Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ'

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИКА / УЧЕБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ПОСТУПОК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Скороходова Екатерина Александровна

Статья посвящена аргументированному обоснованию роли воспитания детей-сирот в сфере правовой культуры. Автором на базе анализа литературных источников рассматривается дефинитивный характер «правовой культуры», выделяются ее ключевые составляющие, а также факторы формирования. Одной из основных характеристик социальной личности является способность осознавать и принимать определенное количество ценностей и норм общества, чтобы правильно оценить свое поведение и поведение других людей. Высокий уровень правовой культуры детей-сирот позволяет им эффективно ориентироваться в социальной и правовой среде и рассчитывать на соответствующее отношение со стороны членов общества. Автором акцентировано внимание на том, что организация воспитательной работы в направлении формирования правовой культуры детей-сирот должна осуществляться в соответствии с методиками и программами, учитывающими специфику психофизического и интеллектуального развития детей данной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Скороходова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF FORMATION OF LEGAL CULTURE OF ORPHAN CHILDREN

The article is devoted to the reasoned substantiation of the role of education in the field of legal culture of orphans. Based on the analysis of literary sources, the author examines the definitive nature of «legal culture», identifies its key components, as well as factors of formation. One of the main characteristics of a social personality is the ability to recognize and accept a certain number of values and norms of society in order to evaluate their own behavior correctly and the behavior of other people. The high level of legal culture of orphans allows them to navigate the social and legal environment effectively and count on the appropriate attitude from members of society. The author focuses on the fact that the organization of educational work in the direction of forming the legal culture of orphans should be carried out in accordance with methods and programs taking into account the specifics of the psychophysical and intellectual development of children of this category.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ»

УДК 37.018:35.071.5

Скороходова Екатерина Александровна

аспирант ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Аннотация:

Статья посвящена аргументированному обоснованию роли воспитания детей-сирот в сфере правовой культуры. Автором на базе анализа литературных источников рассматривается дефинитивный характер «правовой культуры», выделяются ее ключевые составляющие, а также факторы формирования. Одной из основных характеристик социальной личности является способность осознавать и принимать определенное количество ценностей и норм общества, чтобы правильно оценить свое поведение и поведение других людей. Высокий уровень правовой культуры детей-сирот позволяет им эффективно ориентироваться в социальной и правовой среде и рассчитывать на соответствующее отношение со стороны членов общества. Автором акцентировано внимание на том, что организация воспитательной работы в направлении формирования правовой культуры детей-сирот должна осуществляться в соответствии с методиками и программами, учитывающими специфику психофизического и интеллектуального развития детей данной категории.

Ключевые слова:

дети-сироты, правовая культура, воспитание, общество, социализация, педагогика, учебные учреждения, поступок.

Skorokhodova Ekaterina Aleksandrovna

Postgraduate student FSBEI HE «Astrakhan State University»

SPECIFICITY OF FORMATION OF LEGAL CULTURE OF ORPHAN CHILDREN

Summary:

The article is devoted to the reasoned substantiation of the role of education in the field of legal culture of orphans. Based on the analysis of literary sources, the author examines the definitive nature of «legal culture», identifies its key components, as well as factors of formation. One of the main characteristics of a social personality is the ability to recognize and accept a certain number of values and norms of society in order to evaluate their own behavior correctly and the behavior of other people. The high level of legal culture of orphans allows them to navigate the social and legal environment effectively and count on the appropriate attitude from members of society. The author focuses on the fact that the organization of educational work in the direction of forming the legal culture of orphans should be carried out in accordance with methods and programs taking into account the specifics of the psychophysical and intellectual development of children of this category.

Keywords:

orphans, legal culture, education, society, socialization, pedagogy, educational institutions, deed.

Обязанность по содержанию и воспитанию детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, конституционно закреплена за государством. Правовой основой осуществления этого конституционного положения является

национальное законодательство о социальной защите данной категории детей, которое регулирует отношения по предоставлению им социальной, правовой, материальной помощи и т. п. Однако анализ существующих практик реализации нормативно-правовых актов, системы воспитания и образования детей-сирот свидетельствует о том, что на сегодняшний день еще не создан комплекс педагогических условий для надлежащего формирования их правовой культуры. Особую актуальность данный вопрос приобретает в силу специфики правовой и социальной защиты данной категории детей, а также преимущественно коллективного воспитательно-образовательного

пространства. Цель статьи - проанализировать основные особенности процесса формирования правовой культуры детей-сирот и определить направления его совершенствования в исследуемой сфере.

