О.Ю. Узу нова
старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин Университета экономики и управления*
Специфика имплементации патриотизма в структуру гражданской идентичности молодёжи: региональные аспекты
Патриотизм в современных условиях понимается нами в качестве основы гражданского воспитания и социализации российской молодёжи. Важно понимать, что в условиях современного развития России данные концептуальные понятия должны восприниматься в их единстве и смысловом взаимопроникновении. Притом что патриотизм может использоваться как мобилизационный ресурс российского общества в целом и как ресурс самоопределения в первую очередь для молодёжи1. В менее рационализированном, т. е. идеологическом, ключе очевидно, что патриотизм предполагает любовь к своей Родине, уважение к её традициям и авторитету старших, преданность и готовность служить интересам страны2. Как отмечает И.А. Халий, «отношение непосредственно к своей малой родине, которое выражается в основном в любви к ней как родному человеку, по кому тоскуешь в разлуке, с которым не хочешь расставаться, о котором заботишься всю жизнь»3. Вместе с тем отношение к малой родине зачастую опосредовано региональной спецификой и теми возможностями, которые регион предоставляет для развития молодёжи.
Очевидно, что патриотизм и его проявления поддерживаются не только на уровне гражданской (общенациональной) идентичности, но и теснейшим образом связаны с особенностями того региона, в котором происходят взросление и социализация индивида4. Поэтому переживания, основанные на любви к малой родине, выступают основой имплементации патриотизма в структуру гражданской идентичности молодёжи, что особенно характерно для жителей небольших и средних городов, а также сельской местности. Ведь часть молодых россиян, вполне осознанно причисляющих себя к патриотам страны, например, желают переехать в столицу или покинуть свой город или регион, который конкретно воспринимается ими как депрессивный. Следовательно, гражданский патриотизм на основе общероссийской идентичности может
* Узунова Оксана Юрьевна, e-mail: [email protected]
1 Дубровин В.Л. Патриотизм как ресурс социального самоопределения в российском обществе : авто-реф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2015.
2 Волков Ю.Г. Солидарная активность в российском обществе: креативные практики // Социологические исследования.2017. № 2. С. 41-48.
3 Халий И.А. Патриотизм в России: опыт типологизации // Социологические исследования. 2017. № 2. С. 70.
4 Патриотическое воспитание молодежи Ростовской области: проблемы, перспективы и новые подходы / отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов н/Д., 2013.
также вступать в противоречие с патриотизмом региональным, основанным на любви к малой родине или отсутствии таковой. Не секрет, что в связи с процессами вторичной урбанизации многие молодые люди из малых городов и сельской местности стремятся к переезду в областные и краевые центры.
В отдельных случаях региональная специфика может оказывать довольно сильное воздействие на паттерны патриотизма и гражданской идентичности молодёжи, особенно с учётом уровня экономического и социального развития региона, уровня урбанизации и экологической ситуации1. Поэтому и перед институтами социализации по-прежнему стоят задачи интегрировать различные формы регионального патриотизма в общее русло гражданско-патриотического воспитания российской молодёжи. Отдельного внимания в данной связи заслуживают этнические и конфессиональные особенности региона2, которые могут активно воздействовать на идентичность и выступать источниками определенных рисков, связанных, в частности, как с националистическими, так и сепаратистскими тенденциями.
Как отмечают исследователи Р.Д. Хунагов и И.И. Имгрунт, Юг России во многом отличается от других регионов нашей страны тем, что является «ареной выяснения геополитических взаимоотношений между ведущими странами мира, этносоциальные проблемы здесь переросли в межнациональные, а политические спекуляции нацелены на разъединение братства народов Юга России»3. Рассматриваемый нами Южный федеральный округ, граничащий на западе с Украиной, несмотря на свой полиэтнический состав и наличием двух титульных этносов (адыгейцы, калмыки), в целом характеризуется численным преобладанием этнически русского населения (85 % от всего населения ЮФО)4. Однако при этом традиционно среди жителей данного региона распространены представления о казачьем происхождении значительной части местного населения. Это, в свою очередь, откладывает свой отпечаток на совокупности региональных идентичностей населения и в целом поддерживается на уровне уважения к особым воинским традициям казачества.
