<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#26М)),2Ш9 / SOCIOLOGICAL SCIENCES
127
SOCIOLOGICAL SCIENCES
УДК 316.7
Атласкиров Альберт Русланович кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центр социально-политических исследований КБНЦ РАН, Россия, г. Нальчик
DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10958
ГРАЖДАНСКАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ (ЭТНИЧЕСКАЯ) ИДЕНТИЧНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА)
Atlaskirov Albert Ruslanovich
Candidate of sociological sciences, Senior Researcher Center for Social and Political Studies, KBSC RAS, Russia, Nalchik
CIVIL AND REGIONAL (ETHNIC) IDENTITIES OF THE KABARDINO-BALKARIAN REPUBLIC POPULATION FROM THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY (BASED ON AN EXPERT SURVEY)
Аннотация
Вопросы общероссийской гражданской идентичности приобретают особую актуальность в свете напряженной геополитической обстановки у границ России в начале XXI века. Проводимые на всероссийском и региональном уровне исследования выявляют наличие в общественном сознании различных оценок гражданами своей идентичности: гражданской (общероссийской) и региональной (этнической). Методической основой исследования являются системный и междисциплинарный подходы. Методом исследований являются экспертный опрос, контент-анализ и вторичный анализ данных. Выявлено, что в экспертном сообществе показатели общероссийской и региональной идентичности равны. Однако разбивка данных показателей по основным национальностям, проживающим в республике (кабардинцы, балкарцы, русские), показал наличие расхождений. В то время как у кабардинцев и балкарцев доминирует региональная (этническая) идентичность, у русских наиболее значима общероссийская идентичность. Еще одной региональной особенностью является наличие «проблемы» общечеркесской идентичности, актуализируемой в последние годы черкесскими активистами Северного Кавказа.
Abstract
From the beginning of the 21st century the issues of the all-Russian civic identity acquire special relevance in the light of the tense geopolitical situation near the borders of Russia. The studies conducted at the all-Russian and regional levels reveal in the public mind the presence of various assessments by citizens of their identity: civil (all-Russian) and regional (ethnic). The methodological basis of the study are systemic and interdisciplinary approaches. The research method is an expert survey, a content analysis and a secondary data analysis. It was revealed that in the expert community, the overall indicators of all-Russian and regional identity are equal. However, the distribution of these indicators in the main nationalities living in the republic (Kabardins, Balkars, Russians) showed differences. While Kabardinians and Balkars are dominated by regional (ethnic) identity, among Russians the most significant is the all-Russian identity. Another regional feature is the presence of a "problem" of the general Circassian identity, which has been updated in recent years by Circassian activists of the North Caucasus.
Ключевые слова: Российская Федерация, Северный Кавказ, Кабардино-Балкарская Республика, общероссийская идентичность, региональная идентичность, этническая идентичность, молодежь, эксперты, исследования, культура.
Keywords: Russian Federation, North Caucasus, Kabardino-Balkarian Republic, all-Russian identity, regional identity, ethnic identity, youth, experts, research, culture.
Вопросы общероссийской гражданской идентичности приобретают особую актуальность в свете напряженной геополитической обстановки у границ России в начале XXI века. Постсоветский период (90-е годы XX века) характеризовался стремлением «новых» элит к общеевропейской интеграции, перениманию европейских (западных) ценностей. Ход истории показал, что общество не было готово к этому. Создание единого с Европой социального, экономического и культурного сообщества не увенчалось успехом. В современной России набирает популярность идея евразийства,
утверждающая существование самобытной русской цивилизации, отличающейся в своей глубинной сущности и от западной цивилизации, и от цивилизаций восточных стран. В силу того, что Российская Федерация включает в себя множество этнических и конфессиональных групп, каждая из которых обладает культурной спецификой, научный интерес представляют региональные исследования самоидентификации населения.
Целью работы является исследование гражданской и региональной (этнической) идентичности
128
SOCIOLOGICAL SCIENCES /
экспертного сообщества Кабардино-Балкарской Республики.
Исследованию гражданской идентичности россиян и проблем ее формирования посвящены работы А.А. Левитской и Б.В. Аксюмова [7], Д.В. Монастырского [8], И.В. Кудряшовой [4], Ю.Г. Волковой, Г.С. Денисовой, В.И. Курбатова, А.В. Серикова [3] и т.д. Можно отметить работы федерального и регионального значений, посвященные исследованиям идентичности в молодежной среде [1], [9], [10], [11]. В.А. Тишков, Р.Э. Ба-раш, В.В. Степанов, изучая идентичность и жизненные стратегии студенчества в России, пришли к выводу, что «среди российского студенчества в целом невысока популярность этнической идентичности, как личного символа и фактора повседневной жизни. Особенно отличаются т.н. этнонигилиз-мом москвичи, четверть которых (24%) заявила, что о своей этнической принадлежности задумываются редко. Более других настаивает на первичной значимости своей этнической принадлежности молодежь Северного Кавказа - 55%» [12, с. 83].
