Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРАУДФАНДИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ'

СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРАУДФАНДИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Меди@льманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРАУДФАНДИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ / БЕКЕРЫ / КРАУДИНВЕТСИНГ / КРАУДЛЕНДИНГ / СТАРТАП

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Образцова Анастасия Юрьевна, Шаврова Анастасия Игоревна

В условиях кризиса российские медиапредприятия рассматривают новые способы монетизации и пытаются освоить нетипичные для отечественного медиарынка бизнес-модели. В статье представлен теоретический анализ краудфандинговых стратегий, результаты исследования специфики функционирования крупнейших российских платформ. Кроме того, определены причины отставания российского крауд-сегмента и выявлены особенности и перспективы его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF CROWDFUNDING STRATEGIES: THE RUSSIAN EXPERIENCE

In the Russian market, it is common for enterprises (particularly in the media segment) to master alternative tools for receiving investment bypassing the major players of the financial market. Crowdfunding as a new monetization technique is an understudied phenomenon in the Russian media market. Crowdfunding in Russia has a good growth potential, the market volume has been increasing annually: in 2016 it amounted to 2 bln rubles, while in 2017 - to 4 bln rubles. At present, the fastest growing sectors are crowdinvesting and crowdlending, which implement the strategies of financial rewards. A misunderstanding of how crowdfunding works, a complicated social and economic situation in the country, a lack of competition and the absence of legal framework are the main deterrents for the development of this segment of the Russian market. However, an increasing interest of large corporations and the state in the segment contributes to its positive growth dynamics. The paper analyzes the functions of crowdfunding (including hidden ones), provides a classification of crowd strategies and considers the Russian experience of using them on specialized multithematic crowd platforms and media channels. Through the analysis of various projects, it was found out that crowdfunding in Russia is mostly used for creative decisions, so the prevailing categories are films, music and society. Thus, the alternative funding tools tend to make the support for arts and culture more democratic and generate additional revenues for the entertainment industry, while the funding of its, technological projects and business projects is still at the early stage.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРАУДФАНДИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ»

Специфика функционирования краудфандинговых стратегий: российский опыт

Анастасия Образцова Анастасия Шаврова

В условиях кризиса российские медиапредприятия рассматривают новые способы монетизации и пытаются освоить нетипичные для отечественного медиарынка бизнес-модели. В статье представлен теоретический анализ краудфандинговых стратегий, результаты исследования специфики функционирования крупнейших российских платформ. Кроме того, определены причины отставания российского крауд-сегмента и выявлены особенности и перспективы его развития. Ключевые слова: краудфандинговые стратегии, бекеры, краудинветсинг, краудлендинг, стартап.

© Образцова Анастасия Юрьевна

научный сотрудник проблемной научно-

исследовательской лаборатории

комплексного изучения актуальных проблем

журналистики факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия), obraztsova.anastasia@gmail.com

© Шаврова Анастасия Игоревна

магистрант факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия), nastyshvr@yandex.ru

Введение: поиски новых источников финансирования

Краудфандинг как инструмент получения инвестиций без участия банков, венчурного капитала и иных игроков финансового рынка (Belleflamme, Lambert, Schwienbacher, 2010; Belleflamme, Omrani, Peitz, 2015; Wieck, Bretschneider, Leimeister, 2013) на мировом медиарынке явление достаточно инновационное и молодое (Bruton, Khavul, Siegel, Wright, 2015; Hossain, Oparaocha, 2015; Steinberg, DeMaria, 2012) -сам термин введен в научный и индустриальный оборот лишь в 2006 г. (Хау, 2012). Коллективный метод сбора средств мало изучен академическим сообществом (Agrawal, Catalini, Goldfarb, 2011, 2013; Röthler, Wenzlaf, 2011; Schwienbacher, Larralde, 2012), так что специфику и механизмы его работы на рынке (особенно отечественном) еще предстоит понять и проанализировать (Brabham, 2008, 2013). Некоторые труды (Вартанова (ред.), 2010; Бакулин, 2014; Долженко, 2014) дают представление об упомянутой проблеме, однако ее анализ не является их основной задачей.

