Научная статья на тему 'Специфика функционирования факторных рынков в сфере предоставления общественных и опекаемых благ'

Специфика функционирования факторных рынков в сфере предоставления общественных и опекаемых благ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
300
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРНЫЕ РЫНКИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ОПЕКАЕМЫЕ БЛАГА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / FACTOR MARKETS / PUBLIC AND MERIT GOODS / HUMAN RESOURCES / RECREATIONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митяева Наталия Вячеславовна, Фёдорова Юлия Вячеславовна

Общественные и опекаемые блага являются социальными благами и факторами развития всего общества, качественный и количественный рост сферы их предоставления отвечает коренным общенациональным интересам, выразителем которых выступает современное государство. Авторами предложено новое направление исследования проблематики развития общественного сектора в современной экономике тенденции развития факторных рынков в сфере производства и предоставления общественных и опекаемых благ. В статье анализируются изменения, происходящие на факторных рынках в сфере производства общественных и опекаемых благ. Выявлены направления развития человеческих ресурсов, а также проблемы, связанные с увеличением фиктивной составляющей человеческого капитала. Разрыв между потенциальным и действительным качеством человеческих ресурсов возникает из-за неразвитости институциональной среды, слабой мотивации, структурных и территориальных диспропорций рынка труда. Возросшие требования к качеству рекреационных ресурсов обусловлены увеличившимся спросом на рекреационные опекаемые и общественные блага, расширением круга потребителей, их доходов, вкусов и предпочтений. В качестве теоретической и методологической базы использованы научные исследования и концепции, обобщающие принципы анализа, механизмы формирования и функционирования человеческого капитала, подходы к его качественной и количественной оценке, оптимизации его структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTOR MARKETS AND THE PROVISION OF PUBLIC AND MERIT GOODS

The paper states that public and merit goods are social goods as well as are significant factors in the development of the society on the whole. Qualitative and quantitative growth of the supply of public and merit goods serves the fundamental national interests determined by the state. The authors propose a new line of research of the development of the public sector in modern economy i.e. trends in the development of factor markets linked to the production and provision of public and merit goods. This paper analyzes the changes taking place in the factor markets related to the production of public and merit goods, identifies areas of human resource development as well as the problems associated with an increase in the fictitious component of human capital. The discrepancy between potential and actual quality of human resources is due to the underdevelopment of the institutional environment, poor motivation, structural and regional imbalances of the labor market. The increased requirements to the quality of recreational resources are due to the increased demand for recreational public and merit goods, rising number of consumers, their incomes, tastes and preferences. The theoretical and methodological framework used in the research is based on the generalizing principles of analysis, mechanisms of formation and functioning of the human capital, its qualitative and quantitative assessment, optimization of its structure.

Текст научной работы на тему «Специфика функционирования факторных рынков в сфере предоставления общественных и опекаемых благ»

Т а б л и ц а 4

Дифференциация экономических субъектов по субъективному экономическому благополучию (на основе кластеров по степени потребительской ориентированности)

Индексы субъективного экономического благополучия Кластер 1 Кластер 2 Кластер 3 «Потребители» Кластер 4

Интегральный индекс 75,89 76,08 77,56 68,14

В том числе: Индекс экономического оптимизма и уверенности 18,11 19,31 20,67 16,71

Индекс субъективной адекватности дохода запросам и потребностям личности 14,33 12,69 15,33 12,14

Индекс текущего благосостояния семьи, отражающий субъективные оценки материального положения семьи 11,78 12,77 12,78 10,57

Индекс финансовой депривированности 17,56 15,46 16,11 15,86

Индекс экономического беспокойства и тревожности 14,11 15,85 12,67 12,86

в этом кластере наименьший. Это согласуется с ценностными установками потребителей на высокий социальный статус, нацеленность на власть, самооценку личности - уверенность в личностных достижениях, запрос на признание окружающих.

С учетом репрезентативности выборки, соблюдения принципов проведения лабораторного эксперимента и сквозной логики этапов исследования можно говорить об универсальности структуры экономического поведения, распространяемой на уровень экономики региона или страны. Полученные вероятности можно применять при выработке стратегии социального развития территорий, учитывая неравновесность типов экономических стратегий, дифференциацию среди населения экономических установок и стратификацию объективного и субъективного социально-экономического положения отдельных людей.

1. Ефремова М.В. Особенности экономических установок и представлений у московских студентов // Вестник университета (Государственный университет управления). 2009. № 5.

2. Зароченцев К.Д., Худяков А.И. Экспериментальная психология: учебник. М.: Проспект, 2005.

3. Канеман Д., Тверски А. Рациональный выбор, ценности и фреймы // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 4.

4. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества. М., 2007.

