Научная статья на тему 'Специфика генезиса инновационной системы в контексте современных социо-экономических тенденций'

Специфика генезиса инновационной системы в контексте современных социо-экономических тенденций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / INNOVATION / INNOVATION PROCESS / INNOVATION SYSTEM / COMPETITIVENESS / INTERNATIONALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокопенко Евгения Сергеевна

Объектом исследования является региональная инновационная система. Предметом исследования выступают экономические и организационные взаимосвязи, задействованные в процессе функционирования региональной инновационной системы. Данное исследование направленно на выявление всех социо-экономических факторов влияющих на формирование и развитие инновационной системы. Была выявлена обобщенная модель взаимосвязи основных элементов национальной инновационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of genesis of innovation in the context of contemporary socio-economic trends

The object of the study is the regional innovation system. The subject of the study is the economic and organizational relationships that are involved in the operation of the regional innovation system. This research is directed to the identification of all socio-economic factors affecting the formation and development of the innovation system. A generalized model of the relationship of the main elements of the national innovation system has been revealed.

Текст научной работы на тему «Специфика генезиса инновационной системы в контексте современных социо-экономических тенденций»

УДК338.2 ББК65.9(2) П-80

Прокопенко Евгения Сергеевна, кандидат экономических наук, кафедра «Экономика и менеджмент», факультет «Управление и право», ФГОУ ВПО РГУПС, тел.:89198926411, e-mail:prokopenkoes@mail.ru.

СПЕЦИФИКА ГЕНЕЗИСА ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ

(рецензирована)

Объектом исследования является региональная инновационная система. Предметом исследования выступают экономические и организационные взаимосвязи, задействованные в процессе функционирования региональной инновационной системы. Данное исследование направленно на выявление всех социо-экономических факторов влияющих на формирование и развитие инновационной системы. Была выявлена обобщенная модель взаимосвязи основных элементов национальной инновационной системы.

Ключевые слова: инновации, инновационный процесс, инновационная система,

конкурентоспособность, интернационализация.

Prokopenko Eugenija Sergeevna, Candidate of Economics, Department of Economics and Management of the Faculty of Management and Law, FSEI HPE RSUPS, tel.: 89198926411, e-mail: prokopenkoes@mail.ru.

SPECIFICS OF GENESIS OF INNOVATION IN THE CONTEXT OF CONTEMPORARY SOCIO-ECONOMIC TRENDS

(Reviewed)

The object of the study is the regional innovation system. The subject of the study is the economic and organizational relationships that are involved in the operation of the regional innovation system. This research is directed to the identification of all socio-economic factors affecting the formation and development of the innovation system. A generalized model of the relationship of the main elements of the national innovation system has been revealed.

Keywords: innovation, innovation process, innovation system, competitiveness, internationalization.

Очевидно, что современные тенденции развития социально-экономических систем позволяют обозначить основную особенность развития экономических отношений, это акцент на инновационную сферу деятельности человека. Вступление России в ВТО несет в дальнейшем как положительные моменты, так и определенные риски, то в каком ракурсе данное событие будет оцениваться зависит, в первую очередь, от того каким образом реализуются возможности предоставляемые новым качеством деловых и научных взаимодействий, наиболее полно это будет выражаться именно в изменениях связанных со спецификой инновационной системы как на национальном, так и на региональных уровнях. Это предполагает становление и развитие совершенно новой социально-экономической инфраструктуры, создания определенного класса, способного не только генерировать, но и реализовывать инновационные идеи и таким образом получать гораздо больший социальный результат.

Существует множество точек зрения на то, как формируется инновационная система. Данные процессы были проанализированы в исследованиях следующих авторов, как: Г. Барышева, Н. Бекетов, А. Габитов, Н. Иванов, Е. Коростышевская, В. Качан, С. Кортов, В. Суслов, А. Татаркин, А. Троцик, Е. Нагулина, А. Проклин, Б. Подгорный, А. Скуйбеда, А. Фиапшев, Г. Читая, А. Шинкевич и другие ученые.

