Научная статья на тему 'Специфика индикативного управления как способа обеспечения сбалансированного развития региона'

Специфика индикативного управления как способа обеспечения сбалансированного развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИКАТОРЫ / INDICATORS / СБАЛАНСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ / BALANCED DEVELOPMENT / ИНДИКАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / INDICATIVE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литвинов Д. А.

Формирование системы оценки процессов, определяющих региональное развитие, осуществляется стейкхолдерами регионального развития, исходя из специфики каждого отдельного субъекта федерации и методологических предпочтений. В качестве механизмов мониторинга и контроля в ряде регионов активно используется концепция индикативного управления. Её ключевые характеристики и высокий адаптивный потенциал открывают широкий спектр перспектив для внедрения и развития, формируя условия для сбалансированного регионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF INDICATIVE MANAGEMENT AS WAY OF ENSURING THE BALANCED DEVELOPMENT OF THE REGION

Formation of the system for assessing the processes that determine regional development is carried out by the stakeholders of regional development, based on the specifics of each individual subject of the federation and methodological preferences. Monitoring and control mechanisms in several regions, the concept of indicative management is actively used. Its key characteristics and high adaptive potential open a wide range of prospects for implementation and development, creating conditions for balanced regional development.

Текст научной работы на тему «Специфика индикативного управления как способа обеспечения сбалансированного развития региона»

Scientific. Sem. Abstracts of Reports — St. Petersburg : St. Peterburgs State Univ., 1993.—p. 55—57.

15. Bocharov V. L. Geoecological problems of VAPS: radioactive wastes / V. L. Bocharov // Fundamental and applied problems of euvironment protection — Tomsk : Tomsk University Press, 1995. — № 4. —p. 9—10.

16. Bradley D. J. Nuclear contamination from weapons complexes in the former Soviet Union and the United States / D. J. Bradley,

yZJK 332.1

C.W.Frank // Physics Today. — 1996. — №4. — p. 40—45.

Воронежский государственный университет

Бочаров В. Л., доктор геолого-минералогических наук, профессор, заведующий кафедрой гидрогеологии, инженерной геологии и геоэкологии геологического факультета E-mail: [email protected] Тел.: 8 (473) 2-208-980

Д. А. Литвинов

СПЕЦИФИКА ИНДИКАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК СПОСОБА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Аннотация: формирование системы оценки процессов, определяющих региональное развитие, осуществляется стейкхолдерами регионального развития, исходя из специфики каждого отдельного субъекта федерации и методологических предпочтений. В качестве механизмов мониторинга и контроля в ряде регионов активно используется концепция индикативного управления. Её ключевые характеристики и высокий адаптивный потенциал открывают широкий спектр перспектив для внедрения и развития, формируя условия для сбалансированного регионального развития.

Ключевые слова: индикаторы, сбалансированное развитие, индикативное управление.

UDK 332.1

D. A. Litvinov

SPECIFICITY OF INDICATIVE MANAGEMENT AS WAY OF ENSURING THE BALANCED DEVELOPMENT OF THE REGION

Abstract: formation of the system for assessing the processes that, determine regional development is carried out by the stakeholders of regional development, based on the specifics of each individual subject of the federation and methodological preferences. Monitoring and control mechanisms in several regions, the concept of indicative management is actively used. Its key characteristics and high adaptive potential open a wide range of prospects for implementation and developm ent, creating conditions for balanced regional development.

Keywords: Indicators, balanced development, indicative management.

Введение

Направления научной мысли, формируемые группами исследователей, призваны решать не только конкретные задачи или отвечать вызовам внешней среды, но и создавать глобальные тенденции и определять перспективные сферы для последующего развития научного сообщества.