5. Марков В.А., Сапожкова А.В. Информационный бюллетень по данным экспериментального исследования экономико-психологического поведения рыночных субъектов. Саратов: СГСЭУ, 2011.

6. Неверов А.Н. Периодизация экономического развития по зонам акцента // Вестник СГСЭУ. 2012. № 1 (40).

7. Система национальных счетов - 2008. ST/ESA/STAT/ SER.F/2/Rev.5. Нью-Йорк, 2012.

8. Тугарева Е.В. Мотивация и наблюдаемое поведение: данные экспериментальных исследований поведения в ультимативных сделках // Психология: журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 6. № 2.

9. Ценности культуры и модели экономического поведения / под ред. Н.М. Лебедевой, А.Н. Татарко. М.: Спутник+, 2011.

10. Laibson D. Golden Eggs and Hyperbolic Discounting // Quarterly Journal of Economics. 1997. May.

11. Schwarts S.H., Bilsky W. Towards a Theory of the Universal Structure and Content of Values: Extention and Cross-cultural Replications // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. № 3.

Наталия Вячеславовна Митяева,

доктор экономических наук, профессор, и.о. декана факультета магистратуры,

СГСЭУ

Юлия Вячеславовна Фёдорова,

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики и менеджмента, Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФАКТОРНЫХ РЫНКОВ

В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ОПЕКАЕМЫХ БЛАГ

Общественные и опекаемые блага являются социальными благами и факторами развития всего общества, качественный и количественный рост сферы их предоставления отвечает коренным общенациональным интересам,

УДК 330.12

|Д5| afina610@yandex.ru

йй» praskovia68@yandex.ru

выразителем которых выступает современное государство. Авторами предложено новое направление исследования проблематики развития общественного сектора в современной экономике - тенденции развития факторных рынков в сфере производства и предоставления общественных и опекаемых благ.

В статье анализируются изменения, происходящие на факторных рынках в сфере производства общественных и опекаемых благ. Выявлены направления развития человеческих ресурсов, а также проблемы, связанные с увеличением фиктивной составляющей человеческого капитала. Разрыв между потенциальным и действительным качеством человеческих ресурсов возникает из-за неразвитости институциональной среды, слабой мотивации, структурных и территориальных диспропорций рынка труда. Возросшие требования к качеству рекреационных ресурсов обусловлены увеличившимся спросом на рекреационные опекаемые и общественные блага, расширением круга потребителей, их доходов, вкусов и предпочтений.

В качестве теоретической и методологической базы использованы научные исследования и концепции, обобщающие принципы анализа, механизмы формирования и функционирования человеческого капитала, подходы к его качественной и количественной оценке, оптимизации его структуры.

Ключевые слова: факторные рынки, общественные и опекаемые блага, человеческие ресурсы, рекреационные ресурсы.

N.V. Mityaeva, Yu.V. Fyodorova

FACTOR MARKETS AND THE PROVISION OF PUBLIC AND MERIT GOODS

The paper states that public and merit goods are social goods as well as are significant factors in the development of the society on the whole. Qualitative and quantitative growth of the supply of public and merit goods serves the fundamental national interests determined by the state. The authors propose a new line of research of the development of the public sector in modern economy i.e. trends in the development of factor markets linked to the production and provision of public and merit goods.

This paper analyzes the changes taking place in the factor markets related to the production of public and merit goods, identifies areas of human resource development as well as the problems associated with an increase in the fictitious component of human capital. The discrepancy between potential and actual quality of human resources is due to the underdevelopment of the institutional environment, poor motivation, structural and regional imbalances of the labor market. The increased requirements to the quality of recreational resources are due to the increased demand for recreational public and merit goods, rising number of consumers, their incomes, tastes and preferences.

The theoretical and methodological framework used in the research is based on the generalizing principles of analysis, mechanisms of formation and functioning of the human capital, its qualitative and quantitative assessment, optimization of its structure.

Keywords: factor markets, public and merit goods, human resources, recreational resources.

При производстве общественных и опекаемых благ к используемым факторам производства предъявляются требования особого рода, учитывающие изменения, которые происходят в механизме экономического развития в связи с переходом к постиндустриальной экономике: это, прежде всего, возрастание роли трудовых ресурсов, расширение роли человеческого капитала как ключевого фактора экономического прогресса и повышение значимости рекреационных ресурсов.

Изменение подходов к анализу трудовых ресурсов и повышение роли человеческого капитала обусловлены эволюцией статуса человека: от простого фактора производства до основного критерия развития - и ростом значимости творческой (креативной) и новаторской (инновационной) составляющих человеческой деятельности.

Близкие по смыслу понятия «человеческие ресурсы», «человеческий капитал» и «человеческий потенциал» взаимосвязаны и определенным образом субординированы: человеческий потенциал - это качественная, пространственная и временная характеристика человеческих ресурсов, а человеческий капитал - это применяемый человеческий потенциал.

