности к семье [8, с. 72]. С помощью завещания наследодатель старался обеспечить себе достойные похороны и поминовение, предотвратить споры при разделе имущества, обеспечить наиболее близких и любимых людей лучшей частью передаваемого имущества. Умерший домохозяин посредством завещания мог возглавить семейный раздел и выразить свою волю при наделении долей имущества каждого из членов семьи, назначить домохозяина, а также обеспечить достойным содержанием свою жену. Несмотря на разнообразие завещаний мужа по отношению к жене их можно разделить на две группы. Первые определяли права наследования жены, оставшейся с детьми до следующего замужества. Вторые оставляли жене все «мужнино» имущество в полное ее ведение [6, т. 1, с. 555, 609, 640, 663, т. 2, с. 497, 525, т. 5, с. 267, 427].

При разделе семейного имущества завещание выступало своеобразным гарантом принципа справедливости и личных интересов наследодателя при уравнительной системе распределения, базировавшейся на принципе равноправия имущественных интересов всех членов семьи. Против утверждения В. Мухина о том, что единственным назначением завещательного произвола в обычае является наиболее справедливое, уравнительное распределение между остающимися членами составных частей семейного имущества [8, с. 77] свидетельствуют решения волостных судов, зафиксировавшие обычай, согласно которому отец в случае непочтения к нему кого-либо из детей либо уменьшает его долю, либо вовсе лишает наследства [6, т. 1, с. 620, т. 5, с. 488].

Пай, доставшийся после раздела семейного имущества отцу, он мог завещать жене или любому из своих сыновей. Кроме того, с помощью завещания в крестьянской среде укоренялся институт благоприобретенного, по сути, личного имущества крестьян. Как правило, личная собственность создавалась на деньги, заработанные в отходе. Данные об индивидуализации этого имущества и развития понятия личной собственности свидетельствуют архивные данные первой половины XIX в. [10, с. 232, 233]. Благоприобретенное имущество подлежало личному владению, а делилось и передавалось по духовному завещанию.

Преимущественной формой крестьянских завещаний была устная память, а форма изложения напоминала договор, потому что большинство завещаний содержало различные условия, которыми обставлялось вступление в наследство. Наследодатель обременял будущего наследника рядом обязательств. К примеру, содержать членов семьи завещателя или его самого до смерти [6, т. 1, с. 556, 557, 558, 576, 620, т. 4, с. 35, 45, 65, 66, 461, т. 5, с. 276, 427]; похоронить и поминать наследодателя [6, т. 1, с. 610, 673, 692, 810, т. 4, с. 35, 66, 353, 360, т. 5, с. 276, 427, 488, 527]; вступление в брак с завещателем [6, т. 1, с. 555] или не вступления жены в последующий брак [6, т. 2, с. 532], передача наследником имущества в пользу третьих лиц [6, т. 2, с. 500, т. 4, с. 405] и самое распространенное, выдать замуж и обеспечить приданым дочерей наследодателя или предоставить им необходимое имущество для самостоятельной жизни. Наиболее обстоятельно регламентировались условия получения наследства вступивших в семью посторонних лиц (примаков, усыновленных и т.п.). Этот договор-завещание содержал целую систему требований к потенциальному наследнику, начиная от поведения и отношения к другим членам семьи до регламентации использования полученного в наследство имущества.

Интересно, что наследодатели очень часто пытались с помощью завещания контролировать судьбу своего имущества после смерти. В одном из завещаний, приведенных в трудах комиссии по преобразованию волостных судов, зафиксирован запрет завещателя продавать и закладывать передаваемое по наследству имущество [6, т. 6, с. 445], в других - ограничение круга возможных покупателей своего недвижимого имущества [6, т. 4, с. 337, т. 5, с. 272]. Ряд завещаний определяют дальнейший переход имущества в случае смерти наследника [6, т. 1, с. 673, 811, т. 2, с. 586, т. 4, с. 367, 405]. Тем самым наследодатель посредством имущества пытался продлить свою жизнь и распространить свой авторитет на несколько поколений членов семьи.