Теоретическое понимание краудфандинга

Краудфандинг представляет собой противоположный традиционному подход

к бизнес-финансированию1: если предприниматель решает запустить стартап, то ему необходимо составить бизнес-план, провести маркетинговые исследования, создать прототип товара и только потом представить идею ограниченному кругу инвесторов, бизнес-ангелам или венчурным компаниям, что весьма затратно как по финансам, так и по времени (Howe, 2008; Greengard, 2015; Steinberg, DeMaria, 2012). Краудфандинговые платформы, напротив, дают предпринимателям единую и целостную площадку для создания и демонстрации этапов развития кампании, что значительно упрощает традиционную модель. Уникальность заключается в том, что на них намного быстрее и проще найти заинтересованных инвесторов и, более того, дать им возможность поучаствовать в процессе развития проекта (Johnstone, 2015).

Одной из основных функций крауд-фандинга является поиск спонсора и единомышленника в одном лице (Kirby, Worner, 2014), однако существуют и другие весьма полезные, но скрытые функции:

Либерализация журналистики. Крауд-фандинг нарушает традиционную структуру в СМИ (Assenova, Best, Cagney, Ellenoff et al., 2016; Bennett, Chin, Jones, 2015). Например, в стандартном новостном агентстве или редакции многое зависит от политики издания и редактора (Вартанов, Вырковский, Галкина, Колесниченко и др., 2016, 2017), который решает, будет ли текст опубликован, а тема принята, какой гонорар выплачивать и т.д. В краудфандинге журналист напрямую зависит от потенциальных читателей и может писать о насущных проблемах. Стоит вспомнить один из самых популярных и спонсируемых журналистских проектов (заработал 171,755 долл. США) на американской краудфандинговой платформе «Кикстартер» (Kikstarter) - он-лайн-медиа Newsbud, которое позиционирует себя как крупную независимую

новостную, аналитическую и мультимедийную сеть, «свободную от компромиссов и партийных программ»2.

Инструмент пиар и маркетинга. Краудфандинговые площадки - это эффективный пиар-инструмент (Горчева, 2014), который поможет найти и привлечь целевую аудиторию как на стандартных платформах, так и извне. От запуска до закрытия проекта автор может делиться успехом и продвигать свою кампанию с помощью СМИ, социальных сетей (Facebook, Twitter, Instagram, «ВКонтакте»), электронных рассылок и других способов digital-маркетинга, которые помогут за короткий срок привлечь инвесторов и популяризовать конкретный проект или человека. К примеру, в 2013 г. бывший редактор голландской газеты NRC Next Роб Вейнберг в эфире голландского телешоу объявил о старте кампании по сбору средств на новое качественное интернет-СМИ без рекламы De Correspondent, которое должно было существовать за счет подписчиков (60 евро за год). Спустя восемь дней несуществующему изданию удалось собрать более 1 млн евро с 15 тыс. подписчиков, установив мировой рекорд в он-лайн-медиа краудфандинге. Сайт функционирует по сей день, публикуя расследования, репортажи и экспертные мнения, а число подписчиков на сегодняшний день составляет уже более 50 тыс.

Тестирование концепции. Представление идеи широким массам дает отличную возможность проверить и улучшить концепцию, понять, будет ли продукт востребован и конкурентоспособен на рынке. По мере того, как потенциальные инвесторы начнут проявлять интерес и задавать вопросы, автор узнает реакцию своей потенциальной аудитории и спрогнозирует спрос на товар. Например, в апреле 2016 г. редактор Conde Nast Эрин Брид запустила кампанию по сбору средств на «Кикстартер» для Kazoo - журнала для девочек в воз-

расте от 5 до 10 лет. Основная задача издания - «вдохновлять девочек быть умными, сильными, бесстрашными и, прежде всего, честными с самими собой»3. Меньше чем за месяц проект привлек 171 тыс. долл. и закрепил за собой положение самой высокооплачиваемой журналистской кампании на «Кикстартер». Успех проекта служит доказательством того, что действительно существовала потребность в новом типе интеллектуального журнала для девочек.

Классификация применяемых крауд-стратегий

Стратегии в краудфандинге играют немаловажную роль, так как именно с их помощью определяется успех платформы или кампании. В настоящее время не существует строгой классификации, но мы попытались предложить собственную систематизацию применяемых стратегий:

• По цели и тематике краудфандингово-го проекта: творческие, бизнес-проекты, социальные, политические, технологические или научные. Например, AgFunder -это международная онлайн-платформа, позволяющая аккредитованным инвесторам спонсировать компании и физические лица, занимающиеся сельскохозяйственными технологиями, а площадка GlobalGiving позволяет привлекать средства на гражданские и благотворительные нужды. Также существует ряд платформ, специализирующихся на научной сфере, например Experiment.com и Open Source Science Project. Есть и универсальные площадки: «Кикстартер» и «Индигого», которые предоставляют целый спектр различных категорий для запуска проекта на выбор самих авторов.

