Научная статья на тему 'Формирование правовой культуры педагогов воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей'

Формирование правовой культуры педагогов воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГОВ / ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ-СИРОТ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ / CULTURE / LEGAL CULTURE / LEGAL CULTURE OF THE PERSON / LEGAL CULTURE OF THE PEDAGOGUES / PROTECTION OF THE RIGHTS OF CHILDREN ORPHANS / FORMATION OF LEGAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джамиева Марина Салиховна

В ситуации социально-экономической нестабильности общественной жизни дети-сироты, неспособные в силу возраста сформулировать свои права и обеспечить свою защиту, становятся наиболее уязвимой частью населения. В этих условиях является закономерным формирование высокой правовой культуры педагогов воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джамиева Марина Салиховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n situation of social economic instability of public life the children-orphans don't capable to formulate rights and provide own protection owing to their age, become the most vulnerable part of the population. In these conditions it is logically to form a high level of legal culture among the pedagogues of educational institutions for children-orphans and children without parents custody.

Текст научной работы на тему «Формирование правовой культуры педагогов воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

12. Шейко, Б.И. Методика планирования // Мир силы. - 1999. - № 10-11. - С.

28-31.

13. Эверсон, Д. Гигантские сеты // Сила и красота. - 2000. - № 2. - С. 40-42.

14. Balsevich, V.K. Discovery and Development of Sports Talent // International Congress “Modern Sport Science Achievements”. - London : Human Kinetics Publishers, 1995. - Р. 5-8.

Контактная информация: 23empfanger09@sampo.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Марина Салиховна Джамиева, старший преподаватель,

Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ)

г. Махачкала

Аннотация

В ситуации социально-экономической нестабильности общественной жизни дети-сироты, неспособные в силу возраста сформулировать свои права и обеспечить свою защиту, становятся наиболее уязвимой частью населения. В этих условиях является закономерным формирование высокой правовой культуры педагогов воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ключевые слова: культура, правовая культура, правовая культура личности, правовая культура педагогов, защита прав детей-сирот, формирование правовой культуры.

FORMATION OF LEGAL CULTURE OF PEDAGOGUES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR CHILDREN-ORPHANS AND CHILDREN WITHOUT

PARENTS CUSTODY

Marina Salihovna Dzhamieva, the senior teacher,

Dagestan State Pedagogical University,

Makhachkala

Annotation

In situation of social economic instability of public life the children-orphans don’t capable to formulate rights and provide own protection owing to their age, become the most vulnerable part of the population. In these conditions it is logically to form a high level of legal culture among the pedagogues of educational institutions for children-orphans and children without parents custody.

Keywords: culture, legal culture, legal culture of the person, legal culture of the pedagogues, protection of the rights of children - orphans, formation of legal culture.

Формирование высокого уровня правовой культуры личности, проявляющейся не только в пассивном законопослушании, но и в развитой правовой активности, эффективном умении использовать правовые средства для достижения практических результатов, в стремлении утвердить право в качестве особо значимого достижения цивилизации есть одно из важнейших условий построения правового государства. Таким образом, правовое государство предполагает высокий уровень формирования правовой культуры каждого его члена.

Основы правовой культуры личности закладываются на ранних ступенях социализации, поэтому особую актуальность приобретает проблема правового воспитания детей. Задача формирования у подрастающего поколения основ правовой культуры становится одной из глобальных проблем воспитания. Особенно остро данная проблема стоит по отношению к самым незащищенным слоям населения - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Беззащитность детей-сирот обусловливает потребность общества в повышении качества профессиональной подготовки педагогов воспитательных учреждений, призванных активизировать охранно-защитный потенциал детей-сирот, обеспечить по-

мощь, реализацию прав несовершеннолетних.

Однако в современной педагогической науке недостаточно определены организационно-педагогические условия формирования правовой культуры педагогов воспитательных учреждений для детей-сирот. Необходимо более четко выявить критерии формирования правовой культуры педагогов воспитательных учреждений для детей-сирот. Требуют тщательной разработки методики определения качественной характеристики уровней правовой культуры педагогов сиротских воспитательных учреждений. Отсутствует целостный подход к формированию правовой культуры педагогов воспитательных учреждений для детей-сирот; не выявлены основные технологические этапы, принципы, методы ее формирования. В соответствии с проблемой нами выдвинута задача исследования - разработать модель формирования правовой культуры педагога, работающего с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей; определить критерии, показатели и уровни сформированности правовой культуры педагогов воспитательных учреждений для детей-сирот.

Формирование основ правовой культуры детей требует от педагогов специальной подготовки, которая предполагает, на наш взгляд, три взаимосвязанных аспекта -мотивационный (педагог должен понимать значимость данной работы, хотеть ее осуществлять); содержательный (иметь правовые знания); методический (уметь донести до воспитанников правовые нормы и организовать практику правового поведения).

В соответствии со всем вышеизложенным, под готовностью студентов к формированию основ правовой культуры мы понимаем сложное, динамически развивающееся целостное личностное образование, которое проявляется в единстве мотивационно-ценностного, ориентационно-целевого, содержательно-гностического, операционно-деятельностного, рефлексивно-оценочного компонентов, наличие и степень сформированности которых обеспечивают успешное осуществление данной профессиональной деятельности. Содержание каждого компонента включает в себя знания, умения и качества, которые определяют готовность студента к формированию правовой культуры.

Каждый из вышеперечисленных компонентов готовности не может рассматриваться отдельно от других компонентов, так как готовность личности проявляется именно в единстве и целостности всех ее компонентов.

Выделение данных компонентов достаточно условно, но в то же время отражает целостную структуру деятельности (мотив, цель, средства и результат).