Социальная защита, являющаяся основной задачей социальной политики государства, ставит целью обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня и качества жизни. Международные гарантии социальной защиты закреплены в документах ООН и других международных и региональных организаций. Среди документов ООН много таких, которые направлены на социальную защиту детей, главным из них является «Конвенция о правах ребенка». Тем не менее, как в национальной, так и в международных доктринах не уделено достаточного внимания формированию правовой культуры детей, в том числе детей-сирот.

Дети, лишенные родительской опеки, - это дети, «оставшиеся без попечения родителей в связи с лишением их родительских прав, отнятием у родителей без лишения родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в местах лишения свободы и пребыванием под стражей на время следствия, розыском, связанным с отсутствием сведений об их местонахождении, длительной болезнью родителей, препятствующей им выполнять свои родительские обязанности, а также дети, разлученные с семьей,

подброшенные дети, родители которых неизвестны, дети, от которых отказались родители, беспризорные дети» [1, с. 52].

Л.В. Туркаева и Х.Х. Астамирова подчеркивают, что высокая правовая культура, правовое воспитание населения - важное условие становления и утверждения гражданского общества и правового государства, реализации демократических свобод. Учебные учреждения должны «развивать правовую науку и распространять ее достижения в практику для обеспечения надлежащего уровня и ускорения процессов правового воспитания, правового обучения, правового образования, правовой культуры граждан, а также удовлетворять потребности страны в высококвалифицированных кадрах сферы образования - носителей знаний и высокой правовой культуры, правового воспитания для подрастающего поколения» [2, с. 104].

Именно правовое воспитание являет собой тот ключевой фактор правовой социализации, который основательно формирует всю правовую культуру российского общества. Положительное воздействие воспитательно -образовательной системы на детей предполагает анализ и учет правового воспитания как важного структурного элемента комплекса. По мнению С.Н. Александровой, данное направление обосновывает необходимость наличия у педагогического коллектива «соответствующих компетенций, поскольку без них правовые знания не подействуют, а правовые учения не превратятся в правовые навыки воспитанников» [3, с. 28].

Правовое сознание человека предполагает чувство уверенности в том, что он найдет в государстве и органах правопорядка помощь по защите своих прав, законных интересов. Профессиональная деятельность воспитателей и педагогов учреждения для детей-сирот, кроме глубоких специальных квалифицированных знаний, навыков, умений, требует системы психологических и педагогических знаний, а также навыков и приемов, обеспечивающих высокую культуру общения. Исследования М.С. Джамиевой свидетельствуют о том, что знание основ педагогики и психологии необходимы всем, кто занимается воспитанием

и образованием детей-сирот, влияет на них, проводит правовоспитательную работу [4, с. 16].

Для формирования у детей-сирот всестороннего и содержательного представления о правовой культуре нужно проанализировать эволюцию исторических традиций и стереотипов, генетической и логической связи между различными историческими этапами формирования культуры. Назначение культуры заключается в осмыслении не только слов и предметов, но и поведения человека - как отдельных поступков, так и всей жизни в целом. Без знания культуры прошлого детям трудно понять развитие современных норм правового поведения людей. Создание новых ценностей становится смыслом деятельности людей в различных сферах культуры - религии, искусстве, философии, праве и т. д. Деятельность человека в значительной мере проявляется в той конкретной культурной среде, где он усваивает установленные нормы поведения. Своими поступками человек реализует различные программы поведения, иногда даже не осознавая этого. Культуры разных народов имеют разную степень нормативности. Слабая нормативность культуры может вызвать рост преступности, моральный упадок.

Среди основных показателей эффективности и результативности правового воспитания детей-сирот - наличие у воспитанников определенного уровня правовой культуры, являющейся составной частью духовной культуры. Уровень ее развития определяется уровнем уверенности в ценности закона, соблюдении правил поведения, в недопустимости их нарушения. Правовая культура, по утверждению Ж.А. Захаровой и В.В. Груздева, предполагает социально-правовую и социально-политическую активность [5, с. 117].

