Научная статья на тему 'Специфика формирования политического имиджа'

Специфика формирования политического имиджа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4296
553
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ / ИМИДЖМЕЙКЕР / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР / ЭЛЕКТОРАТ / ИМИДЖФОРМИРУЮЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ / PR-АГЕНТСТВА / PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛЕГЕНДА / POLITICAL IMAGE / AN IMAGE-MAKER / POLITICIAN / POLITICAL LEADER / CONSTITUENCY / IMAGEFORMULA INFORMATION / PR AGENCIES / PR ACTIVITY / LEGEND

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иванова А.А, Семеренко А.С

В статье рассматриваются особенности становления в России отрасли имиджмейкинга, специфические аспекты работы имиджмейкера в сфере политических отношений. Для лучшей визуализации проблемного поля в статье представлены основные составляющие политического имиджа и процесс его формирования в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF FORMATION OF POLITICAL IMAGE

The article discusses the features of formation in Russia the industry of image-making, the specific aspects of the work of the image maker in the sphere of political relations. For better visualization of the problem field of the article presents the main components of the political image and the process of its formation in modern conditions

Текст научной работы на тему «Специфика формирования политического имиджа»

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА

SPECIFICITY OF FORMATION OF POLITICAL IMAGE

Иванова А.А, доцент кафедры социологии Южно-Российского института управления -

филиала РАНХиГС, кандидат политических наук, доцент.

Семеренко А.С, студентка факультета политологии Южно-Российского института управления -

филиала РАНХиГС

Ivanova A.A., candidate of Political Sciences, associate professor of sociology South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Semerenko A.S., student of South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

В статье рассматриваются особенности становления в России отрасли имиджмейкинга, специфические аспекты работы имиджмейкера в сфере политических отношений. Для лучшей визуализации проблемного поля в статье представлены основные составляющие политического имиджа и процесс его формирования в современных условиях.

Ключевые слова: политический имидж, имиджмейкер, политический деятель, политический лидер, электорат, имиджформирующая информация, PR-агентства, PR-деятельность, легенда.

The article discusses the features of formation in Russia the industry of image-making, the specific aspects of the work of the image maker in the sphere of political relations. For better visualization of the problem field of the article presents the main components of the political image and the process of its formation in modern conditions.

Keywords: political image, an image-maker, politician, political leader, constituency, imageformula information, PR agencies, PR activity, a legend.

Формированием политического имиджа в нашей стране стали заниматься сравнительно недавно, в то время как на Западе развитие этой отрасли набирало всё новые и новые обороты. Вместе с тем данное направление PR-деятельности считается молодым, но активно развивающимся в социологии коммуникаций.

Большинство избираемых и избирателей признали важную роль имиджа в политическом процессе.

Сравнивая опыт предвыборных кампаний, специалисты отмечают, что избиратели стали более осознанно подходить к выполнению своих функций. В сети Интернет Морякина А. Р. и Жигунова Г. В в рамках исследования «Имидж успешного политического лидера» провели опрос, целью которого было выявить отношение граждан к имиджу политиков. Согласно проведенному социологическому исследованию большинство респондентов (86,2 %) убеждены в важности формирования имиджа политика, из них

54.5 % считают «очень важно», 31,7 % — «скорее важно, чем не важно».

10.6 % респондентов ответили, что это важно «в зависимости от обстоятельств», и лишь 3,3 % — «скорее не важно, чем важно». Из этого

следует вывод, что сам электорат осознает важность формирования правильного образа политического деятеля.1 Поэтому целью имиджмейкинга является создание образа, который будет соответствовать требованиям и ожиданиям.

Вместе с тем имидж политика влияет не только на электорат, но и на сам госаппарат. С развитием демократии роль политического имиджа возрастает, зависимость результативности политической деятельности от эффективного имиджейкинга становится все более очевидной. Прошли те времена, когда за политического деятеля говорил его род и происхождение, сейчас большую роль играет информация, ведь недаром говорят, что тот, кто владеет информацией - владеет миром. Поэтому людям важно то, кого они выбирают, чьи убеждения и цели они поддерживают. Всё это и есть область деятельности имиджмейкеров.

Процесс формирования имиджа - сложный и многогранный, в котором задействована целая команда специалистов. Имидж - это «образ» товара, услуги, предприятия, человека, который складывается в сознании людей и определяет отношение к объекту. А уже термин «политический имидж» в свою очередь обозначает образ политического деятеля, партии, лидера, который складывается в массовом сознании людей, оказывая влияние на авторитет и рейтинг политика.

Для лучшего понимания составляющих образа политического деятеля необходимо более детально рассмотреть процесс формирования политического имиджа.

Первые специалисты в области имиджмейкинга в нашей стране были в первую очередь стратегами, действовали методом проб и ошибок, в то время

1 Морякина А. Р., Жигунова Г. В. Имидж успешного политического лидера (на примере

конкретного социологического исследования) // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 734-740.

как у западных коллег был уже проработанный процесс формирования имиджа политика. Поэтому в России специфика развития этой отрасли всегда была иной, существенно отличающейся от других стран. Основной отличительной чертой национального российского PR заключается в том, что его функции, в большинстве случаев, лежат исключительно на маркетинговой плоскости, на «коммерческом блоке».2 Сегодня PR-деятельность - это, скорее, функция управления, глубоко интегрированная в менеджмент.