В данной области неоднократно проводились исследования взаимодействия ее различных элементов: финансовых структур и представителей бизнеса, государственных органов и

представителей науки и образования и т.п. На современном этапе общественного развития ключевым звеном усиления позиций страны является усиление роли интеграционных процессов на уровне регионов, так как национальные границы стираются в интеграционных процессах, которыми становится всё сложнее управлять на национальном уровне. Данные процессы, протекающие в экономической, политической и социокультурной сферах, являются движущей силой процесса глобализации, в условиях стремительного нарастания которой естественной областью исследования становится регион.

В настоящее же время наиболее интересной в рассмотрении и обладающей большей значимостью для общества является Региональная Инновационная Система, что обусловлено существующими тенденциями развития экономики страны.

Социальные и институциональные переменные, которые определяют инновационные возможности, все чаще являются атрибутами местного и регионального уровня. Срез информации на уровне региона дает более четкое представление об инновационном процессе в диверсифицированной социальной, экономической и политической ситуации, наблюдаемой в стране. Для России с ее федеральным устройством и чрезвычайной дифференциацией природных, ресурсных и интеллектуальных ресурсов, изучение и учет региональных особенностей имеет важное значение для поиска резервов инновационного развития, необходимых в новых условиях, особенно для малых и средних предприятий. Усилению региональных аспектов управления инновациями в условиях глобализирующейся экономики способствуют такие факторы, как углубление промышленной и инновационной специализации регионов, усиление роли и экономического значения малого и среднего бизнеса в инновационной сфере, распространение информационных технологий и развитие новых структур виртуального типа, не требующих пространственной привязки работников к рабочему месту и другие.

Формирование и развитие регионального инновационного механизма требует детального изучения особенностей его организации, а также особенностей самого рынка: его инвестиционной готовности к поддержке инновационной активности научно-технологических коллективов; общей инновационной среды и сложившейся структуры региональной экономики, окружающей те или иные технологические ячейки; восприимчивости промышленности и рынка к научно-технологической продукции в сложившейся экономической ситуации в стране; гарантий защищенности интеллектуальной собственности как на внутреннем, с учетом его особенностей, так и на внешнем рынках, и многих других вопросов жизненно важных для всего инновационного процесса. Региональную инновационную систему можно определить как подсистему национальной социальноэкономической системы, комплекс учреждений и организаций различных форм собственности, находящихся на территории региона, результатом взаимодействия которых является создание, распространение и реализация различных инноваций во всех видах и формах их существования и во всех сферах социально-экономической региональной системы, а также организационно-правовые условия этого процесса, определенные совокупным влиянием государственной научной и инновационной политики, региональной политики, проводимой на федеральном уровне, и социальноэкономической политики региона. В данном определении под распространением знаний понимается тиражирование результатов фундаментальных и прикладных исследований, а также опытноконструкторских разработок.

Рассмотрим состав элементов региональной инновационной системы с учетом международного опыта создания и использования парадигмы инновационной системы через призму особенностей развития отечественного научно-промышленного комплекса, обусловивших специфические черты российских участников процесса создания и использования в экономике новых знаний Классическая схема элементов региональной инновационной системы представлена на рисунке 1.

В основе данной модели система государственного финансирования и совокупность различных форм организации инновационной деятельности. С точки зрения функциональной эффективности инкубаторы, технопарки, инновационно-технологические центры, инновационнопромышленные комплексы не оправдывают свое спектральное разнообразие, практически полностью дублируя друг друга. Также все еще существует проблема вывоза за границу инновационных разработок, человеческого капитала. Не достаточно проработаны информационная и маркетинговая составляющие региональной инновационной системы. Предприятия проявляют активность в основном лишь в замене устаревшего оборудования.

Эффективность работы институциональной основы РИС можно охарактеризовать выработкой на одного сотрудника малых предприятий, базирующихся в ИТЦ и технопарках. Так вот,

выработка составляет около 40 тысяч долларов США, что в 2-3 раза выше, чем в среднем на малых инновационных предприя-тиях.

Инновационная инфраструктура

(наукограды, технопари, / инновационные //

центры, бизнес-инкубаторы и т.д.)

-----функциональным

назначением регулирования инновационной

Рынок инновационной продукции и услуг

(формирование и развитие пространства, способствующего / инновационной

Рис. 1. Взаимосвязь элементов региональной инновационной системы

Источник: составлено автором

Как уже было обозначено существующие формы взаимодействий Инновационных Малых Предприятий и науки можно условно разделить на 2 группы: прямые и инфраструктурные.