Определение основного теоретико-методологического подхода исследования позволило нам перейти к моделированию процесса подготовки студентов к формированию основ правовой культуры детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Предлагаемая модель процесса формирования правовой культуры (рис. 1) характеризуется ее основными параметрами: целостностью, динамичностью и уровнево-стью.

Основная часть модели процесса подготовки студентов к формированию правовой культуры представлена профессиональным (объективным) содержанием, которое отражается в следующих структурных составляющих (компонентах): цель, содержание, методы и формы подготовки. Рассмотрим содержание каждого из них. Цель, ориентированная на подготовку студентов к формированию правовой культуры, которая достигается в процессе профессионально-педагогической подготовки, где системообразующую функцию выполняет профессионально-педагогическая задача, которая характеризует единство цели, содержания, форм и методов подготовки. В соответствии с логикой исследования мы выделили типы задач, которые соответствуют компонентам готовности и пронизывают все компоненты (виды) содержания подготовки (теоретико-ориентационный, информационно-когнитивный и конструктивно-эвристический). Такими задачами являются: установочно-мотивационные, целеориентационные, поисково-познавательные, конструктивно-деятельностные, аналитико-рефлексивные. Сле-

дующей структурной составляющей является содержание, которое представлено через взаимосвязь основных компонентов профессионально-педагогической подготовки, направленной на подготовку студентов к формированию правовой культуры. Это такие компоненты как: теоретико-ориентационный, информационно-когнитивный и конструктивно-эвристический.

Рис. l. Модель подготовки студентов

Модель процесса подготовки студентов к формированию правовой культуры характеризуется уровнями, где процесс формирования предполагает переход от одного уровня к другому, более сложному и качественно отличному.

Под педагогическими условиями мы понимаем наличие совокупности определенных мер в учебно-воспитательном процессе, которые должны обеспечить достижение студентами необходимого уровня профессионально-педагогической подготовки.

Основным критерием сформированности готовности будущего педагога к воспитанию правовой культуры детей-сирот является продвижение его личности от адап-тивно-воспроизводящего уровня к конструктивно-интерпретирующему, а от него - к творческо-модернизирующему. В качестве признаков исследуемой нами готовности выступают:

а) способность к творческому диалогу и сотрудничеству;

б) способность к стратегическому и тактическому целеполаганию;

в) способность к актуализации знаний в воспитательной ситуации;

г) способность к определению форм и методов, адекватных цели воспитания;

д) способность к самостоятельности в рефлексии и оценке, коррекции и само-коррекции.

Интегративными критериями, выявляющими сформированность у каждого студента данных признаков, являются: системность, устойчивость, активность, осознанность, самостоятельность.

Профессиональную подготовку педагогов к формированию основ правовой культуры детей-сирот следует рассматривать как открытую, динамично обновляющуюся с учетом меняющихся социальных условий жизни индивидов систему правовой, психологической, педагогической, информационной поддержки индивидуального и профессионального становления и развития студентов - будущих педагогов-

воспитателей.

Контактная информация: gadjiev82@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

Наталья Викторовна Журавская, доцент, заведующая кафедрой,

Орловский государственный институт искусств и культуры (ФГОУ ВПО «ОГИИК»)

Аннотация

Автором предпринята попытка рассмотрения особенностей преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» и ее важнейшей дидактической составляющей - здорового образа жизни - в нефизкультурном вузе. Проведенные исследования позволили сделать вывод о недостаточной мотивации у студентов к здоровому образу жизни, что и предопределяет необходимость значительной оптимизации учебного процесса за счет его личностно-ориентированной направленности и применения здоровьесберегающих технологий.

Ключевые слова: физкультурное образование, физическое воспитание, вузы не физкультурного профиля, здоровый образ жизни.

THE PROBLEMS OF FORMATION OF MOTIVATION FOR HEALTHY STYLE OF LIFE AMONG THE STUDENTS OF NON PHYSICAL CULTURE UNIVERSITY

Natalya Victorovna Zhuravskaya, the senior lecturer, head of faculty Orel State Institute of Arts and Culture

Annotation

The author undertakes an attempt of consideration the features of educational discipline «Physical culture» teaching and its major didactical component - healthy style of life - in non sports high school. The carried out researches have allowed to make a conclusion about insufficient motivation among the students for healthy style of life that predetermines the necessity in significant optimization of educational process at the expense of learner-centered approach and application of health protecting technologies.

Key words: sports education, physical training, higher educational institutions of non sports profile, healthy style of life.

Как показала практика, один из наиболее социально значимых результатов физического воспитания - физическая подготовленность студентов по окончании обучения - на третьем курсе имеет устойчивую тенденцию к снижению или полной утрате, если обучающимися не предпринимаются попытки поддерживать ее самостоятельно.

По данным ежегодных медицинских осмотров, в Орловском государственном институте искусств и культуры число здоровых студентов уменьшается. Такая же тенденция наблюдается практически во всех вузах региона. Как отмечают многие исследователи, к концу обучения в вузе количество студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, увеличивается. Во многих вузах основной контингент занимающихся физической культурой - студенты специальной медицинской группы. При этом необходимо отметить, что даже примерная программа по физической культуре для данного контингента студентов на сегодняшний день отсутствует, и каждый отдельный вуз разрабатывает ее самостоятельно.

Вышеназванное позволяет говорить о том, что студенты не обладают достаточными знаниями как о здоровье и индивидуальных особенностях своего организма, так и о факторах, оказывающих на них значительное влияние. Недостаточная сформиро-ванность личностной ориентации и мотивации к физкультурной деятельности способна снижать результативность и физических, и профессионально значимых качеств личности, в результате чего у подавляющего большинства студентов обнаруживается низкий уровень отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни. К сожалению, далеко не все студенты имеют верное представление о ЗОЖ, считая, что лишь только отказ от большинства вредных привычек способен дать положительный ре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.