А.А. Левитская и Б.В. Аксюмов отмечают, что для реальной общенациональной интеграции наиболее действенным способом является актуализация цивилизационного кода России. По их мнению, важнейшие составляющие культурного об-щецивилизационного кода лучше всего сохранились именно на Северном Кавказе. «Это такие социальные ценности, как семья, институт уважительного отношения к старшим и заботы о младших, «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам», приверженность представлениям о мужской чести и достоинстве, ценность воинской доблести и патриотического самопожертвования, почитание женщины-матери, институт «девственности», институт «добрососедства» и т. д. Факт сохранения всеми народами, живущими на Северном Кавказе, этих ценностей как чрезвычайно значимых в жизни человека и общества, на наш взгляд, позволяет нам позиционировать Северный Кавказ
как такую часть российского государства, где важнейшие для всех россиян смыслы, ценности, принципы - словом, жизнеобразующие для каждого обычного человека доминанты сохранились лучше, чем в других регионах России» [7, с. 194].
С.И. Аккиева и Е.А. Щербина в своей работе выявляют роль общественных организаций Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии в сохранении этнической идентичности населения регионов. Они отмечают, что конец 1980-х - начало 1990-х годов характеризуется мощным подъемом национального самосознания народов СССР, в том числе кабардинцев и черкесов, карачаевцев и балкарцев. Вектор деятельности общественных организаций ситуационно менялся от социокультурной к политической составляющей. В настоящее время характерной является деполитизация деятельности этнических общественных организаций обозначенных регионов [2]. Н.А. Шаожева изучая проблему этно-политической идентичности казачества Кабардино-Балкарии отмечает, что «рост этнического и национального самосознания казачества, выразившийся в синтезе политической идентичности предшествующей и современной эпох, привел к большей политизации всей общественной и политической жизни, связанной со сложными модернизационными тенденциями» [13, с. 25]. В целом, проводимые социологические исследования свидетельствуют о том, что гражданская (общероссийская) и региональная (этническая) идентичности выступают в качестве конкурирующих в общественном сознании населения регионов Северного Кавказа, в том числе и Кабардино-Балкарской Республики.
Представления о Родине в молодежной среде полиэтнических регионов сводятся, в основном, к выбору между гражданской (общероссийской) идентичностью и региональным (этническим) патриотизмом. Результаты проводимых исследований свидетельствуют, что региональный патриотизм на Северном Кавказе наиболее развит, по сравнению с другими регионами Российской Федерации (Рисунок 1) [11, с. 85-86].
70,00% 60,00% 50,00%% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%
IlhL
ПФО
СКФО
ЮФО
Москва
Со страной Россией
69,70%
50,80%
66,50%
68,50%
С моим регионом (краем, республикой)
44,40%
55,80%
43,20%
17,50%
Рисунок 1 С чем ассоциируется у Вас понятие Родина? (допускается несколько вариантов ответа)
«C@yL@qyiym-J©yrMaL»#26Il@),2@19 / SOCIOLOGICAL sciences
129
Степень выраженности гражданской (общероссийской) идентичности в регионах с преимущественно русским населением и населением национальных республик отличается: чем выше доля русских в населении регионов, тем выше ее уровень. Наиболее высокий уровень общероссийской иден-
Интерес вызывают показатели гражданской (общероссийской) идентичности и регионального (этнического) патриотизма в Кабардино-Балкарской Республике, в которой представлены три разных этноса - кабардинцы, балкарцы и русские. В сентябре 2019 года Центром социально-политических исследований КБНЦ РАН был проведен экспертный опрос. В опросе приняли участие ученые, преподаватели высших и средне-специальных учебных заведений, государственные служащие и руководители общественных организаций. Национальное соотношение опрошенных примерно совпадает с долей каждой из народностей в структуре
тичности показывают Ставропольский край и Карачаево-Черкесская Республика (75% и 65%). В молодежной среде Ингушетии достаточно высок уровень локальной (город, село, аул) самоидентификации - 21%, что нашло отражение в невысоких показателях региональной идентичности (Рисунок 2) [11, с. 85-86].
