Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ'

СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТУРИСТСКИХ УСЛУГ / ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / УСЛУГИ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мусаева Б.М.

Рынок туристских услуг представляет собой сферу реализации туристского продукта и одновременно возникающих при этом экономических отношений между субъектами данного рынка. Основной задачей деятельности производителей туристских услуг является предоставление качественного и доступного туристского продукта, способного удовлетворить ожидания клиента от отдыха, путешествия и т.д. На туристском рынке туристский продукт выступает как меновая стоимость, которая никак не определяется количеством труда, затраченного на его производство. Она зависит только от того, насколько высоко потребители субъективно оценивают этот продукт как полезный товар. Существуют различные критерии (показатели), по которым классифицируются туристские рынки. Процесс покупки конкретного туристского продукта начинается задолго до совершения акта купли-продажи. Принятие решения потребителем зависит от ряда факторов, и решает различные проблемы, однако имеет устойчивую структуру, включающую определенные стадии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FUNCTIONING OF THE MARKET OF TOURIST SERVICES

The market of tourist services is a sphere of realization of a tourist product and at the same time arising economic relations between the subjects of this market. The main objective of the activities of tourism service providers is to provide a high-quality and affordable tourism product that can meet the client's expectations from recreation, travel, etc. In the tourist market, the tourist product acts as an exchange value, which is in no way determined by the amount of labor spent on its production. It depends only on how highly consumers subjectively evaluate this product as a useful product. There are various criteria (indicators) by which tourist markets are classified. The process of buying a particular tourist product begins long before the act of sale. Decision making by the consumer depends on a number of factors, and solves various problems, but has a stable structure, including certain stages.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ»

Источники:

1. Адаменко А. А. Величина минимальной заработной платы как система государственных гарантий работников / А. А. Адаменко, Д. В. Петров, Т. Е. Хорольская // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 10-3 (75-3). - С. 109-113.

2. Аджиева, А. И. Особенности развития трудового потенциала и влиянии этого процесса на повышение прибыльности современной компании / А. И. Аджиева, З. И. Каппушев // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 6(47). - С. 13-16. - DOI 10.24412/2304-6139-2021-6-13-16.

3. Гогитидзе, М. В. Методика оценки эффективности использования трудовых ресурсов в пост-коронавирусный период / М. В. Гогитидзе // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020.

- № 30(4). - С. 18-26. - DOI 10.24411/2309-4788-2020-10385.

4. Хорольская Т.Е. Оплата труда в структуре социальной политики и социально-трудовой сферы / Т. Е. Хорольская // Современная экономика: проблемы, перспективы, информационное обеспечение: Материалы международной научной конференции, 15 февраля 2013 г., КубГАУ.

- Краснодар, 2013. - С. 64-69.

5. Чернявская, С. А. Отдельные аспекты организации оплаты труда / С. А. Чернявская, Л. В. Па-пова // Вестник Академии знаний. - 2019. - № 5(34). - С. 248-253.

References:

1. Adamenko A. A. The value of the minimum wage as a system of state guarantees for workers / A. A. Adamenko, D. V. Petrov, T. E. Khorolskaya // Economics and Entrepreneurship. - 2016. - No. 10-3 (75-3). - S. 109-113.

2. Adzhieva, A. I. Features of the development of labor potential and the impact of this process on increasing the profitability of a modern company / A. I. Adzhieva, Z. I. Kappushev // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2021. - No. 6(47). - P. 13-16. - DOI 10.24412/2304-6139-2021-6-13-16.

3. Gogitidze, M. V. Methods for assessing the effectiveness of the use of labor resources in the post-coronavirus period / M. V. Gogitidze // Natural Humanitarian Research. - 2020. - No. 30(4). - S. 1826. - DOI 10.24411/2309-4788-2020-10385.

4. Khorolskaya T.E. Wages in the structure of social policy and social and labor sphere / T. E. Khorolskaya // Modern economy: problems, prospects, information support: Proceedings of the international scientific conference, February 15, 2013, KubGAU. - Krasnodar, 2013. - S. 64-69.

