Научная статья на тему 'Специфика формирования среднего класса в современной России'

Специфика формирования среднего класса в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2072
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / КОГНИТАРИАТ / НОВЫЙ СРЕДНИЙ КЛАСС / КРИТЕРИИ СТРАТИФИКАЦИИ / SOCIAL STRATIFICATION / VIRTUAL REALITY / COGNITARIAT / NEW MIDDLE CLASS / STRATIFICATION CRITERIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Логинова Галина Евгеньевна, Морозов Александр Сергеевич

В статье рассматривается специфика формирования среднего класса в современном мире и российском обществе. Раскрывается новая виртуально-реальная природа генезиса среднего класса. Подчеркивается, что в контексте глобальной информатизации все более значимой тенденцией развития социальной стратификации является генезис и рост когнитариата в общей структуре среднего класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF MIDDLE CLASS FORMATION IN MODERN RUSSIA

The paper deals with specifics of middle class formation in the modern world and Russian society. The authors reveal the new virtual-real nature of middle class genesis. It is emphasized that in the context of global information, an increasingly important trend in the development of social stratification is the genesis and growth of cognitariat in the overall structure of the middle class.

Текст научной работы на тему «Специфика формирования среднего класса в современной России»

УДК 316.35

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДНЕГО КЛАССА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Г. Е. Логинова, А. С. Морозов

SPECIFICITY OF MIDDLE CLASS FORMATION IN MODERN RUSSIA

G. E. Loginova, A. S. Morozov

В статье рассматривается специфика формирования среднего класса в современном мире и российском обществе. Раскрывается новая виртуально-реальная природа генезиса среднего класса. Подчеркивается, что в контексте глобальной информатизации все более значимой тенденцией развития социальной стратификации является генезис и рост когнитариата в общей структуре среднего класса.

The paper deals with specifics of middle class formation in the modern world and Russian society. The authors reveal the new virtual-real nature of middle class genesis. It is emphasized that in the context of global information, an increasingly important trend in the development of social stratification is the genesis and growth of cognitariat in the overall structure of the middle class.

Ключевые слова: социальная стратификация, виртуальная реальность, когнитариат, новый средний класс, критерии стратификации.

Keywords: social stratification, virtual reality, cognitariat, new middle class, stratification criteria.

Генезис среднего класса является одной из основных задач развития современной России. Появится и состоится средний класс - возникнет современная процветающая Россия. В исследовательском плане возникновение среднего класса - сложный и многоаспектный процесс. Он включает в себя исторические особенности российского социума, социально-классовую специфику советского наследия, своеобразие экономического развития в современной России. Средний класс это класс, возникающий в «экономике знания», продукт информатизации и глобализации мировой экономики. В определенном смысле средний класс сегодня (в конце XX - начале XXI века) превращается в системообразующее ядро современного социума - «новый средний класс», «когнитариат». Его роль и значимость в развитии экономики и общества возрастает.

Задача данной статьи - выявить специфику генезиса когнитариата и таким образом обосновать растущую роль когнитариата в социальной структуре современного российского общества.

Формирование самого понятия среднего класса прошло следующие ступени и формы исторического развития: философскую, экономическую и социологическую. В философии его начали разрабатывать Гераклит, Платон, Аристотель и другие. В экономических учениях - А. Смит, В. Зомбарт, К. Маркс и др. В социальных науках - О. Конт, М. Вебер, П. Сорокин и т. д.

Особую роль в развитии теории классов сыграли учения К. Маркса и М. Вебера. С точки зрения К. Маркса, средний класс имеет двойственную природу. С одной стороны, он принадлежит к классу собственников, с другой - он существует за счет собственного труда. Представители среднего класса - мелкие торговцы, свободные крестьяне, ремесленники и т. п. По мнению К. Маркса, с развитием капитализма средний класс расширяется, однако, его двойственная социально-экономическая природа, промежуточное положение между пролетариатом и капиталистами сохраняется. Отсюда в марксистко-ленинской традиции - скептическое, а иногда негативное отношение к

революционному (контрреволюционному) потенциалу средних классов.

В отличие от К. Маркса, М. Вебер подчеркивал внеэкономическую - социально-психологическую природу капитализма. Соответственно критерии отнесения к средним слоям более разнообразны - не только наличие (отсутствие) собственности, но и уровень образованности, место в бюрократической иерархии управления и т. д. Именно Маркс и Вебер сформировали классическое понимание среднего класса, обосновали его сложную синтетическую природу и функции в социально-экономическом развитии общества. Позднее основательный синтез этого понимания был осуществлен П. Сорокиным в теории социальной стратификации.

В этом контексте особенно актуальна проблема становления среднего класса в современном российском обществе.

Традиционно средний класс является основой развитого общества.

