Научная статья на тему 'Специфика финансирования сферы здравоохранения на региональном уровне'

Специфика финансирования сферы здравоохранения на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
637
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / БЮДЖЕТ СУБЪЕКТА РФ / REGIONAL HEALTH CARE / REGIONAL LEVEL / FINANCING / PUBLIC HEALTH INSURANCE / BUDGET OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Белинская Ирина Борисовна, Лоскутова Марина Владимировна

Целью статьи является определение социально-экономических особенностей финансирования здравоохранения на региональном уровне. В соответствии с поставленной целью в статье решаются следующие задачи: рассмотреть сущность децентрализации системы управления системой здравоохранения; определить организационно-экономические основы финансового обеспечения сферы здравоохранения на региональном уровне; провести анализ взаимного влияния конечных показателей деятельности сферы здравоохранения на региональном уровне, выраженных в уровне жизни населения регионов, и показателей финансового обеспечения отрасли. В ходе исследования применялись методы абстрагирования, обобщения и дедукции, а также методы математико-статистического анализа и графические методы. Результаты проделанного исследования могут быть использованы для выявления закономерностей и взаимозависимостей в динамике медицинских и финансовых показателей системы здравоохранения на региональном уровне. По результатам исследования было установлено, что в условиях децентрализации системы управления здравоохранения региональный уровень управления системой здравоохранения, в отличие от уровня федерального, характеризуется индивидуальным «точечным» характером. На региональном уровне более полно учитываются потребности населения в конкретных медицинских услугах, исторические и географо-климатические особенности развития территорий. В статье рассмотрена специфика финансового обеспечения системы здравоохранения на уровне регионов, источники ее финансирования. По итогам исследования произведен анализ величины показателей подушевого финансирования сферы здравоохранения регионов Центрально-Черноземного экономического района. Авторами осуществлено сопоставление величины подушевого финансирования указанных регионов с показателями смертности в трудоспособном возрасте, заболеваемости на 1000 чел. населения, средней продолжительности жизни населения, сделаны выводы о существующих взаимосвязях между указанными выше показателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Белинская Ирина Борисовна, Лоскутова Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF THE HEALTH SPHERE FINANCING AT THE REGIONAL LEVEL

The purpose of the article is to identify the socio-economic characteristics of health financing at the regional level. In accordance with this objective, the article addresses the following objectives: to consider the essence of decentralization of the health system management system; to define the institutional and economic basis for the financial provision of health care at the regional level; to carry out the analysis of the mutual influence of the final indicators of health sector activity at the regional level, expressed in the standard of living of the population of the regions, and the indicators of financial support of the industry. The study applied abstraction, generalization and derivation methods, as well as mathematical and statistical analysis methods and graphical methods. The results of the study can be used to identify patterns and interdependence in the dynamics of health and financial indicators of the health system at the regional level. According to the results of the study, in the context of decentralization of the health management system, the regional level of health management, unlike the federal level, is characterized by an individual «point» character. At the regional level, the needs of the population for specific medical services, historical and geographical-climatic characteristics of the development of the Territories are more fully taken into account. The article describes the specifics of the financial support of the health care system at the regional level, the sources of its financing. Based on the results of the study, authors analyzed the value of per capita financing of the health sector of the regions of the Central Black Earth Economic Region, compared the value of per capita financing of these regions with the rates of mortality in working age, morbidity per 1000 people of the population, average life expectancy of the population, and concluded on the existing relationships between the above-mentioned indicators.

Текст научной работы на тему «Специфика финансирования сферы здравоохранения на региональном уровне»

РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT

УДК 332.1; 614.2 doi: 10.20310/1819-8813-2019-14-2(106)-73-80

СПЕЦИФИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

БЕЛИНСКАЯ ИРИНА БОРИСОВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: info_publikator@mai.ru

