Научная статья на тему 'Специфика художественного образа и формы в прикладном искусстве'

Специфика художественного образа и формы в прикладном искусстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1169
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / VISUAL IMAGE / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА / ART FORM / ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / MEANS OF EXPRESSION / ARTS AND CRAFTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мезенцев Е.А.

В статье рассматривается особенности художественного образа и формы в декоративно-прикладном искусстве. Анализируется специфика воплощения художественного замысла при создании прикладных изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFIC FEATURES OF THE VISUAL IMAGE AND ART FORM IN THE ARTS AND CRAFTS

The article deals with the special characteristics of the visual image and art form in the arts and crafts. The specific features of the manifestation of the artistic conseption under the creation of arts and crafts objects are analysed.

Текст научной работы на тему «Специфика художественного образа и формы в прикладном искусстве»

УДК 7:04

Е.А. Мезенцев E.A Mezentsev

Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Omsk State Technical University, Omsk, Russia

СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА И ФОРМЫ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

THE SPECIFIC FEATURES OF THE VISUAL IMAGE AND ART FORM IN THE ARTS AND CRAFTS

В статье рассматривается особенности художественного образа и формы в декоративно-прикладном искусстве. Анализируется специфика воплощения художественного замысла при создании прикладных изделий.

The article deals with the special characteristics of the visual image and art form in the arts and crafts. The specific features of the manifestation of the artistic conseption under the creation of arts and crafts objects are analysed.

Ключевые слова: художественный образ, художественная форма, прикладное искусство, выразительные средства

Key words: visual image, art form, arts and crafts, means of expression

История обработки древесины показывает, что с древнейших времён люди пользовались живыми природными формами как исходными образцами для своих конструктивных поисков. Способность создавать на основе природных образцов нечто новое, ранее не существовавшее, является главной сущностной характеристикой человека, позволившей ему подняться в своём развитии от животного состояния до сегодняшнего уровня.

Прикладное искусство учится у природы, переделывает её, создавая новую предметную среду, которую нигде, кроме человеческого общества не встретишь.

Для удовлетворения своих постоянно растущих потребностей люди создают предметы, которые они в природе не находят в готовом виде. Форма и конструкция орудий труда, предметов быта является новой, специфически-человеческой. Именно поэтому при создании подобных вещей люди не могут ограничиваться простым воспроизведением того, что они обнаруживают в природе.

С ростом мастерства, расширяется возможность извлекать из природных материалов новые эстетические качества. Постоянное совершенствование механизированных инструментов и приспо-

соблений позволило совершенно иными способами обрабатывать материалы, что дало возможность открыть иные, ранее неизвестные качества и свойства природных материалов.

Степень приближения к природе, выбор прототипа для воспроизведения в деревянных изделиях диктуется опытом и утилитарным назначением изделия.

Изображаемый природный объект как бы "передаёт" свою форму и внешний облик для новых, не свойственных ему прежде функций. Они становятся характеристиками нового изделия, сохраняя свой художественный и когнитивный смысл. Обращение мастера к природным прототипам позволяет через ассоциации лучше раскрыть эмоциональную полноту и насыщенность формы своего изделия, поэтому точность наблюдения и верность типическим чертам принятого образца тут необходимы.

Изготовление различных предметов быта, инструментов, приспособлений в виде непропорциональных, стилизованных животных и птиц всегда оправданно, так как это не просто фигурка животного, а конкретная вещь, предназначенная для работы. Все в изделии продумано с таким расчетом, чтобы им было одновременно приятно и удобно пользоваться.

В этом проявляется основной закон всего декоративно-прикладного искусства: нерушимое единство художественно-выразительной формы и практического назначения.

В искусстве форма всегда играет ведущую роль по отношению к содержанию. Форма предмета создается с учетом того, будет ли на его поверхности наноситься резьба или он будет с чистой поверхностью. Одна форма благоприятна для нанесения резного декора, а другая нет. Сама форма выступает основой художественного образа, а резной декор ее только дополняет, декорирует, делает более выразительной, и тем самым является частью этого образа. Тут все должно было иметь свое специальное место и назначение, и форма каждого предмета должна быть оправдана своим житейским смыслом.

