А.В. Сериков кандидат социологических наук, заведующий отделением «Регионоведение»
И.Б. Скуднова аспирантка кафедры социологии, политологии и права ИППК Южного федерального университета*
Специфика формирования региональной идентичности молодежи Юга России
Идентичность молодежи в пространстве разрушенных ценностей -огромная проблема. Идентификационный кризис и есть выражение ощущения утраты не какой-то отдельной идентичности, а всей иерархической системы. Конструирование собственной идентичности всегда являлось одной из главных проблем молодежи. Трансформационные проблемы российского общества обусловили актуальность осмысления проблем социокультурной самоидентификации личности в условиях регионализации. В современных условиях неопределенности мировоззренческих установок, их амбивалентности, размытости духовных ориентиров, переоценки ценностей, смены стереотипов и норм поведения, являющихся основой самоопределения личности, проблема создания «Образа-Я» становится наиболее актуальной в молодежной среде.
Юг России и Северный Кавказ в настоящее время представляют собой пространство конфликта идентичностей, вызванного противоречивыми процессами в социуме. Такой вывод подтверждается результатами исследований, проводимых многочисленными учеными (Ю.Г. Волков, З.А. Жаде, Е.С. Куква, РД. Хунагов, А.Ю. Шадже, Ф.А. Барков и др.) «Разделение идентичностей, их обозначенность по отношению к "чужим" и несет в себе потенциал конфликтности. Этот негатив
* Сериков Антон Владимирович, e-mail: [email protected]
* Скуднова Ирина Борисовна, e-mail: [email protected]
снимается в случае, когда идентичность осмысливается как иерархия выборов, зависящих от системы интегративных социальных ценностей и смыслов»'.
Юг России - регион, значительную часть которого составляют жители северокавказских республик. Доминирование в этих республиках мусульманской религии определяет консервативность сознания, приверженность традициям. Традиционно сильные позиции в Краснодарском и Ставропольском краях, а особенно в Ростовской области занимает казачество, также в основном ориентирующееся на традиционные ценности. В настоящее время Юг России в целом - наиболее традиционалистский регион Российской Федерации, имеющий определенные дифференциации.
Среди российских регионов Северный Кавказ - один из самых важных в геополитическом, в георесурсном и в культурно-цивилизаци-онном отношении. В процессе культурно-цивилизационных взаимодействий, происходящих сейчас в России, принципиально важно учесть специфические черты региона. Одной из главных является этническое разнообразие.
В ходе социокультурной трансформации и модернизации уклада народов северокавказского сообщества исторически сложившаяся этническая карта подвергалась серьезной деформации. Население территории из моноэтнического сделалось полиэтническим, смешанным. Увеличивается динамизм в межэтнических взаимодействиях и отношениях, переход от традиционных форм жизни к инновационным. Данные процессы уже размыли классические основы социального жизнеустройства народов северокавказского сообщества, но не ослабили роли этнического фактора.
При этом стоит обратить внимание на одно из уточнений британ-
1
Хунагов РД. Социокультурные основы российской идентичности. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Социально-культурная консолидация в условиях модернизации современной России. Майкоп, 2013, С.19.
ского социолога З. Баумана: «Пожалуй, вместо разговора об идентично-стях, унаследованных или обретенных, более уместным и соответствующим реальностям глобализирующегося мира выглядело бы исследование идентификации, никогда не заканчивающейся, всегда незавершенной, неоконченной, открытой в будущей деятельности, в которую все мы по необходимости или сознательно вовлечены»1.
Анализ современных идентификационных процессов подтверждает необходимость конструирования региональной идентичности, формирующейся в рамках традиционной культуры и социальных связей, обусловленных этническими и социокультурными особенностями. Общекавказская идентичность молодежи формируется на базе найденного образа жизни, в который входит и географическая константа, но последняя не является определяющей. Кавказскую идентичность молодежи рассматривают как способность молодого поколения кавказского сообщества осознавать свое социокультурное единство в целом кавказском мире. Соединяя себя в некоторое региональное духовное сообщество, молодые люди Кавказа устанавливают свое социокультурное пространство и вводят его границы, выделяя его из окружающего внешнего мира. Проживающие внутри этого пространства народы, этносы, по их собственному мнению, - это «свои», а живущие за его пределами - это «чужие».