Таким образом, регион в значительной степени отличается от традиционных областей с преобладанием русского населения, а также включает в себя территории, преобладающая часть которых традиционно исповедует буддизм и ислам. Определенное воздействие на патриотизм и гражданскую идентичность молодёжи региона оказывает бли-
1 Волков Ю.Г., Бинеева Н.К., Посухова О.Ю., Сериков А.В. Социальные настроения и адаптивные практики жителей Ростовской области в контексте российской повседневности в условиях кризиса // Вестник Института социологии. 2017. Т. 8, № 2 (21). С. 71-95.
2 Этносоциальные процессы: региональное измерение / гл. ред. Р.Д. Хунагов; ред. А.Ю. Шадже, С.А. Ляушева. Майкоп, 2015.
3 Хунагов Р.Д., Имгрунт И.И. Направление этносоциальных процессов на Юге России в условиях современных рисков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1 : Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. № 3. С. 195.
4 Южный федеральный округ. Общие сведения [Электронный ресурс]. URL: http://ufo.gov.ru/district (дата обращения: 01.08.2017).
зость нестабильных регионов Украины, а де-факто - независимых политических образований, отделившихся в процессе так называемой «русской весны» и последовавшей за ней гражданской войны. По данным опроса общественного мнения, проведенного «Левада-центром» в 2015 г., ведущей позицией, характеризующей патриотические установки россиян, выступает чувство гордости за собственную страну, которое испытывают примерно 70 % опрошенных российских граждан1. Вместе с тем гордость за геополитическое и военное могущество государства может сменяться разочарованием, особенно в силу неэффективной экономической политики внутри страны. Поэтому региональный патриотизм, чтобы не быть патриотизмом вопреки, должен всегда подкрепляться соответствующим социальным комфортом, уровнем жизни и перспективами молодёжного развития.
Пространство Юга России, под которым мы в первую очередь понимаем субъекты, входящие в Южный федеральный округ, представляет собой сложную систему, где важным условием функционирования является «оптимальное взаимодействие этнокультурной, региональной, российской национальной идентичностей, "стягивание" в одну точку различных ветвящихся структур»2. Поэтому имплементация патриотизма в структуру гражданской идентичности молодёжи региона во многом по-прежнему опосредована этнической самобытностью и противоречивостью общественного сознания по отношению к собственным уникальным традициям3. Тем не менее местные жители обладают традициями мирного существования на территории региона разнообразных этнических общностей и конфессий на протяжении уже многих столетий, что создаёт определенный запас прочности против ксенофобских настроений.
Относительно недавно в состав Южного федерального округа после проведения референдума была присоединена Республика Крым, чья молодёжь в целом демонстрирует патриотические чувства, выраженные через желание воссоединения с исторической родиной. Из официальных документов Республики Крым также известно, что «исторические события, связанные с возвращением Крыма в состав Российской Федерации, результаты общекрымского референдума 16 марта 2014 г. ярко продемонстрировали высокий патриотический потенциал крымского общества, основанный на цивилизационном выборе, чувстве неотъемлемой сопричастности у народа Крыма к российскому культурному и духовному миру»4. Вместе с тем молодёжи Республики Крым ещё только
1 Патриотизм и государство [Электронный ресурс]. URL: http://www.levada.ru/ 29-04-2015/patriotizm-i-gosudarstvo (дата обращения: 20.03.2016).
2 Хунагов Р.Д., Имгрунт И.И. Направление этносоциальных процессов на Юге России... С. 196.
3 Дзахова Л.Х., Цахилов Т.О. Гражданская идентичность и патриотизм как цементирующие факторы в условиях современного политического транзита // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 2. С. 174-180.
4 Указ главы Республики Крым «Об учреждении Концепции патриотического и духовно-нравственного воспитания населения в Республике Крым» [Электронный ресурс]. URL: http://krbm.ru/ wpcontent/uploads/2016/02/Ukaz_ob_utverzhdenii_Kontseptsii_patrioticheskogo_i_dukhovno-nravstvennogo_ vospitania_v_Respublike_Krym.pdf (дата обращения: 02.08.2017).
