Научная статья на тему 'Специфика формирования доступности платных потребительских услуг'

Специфика формирования доступности платных потребительских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДОСТУПНОСТЬ ПЛАТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ / SOCIAL / PHYSICAL AND ECONOMIC AVAILABILITY OF CONSUMER PAID SERVICES TO POPULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Восколович Нина Александровна

В статье рассматриваются различные сложившиеся подходы к оценке доступности услуг в здравоохранении, образовании, культуре, коммунальном обеспечении, спорте. Определены критерии и факторы, обусловливающие доступность населению платных потребительских услуг, предложен принцип ступенчатого размещения объектов сферы платных услуг по населенным пунктам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Восколович Нина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of Formation of Availability of Consumer Paid Services

The article discusses the various existing approaches to evaluating the availability of services in health, education, culture, community security, sport. The criteria and factors that contribute to the public availability of paid consumer services, proposed the principle of graded accommodation facilities of paid services on human settlements.

Текст научной работы на тему «Специфика формирования доступности платных потребительских услуг»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2012. № 3

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Н.А. Восколович1,

докт. экон. наук, профессор кафедры экономики социальной сферы экономического ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ДОСТУПНОСТИ

ПЛАТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ УСЛУГ

В статье рассматриваются различные сложившиеся подходы к оценке доступности услуг в здравоохранении, образовании, культуре, коммунальном обеспечении, спорте. Определены критерии и факторы, обусловливающие доступность населению платных потребительских услуг, предложен принцип ступенчатого размещения объектов сферы платных услуг по населенным пунктам.

Ключевые слова: социальная, физическая, экономическая доступность платных потребительских услуг населению.

The article discusses the various existing approaches to evaluating the availability of services in health, education, culture, community security, sport. The criteria and factors that contribute to the public availability of paid consumer services, proposed the principle of graded accommodation facilities of paid services on human settlements.

Key words: social, physical and economic availability of consumer paid services to population.

Научно-технический прогресс и коммерциализация сферы услуг вносят серьезные изменения в ее функционирование. Дорогостоящие современные техника, оборудование, технологии, все шире применяемые в строительстве и оснащении объектов указанной сферы, не только требуют привлечения значительных финансовых и иных ресурсов, но и определяют необходимость разработки маркетинговой стратегии обеспечения конкурентоспособности и доступности услуг.

О сложившейся системе потребительских предпочтений, обусловленных платежеспособным спросом, можно судить по структуре платных услуг населению (табл. 1). Согласно данным официальной статистики, доля расходов на платные услуги в 2002—2010 гг. менялась весьма мало (наибольшие значения по этому показателю имеют бытовые и медицинские услуги).

1 Восколович Нина Александровна, тел.: +7 (495) 939-29-16; e-mail: voskolovitch@ mail.ru

Таблица 1

Структура платных услуг населению РФ

Вилы платных услуг 2002 г. 2005 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Структура платных услуг населению, всего,% 100 100 100 100 100

В том числе: бытовые 11,7 10,1 9,9 9,9 9,7

культуры 2,0 2,3 1,6 1,7 1,7

туристские 1,4 1,5 1,8 1,7 1,7

физкультуры и спорта 0,4 0,7 0,6 0,6 0,6

медицинские 4,9 4,8 4,8 4,9 5,0

санаторно-оздоровительные 2,1 1,6 1,4 1,4 1,2

Источник: Российский статистический ежегодник, 2008: стат. сб. М., 2009. С. 537. Составлено автором.

Проблема доступности услуг в различных отраслях и видах деятельности сферы услуг рассматривается по-разному. Так, исследования относительно доступности медицинской помощи осуществляются в рамках двух основных методологических подходов2:

— поведенческого, анализирующего влияние демографических, социальных характеристик населения, ценностных оценок здоровья и потребности в медицинских услугах, а также наличия медицинских учреждений по месту жительства;

— контекстуального (организационного), исследующего влияние макроэкономических факторов, в том числе состояния экономики в целом и конкретной ее отрасли в частности, ценностных ориен-таций потребителей, определяющих выбор приоритетов развития (в данном примере, касающемся здравоохранения, — системы предоставления услуг, организации на региональном уровне и на уровне учреждения здравоохранения).