Кавказская идентичность молодежи является реально существующим феноменом. Это данность, как и этническая идентичность, иллюстрирующая многообразие мира культуры. Онтологизация кавказской идентичности, постулирование ее как сущности особенного рода не исключает взаимодействия кавказской культуры с отечественной и всемирной культурой. Конкретно это взаимодействие разрешает выйти за рамки своего народа, на новый уровень бытия, раскрывает путь к новому модусу идентификации. Молодой человек принимается соотносить себя не только со своей этнической общностью, а и с другими
этническими молодежными группами, обнаруживает толерантное отношение к ним. Диалог культур заставляет задуматься над вопросом «Кто я есть?» по отношению к молодому человеку и окружающему миру, понять свое единство с природой. Соотнесение себя с миром обогащает сознание и понимание, расширяет поле сознания. Это более высокий уровень идентификации молодежи, когда она начинает понимать, что от усилий всего человечества зависит сохранение самого человека и решение глобальных проблем2. На данном уровне кавказская молодежная идентичность не сменится на западную либо восточную. Значит, в изменяющихся условиях России нужно найти пути развития собственной классической идентичности.
Региональная идентичность молодежи Юга России формируется в условиях повышенной трансформации регионального общественного сознания. В нем отражается амбивалентность социальных процессов и трансформация традиционных ценностей культуры, создавая противоречивые социально-психологические установки. Они формируют определенные культурные и аксиологические расхождения в восприятии идентичности. Отсутствие устойчивых общекультурных ценностных установок накладывается на региональный традиционализм и патернализм.
Исследователи подчеркивают, что на сегодняшний день необходимы системные социологические исследования процессов формирования региональной идентичности, эффективный мониторинг региональной политики, которые позволят определить эмпирические индикаторы конструирования региональной идентичности. Без объединения в единую региональную идентичность разрозненных идентификационных сегментов успех социально-экономических и культурных преобразований невозможен как на Юге России, так и во всей стране.
2
Шадже А.Ю. Феномен кавказской идентичности // Очерки кавказской культуры. Майкоп: ЛГУ, 2001. С.128-145.
У молодежи Юга России сложилась определенная идентификационная иерархия: ярко выражено преобладание региональной идентичности над общероссийской, традиционные этнические, культурные, религиозные, региональные идентичности в республиках СКФО являются
о
наиболее устойчивыми по сравнению с русскими3.
Установлено, что важным фактором конструирования региональной идентичности является самосоотнесение индивида с конкретной территориальной общностью региона, в котором обнаруживается сравнительно устойчивая социокультурная гомогенность идентификационных признаков.
Модель культурного плюрализма, особенно актуальная в полиэт-ничных регионах, предполагает одновременное сосуществование гражданского, этнокультурного и регионального компонентов идентификации. Такая ситуация требует специального внимания и научного анализа. Современная социальная реальность доказывает ограниченность технической эффективности и требует поиска духовного консенсуса, сочетания и взаимодействия культуры и цивилизации. Как утверждает Ю.Г. Волков, «как невозможно строительство однополярного мира, так и унификация человечества по либеральному образцу делает насущным самопознание общества через идеологическую сферу, через повышение качества социальной рефлексии. Гуманистическая идеология становится основанием строительства институтов, регулирующих конфликты интересов путем нахождения интегративных объединяющих смыслов»4.
Рядом ученых разработана модель укрепления российской национальной идентичности на Северном Кавказе, построенная на основе
Сериков А.В., Барбашин М.Ю., Барков Ф.А., Васьков М.А., Гвинтовкин А.Н., Крамарова Е.Н. Трансформация гражданской идентичности в полиэтничном городе: институциональные механизмы и институциональные практики. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2012.
4 Волков Ю.Г. Идеологическая сфера российского общества и развитие российской государственности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Социально-культурная консолидация в условиях модернизации современной России», г. Майкоп, 2013 С..36.
синергетико-ценологического подхода5. Существует мнение, что сегодня синергетика выступает концептуальной основой решения проблемы устойчивого развития региона.