5. Chernyavskaya, S. A. Separate aspects of the organization of wages / S. A. Chernyavskaya, L. V. Papova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019. - No. 5 (34). - S. 248-253.

DOI: 10.24412/2687-0991-2022-1-7-159-163

Б.М. Мусаева - ст. преподаватель кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Институт экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», bela_musaeva@mail.ru,

B.M. Musaeva - Senior Lecturer, Department of Economics and Economic Security of Industries and Enterprises, Institute of Economics and Finance, Chechen State University named after A.A. Kadyrov.

СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ SPECIFIC FUNCTIONING OF THE MARKET OF TOURIST SERVICES

Аннотация. Рынок туристских услуг представляет собой сферу реализации туристского продукта и одновременно возникающих при этом экономических отношений между субъектами данного рынка. Основной задачей деятельности производителей туристских услуг является предоставление качественного и доступного туристского продукта, способного удовлетворить ожидания клиента от отдыха, путешествия и т.д. На туристском рынке туристский продукт выступает как меновая стоимость, которая никак не определяется количеством труда, затраченного на его производство. Она зависит только от того, насколько высоко потребители субъективно оценивают этот продукт как полезный товар.

Существуют различные критерии (показатели), по которым классифицируются туристские рынки. Процесс покупки конкретного туристского продукта начинается задолго до совершения акта

купли-продажи. Принятие решения потребителем зависит от ряда факторов, и решает различные проблемы, однако имеет устойчивую структуру, включающую определенные стадии.

Abstract. The market of tourist services is a sphere of realization of a tourist product and at the same time arising economic relations between the subjects of this market. The main objective of the activities of tourism service providers is to provide a high-quality and affordable tourism product that can meet the client's expectations from recreation, travel, etc. In the tourist market, the tourist product acts as an exchange value, which is in no way determined by the amount of labor spent on its production. It depends only on how highly consumers subjectively evaluate this product as a useful product.

There are various criteria (indicators) by which tourist markets are classified. The process of buying a particular tourist product begins long before the act of sale. Decision making by the consumer depends on a number of factors, and solves various problems, but has a stable structure, including certain stages.

Ключевые слова: рынок туристских услуг, туризм, туристский продукт, услуги туризма.

Keywords: market of tourist services, tourism, tourist product, tourism services.

Рынок туристских услуг представляет собой сферу реализации туристского продукта и одновременно возникающих при этом экономических отношений между субъектами данного рынка. Субъектами туристского рынка являются:

- туристические агентства и туристические операторы, то есть производители туристских услуг;

- туристы, то есть непосредственные потребители услуг туристского;

- кроме того, в число субъектов туристского рынка можно включить правительство, которое регулирует деятельность туристского рынка в соответствии с политикой государства.

Иными словами, понятие туристского рынка может быть сформулировано как место заключения сделок, предметом которых выступает туристский продукт. В качестве туристского продукта понимаются туры, отдельные услуги туризма, различные товары для туристов.

Отметим, что основной задачей деятельности производителей туристских услуг является предоставление качественного и доступного туристского продукта, способного удовлетворить ожидания клиента от отдыха, путешествия и т.д.

На туристском рынке туристский продукт выступает как меновая стоимость, которая никак не определяется количеством труда, затраченного на его производство. Она зависит только от того, насколько высоко потребители субъективно оценивают этот продукт как полезный товар. Поэтому туристский рынок характеризуют как «рынок покупателя». Также туристский рынок можно определить как экономическую систему взаимодействия четырех основных элементов:

- туристский спрос;

- предложение туристского продукта;

- цена;

- конкуренция.

На рисунке 1 приведем характерные для рынка туристских услуг особенности.

Существуют различные критерии (показатели), по которым классифицируются туристские рынки. Например, с точки зрения количественной характеристики потребителей турпродукта можно выделить три вида рынков туризма:

- массовый;

- популярный;

- индивидуальный.