Доступность социальных услуг в сферах образования и культуры исследуется на основе изучения управленческих аспектов реорганизации сетей массового обслуживания независимо от доходов и места жительства граждан3. Оценивалось влияние на устойчивость

2 См.: Панова Л. Доступность первичной медицинской помощи в оценках петербуржцев // Русский народный сервер против нарокотиков. 1998—2010. URL: http://www.narcom/ru (дата обращения: 12.11.2010).

3 Концепция и механизмы обеспечения доступности социальных услуг (сферы — образование, культура) // НИУ ВШЭ: сайт. 2008. URL: http://www.hse.ru/org/projects/ 16973117 (дата обращения: 17.02.2010).

функционирования сетей таких параметров, как ценность (приобретаемая выгода) услуги для потребителя, цена (затраты государства и потребителя) за оказание услуги, издержки потребления услуги (прямые — в виде оплаты доступа, косвенные — как затраты времени на получение услуги), затраты учреждения на производство услуги. Вместе с тем анализировалась дифференциация социальных групп населения в зависимости от доступности услуг и последствия возникающей дискриминации.

Доступность товаров и услуг организаций коммунального комплекса определяется в двух аспектах — как доступность приобретения, отражающая физическую доступность благ для потребителей, и как экономическая доступность, характеризующая соответствие платежеспособного спроса потребителей стоимости товаров и услуг4. В соответствии с этим доступность товаров и услуг коммунальных организаций оценивается по нескольким признакам: по виду (физическая и экономическая доступность), предмету оценки (уровень комфорта, бесперебойность и качество обслуживания и т.п.), сфере деятельности, период оценки (текущий, долгосрочный, прогнозный).

В области физкультуры и спорта проблема доступности услуг рассматривается относительно создания условий для безбарьерного доступа к спортивным объектам и сооружениям инвалидов и других маломобильных групп населения, обеспечения возможностей физического доступа путем использования современных технических средств и технологий. Реализация данного направления применительно к конкретной группе потребителей в российской сфере спорта достигается посредством участия в государственной программе «Доступная среда», рассчитанной на 2011—2015 гг.

Доступная среда — это совокупность условий и требований к создаваемой человеком окружающей городской (архитектурный дизайн, транспортная и инженерная инфраструктура) и информационной среде, позволяющая беспрепятственно передвигаться и воспринимать жизненно важную информацию5.

Доступная среда, согласно положениям Конвенции ООН о правах инвалидов и Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, понимается как физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные в целях устранения препятствий и барьеров,

4 Методические рекомендации по разработке критериев и оценке доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса. М., 2009.

5 Постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 № 175 «О государственной программе "Доступная среда" на 2011—2015 годы» // Интернет-портал Правительства Российской Федерации. URL: Шр://правительство.рф/ gov/results/14607/ (дата обращения: 15.04.2010).

возникающих у индивида или группы людей с учетом их особых потребностей. Из этого следует, что доступность среды обусловлена возможностями ее использования соответствующей группой населения.

В Российской Федерации требования по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры определены рядом федеральных законов и нормативно-правовых положений6.

В России проживает около 13 млн инвалидов, что составляет примерно 9% от общей численности населения страны.

О готовности Российской Федерации к решению проблемы создания доступной среды для нормальной жизнедеятельности инвалидов свидетельствует подписанная ею в 2008 г. Конвенция ООН о правах инвалидов (далее — Конвенция)7. Положения Конвенции требуют от подписавших ее участников реализации мер по предоставлению инвалидам равного с другими гражданами доступа к физическому повседневному окружению (т.е. физические объекты, здания, сооружения, транспорт, услуги информации и связи и т.п.), а также к другим объектам и услугам, предназначенным для населения.

Цели программы «Доступная среда» заключаются в формировании к 2016 г. условий для беспрепятственного доступа к основным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также в устранении социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся таковыми8.

Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ как соисполнитель программы «Доступная среда» участвует в составлении методических рекомендаций по обеспечению соблюдения требований доступности при предоставлении услуг спортсменам-инвалидам, инвалидам-зрителям и другим маломобильным группам населения к спортивным мероприятиям с учетом особых потребно-

6 Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» // Российская газета: сайт. 1995. 24 ноября. URL: http://www.rg.ru/1995/11/24/invalidy-dok.html (дата обращения: 12.05. 2010); Федеральный закон Российской Федерации от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // Российская газета: сайт. 1995. 4 августа. URL: http://www.rg.ru/1995/08/04/socobslujivanie-dok.html (дата обращения: 12.05.2010).