К первой группе относятся:

1) получение заказа на выполнение НИОКР (как ИМП, так и от него);

2) создание ИМП научной организацией для исследовательских, внедренческих задач;

3) создание совместного предприятия с ИМП для разработки, экспертизы, внедрения, продвижения и т.д. инноваций.

Прямое взаимодействие требует серьезного стимулирования. Так, необходимо увеличить долю ИМП в государственных заказах, сделать доступными услуги инфраструктуры поддержки развития ИМП.

Одну из определяющих ролей в формировании научно-технологического потенциала государства и города играют высшие учебные заведения, научно-исследо-вательские институты и институты Российской Академии Наук. Для стимулирования инновационной, предпринимательской активности в

вузах, НИИ и институтах РАН видится целесообразным создание в их составе отдельных структурных подразделений - центров по трансферу технологий. Такие центры наиболее целесообразно наделять функциями по принятию решений относительно коммерческого использования интеллектуальной собственности, создаваемой организацией, в частности - относительно направлений использования результатов интеллектуальной деятельности (самостоятельное коммерческое использование, продажа и т.д.).

Вполне очевидно, что инновационные разработки, не приносящие в течение короткого промежутка времени существенных доходов и характеризующиеся при этом сравнительно высокими рисками, инвесторами могут быть проигнорированы, несмотря на то, что внешние эффекты, которые способна создать реализация таких инновационных проектов, могут в перспективе существенно ускорить развитие инновационной сферы в целом.

Сегодня экономика промышленно развитых стран (регионов), которая все в большей степени основывается на знаниях, ориентирована на инновации и формирует такую систему взаимоотношений между наукой, промышленностью и обществом, когда инновации служат основой их развития. Они, в свою очередь, стимулируют развитие инноваций и определяют их направления и, тем самым, важнейшие направления научной деятельности. Этим определяется необходимость активного участия государства, в частности региональных властей, в функционировании рынка инноваций. Финансирование проектов, не востребованных рынком, но являющихся приоритетными с точки зрения социально-экономического развития региона и страны в целом, должно осуществляться частично или полностью государством.

Следуя этим принципам, РИС должна стать эффективным инструментом разработки и реализации инновационной политики, перевода экономики на инновационный путь развития, предусматривающий построение «новой экономики» [Нордстрем, Риддерстрале, 2005].

В настоящее время инновационная активность предприятий в России остается крайне низкой. Несмотря на то, что инновационная активность в Ростовской области достаточно высокая, по сравнению с показателями в среднем по России, ее уровень остается недостаточным. В основе современного экономического роста - научно-технический прогресс. Соответственно, повышение инновационной активности российских предприятий является неотъемлемым условием начала эффективного функционирования национальной инновационной системы и одновременно, критерием, определяющим направления приложения усилий всех участников инновационной системы.

Эффективное функционирование региональной инновационной системы предполагает не только наличие всех структурных элементов, но и взаимодействие между ними, что создает единое инновационное пространство, включающее в себя организации, генерирующие знания, предприятия, использующие научно-техничес-кие достижения, обеспечивающие инфраструктурные элементы и инновационные потребности рынка, прежде всего внутреннего рынка. Трансформация научно-технического комплекса в региональную инновационную систему, соответствующую по уровню организации европейским странам, предполагает решение комплекса задач:

• Аккумулирование средств на научные исследования и инновации;

• Координация инновационной деятельности;

• Стимулирование инноваций путем поощрения конкуренции;

• Создание правовой основы инновационной деятельности;

• Кадровое обеспечение научной и инновационной деятельности;

• Формирование научной и инновационной инфраструктуры;

• Развитие малого инновационного предпринимательства;

• Институциональное обеспечение инновационной деятельности;

• Регулирование социальной и экологической направленности инновацион-ной деятельности;

• Обеспечение высокого общественного статуса инновационной деятельности;

• Регулирование международных аспектов инновационной деятельности.

РИС призвана обеспечить такие «условия наибольшего благоприятствования» для взаимодействия элементов инновационного процесса в регионе, которые стимулируют и поддерживают взаимодействие субъектов малого бизнеса и науки, порождая, благодаря этому, нарастающий поток инноваций в региональную экономику. РИС является совместным результатом социально-экономической политики региона, инновационной политики, проводимой на федеральном уровне, и региональной политики, проводимой РФ и направленной на эффективное использование потенциала регионов и выравнивание их экономического развития.