• По типам вознаграждений для беке-ров4: финансирование может осуществляться по системе нефинансовых и финансовых вознаграждений (краудинвес-тинг) либо безвозмездно (пожертвова-

ние). Выбор той или иной схемы зависит от цели проекта и типа продукта или услуги, которые предлагает автор.

• По способу сбора средств на площадках:

1. «Все или ничего» (All or Nothing). По этой модели работают практически все краудфандинговые площадки. Подразумевает полный возврат денежных средств донорам, если автору не удастся собрать заявленную сумму к установленному сроку.

2. «Оставить все» (Keep what you Raised). Даже если первоначальная сумма не была достигнута, автор проекта все равно получает собранные во время кампании средства.

3. «Подписка» (Subscribe). Обычно используется для благотворительных проектов. В данной модели перевод средств осуществляется в режиме автоплатежа, если бекер указывает свои личные данные (реквизиты).

4. «Свободная цена» (Free Donations). Используется для уже созданных товаров, в большинстве случаев творческих (например, альбома или книги). Вкладчики могут сами устанавливать сумму взноса и цену на продукт.

5. «Переломный момент» (Tipping point). Похоже на модель ОВ. Единственное отличие - финансирование осуществляется после преодоления переломного момента (зачастую это порог в 50% собранных средств).

6. «Вечное финансирование» (InDemand). Исходя из названия, очевидно, что финансирование производится на постоянной основе без установленных сроков.

Российский опыт

В России проекты, использующие краудфандинговые стратегии,делятся на следующие сектора: специализированные разнотематические крауд-платформы -«Планета» (Planeta.ru), «Бумстартер» (Boom-

starter), медиа - «Кольта» (Colta.ru), «Дождь», политика - Фонд борьбы с коррупцией, бизнес - «Ста ртТрек» (StartTrack), «Ал ьфа -поток». Сфера бизнеса занимается крау-динвестингом или краудлендингом, где инвесторы получают определенную финансовую прибыль. Тем не менее все же большую часть рынка занимают специализированные краудфандинговые платформы, а в числе лидеров, по исследованию ЦБ, находятся два ключевых игрока -самые масштабные площадки «Планета» и «Бумстартер»5.

Уникальность «Планеты» заключается в стратегии по модели сбора средств «Оставить все», то есть проект может считаться успешным, даже если не собрал необходимой суммы. Площадка действует как «агентство полного цикла»: помимо краудфандинга на сайте функционируют и другие сервисы, такие как программа лояльности для активных акционеров, интернет-магазин, школа краудфандинга, а также различные спецпроекты. Например, в 2015 г. «Планета» в сотрудничестве с такими корпорациями, как «МегаФон», «Русал» и Lipton, а также с издательством Clever и Финансовым университетом при Правительстве РФ запустила несколько спецпроектов, направленных на поддержку благотворительности, социального предпринимательства и студенческого развития бизнеса. Не остаются в стороне и технологические спецпроекты. Например, с «Планетой» сотрудничает центр поддержки социальных инноваций в области решения проблем инвалидов и пожилых граждан «Технологии возможностей», который предоставляет лучшим проектам в этой области финансовую поддержку и помощь с дальнейшим продвижением. А в 2016 г. стартовал спецпроект «Битва технологий» совместно с EVA Invest и РВК, в ходе которого отбираются и спонсируются лучшие стартапы в технологической области.

Вторая крупная российская платформа «Бумстартер» работает по стратегии «Все или ничего», то есть проект может считаться успешным только в случае, если соберет всю указанную сумму к необходимому сроку (максимум 60 дней), в ином случае деньги возвращаются инвесторам, а также абсолютно оригинальной модели сбора, которую придумала сама платформа - бессрочный краудфандинг «До цели», которая позволяет привлекать средства до полного достижения целевой суммы без установленного срока. На сайте есть и другие услуги, такие как «Авторский взнос» и онлайн-курс «Мастер краудфандинга». Уникальность платформы заключается в институте «кураторства»: с ней сотрудничают порядка 30 кураторов в СМИ (Slon.ru, «Дождь», «Вести», PolitRussia), издательствах, различных фондах и компаниях, которые закрепляются за определенным проектом, информируют население о нем, консультируют и помогают с продвижением. «Бумстартер» отличается сильной базой спецпроектов с коммерческими и государственными компаниями: с платформой сотрудничали МТС, Nokia, Unilever, Общественная палата, Департамент культуры города Москвы. Например, на базе платформы Общественная палата РФ создала специальный образовательный курс «Народное финансирование» для того, чтобы рассказывать о преимуществах краудфандинга перед другими видами финансирования для простых граждан и НКО. По замыслу акции, авторы наиболее интересных проектов на площадке смогут пройти бесплатное обучение и претендовать на получение инвестиций от ОП для своих идей.

