Научная статья на тему 'Специфика формирования конкурентного процесса в экономике России'

Специфика формирования конкурентного процесса в экономике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
655
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНСТРУКТИВНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / КОНКУРЕНТНЫЙ ПРОЦЕСС / COMPETITION / CONSTRUCTIVE COMPETITION / COMPETITIVE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горев Владимир Петрович

Анализируются методологические основы разграничения конструктивной и деструктивной сторон конкурентного процесса. Раскрывается сущность конструктивной конкуренции. Рассматривается роль государства в формировании конкурентной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FORMING OF COMPETITION PROCESS IN RUSSIAN ECONOMICS

Methodological principles for distinguishing between facilitating and impeding competition are analyzed. The essence of facilitating competition is brought to light.

Текст научной работы на тему «Специфика формирования конкурентного процесса в экономике России»

ственная стратегия развития должна быть направлена на формирование мощных российских ТНК для агрессивного завоевания ниш мирового рынка. Инновационный прорыв приведет к изменению вектора структурных сдвигов в экономике, значительному росту доли инновационно-инвестиционного сектора как базы для модернизации экономики, укреплению социальной функции государства, сокращению доли энергосырьевого сектора экономики.

Правительству России следует сосредоточить усилия на укреплении государственных структур для выработки российской модели развития страны, эффективного регулирования экономики с учетом мирового опыта. Важно реализовать генеральные тенденции, выстроить систему приоритетов, уточнить вектор рыночной трансформации и ориентиры развития реального сектора экономики, закрепить механизм экономического подъема.

В.П. ГОРЕВ

доктор экономических наук

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПРОЦЕССА

В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Конкуренция — важнейшая составляющая рыночного механизма, главный фактор, определяющий поведение всех без исключения экономических агентов. Реализация экономического интереса в рыночных условиях возможна только в процессе конкурентной борьбы. Именно конкуренция дает толчок предпринимательской инициативе, стремлению экономических агентов предлагать рынку более совершенные способы удовлетворения общественных потребностей на основе постоянно меняющихся знаний о рыночной конъюнктуре. Непрерывная последовательность активных действий таких агентов, направленных на достижение этих целей, формирует конкурентный процесс.

Конкурентный процесс продолжается благодаря вовлеченности его участников в бесконечную гонку за опережение или удержание первенства на рынке. Их бдительность относительно меняющихся обстоятельств, позволяющая получать больше выгоды в обмен на предлагаемые рынку услуги, вносит в поведение экономических агентов предпринимательский элемент. Рыночный процесс всегда имеет предпринимательский характер. Сама предпринимательская деятельность по своей сути всегда конкурентна1.

Методологические основы разграничения двух сторон конкурентного процесса — конструктивной и деструктивной. Концепции конкурентоспособности менялись по мере развития производительных сил. Индустриальной стадии развития присущи такие критерии конкурентоспособности, как цена, издержки, качество. Инновационной стадии развития

свойствен иной критерий конкурентоспособности. Это способность создавать не подлежащие копированию технологии, применение которых производителями конечных продуктов ставит их в зависимость от производителей технологий. И хотя при рыночной форме отношений как на уровне фирм, так и на уровне стран будут сохраняться отношения состязательности, различия в уровне развития производительных сил могут навсегда за одними участниками рынка закрепить положение лидера, а за другими — аутсайдера.

Сегодня в России имеет место технологическая многоукладность. Но общая степень деградации экономики как системы, в которой главными являются не столько элементы, ее составляющие, сколько связи между ними, сводит на нет различия между этими элементами. Возникает естественный вопрос: как могло произойти, что страна с величайшим индустриальным потенциалом, передовой наукой, самым образованным населением, имея все формальные признаки рыночной экономики и наличия конкурентной среды, в системе мировых хозяйственных связей оказалась практически неконкурентоспособной?

По нашему мнению, понять принципы, на основе которых создаются конкурентные преимущества на всех уровнях хозяйствования, невозможно без осмысления сущности конкуренции, внутренне присущих ей закономерностей и потенциальных способностей как разрушительного, деструктивного свойства, так и созидательного, конструктивного. Недостаточно рассматривать ее только как особую ситуацию на рынке, характеризую-

© В.П. Горев, 2005

щуюся наличием большого числа независимых покупателей и продавцов конкретного продукта и свободой покупателей и продавцов выходить на те или иные рынки или покидать их, т.е. как ситуацию, способствующую свободному формированию цен.

