УДК 338.49, 656.1
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ДОСТУПНОСТИ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
К. Э. Сафронов
Аннотация. В статье представлена методика оценки уровня доступности объектов с использованием бальной системы. Коэффициенты доступности позволят на каждом этапе следить за эффективностью мероприятий по адаптации объектов в рамках целевых программ, планировать и контролировать расходы на повышение доступности, а также использовать их в системе статистического учета муниципалитетов, регионов и страны в целом.
Ключевые слова: адаптация, доступная среда, инвалиды, маломобильные группы населения.
Введение
В нашей стране продолжается процесс формирования доступной для инвалидов и маломобильных групп населения среды жизнедеятельности. Это связано с реализацией международных и
отечественных требований по соблюдению прав инвалидов и повышению качества жизни всего населения. По прогнозу Минэкономиразвития РФ к 2030 году доля нетрудоспособного населения на 1000 человек повысится с 654 в 2012 году до 824 человек. Ухудшение демографической ситуации связано с периодом низкой рождаемости в 90-х годах. На этом фоне актуальность формирования доступной среды связана с обеспечением возможности добровольно трудиться людям
постпенсионного возраста и инвалидам.
На достижение поставленных целей направлена государственная программа "Доступная среда" на 2011-2015 годы, в рамках которой, необходимо решить ряд задач. В частности, усовершенствовать методику паспортизации для получения более точных индикаторов состояния доступности объектов и повышения эффективности бюджетных расходов на их адаптацию.
В большинстве регионов разработаны программы по доступности, которые частично субсидируются из федерального бюджета. Определенных результатов удалось добиться при реализации государственной программы Омской области "Доступная среда" до 2020 года (далее - Программа) с объемом финансирования 3,47 млрд. рублей. Ее основная цель - обеспечение
беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Методика оценки уровня доступности
Для реализации Программы при участии автора разработано и принято постановление Правительства Омской области от 7 августа 2013 года № 192-п "Об утверждении Порядка формирования доступной среды
жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Омской области", в рамках которого был организован процесс паспортизации объектов на доступность [1].
Алгоритм паспортизации представлен на рисунке 1. В каждом муниципальном образовании при Комплексном центре социальной защиты населения созданы комиссии по формированию доступной среды. В состав комиссий вошли специалисты социального обслуживания населения, представители органов власти и общественных инвалидных организаций. Комиссии рассматривают анкеты, составляют реестр, определяют перечень приоритетных объектов, проводят экспертную оценку, составляют акты, паспорта и планы адаптации, рассматривают информацию об итогах исполнения планов адаптации объектов социальной инфраструктуры. В казенном учреждении "Социальная защита" создан сектор паспортизации, в котором ведется региональный реестр паспортов, и информация о доступности объектов наносится на карту доступности Омской области на федеральном портале "Жить вместе".
Анкетирование ОСИ
Регистрация в реестре ОСИ муниципального образования
Экспертная оценка ОСИ Составление акта
Нет
I
КЦСОН
Комиссия
ОСИ адаптирован к потребностям инвалидов? (Решение комиссии)
Да
Составление плана адаптации
Составление (уточнение) паспорта ОСИ
Информация об адаптации ОСИ
Участник
Регистрация (актуализация) в реестре ОСИ Омской области
_
КУ "Соцзащита"
Размещение (актуализация) информации на Карте доступности Омской области в сети Интернет на портале "Жить вместе"
Рис. 1. Алгоритм проведения паспортизации объектов на доступность в Омской области
Среди целевых индикаторов Программы основными являются - доля паспортизированных объектов, доля нанесенных на карту доступности и доля доступных объектов в их общем объеме. Доля доступных объектов в общем количестве является главным индикатором Программы. Планируется обеспечить доступность объектов к концу Программы на уровне 94 % от общего количества объектов -1200.
Каждый объект имеет свою специфику и порой бывает сложно оценить уровень его доступности для каждой категории инвалидов - опорников, колясочников, слабослышащих, слабовидящих и людей с нарушением умственного развития. Сложно следить и за динамикой состояния доступности, если она не выражена качественными показателями. В целевых индикаторах по доле доступных объектов Программы на начало 2014 года заложены удельные количественные
показатели - должно быть доступно 16 % (192 объекта), а к концу года - 30 %.
В 2013 году было паспортизировано 455 объектов. Анализ состояния их доступности представлен в таблице 1. При паспортизации использовались критерии оценки
доступности, разработанные в "Методике паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №625 от 18 сентября 2012 года. Полностью доступных объектов нет, доступными для отдельных категорий инвалидов являются 25 объектов, частично доступными - 70 объектов, доступными условно - 330 объектов и временно недоступными - 29 объектов. Таким образом, получены количественные показатели по каждой категории объектов.