7 Конвенция ООН о правах инвалидов от 13.12.2006 г. // Организация Объединенных Наций: сайт. URL: http://www.un.org/ru/ (дата обращения: 18.11.2009).

8 Постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 № 175 «О государственной программе "Доступная среда" на 2011—2015 годы» // Интернет-портал Правительства Российской Федерации. URL: http://правительство.рф/ gov/results/14607/ (дата обращения: 15.04.2010).

стей инвалидов, в разработке и реализации мер поддержки учреждений спортивной направленности по адаптивной физкультуре и спорту в субъектах РФ, в подготовке специалистов, обеспечивающих учебно-тренировочный процесс среди инвалидов и других маломобильных групп населения.

Целевые индикаторы программы «Доступная среда» относительно сферы спорта можно условно разделить на три группы (табл. 2):

— индикаторы потребления спортивных услуг;

— индикаторы наличия инфраструктуры;

— индикаторы получателей субсидий.

Ресурсное обеспечение выполнения программы «Доступная среда» базируется на многоканальной основе, в том числе используются субсидии, выделенные из федерального бюджета.

Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку учреждений спортивной направленности по адаптивной физкультуре и спорту предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитных обязательств на основе соглашения, заключенного между Минспортом России и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ9. Субсидия предоставляется с учетом:

— бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения соответствующего целевого расходного обязательства в бюджете субъекта РФ, соглашения, содержащего сведения о целевом назначении субсидии и ее размере;

— перечня учреждений спортивной направленности с пообъектным распределением бюджетных ассигнований, источником финансового обеспечения которых является субсидия;

— значения целевого показателя эффективности использования субсидии (доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов-спортсменов в общей численности этой категории населения);

— обязательства субъекта РФ о предоставлении отчетов о расходах, достигнутом значении целевого показателя в установленные сроки, а также о порядке контроля и ответственности сторон.

Размер софинансирования расходного обязательства субъекта РФ за счет субсидии определяется с учетом:

— уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ на текущий год;

— стоимости оборудования, инвентаря, экипировки, компьютерной техники, транспортных средств, приобретаемых для оснащения учреждений спортивной направленности;

9 Приложение № 7 к государственной программе «Доступная среда» на 2011— 2015 годы // Интернет-портал Правительства Российской Федерации. URL: http:// правительство.рф/gov/results/14607 (дата обращения: 15.04.2010).

Таблица 2

Целевые индикаторы государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2015 гг.

Индикаторы потребления спортивных услуг Индикаторы наличия инфраструктуры Индикаторы получателей субсидий

Доля инвалидов в их общей численности, 1) положительно оценивающих доступность спортивных объектов и услуг; 2) систематически занимающихся спортом; 3) положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов; 4) получивших положительные результаты реабилитации; 5) обеспеченных техническими средствами реабилитации 1. Доля доступных для инвалидов объектов социальной инфраструктуры в их общем количестве. 2. Доля общеобразовательных учреждений, имеющих универсальную безбарьерную среду для совместного обучения инвалидов и других лиц. 3. Доля парка транспортных средств, оборудованных для перевозки маломобильных групп населения. 4. Количество субтитрованных телевизионных программ. 5. Количество рабочих мест для инвалидов, созданных общественными организациями инвалидов. 6. Доля главных бюро медико-социальной экспертизы, оснащенных специальным диагностическим оборудованием Доля субъектов РФ, имеющих карты доступности спортивных объектов и услуг, в их общей численности

Составлено автором по материалам программы «Доступная среда».

— количества учреждений спорта на территории субъекта РФ, количества субъектов РФ — получателей субсидий;

— общего размера субсидии и др.

Оценка эффективности реализации программы «Доступная среда» по целям (задачам) определяется как процентное соотношение фактически достигнутого показателя (индикатора) к его целевому значению10. При этом за пределами анализа остаются затраты на ресурсное обеспечение, дифференциация показателей по различным видам спортивных объектов, видов спорта и т.п.