Анализ эволюции конкурентных отношений дает, на наш взгляд, основание считать целесообразным разграничение двух начал, составляющих содержание конкурентного процесса, — конструктивного и деструктивного. Важно не просто раскрыть особую значимость конструктивной конкуренции как фактора позитивного развития общества, но теоретически и методологически обосновать природу и специфику формирования конструктивных конкурентных отношений в российской экономике.

Конкуренция как процесс носит конструктивный, созидательный характер, если для экономических агентов — носителей лучших идей, способных лучше других удовлетворять общественные потребности, не существует произвольных препятствий для выхода на рынок. Конструктивная конкуренция — это стремление участников рыночного процесса добиться преимуществ на рынке путем создания оптимальных возможностей для общества за счет лучшей, чем у других на данный момент, организации производства, снижения затрат на единицу продукта, повышения качества продукции. Это созидательный процесс, который зависит от свободы его участников в выборе вариантов предпринимательской деятельности. Результатом его является рост благосостояния всех членов общества на основе прогресса в сфере производства.

Сущность конструктивной конкуренции заключается в том, что она является формой разрешения противоречий капиталистического производства. Внутреннее противоречие, присущее производству, основанному на частной собственности на средства производства, — противоречие между формой присвоения и характером самого производства. Такое противоречие разрешается именно через конкуренцию, в процессе поиска новых, более выгодных для общества методов ведения дела. Через конструктивную конкуренцию осуществляется сочетание специфических интересов предпринимателя, коллектива предприятия и общества в целом.

Частная собственность на ресурсы, свобода предпринимательства и экономический ин-

терес как основной экономический мотив в поведении людей являются фундаментальными условиями формирования конкурентных отношений, т.е. условиями, при которых конкуренция становится не только возможной, но и необходимой. Конкурентная среда способна придать этим отношениям различную направленность в зависимости от того, каким образом каждый экономический агент будет доказывать свое право на долю в общественном богатстве и на то или иное место в социальной структуре общества.

К факторам, придающим конкурентной среде конструктивную направленность, следует отнести инвестиционный климат, динамику доходов и сбережений населения, экономический рост. Только в условиях деловой активности уместна постановка вопроса о конкуренции и формировании конкурентных преимуществ.

Между самими этими категориями имеется существенное различие. Под конкуренцией следует понимать процесс борьбы за обладание ограниченным ресурсом. Конкурентоспособность же представляет собой относительную оценку преимуществ, которые позволяют экономическим агентам с большим или меньшим успехом добиваться права на владение ресурсами. Конкурентное преимущество на рынке сводится в конечном итоге к способности какого-либо экономического агента лучше соответствовать интересам других экономических агентов.

Особая роль в формировании соответствующей конкурентной среды принадлежит государству. Возможно два варианта развития событий. Первый предполагает максимальную свободу частного предпринимательства, простые и необременительные правила регистрации предприятий и уплаты налогов, формирование правовой среды, защищающей права собственников вообще и предпринимателей в частности. Регулирование экономики должно иметь социальную направленность. Это путь формирования конструктивных конкурентных отношений.

Второй вариант предполагает существенное административное регулирование рынка. Это может выражаться в создании искусственных барьеров для выхода на рынок, в использовании чиновниками различных уровней монопольного права на допуск (или недопуск) к ресурсам предпринимателей, что, по существу, есть монополия на владение ресурсами. Все возможные препятствия на пути выхода на

рынок можно свести к ограничению доступа к ресурсам. Именно за счет этого можно создавать привилегированное положение на рынке для избранных, «своих» предпринимателей и подавлять других. Конкуренция при этом будет носить деструктивный, разрушительный характер. Цениться будут не предпринимательские способности, а способность понравиться чиновнику. На рынке победит не тот производитель, который в состоянии предложить обществу лучшие варианты удовлетворения потребностей, а тот, который лучше удовлетворит потребности чиновников. Это путь коммерциализации государственной власти, когда издержки от коммерческой деятельности ложатся на общество, а доходы достаются власть предержащим. Экономические интересы бюрократии неизбежно довлеют над экономическими интересами общества.

Решение проблемы придания конкуренции конструктивной направленности в российских условиях потребует определенного времени. Во-первых, необходимо преодолеть психологические установки на деструктивную коммерческую деятельность узкого круга «своих». Это требует длительной работы по формированию рыночного, предпринимательского, созидательного мышления как предпосылки соответствующего поведения. Без формирования соответствующей морали, кодекса поведения, ориентирующих предпринимателей на общественно полезное поведение, никакой конструктивной деятельности в сфере бизнеса не будет. Не экономическая модель общества определяет поведение индивидов, а их поведение формирует соответствующую экономическую среду.