ЛОСКУТОВА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: lmv_lock@mai.ru

Целью статьи является определение социально-экономических особенностей финансирования здравоохранения на региональном уровне. В соответствии с поставленной целью в статье решаются следующие задачи: рассмотреть сущность децентрализации системы управления системой здравоохранения; определить организационно-экономические основы финансового обеспечения сферы здравоохранения на региональном уровне; провести анализ взаимного влияния конечных показателей деятельности сферы здравоохранения на региональном уровне, выраженных в уровне жизни населения регионов, и показателей финансового обеспечения отрасли. В ходе исследования применялись методы абстрагирования, обобщения и дедукции, а также методы математико-статистического анализа и графические методы. Результаты проделанного исследования могут быть использованы для выявления закономерностей и взаимозависимостей в динамике медицинских и финансовых показателей системы здравоохранения на региональном уровне. По результатам исследования было установлено, что в условиях децентрализации системы управления здравоохранения региональный уровень управления системой здравоохранения, в отличие от уровня федерального, характеризуется индивидуальным «точечным» характером. На региональном уровне более полно учитываются потребности населения в конкретных медицинских услугах, исторические и географо-климатические особенности развития территорий. В статье рассмотрена специфика финансового обеспечения системы здравоохранения на уровне регионов, источники ее финансирования. По итогам исследования произведен анализ величины показателей подушевого финансирования сферы здравоохранения регионов Центрально-Черноземного экономического района. Авторами осуществлено сопоставление величины подушевого финансирования указанных регионов с показателями смертности в трудоспособном возрасте, заболеваемости на 1000 чел. населения, средней продолжительности жизни населения, сделаны выводы о существующих взаимосвязях между указанными выше показателями.

Ключевые слова: региональное здравоохранение, региональный уровень, финансирование, обязательное медицинское страхование, бюджет субъекта РФ

Основной целью системы здравоохранения является улучшение состояния здоровья и увеличение продолжительности жизни населения. Достижение данной цели находится в зависимости от множества составляющих, среди которых можно выделить политический курс государства, квалификацию медицинского персонала, состояние материально-технической базы медицинских организаций, исторический базис развития отрасли и, конечно же, уровень финансового обеспечения. Очевидно, что реализация результатирующей функции системы здравоохранения, заключающейся в удов-

летворении потребностей населения в качественных медицинских услугах, является труднодостижимой без четкого разграничения полномочий в области управления системой здравоохранения между уровнями государственной власти.

В последние годы с принятия нового закона об обязательном медицинском страховании в 2010 г. все более существенную роль в реализации основных функций системы здравоохранения играют субъекты Российской Федерации. Повышение роли территорий в обеспечении высоких показателей здравоохранения связана с тем, что на региональ-

I. B. BELINSKAYA, M. V. LOSKUTOVA

ном уровне появляется возможность к более полному учету специфических потребностей населения в медицинской помощи, так как набор медицинских услуг, приобретаемых в том или ином регионе, может быть существенно дифференцирован в связи с различиями в структуре заболеваемости, демографической ситуации, климатических особенностях, которые характерны для каждого региона. Говоря иными словами, на федеральном уровне политика в сфере здравоохранения, является общенациональной и формирует общие принципы достижения основных показателей здравоохранения. В регионах система здравоохранения является более индивидуальной и «точечной», ориентированной, с одной стороны, на «конечного потребителя» медицинских услуг - пациента, жителя конкретной территории с его пожеланиями, с другой стороны, на специфику развития территории. Таким образом, в рассматриваемых условиях значительною роль приобретают развитие системы управления сферой здравоохранения на уровне отдельно взятых регионов и, соответственно, финансовые потоки на данном уровне.

Процессы, которые происходили в сфере отечественного здравоохранения последние 25 лет, привели к образованию в нашей стране так называемой децентрализованной системы управления. Тем не менее, процесс повышения автономности на местах парадоксально обгонял наполняемость региональных и местных бюджетов, а также разработку необходимой нормативной базы. Очевидным стало наличие разрыва, с одной стороны - федеральными и региональными уровнями управления здравоохранения, и, с другой стороны - муниципальной системой здравоохранения [1].

Сложившаяся в каждом регионе система здравоохранения, основывается на опыте социально-экономического и исторического развития территории. Являясь продуктом процессов, протекающих в течение многих десятилетий в регионе, региональная система здравоохранения позволяет более полно учитывать специфику состояния здоровья населения, сложившийся уровень смертности и заболеваемости, характерные для конкретной территории нозологии, предпочтения пациентов в приобретении тех или иных медицинских услуг и т. п. Несмотря на обозначенные выше положительные черты организации систем здравоохранения на уровне отдельных территорий, следует констатировать, что децентрализация системы здравоохранения не позволила выстроить целостную систему, подчиненную единой логике, в которой развитие всех территорий происходит равномерно. Следствием децентрализации системы управления здравоохранением, стало выделение как лидирующих по показателям здраво-

охранения регионов, так и, соответственно, отстающих.