Несовершенство законодательства в сфере создания доступной среды для инвалидов обусловлено несогласованностью нормативно-правовых положений субъектов Российской Федерации с общегосударственным, международным законодательством. Разноречивость действующих федеральных, региональных и муниципальных целевых программ по формированию доступной среды для людей с ограниченными возможностями, различия в их ресурсном обеспечении и подходах к оценке результативности выполнения также вносят значительный диссонанс в решение проблемы.

Представляется целесообразным расширить осуществляемые пилотные проекты в плане охвата как объектов и сооружений сферы услуг, так и контингента потребителей услуг, поскольку равный доступ должен быть обеспечен всем категориям потребителей.

Основные факторы доступности платных потребительских услуг населению можно разбить на шесть групп — половозрастные, физиологические, информационные, инфраструктурные, транспортные и стоимостные (табл. 3).

С учетом основных групп факторов можно выделить три критерия доступности платных потребительских услуг:

— социальный (поведенческий), определяющий ценностные оценки потребности населения в услугах;

— физический, характеризующий доступность материальных объектов сферы услуг спортивного назначения для потребителей (доступность инфраструктуры спорта, влияние транспортных факторов и т.п.);

— экономический, обусловливающий соответствие платежеспособному спросу потребителей стоимости услуг, экипировки, дополнительного снаряжения и оборудования, а также капитальные затраты государства, муниципальных органов и других собственников.

Для определения реальной доступности платных потребительских услуг населению относительно регионов необходим дополни-

10 Приложение № 9 к государственной программе «Доступная среда» на 2011— 2015 годы // Интернет-портал Правительства Российской Федерации. RUL: http:// правительство.рф/gov/results/14607 (дата обращения: 15.04.2010).

Таблица 3

Факторы доступности услуг массовых видов спорта

Половозрастные Физиологические Инфраструктурные Информационные Транспортные Стоимостные

Показатели

В общем числе потребителей: 1) доля женщин; 2) доля детей и подростков; 3) доля лиц старшего возраста; 4) доля многодетных семей 1. Доля лиц с ограниченными физическими возможностями 1. Обеспеченность объектами сферы услуг. 2. Доля высокотехнологичных объектов сферы услуг 1. Упоминание и реклама в СМИ. 2. Эфирное время на телеканалах. 3. Реклама и видео в Интернете 1. Доля объектов сферы услуг шаговой доступности. 2. Затраты времени потребителей на транспорт 1. Доля расходов населения на платные услуги. 2. Динамика цен на платные услуги

тельный анализ с учетом трех предлагаемых критериев социальной, физической и экономической доступности, для чего требуется проведение дополнительных выборочных и сплошных обследований.

Формирование сети объектов и сооружений сферы услуг должно базироваться на принципах специализации, типизации и рационального размещения, как, например, это осуществляется в розничной торговой сети.

Рациональное размещение сервисных объектов должно учитывать высокую эффективность капитальных вложений, создавать комфорт для потребителей (например, близость размещения к месту жительства, работы, учебы, транспортной доступности, свобода потребительского выбора по комплексности, качеству, стоимости услуг), а также вписываться в градостроительную инфраструктуру. По аналогии с розничной торговой сетью целесообразно использовать принципы равномерного и ступенчатого размещения объектов потребительского назначения.

Равномерность предполагает их размещение по всей территории с учетом плотности населения и максимального охвата населенных пунктов. Смысл равномерности размещения заключается в обеспечении доступности услуг для массового потребителя при сохранении традиций и предпочтений местного характера.

Ступенчатость размещения должна быть ориентирована на создание комплексности обслуживания, достигаемой путем сочетания объектов и сооружений различной сложности и технологичности.

Список литературы

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2010—2012 годы. Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. М., 2009.

Основные показатели субъекта бюджетного планирования Министерства спорта, туризма и молодежной политики на 2010—2012 годы // Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации: официальный сайт. URL: http://minstm.gov.ru

Отчеты Министерства спорта, туризма и молодежной политики за 2009— 2010 годы // Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации: официальный сайт. URL: http://minstm.gov.ru

Российский статистический ежегодник. 2011. М., 2012.

Федеральный закон Российской Федерации от 04.12.2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Российская газета. 2007. 8 декабря. № 4539.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.