ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ май-июнь 3 (29) 2009 г.
необходимость ее воспитания в образовательном процессе вуза, поскольку межкультурная коммуникация может послужить основой для улучшения их отношений с другими людьми, установления более тесных контактов между представителями разных национальностей и культур.
Процесс развития готовности студентов к межкультурной коммуникации в образовательной деятельности учебного заведения может быть эффективным, если будет учитывать: принцип диалога и взаимодействия культур; процессы межэтнической интеграции; необходимость формирования у студентов умения адаптироваться к мультикультурной и полиэтнической среде, развития межкультурных коммуникаций (4, с. 8).
Основная задача развития готовности студенческой молодежи к межкультурной коммуникации на современном этапе развития общества заключается в том, чтобы активизировать гуманитарный потенциал вузовского образования, нацелить его на выработку и утверждение концептуального приоритета общечеловеческих ценностей, сближения культур разных стран.
Примечания
1. Гейхман Л. К. Интерактивное обучение общению как модель межкультурной коммуникации / Л.К. Гейхман // Вестник Московского университета. Серия 19. — 2003. — № 3. — С. 138-146.
2. Грушевицкая Т. Г. Основы межкультурной коммуникации : [учебник для вузов] /Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин; под ред. А. П. Садохина. — М.: Юнита-Дана, 2003. — 352 с.
3. Девятова Г. Г. Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к межкультурной коммуникации: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.Г. Девятова; МГТУ. — Магнитогорск, 2002. — 27 с.
4. Слобожанкина Л. Р. Формирование межкультурной толерантности будущих специалистов в процессе иноязычной подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.Р. Слобо-жанкина. — Магнитогорск: МаГУ, 2006. — 20 с.
5. Фабрика И. Г. Специфические методы исследования и развития межкультурной коммуникации студентов университета физической культуры [Электронный ресурс] / И.Г. Фабрика. — Режим доступа: Ьир://шшш. 1ап-паика/пагс^/ги/2008-1.Мт1, свободный.
В. П. Дружинин
СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ УСЛОВИЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ В «ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ»
В статье раскрыта концепция развития «Школы здоровья», реализованная на базе общеобразовательной школы №709 г. Москвы. Обоснованы условия формирования здорового образа жизни школьников подросткового возраста, приводятся материалы исследования. Ключевые слова: образование в сфере культуры, здоровый образ жизни, «Школа здоровья», условия, ценности, компоненты духовно-нравственного здоровья, компоненты физического здоровья, компоненты психического здоровья, эксперимент.
The author described the model of the "Health's School", which was realized him at the Moscow secondary school №709. The paper also reviews the conditions for health's teenagers values at school, the results of research within 443 schoolboys and girls. Keywords: liberal education, model of the "Health's School", reviews the conditions for health's teenagers values.
Здоровье человека, особенно подрастающего поколения, — это главный источник пополнения трудовых ресурсов нации. Состояние здоровья зависит от многих объективных и субъективных факторов экологического, социального, экономичес-
кого, культурного характера, но в первую очередь — от самого человека, его образа жизни.
Многочисленные социологические исследования показали прямую зависимость состояния здоровья населения страны от образа жизни и нарисовали довольно-таки неутешительную картину. По данным Министерства образования и науки РФ, большинство детей в возрасте до 14 лет имеют хронические заболевания, лишь 10% выпускников можно отнести к категории «здоровые» (3). Данные нашего исследования подтверждают и даже усугубляют ситуацию. Так, из 443 обследуемых школьников нами были выявлены только 33 школьника, у которых мы не нашли нарушений в состоянии здоровья. Результаты исследования физкультурного диспансера №17 города Москвы подтверждают неблагоприятный прогноз состояния здоровья подрастающего поколения (1).
Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, неоднократно рассматривая материалы о состоянии здоровья нации, констатировали, что ситуация, связанная с демографическим кризисом и изначальным снижением уровня здоровья населения, катастрофична по последствиям для страны. Дума призвала рассматривать здоровье населения как фактор обеспечения национальной безопасности, значительно усилить работу всех социальных институтов воспитания и образования, в том числе и общеобразовательных школ, по формированию здорового образа жизни.
Таким образом, в настоящее время масштаб и сложность проблем формирования здорового образа жизни значительно опередили уровень научных исследований и соответствующих методических разработок. Поэтому осмысление сущности здорового образа жизни и его основных проблем требует специального научного исследования и поиска путей педагогического совершенствования, разработки здо-ровьесберегающих технологий в современной школе.
В данном контексте здоровый образ жизни рассматривается автором как комплексная психолого-педагогическая проблема экологии детства, бережного экологического отношения к духовно-нравственному физическому, психическому здоровью нации.
На уровне общечеловеческих ценностей здоровый образ жизни понимается автором как модель поведения, обусловленная экологическим императивом и обеспечивающая сохранение экологической ниши для выживания, сохранения жизни, духовно-нравственного, физического, психического здоровья людей, а также устойчивого развития общества в условиях современных цивилизационных трансформаций.
На уровне индивидуальных ценностей здоровый образ жизни представляет собой совокупность компонентов, составляющих безусловное единство духовно-нравственного, физического, психического здоровья подрастающего поколения, в том числе:
— компоненты духовно-нравственного здоровья, реализующие экзистенциальные потребности в смысложизненном самоопределении, самореализации и межпоколенной преемственности, в любви, дружбе, безопасности, гармонии, стабильности на уровне нормативных идеалов — типы «Гедонизм» и «Достижения». На этом уровне ценностные ориентации регулируют поведение школьного подростка, способы достижения целей его жизнедеятельности, формируя его отношение к окружающему миру, себе, своему поведению, к своему образу жизни;
— компоненты физического здоровья, выражающиеся в формировании:
а) навыков двигательной активности, рационального чередования умственной и физической деятельности за счет занятий различными видами физкультурной и туристской деятельности, вовлечения школьников в кружки, секции, факультативы, которые направлены на здоровьесберегающую деятельность;
/ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ май-июнь 3 (29) 2009 г.
