Научная статья на тему 'Специфика формирования условий здорового образа жизни подростков в «Школе здоровья»'

Специфика формирования условий здорового образа жизни подростков в «Школе здоровья» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
486
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / "ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ" / УСЛОВИЯ / ЦЕННОСТИ / КОМПОНЕНТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ / КОМПОНЕНТЫ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / КОМПОНЕНТЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / ЭКСПЕРИМЕНТ / MODEL OF THE "HEALTH'S SCHOOL" / REVIEWS THE CONDITIONS FOR HEALTH'S TEENAGERS VALUES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дружинин Владимир Петрович

В статье раскрыта концепция развития «Школы здоровья», реализованная на базе общеобразовательной школы №709 г. Москвы. Обоснованы условия формирования здорового образа жизни школьников подросткового возраста, приводятся материалы исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author described the model of the "Health's School", which was realized him at the Moscow secondary school №709. The paper also reviews the conditions for health's teenagers values at school, the results of research within 443 schoolboys and girls

Текст научной работы на тему «Специфика формирования условий здорового образа жизни подростков в «Школе здоровья»»

ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ май-июнь 3 (29) 2009 г.

необходимость ее воспитания в образовательном процессе вуза, поскольку межкультурная коммуникация может послужить основой для улучшения их отношений с другими людьми, установления более тесных контактов между представителями разных национальностей и культур.

Процесс развития готовности студентов к межкультурной коммуникации в образовательной деятельности учебного заведения может быть эффективным, если будет учитывать: принцип диалога и взаимодействия культур; процессы межэтнической интеграции; необходимость формирования у студентов умения адаптироваться к мультикультурной и полиэтнической среде, развития межкультурных коммуникаций (4, с. 8).

Основная задача развития готовности студенческой молодежи к межкультурной коммуникации на современном этапе развития общества заключается в том, чтобы активизировать гуманитарный потенциал вузовского образования, нацелить его на выработку и утверждение концептуального приоритета общечеловеческих ценностей, сближения культур разных стран.

Примечания

1. Гейхман Л. К. Интерактивное обучение общению как модель межкультурной коммуникации / Л.К. Гейхман // Вестник Московского университета. Серия 19. — 2003. — № 3. — С. 138-146.

2. Грушевицкая Т. Г. Основы межкультурной коммуникации : [учебник для вузов] /Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин; под ред. А. П. Садохина. — М.: Юнита-Дана, 2003. — 352 с.

3. Девятова Г. Г. Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к межкультурной коммуникации: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.Г. Девятова; МГТУ. — Магнитогорск, 2002. — 27 с.

4. Слобожанкина Л. Р. Формирование межкультурной толерантности будущих специалистов в процессе иноязычной подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.Р. Слобо-жанкина. — Магнитогорск: МаГУ, 2006. — 20 с.

5. Фабрика И. Г. Специфические методы исследования и развития межкультурной коммуникации студентов университета физической культуры [Электронный ресурс] / И.Г. Фабрика. — Режим доступа: Ьир://шшш. 1ап-паика/пагс^/ги/2008-1.Мт1, свободный.

В. П. Дружинин

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ УСЛОВИЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ В «ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ»

В статье раскрыта концепция развития «Школы здоровья», реализованная на базе общеобразовательной школы №709 г. Москвы. Обоснованы условия формирования здорового образа жизни школьников подросткового возраста, приводятся материалы исследования. Ключевые слова: образование в сфере культуры, здоровый образ жизни, «Школа здоровья», условия, ценности, компоненты духовно-нравственного здоровья, компоненты физического здоровья, компоненты психического здоровья, эксперимент.

The author described the model of the "Health's School", which was realized him at the Moscow secondary school №709. The paper also reviews the conditions for health's teenagers values at school, the results of research within 443 schoolboys and girls. Keywords: liberal education, model of the "Health's School", reviews the conditions for health's teenagers values.

Здоровье человека, особенно подрастающего поколения, — это главный источник пополнения трудовых ресурсов нации. Состояние здоровья зависит от многих объективных и субъективных факторов экологического, социального, экономичес-

кого, культурного характера, но в первую очередь — от самого человека, его образа жизни.