Как мы видим, российский краудфандинг используют в основном для творческих решений (популярны сферы кино, музыки и общества), что подтверждает исследование самых финансируемых категорий в России, проведенное J'son & Partners

Consulting в 2015 г.6 Например, свои проекты на платформах запускали Борис Гребенщиков, Виктор Гинзберг, Виктор Шендерович, Диана Арбенина, Гарри Бардин и другие медийные персоны. Краудфандинг в России служит поддержкой области искусства и культуры, генерирует дополнительный доход для индустрии развлечений. Однако финансирование IT, технологических и бизнес-проектов пока что находится в подвешенном состоянии.

Краундфандинг в российских медиа

Что касается медийных проектов, среди первых медиа, обратившихся к модели краудфандинга, стоит выделить интернет-издание о культуре и обществе Colta.ru. В качестве стратегии развития кампании сотрудники издания предлагали следующие нефинансовые вознаграждения: приглашение на закрытую встречу, мастер-класс, словарь московских прописных истин и т.д. В первую же неделю сбора на счет издания поступило 523 тыс. руб. из 600 тыс. необходимых, а к концу кампании сумма пожертвований увеличилась до 695 тыс. руб. Впоследствии «Кольта» каждый год запускала крауд-кам-пании на «Планете» и получала финансирование на дальнейшее выживание.

Краудфандинг не обошел стороной и российское телевидение. В марте 2014 г. был запущен крауд-марафон в поддержку «Дождя». В качестве стратегии «Дождь» использовал нефинансовые и безвозмездные вознаграждения. Средства собирались на сайте телеканала с помощью банковских переводов, а также покупок различных товаров, например бейджей, кружек и футболок в интернет-магазине. За неделю «Марафон» собрал 40 млн руб. от 20 тыс. телезрителей, что позволило продлить эфир почти на два месяца. Впоследствии «Дождь» перешел на вытекающую форму краудфандинга - модель платной

подписки. Также кампании по сбору средств проходили и для передачи «Парфенов», которая транслировалась на «Дожде».

Наиболее интересным крауд-экспери-ментом электронных СМИ можно назвать сервис Ике'п'рау, который позволял оплачивать статьи в различных интернет-изданиях. После появления ресурса многие медиа обзавелись специальной кнопкой, в число первых вошли Slon.ru, «Дождь» и «Ежедневный журнал». Однако вскоре проект закрыли из-за отказа банка подключать новых пользователей «по техническим причинам».

Краудфандинговые стратегии в политике используют как пиар-инструмент, в частности партия демонстрирует свои общественно значимые проекты электорату, вызывая их лояльность и желание вкладываться в «благое дело». В России примером реализации этой схемы выступает некоммерческая организация ФБК (Фонд борьбы с коррупцией): оценив возможности краудфандинга как популярной модели в блогосфере, где прямая монетизация невозможна, авторами было решено создать общественный проект «РосПил», существующий за счет добровольных пожертвований.

Таким образом, на сегодняшний день краудфандингв России набирает обороты, постепенно завоевывая различные сферы деятельности. По итогам мониторинга Центробанка, объем российского рынка краудфандинга в 2016 г. составлял 2 млрд, а к концу 2017 г. увеличился до 4 млрд руб.7 По сравнению с 2015 г. объем рынка действительно возрос, что подтвердили представители проектов Planeta.ru (на 27%) и Boomstarter.ru (на 40%), а также сервис он-лайн-оплаты «Яндекс.Деньги» (на 70%)8.

В данный момент существуют всего два крупных игрока, отражающих основные тенденции и ситуацию на крауд-рынке, -это «Планета» и «Бумстартер»: первая площадка лидирует как по сумме сборов, так

Таблица. Сравнение суммы сборов и количества запущенных проектов на Planeta.ru, Boomstarter, Kikstarter и ¡пШевово в 2017 г.