населения региона: кабардинцев - 53,8%, балкарцев - 16,6%, русских - 21,7%, другие национальности -3,4%. Мужчин - 51,7%, женщин - 48,3%. Представители обозначенных выше категорий населения являются частью региональной элиты и непосредственно участвуют в формировании общественного сознания своих этносов, что предопределяет важное значение их мнений.
Результаты исследования показали, что в экспертной среде нашей республики показатели гражданской идентичности и регионального патриотизма одинаковы - 66,7% (Рисунок 3).
Россия
Кабардино-Балкария мой город, поселок, село мой дом и семья весь мир
- 66 66
11,60% /о
1 21,70 %
- -А 10% -А -А -А -/
66,70% 66,70%
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%
РСО Чечня
Ставропольский рай КЧР КБР Ингушетия Дагестан
58% 58%
75%
74%
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% С моим регионом (краем, республикой) ■ Со страной Россией
Рисунок 2 С чем ассоциируется у Вас понятие Родина? (допускается несколько вариантов ответа)
Рисунок 3 Что для Вас является Родиной? (допускается два варианта ответа)
БОСЮШОТСЛЬ БСШЖЕБ /
130
Вместе с тем, следует отметить, что показатели общероссийской и региональной самоидентификации у экспертов, представляющих наиболее крупные национальности Кабардино-Балкарии отличаются. У кабардинцев доминирует региональная самоидентификация - 57%, в то время как общероссийская занимает второе место - 51,4%. У русских явно доминирует общероссийская самоидентификация - 76%. Эксперты русской национальности позиционируют себя как государствооб-разующий этнос и показатели региональной самоидентификации не столь высоки. Также как и у кабардинцев, у балкарцев доминирует региональная самоидентификация. Все опрошенные эксперты балкарской национальности отметили своей
Вместе с тем, следует отметить, что, как ранее нами было отмечено, у экспертов русской национальности приоритетным является отождествление себя со своей страной - Россией. 61% отметили, что, в первую очередь, осознают себя представителем своей страны. Представителем своего народа осознают себя 30% опрошенных. Однако, по мнению автора, данные результаты не являются свидетельством низкого уровня этнического самосознания русских, проживающих в Кабардино-Балкарии. Вероятно, русские как государствообразующий этнос позиционируют Россию как государственное образование русского народа. В данном контексте приоритет у русских общероссийской (гражданской) идентичности над конкретной этнической идентичностью объясним. У экспертов кабардинской и балкарской национальностей наблюдается очевидный приоритет этнической идентичности над общероссийской идентичностью (68,5% и 100%). Также внимание привлекает тот факт, что в ходе опроса 31,4% кабардинцев отметили себя как самодостаточную, неповторимую личность, что объясняется высоким уровнем индивидуализма, присущим культуре народа. У русских данный показатель заметно ниже - 15%. Среди экспертов балкарской национальности никто не идентифицировал себя в
Родиной, в первую очередь, свою республику -100%.
Также для экспертного сообщества республики характерен приоритет этнической идентичности над общероссийской идентичностью. Исследование показало, что у представителей региональных элит (экспертного сообщества), как и у молодого поколения, приоритетным является этническая идентичность. 63,3% респондентов отметили, что, в первую очередь, они себя осознают представителем своего народа. Представителем своей страны и своей республики себя осознают 35% опрошенных. Высока доля тех, кто идентифицирует себя в качестве представителя своей профессии - 25% (Рисунок 4).
качестве самодостаточной, неповторимой личности.
Контент-анализ открытых вопросов исследования выявил наличие еще одной региональной особенности самоидентификации населения. Ряд экспертов отметили ошибочность обозначения кабардинцев (адыгов) республики термином - кабардинцы. По их мнению, более правильным является наименование - черкес. Один из экспертов написал следующее: «По поводу пункта - национальность: кабардинец это не национальность, а обозначение черкеса, живущего в Кабарде (Восточной Черке-сии)». На родном языке адыгейцы (Республика Адыгея), черкесы (Карачаево-Черкесская Республика) и кабардинцы (Кабардино-Балкарская Республика) называют себя - адыги. Адыги (черкесы) в небольших количествах проживают также в Северной Осетии - Алании, Краснодарском и Ставропольском краях. Черкесские активисты утверждают, «что этнос, имеющий единое самосознание и самоназвание, оказался в условиях этнической парциации, то есть искусственно разделенным на три народа, идентифицируемых в официальной литературе на русском языке «кабардинцами», «адыгейцами» и «черкесами» [5, с. 112]. Этноним «черкес» наиболее приемлем в качестве внешнего выразителя национальной идентичности и на «сегодня
представителем своего народа представителем своей страны представителем своей республики самодостаточной, неповторимой личностью представителем своей веры представителем своего социального слоя представителем своей профессии европейцем советским человеком
63,3
0%
/
Рисунок 4 Кем, в первую очередь, Вы себя осознаете? (допускается три варианта ответа)
<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#26»)),2Ш9 / SOCIOLOGICAL SCIENCES
остается единственным приемлемым терминологическим идентификатором на русском языке кабардинцев и адыгейцев» [5, с. 123]. Набирает обороты общественная компания черкесских активистов, направленная на то, чтобы как можно большее число адыгов в ходе предстоящей переписи населения 2020 года в графе национальность отметили бы себя как - черкес/черкешенка [6].