Одним из показателей указанной выше дифференциации, является уровень социально-экономического развития территории и степень рациональности распределения потоков финансовых ресурсов, которые не в последнюю очередь влияют на состояние региональной системы здравоохранения. Специфика регионального здравоохранения состоит в его «точечности», способности учитывать индивидуальные потребности населения в медицинских услугах, демографические и климатические особенности территории. Данная особенность и отличает политику здравоохранения на региональном уровне от мероприятий, проводимых на уровне федеральном, где аналогичные меры имеют общенациональный характер и лишь задают общий вектор развития отрасли [2].

Политику в сфере регионального здравоохранения осуществляют органы исполнительной власти субъекта РФ, т. е. ведомства, управления, министерства, департаменты и др. В зависимости от структуры территориального образования органы исполнительной власти в сфере здравоохранения на региональном уровне могут курировать только сферу здравоохранения, либо дополнительно регулировать отношения в смежных отраслях (например, социальную защиту населения).

Как известно, при децентрализации системы управления здравоохранения часть полномочий, ранее относившихся к области влияния органов федеральной власти, делегируются регионам Российской Федерации. К таким полномочиям, в частности, были отнесены: фармацевтическая деятельность, лицензирование учреждений здравоохранения и многое другое. С 2012 г. помимо указанных полномочий перечень переданных с федерального на региональный уровень обязанностей был дополнен мероприятиями по обеспечению лекарственными средствами граждан, больных болезнью Гоше, гемофилией, гипофизарным нанизмом, муковисци-дозом и т. п. Тем не менее, финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых субъектам Российской Федерации в виде субвенций, так как они относятся к сфере регулирования федеральных властей, а на уровень региона только делегированы [3].

На основании сказанного выше становится очевидным, что в задачи, переданные с федерального уровня региональным органам исполнительной власти в сфере здравоохранения, не входят функции по регулированию и управлению потоками финансовых ресурсов. Вопросы финансового

обеспечения региональной системы здравоохранения входят в компетенцию региональных министерств финансов, финансовых департаментов, финансовых управлений и подобных государственных институтов, осуществляющих перечисление финансовых ресурсов со счетов, открытых в территориальных органах федерального казначейства.

В органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения происходит аккумулирование денежных средств, которые поступили как из регионального бюджета, так из федерального бюджета в виде трансферта, направляемого на реализацию территориальной программы государственных гарантий, в части оказания специализированной медицинской помощи при социально значимых заболеваниях, отдельных видов высокотехнологической медицинской помощи, скорой специализированной медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи, реализации целевых программ в сфере здравоохранения, финансового обеспечения развития медицинских организаций, которые находятся в региональной собственности.

Кроме средств федерального и регионального бюджета на уровне субъекта РФ важнейшим источником финансового обеспечения здравоохранения, следует назвать средства обязательного медицинского страхования, аккумулируемые в федеральном фонде обязательного медицинского страхования и территориальных фондах обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС соответственно).

В системе обязательного медицинского страхования в связи с постепенным введением принципов одноканального финансирования финансовые потоки направляются через ТФОМС. При этом в ФФОМС происходит сбор всех страховых взносов, перечисленных работодателями по обязательному медицинскому страхованию. После этого через заранее отработанные специфические механизмы осуществляется их перераспределение по ТФОМС.

Средства обязательного медицинского страхования направляются на реализацию территориальных программ государственных гарантий в субъектах РФ, являющихся частью федеральной программы государственных гарантий, а также на обеспечение ряда федеральных целевых программ, реализуемых на уровне регионов, целевых программ субъектов Российской Федерации [4]. Согласно программе государственных гарантий, за счет средств обязательного медицинского страхования происходит финансовое обеспечение оказа-

ния скорой медицинской помощи, медицинской помощь как в амбулаторных, так и в стационарных условиях, медицинской помощи в условиях дневных стационаров.