Во-первых, он понимается как основной производительный и креативый источник экономического развития.

Во-вторых, по своему объему и качеству он является базисным элементом социальной структуры демократического общества. В западной модели средний класс достигает 40 - 70 % от общей численности населения.

В-третьих, он выступает основным потребителем рынка товаров и услуг и поэтому способствует его качественному развитию. Наконец, именно средние слои населения являются основными носителями демократических ценностей и способствуют социальной стабилизации общества.

Сформировался ли средний класс в современном российском обществе? Если да, то какова его доля в общей социальной структуре? Какова специфика его генезиса вообще и в современной России в частности? Эти вопросы широко дискутируются в нашей научной литературе.

Одни авторы считают, что в силу исторических особенностей - патриархальности, олигархического

Г. Е. Логинова, А. С. Морозов 139

характера современного капитализма в России и т. д. - средний класс не сформировался - можно говорить лишь о его зачатках [4, с. 148]. Другие, наоборот, признают его существование, но затрудняются в определении его количественных параметров [6, с. 237].

Широко обсуждается и вопрос о критериях отнесения к среднему классу. В частности, в западной модели одним из основных критериев является достаточно высокий уровень доходов - от тысячи долларов на человека и выше. Однако значительная часть «потенциального» (проходящего по всем другим показателям) среднего класса в России этому показателю не соответствует. На наш взгляд, в основе всех противоречий между противоположными точками зрения лежат трудности методологического характера. Они заключаются в том, что в должной мере не учитывается специфика природы «нового» среднего класса вообще и особенности его формирования в современной России в частности. Недостаточно современное понимание социально-экономической природы «нового» среднего класса приводит к шаблонному устаревшему применению его критериев и, соответственно, к уменьшению количественных показателей средних слоев в российском обществе.

Обоснуем новую социально-экономическую природу социальной стратификации развернуто. Во второй половине двадцатого века социум существенно трансформируется, на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество, сфера материального производства стремительно сокращается, растет сфера услуг и, соответственно, промежуточный средний класс. В восьмидесятых годах массовое развитие образования, науки и техники в корне изменяет экономическую и социальную структуру, появляются компьютеры, мобильная связь, интернет и другие феномены новых цифровых технологии.

«Чисто физический труд постепенно исчезает. С малым количеством занятых физическим трудом в экономике «пролетариат» сейчас находится в меньшинстве и больше заменяется «когнитариатом». По мере становления суперсимволической экономики пролетарий становится когнитаристом» [7, с. 3].

Все это, по существу, открывает новую историческую эпоху в развитии человечества - эпоху удвоения форм бытия человека и общества. Если раньше человек существовал и действовал только в реальной материальной жизни, то теперь он вынужден жить и действовать также (параллельно и взаимосвязано с реальной) и в виртуальной реальности. В этом смысле человеческая деятельность по своему содержанию превращается в «гибридную» - в ней неразрывно сочетаются традиционная реальная и новая виртуальная (сетевая, цифровая, информационная) деятельность. При этом виртуальная деятельность оказывает все большее влияние на реальную жизнедеятельность человека и превращается во «вторую» основную форму бытия людей. Феномен виртуализации жизни современного общества еще не осознан достаточно глубоко. Косвенно и частично он отражается в таких понятиях современной социальной философии, как открытое, цифровое, сетевое общество, сетевое поколение, нетократия.

На самом деле процесс виртуализации переворачивает многие представления в современном социально-философском познании. Во-первых, он существенно изменяет содержание экономической и социальной деятельности людей. Во-вторых, качественно трансформирует социальную стратификацию в современном обществе. В частности он серьезно влияет на интерпретацию понятия среднего класса. Во второй половине двадцатого века в новой экономике -экономике знания - и «новой виртуально-реальной» жизнедеятельности и социальной стратификации формируется «новый средний класс».

В результате глобализации, информатизации и массового развития науки возникает целый спектр социальных групп, в своей совокупности образующих «новый» средний класс. В широком смысле - это представители умственного труда во всех сферах человеческой деятельности. На деле - это внутренне противоречивая иерархическая система множества социальных сил. Сюда входят самые разнообразные социальные группы: учителя и врачи, менеджеры и чиновники, ученые и художники, офицеры и инженеры. На наш взгляд, их типология может быть основана на определенном отношении и выражаться в той роли, которую они играют в создании, трансляции и практическом использовании интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность возникает в процессе социальной деятельности людей и, прежде всего, реализуется в создании, овладении и инновационном использовании новой научной и художественной информации. В этом контексте в системе средних слоев можно видеть два крайних полюса: компьютериат - группы простых пользователей (лузеров), потребителей цифровых программ и технологий и когнитариат - креативные группы людей -создателей экономики знания, производящих инновационную информацию и технологии. И хотя границы между этими слоями относительны, и те и другие могут реализовывать себя творчески, именно когнитари-ат является системообразующим ядром современного среднего класса.