Концепция сбалансированного регионального развития относится к группе идей, связанных с расширением обла-

стей научного знания преимущественно в сфере регионального развития и смежных с ней областей. Её развитие находится в активной стадии и достаточно сильно пересекается с наработками в сферах устойчивого, конкурентоспособного, стабильного, устойчивого сбалансированного развития. Подобная ситуация достаточно характерна для наук, объект исследования которых лежит в ряде междисциплинарных определений. Что характерно, данные

отдичия обусловлены не только семантическими различиями используемых терминов, но и идеей, реализация которой, по мнению авторов, в наиболее короткие сроки позволит сформировать благоприятную среду для деятельности всех стейкхолде-ров регионального развития и обеспечить её гомеостаз на предельно длительном промежутке времени. Исследуемая идея, как и прочие перечисленные, по своей природе представляет собой определенную комбинацию методов, методик и инструментов, формирующих её специфику, обособляющих её для теоретических изысканий и для практического использования. Иными словами концепция представляет собой систему, реализация действия в рамках которой, предполагает использование системного подхода к управлению. Такой подход удобен ввиду того, что с одной стороны направлен на решение конкретных задач, с другой стороны позволяет использовать обширный инструментарий, в том числе выходящий за рамки классического системного подхода и полноценно использующий междисциплинарный инструментарий. Подобная универсальность, в значительной степени, обеспечила актуальность использования этой концепции фактически с 70-х годов 20-го века и продолжает развиваться в настоящий момент.

Ключевые позиции системных исследований управления региональной экономикой

Реализация инициатив, направленных на формирование сбалансированного регионального развития с использованием механизмов системного подхода, активно используется акторами регионального развития на протяжении длительного времени. Подобный подход к решению задач позволяет комплексно охватывать предметную область и оценить общий прогресс системных преобразований объекта воздействия. Отдельного внимания заслуживает непосредственно вопрос качественно-количественной оценки преобразований. Прибегая к терминологии процессного подхода к управлению (цикл Деминга), этот период традиционно определяют как: «Check» (проверка). Важность подобной оценки, применительно к этой области исследова-

ния, определяется двумя основными причинами:

— региональное развитие является зоной повышенной социальной ответственности, затрагивающей интересы всех провайдеров регионального развития;

— качество предоставляемой информации на каждом из этапов и правильная оценка текущего состояния уровня развития экономической системы снижают риски отклонений от заданных стандартов на последующих этапах её реализации и формируют более прогнозируемый конечный результат. Классически, качество информации оценивают, исходя из естественных свойств, которыми информация обладает: субъективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность (ценность).

В вопросе регионального развития нет устойчивого приоритета при выбсре исследователями определенной системы оценки, но значительное количество исследователей останавливают свой выбор на индикативном планировании, управлении и использовании индикаторов при мониторинге состояния системы и протекающих в ней процессов. Например, А. И. Татаркин в качестве индикатора развития региона определяет— качество жизни [10, С. 25]. Под индикативным планированием В. П. Орешин и Л. В. Потапов понимают «процесс формирования системы показателей, характеризующих состояние и развитие экономики региона, соответствующее направлениям государственной социально-экономической политики» [4, С. 240—241]. Более развернутое представление об индикативном планировании в своей работе приводят А. В. Ле-винталь и Ф. Ф. Пащенко, которое выступает «как механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, которое сочетает государственное с рыночным и не рыночным её саморегулированием и основан на системе показателей (индикаторов) социально-экономического развития» [2, С. 42—45].

Сущность индикативного плана Б. Г. Преображенский, Л. Н. Лисов-цева, Н. И. Рогачева, А. А. Воронина и В. С. Шенынин видят в целенаправленном распределении региональных ресурсов (материальных, финансовых, трудо-

вых, материальных и др.) между различными видами экономической деятельности [7, С. 102—105]. По версии Л. В. Потапова и Н. И. Атанова среднесрочные индикативные планы благодаря их оплодотворению идеями социально-экономической и инновационно-промышленной политики превращаются в мощный фактор повышения наукоемкости всего процесса социально-экономического развития [6, С. 154—162]. Ю. И. Трещевский, Н. В. Сироткина, Е. Ф. Сысоева для управления региональным развитием предпочитают использовать группы индикаторов в зависимости от уровня развития административно — территориальных образований [1, 9].

Индикативный подход используется, в том числе, при реализации государственных программ, Постановление правительства от 02 августа 2010 г. № 588 определяет наличие и выполнение целевых индикаторов и показателей государственной программы в качестве обязательного условия, которое определяется в паспорте программы [5]. При построении системы целевых индикаторов необходимо дополнительно контролировать соответствие внедряемой системы сути используемой модели, так на первом этапе механизма принятия управленческих решений с помощью индикаторов возможен риск использования индикаторов, характерных для устойчивого развития, также активно используемых, в том числе на уровне Комиссии ООН по устойчивому развитию.