Как уже отмечалось выше, страховые взносы поступают в ФФОМС и ТФОМС от работодателей и там образуют их совокупные финансовые ресурсы. При этом страховые взносы за неработающую часть населения нашей страны перечислятся за счет средств бюджетов субъектов РФ.

До 2011 г. структура тарифа обязательного медицинского страхования, в соответствии с которым производилась оплата оказанной медицинской помощи учреждениями здравоохранения, включала в себя лишь 5 статей расходов: расходы на приобретение мягкого инвентаря, расходы на приобретение лекарственных средств, расходы на оплату труда персонала, начисления на оплату труда, расходы, связанные с организацией питания пациентов. Расходы, которые не предусматривались тарифом на оплату медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования (в частности - капитальные затраты, коммунальные расходы, содержание имущества и многое другое), буквально покрывались медицинскими организациями, участвующими в реализации программы обязательного медицинского страхования, самостоятельно.

Тем не менее, уже в 2011 г. ситуация круто поменялась. Перечень расходных статей, которые включены в структуру тарифа обязательного медицинского страхования, был существенно расширен. В настоящее время структура тарифа на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования включает в себя расходы на: заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу [5-7].

I. В. BELINSKAYA, М. V. LOSKUTOVA

Итак, в существующей системе финансирования здравоохранения на региональном уровне в соответствии с федеральным бюджетом и бюджетами внебюджетных фондов (фонда ОМС) осуществляется формирование регионального бюджета, на уровне которого осуществляется распределение финансовых ресурсов между статьями расходов, что определяет объемы финансирования конкретных целей и задач сферы здравоохранения.

Расходы на финансовое обеспечение сферы здравоохранение на уровне субъекта РФ, можно условно подразделить на средства, которые направляются на текущие расходы (например, оплата труда), на увеличение стоимости основных средств, на реализацию территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению [8].

Итак, из сказанного выше становится очевидным, что процесс финансового обеспечения сферы здравоохранения на региональном уровне имеет свою строго выраженную специфику.

Необходимо подчеркнуть, что организация процесса финансирования сферы здравоохранения в каждом регионе является достаточно специфическим процессом. Это связано с тем, что нет одинаковых территорий, характеризующихся равной численностью населения, историческими предпосылками развития, моделью социального и политического развития. В связи с этим при анализе специфики системы финансового обеспечения каждого региона невозможно выделить какую-либо общую тенденцию, способную продемонстрировать эффективность использования финансовых ресурсов. Следует понимать, на какие количественные и качественные показатели функционирования сферы здравоохранения оказывают влияние объемы финансовых средств, вливаемые в данную отрасль, и, наоборот, от каких показателей зависит величина финансового обеспечения сферы здравоохранения.

С учетом того, что выделение общих тенденций в схеме финансового обеспечения каждого региона является достаточно проблематичной процедурой, рассмотрим группу относительно однородных территорий по уровню социально-экономического развития и природно-климатическим условиям на примере Центрально-Черноземного экономического района (ЦЧЭР). На рисунке 1 представлена динамика расходов субъектов данного экономического района на здравоохранение в расчете на душу населения.

Итак, данные рисунка 1 демонстрируют, что выявить устойчивую тенденцию в уровне финансового обеспечения сферы здравоохранения регионов ЦЧЭР достаточно затруднительно. Каждый из представленных регионов находится на собственном уровне финансирования здравоохранения. Очевидно, что ключевыми параметрами, опреде-

ляющими величину подушевого финансирования сферы здравоохранения, являются численность проживающего (застрахованного) населения и дефицит регионального бюджета (в Тамбовской области отмечается наименьший размер подушевого норматива финансового обеспечения медицинской помощи).

Тем не менее, несмотря на сказанное выше, необходимым является определение того, какие факторы способны оказывать влияние на изменение финансирования и имеется ли связь между объемами финансового обеспечения здравоохранения и показателями развития данной сферы (уровень смертности, уровень заболеваемости, средняя продолжительность жизни).

Одним из конечных показателей эффективности системы здравоохранения является показатель смертности населения в трудоспособном возрасте [9]. Рассмотрим взаимное влияние вышеуказанного показателя и подушевого финансирования сферы здравоохранения, проиллюстрировав это на рисунке 2.