Как утверждает Л. Н. Столович, «форма, поэтому и играет такую исключительную роль в эстетической ценности, что только она в своей уникальности и неповторимости способна запечатлевать неповторимые и уникальные комплексы значений эстетической ценности, составляющие её содержание». [5, с. 78].

Форма предмета определяется его целесообразностью, эргономичностью и свойствами материала. Становление формы и связанные с этим процессом понятия орнамента, ритма обладают образным смыслом как раскрывающим предысторию развития этого предмета.

Форма предмета как составляющая его художественного образа всегда исторически и национально обусловлена. Это свойство формы предметов широко используется у археологов для определения культурно-исторической принадлежности.

Форма в прикладном искусстве создаётся по определённым принципам: повторяемость целого в его частях, соподчинённость частей в целом, соразмерность и уравновешенность частей и их единство.

Мнения исследователей о художественном образе резных изделий различны. А. Б. Салтыков, конкретизируя особенности художественного образа в декоративно-прикладном искусстве, выделял образы - символы, аллегории, образы - эмблемы. [4]

В. М. Василенко определяет художественный образ как эстетическую категорию или специфический способ отражения и воспроизведения действительности в материале. [2]

A. К. Чекалова отмечает единство таланта художника, практической целесообразности, технического совершенства и образного смысла в прикладном искусстве. [6]

B. В. Ванслов представляет художественный образ как органическое единство созидания, понимания и игры. [1]

Рассмотрение декоративного элемента украшения дома и рассмотрение его изолированно, как станкового произведения, позволяет говорить о художественном образе с позиции «станкового» его понимания. На самом деле тот же наличник не столько обладает своим художественным образом, сколько входит в качестве составного элемента в более широкий комплексный, художественный образ здания, архитектурного ансамбля, куда входят и другие декоративные элементы.

Отдельный наличник, отдельная боковая доска не дают представления о целостном художественном образе, но все они подчинены общему архитектурному решению. В каждом конкретном элементе только уточняется, конкретизируется единый (целостный) художественный образ, заключенный во всей архитектуре здания.

Деревянные резные предметы домашнего обихода, архитектурные элементы несут на себе изображение, однако они ничего не изображают, но в то же время мы видим в них ярчайший, предельно сконцентрированный образ целой эпохи, художественно конкретное проявление всех сущностных сил человека. М. С. Каган считает, что художественный образ есть результат понимания ценностного аспекта бытия, который метафорически принято называть "очеловеченностью" мира, тогда как образ - есть отражение объекта как такового, освобождённого от его идейно-эмоциональной интерпретации и оценки. [3]

Рассмотрение архитектурного образа, в состав которого входят декоративные резные элементы, даёт ключ к пониманию образного смысла в целом. Вещь, как и здание, по своей сути, является рациональной конструкцией, не имеющей подобия в природе. По отношению к ней вещь абстрактна, но она вполне конкретна по отношению к человеку. Любая вещь создается не просто так, а для чего-то конкретного. Та же деревянная ложка выступает не просто в качестве материального предмета, а как предмет мечтаний и забот, радости или огорчения, символ труда, праздника, настроения. Поэтому, даже независимо от замысла мастера, бытовая вещь обладает некоторой образной содержательностью. Довольно часто резчик уподобляет предмет или его часть живому существу, растению для выявления и усиления эмоционального содержания, однако так или иначе это будет лишь декорирование конструкции, а не её изображение.

Если же форма предмета не позволяет применять изобразительные мотивы, мастер вынужден решать проблему «оживления», «очеловечивания» вещей отвлечёнными средствами, как это происходит в архитектуре. Решение находится в отыскании пропорций, в игре фактур и светотени, ритмичности построения орнамента, когда в итоге создаётся особый, художественный, эмоционально насыщенный образ. Резьбой создаётся, не художественный образ резьбы, а образ резного изделия. Резьба на предмете выступает органической частью целого и не обладает им, так как неадекватна предмету в целом и теряет смысл в отрыве от него.