Вторая стратегически важная задача — разрушение административного капитала. Методы ее решения неочевидны и также требуют времени для накопления опыта. Но деятельность административных органов всех уровней должна быть прозрачной и находиться под контролем общественных организаций (объединений промышленников, потребителей, иных гражданских объединений).

Третья задача, техническая, не требующая больших затрат времени и легче других выполнимая, заключается в снижении налоговой нагрузки на бизнес.

Успешная политика правительства должна, в свою очередь, строиться с учетом стадии, которой достигла страна в развитии конкурентоспособности национальной экономики. Таких

стадий принято выделять три: факторных, инвестиционных и инновационных преимуществ.

Новая роль геоэкономических факторов и концепция абсолютных конкурентных преимуществ национальных экономик применительно к условиям глобализации. Следует отметить одно обстоятельство принципиального характера: с формированием единого глобального рынка меняется значение производственных факторов для получения конкурентного преимущества. Из факторов низкого порядка они становятся факторами высокого порядка, и к тому же труднопреодолимыми. На повышение конкурентоспособности национальной экономики помимо институциональной среды принципиально иное воздействие начинают оказывать геоэкономические условия той или иной страны.

Одним из последствий глобализации является то, что различия в продуктивности факторов производства в разных странах порождают такое явление, как различие в эффективности инвестиций в зависимости от географии их размещения. Эти различия в доходах от вложенного капитала на разных территориях носят устойчивый характер.

Именно такого рода дополнительный доход определяет степень инвестиционной привлекательности той или иной страны. Его существование обусловлено наличием сравнительных преимуществ, которые достаются стране от природы. Эти преимущества принято называть преимуществами низкого порядка в отличие от конкурентных преимуществ, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности людей. Конкурентные преимущества создаются, а не наследуются. Но между сравнительными и конкурентными преимуществами существует и другое существенное различие: конкурентные потенциально могут быть созданы где угодно, а сравнительные присущи только данной территории и неотъемлемы от нее. Естественно, конкурентные преимущества в любом случае выгоднее формировать на территории с более благоприятными природными и географическими условиями, поскольку это даст больший эффект. Вместо внедрения ресурсосберегающих технологий проще перевести производство туда, где этих ресурсов много и они дешевле. Относительная ограниченность регионов с благоприятными ресурсными, климатическими и географическими условиями порождает монополию на территорию как объект приложения капитала.

Сравнительные преимущества при этом становятся преимуществами высокого порядка, абсолютно непреодолимыми.

Эти тенденции определяют новую роль конкурентных преимуществ национальных экономик, основанных на факторах производства, применительно к условиям глобализации.

Глобальная рента как специфический объект глобальной конкурентной борьбы. Различия в доходах от вложенного капитала на разных территориях, как уже отмечалось, носят устойчивый характер, обусловлены неодинаковым качеством самих территорий и являются в силу этого источником формирования такого вида дохода, как рента. Поскольку подобные различия в доходах возникают в результате процесса глобализации рынка, то речь может идти о глобальной ренте. Условие для ее появления — различия в естественных природно-климатических условиях и географическом положении отдельных стран, входящих в глобальный товарообмен; причина — монопольное право государств на свою территорию как на объект хозяйствования. Глобальная дифференциальная рента, по сути, есть дополнительный доход от более привлекательных условий для вложения капитала на своей территории и от более высокой продуктивности тех ресурсов, которыми она располагает, по сравнению с другими странами.

Дифференциальная рента — результат экстенсивного развития экономики, она требует вовлечения в хозяйственный оборот все больших территорий, обладающих естественными природными преимуществами перед уже освоенными. Дополнительный доход, полученный за счет этого, служит источником формирования глобальной дифференциальной ренты первого рода и распределяется между инвесторами и страной, куда капитал вкладывается.

Если дополнительный доход от вложения капитала на территории какой-либо страны возникает в результате более высокого качества человеческого капитала, то в этом случае такой доход станет источником глобальной дифференциальной ренты второго рода.

Страна же, ставшая местом базирования создателей так называемых метатехнологий, оказывается над международной конкуренцией, так как становится монопольным владельцем данного ресурса. Она начинает извлекать выгоду в виде глобальной монопольной ренты.

Международная конкуренция в условиях глобализации принимает форму борьбы за обладание такой специфической формой дохода, как глобальная рента в различных формах.

