Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ'

СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
255
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПОСТЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ РАЗВИТИЕ / КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бервенова Ольга Владимировна

В статье представлены особенности формирования информационного поля в условиях чрезвычайных ситуаций. Проанализировано объективное соотношение между реальным уровнем катастроф и их отображением в информационном пространстве. Автор говорит о провокационной роли средств массовой информации и возможности трансформации массового сознания в кризисных ситуациях. Представлен алгоритм функционирования массовой коммуникации в условиях чрезвычайных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF MASS COMMUNICATI ON FUNCTIONING IN EMERGENCY SITUATIONS

Purpose. The article is devoted to the issues of concern in the information field formation and mass consciousness transformation in emergency situations. The level of an objective correlation between the real level of threats and their display in the information space is considered. The principles of fake news formation are considered by referring to the situation with coronavirus (COVID19). The main characteristics of the information disseminated by the media in emergency situations are determined. Methods. For research purposes such methods as observation and analysis were used. Findings. The principles of presenting information in emergency situations were analyzed. The necessity for studying the impact of emergency situations on socio-psychological characteristics of human behavior was substantiated. The current state of the information space in Russia, which is assessed as unsatisfactory, is considered. The algorithm of changing the information impact was proposed where we used a number of psychological techniques specific for each stage of emergency (risk conditions, an emergency situation itself and adaptation period).Research application field. The results can be used to improve management of information processes in emergency situations, and can also be of interest as a methodological material for conducting refresher courses for employees of EMERCOM of Russia and studying the course “Media Technologies”. Conclusions. The lack of an even balance between the real level of emergencies and their display in the information space leads to the fact that citizens fall under the double psychological pressure: the situation itself and its display in the media. The media, being essentially a social regulator of society, do not contribute to the socio-psychological stability of society in an emergency situation and do not realize one of their main purposes - psychocorrection of mass consciousness. This requires, on the one hand, studying media influence mechanisms and on the other hand, information process regulating in order to minimize socio-political consequences of emergency situations for society.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»

УДК 614.8.01 DOI 10.25257/FE.2020.1.81-84

БЕРВЕНОВА Ольга Владимировна

Кандидат политических наук

Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

E-mail: bervenova@yandex.ru

СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

В статье представлены особенности формирования информационного поля в условиях чрезвычайных ситуаций. Проанализировано объективное соотношение между реальным уровнем катастроф и их отображением в информационном пространстве. Автор говорит о провокационной роли средств массовой информации и возможности трансформации массового сознания в кризисных ситуациях. Представлен алгоритм функционирования массовой коммуникации в условиях чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, информация, массовая коммуникация, постчрезвычайное развитие, культура общества.

Информация выступает одним из важнейших управленческих ресурсов в чрезвычайной ситуации (ЧС). Деятельность средств массовой информации (СМИ) в экстремальных условиях может рассматриваться в качестве индикатора, который проверяет на прочность существующий социальный порядок, определяемый культурой общества.

Канадский социолог Маршалл Маклюэн предупреждал, что «средства массовой информации способны провоцировать новые эпохи, потому как в значительной степени определяют общественное сознание и уклад повседневной жизни» [1].

В условиях глобальных социальных потрясений, будь это новая революция или пугающая пандемия С0УГО-19 (коронавирус), действует отчётливая закономерность: чем не стабильнее состояние общества, тем сильнее суггестивное воздействие СМИ на массовое сознание.

В условиях ЧС общество становится аномально чувствительным к сообщениям о катастрофах, получаемых из СМИ, и любая из них получает сильнейший резонанс (чуть ниже мы рассмотрим это на примере истории с коронавирусом).

Масс-медиа в данном контексте либо усиливают катастрофичность последствий для человека, либо помогают уберечься от депрессии, апатии, осуществляя своего рода психотерапию общества.

Чрезвычайные ситуации в качестве объекта научного анализа начали исследоваться сравнительно недавно - в середине XX в. К общетеоретическим работам относится развиваемая в последнее время концепция «общества риска», которая представляет собой альтернативную концепцию общественной жизни [2].