Массовый туристский рынок объединяет основную массу туристов, путешествующих в основном большими группами. Этот вид путешествий получил наибольшее распространение на Западе в силу сравнительной дешевизны и простоты их организации. Покупатели пакетных туров довольствуются стандартным набором услуг и развлечений, предусмотренных программой тура и полностью заранее оплаченных. Пакетные туры составляют основную массу предлагаемых к продаже туров.

Рисунок 1 - Характеристике рынка туристских услуг

Популярный туристский рынок имеет дело со сравнительно небольшим количеством туристов, путешествующих в составе небольших групп, но по более дорогим инклюзив-турам, в которых предусмотрены более высокий уровень сервиса и размещение в дорогих гостиницах, причем некоторые виды услуг туристы по желанию дополнительно оплачивают в ходе путешествия. Этот вид туров предполагает большую свободу выбора, но и стоимость его выше по сравнению с пакетным туром.

Индивидуальный туристский рынок охватывает туристов, которые путешествуют в одиночку, самостоятельно планируют свой маршрут, сами делают все необходимые заказы на транспортное обслуживание и размещение в гостиницах. Эти туры наиболее привлекательны для состоятельных людей, а также для тех, кто собирается совместить свой отдых с бизнесом или каким-либо другим занятием, что не позволяет им заранее определиться со сроками возвращения и оплатить весь тур.

Процесс покупки конкретного туристского продукта начинается задолго до совершения акта купли-продажи. Принятие решения потребителем зависит от ряда факторов, и решает различные проблемы, однако имеет устойчивую структуру, включающую определенные стадии (рисунок 2).

Осознание потребности в путешествии, формирование цели поездки

V

Поиск информации в различных источниках Предпокупочная оценка альтернатив Покупка и потребление

О

Послепокупочная оценка альтернатив, то есть оценка степени удовлетворения от опыта потребления

Рисунок 2 - Основные этапы потребления туристского продукта

Потребитель обращается к различным источникам: личным (семья, друзья, знакомые), средствам массовой информации и т.д. В результате сбора информации повышается его осведомленность об имеющихся на туристском рынке производите лях и предоставляемых ими туристских услугах. Потребитель использует информацию, чтобы составить комплект альтернативных вариантов.

Потребитель оценивает варианты, рассматривая туристское предложение как определенный набор свойств (например, по средствам размещения для туриста может быть важно месторасположение, категория, стоимость, обслуживание, специализация, принадлежность к известной торговой марке и другие характеристики). Каждый потребитель выделяет свои, отличные от других приоритетные характеристики на основании личных нужд и мотивов.

Оценка вариантов ведет к ранжированию объектов в комплекте выбора, формируя намерение совершить покупку наиболее предпочтительного варианта, с учетом семейного дохода, цены тура и выгод от его приобретения. На принятие окончательного решения о покупке могут оказать влияние два фактора:

- отношение других людей к выбранному направлению путешествия;

- отношение к репутации туристской организации, реализующей турпродукт.

Потребление в индустрии туризма обычно откладывается на некоторый срок. Традиционно потребление мало интересовало продавца, ориентированного в первую очередь на покупку, однако в условиях растущей конкуренции происходит переориентация туристских организаций на удовлетворение и сохранение потребителей.

Потребитель получает или не получает удовлетворенность от приобретенного турпро-дукта, степень которой измеряется соотношением между ожиданиями и конкретно воспринимаемыми свойствами турпродукта. Ожидания формируются на основе информации, получаемой потребителем от персонала туристской организации, друзей и из других источников.

Если характеристики турпродукта завышаются, у потребителя могут сложиться слишком высокие требования, которые, вероятнее всего, обернутся разочарованием. Чем больше разрыв между ожидаемыми и действительными свойствами турпродукта, тем острее неудовлетворенность клиента. Степень удовлетворенности клиента отражается на росте его чувства доверия к конкретной туристской организации, на формировании круга постоянных клиентов и позитивно влияет на создание положительного имиджа туристкой организации.