Развитие компетентностного подхода позволяет по-иному взглянуть на содержание и формы реализации человеческого потенциала. Человеческий потенциал -это совокупность основополагающих компетенций, способностей и возможностей индивида, уровень развития и реализации которых повышает (или снижает) продуктивность общественного воспроизводства [1]. В структуре человеческого потенциала можно выделить базовый (накопленный) и деятельностный (реализуемый) человеческий потенциал. Разрыв между уровнями человеческого потенциала возникает из-за неразвитости институциональной среды, слабой мотивации, структурных и территориальных диспропорций рынка труда, что в итоге приводит к снижению эффективности общественного производства.

Достоверная оценка качества человеческого потенциала возможна только при реализации агрегированного многоуровневого подхода к формированию совокупности показателей оценки [2].

В качестве показателей рекомендуются: - на наноуровне: состояние физического, психического, социального здоровья; права, способности и возможности; уровень образования; наличие профессио-

нального опыта и навыков; способность к обучению; качество, стиль и образ жизни;

- на микроуровне: объем затрат на развитие персонала, рыночная оценка стоимости человеческого потенциала, перспективная стоимость человеческого потенциала, оценка стоимости человеческого потенциала на основе испытаний в среде бизнеса и на базе системы актуализированных знаний и высоких информационных технологий;

- на макроуровне: индекс развития человеческого потенциала и интегральный индекс человеческого потенциала.

Наиболее перспективными направлениями развития человеческих ресурсов, используемых при производстве общественных и опекаемых благ, являются:

1) инвестирование в человеческий потенциал на нано-, микро- и макроуровнях;

2) развитие новой системы мотивов и стимулов деятельности, в частности передача конкретному работнику динамической ренты от снижения затрат в результате роста производительности труда, дополнение экономических стимулов, направленных на повышение производительности труда, постэкономическими, касающимися творческой и интеллектуальной деятельности;

3) повышение степени социальной ответственности бизнеса и государства [3].

В процессе формирования и использования человеческого капитала проявляется действие закона убывающей предельной производительности. Например, можно констатировать снижение качества человеческих ресурсов. По мере роста совокупных затрат на образование и вовлечения в образовательный процесс все большего количества обучаемых предельная отдача образовательного ресурса снижается, что в итоге приводит к появлению фиктивного человеческого капитала. Так как сами обучающиеся и зачастую их родители утратили понимание уровня знаний, адекватного современному этапу развития мировой экономики, система коммерческого образования сместила акценты с качества образования на количество студентов. Успешная реализация плана модернизации отечественной экономики, перевода ее на инновационные основы требует минимизации фиктивного компонента человеческого капитала в сферах его производства и реализации [4]. В этой связи мероприятия по повышению качества образования и совершенствованию системы оценки знаний, умений и навыков (относительно выпускников средних школ) и компетенций (применительно к выпускникам вузов) можно рассматривать как специфическую форму повышения качества человеческих ресурсов.

Особую научно-исследовательскую значимость приобретают следующие проблемы:

- определение направлений развития структуры человеческого капитала и факторов его динамики в экономике знаний;

- выявление факторов формирования и воспроизводства фиктивной составляющей человеческого капитала;

- противоречивость процесса воспроизводства человеческого капитала, выражающаяся в следующих явлениях: сочетание формально высокого уровня образованности населения и относительно низкого уровня производительности общественного труда; несоответ-

ствие реальной потребности рынка труда и фактического выпуска специалистов; рассогласованность рыночных и государственных способов баланса экономических интересов в сферах производства и реализации человеческого капитала.

Практика нуждается в рекомендациях, направленных на увеличение отдачи от человеческого капитала, проведение модернизации образовательной системы, повышение эффективности государственного регулирования научно-образовательной и трудовой сфер общества, а также на совершенствование организационно-управленческих и методических аспектов развития человеческого капитала.

На качество человеческого капитала влияют рекреационные возможности региона, в котором проживает и трудится его носитель. Это влияние двойственно, так как, с одной стороны, наличие эксклюзивных природных ресурсов определяет объем и структуру предложения факторов производства, используемых при производстве опекаемых и общественных благ, а с другой стороны, спрос на факторных рынках во многом зависит от структуры спроса на опекаемые и общественные блага, характерной для конкретного региона.

Наиболее важными причинами изменений в структуре индивидуальных, групповых и общественных потребностей выступают расширение круга потребителей, их доходов, вкусов и предпочтений, значительные нормативно-правовые (совершенствование природоохранного законодательства), технологические (развитие и повышение доступности транспортной инфраструктуры) и институциональные изменения. Так, для крупных мегаполисов первоочередной становится потребность в таких общественных благах, как чистота окружающей природной среды, качество воздуха, воды.