Массовая коммуникация в условиях ЧС до настоящего времени в науке почти не рассматривается,

а если и делаются попытки, то в практически изолированных друг от друга направлениях - в журналистике, где акцент делается на этическую сторону подачи информации, психологии, где прослеживаются попытки выявить степень информационного воздействия на психическое состояние населения, и в теории рисков, где функционирование массовой коммуникации рассматривается как чисто технологический процесс.

Проблема эта явно имеет междисциплинарный характер и могла бы стать интересной исследовательской темой для преподавателей Академии ГПС МЧС России.

Поскольку любая катастрофа в информационном плане является сенсацией, то это означает, что она будет доминировать над освещением всех остальных событий повседневной жизни. В свою очередь, это автоматически приводит к росту объёмов тематики о ЧС в информационном пространстве, формирует зависимость потребителя от подобного рода информации. В обществе появляется эффект привыкания к катастрофам, их неизбежности, они постепенно превращаются в элемент быта, что в итоге ведёт к пассивному, отстранённому поведению людей даже при таких «бытовых» ЧС, как пожар, наводнение и т. п.

По многочисленным наблюдениям спасателей, люди в большинстве ЧС воспринимают себя исключительно как «объект воздействия», но не как активного участника необходимой и естественной в таких условиях деятельности. Происходят парадоксальные вещи: при явно избыточном объёме информации о катастрофах, в обществе отсутствует культура безопасного поведения.

Таким образом, налицо противоречие, смысл которого заключается в том, что, с одной стороны идёт процесс роста уровня стрессированности массового сознания, объективно обусловленный усилением

© Бервенова О. В., 2020

81

катастрофичности мира, с другой стороны - неспособность массовой коммуникации эффективно выполнять свои упреждающие и демпфирующие функции, обеспечивающие оптимальный уровень стабильности массового сознания.

Отсутствие объективного соотношения между реальным уровнем катастроф и их отображением в информационном пространстве приводит к состоянию перманентного информационного стресса у людей.

Вернёмся к истории с коронавирусом, которая со временем войдёт в учебники по РЯ-менеджементу и станет классическим примером формирования общественного мнения и отработки социальных технологий в условиях ситуаций, близких к кризисным.

Рассмотрим некоторые из манипулятивных приёмов, которые используют авторы фейковых новостей, чтобы добиться их массового распространения. Сегодня в топе подобных новостей социальные сети. Наверняка каждый человек, использующий их, получал сообщения (чаще это аудио) о том, что у кого-то родственница, живущая за границей либо в другом регионе России, имеет приватную информацию о числе заболевших коронавирусом (рис. 1).

При этом информация о риске быть заражённым подаётся не обезличено, как в новостных сводках, а при помощи личного обращения к человеку. Тем самым, человек как бы становится участником доверительного разговора, при этом акцент делается на недоверии к официальным источникам и усиливает чувство страха перед инфекцией.

Информационный посыл рассчитан на наши стереотипы («власти молчат, значит, всё очень плохо»), причём источники демонстрируются как достоверные, но никогда не называются (первый признак фейковой новости).

И самое основное - в конце сообщения. Собственно, это и есть цель. Вас призывают сделать репост данной информации, с тем, чтобы вовлечь в это информационное пространство как можно больше участников. При этом следует отметить, что обратной стороной негативных информаций является появление множества сообщений совершенно иного плана, восходящих к народному творчеству (рис. 2).

Анализ информационного поля показывает, что основными характеристиками распространяемой средствами массовой коммуникации информации в условиях ЧС являются: низкая достоверность информации одновременно при её высокой избыточности, высокая негативная нагрузка, сенсационность, отсутствие дифференциации информационных потоков, низкий уровень взаимодействия с властью, отсутствие реального интереса к последствиям ЧС со стороны СМИ и т. д.

Что же нужно сделать такого, чтобы трансформировать возможности масс-медиа, чтобы увести их от искушения подавать информацию в «жареном» виде и направить по вектору стабильности общества, повторюсь, особенно в условиях ЧС.