Страна Россия ( млн руб.) США (млрд долл. США)

Платформы-лидеры Planeta.ru Boomstarter Kikstarter IndieGoGo

Общая сумма сборов 632 351 3 1

Количество запущенных проектов (тыс.) 2,7 1,4 125 175

и по количеству запущенных проектов в 2012-2015 гг.9 В 2017 г. Planeta также занимает лидирующую позицию (см. табл.). Несмотря на то, что механизмом крауд-фандинга сегодня пользуется более 10 тыс. россиян, а сама модель «народного финансирования» имеет многолетнюю историю, в России этот институт до сих пор никем не регулируется.

Главные проблемы сегмента

На Западе практика применения кра-удфандинговых стратегий достаточно популярна и широко распространена (к примеру, в 2014 г. в мире было собрано 16,2 млрд долл., а в 2015 г. индустрия расширилась более чем в два раза и достигла отметки в 34,4 млрд долл.10).

Несмотря на бесспорный рост и потенциал российский крауд-рынок сильно отстает от США, где еще в 2015 г. заработали на крауд-индустрии 17,2 млрд долл." Такая колоссальная разница в цифрах объясняется несколькими факторами.

Во-первых, стоит учитывать, что российский краудфандинг по сравнению с Западом - явление относительно новое. Несмотря на то что первая площадка «Круги» (Kroogi) заработала в 2008 г., полноценное развитие отрасли в России началось в 2012-2013 гг. (с появлением «Планеты» и «Бумстартера»), в то время как краудфандинг на западных платформах уже успел зарекомендовать себя в качестве

успешной бизнес-модели с огромным оборотом средств и отточенной стратегией развития. В качестве примера, подтверждающего мысль, мы сравнили сумму сборов и количество запущенных проектов на самых популярных российских и американских платформах в 2017 г.

Во-вторых, на сегодняшний день у россиян в возрасте от 40+, которые представляют собой платежеспособную аудиторию на платформах, еще довольно крепок скептицизм, связанный с 1990 гг., когда повсеместно встречались финансовые пирамиды и различные схемы мошенничества. До сих пор любой сбор средств ассоциируется с «МММ» и аферой.

В-третьих, недоверие россиян к крауд-фандингу подкрепляется отсутствием правовой базы и регуляторов. В отличие от США, где существует самая прогрессивная законодательная база (Gabison, 2015), регулирующая краудфандинг (JobsAct), в России нет четкой правовой регламентации этого явления. На сегодняшний день не существует ни одного специального закона, который бы координировал кра-удфандинговую деятельность. Платформы вынуждены использовать «аналогию закона». В настоящий момент на краудфандинг распространяются лишь общие нормы Гражданского Кодекса РФ, а также ряд определенных законов. Например, договор об оказании услуг, договор дарения, купли-продажи и другие положения

ГК РФ. После долгого затишья в сфере регулирования краудфандинга в ноябре 2016 г. Центральный банк РФ обратил внимание на создание единой правовой базы в данном сегменте. А в начале 2017 г. была утверждена «дорожная карта» по переходу к регулированию крауд-рынка. Контроль со стороны государственных органов должен подтолкнуть россиян к использованию краудфандинговых площадок.

Среди не менее важных факторов отставания отрасли стоит выделить отсутствие конкуренции. На российском кра-уд-рынке действует достаточно много мелких площадок, не приносящих доход и никак не стимулирующих развитие рынка. Низкая осведомленность россиян о краудфандинге также провоцирует отставание сегмента. В основном о российском краудфандинге пишут мало и только такие онлайн-издания, как Cossa, Colta, VC, The Village, Rusbase, Geektimes, TJournal, а также специализированные ресурсы, например Crowdsourcing.ru. Отсутствие информации о краудфандинге в крупнейших российских печатных изданиях и на телевидении значительно тормозит развитие рынка. Более того, от низкой осведомленности зависит и культура авторов, запускающих проекты: зачастую старт-аперы сталкиваются с трудностями в презентации своего продукта и выстраивании четкой линии продвижения.

Важно учитывать и экономические факторы. Например, по данным Росстата среднемесячная зарплата россиянина в 2017 г. составила 39,3 тыс. руб.12 Для сравнения оплата труда в США зависит от штата, однако, по последним данным Бюро трудовой статистики, средние показатели в 2017 г. составили 865 долл. в неделю и 3800 долл. в месяц0. Россия по показателю «процветания» занимает 101-е место14, а по средней заработной плате идет за третьим-четвертым десятком мирового рейтинга.