Таким образом, туристский рынок можно рассматривать в качестве:

- совокупности покупателей и продавцов туристского продукта;

- инструмента согласования интересов покупателей и продавцов туристского продукта;

- сферы реализации туристского продукта;

- сферы проявления экономических отношений между покупателями и продавцами туристского продукта.

В широком плане туристский рынок означает место, где происходят сделки купли-продажи туристского продукта (туров, отдельных услуг туризма или товаров для туристов).

При этом следует иметь в виду, что указанные сделки не всегда осуществляются в одном и том же месте, например, в месте приема туристов в гостинице или у туроператоров.

Она может состояться и без прямого вовлечения продавца и покупателя туристского продукта, например, посредством телекса, телеграммы, факса, телефонного звонка или по чеку. Это вызвано тем, что туристский рынок не ограничен специфическим местом или географической зоной.

Источники:

1. Corporate identity of lodging establishment as a factor of increasing tourism activity in the region / Ko-lupaev A.A., Voronkova O.Yu., Vakhrushev I.B., Adamenko A.A., Solodkin V.S., Alekhina N.A. // В сборнике: Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020 Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference (IBIMA), 2019. -С. 7948-7956.

2. Абазян А.Г. Состояние и перспективы развития сферы туризма на территории Краснодарского края / А.Г. Абазян, Т.Е. Хорольская // Вестник Академии знаний. - 2019 . - № 30 (1). - С. 12-16.

3. Берлин С.И. Методика определения эффективности деятельности предприятий туристского комплекса/С.И. Берлин, Х.Ш. Хуако, А.А. Адаменко // Естественно-гуманитарные исследования. - 2015. - № 10 (4). - С. 25-33.

4. Видищева, Е. В. Направления регулирования туристских потоков в целях обеспечения устойчивости развития туристской территории / Е. В. Видищева, А. С. Копырин, Е. К. Воробей // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 3(44). - С. 65-69.

5. Золотухина Ю.В. Преимущества информационных систем управления организациями в современных условиях хозяйствования / Ю.В. Золотухина // В сборнике: Актуальные вопросы развития современного общества. Сборник научных статей 4-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2020. С. 37-40.

6. Морозов, М. А. Инновационные тренды развития туризма и гостиничного бизнеса в условиях цифровизации / М. А. Морозов, Н. С. Морозова // Естественно-гуманитарные исследования. -2020. - № 28(2). - С. 196-202.

References:

1. Corporate identity of lodging establishment as a factor of increasing tourism activity in the region / Ko-lupaev A.A., Voronkova O.Yu., Vakhrushev I.B., Adamenko A.A., Solodkin V.S., Alekhina N.A. // In the collection: Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020 Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference (IBIMA), 2019. -P. 7948-7956.

2. Abazyan A.G. Status and prospects for the development of tourism in the Krasnodar Territory / A.G. Abazyan, T.E. Khorolskaya // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019 . - No. 30 (1). -S. 12-16.

3. Berlin S.I. Methodology for determining the effectiveness of the activities of enterprises of the tourist complex / S.I. Berlin, H.Sh. Huako, A.A. Adamenko // Natural Humanitarian Research. - 2015. - No. 10 (4). - S. 25-33.

4. Vidischeva, E.V., Kopyrin, A.S., Vorobey, E.K. Directions of regulation of tourist flows in order to ensure the sustainability of the development of the tourist territory // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2021. - No. 3 (44). - S. 65-69.

5. Zolotukhina Yu.V. Advantages of information systems for managing organizations in modern business conditions / Yu.V. Zolotukhina // In the collection: Topical issues of the development of modern society. Collection of scientific articles of the 4th International Scientific and Practical Conference. Kursk, 2020. S. 37-40.

6. Morozov, M. A. Innovative trends in the development of tourism and hotel business in the context of digitalization / M. A. Morozov, N. S. Morozova // Natural Humanitarian Research. - 2020. - No. 28(2). - S. 196-202.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.