В качестве причин, по которым исследователи склонны отдавать предпочтение индикаторам при работе с данной предметной областью, выступают в том числе:

— использование качественно-количественной системы оценки процессов;

— универсальность индикаторного подхода позволяет сформировать портфель индикаторов для всесторонней оценки динамики рассматриваемого процесса;

— методика расчета и интерфейс представления конечной информации интуитивно понятны широкому кругу пользователей;

— система позволяет оперативно диагностировать узкие места работы системы и отклонения при внедрении изменений,

что дает преимущества при реализации оперативных и реактивных мероприятий.

Что касается сложностей и диспропорций, при использовании индикативного управления в региональном развитии, то показательные данные и выводы в своем исследовании приводит И. Е. Рисин. Он выделяет три группы недостатков, которыми сейчас страдает система контроля параметров процессов и результатов [8, С. 53—54]:

— инновационный сценарий развития ряда регионов не подкрепляется развернутой системой индикаторов, которые позволяли бы объективно оценивать характеристики формируемой социально-экономической системы;

— отсутствие комплексности при подборе индикаторов, зачастую индикаторы направлены на оценку процессов ралли тин в отдельных отраслях, видах деятельности, что не дает возможности сложить целостное представление о динамике развития территории;

— устаревание используемой системы оценки, так используемый инструментарий требует постоянно подстраивать под меняющуюся экономическую ситуацию на международном, федеральном и региональном масштабе.

Глобально дорожная карта реализации методики индикативного направления может содержать два подхода к реализации инструментария индикативного управления в зависимости от уровня обособленности функционального направления используемых индикаторов:

— система выстраивается по принципу индикатор — обособленная сфера деятельности (экономические (ВВП, ВНП), социальные (занятость, бедность));

— использование механизма интегральных индикаторов, получаемых в ходе агрегирования результатов по нескольким направлениям исследования.

Непосредственное использование индикаторов в системе регионального управления выстраивается по алгоритму, схожему с аналогичным порядком для менеджмента управления организациями. Сравнительно модели принятия управленческих решений с помощью индикаторов могут быть представлены в таблице:

Таблица

Этапы принятия управленческих решений с помощью индикаторов в масштабах организации и региона [9]

№ п/п Менеджмент организации Региональное управление

1 Постановочный этап, предположение о возможности использования подхода, позволяющего рассматривать способ расчета индикаторов как цепных индексов Постановочный этап, определяющий возможность использования индикаторов применительно к наблюдаемому процессу

2 Выделение приоритетных направлений развития компании Выделение приоритетных направлений регионального развития

3 Определение функционального содержания менеджмента компаний н/д

4 Визуализация вза1шозавпс1шости функционального содержания индикативного управления и приоритетных направлений развития Визуализация взаимозависимости направлений регионального развития с инструментарием индикативного управления

5 Расчет численности значений индикаторов Расчет численности значений индикаторов

6 Бальная оценка индикаторов управления в соответствии со шкалой, позволяющей оценить степень и направленность изменений значений индикаторов Бальная оценка индикаторов управления в соответствии со шкалой, позволяющей оценить степень я направленность изменений значений индикаторов

7 Расчет итоговой бальной оценки, определяющей приращение (убывание) значений индикатора Расчет итоговой бальной оценки, определяющей приращение (убывание) значений индикатора

8 Разработка сценариев поведения организации Принятие управленческих решений в части для достижения целевых показателей в следующем расчетном периоде или корректировка реализуемых программ

Информация, представленная в таблице, дает понимание, что инструментарий индикативного управления обладает высокой гибкостью и с ограниченным числом корректировок подходит для практического использования в смежных областях хозяйствования. Выпадающий блок — «Функциональное содержание менеджмента компании» предполагает его интеграцию в области регионального развития в «Постановочный этап», так как специфичный характер регионального развития подразумевает наличие определенной программы, проекта, процесса, применительно к которому будет подбираться схема индикаторов.

Исследования в области индикативного управления, а также понимание его адаптивных возможностей, позволяют сформировать непосредственно дорожную карту реализации данной методики для регионального развития.