Рассмотрим процессы взаимодействия и конкуренции различных идентичностей в регионах Юга России, основываясь на результатах эмпирического исследования, проведенного Южнороссийским филиалом Института социологии РАН и ИППК Южного федерального университета в Ростовской области, Кабардино-Балкарской Республике и Чеченской Республике. Данные три региона репрезентируют три различных типа региональных структур: регион с преимущественной численностью русского населения в этнодемографической структуре (Ростовская область); регион, в котором проживают несколько крупных этнических групп (Кабардино-Балкарская Республика); регион с явным доминированием титульного этноса, являющийся моноэтничным образованием (Чеченская Республика).
Исследования показали, что процессы взаимодействия различных идентификационных статусов в молодежной среде осуществляются в различных типах регионов по несхожим сценариям.
Ростовская область - экономически развитый регион. Молодежь является уязвимой социально-демографической группой: многие молодые люди, еще не получив достаточного профессионального и жизненного опыта, вынуждены выходить на рынок труда в период напряженной конъюнктуры. Перед молодежью особенно остро стоит проблема безработицы, а также несоответствия между жизненными ожиданиями и возможностью их реализации. Негативный социально-экономический фон является одним из первейших факторов, способных вызвать активизацию девиантных форм поведения и деградацию культуры, породить политическую апатию, создать почву для экстремизма. На Юге России
5
Делокаров К., Шадже А., Чефранов С., Куква Е. Моделирование российской идентичности на Северном Кавказе: синергетико-ценологический подход. Управление мегаполисом. М., 2012. № 5. С. 53-58.
общегражданская идентичность осознается особенно остро в силу чрезвычайной поликонфессиональности и поликультурности населения.
В инструментарий, который использовался в исследовании, для установления иерархии идентичностей и укорененности общегражданской идентичности был включен ряд вопросов. Прежде всего, респондентам предлагалось расположить восемь идентификационных статусов в порядке их важности, личной приоритетности. В список предлагаемых вариантов были включены общегражданская идентичность, этническая принадлежность, микрорегиональная идентичность, профессиональная, семейно-родственная,
конфессиональная и макрорегиональная.
На первое место 37,5 % опрошенных поставили семейно-родствен-ную идентичность, 27,1 % - гражданскую. Приоритетность этнической идентичности признают 5,2 %, а конфессиональной - 3,4 %. При этом 55 % респондентов однозначно указывают, что верят в Бога, еще 23 % отмечают, что скорее верят, чем не верят. При высоком общем уровне религиозности донской молодежи наблюдается низкий рейтинг религиозной идентичности. Можно предположить, что религиозный выбор достаточно прочно ассоциируется с личностной сферой человека и для большинства молодых людей не является определяющим идентификационным фактором.
Таким образом, мы можем видеть наличие двух основополагающих тенденций: ограниченность для большой части молодежи референтной базы самоидентификации; постепенное укрепление в молодежной среде общегражданской идентичности.
Результаты исследования показывают, что в восприятии молодежи такой термин, как «нация» не ассоциируется с общегражданской идентичностью, но устойчиво соотносится с этнокультурным компонентом. Специальный корреляционный анализ показал, что подобная оценка наиболее распространена именно среди этнически русских. Представи-
тели иных этносов не столь категоричны: значительная их часть согласна, что Российская Федерация - это нация, некоторые отмечают, что для формирования единой нации потребуется некоторое время.
Таким образом, можно заключить, что взаимосвязь, соотношение общегражданской и этнокультурной идентичности имеют более сложный и неустойчивый характер. Для русской молодежи более важными, чем для представителей других этносов являются такие основания отождествления с российской идентичностью, как чувство гордости за достижения и победы российского народа, ощущение сопричастности к исторической судьбе страны и чувство включенности в единое культурное пространство. Для представителей народов Кавказа и других этносов более значимым представляется наличие российского гражданства, проживание на территории России и чувство единства многих народов под крылом единого государства.