Анализ рисунка 2 демонстрирует, что диапазон значений по уровню расходов субъектов ЦЧЭР на обеспечение здравоохранения в расчете на душу населения находится в пределах от 12 500 руб./чел. до 14 400 руб./чел. Аналогичный диапазон по смертности населения трудоспособного возраста находится в пределах 425-540 чел. на 100 тыс. чел. населения. В Курской и Липецкой областях при наиболее высоком уровне смертности населения в трудоспособном возрасте (539,6 и 513,2 на 100 тыс. чел. соответственно) отмечается один из самих высоких подушевых нормативов финансирования программы государственных гарантий - 14 254,6 руб. и 13 931,6 руб. соответственно. Это может свидетельствовать о том, что высокий уровень смертности не является показателем эффективности сферы здравоохранения, а приводит к его «удорожанию». В Воронежской области при самом высоком подушевом нормативе финансирования уровень смертности населения несколько ниже, чем в среднем по ЦЧЭР. Данный фактор говорит в пользу того, что высокий уровень финансового обеспечения здравоохранения способен влиять на снижение уровеня смертности населения в регионе. В Тамбовской области при самом низком подушевом нормативе финансовых затрат (12 519,0 руб.) уровень смертности несколько выше среднего уровня (497,6, что ниже, чем в Курской и Липецкой области). Такое положение может свидетельствовать о том, что потенциальное снижение дефицита бюджета Тамбовской области и увеличение величины финансовых ресурсов, направляемых на здравоохранение, может стать фактором улучшения ситуации в здравоохранении региона и, следовательно, к снижению показателя смертности в трудоспособном возрасте.

14500

14000

13500

13000

12500

12000

11500

Белгородская Воронежская Курская область Липецкая Тамбовская область область область область

Рис. 1. Величина подушевых расходов на реализацию программу государственных гарантий в расчете на душу населения регионов ЦЧЭР, 2017 г.

Рис. 2. Сопоставление расходов здравоохранения в рамках ПГГ в расчете на душу населения и смертности в трудоспособном возрасте в регионах ЦЧЭР, 2017 г.

Следующим важным показателем эффективности финансирования сферы здравоохранения можно назвать уровень заболеваемости населения (рис. 3).

На рисунке 3 продемонстрирована взаимосвязь величины финансирования здравоохранения и уровня заболеваемости населения. Основной диапазон значений по уровню заболеваемости населения в регионах ЦЧЭР составляет 535-697 на 1000 чел. населения. В отличие от сопоставления уровня рас-

ходов на здравоохранения с показателем смертности населения в трудоспособном возрасте, в данном случае прослеживается достаточно четкий нисходящий тренд. При более высоком уровне расходов регионов на здравоохранение складывается более низкий уровень заболеваемость населения.

Далее целесообразно проанализировать влияние величины финансирования здравоохранения на показатель средней продолжительности жизни населения в регионе (рис. 4).

I. В. BELINSKAYA, М. V. LOSKUTOVA

Рис. 3. Сопоставление расходов здравоохранения в рамках ПГГ в расчете на душу населения и заболеваемости на 1000 чел. населения в регионах ЦЧЭР, 2017 г.

Рис. 4. Сопоставление расходов здравоохранения в рамках ПГГ в расчете на душу населения и средней продолжительности жизни населения в регионах ЦЧЭР, 2017 г.

Как видно из рисунка 4, показатель средней продолжительности жизни регионов ЦЧЭР находится в диапазоне от 71,7 до 73 лет. Как и в случае с прошлым показателем, мы может отметить нисходящий тренд: при более высоком уровне финансового обеспечения здравоохранения продолжительность жизни населения в целом выше. Тем не менее, как и в случае с предыдущими показателями, в Курской области при втором по величине показателе подушевого финансирования здравоохранения по ЦЧЭР отмечается самая низкая средняя продолжительность жизни.

Итак, для более глубокого понимания того, на каком уровне финансирования находится здравоохранение того или иного региона, недостаточно

оценивать величину финансового обеспечения данной сферы в абсолютном выражении, производить анализ динамики расходов на сферу здравоохранения. Важно учитывать взаимное влияние показателей сферы здравоохранения, выраженных через состояние здоровья населения той или ной территории, и показателей финансирования здравоохранения друг на друга.