Такой взгляд на РИС обусловлен позиционированием регионов как элементов общенациональной экономической системы; РИС обеспечивает проведение такой социальноэкономической региональной политики, которая способствует эффективной реализации конкурентных преимуществ региона, содействует его экономическому росту и переходу

региональной экономики на инновационный путь развития. Как инструмент и основа социальноэкономического развития региона РИС обеспечивает повышение конкурентоспособности производителей-резидентов, увеличивает занятость наиболее квалифицированной части населения, содействует повышению общего образовательного уровня населения, что имеет позитивные социальные последствия.

Сегодня можно говорить о наличии в Ростовской области лишь отдельных элементов инновационной системы. Это - научный комплекс, высокотехнологичные предприятия ОПК, ряд функционирующих объектов инновационной инфраструктуры. Но пока все эти элементы разрознены, не проявляются (или проявляются недостаточно) такие эффекты, как синергия, не возникают новые интегративные свойства; в итоге потенциал отдельных элементов инновационной инфраструктуры используется лишь в малой степени.

Барьеры и проблемы инновационного развития в совокупности определяют главную системную проблему: темп развития, структура и научно-технический уровень исследований и разработок научной сферы не отвечает потребностям развития региональной экономики, её структурной перестройки и повышения конкурентоспособности; при этом предлагаемые разработки и проекты не находят спроса на инновационном рынке и практического применения в экономике из-за дисбаланса звеньев научно-инновационного комплекса и низкой восприимчивости к инновациям предприятий и организаций.

Решение этой системной проблемы, как показывает зарубежный и отечественный опыт, возможно лишь посредством грамотного формирования и развития современной региональной инновационной системы.

Литература:

1. Вагизова, В.И. Финансово-кредитное обеспечение инновационного взаимодействия хозяйствующих субъектов: теория, методология и практика [Текст] / В.И. Вагизова. - Казань: Изд-во КГУ, 2009. - 420 с.

2. Гершман, М.А. Инновационный менеджмент [Текст] / М.А. Гершман. - М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2010. - 482 с.

3. Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. - Санкт-Петербург. - Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. - 2005. - C. 243.

4. Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале Netократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма - Санкт-Петербург. - Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. - 2006. - С. 321.

5. Мухамедьяров, А.М. Инновационный менеджмент [Текст] / А.М. Мухамедьяров. - М.: Инфра-М, 2008. - 176 с.

6. Никонов Н.К. Инновации - экономике региона [текст] / Н. Никонов // Инвестиции в Приволжском федеральном округе. - Феникс. - Москва. - 2005, №1.- С. 43-50.

7. Федюнин, И.Р. Россия в рейтинге конкурентоспособности // Южный Федеральный округ. -Финансы и статистика. - 2003, №42. - С. 34-52.

8. Шепелев, Г.В. Проблемы развития инновационной инфраструктуры // Инновации. - 2005, №2. - С. 24-33.

References:

1. Vagizova V.I. Financial and credit support of innovative interaction of businesses: theory, methods and practice. Kazan: Kazan State University, 2009. 420 p.

2. Gershman M.A. Innovation Management / M.A. Gershman. M.: Market DS Corporation, 2010.

482 p.

3. Kjell A. Nordstrom, Jonas Ridderstrale Funky Business. Capital dances to the tune of talent.

St. Ptb. Stockholm School of Economics in St. Petersburg. 2005. P. 243.

4. Kjell A. Nordstrom, Jonas Ridderstrale Netocracy. The new power elite and life after capitalism. St. Petersburg. - Stockholm School of Economics in St. Petersburg. 2006. P. 321.

5. Mukhamedyarov A.M. Innovation Management / A.M. Mukhamedyarov. M.: Infra-M, 2008. 176p.

6. Nikonov N.K. Innovation - economy of the region / N. Nikonov // Investments in the Volga Federal District. M.: Phoenix, 2005. № 1. P. 43-50.

7. Fediunin I.R. Russia in the competitiveness rankings // South Federal District. Finance and Statistics. 2003. № 42. P. 34-52.

8. Shepelev G.V. Problems of the development of innovation infrastructure // Innovations. 2005. № 2. P. 24-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.