Предполагаю, что для начала необходимо провести глубокий теоретико-методологический анализ трансформации массового сознания в кризисных ситуациях. Проанализировать реальные процессы и факторы, обусловливающие несоответствие деятельности СМИ особенностям психологического состояния людей в условиях ЧС, разработать механизмы коррекции функционирования мас-совой коммуникации в кризисно-ситуативном измерении.

С другой стороны, необходимо выявить условия, способствующие позитивному влиянию массовой коммуникации по обеспечению стабильности общества в ЧС и обосновать механизмы оптимального функционирования средств массовой коммуникации в условиях риска и после катастрофы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) проанализировать существующие подходы к феномену массовой коммуникации в кризисных ситуациях;

2) рассмотреть существующую практику подачи информации средствами массовой коммуникации и выявить их характер влияния на массовое сознание;

3) провести сравнительный анализ организации работы СМИ в штатном режиме и в условиях ЧС.

И как итог, разработать рекомендации по коррекции функционирования средств массовой коммуникации в кризисно-ситуативном измерении.

$.....* ОТ",

■« ; ДОБАВИТЬ

В Свердловской области в связи со вспышкой "коронавируса" участились случаи заболевания детей и подростков. Всех неравнодушных просим оказать помощь для покупки антисептических и гигиенических средств. Сбор денег осуществляется на кошелек Яндекс.Деньги 410017546952388

Р.Б Не забывайте чаще мыть руки и меньше контактировать с большими скоплениями людей, берегите себя.

Юля

ВНИМАНИЕ!!! По домам ходят люди! в мед и хим костюмах,¡говорят, что в вашем доме зафиксирован случай заражения коронавирусом,проходит дезинфекция квартир! Заходят в квартиру, усыпляют газом и выносят всё из квартиры. Будьте бдительны, передайте дальше! Сразу на горячую линию и в Росгвардию звонить! Маразм людской крепчает и доводит до отупения! Сейчас дети не учатся, все дома! Особенно предупредите их и пенсионеров!!!

8:24

Рисунок 1. Варианты фейковых сообщений

Рисунок 2. Интернет-мемы

Решение проблемы функционирования средств массовой коммуникации в условиях кризисных ситуаций видится на пути формирования и регулирования единого информационного поля на основе опережающего отражения динамики массового сознания и демпфирования возможных негативных его состояний средствами и технологиями информационного воздействия.

При этом массовую коммуникацию предлагается рассматривать, с одной стороны, как элемент управления обществом, а с другой - как элемент структуры самого социума, который сам требует управления [3].

Необходимо выработать модель функционирования массовой коммуникации, следование которой позволит повысить результативность её работы в условиях ЧС. На мой взгляд, необходим алгоритм функционирования массовой коммуникации, состоящий из трёх периодов - до ЧС, во время ЧС, в период ликвидации последствий ЧС.

Специфика каждого из них заключается в следующем: до наступления ЧС средствам массовой информации необходимо акцентировать свою деятельность на просветительской и информационной составляющей, то есть работать на предупреждение [4].

В условиях катастрофы на первое место выходит функция информационная, где основополагающим моментом является сочетание оперативности и достоверности информации.

В посткатастрофный период должна преобладать психотерапевтическая функция.

Такие алгоритмы функционирования СМИ могут быть использованы для повышения качества информации в системе массовой коммуникации, определения основных направлений коррекции механизмов формирования общественного мнения СМИ в кризисных ситуациях, выявления их возможностей на предмет формирования стрессоустойчивости массового сознания и минимизации социально-политических последствий в обществе в результате ЧС.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маклюэн М, Фиоре К. Война и мир в глобальной деревне. [пер. с англ. И. Летберга] М., АСТ, 2012. 224 с.

2. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Седельника, Н. Федоровой; Послесл. А. Филиппова. М.: Прогресс Традиция, 2000. 384 с.

3. Тавокин Е. П. Массовая коммуникация. Сущность и состояние в современной России. М., Изд-во: Либроком, 2016. 199 с.

4. Бервенова О. В. Некоторые социально-политические аспекты защиты информации // Сборник трудов конференции XV Международной конференции «Проблемы управления безопасно-

стью сложных систем». М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2007.

