Научная статья на тему 'Специфика гендерной коммуникации в интернет-среде'

Специфика гендерной коммуникации в интернет-среде Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
300
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ / ДИСКУРС / ИДЕНТИЧНОСТЬ / GENDER / COMMUNICATION / INTERNET / DISCOURSE / IDENTITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Касумова М. Ю., Мерве Сердар

Исследования общения в среде Интернет показывают, что именно гендерная принадлежность является важнейшим аспектом виртуальной личности. Она не только формируется при помощи дискурса, но, в свою очередь, оказывает влияние на электронный дискурс, т. е. мы можем говорить о взаимном влиянии гендерной идентичности и электронного дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика гендерной коммуникации в интернет-среде»

Касумова М.Ю.1, Мерве Сердар 2 ©

кандидат филологических наук, доцент;

2магистрант. Отделение русского языка и литературы.

Fatih University, Istanbul, Turkey

СПЕЦИФИКА ГЕНДЕРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ

Аннотация

Исследования общения в среде Интернет показывают, что именно гендерная принадлежность является важнейшим аспектом виртуальной личности. Она не только формируется при помощи дискурса, но, в свою очередь, оказывает влияние на электронный дискурс, т. е. мы можем говорить о взаимном влиянии гендерной идентичности и электронного дискурса.

Ключевы слова: Тендер, коммуникация, интернет, дискурс, идентичность. Keywords: Gender, communication, internet, discourse, identity.

Особенностью теоретико-методологической парадигмы современного языкознания является интенсивное изучение процессов интернет- коммуникации в ее социальном, культурном и психологическом аспектах.

В разных источниках под «коммуникацией» подразумеваются различные аспекты взаимодействия людей. Анализ исследований, посвященных структурированию социальной коммуникации, позволяет сделать вывод о том, что основные ее виды (межличностная, специальная и массовая) пронизывают все сферы деятельности человека и вычленяют в каждой сфере соответствующие зоны дискурса. Зона социальной коммуникации определяет иерархию ее основных функций: в межличностном общении реализуется в первую очередь контактоустановочная функция; в специальной коммуникации - информационная; в массовой коммуникации - функция воздействия на слушателя, читателя.

Коммуникация в современном лингвистическом представлении понимается как процесс перекодировки вербальной сферы в невербальную и невербальной сферы в вербальную, как принуждение другого к выполнению того или иного действия.

Возникновение виртуальной среды, как нового вида среды существования человека, привело к формированию новых дискурсивных практик. Интернет-среда создала новую форму

коммуникации.

Глобальные компьютерные сети, появившиеся в 60-х годах, видоизменили совместную деятельность и общение между людьми.

Интернет представляют собой новый этап в развитии внешних средств интеллектуальной деятельности, познания и общения. Использование компьютерных сетей ведет к функциональным изменениям в психической деятельности человека. Эти изменения затрагивают познавательную, коммуникативную и личностную сферы, трансформируются операциональное (исполнительское) звено деятельности, пространственно-временные характеристики взаимодействия субъект-субъект и субъект-информационная система, процессы целеполагания, потребностно-мотивационная регуляция деятельности [1].

Смена материального носителя письменного текста и каналов передачи информации неизбежно оказывает влияние на свойство самого текста. Можно наблюдать противоположные позиции относительно взаимосвязи понятий «общение» и «коммуникация»: одни авторы полностью отождествляют их, другие видят в коммуникации только одну из плоскостей общения, третьи же вообще упоминают либо только «общение», либо только «коммуникацию». Основными способами конструирования виртуальной коммуникации можно считать следующие:

• Структура высказывания

• Лексические и грамматические особенности высказывания

• Стратегии общения

• Невербальные средства общения

Все эти способы, конечно, являются основополагающими и в формировании такого аспекта виртуальной личности, как ее гендерная принадлежность. Считается, что термин гендер появился для определения социальных, а не биологических различий между мужчинами и женщинами. Одной из

©© Касумова М.Ю., Мерве Сердар, 2013 г.

первых работ, где были четко прописаны терминологические различия между понятиями "пол" и "гендер", была статья Г.Рабин "Обмен женщинами" [2]. Исследовательница ввела понятие поло-гендерной системы, подразумевая под этим набор соглашений, с помощью которых общество трансформирует биологическую сексуальность в продукт человеческой активности.

Исследования в области стратегии общения показывают, что мужчины общаются между собой почти так же часто, как с представителями противоположного пола. Женщины в интернет-коммуникации предпочитают общение с представителями противоположного пола. К стратегиям общения можно также отнести инициацию разговора, выбор тем, игровые элементы в общении, стиль общения, юмор, иронию, прочие аспекты.

Если говорить о структуре высказывания, то здесь важно выделить продолжительность высказывания, использование различных видов вопросов, знаков препинания, выбор лексики, корректность в написании лексических единиц и построении фраз. Все перечисленные элементы дискурса играют существенную роль в построении гендерной идентичности. Например, женская речь является более нормированной. В мужской речи можно отметить большее количество специфической лексики и большую приближенность к разговорной речи.

Некоторые исследователи считают, что можно говорить о женской и мужской стратегиях коммуникативного поведения. Если женская стратегия «предполагает беседу, построенную на взаимопонимании» даже при формальном общении, то мужская подразумевает бизнес-информацию, которая распространяется даже на интимную сферу коммуникации. Главное отличие между характеристиками этих стратегий в отношении к обратной связи: считается, что женщины даже при деловой тематике разговора много внимания уделяют обратной связи, которая понимается «не просто как реакция на сообщение, а как достижение состояния понятности». Мужчины же рассматривают ее как реакцию на сообщение, «которая, несомненно, может быть ошибочной и, безусловно, не совпадающей с состоянием понятности» [3].

Деление на два типа по гендерному признаку подтверждает и М. Путрова: можно говорить о том, что мужчины стремятся интерпретировать мир с точки зрения справедливости -несправедливости, женщины же - «с точки зрения заботы, удовлетворения запросов всех сторон. Соответственно, данные типы интерпретации значительно влияют на поведение людей в процессе коммуникативного акта, а значит можно говорить о гендерных особенностях коммуникации» [4].

Основываясь на своем исследовании гендерных аспектов речевого поведения, А. Першай делает следующие выводы: «гендер как часть социальной структуры общества - неотъемлемый компонент речевого поведения. Гендерные отношения не только отражаются и используются в языке в виде кодов, но и обусловливают тематику и характер речевых актов. Более того, гендерное самоопределение индивида должно подтверждаться языковыми средствами и в какой-то степени речь идет о представлении себя окружающим как мужчины или как женщины» [5].

Исследования общения в виртуальной среде Интернет показывают, что именно гендерная принадлежность является важнейшим аспектом виртуальной личности. Она не только формируется при помощи дискурса, но, в свою очередь, оказывает влияние на электронный дискурс, т. е. мы можем говорить о взаимном влиянии гендерной идентичности и электронного дискурса.

Литература

1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. Серия X1V Психология № 4 1996- С. 1420.

2. Rubin G. The Traffic in Women: Notes on the 'Political Economy' of Sex // Toward an Anthropology of Women / Ed. by R. Reiter. New York: Monthly Review Press. 1975 -P. 157-210.

3. Шибутани Т. Социальная психология.-Ростов н/Д., 1998, с.381

4. Путрова М. Интерпретация значения слова: гендерный контекст // Материалы 2-й международной междисциплинарной научно-практической конференции "Женщина. Образование. Демократия" 1999, http://envila.iatp.by

5. Першай А. Гендерные аспекты речевого поведения // Иной Взгляд №2 ,1999, -С.32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.