По статистике Глобального индекса ин-новаций-2017 (The Global Innovative Index-2017), Россия занимает 45-е место между Грецией и Чили!5. Развитие технологий, ИКТ, внутреннего рынка, инвестиций в бизнес - все это относится к довольно слабым показателям, замедляющим темпы развития страны, что не может не отразиться на сфере краудфандинга. Отсюда вытекает и отсутствие технологических стартапов, которые являются основным двигателем экономического развития крауд-платформ.

Перспективы развития отрасли в России

Несмотря на то, что экономический кризис в России достиг своего пика в начале 2015 г., сегмент краудфандинга продолжает расти, а объем рынка увеличивается с каждым годом: россияне стали активнее делать взносы через краудфан-динговые площадки (по сравнению с прошлыми годами рост объема вложений составил от 27 до 70%16). О том, что отрасль не стоит на месте, свидетельствует появление новых стратегий и разнонаправленных платформ: CrowdRepublic для финансирования книг, комиксов и настольных игр; BunchX для частного краудфандинга на личные нужды; «Меценат» для творческих и технологических проектов.

Еще один тренд, который нельзя оставить без внимания, - это «медиаглобали-зация» краудфандинга, его проникновение в самые разнообразные сегменты Интернета. В России мы можем наблюдать этот феномен на примере таких СМИ, как «Кольта», «Дождь» и других журналистских инициатив. По сути, подписка - это вытекающая форма краудфандинга, т.к. она также дает определенные вознаграждения пользователям, например доступ к определенным архивам, статьям, лонг-ридам. В России так уже работают вышеперечисленные издания, а также Republic (бывший Slon), Inc.Russia, YouTube Red и т.д.

Стоит отметить, что качество и востребованность контента после введения платной подписки значительно возросло. Также процесс сбора средств на площадках, вероятнее всего, переместится на смартфоны и станет гораздо мобильнее.

Использования краудфандинга в качестве пиар-инструмента на российских площадках уже успешно практикуется. Например, «Бумстартер» и «Планета» сотрудничали с такими крупными брендами, как МегаФон, Русал, Lipton, Clever, МТС, Nokia, Unilever, РВК и т.п. В будущем этот список будет только пополняться, т.к. благодаря совместным спецпроектам преимущества получают обе стороны. Реализация подобных спецпроектов привлекает новых клиентов, повышает лояльность к бренду, дает авторам шанс протестировать свой продукт и получить колоссальную финансовую поддержку, развивает отстающие отрасли и экономит рекламный бюджет.

В настоящий момент самые быстро-развивающиеся отрасли краудфандинга - это краудинвестинг и краудлендинг, реализующие стратегии финансовых вознаграждений. Отечественный краудинвестинг, т.е. коллективные инвестиции в капитал, - наиболее молодой сегмент кра-уд-рынка. Первые площадки (StartTrack, WeShare - закрыта в 2015 г., VCstart - закрыта в 2015 г.) появились лишь в конце 2013 - начале 2014 гг. Однако, по данным J'son & Partners Consulting, меньше, чем за год платформы добились совокупного оборота собранных средств в 50-60 млн руб. StartTrack, например, единственная выжившая и быстрорастущая платформа из пионеров краудинвестинга. На сегодняшний день StartTrack привлек более 900 млн руб. инвестиций в 39 компаний с помощью 1672 инвесторов17. Фактически StartTrack сформировал нишу краудинвестинга в России, проложив дорогу новым платформам акционерного краудфандин-

га, например Mypio (коллективное инвестирование от частников) и Aktivo (инвестиции в недвижимость).

Что касается краудлендинга, т.е. коллективных инвестиций по договору займа, то по состоянию на 2015 г. эксперты J'son & Partners Consulting оценивали отрасль как самую значительную - на нее приходилось 400-440 млн руб., или 66% рынка краудфинансов18. Большая часть рынка приходится на платформы «В Долг. ру», «Город Денег» и систему Webmoney Transfer. Позитивный прогноз развития отрасли подтверждает появление новых краудлендинговых платформ: например, Fingooroo, а также первый пример краудлендинга «Альфа-поток» от «Альфа-банка». Обращение внимания на краудлендинг со стороны «Альфа-банка» в 2016 г. - довольно широкий жест, свидетельствующий о том, что даже крупные компании оценивают будущие перспективы сегмента.