Заключение
Подводя итоги можно отметить, что вопросы самоидентификации населения актуальны для современной России. Проводимые на всероссийском и региональном уровне исследования выявляют наличие в общественном сознании различных оценок гражданами своей идентичности: гражданской (общероссийской) и региональной (этнической). Этнонигилизм является наиболее характерным для москвичей, четверть которых заявляют, что о своей этнической принадлежности задумываются редко. В свою очередь, для большинства жителей национальных республик Северного Кавказа приоритетным является их этническая принадлежность.
Результаты проведенного в Кабардино-Балкарии исследования показывают, что в экспертном сообществе показатели общероссийской и региональной идентичности равны. Однако разбивка данных показателей по основным национальностям, проживающим в республике (кабардинцы, балкарцы, русские), показал наличие различий. В то время как у экспертов кабардинской и балкарской национальностей доминирует региональная (этническая) идентичность, у русских наиболее значима общероссийская идентичность. Еще одной региональной особенностью является наличие «проблемы» общечеркесской идентичности, актуализируемой в последние годы черкесскими активистами Северного Кавказа.
Использованные источники:
1. Авксентьев В. А., Аксюмов Б. В. Портфель идентичностей молодежи Юга России в условиях цивилизационного выбора // Социологические исследования. 2010. № 12 (320). С. 18-27.
2. Аккиева С.И., Щербина Е.А. Роль общественных объединений Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии в сохранении этнической идентичности населения региона // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН 2015. № 4 (66). С. 121-128.
131
3. Волков Ю.Г., Денисова Г.С., Курбатов В.И., Сериков А.В. Общероссийская и этническая идентичность на юге России: соотношение и ресурсы // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2017. № 4. С. 156-161.
4. Кудряшова И.В. Мусульманская политическая идентичность в современную эпоху: священный текст и социальный опыт // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2017. Т. 19. № 4. С. 349-365.
5. Кушхов Х.С. Проблемы национальной идентичности черкесов в условиях этнической парциа-ции // Черкесский вопрос: опыт, проблемы, перспективы научного осмысления. Материалы круглого стола - Нальчик. ООО «Тетраграф», 2013. -151с.
6. Кавказский узел. Предложение адыгам определиться с единым названием народа вызвало дискуссии в сети. [Электронный ресурс] URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/332674/
7. Левисткая А.А., Аксюмов Б.В. Проблемы формирования общероссийской идентичности в поликультурном пространстве Российской Федерации: Северный Кавказ // Вестник Северо-Осетин-ского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. 2015. № 4. С. 188-194.
8. Монастырский Д.В. Патриотическое воспитание как фактор формирования гражданской идентичности // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9. № 3-1. С. 87-91.
9. Молодежь России: социологический портрет / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги - М.: ЦСПиМ, 2010. - 592с.
10. Межэтнические и конфессиональные отношения в Северо-Кавказском федеральном округе: экспертный доклад / Под общ. ред. В.А. Тишкова. М.: ИЭА РАН; Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2013.
11. Российское студенчество: идентичность, жизненные стратегии и гражданский потенциал / Ред. Тишков В.А., Бараш Р.Э., Степанов В.В. -Москва: ИЭА РАН, 2014. - 342 с.
12. Тишков В.А., Бараш Р.Э., Степанов В.В. Идентичность и жизненные стратегии студенчества России // Социологические исследования. 2017. № 8 (401). С. 81-87.
13. Шаожева Н.А. К проблеме этнополитиче-ской идентичности казачества Кабардино-Балкарии в конце XX - начале XXI века // Вестник Пермского научного центра. 2016. №2. 19-26.