Между формой, материалом, цветом, орнаментом, утилитарной функцией изделия существует непосредственная связь. Каждый элемент призван усиливать художественные достоинства изделия. В истинных произведениях декоративно-прикладного искусства все эти составляющие размеренны, уравновешенны в целостном художественном образе. Взятые сами по себе форма предмета, способ обработки поверхности, цвет не придают резному изделию качеств, присущих произведению искусства. Если они передают зрителю чувства, волновавшие автора, можно считать, что содержание работы отражает художественный замысел.

Следует отметить, что композиция самого произведения - это определённая направленность его восприятия. Образы резных изделий динамичны, изменчивы в пространственно-временных рамках. В процессе создания художественный образ впитывает весь спектр духовных переживаний автора и закладывается в произведении в виде определённых знаковых моментов. Художественный образ создаётся не для однократного восприятия реципиентом, а для длительного диалога. И даже при отсутствии непосредственного контакта между зрителем и резным изделием художественный образ продолжает жить в сознании, наполняясь новым смыслом и эстетической значимостью. Это уже не тот образ, который был первоначально, он несет совершенно иную, субъективную эстетическую ценность, полученную в результате игры свободных чувств и примерки художественного образа на себя. Первоначально задуманный художественный образ, как правило, не совпадает с конечным результатом, причем первоначальный образ - это скорее даже не образ, а обобщенное, размытое представление, общая концепция. Однако в резьбе это несовпадение еще более значительно, чем в других искусствах, так как конечный результат зависит не только от развития творческой мысли автора, но ещё и от податливости материала. Древесина из-за своих свойств является материалом непредсказуемым, редкому мастеру удаётся понять материал в полной мере, заставить его работать в нужном ключе.

Резьба по дереву имеет богатый арсенал выразительных средств создания художественного образа. Резные сюжетные работы встречаются довольно редко. Львиную долю составляют орнаментальные поделки. Геометрический, строгий, вольный, симметричный, асимметричный, изолированный, ленточный (фризовый), раскрытый, закрытый орнамент, розетка, масверк - это далеко не полный перечень орнаментов, используемых в резьбе по дереву. В изделии может присутствовать как один, так и несколько типов орнамента.

Резьба характеризуется не только особенностями её выполнения, но и наличием набора типичных элементов. Даже истинные произведения искусства выполняются из набора типичных элементов.

Наиболее типична в этом плане геометрическая резьба. Умение мастера состоит в грамотном сочетании этих элементов, правильной их композиции. Один и тот же элемент может быть вписан в различные пространства. Будучи подогнанными в новое пространство, типичные элементы видоизменяются, создавая тем самым всё новые орнаментальные композиции.

Отдельные части резного декора создают ощущение ритмичности, движения, а орнамент в целом стремится к уравновешенности и спокойствию. Изделие в целом всем своим существом символизирует собой покой, стремится к нему, всегда статично. Это своего рода продукт художественного миросозерцания автора. Такое понимание орнамента является особенностью всей русской резьбы по дереву.

Библиографический список

1. Ванслов, В. В. О станковом искусстве и его судьбе / В. В. Ванслов. - М. : Мысль, 1972. -

167 с.

2. Василенко, В. М. Русское прикладное искусство : Истоки и становление : I в. до нашей эры - XIII в. нашей эры / В. М. Василенко. - М. : Искусство,1977. - 464 с.

3. Каган, М. С. Лекции по марксистко-ленинской эстетике. - 2-е изд., расшир. и перераб. / М. С. Каган. - Л. : Изд-во Ленигр. ун-та, 1971. - 766 с.

4. Салтыков, А. Б. Избранные труды / А. Б. Салтыков. - М. : Мысль, 1962. - 487 с.

5. Столович, Л. Н. Жизнь - творчество - человек : Функции худож. деятельности / Л. Н. Столович. - М. : Политиздат, 1985. - 415 с.

6. Чекалов, А. К. Ответ на анкету / А. К. Чекалов // Декоративное искусство СССР. - 1965. -№ 12. - С.7-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.