б) навыков сбалансированного питания, бережного отношения к своему здоровью на уроках ОБЖ, биологии и основ медицинских знаний и др.;
— компоненты психического здоровья, реализующие ценностные ориентации личности на уровне индивидуальных психических образований и личностных приоритетов, выражающиеся в формировании:
а) знаний основ конструктивного и деструктивного поведения, влияющих на образ жизни, на преодоление девиантного поведения, агрессивности, бродяжничества, курения, употребления алкоголя, наркотиков и т.д.;
б) навыков здорового образа жизни на уровне ценностных ориентаций и личностных приоритетов — типы «Самостоятельность», «Стимуляция», «Гедонизм», «Достижения», «Власть»;
в) навыков и умений активного, конструктивного поведения и общения;
г) навыков групповой идентичности, доверия к людям, открытости друг к другу.
Эффективность учебно-воспитательного процесса современной школы по формированию здорового образа жизни зависит:
— от оптимизации организационно-управленческой деятельности школы;
— от степени сформированности устойчивой системы ценностных ориентаций школьных подростков;
— от реализации здоровьесберегающих технологий в учебном процессе и в условиях внеурочной деятельности школы;
— от деятельности психологической службы школы как фактора формирования здорового образа жизни школьных подростков.
Данные выводы основаны на результатах экспериментального исследования, проведенного с 2004 по 2009 годы, которое проходило в три этапа на базе средних общеобразовательных школ — ГОУ «Школа здоровья» №709 и ГОУ №759 СевероВосточного административного округа города Москвы.
На первом этапе (2004-2005 годы) было выявлено современное состояние проблемы; анализировались различные подходы к решению проблем здорового образа жизни, среди них:
— системный подход, обеспечивающий целостное рассмотрение феномена здорового образа жизни в проблемно-педагогическом поле современной школы;
— экологический подход, который в структуре современного научного знания рассматривается как новый стиль научного мышления, как новая синтетическая характеристика науки, новая методология бережного, ценностного отношения к природе, обществу, здоровью человека;
— аксиологический подход, в структуре которого находится идея взаимодействующего с окружающим миром человека как высшей ценности, что позволило выявить гуманистическую, нравственную сущность здорового образа жизни в системе общечеловеческих ценностей, создать концепцию ценностного экологического отношения к современному образу жизни подрастающего поколения;
— междисциплинарный подход, который позволил использовать результаты философии, социологии, педагогики, психологии для исследования такого многогранного явления, как здоровый образ жизни.
На втором этапе (2005-2007 годы) осуществлялась разработка сущности и содержания здорового образа жизни современных школьных подростков; определение основных методик, разработка здоровьесберегающих технологий в современной школе, направлений, возможностей, форм, методов и перспектив современной школы в решении проблем здорового образа жизни подрастающего поколения.
На третьем этапе (2007-2009 годы) были уточнены основные теоретические положения, разработана психолого-педагогическая программа, проведена опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни. В экс-
периментальном исследовании участвовали более 700 школьников в возрасте 14-17лет, учащихся средней общеобразовательной школы № 709 города Москвы. На этом этапе осуществлялись анализ, обобщение, систематизация результатов исследования. Особенности реализации модели «Школы здоровья» отражены в «Образовательной программе», в которой разработана система мер по созданию здоровьесберегающей среды в школе №709.
Реализация модели «Школы здоровья» строилась на основе общепедагогических и частно-методических принципов, среди которых большое значение уделялось принципам систематичности, активности, сознательности, наглядности, последовательности, учёта возрастных и индивидуальных особенностей.
Полученные результаты свидетельствуют о том, здоровый образ жизни в подростковом возрасте определяется системой ценностных ориентаций школьников. Система ценностных ориентаций личности одновременно является продуктом взаимодействия личностных качеств и педагогической среды школы и основой многих личностных и возрастных образований.
Практическое значение разработанной и реализованной модели «Школы здоровья» № 709 заключается в том, что в процессе опытно-экспериментальной работы разработаны и научно обоснованы оригинальные методы, используемые в деятельности школы для формирования основ здорового образа жизни в ходе кор-рекционной деятельности психологической службы школы, реализующие ценностные ориентации личности на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных психических образований и личностных приоритетов.
Разработанные тесты, упражнения, беседы и методы индивидуального и группового взаимодействия, измерения и управления рисками девиантного поведения: агрессивности, бродяжничества, курения, употребления алкоголя, наркотиков и т.д., могут применяться и другими общеобразовательными учебными заведениями для формирования основ здорового образа жизни.
Примечания
1. Психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни современных школьников: [концепция и метод. материалы] / ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 709. — М., 2009. — 89 с.
2. Растим патриотов России: [сб. метод. материалов] / сост. В.П. Дружинин и др. — М., 2004. — 248 с.
3. http:// www.SocPolitika.ru ( 12/02/2009)
А. А. Абрамян
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Статья посвящена проблемам развития профессионально-личностного потенциала руководителя дошкольного образовательного учреждения в системе повышения квалификации. В результате педагогического эксперимента нашел подтверждение тезис, что процесс развития профессионально-личностного потенциала руководителя дошкольного образовательного учреждения требует соблюдения определенных условий, основывается на поэтапной личностно-ориентированной технологии. Ключевые слова: образование в сфере культуры, профессионально-личностный потенциал, руководитель дошкольного образовательного учреждения, система повышения квалификации.