Механизм формирования конкурентной среды и конструктивной направленности конкурентного процесса в экономике России. Это обстоятельство оказывает существенное влияние на механизм формирования конкурентной среды и конструктивной направленности конкурентного процесса в экономике нашей страны. Дело в том, что фактором, придающим конкурентной среде конструктивную направленность, является «плотность» конкурентной среды, которая, в свою очередь, зависит от массы функционирующего в стране капитала. Только в условиях деловой активности уместна постановка вопроса о конкуренции и формировании конкурентных преимуществ.

Экономический рост в условиях капиталистического хозяйства основан не на деньгах самих по себе, а на богатстве, превращенном в капитал. На территории России слишком мало капитала, чтобы конкуренция стала естественной формой его существования.

Как нам представляется на основании анализа фактического материала и сложившихся тенденций в российской экономике, для решения проблемы формирования конкурентной среды и придания конкуренции конструктивного характера разумным был бы комплекс следующих мер.

Первое: меры институционального характера, направленные на капитализацию национального богатства. Производительность национального богатства, т.е. отношение национального богатства (включающего в себя активы, созданные в процессе производства, т.е. капитал, а также землю и полезные ископаемые) к ВВП, можно отнести к наиболее общим показателям конкурентоспособности экономики. Экономический рост предполагает уменьшение данного отношения. При этом чем большая часть национального богатства вовлечена в хозяйственный оборот, тем шире возможности для увеличения ВВП, а значит, и роста благосостояния населения. Для того чтобы превратить национальное богатство в капитал, нужны такие базовые институты капиталистической системы, как защита прав собственности, защита прав кредиторов, защита конкуренции.

Незащищенность прав собственников своим следствием имеет незащищенность прав кредиторов. Защита этих прав предполагает не

только процедуру их регистрации, но и такой их ключевой элемент, как эффективность исполнения законов и качество работы судебной системы. Это определяет финансовое развитие экономики, размер финансового рынка, структуру собственности, количество размещенных акций. Именно финансовые рынки являются необходимым инструментом вовлечения в коммерческий оборот национального богатства. По сути, это инструмент межотраслевой конкуренции.

Второе: меры, направленные на увеличение размера инвестиций за счет внутренних источников. Размер инвестиций в развитых странах в период бурного экономического роста составлял не менее 30—40% их ВВП. Если экстраполировать этот показатель на нашу экономику, то для экономического роста в России (объем ВВП которой равен 350 млрд дол.) размер инвестиций должен составлять не менее 120 млрд дол. вместо сегодняшних 70 млрд. Кроме того, размер капитала должен минимум в 3 раза превышать объем ВВП, т.е. составлять порядка 1,5 трлн дол.2

На данный же момент суммарный капитал всех активных рыночных агентов (стоимость компаний, собственный капитал банков) вряд ли превышает 250 млрд дол. Главным источником увеличения капитала в России следует считать капитализацию недвижимости, размер которой равен примерно 800 млрд дол. Чтобы это богатство стало капиталом, необходимо развитие ипотеки. Другой потенциальный источник формирования капитала — земля.

Кроме мер институционального характера, о которых говорилось ранее, государство может прибегнуть и к другим способам расширения финансового рынка: рефинансирование коммерческих банков Центробанком, снижение нормы резервирования, эмиссия государственных ценных бумаг. В совокупности эти меры могли бы привести к росту размера инвестиций до требуемых 120 млрд дол.

Третье: меры, направленные на формирование и обеспечение функционирования российской национальной инновационной системы. Нынешняя институциональная структура науки, ее взаимосвязи, механизм функционирования сформировались при иной социально-экономической модели общества, а процесс адаптации к рыночным условиям происходил при полном неучастии в нем государства и потому имел для науки самые тяжелые последствия. Во многом именно поэтому институци-

ональная структура российской науки не отвечает требованиям рынка.

Выходом из создавшегося положения могла бы стать, по нашему мнению, реструктуризация государственного финансирования научных исследований и большая их коммерциализация. На бюджетном финансировании должно находиться только несколько крупных направлений, имеющих фундаментальное значение для формирования национального лидерства в сфере передовых технологий. Исследования прикладного характера должны вестись подразделениями производственных фирм и ими же финансироваться.

Четвертое: меры, направленные на остановку ухода капитала за границу. Надо признать, что самым значительным результатом попыток перенесения на российскую почву западных либеральных ценностей и форм ведения бизнеса, а также навязывания либерализации внешнеэкономических связей для нашей страны стала экономическая катастрофа. Отток капитала за границу на протяжении десятилетия превышал 20 млрд дол. в год (в 2004 г. — около 17 млрд дол., при этом чистый вывоз капитала частным сектором увеличился в 4 раза и составил 7,8 млрд дол.3).