Таблица 1 - Анализ реестра Омской области на 1 января 2014 года
Приоритетная сфера жизнедеятельности Итого: Доля, % Доступно полностью всем Доступно полностью избирательн о Доступ но частич но Доступно условно Временно недоступ но
Здравоохранение 84 18% 0 5 10 65 4
Социальная защита населения 147 33% 0 5 28 107 7
Физкультура и спорт 14 3% 0 1 3 9 1
Информация и связь 6 1% 0 0 0 5 1
Культура 73 16% 0 1 14 52 6
Транспорт 6 1% 0 2 0 3 1
Образование 55 12% 0 3 9 42 1
Потребительский рынок 5 1% 0 1 0 4 0
Сфера услуг 65 14% 0 7 6 44 8
Жилищный фонд 0 0% 0 0 0 0 0
Всего: 455 100% 0 25 70 330 29
В 1 квартале 2014 года была повторно собрана информация по данным объектам, выяснилось, что работы по адаптации начали проводиться на 152 объектах (12,7 %). Получен количественный показатель, однако на сколько улучшилось состояние доступности на всех объектах или каждом из этих объектов в отдельности не ясно. Он может быть выражен лишь в словесной интерпретации состояния их доступности. Необходимы агрегированные показатели, которые легко обрабатывать и систематизировать.
Решение проблемы
Если каждой категории по нарастающему уровню доступности присвоить
соответствующий балл, получится шкала оценки, по которой можно судить о состоянии доступности объекта в разные моменты времени [2]. Это даст возможность планировать, контролировать уровень доступности как объекта, так и средств, направленных на его адаптацию.
Если использовать 5 бальную систему при оценке объектов 2013 года, то средневзвешенный балл (коэффициент доступности) можно рассчитать следующим образом:
0*5 + 25* 4 + 70 *3 + 330 *2 + 30 *1
Кд =
455
- = 2,19 . (1)
Это агрегированный показатель доступности всех паспортизированных объектов. Если использовать бальную систему при оценке отдельных объектов, то путем вычисления средних групповых можно получить значение каждой обследованной зоны и всего объекта в целом. При проведении работ по адаптации показатели будут меняться до достижения максимального уровня, установленного для каждого объекта. Например, из всех школ в населенном пункте только одна может быть приспособлена к потребностям колясочников с Кд = 5, остальные должны быть адаптированы для обучения детей с ослабленным зрением и слухом Кд = 3-4.
Бальную систему можно использовать при планировании расходов на мероприятия по доступности. Например, при расчете затрат на обеспечение доступности остановочных комплексов в Омской области в 2014 году был использован опыт, накопленный в ходе организации транспортного обслуживания инвалидов в городе Омске. В таблице 2 представлены показатели адаптации специализированного автобусного маршрута для инвалидов №1И "Дергачева - Гашека". Для оценки состояния доступности остановочных комплексов была использована упрощенная трехбалльная система оценки: Кд = 1 - недоступно; Кд = 2 - доступно с посторонней помощью; Кд = 3 - доступно самостоятельно.
Таблица 2 - Пример расчета затрат на повышение доступности остановок
Показатель / годы 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Итого:
Затраты всего, З, млн. руб. - 5,0 5,0 10,0 10,0 15,0 45,0
- в т.ч. приобретение автобусов, За, млн. руб. - - - 7,0 7,0 - 14,0
- в т.ч. затраты на доступность, Зд, млн. руб. - 5,0 5,0 3,0 3,0 15,0 31,0
Коэффициент доступности, Кд 1,5 1,6 1,8 2,0 2,2 2,5 -
Прирост доступности, АКд - 0,1 0,2 0,2 0,2 0,3 1,0
Удельные затраты на доступность, АЗ, млн. руб./Кд - 50,0 25,0 15,0 15,0 50,0 31,0
Маршрут протяженностью 63 км, включал 100 остановочных пунктов и был открыт 15 ноября 2010 года. На момент первого обследования в 2005 году средний коэффициент доступности на трассе маршрута был равен 1,5, за 5 лет на адаптацию было выделено 45,0 млн. руб., включая затраты на приобретение 4 полунизкопольных автобусов. Коэффициенты доступности определялись специальной комиссией, которая проводила ежегодные обследования. К 2010 году среднее значение показателя выросло до 2,5, это означает, что подвижным составом и большинством остановок инвалиды смогли пользоваться самостоятельно. Прирост доступности равен: АКб = Кбт+1 - Кд т , (2)
где Т- год.
Удельные затраты на доступность составили:
АЗ = Зд / АКб = 31,0/1,0 = 31,0 млн. руб., (3) где ЗД = З - ЗА млн. руб./Кб. Это значит, что на 1 Кб было израсходовано 31,0 млн. руб. Всего в городе Омске 1200 остановочных пунктов, следовательно, на доведение оставшихся 1100 остановок до такого же уровня доступности Кб = 2,5 понадобится еще 341,0 млн. руб. Доведение всех остановок до Кб = 3 обойдется в сумму 744,0 млн. руб. По данной методике можно подсчитать абсолютные и удельные показатели затрат на доступность по схожим проектам в масштабе муниципалитета или региона. Заключение
В настоящее время прорабатываются теоретические основы использования данных коэффициентов при паспортизации объектов и в качестве целевых индикаторов Программы. Данные индикаторы позволят на каждом этапе следить за ее результативностью. Работая над адаптацией
объектов можно следить за изменением их значений во времени, планировать и контролировать расходы на повышение доступности, а также использовать их в системе статистического учета
муниципалитетов, регионов и страны в целом.