Несмотря на вышесказанное, нельзя сказать, что взаимовлияние отмеченных выше показателей хоть и бесспорно, однако не всегда очевидно. Это связано с тем, что влияние показателей эффективности сферы здравоохранения и уровня ее финансового обеспечения складывается различным образом в зависимости от социально-экономического

положения территории, уровня заболеваемости, численности и половой структуры населения, политики региональных властей, уровня квалификации врачебных кадров, состояния регионального бюджета и т. п. В каких-то регионах высокий уровень финансового обеспечения здравоохранения способствует росту его эффективности, что в конечном итоге выливается в улучшении конечных показателей функционирования отрасли. В иных территориях низкие показатели здоровья населения, например, в силу высокого потребления алкоголя и табака среди населения, наличия большого числа занятых на вредных производствах, недостаточно результативной профилактической работы медицинских организаций, вынуждает увеличивать расходы на здравоохранения с целью сглаживания указанных негативных эффектов. В третьих регионах низкий уровень показателей здравоохранения сочетается со слабой финансовой обеспеченностью в связи с дефицитом регионального бюджета и неспособностью медицинских организаций в полном объеме выполнять объемы медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий.

Литература

1. Штукерт А. Б., Штукерт А. А. Финансирование муниципального здравоохранения // Экономика образования. 2010. № 2. С. 152-156.

2. Никитченко Т., Мельченко Л. Реформа, как она видится // Медицинский вестник. 1998. № 4. C. 8-21.

3. Шишкин С. В. Реформа финансирования российского здравоохранения // Институт экономики переходного периода. Научные труды. 2000. № 25. Р. 444.

4. Улумбекова Г. Э., Гиноян А. Б., Калашникова А. В. Эффективность региональных систем здравоохранения России (рейтинг 2016 г.) // Вестник ВШОУЗ. 2017. № 3 (9). С. 35-42.

5. О Программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Тамбовской области медицинской помощи на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг.: пост. админ. Тамбов. обл-ти от 27 дек. 2018 г. № 1407. URL: http://zdrav.tmbreg.ru/assets/files/garant-2019/постановление-№1407-от-27.12.2018.pdf (дата обращения 15.04.2019).

6. О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг.: пост. прав-ва Рос. Федерации от 10 декабря 2018 г. № 1506 // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3132-05/ (дата обращения 15.04.2019).

7. Об обязательном медицинском страховании в российской федерации: фед. закон РФ от 29.11.2010 № 326-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 ноябр. 2010 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 24 ноябр. 2010 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289/ (дата обращения 27.12.2018).

8. Власов В. В. Медицина в условиях дефицита ресурсов. М., 1999.

9. Баранова И. В., Дуплинская Е. Б. Мониторинг и оценка качества управления региональными финансами как инструменты публичного управления // Сибирская финансовая школа. 2013. № 4 (99). С. 60-68.

References

1. Shtukert А. B., Shtukert А. А. Finansirovaniye munitsipal'nogo zdravookhraneniya [Financing municipal health] // Ekonomika obrazovaniya. - Education economy. 2010, no. 2, pp. 152-156. (In Russian).

2. Nikitchenko T., Mel'chenko L. Reforma, kak ona viditsya [Reform as it is seen] // Meditsinskij vestnik. - Medical Review. 1998, no. 4, pp. 8-21. (In Russian).

3. Shishkin S. V. Reforma finansirovaniya rossijskogo zdravookhraneniya [Russian Health Financing Reform] // Institut ekonomiki perekhodnogo perioda. Nauchnye trudy. -Scientific Proceedings of Transition Economics Institute. 2000, no. 25, p. 444. (In Russian).

4. Ulumbekova G. E., Ginoyan А. B., Kalashnikova А. V. Effektivnost' regional'nykh sistem zdravookhraneniya Rossii (rejting 2016 g.) [Efficiency of regional health systems of Russia (rating 2016)] // Vestnik VShOUZ. - Graduate School of Health Organization and Management Review. 2017, no. 3 (9), pp. 35-42. (In Russian).