Многочисленные социологические исследования показали прямую зависимость состояния здоровья населения страны от образа жизни и нарисовали довольно-таки неутешительную картину. По данным Министерства образования и науки РФ, большинство детей в возрасте до 14 лет имеют хронические заболевания, лишь 10% выпускников можно отнести к категории «здоровые» (3). Данные нашего исследования подтверждают и даже усугубляют ситуацию. Так, из 443 обследуемых школьников нами были выявлены только 33 школьника, у которых мы не нашли нарушений в состоянии здоровья. Результаты исследования физкультурного диспансера №17 города Москвы подтверждают неблагоприятный прогноз состояния здоровья подрастающего поколения (1).

Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, неоднократно рассматривая материалы о состоянии здоровья нации, констатировали, что ситуация, связанная с демографическим кризисом и изначальным снижением уровня здоровья населения, катастрофична по последствиям для страны. Дума призвала рассматривать здоровье населения как фактор обеспечения национальной безопасности, значительно усилить работу всех социальных институтов воспитания и образования, в том числе и общеобразовательных школ, по формированию здорового образа жизни.

Таким образом, в настоящее время масштаб и сложность проблем формирования здорового образа жизни значительно опередили уровень научных исследований и соответствующих методических разработок. Поэтому осмысление сущности здорового образа жизни и его основных проблем требует специального научного исследования и поиска путей педагогического совершенствования, разработки здо-ровьесберегающих технологий в современной школе.

В данном контексте здоровый образ жизни рассматривается автором как комплексная психолого-педагогическая проблема экологии детства, бережного экологического отношения к духовно-нравственному физическому, психическому здоровью нации.

На уровне общечеловеческих ценностей здоровый образ жизни понимается автором как модель поведения, обусловленная экологическим императивом и обеспечивающая сохранение экологической ниши для выживания, сохранения жизни, духовно-нравственного, физического, психического здоровья людей, а также устойчивого развития общества в условиях современных цивилизационных трансформаций.

На уровне индивидуальных ценностей здоровый образ жизни представляет собой совокупность компонентов, составляющих безусловное единство духовно-нравственного, физического, психического здоровья подрастающего поколения, в том числе:

— компоненты духовно-нравственного здоровья, реализующие экзистенциальные потребности в смысложизненном самоопределении, самореализации и межпоколенной преемственности, в любви, дружбе, безопасности, гармонии, стабильности на уровне нормативных идеалов — типы «Гедонизм» и «Достижения». На этом уровне ценностные ориентации регулируют поведение школьного подростка, способы достижения целей его жизнедеятельности, формируя его отношение к окружающему миру, себе, своему поведению, к своему образу жизни;

— компоненты физического здоровья, выражающиеся в формировании:

а) навыков двигательной активности, рационального чередования умственной и физической деятельности за счет занятий различными видами физкультурной и туристской деятельности, вовлечения школьников в кружки, секции, факультативы, которые направлены на здоровьесберегающую деятельность;

/ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ май-июнь 3 (29) 2009 г.

б) навыков сбалансированного питания, бережного отношения к своему здоровью на уроках ОБЖ, биологии и основ медицинских знаний и др.;

— компоненты психического здоровья, реализующие ценностные ориентации личности на уровне индивидуальных психических образований и личностных приоритетов, выражающиеся в формировании:

а) знаний основ конструктивного и деструктивного поведения, влияющих на образ жизни, на преодоление девиантного поведения, агрессивности, бродяжничества, курения, употребления алкоголя, наркотиков и т.д.;

б) навыков здорового образа жизни на уровне ценностных ориентаций и личностных приоритетов — типы «Самостоятельность», «Стимуляция», «Гедонизм», «Достижения», «Власть»;

в) навыков и умений активного, конструктивного поведения и общения;

г) навыков групповой идентичности, доверия к людям, открытости друг к другу.

Эффективность учебно-воспитательного процесса современной школы по формированию здорового образа жизни зависит:

— от оптимизации организационно-управленческой деятельности школы;

— от степени сформированности устойчивой системы ценностных ориентаций школьных подростков;

— от реализации здоровьесберегающих технологий в учебном процессе и в условиях внеурочной деятельности школы;

— от деятельности психологической службы школы как фактора формирования здорового образа жизни школьных подростков.