Каждый, кто живет в определенном обществе, включен в систему норм, культурных традиций. Сегодня особенно актуальным является вопрос об укреплении высокой культуры каждого гражданина. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна быть основным результатом развития личности гражданина нашего общества.

По мнению А.А. Ивановой, в состав правовой культуры входят:

а) право как система норм;

б) правоотношения и правосознание;

в) правовое поведение [6, с. 244].

Реализация модели формирования правовой культуры детей-сирот, предложенной Т.Н. Сорокиной, в учебно-воспитательном процессе соответствующих организаций при правовом воспитании учащихся должна быть обеспечена разнообразными задачами, методами и принципами правового воспитания. Такие предметы, как «Правоведение» и «Права человека» имеют «решающее значение в формировании правовой культуры детей как педагогического условия обеспечения этого процесса» [7, с. 12].

Важнейшей формой правовой социализации детей-сирот является правовое воспитание, к составляющим которого относятся юридические виды обучения, правовая пропаганда и агитация, самовоспитание. Как утверждает С.В. Зорина, сознание детей-сирот как система включает различные формы отражения общественных отношений: политические, правовые, этические, философские, религиозные. Правосознание составляет «относительно самостоятельную сферу сознания - общественного, группового, индивидуального» [8, с. 158].

Правовая культура продуцирует правовую активность ребенка в будущем как готовность к полезной деятельности, однако перед социально -педагогическим образовательным процессом стоит задача перейти от формирования социально активной личности, субъекта, который активно вливается в окружающую среду, не прогнозируя последствия своего вмешательства, к субъекту, ориентированному на изменения собственного социального поведения и правового сознания.

Вопрос формирования социально-правовой активности, правопозиции, правомерного поведения является весомым в процессе правовой социализации детей-сирот. С.Н. Александрова акцентирует внимание на том, что у многих воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, искажены условия правовой социализации по причине

несформированной правовой культуры. Их ранняя социализация, как правило, сопровождается пребыванием в условиях острых или хронических стрессовых ситуаций с риском развития различных девиаций в поведении. Подобные условия могут сопровождаться аморально-криминальным окружением, с риском вовлечения детей-сирот в преступную деятельность с формированием асоциальных качеств личности, устойчивых форм делинквентной и криминальной активности, девиантного поведения [9, с. 21].

Дети, которые воспитывались в микросреде травмирующего воздействия, имеют большие поведенческие проблемы (гиперактивность, агрессия) и проявляют низкий уровень социальной компетентности и активности в общественно-правовой деятельности. Этот факт осложняет правовую социализацию и обосновывает специфику формирования правовой культуры детей-сирот как особо важного аспекта в воспитательном процессе. Именно привлечение детей-сирот к изучению современного законодательства, ознакомление их с правовыми нормами, гарантирующими защиту со стороны взрослых и правовую самостоятельность в указанных законами пределах, позволит сформировать умение находить правильные правовые решения в выборе оптимального личного поступка.

При определении социальных прав детей-сирот педагогам и воспитателям в рамках формирования правовой культуры следует обращать внимание на меру возможного поведения или деятельности личности в социальной сфере. Такое поведение или деятельность связаны с возможностью ребенка учиться, работать и отдыхать, защищать свои социально-экономические права, получать социальную защиту, иметь право на достаточный жизненный уровень, получать надлежащую медицинскую помощь, а также соблюдать правовые нормы в обществе.

Отечественные исследователи подчеркивают, что правовая культура личности ребенка - это основа дальнейшего процесса развития общественно-правовой деятельности всего общества, включающей в себя: «мотивы (актуализация и борьба мотивов); планирование, определяя выбор цели и

принятие решения; выполнение, реализация плана; обратная связь и контроль результатов» [10, с. 133]. Активным компонентом потребностей в мотивационной структуре правовой культуры являются эмоции. Они имеют интенсифицирующее и направляющее свойство относительно деятельности. Чувства ребенка, возникающие при восприятии и анализе социальных и правовых аспектов жизнедеятельности, направлены на исследование общественных отношений и являются генерализированным эмоционально-ценностным отношением к закрепленным в общественном опыте правовым сторонам общественной деятельности.