Основные выводы

Анализируя российский рынок краудфандинга, мы выделили следующие сдерживающие факторы его развития:

• плохая осведомленность о краудфан-динге;

• низкая вовлеченность российской аудитории к технологическим кампаниям;

• слабые проекты;

• сложная социальная и экономическая ситуация в стране;

• отсутствие понимания, конкуренции и правовой базы.

Несмотря на большое число сдерживающих факторов, успешная практика функционирования краудфандинга в России все же имеется. Рынок медленно продолжает свое развитие, о чем говорит появление новых платформ и стратегий. Возрастающий интерес к сегменту со стороны крупных корпораций и государства также оказывает положительную дина-

мику роста. Подобное внимание говорит о том, что краудфандинг становится неотъемлемой частью российского рынка

инвестиций, а в ближайшем будущем может занять прочное положение альтернативной бизнес-модели.

Примечания

1 Crowdfunding's Potential for the Developing World. 2013. infoDev, Finance and Private Sector Development Department. Washington, DC: World Bank. Режим доступа: https://www.infodev.org/infodev-files/wb_crowdfundingreport-v12.pdf

2 Support a 100% People-Funded Online News Outlet, Phase 1. Kikstarter, 2016. Режим доступа: https://www.kickstarter.com/projects/141490519/support-a-100-people-funded-online-news-outlet-pha/description

3 Kazoo magazine. Kikstarter, 2016. Режим доступа: https://www.kickstarter.com/ projects/2110119100/kazoo-magazine?ref=category_most_backed&ref=discovery

4 Бекеры (англ. backer - «финансирующий») - лица, поддержавшие материально краудфандинговые проекты.

5 Вискалин В. ЦБ разработал «дорожную карту» по регулированию краудфандин-га // RB.RU. 2017. Авг., 14. Режим доступа: https://rb.ru/news/cbr-crowdfunding/

6 Рынок краудфинансов в РФ: Краудфандинг, Краудинвестинг, Краудлендинг // JSON TV. 2015. Янв., 21. Режим доступа: http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/ rynok-kraudfinansov-v-rf-kraudfanding-kraudinvesting-kraudlending-20150121044017

7 Краудфандинговые платформы в России и мире // RIA.RU. 2016. Авг., 22. Режим доступа: https://ria.ru/disabled_know/20160822/1474985105.html

8 2 млрд рублей составил объем российского рынка краудфандинга в 2016 году // Inc.Russia. 2017. Март, 3. Режим доступа: http://www.incrussia.ru/news/2-mlrd-rubley-sostavil-obem-rossiyskogo-rynka-kraudfandinga-v-2016-godu/

9 Бабкин А. Как зарабатывают Planeta и Boomstarter и почему они не всегда находят общий язык // Roem.ru. 2015. Июль, 10. Режим доступа: https://roem.ru/10-07-2015/200002/boomstarter-vs-planeta/

10 Crowdfunding Grows Up as VC Activity Declines. Techbullion, 2017, January 30. Режим доступа: http://www.techbullion.com/crowdfunding-grows-vc-activity-declines/

11 Рынок краудфинансов в РФ: Краудфандинг, Краудинвестинг, Краудлендинг. Январь 2015 года // JSON.TV. Режим доступа: http://json.tv/ict_telecom_ analytics_view/rynok-kraudfinansov-v-rf-kraudfanding-kraudinvesting-kraudlending-20150121044017

12 Зарплаты в РФ по специальностям и регионам 2017. Куда пойти учиться, чтобы хорошо зарабатывать? // Reconomica.ru. 2017. Режим доступа: http://reconomica. ш/экономика/статистика/средняя-зарплата-в-рф-2017/

13 Минимальная и средняя зарплата в США // Hochusvalit. 2017. Режим доступа: http://hochusvalit.com/ssha/zarplata-v-ssha

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 Рейтинг стран мира по уровню процветания // Институт Legatum. 2017. Дек., 5. Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/legatum-prosperity-index/info

!5 Explore the interactive database of the GII 2017 indicators. The Global Innovation Index, 2017. Режим доступа: https://www.globalinnovationindex.org/analysis-indicator

16 Папандина А. Вложения россиян в краудфандинговые проекты в 2016 году выросли на 70% // РБК. 2016. Ноябрь, 29. Режим доступа: http://www.rbc.ru/business/29/ 11/2016/583c4b289a79475b477fa6e6

17 Инвестируй в бизнес, который ты понимаешь // StartTrack. 2013. Режим доступа: https://starttrack.ru/

18 Рынок краудфинансов в РФ: Краудфандинг, Краудинвестинг, Краудлендинг. Библиография

Бакулин О.А. Краундфандинг для фотожурналистов: новые фозможности творческой реализации // Меди@льманах. 2014. № 3. С. 22-29.