предстоит полноценным образом интегрироваться в общероссийскую систему патриотического воспитания молодёжи, а также субъекты нового региона (Юга России), с которым произошло объединение. Вместе с тем Крым обладает самобытной полиэтнической и поликонфессиональной спецификой, а также латентной конфликтогенностью, связанной с межэтнической напряженностью, которая долгое время стимулировалась украинскими властями.
Гражданско-патриотическое воспитание молодёжи на уровне взаимодействия региональных идентичностей предстает, таким образом, как целостный процесс, в котором новаторство гармонично переплетается с традициями. Особого внимания в данной связи заслуживает имплемен-тация патриотизма в молодёжную среду на основе стимулирования памяти о Победе в Великой Отечественной войне1, тем более что ключевые сражения этой войны происходили именно на территории региона. Притом что регион обладает значительными ресурсами для дальнейшего развития патриотического туризма, они представлены соответствующими инфраструктурными объектами, имеющими значение в масштабах страны (например, музей «Сталинградская битва» и монумент «Родина-мать» в г. Волгограде).
Сложившаяся ситуация открывает возможность говорить о важности включения региональных, в том числе и духовных, символических аспектов патриотизма в целостную структуру гражданского воспитания молодых россиян2, поскольку мы полагаем, что воспитание полноценных граждан страны будет наиболее эффективным в случае интеграции в него исторически-обусловленных форм патриотизма, связанных с жизнью ряда поколений жителей региона. В данной связи интерес представляет внедрение патриотизма посредством изучения народной культуры региона3, с включением изучения самобытных традиций в образовательные практики региона. Почти в каждом субъекте рассматриваемого региона, а прежде всего в Ростовской, Волгоградской областях и Краснодарском крае, особую роль традиционно играет казачий этнокультурный компонент4. Поддержание фольклорных (главным образом песенных), военно-спортивных и духовных традиций казачества широко представлено в работе с молодёжью, которая осуществляется в регионе, в том числе и на добровольных началах.
Эмпирические исследования демонстрируют высокий уровень именно гражданской идентичности молодёжи, что, однако, не исключает
1 Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание детей и молодёжи: от образа Победы к духовной идентичности с поколением победителей. Волгоград, 2013.
2 Курбатов В.А. Духовная безопасность современной молодежи России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 3. С. 408-413.
3 Метелкина К.М. Народная культура как средство патриотического воспитания молодёжи в условиях художественно-археологического объединения // Научный журнал КубГАУ. 2013. № 86 (02).
4 Черных С.С., Борисов С.Ю. Региональный компонент в системе гражданско-патриотического воспитания молодежи // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). 2014. № 4.
и других идентичностей в сочетании с достаточно выраженным региональным патриотизмом. «Гражданская идентичность значительно превосходит другие значимые идентичности и несколько сильнее, чем в среднем по России, - 76,2 против 72 %. Взаимодействие российской (гражданской) идентичности с этническими, на наш взгляд, в настоящее время (в отличие от 90-х гг. XX в.) в Ростовской области является не конкурирующим, а взаимодополняющим. Политико-правовая (гражданская) идентичность не поглощает этническую, которая воспринимается респондентами как важнейшая групповая характеристика - 45,5 % (а еще 35,5 % в некоторой степени), но и не противоречит ей по основным параметрам»1. В целом основные региональные, в том числе и этническая идентичность, дополняют гражданскую идентичность, не в последнюю очередь выступая ресурсом патриотического воспитания подрастающего поколения.
Молодёжь Ростовской области демонстрирует палитру мнений в отношении того, что именно следует понимать под патриотизмом. «Так, 25,5 % опрошенных полагают: чтобы считаться патриотом, достаточно просто "любить свою страну". 38 % убеждены, что необходимо "стремиться улучшать жизнь в стране, для того чтобы обеспечить ей достойное будущее". 14,1 % респондентов считают, что быть патриотом - значит "гордиться своей страной". Каждый десятый респондент затруднился с ответом»2. Но в целом можно сделать вывод о том, что восприятие патриотизма в молодёжной среде не является исключительно пассивным, поскольку большая часть респондентов все же считают, что необходимо действовать, чтобы достичь лучшего будущего для себя и своих детей.