1. Система индикаторов сбалансированного развития:

а. Прикладные индикаторы сбалансированного развития:

b. Экономические (Индексы ВРП, просроченной задолженности, доходов населения и др.);

c. Социальные (индексы безработицы, грамотности, смертности и др.);

(I. Институциональные (индикаторы прозрачности власти, доступности связи, техники и технологии и др.);

2. Экологические (индекс динамики объемов загрязнений, расходов на сбор, обработку и переработку отходов и др.).

3. Агрегированные данные (контрольные события динамики развития региона).

a. Индикаторы управления качеством бизнес — процессов:

b. Индикаторы результативности (индикаторы роста прибыли, рентабельности, обеспеченности собственными оборотными средствами и др.);

Индикаторы ресурсоемкости (индикаторы сокращения постоянных и переменных издержек, трудоемкости и др.).

Классификация по логике построения соответствует аналогичным подходам к структурированию в других областях реализации принципов индикативного управ-

ления, что еще раз подчеркивает универсальность концепции. При реализации стейкхолдерами регионального развития проектного подхода к управлению, на который накладывается механизм индикативного управления, перечень целевых индикаторов, сформированный для каждого из проектов в отдельности должен быть про-ранжирован на каждом из её подуровней в соответствии с логикой в табл, (бальная оценка индикаторов).

Заключение

Индикативное управление открывает значительные возможности для построения качественной системы оценки регионального развития. Практика и исследования в данной области постоянно подтверждают правильность этого суждения и обеспечивают дальнейшее развитие инструментария концепции, делая её использования актуальной сейчас и перспективной для дальнейшего использования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Круглякова В. М. Индикативное управление региональным развитием / В. М. Круглякова, Е. Ф. Сысоева, Ю. И. Тре-щевский .// Регион: системы, экономика, управление. — 2012. — № 1. — С. 70—76.

2. Левинталь А. Б. Индикативное планирование и проведение региональной политики / А.Б, Левинталь, В. Ф. Ефременко, В. Б. Гусев, В. В. Павельев, Ф. Ф. Пащенко, И. С. Дургарян ; под ред. А. Б. Левинталя, Ф. Ф. Пащенко. —М. : Финансы и статистика, 2007. — 368 с.

3.ЛексинВ.Н. Оценка результативности государственных программ социально-экономического развития регионов России /

B. Н. Лексин, Б. Н. Порфирьев // Проблемы прогнозирования. — 2016. — № 4 (157). —

C. 81—94.

4. Орешин В. П. Управление региональной экономикой : учебное пособие / В. П. Орешин, Л. В. Потапов. — М. : ТЕИС, 2003. — 303 тс.

5. Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации : постановление правительства Российской Федерации от 02.08.2010 № 588 [Электронный ресурс] / Консультант плюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ ЬА\¥_103481/. (дата последнего обращения 19.12.2017)

6. Потапов Л. В. Модернизация, инновации и стратегирование пространственного развития экономики России / Л. В. Потапов, Н. И. Атонов // Пространственная экономика. — 2010. — № 4. — С. 154—162.

7. Преображенский Б. Г. Региональная экономика и управление : учебное пособие / Б. Г. Преображенский, Л. Н. Лисовцева, Н. И. Рогачева, А. А. Воронина, В. С. Шень-шин. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004. — 207 с.

8.Рисин И. Е. Целевые индикаторы развития регионов: сравнительный анализ / И. Е. Рисин // Механизмы развития социально-экономических систем региона; сборник научных статей 9 Международной научно-практической конференции 19 мая 2016 г; Воронежский государственный университет ; под редакцией И. Е. Рисина. — С. 52—54.

9. Сироткина Н. В. Индикативное управление социально-экономическими системами / Н. В. Сироткина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: экономика и управление. — 2017. — № 4. — С. 96—106.

10. Татаркин А. И. Качество жизни — индикатор устойчивого развития регионов / А. И. Татаркин, А. А. Куклин // Уровень жизни населения регионов России. — 2009. — № 8—9. — С. 25—34.

Воронежский государственный университет

Литвинов Д. А., аспирант кафедры экономики и управления организациями

Тел.: 8-980-554-59-65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.