Вартанов С.А., Вырковский А.В., Галкина М.Ю., Колесниченко А.В., Образцова А.Ю. Трансформация журналистской работы под влиянием новых технологий: поиск информации, жанры медиатекстов, редакционная культура // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2017. № 5. С. 51-71.

Вартанов С.А., Вырковский А.В., Галкина М.Ю., Колесниченко А.В., Образцова А.Ю. Восприятие качества медиатекстов журналистами и редакторами СМИ // МедиаАльма-нах. 2016. № 5. С. 79-89.

Горчева А.Ю. Краундсорсинг - инновационный инструмент PR-коммуникаций // Меди@льманах. 2014. № 5. С. 33-37.

Долженко Р.А. Краудсорсинг как инструмент совершенствования организации, государства и общества: монография. Барнаул: Изд-во Алтайск. ун-та, 2014.

СМИ в меняющейся России: коллект. монография / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2010.

ХауДж. Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. М.: Альпина Паблишер, 2012.

Agrawal A.K., Catalini C., Goldfarb A. (2011) The Geography of Crowdfunding. Cambridge, Mass.: National Bureau of Economic Research.

Agrawal A.K., Catalini C., Goldfarb A. (2013) Some simple economics of crowdfunding. Cambridge, Mass.: National Bureau of Economic Research.

Assenova V., Best J., Cagney M., Ellenoff D., Karas K., Moon J., Sorenson O. (2016) The Present and Future of Crowdfunding. California Management Review 58 (2): 125-135.

Belleflamme P., Lambert T., Schwienbacher A. (2010) Crowdfunding: An industrial organization perspective. Prepared for the workshop Digital Business Models: Understanding Strategies', held in Paris: 25-26.

Belleflamme P., Omrani N., Peitz M. (2015) The Economics of Crowdfunding Platforms. Information Economics and Policy 33: 11-28.

Bennett L., Chin B., Jones B. (2015) Crowdfunding the Future: Media Industries, Ethics, and Digital Society (Digital Formations). 2nd ed. Oxford: Peter Lang.

Brabham D.C. (2008) Crowdsourcing as a Model for Problem Solving: An Introduction and Cases. The International Journal of Research into New Media Technologies 14 (1): 75-90;

Brabham D.C. (2013) Crowdsourcing. Cambirdge, Massachusetts and London, England: MIT Press.

Bruton G., Khavul S., Siegel D., Wright M. (2015) New Financial Alternatives in Seeding Entrepreneurship: Microfinance, Crowdfunding, and Peer-to-Peer Innovations. Entrepreneurship Theory and Practice 39 (1): 9-26.

Gabison G.A. (2015) Understanding Crowdfunding and its Regulations. Luxembourg: Publications Office of the European Union.

Greengard S. (2015) The Internet of Things (The MIT Press Essential Knowledge series). Massachusetts : The MIT Press.

Hossain M., Oparaocha G.O. (2015) Crowdfunding: Motives, Definitions, Typology and Ethical Challenges. Entrepreneurship Research Journal 7 (2): 2-19

Howe J. (2008) Crowdsourcing. Why the power of the crowd is driving the future of business. New York: Three Rivers Press.

Johnstone P. (2015) Crowdfunding. Technical Information 4: 1-8 Kirby E., Worner S. (2014) Crowd-funding: An Infant Industry Growing Fast. Madrid: IOSCO Research Department.

Röthler D., Wenzlaf K. (2011) Crowdfunding Schemes in Europe. European Expert Network on Culture. Brussel: European Expert Network on Culture.

Schwienbacher A., Larralde B. (2012) Crowdfunding of Small Entrepreneurial Ventures. The Oxford Handbook of Entrepreneurial Finance. Oxford: Oxford University Press

Steinberg S., DeMaria R. (2012) The Croundfunding bible. How to raise money for any startup, video game or project. USA: Overload Entertainment.

Wieck E., Bretschneider U., Leimeister J.M. (2013) Funding from the Crowd: An Internet-Based Crowdfunding Platform to Support Business Set-Ups from Universities. International Journal of Cooperative Information Systems 22 (3): 1-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.