Большую роль в переживании патриотических чувств играют общие символы, которые помогают формировать позитивный образ малой родины. Здесь значительную роль играют символы казачества, причём даже у молодёжи, которая не причисляет себя к казакам в этническом или служебном плане. При этом количественное исследование, проведенное в Ростовской области, говорит о том, что в отношении символического компонента региональной идентичности наблюдаются естественным образом определенные расхождения между жителями Ростова-на-Дону и жителями остальных районов области. Так, для представителей областных городов и сельской местности в большей мере характерны ассоциации Ростовской области с ее природой (68 против 59 %), этническим составом (26 против 20 %) и историческими событиями (25 против 17 %). Жители Ростова-на-Дону уделяют больше внимания таким символическим элементам, как роль и традиции казачества (48 против
1 Двадцать лет реформ в России глазами жителей Ростовской области / отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов н/Д., 2012. С. 101-102.
2 Посухова О.Ю., Сериков А.В. Особенности региональной идентичности донской молодёжи // Межнациональные, межкультурные и межрелигиозные отношения народов Юга России: технологии укрепления единства. Краснодар, 2015. С. 201-202.
42 %). Различия эти можно объяснить несколькими причинами. Сельская молодежь находится в непосредственной близости и общении с донской природой, которая составляет неотъемлемую среду жизнедеятельности молодых людей, не только проникает, но и формирует мировосприятие молодых людей1. Притом что урбанизированная молодёжь зачастую остро переживает разрыв с корнями и природой, стремясь заполнить отсутствие традиционного быта различными реконструкторски-ми проектами. Таким образом, молодёжь Ростова-на-Дону, что также характерно и для молодёжи Волгограда и Краснодара, в значительной степени наполняет региональный патриотизм, связанный прежде всего с казачеством, романтическим содержанием.
Учитывая роль, которую в деле гражданско-патриотического образования играют общественные организации, необходимо особо сказать о реестровом казачестве, проводящем активную работу с молодёжью как самостоятельно, так и во взаимодействии с ведущими вузами региона. На сегодняшний день структуры реестрового казачества (в Ростовской и Волгоградской областях - Войсковое казачье общество «Всеве-ликое войско Донское»; в Краснодарском крае - Кубанское войсковое казачье общество - Кубанское ВКО, КВКО) обладают серьёзной образовательной инфраструктурой - сферой учебных заведений, ставящих своей целью подготовить молодых людей к службе в армии и получающих бюджетное финансирование. «Кадеты в два раза чаще считают себя патриотами России, чем школьники. Это подтверждается данными, согласно которым среди кадетов выявлено статистически значимое преобладание тех, кто готов безоговорочно защищать Россию в случае серьезной опасности (88 %) по сравнению со школьниками (66 %). При этом пожертвовать своими интересами ради интересов государства готовы каждый третий кадет и только каждый десятый школьник»2. Рассматриваемая группа молодёжи, как правило, это юноши и девушки, готовящиеся к поступлению в военные училища и ориентированные на армейскую карьеру, они в большей степени воспринимают этос казачества и патриотизм сквозь призму именно военного служения на благо страны.
Кроме этого, вовлеченность в добровольческую деятельность подразумевает для молодёжи участие в мероприятиях по развитию региональной казачьей культуры, чьей неотъемлемой частью в настоящее время являются различные показательные выступления. Здесь особую роль играют традиционные для казаков выступления с холодным оружием, где молодые люди показывают своё умение владеть шашкой. Кроме этого, важную часть составляют поисковые отряды молодёжи, в том числе и участников патриотических клубов под эгидой казачества, которые исследуют историю предков, так сказать, в полевых условиях. Здесь
1 Патриотическое воспитание молодежи Ростовской области... С. 117-118.
2 Коренюгина Т.Ю., Вахонина К.В. Воспитание гражданственности и патриотизма казачьей молодёжи на примере Ростовской области // Учитель и его время. 2014. № 9. С. 107-108.