Нежелание предпринимателей вкладывать деньги в техническое перевооружение отечественных предприятий есть результат низкой инвестиционной привлекательности экономики России. Во многом это обусловлено не только проблемами институционального характера, но и ее географическим положением и естественными природно-климатическими условиями. Именно они делают затраты на производство единицы продукции в России, при прочих равных условиях, выше, чем в любой иной стране, а продуктивность ресурсов, соответственно, ниже. Открытость нашей экономики для внешнего рынка и свободная конвертация рубля частными лицами приводят к единственно возможным последствиям — оттоку капитала за границу.

Неразвитость рыночных механизмов формирования цен на продукты и издержек производства, отсутствие у правительства какой-либо программы поддержки отечественной промышленности, неблагоприятные естественные природно-климатические условия в комплексе приводят к тому, что межотраслевая конкуренция в России проявляется не в виде свободного перетока капитала из одной отрасли в другую в пределах российского

экономического пространства, а в виде ухода капитала за пределы России.

Отсутствие межотраслевой конкуренции не способствует и развитию внутриотраслевой конкуренции, так как не наращивается объем капитала в конкретных отраслях отечественной экономики, не обостряется борьба за платежеспособный спрос, конкурировать за деньги потребителей просто некому.

В силу этих причин конкуренция в России приняла очень опасную направленность. Она не стала способом перераспределения ресурсов от неэффективных собственников в пользу эффективных. Она не стала борьбой каждого участника рыночного процесса за более выгодные условия производства и реализации продукта. Она стала борьбой за право вывозить капитал из страны.

Для предотвращения ухода капитала российское экономическое пространство следует закрыть. Во-первых, ввести ограничения на свободную конвертацию рубля в иностранные валюты. Во-вторых, установить государственный контроль за внешней торговлей. Покупать на внешнем рынке товары за иностранную валюту должны только те компании, которые сами являются конкурентоспособными на внешнем рынке и в состоянии реализовывать на нем свою продукцию. В-третьих, ограничить экспорт сырья, а экспорт энергоресурсов желательно вообще прекратить. Таможенные тарифы целесообразно сделать запретительными для продуктов простых технологий, а импорт высокотехнологичного оборудования должен быть облегчен.

Эти сугубо протекционистские меры на сегодняшнем этапе экономических преобразований крайне необходимы. Какое-то время капиталистическую экономику на территории Рос-

сии следует развивать в условиях относительной обособленности. О внешнеэкономической экспансии, возможно, придется подумать позже, после того, как российским высокотехнологичным компаниям, не имеющим серьезных конкурентов, станет тесно на внутреннем рынке.

Пятое: меры, направленные на превращение рубля в резервную валюту. Весь российский экспорт должен оплачиваться иностранными покупателями в рублях. Эта простая мера сделает рубль востребованным за границей и послужит гарантией того, что за импортные товары на внешнем рынке российские покупатели также смогут расплачиваться рублями. Поскольку на данный момент размеры российского экспорта почти вдвое превышают размеры импорта, недостающую сумму покупатели российских товаров могли бы получить двумя способами. Первый — взять рублевый кредит в Центральном банке. Второй — заработать рубли, разместив на территории России производство и наладив здесь систему сбыта своих товаров. Только этот путь потенциально мог бы ежегодно давать приток иностранных инвестиций в российскую экономику, в несколько раз превышающий положительное сальдо внешнеторгового баланса.

По нашему мнению, комплекс предлагаемых мер способствовал бы перелому сформировавшихся в экономике России неблагоприятных тенденций.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство: Пер. с англ. / Под ред. А.Н. Романова. М., 2001. С. 20-21.

2 Российская экономика в 2004 году: Тенденции и перспективы. http://www.iet.ru

3 Эксперт. 2005. № 3. С. 4.

Т.И. ТРОФИМОВА

кандидат экономических наук, доцент

ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛЯРИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Начало третьего тысячелетия характеризуется целым спектром определенных новых, но уже сложившихся тенденций. Среди них можно отметить все более усиливающееся сближение как стран, так и народов, рождение единого не только экономического, но и информационного пространства, интенсивное распространение телекоммуникационных тех-

нологий, активный обмен знаниями, расширение границ общения во всех сферах человеческой деятельности, взаимное проникновение культур. В научной литературе эти явления объединяются понятием «глобализация».

Человечество, безусловно, вступает в новую эпоху, которой присуще множество противоречивых и тревожных моментов, неодно-

© Т.И. Трофимова, 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.