Нельзя не согласиться, что имидж в политическом процессе сегодня имеет важнейшее, если не решающее значение, поскольку часто за человека говорит его репутация, его биография, в общем разного рода информация, являющаяся объектами работы PR-менеджеров. Формирование имиджа происходит как стихийно, неосознанно, так и сознательно, когда тщательно отслеживаются особенности восприятия политика, продумывается новая стратегия и тактика формирования благоприятного образа политического лидера.3

Оказывать влияние на формирование политического имиджа влияет личность политика, его позиция, идеи и установки, речь внешний вид. Имидж отражает социальные ожидания определенных групп. Таков имидж лидирующих политиков в России. Увеличат ли их политические партии свой электорат, повысят ли свой рейтинг или нет, во многом зависит от ориентации на личности политических лидеров, удерживающих длительное время свои позиции на политическом олимпе.

2 Поддубный А. Нелюбимое дитя [Электронный ресурс]// Эксперт Online. 2005. 7 ноября. URL:http://expertm/northwest/2005/42/42no-srinp 48432/ ( дата обращения 17.05.16)

3 Шибут Л. Имидж политического деятеля и его составляющие [Электронный ресурс]// Психология и бизнес. 1992-2016.

URL: http://www.psycho.ru/library/ideology/imidzh_politicheskogo_deyatelya_i_ego_sostavlyauschie (дата обращения 18.05.16)

Но нельзя недооценивать роль другой специфичной составляющей образа политического лидера - косвенная имиджформирующая информация: слухи, сплетни, досье и компромат. Она имеет большое воздействие на подсознательное восприятие имиджа политического деятеля.

По мнению профессора А.Ю.Панасюка: «Личностный имидж - это как база, а профессиональный- как надстройка». Из этого можно сделать вывод, что у людей большее внимание уделяется эмоциональной составляющей образа, нежели рациональной.

Когда перед имиджмейкерами встает задача вновь «раскрутить» политика или сформировать имидж еще неизвестного деятеля, то большое внимание уделяется внешнему облику и речи политика. Чем талантливей и харизматичней политический лидер, тем меньше проблем будет при составлении его образа. Первое впечатление накладывает отпечаток на формирование имиджа в сознании людей, поэтому объект работы имиджмейкеров «от носков до самой головы» должен выглядеть в соответствии со своим статусом.

Однако при политическом имиджмейкинге политические идеи продолжают оставаться определяющими. Без них политик кажется «бесцветным», ничего не отстаивая, никого не призывая бороться за что-либо. Выработка политических идей - это то, что делает политика, его образ, имидж. А то, как он отстаивает их - это уже процессуальная составляющая имиджа политического лидера.

Особое внимание в формировании образа политика влияет так называемая легенда. Удачно составленная или найденная в биографии политического деятеля легенда может позволить ему тратить меньше усилий и средств, а также уверенней держаться «на плаву». Примерами таких легенд могут послужить «Железная Леди» Маргарет Тэтчер, Джордж Буш младший, Борис Ельцин, Владимир Путин.

Важно учитывать роль СМИ в процессе «раскручивания» политика, потому что если он нигде не выступает со своими целями и установками, если его нигде не показывают и не «печатают», то, по сути, он только гражданин, который имеет свои некоторые политические убеждения. И даже если он оказывает большую поддержку общественным организациям или другие значительные дела, но в СМИ это никак не освещается или освещается, но мало, то можно считать, что этот политик находится «вне политики».4 Недаром средства массовой информации считают четвертой ветвью власти. С их помощью можно иметь огромное влияние на формирование мнения людей.

Следует осветить еще один аспект PR-деятельности по формированию политического имиджа - это обеспечение обратной связи с обществом. Если людей не интересует мнение этого политического лидера по текущим вопросам жизни, если не радуются его успехам или в целом не поддерживают его цели, то работу PR-агентства можно считать провальной.

Для преодоления сложностей в процессе создания имиджа политика в первую очередь важен выбор PR - агентства. При их выборе политики пока склоняются к западным специалистам, не смотря на то, что в России отрасль пиара находится на стадии активного развития. Это объясняется тем, что западные PR-агентства имеют больший опыт работы, а соответственно имеют больше ключей доступа к подсознанию электората. Однако отечественные агентства выигрышней в плане того, что лучше зарубежных знакомы с российским менталитетом и традициями, который народ чтит и по сей день.

В заключении хотелось бы подчеркнуть сложность и многогранность процесса формирования политического имиджа. Специалисты в этой области

4 Потемкина О.Ф. Имидж политического лидера: учебник. - М. 2006 г.

должны обладать навыками спичрайтинга, прогнозирования, наблюдения, аналитического мышления и др. Мало сформировать эмоционально окрашенный образ в массовом сознании, его еще нужно не только удержать, но и пополнять. Электорат должен осознавать правильность своего выбора, регулярно получать этому подтверждение. Иначе политик рискует потерять поддержку народа.

Список литературы

1. Морякина А. Р., Жигунова Г. В. Имидж успешного политического лидера (на примере конкретного социологического исследования) // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 734-740.

2. Поддубный А. Нелюбимое дитя [Электронный ресурс]// Эксперт Online. 2005. 7 ноября. URL:http://expert.ru/northwest/2005/42/42no-srinp_48432/ ( дата обращения 17.05.16)

3. Потемкина, О.Ф. Имидж политического лидера: учебник./ О.Ф.Потемкина - Москва. 2006 г.

4. Шибут Л. Имидж политического деятеля и его составляющие [Электронный ресурс]// Психология и бизнес. 1992-2016. URL: http://www.psycho.ru/library/ideology/imidzh_politicheskogo_deyatelya_i_ego_so stavlyauschie (дата обращения 18.05.16).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.