особую роль играет воспитание памяти в отношении Великой Отечественной войны, остающейся важнейшей составляющей общероссийской гражданско-патриотической идентичности. Значительная часть военной подготовки молодых казаков посвящена верховой езде, джигитовке. Это не только хорошая физическая подготовка, но и реальное приобщение к историческому опыту предков. Более того, верховая езда несёт в себе аспекты экологического воспитания подрастающего поколения, бережного отношения к животным и окружающей природе.
Вместе с тем региональная идентичность казачества значительно шире и в целом характеризуется далеко не однозначными установками в отношении государственной власти, иногда демонстрируя тип умеренно-оппозиционного патриотизма. «Несмотря на сложившиеся стереотипы, казаки относятся к государству не абсолютно лояльно: 44,4 %, в частности, отметили, что основная задача государства на современном этапе - не мешать возрождению казачества»1. Это в первую очередь касается представителей общественного, а не реестрового казачества, которые в значительной степени подчеркивают свою относительную независимость от власти и ратуют за укрепление в регионе казачьего самоуправления с опорой на принцип минимального вмешательства государства в дела гражданского общества.
При этом именно представители общественных казачьих объединений (казачьих обществ и так называемых казачьих общин), значительная часть из которых - молодёжь главным образом из крупных городов (Ростов-на-Дону, Волгоград, Краснодар), акцентируют внимание на этнической специфике казаков, что, по их мнению, позволяет говорить о казаках как отдельном народе (этносе). В данной среде распространены мнения об историческом «геноциде казачьего народа», переживание которого откладывает негативный отпечаток на восприятие казаками устоявшихся в общественном сознании паттернов государственнического или державнического патриотизма. Однако сложившаяся ситуация нивелируется во многом тем, что основная масса молодёжи региона по-прежнему идентифицирует себя в этническом плане с русскими2, не полностью отделяя казаков от русского этноса (по данным переписи 2010 г., всего 67 573 чел.3 указали «казак» в качестве собственной национальности, по факту менее 1 % от общей численности жителей региона). Однако активисты казачества не согласны с результатами переписи, что привело даже к митингам за признание казаков отдельным народом и корректировку официальных результатов переписи.
1 Сериков А.В. Состояние и проблемы развития донского казачества // Гуманитарий Юга России. 2014. № 4. С. 169.
2 Казачество как этносоциальный феномен современной России / отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов н/Д., 2011.
3 Численность казаков по результатам переписи 2010 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-01.pdf (дата обращения: 02.08.2017).
Проводившиеся в области исследования должны были выявить националистические установки представителей донского казачества. Одним из наиболее провокационных вопросов анкеты являлся вопрос о таком возможном проекте, как «Донская казачья республика», который представляет интерес для наиболее националистической части казаков, желающих развиваться по принципу республик Северного Кавказа. «Как показывают данные, респонденты разделились по этому вопросу, однако более позитивно его воспринимают городские казаки. В целом же характер распределения ответов таков, что около 28 % высказываются за данный проект (при этом в городе - почти 39 %, а на селе - всего 23), чуть более 21 % относятся к нему нейтрально и около 33 % - отрицательно (в городе - 30,6 %, на селе - 34,8). Иными словами, сельские казаки оказываются в данном вопросе более консервативными, стоящими на позиции сохранения конституционного строя»1. Таким образом, региональная самобытность может продуцировать по-своему патриотические чувства, расходящиеся с официальной политической линией, проводимой правительством. Однако после присоединения сепаратистские тенденции в казачьей среде заметно пошли на убыль, что во многом было вызвано также «войной на Донбассе», где представители как реестрового, так и общественного казачества, особенно на начальном этапе развития событий, играли довольно заметную роль на стороне сторонников проекта «Новороссии».
Проведенный анализ позволяет судить о том, что имплементация патриотизма в структуру гражданской идентичности молодёжи региона представляется перспективной, что подтверждается на уровне эмпирических исследований. Гордость за свою страну представлена на высоком уровне среди молодёжи региона. Молодёжь также в целом демонстрирует комплементарность в отношении общероссийской гражданской и собственной этнической идентичности. Значительная часть молодых жителей региона по крайней мере на словах понимают патриотизм именно в активном смысле, как действия, направленные на повышение качества жизни.