Ростов-на-Дону является региональным центром на Юге России, он самый крупный в области и обладает относительно развитой административной, образовательной, досуговой инфраструктурой. Поэтому динамика социально-экономического развития города и его традиционная многонациональность усиливают привлекательность Ростова для переселенцев. В городе фиксируются различные миграционные потоки: сюда приезжают с целью получения образования, повышения социально-профессионального статуса, стремления найти работу. Но миграционная подвижность населения зачастую сопряжена с обострением социальной напряженности в городе, усилением конкуренции на рынке труда, нарастанием степени агрессивности восприятия иноэтничных групп. Необходимым условием формирования позитивной идентичности с регионом является относительная комфортность взаимодействия различных групп его населения. Ростов-на-Дону в силу историко-культурных традиций своего развития всегда отличался достаточно высоким уровнем толерантного отношения к представителям
иноэтничных групп. Адаптация диаспор предполагает двойственную природу, т. е. процесс адаптации означает не только приспособление диаспор к иноэтническому окружению, но также определенную реакцию самого большинства.
Исследуя процесс адаптации мигрантов как механизм конструирования собственной идентичности путей миграции, причин выбора данного места поселения, мы можем выявить внутреннюю структуру адаптирующейся группы, основные типы взаимоотношений и взаимодействий внутри общины, позволяющие адаптироваться к новым экономическим условиям и «новой» территории. Так, греческим языком владеют 42 % респондентов, 28 % - умеют читать и писать по-гречески, 8 % - используют разговорный язык в повседневной жизни, 6 % -понимают язык, но не пользуются им. Как показывает опрос, греческий язык в повседневной жизни используется лишь 8 % опрошенных из 42 % знающих его. Таким образом, у представителей греческой диаспоры сложилась двойная языковая идентичность.
Кабардино-Балкарская Республика долгое время была одним из самых стабильных регионов Юга России, но заметно отставала в экономическом развитии от среднестатистического региона РФ. В совокупности с другими факторами регионального масштаба это привело к тому, что в последние пять лет в республике наблюдалось заметное обострение социальной напряженности, в том числе в сфере этнонациональ-ных отношений. Одним из акторов этих процессов выступает молодежь.
К трем наиболее острым проблемам современной Кабардино-Балкарии относится безработица среди молодежи республики наряду с алкоголизмом/наркоманией и коррупцией. В условиях высокой безработицы и наличия «армии» подготовленных специалистов республика испытывает потребность в профессиональных рабочих силах, что свидетельствует об отсутствии корреляции между сферой занятости и системой подготовки и переподготовки кадров. 70-80 % молодежи ре-
спублики не имеет постоянного источника дохода и работы.
Формально Кабардино-Балкарская Республика является двухсубъ-ектной, но наряду с двумя титульными этносами (кабардинцы и балкарцы) следует отметить русских и осетин. Таким образом, регион реально является полиэтничным. Самосознание молодежи КБР имеет сложное многогранное строение, допускающее неконфликтное совмещение различных идентичностей социального, гендерного, гражданского, этнического, конфессионального характера. К главным факторам, определяющим природу самосознания молодежи республики, можно отнести: урбанизацию, условия и возможности для горизонтальной и вертикальной мобильности, распространение прагматизма и ориентации на освоение «современной» культуры.
Зафиксированы различия в самоидентификации: российская идентичность у балкарцев выше, чем у кабардинцев. Религиозная и кавказская идентичность у кабардинцев и балкарцев не является доминирующей. К настоящему времени кабардинская молодежь КБР в национальном отношении идентифицирует себя не столько на субэтническом уровне, сколько на этническом (адыгском). При этом они имеют достаточно смутные дистанцированные представления об адыгах, проживающих за пределами Кабардино-Балкарии. Что касается «российской нации», то это понятие ассоциируется в сознании молодежи в основном с русскими. Соотношение же обозначенных в вопросе понятий в сознании молодежи имеет неоднозначный характер. Для одних они идентичны, для других - разнозначны, для третьих эти понятия не существуют в природе.
По результатам исследований жителей Нальчика балкарская молодежь идентифицирует себя как представитель балкарского народа и россияне. Совпадение результатов нашего исследования с аналогичными подтверждает валидность данных. Согласно результатам исследования в общественном сознании молодежи КБР понятия этнонацио-
нальной идентичности и гражданской находятся в системном единстве.
Изучая уровни идентичности молодежи региона Юга России, необходимо получить информацию об отношении к родным языкам и традициям, истории своего народа. Без подобной информации невозможно делать серьезные выводы о региональной идентичности молодежи.