5. Экология медиасреды: Сб. статей III Открытой межвузовской научно-практической конференции «Экология медиасреды: проблемы медиабезопасности и разумного использования коммуникативных ресурсов» под редакцией И. А. Фатеевой, И. В. Жи-лавской. М.: Московский педагогический государственный университет, 2018, С. 290

6. Ильченко С. Н. Фейковая журналистика. Спецкурс. Учебник. М.; Директ-Медиа, 2019. 309 с.

Материал поступил в редакцию 10 марта 2020 года.

Olga BERVENOVA PhD in Politics

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia E-mail: bervenova@yandex.ru

PRINCIPLES OF MASS COMMUNICATI ON FUNCTIONING IN EMERGENCY SITUATIONS

ABSTRACT

Purpose. The article is devoted to the issues of concern in the information field formation and mass consciousness transformation in emergency situations. The level of an objective correlation between the real level of threats and their display in the information space is considered. The principles of fake news formation are considered by referring to the situation with coronavirus (COVID19). The main characteristics of the information disseminated by the media in emergency situations are determined.

Methods. For research purposes such methods as observation and analysis were used.

Findings. The principles of presenting information in emergency situations were analyzed. The necessity for studying the impact of emergency situations on socio-psychological characteristics of human behavior was substantiated. The current state of the information space in Russia, which is assessed as unsatisfactory, is considered. The algorithm of changing the information impact was proposed where we used a number of psychological techniques specific for each stage of emergency (risk conditions, an emergency situation itself and adaptation period).

Research application field. The results can be used to improve management of information processes in emergency situations, and can also be of interest as a methodological material for conducting refresher courses for employees of EMERCOM of Russia and studying the course "Media Technologies".

Conclusions. The lack of an even balance between the real level of emergencies and their display in the information space leads to the fact that citizens fall under the double psychological pressure: the situation itself and its display in the media. The media, being essentially a social regulator of society, do not contribute to the socio-psychological stability of society in an emergency situation and do not realize one of their main purposes -psychocorrection of mass consciousness. This requires, on the one hand, studying media influence mechanisms and on the other hand, information process regulating in order to minimize socio-political consequences of emergency situations for society.

Key words: emergency situation, information, mass communication, post-emergency development, community culture, fake news.

REFERENCES

1. McLuhan M., Fiore Q. War and Peace in the Global Village (in Russ. ed. Voina i mir vglobalnoi derevne), 2012, Moscow AST Publ., 224 p.

2. Bek U. Obshchestvo riska Na puti k drugomu modernu. [Risk society. On the way to another modern]. Moscow, Progress Traditsiia Publ, 2000, p. 384.

3. Tavokin E. P. Massovaia kommunikatsiia. Sushchnost' i sostoianie v sovremennoi Rossii [Mass communication. The nature and the state in contemporary Russia]. Moscow, Librokom Publ, 2016, p.199.

4. Bervenova O. V. Nekotorye sotsialno-politicheskie aspekty zashchity informatsii // Sbornik trudov konferentsii XV Mezhdunarodnoi konferentsii «Problemy upravleniia bezopasnost'iu slozhnykh sistem». [Some Socio-Political Aspects of Information Protection, Proceedings Of the XV International Conference «The

Problem of Security Management of Complex Systems»] Moscow, Russian State University for the Humanities Publ., 2007. (in Russ.).

5. Ekologiia mediasredy: Sb. statei III Otkrytoi mezhvuzovskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Ekologiia mediasredy: problemy mediabezopasnosti i razumnogo ispolzovaniia kommunikativnykh resursov» [Ecology of the media environment: Collection of articles of the III Open Interuniversity Scientific and Practical Conference "Ecology of the Media Environment: Problems of Media Security and Reasonable use of Communication Resources"] Edited by I. A. Fateeva and I. V. Zhilavskaya. Moscow, Moscow Pedagogical State University Publ., 2018, P. 290. (in Russ.).

6. Ilchenko S. N. Feikovaia zhurnalistika. Spetskurs. [Fake journalism. Special course], Moscow, Direct Media Publ., 2019, p. 309.

84

© Bervenova O., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.