В целом Юг России обладает мощной инфраструктурой патриотического воспитания, особенно в свете вхождения в его состав нового субъекта Российской Федерации - Республики Крым. Несомненно, что вхождение данного субъекта в состав Южного федерального округа стало важным символом усиления патриотических настроений не только в регионе, но и по всей стране. Объекты общероссийского культурного наследия, в частности, монумент «Родина-мать» в Волгограде по праву можно считать главным символом победы народов России в Великой Отечественной войне.
Специфика региона во многом определяется его этническими особенностями: с одной стороны, в нём преобладает русское этническое
1 Сериков А.В. Состояние и проблемы развития донского казачества. С. 169.
население с включением в него сильного казачьего компонента, с другой -помимо Крыма (в достаточной степени полиэтничного субъекта), в составе региона представлены ещё две республики: Адыгея и Калмыкия, в которых имеются свои титульные этносы. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о достаточно высоком уровне толерантности в молодёжной среде жителей региона, прежде всего во взаимодействии коренных народов, имеющих опыт длительного сосуществования как в сельской местности, так и в пространстве города.
Важной ценностью для молодёжи региона продолжают оставаться ценности семьи, хотя сами практики жизни молодых семей существенно далеки от традиционных эталонов. Существенную роль в патриотическом воспитании молодёжи региона, особенно Ростовской области, Краснодарского края и Волгоградской области, играет реестровое казачество, курирующее значительную часть специальных учебных заведений (кадетских корпусов). Выпускники казачьих кадетских корпусов показывают высокий уровень как гражданского патриотизма, так и патриотизма, направленного на военное служение Родине. Однако при этом далеко не все учащиеся корпусов, а также молодые люди, участвующие в патриотических клубах под эгидой реестрового казачества, идентифицируют себя с отдельной национальностью «казак». Вместе с тем анализ показал, что казачья идентичность является в достаточной степени амбивалентной и даже способной генерировать антидержавнические установки, которые, однако, в последние годы утратили прежнюю эмоциональность и экстериорность по причинам присоединения Крыма и гражданской войны на Донбассе.
Узунова О.Ю. Специфика имплементации патриотизма в структуру гражданской идентичности молодёжи: региональные аспекты.
Статья посвящена изучению специфики имплементации патриотизма в структуру гражданской идентичности молодёжи Юга России. На основе обращения к эмпирическим исследованиям делается вывод о том, что молодёжь региона демонстрирует комплементарность в отношении общероссийской гражданской и собственной этнической идентичности. Значительная часть молодых жителей региона понимают патриотизм в активном смысле, как действия, направленные на повышение качества жизни. Отмечается, что Юг России обладает мощной инфраструктурой патриотического воспитания, особенно в свете вхождения в его состав Республики Крым. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о достаточно высоком уровне толерантности в молодёжной среде жителей региона, прежде всего во взаимодействии коренных народов, имеющих опыт длительного сосуществования как в сельской местности, так и в пространстве города.
Ключевые слова: патриотизм, молодежь, гражданская идентичность, регион, Юг России.
Uzunova O.Yu. Specificity of the implementation of patriotism in the structure of the civil identity of youth: regional aspects. The article is devoted to the study of the specifics of the implementation of patriotism in the structure of the civil identity of the youth of the South of Russia. Based on the appeal to empirical research, it is concluded that the youth of the region demonstrates complementarity with regard to the all-Russian civil and their own ethnic identities. A significant part of the young inhabitants of the region understands patriotism in an active sense, as actions aimed at improving the quality of life. It is noted that the South of Russia has a powerful infrastructure of patriotic upbringing, especially in the light of the entry of the new republic of Crimea into its structure. The analysis allows to draw a conclusion about a rather high level of tolerance in the youth environment of the region's inhabitants, primarily in the interaction of "indigenous" peoples with long-lived coexistence experience, both in rural areas and in the city space.
Keywords: patriotism, youth, civil identity, region, South of Russia.