Дальнейшие исследования могут быть направлены на оценку эффективности субсидий и инвестиций в повышение доступности объектов различного назначения, где также целесообразно использовать коэффициенты доступности.
Библиографический список
1. Сафронов, К. Э. Подходы к формированию, управлению и оценке доступной среды / К. Э. Сафронов // Экономические науки: науч. - информ. журнал. - 2012. - №2(87). - С. 157-163.
2. Сафронов, К. Э. Показатели доступности среды жизнедеятельности / К. Э. Сафронов // Социально-экономические проблемы развития и функционирования транспортных систем городов и зон их влияния: материалы XIX международной науч. - практ. конф. - Екатеринбург: АНМБ, 2013. -384 с. - С. 86-91.
THE METHOD FOR ASSESSING THE LEVEL OF AVAILABILITY OF OBJECTS FOR INVALIDS AND PEOPLE WITH LIMITED MOBILITY USING POINT-BASED SYSTEM
K. E. Safronov
Abstract. The article presents the method for assessing the level of availability of objects using point-based system. The coefficients of availability will allow at each step following the effectiveness of measures for adaptation of objects in the frames of purposeful programs, planning and controlling the expenses for increasing availability, as well as using them in the system of statistical accounting of municipalities, regions and country as a whole.
Keywords: adaptation, accessible environment, invalids, people with limited mobility.
Сафронов Кирилл Эдуардович - кандидат технических наук, доцент кафедры "Строительные конструкции" Сибирской государственной автомобильно-дорожной
академии (СибАДИ) г. Омск. Основные направления научной деятельности:
градостроительство, формирование доступной среды, транспортное обслуживание населения. Общее количество работ: 100. tгansistem@гambleг. ги
Bibliographic list
1. Safronov K. E. Approaches to formation, management and an assessment of the available environment // Economic sciences: scientifically information magazine. - 2012. - №2 (87). - pp. 157-163.
2. Safronov K. E. Indicators of availability of the environment of activity // Social and economic problems of development and functioning of transport systems of the cities and zones of their influence: materials XIX international scientifically-practical conference. -Yekaterinburg: ANMB, 2013. - 384 р. - pp. 86-91.
УДК 339.138
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ
РЕКЛАМНЫХ УСЛУГ
Е. С. Серебренникова
Аннотация. В статье рассматриваются основные функции рекламных услуг, приводится их краткая характеристика. Показан механизм действия экономической, стимулирующей, политической, социальной информационной, коммуникативной и образовательной рекламных функций в рамках действия и развития современных рыночных отношений, а также автор в целом описывает роль рекламы для общества в контексте социальных и торговых отношений.
Ключевые слова: реклама, рекламные услуги, функции рекламных услуг, рекламопроизводители.
Введение
В настоящее время точное и универсальное определение понятия рекламные услуги отсутствует. В отечественной и зарубежной литературе можно найти множество различных его трактовок.
Многие исследователи, в том числе и американские, приводили ряд определений для раскрытия наиболее точной сущности такого понятия как рекламные услуги. К примеру, американский исследователь рекламы Д. Денисон определяет рекламу, как оплаченное присутствие в средствах массовой информации сведений о предприятии (товаре, услуге) заказчика, имеющее целью увеличить известность предприятия и его обороты [1].
Профессор Ж.-Ж. Ламбен характеризует рекламу в качестве «односторонней коммуникации, исходящей от спонсора, желающего прямо или косвенно поддержать действия фирмы» [2]. Односторонность коммуникации указывает на отсутствие обратной связи в распространении рекламы. Хотя большинство авторов указывают на обязательный двусторонний характер целевого процесса рекламодатель-потребитель.
Одним из наиболее полных, на наш взгляд, является определение И. Я. Рожкова:-
«реклама - это вид деятельности либо произведённой в её результате продукции, целью которой является реализация сбытовых или других задач промышленных, сервисных и общественных, сервисных и общественных предприятий путём распространения оплаченной ими информации, сформированной таким образом, чтобы оказывать усиленное воздействие на массовое или индивидуальное сознание, вызывая заранее заданную реакцию выбранной
потребительской аудитории» [3].
Реклама создается и существует в той части рынка информации, которую принято называть рынком рекламных воздействий, и выступает на этом рынке в качестве объекта купли-продажи. В самом общем виде рынок можно определить как совокупность отношений, возникающих с целью реализации экономических интересов субъектов этих отношений: создание, размещение, сопровождение рекламы. Эти отношения могут возникать как в сфере материального, так и нематериального производства рекламы. В настоящее время в деловом обороте стал использоваться такой термин, как рекламная услуга. Его трактовка звучит следующим образом: рекламная услуга — это оплаченный рекламодателем (спонсором рекламы) процесс или работа,