В связи с расширением понятия опекаемых и общественных благ корректировке подвергается и понятие факторов, используемых при их производстве. В частности, в отличие от традиционных определений, отождествляющих рекреационные и природные факторы, предлагается отдельно рассматривать рекреационные факторы, понимая под ними совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания рекреационного продукта и используемых в оздоровительных, туристических, спортивных и познавательных целях [5].

Специфические свойства рекреационных факторов производства, в отличие от трудовых и материальных ресурсов, такие как степень вовлеченности в экономический оборот, транспортная доступность, оздоровительная и познавательная значимость для разных социальных, демографических и религиозных групп, воспроизводимость, способ использования, дают основание для объяснения различий в эластичности предложения отдельных рекреационных факторов производства, вызванных спецификой проявления свойств, степенью ограниченности и редкости, реальными возможностями их альтернативного использования, степенью освоенности и наличием сопутствующей инфраструктуры.

При этом для всех факторных рынков в сфере предоставления общественных и опекаемых благ характерны специфические социально-экономические отношения, которым свойственны неотрегулированность отношений владения рекреационными ресурсами, отсутствие пол-

ной персонификации объектов собственности, сосуществование разных форм собственности и разных механизмов координации. Это связано как со спецификой формирования спроса на опекаемые и общественные блага, так и с пристальным вниманием государства к этой сфере общественного производства.

Для факторных рынков в сфере предоставления общественных и опекаемых благ характерно усиление разрыва между фактической и потенциальной емкостью рынка, обусловленного наличием ограничений (запретов) на оборот некоторых природных ресурсов и публичных обязательств государства по их содержанию, охране, использованию. Государство делает попытки создать более эффективный механизм использования факторов производства через сочетание механизмов приватизации и аренды, заключения концессионных соглашений, передачи объектов в безвозмездное пользование.

Серьезные проблемы связаны с территориальными диспропорциями, различиями в обязательствах федеральных и местных органов власти, разной финансовой обеспеченностью регионов при необходимости сохранения однородности в обеспечении общественными и опекаемыми благами.

Сфере предоставления общественных и опекаемых благ свойственны противоречия, вызванные материально-техническими (разрыв между существующими потребностями в общественных благах и материально-техническими возможностями их удовлетворения на конкретной территории) и институциональными (низкий уровень институциональной зрелости рынка, нечеткая спецификация прав собственности) причинами.

Выявление специфики факторных рынков в сфере предоставления общественных и опекаемых благ как части более общего рынка факторов производства вносит вклад в развитие теории организации рынков в части объяснения механизма перевода даровых неконкурентных природных объектов вначале в объекты собственности, а затем в ресурс для производства общественных и опекаемых благ и предмет купли-продажи.

Таким образом, следует признать, что на этапе перехода общества к экономике, основанной на знаниях, возрастает роль и значение сфер, ответственных за качество и уровень жизни человека, и, следовательно, повышаются требования к качеству факторов производства, используемых при производстве общественных и опекаемых благ.

1. Алимова Л.Ш. Активизация человеческого потенциала как фактор устойчивого экономического развития // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2009. № 22. С. 141 - 144.

2. Алимова Л.Ш. Подходы к анализу человеческого потенциала в постиндустриальной экономике // Вестник СГСЭУ. 2009. № 5 (29). С. 9 - 13.

3. Алимова Л.Ш. Направления активизации человеческого потенциала в постиндустриальной экономике // Вестник Саратовского государственного аграрного университета. 2009. № 7 (июль). С. 42 - 46.

4. Колядин А.П. Фиктивный компонент человеческого капитала: условия формирования и способы минимизации. Пятигорск: ПГЛУ, 2012.

5. Радчук М.В. Механизм функционирования рынка рекреационных ресурсов // Вестник СГСЭУ. 2012. № 3 (42). С. 53 - 58.

Виктор Александрович Русановский,

Заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой общей экономической теории,

СГСЭУ

Татьяна Викторовна Блинова,

доктор экономических наук, профессор, зам. директора по научной работе, Институт аграрных проблем РАН

Светлана Геннадиевна Былина,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт аграрных проблем РАН

ПРИЧИНЫ СМЕРТНОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ*

Статья посвящена анализу структуры причин смертности населения в различных регионах России. Разработаны классификации субъектов РФ по структуре основных причин смертности сельского населения, включающих болезни системы кровообращения, внешние причины и новообразования; выполнена оценка межрегиональных

УДК 314:330.1

Kafedra_oet@ssea.runnet.ru

йй» ruandre@mail.ru

йй» svbylina@rambler.ru

* Исследование проведено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 12-06-00012а).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.