Таким образом, замена капитала как классической формы собственности характерной для индустриального общества, на интеллектуальную собственность кардинально изменяет современный капитализм, его основным собственником и ведущим производительным классом действительно становится когнитариат.

Показательно, например, то, что крупнейшими компаниями мира являются не Shell или Газпром, а Apple, Google и другие.

В контексте вышеизложенного вернемся к проблемам генезиса среднего класса. Формируется или существует он в современной России? Да, существует и растет.

Во-первых, об этом свидетельствует быстрый рост и качественные изменения нашей экономики. В 2013 году она стала пятой в мире. За 20 лет она фундаментально эволюционировала. Появились частная собственность и рынок, произошла коммерциализация практически всех сфер жизнедеятельности общества. Особенно массовое развитие получили торговля, финансовая деятельность, автомобильная промышленность и инфосфера: связь, цифровые технологии,

интернет. Во всех этих областях работают образованные люди - они и составили новый средний класс, революционно изменили социальную мобильность и стратификацию в нынешней России.

Одним из основных аргументов против наличия зрелого среднего класса в нашем обществе является критерий дохода. Действительно уровень месячного дохода на человека, относимого к средним слоям, в западных странах иногда достигает двух и более тысяч долларов. На наш взгляд, неисторичное и формальное применение этого показателя к населению России некорректно. Во-первых, не учитываются особенности систем налогообложения. Например, налоги в Норвегии и других подобных странах достигают 75 %, а у нас они в разы меньше. Во-вторых, не учитывается различная стоимость товаров и услуг в разных странах. Предполагается, что высокий уровень дохода автоматически гарантирует высокое качество жизни, но это не всегда соответствует действительности. Как отмечают В. М. Золотухин и М. В. Козырева, «категории «качество» свойственен определенный заданный стандарт, предназначенный для оценки уровня свойств социальных благ» [3, с. 183]. Но стандарт качества жизни всегда конкретен и относителен. Не случайно, например, по индексу счастья на 1 место

в мире второй год подряд выходят граждане Вьетнама и Чили. Кроме этого, по всем другим международным критериям отнесения к среднему классу - уровню образования, владению квартирой и автомобилем, квалификацией - значительная часть населения России несомненно относится к среднему классу.

По данным Института социологии РАН «...к началу 2014 г. средний класс вырос до 42 % (с 29 % в 2003 г.) и достиг 60 млн человек. Основной вклад в отмеченный рост внесли работающие в госсекторе и проживающие в городах работники средней квалификации, в т. ч. люди в возрасте до 40 лет - 60 % численности» [8].

Таким образом, если интегрировать крайности в понимании критериев и статистики среднего класса в России, и, имея в виду переходный характер нашей экономики, смягчить критерий дохода, то средний класс в России составит не менее 15 % от численности населения. Несмотря на известные экономические трудности 2014 года, средний класс в России существует и развивается. Учитывая объективно обусловленный мировой экономикой рост когнитариата, можно утверждать, что именно этот социальный слой даст импульс дальнейшему развитию среднего класса в современной России.

Литература

1. Бард А., Зодерквист Я. №Юкратия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004. 312 с.

2. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1991. 431 с.

3. Золотухин В. М., Козырева М. В. Влияние качества жизни и потребностей на формирование среднего класса // Вестник КемГУ. 2014. № 1(57). Т. 1. С. 183 - 187.

4. Молочников Н. Р., Крюченко Н. Н. Средний класс в России: критерии отнесения // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 11. Ч. 3. С. 147 - 149.

5. Симонян Р. Х. Средний класс в современной России: миф или реальность? // Общественные науки и современность. 2008. № 1. С. 37 - 49.

6. Ступин С. В. Есть ли средний класс в России? // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 2. С. 236 -

246.

7. Тоффлер Э. Метаморфозы власти / пер. с англ. М.: Издательство ACT, 2003. 669 с.

8. NEWSru.com. Экономика. 26 мая 2014 г. Режим доступа: www.NEWSru.com

Информация об авторах:

Логинова Галина Евгеньевна - кандидат философских наук, доцент кафедры социологии, политических отношений и права Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачева, [email protected].

Galina E. Loginova - Candidate of Philosophy, Assistant Professor at the Department of Sociology, Political Relations and Law, Kuzbass State Technical University named after T. F. Gorbachev.

Морозов Александр Сергеевич - кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Кемеровского института (филиала) Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, [email protected].

Alexander S. Morozov - Candidate of Philosophy, Assistant Professor at the Department of the Humanities, Kemerovo Institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics.

Статья поступила в редколлегию 30.01.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.