Формально в роли завещателя в крестьянской среде мог выступить любой совершеннолетний общинник, обладавший благоприобретенной (личной) собственностью или долей в общесемейном имуществе. Обычное право допускало и коллективного завещателя, например, в лице мужа и жены [6, т. 1, с. 811, т. 5, с. 276, с. 521]. Однако степень свободы волеизъявления у различных завещателей

существенно отличалась. В меньшей степени была стеснена воля домохозяина, не имевшего детей, а также женщин [6, т. 1, с. 298, 299].

Из этого следует, что воля отдельной личности не должна была нарушить естественный процесс имущественного правонаделения последующих поколений, противостоять господству семейного начала и нарушать форму хозяйственно-имущественной сферы, в которой вращалось само лицо в качестве ее представителя. В любом случае круг наследников не мог выйти за пределы родственного коллектива или, в крайнем случае, общины.

Таким образом, завещания в крестьянском юридическом быту имели очень узкую сферу применения, а индивидуальная свобода личности была значительно стеснена. Право владельца распорядиться судьбой своей вещи ограничивалось рамками семьи, рода и «мира». Передача даже благоприобретенного имущества посторонним лицам, разрешаемая по закону, обычным правом категорически воспрещалась. Лишить ближайших наследников их имущественной доли в рамках российской правовой системы было практически невозможно. Так, по закону единственным легальным поводом устранения детей от наследства был брак, заключенный без согласия родителей, по обычному праву - выдел из семьи. Воля завещателя могла быть нарушена и волостным судом, и сельским сходом в случаях, когда условия завещания признавались несправедливыми. Юридическое преемство, продолжение гражданской личности наследодателя путем завещания не должно было угрожать традиционному миропорядку крестьянской общины. В то же время, говоря о завещании как институте обычного права, нельзя не отметить, что с его помощью восполняли проблемы в обычно-правовом регулировании наследственных отношений. В силу того, что институт завещания находился в совместном ведении обычая и закона, он в отличие от наследственного права выходил за пределы господства обычного права и мог регулироваться официальным законодательством. Так, решения Сената дозволяли оспаривать завещания родственникам безпотомственно умершего завещателя без ограничения степеней родства, но в то же время, закон признавал приоритет норм обычного права [11, с. 14-16].

Все вышесказанное о роли завещания как источнике субъективного произвола в крестьянском наследственном праве убеждает в том, что данный тип юридических отношений в обычном праве был максимально огражден от произвола частных лиц и случайностей их личностного бытия.

Литература

1. Свод действующих законов Российской империи. СПб., 1913. Т. X. Ч. 1.

2. Никольский В.П. Исходные моменты в истории русского права наследования. СПб., 1871.

3. Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости от 19 февраля 1861 г. // Полное собрание законов. Собрание второе. Т. XXXVI. Отделение первое. № 36657.

4. Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости, и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий 19 февраля 1861 г. // Полное собрание законов. Собрание второе. Т. XXXVI. Отделение первое. № 36659.

5. Решение Правительствующего Сената. Общее Собрание 1, 2 и Кассационного Департамента 3 ноября 1897 г. № 21.

6. Труды комиссии по преобразованию волостных судов (словесные опросы крестьян, письменные отзывы различных мест и лиц и решения волостных судов, съездов Мировых посредников и губернских по крестьянским делам присутствий). СПб., 1873-1874. Т. 1-9 (8).

7. Архив российского музея этнографии (АРМЭ). Ф. 7. Оп. 1. Д. 599. Л. 7; Д. 607. Л. 24-25.

8. Мухин В.Ф. Обычный порядок наследования у крестьян (к вопросу об отношении народных юридических обычаев к будущему гражданскому уложения). Издание редакционной комиссии по составлению гражданского уложения. М., 1888.

9. Пахман С.В. Обычное гражданское право в России. Юридические очерки. СПб., 1879. Т. 2.

10. Александров В.А. Обычное право крепостной деревни России XVIII - нач. XIX в. М., 1984.

11. Вормс А.Э. Закон и обычай в наследовании у крестьян. М., 1913.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.