Знание традиций и истории своего народа актуализировано в сознании молодежи республики в зависимости от национальной принадлежности, места жительства, социальной стратификации, причастности к различным общественным организациям. Степень владения русским языком намного выше в Нальчике и других городах и районных центрах республики, нежели в селах. В селах по-прежнему традиционно в повседневной жизни общаются на родном языке. Исключением из правил являются этнически разнородные населенные пункты, в которых русский язык выступает в качестве языка межнационального общения. Практически все балкарцы, которые живут в селах с преобладанием кабардинского населения - Аушигер, Урвань, Шалушка, Чегем, - говорят на кабардинском языке. В основном же кабардинская и балкарская молодежь республики хорошо владеет двумя языками: родным и русским. Большинство молодых чеченцев не ощущают себя органической частью российской гражданской нации, хотя процесс становления данной идентичности носит позитивную динамику. Понятие «чеченская нация» у молодежи ЧР сформировалось, понятие «российская нация» находится в стадии формирования, поэтому выявить соотношение этих понятий в настоящее время представляется затруднительным. Религиозный фактор в общественной жизни чеченцев по республике в целом занимает весомое место. Степень религиозности высокая и имеет тенденцию к повышению. Авторитет традиционного ислама достаточно высок, однако проблема в том, что официальное духовенство чрезмерно политизировано, что сказывается на отношении молодежи к функционирующим религиозным структурам. Имеется устойчивый интерес к
истории и традициям чеченцев, отражающий особенности этнической идентичности и некоторую изолированность от остальной России.
Проведенное исследование дает нам основание для следующих выводов:
1. В настоящее время у молодежи Юга России сложилась определенная идентификационная иерархия. Российская идентичность представляет собой форму гражданской идентичности и способ интеграции общества на базе общих ценностей. В действительности российская идентичность существует как многоуровневый конструкт, имеющий иерархическую структуру, включающую в себя следующие компоненты: общегосударственный, локально-региональный и этнонациональный. Соотношение общегражданской и региональной идентичности имеет сложный и неустойчивый характер. Одна из проблем формирования «российской идентичности» заключается в неясности ее религиозной основы. Очевидно, что конструировать ее на базе православия нельзя, учитывая многоконфессиональный состав России.
2. Исследования Юга России показывают ярко выраженное преобладание региональной идентичности над общероссийской. При этом региональные идентичности строятся на контрасте с другими, на противопоставлении им, приобретая конфронтационный потенциал. Наиболее устойчивыми являются традиционные этнические, культурные, религиозные, региональные идентичности при слаборазвитом национальном сознании собственно русских. Необходимым условием формирования региональной идентичности является соотнесение индивида с определенной общностью, локализованной в границах конкретного региона. Причины появления этих границ могут быть разными, однако определяющим поводом самоотнесения индивида к данной территориальной общности является относительная устойчивая социокультурная гомогенность
идентификационных признаков региона.
3. Модель культурного плюрализма, особенно актуальная в полиэтничных регионах, предполагает одновременное сосуществование гражданского, этнокультурного и регионального компонентов идентификации. Создание Северо-Кавказского федерального округа формирует условия для актуализации кавказской (региональной) идентичности, что способно в потенциале придать конфликтный потенциал ее взаимодействию с другими идентичностями. Данная опасность требует специального внимания и постоянного мониторинга всех этих сфер и выявления факторов, обеспечивающих устойчивость идентификационных компонентов объединяющего, общегражданского типа.
Сериков А.В., Скуднова И.Б. Специфика формирования региональной идентичности молодежи Юга России. Авторы, опираясь на результаты социологических исследований, анализируют тенденции формирования региональной идентичности молодежи на Юге России. В статье описываются особенности идентичности молодежи Ростовской области, Республики Кабардино-Балкария и Чеченской Республики.
Ключевые слова: молодежь, идентичность, Юг России, диаспоры, миграции,патриотизм.
Serikov A.V. Skudnova I.B. Specifics of formation of regional identity of youth of the South of Russia. Authors, relying on results of sociological researches, analyze tendencies of formation of regional identity of youth in the south of Russia. Article consider the features of identity of youth of the Rostov region, the Republic of Kabardino-Balkaria and the Chechen Republic.
Key words: youth, identity, South of Russia, diaspora, migration, patriotism.