Данные выводы основаны на результатах экспериментального исследования, проведенного с 2004 по 2009 годы, которое проходило в три этапа на базе средних общеобразовательных школ — ГОУ «Школа здоровья» №709 и ГОУ №759 СевероВосточного административного округа города Москвы.

На первом этапе (2004-2005 годы) было выявлено современное состояние проблемы; анализировались различные подходы к решению проблем здорового образа жизни, среди них:

— системный подход, обеспечивающий целостное рассмотрение феномена здорового образа жизни в проблемно-педагогическом поле современной школы;

— экологический подход, который в структуре современного научного знания рассматривается как новый стиль научного мышления, как новая синтетическая характеристика науки, новая методология бережного, ценностного отношения к природе, обществу, здоровью человека;

— аксиологический подход, в структуре которого находится идея взаимодействующего с окружающим миром человека как высшей ценности, что позволило выявить гуманистическую, нравственную сущность здорового образа жизни в системе общечеловеческих ценностей, создать концепцию ценностного экологического отношения к современному образу жизни подрастающего поколения;

— междисциплинарный подход, который позволил использовать результаты философии, социологии, педагогики, психологии для исследования такого многогранного явления, как здоровый образ жизни.

На втором этапе (2005-2007 годы) осуществлялась разработка сущности и содержания здорового образа жизни современных школьных подростков; определение основных методик, разработка здоровьесберегающих технологий в современной школе, направлений, возможностей, форм, методов и перспектив современной школы в решении проблем здорового образа жизни подрастающего поколения.

На третьем этапе (2007-2009 годы) были уточнены основные теоретические положения, разработана психолого-педагогическая программа, проведена опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни. В экс-

периментальном исследовании участвовали более 700 школьников в возрасте 14-17лет, учащихся средней общеобразовательной школы № 709 города Москвы. На этом этапе осуществлялись анализ, обобщение, систематизация результатов исследования. Особенности реализации модели «Школы здоровья» отражены в «Образовательной программе», в которой разработана система мер по созданию здоровьесберегающей среды в школе №709.

Реализация модели «Школы здоровья» строилась на основе общепедагогических и частно-методических принципов, среди которых большое значение уделялось принципам систематичности, активности, сознательности, наглядности, последовательности, учёта возрастных и индивидуальных особенностей.

Полученные результаты свидетельствуют о том, здоровый образ жизни в подростковом возрасте определяется системой ценностных ориентаций школьников. Система ценностных ориентаций личности одновременно является продуктом взаимодействия личностных качеств и педагогической среды школы и основой многих личностных и возрастных образований.

Практическое значение разработанной и реализованной модели «Школы здоровья» № 709 заключается в том, что в процессе опытно-экспериментальной работы разработаны и научно обоснованы оригинальные методы, используемые в деятельности школы для формирования основ здорового образа жизни в ходе кор-рекционной деятельности психологической службы школы, реализующие ценностные ориентации личности на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных психических образований и личностных приоритетов.

Разработанные тесты, упражнения, беседы и методы индивидуального и группового взаимодействия, измерения и управления рисками девиантного поведения: агрессивности, бродяжничества, курения, употребления алкоголя, наркотиков и т.д., могут применяться и другими общеобразовательными учебными заведениями для формирования основ здорового образа жизни.

Примечания

1. Психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни современных школьников: [концепция и метод. материалы] / ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 709. — М., 2009. — 89 с.

2. Растим патриотов России: [сб. метод. материалов] / сост. В.П. Дружинин и др. — М., 2004. — 248 с.

3. http:// www.SocPolitika.ru ( 12/02/2009)

А. А. Абрамян

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Статья посвящена проблемам развития профессионально-личностного потенциала руководителя дошкольного образовательного учреждения в системе повышения квалификации. В результате педагогического эксперимента нашел подтверждение тезис, что процесс развития профессионально-личностного потенциала руководителя дошкольного образовательного учреждения требует соблюдения определенных условий, основывается на поэтапной личностно-ориентированной технологии. Ключевые слова: образование в сфере культуры, профессионально-личностный потенциал, руководитель дошкольного образовательного учреждения, система повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.