Как показывают исследования Т.Н. Сорокиной, детям-сиротам в плане психологической специфики развития более свойственны склонность к чувству вины, настороженность, наличие акцентуаций характера, сниженные адаптивные способности (поведенческая регуляция, коммуникативные качества, моральная нормативность), контроль эмоций. Специфические условия жизни в учреждениях для детей-сирот накладывают определенный отпечаток на формирование личности. Для данной категории детей уже во взрослом возрасте характерны и «проблемы в общении, проявления агрессивности, заниженной самооценкой, неуверенность в своем будущем и др.» [7, с. 18].

Эмоции и чувства детей-сирот как категории молодого поколения, которая имеет специфику развития, могут выполнять роль мотивов правовой деятельности и субъективной формы существования потребностей. Чувство как устойчивое эмоциональное отношение ребенка-сироты к действительности обнаруживает основную направленность его личности. Чувства отражают «существенное для жизнедеятельности человека отношение к окружающему миру» [9, с. 27].

Таким образом, учитывая специфику социально-психологического развития детей-сирот немаловажным в процессе формирования правовой культуры является не только знакомство с основными правами, гарантированными правовыми документами, но и осознание детьми правовых обязанностей и понимание своей ответственности за проступки и асоциальное

поведение. Уровни тревожности, агрессивности, социальной изолированности и других психических состояний, чаще характерных для детей-сирот, чем для других категорий детей, приводят к появлению чувства беззащитности и неуверенности в себе, склонности к девиантному и антисоциальному поведению. Понимание этого обуславливает необходимость проведения воспитателями и педагогами просветительской работы с такими детьми, в ходе которой будут проанализированы последствия подобного поведения.

Правовая культура является социальным явлением, своеобразным качественным правовым состоянием личности и общества. Комплексное использование детьми-сиротами результатов научных исследований правовой культуры необходимо, прежде всего, для того, чтобы обеспечить всестороннее правовое развитие личности ребенка и социализировать его в правовом обществе.

Правовая культура вводит ребенка в мир правовых ценностей, морально -нормативной системы, правоотношений в социуме. Включение личности ребенка в социально-правовую сферу общества, в процессе которого происходит систематическое овладение социально-правовыми знаниями, достигается путем усвоения нормативно-правовой базы, представленной конвенциями, кодексами, законами и другими правовыми документами.

Правовая культура способствует формированию социально-зрелой личности ребенка-сироты с осознанной гражданской позицией, с развитым чувством собственного достоинства, ответственности за свои поступки перед законом, с сознательным отношением к обязанностям человека и гражданина. Правовая культура является важным условием развития личности ребенка-сироты, его полноправного участия в жизни общества, реализации своего потенциала в различных сферах социальной среды.

Ссылки:

1. Масесьянц Е.П. Формирование правовой культуры у дошкольников // Kant. 2017. № 2 (23). С. 52-54.

2. Туркаева Л.В., Астамирова Х.Х. Актуальные проблемы правового воспитания и правовой культуры современных детей в Российской Федерации // Известия Чеченского государственного педагогического института. 2020. Т. 27. № 1 (29). С. 103-107.

3. Александрова С.Н. Роль педагогов учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в формировании правовой культуры // СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2018. С. 25-30.

4. Джамиева М.С. Формирование готовности педагогов к правовому воспитанию детей-сирот // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2018. № 6. С. 13-17.

5. Захарова Ж.А., Груздев В.В. Анализ опыта воспитания правовой культуры у детей-сирот подросткового возраста в условиях учреждения государственного попечения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. №

5. С. 116-118.

6. Иванова А.А. Формирование правовой культуры детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Гражданское право и процесс: современное состояние и пути развития: сборник материалов научно-практической конференции / Под общ. ред. проф. С.Н. Гамидуллаева. СПб.: Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии имени В.Б. Бобкова, 2015. С. 242-247.

7. Сорокина Т.Н. Формирование правовой культуры младших школьников в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис. канд. пед. наук. Саранск, 2015. 22 с.

8. Зорина С.В. Социальное партнерство в формировании правовой культуры воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения: материалы XV Международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и Просвещение, 2019. С. 156-159.

9. Александрова С.Н. Педагогический потенциал учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в формировании правовой культуры // Концепт. 2018. № 10. С. 18-28.

10. Соловьева Т.В., Бистяйкина Д.А., Панькова Е.Г., Палибина А.С. Основные направления социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации // European Social Science Journal. 2017. № 2-2. С. 130-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.