5. O Programme gosudarstvennykh garantij besplatnogo okazaniya naseleniyu Tambovskoj oblasti meditsinskoj pomoshchi na 2019 god i na planovyj period 2020 i 2021 godov: post. admin. Tambov. obl-ti ot 27 dek. 2018 g. № 1407 [Russian Federation. The Program of State Guarantees of Free Provision of Medical Care to the Population of the Tambov Region for 2019 and for the Planning Period 2020 and 2021: Administration decree of Tambov Region, dated to December 27, 2018, no.1407]. Available at: http://zdrav.tmbreg.ru/assets/files/garant-2019/postanovlenie-№1407-ot-27.12.2018.pdf (accessed 15.04.2019).

6. O Programme gosudarstvennykh garantij besplatnogo okazaniya grazhdanam meditsinskoj pomoshhi na 2019 god i na planovyj period 2020 i 2021 godov: post. prav-va Ros. Federatsii ot 10 dekabrya 2018 g. № 1506 [Russian Federation. The Program of State Guarantees of Free Medical Care for Citizens for 2019 and for the Planning Period 2020 and 2021: RussianFederation Governement Decree, dated December 10, 2018, no. 1506]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW-_313-205/ (accessed 15.04.2019).

7. Ob obyazatel'nom meditsinskom strakhovanii v rossijskoj federatsii: fed. zakon RF ot 29.11.2010 № 326-FZ: prinyat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federatsii 19 noyabr. 2010 g.: odobr. Sovetom Federatsii Feder. Sobr. Ros. Federatsii 24 noyabr. 2010 g. [Russian Federation. The compulsory medical insurance in the Russian Federation: federal law of the Russian Federation dated to 29.11.2010, no. 326-FL: accepted by State Duma of Federal Assembly of the Russian Federation dated to November 19, 2010: approved by Federal Council of Federal Assembly of the Russian Federa-

I. B. BELINSKAYA, M. V. LOSKUTOVA

tion dated to 24 November, 2010]. Available at: http://www.consul-

tant.ru/document/cons_doc_LAW_107289/ (accessed

27.12.2018).

8. Vlasov V. V. Meditsina v usloviyakh defitsita resursov [Medicine in Resource Constraints]. Moscow, 1999. (In Russian).

9. Baranova I. V., Duplinskaya E. B. Monitoring i otsenka kachestva upravleniya regional'nymi finansami kak instrumenty publichnogo upravleniya [Monitoring and evaluation of regional financial management quality as tools of public administration] // Sibirskaya finansovaya shkola. -Siberian Financial School. 2013, no. 4 (99), pp. 60-68. (In Russian).

* * *

SPECIFICS OF THE HEALTH SPHERE FINANCING AT THE REGIONAL LEVEL

BELINSKAYA IRINA BORISOVA

Derzhavin Tambov State University, Tambov, the Russian Federation, e-mail: info_publikator@mai.ru

LOSKUTOVA MARINA VLADIMIROVNA

Derzhavin Tambov State University, Tambov, the Russian Federation, e-mail: lmv_lock@mai.ru

The purpose of the article is to identify the socio-economic characteristics of health financing at the regional level. In accordance with this objective, the article addresses the following objectives: to consider the essence of decentralization of the health system management system; to define the institutional and economic basis for the financial provision of health care at the regional level; to carry out the analysis of the mutual influence of the final indicators of health sector activity at the regional level, expressed in the standard of living of the population of the regions, and the indicators of financial support of the industry. The study applied abstraction, generalization and derivation methods, as well as mathematical and statistical analysis methods and graphical methods. The results of the study can be used to identify patterns and interdependence in the dynamics of health and financial indicators of the health system at the regional level. According to the results of the study, in the context of decentralization of the health management system, the regional level of health management, unlike the federal level, is characterized by an individual «point» character. At the regional level, the needs of the population for specific medical services, historical and geographical-climatic characteristics of the development of the Territories are more fully taken into account. The article describes the specifics of the financial support of the health care system at the regional level, the sources of its financing. Based on the results of the study, authors analyzed the value of per capita financing of the health sector of the regions of the Central Black Earth Economic Region, compared the value of per capita financing of these regions with the rates of mortality in working age, morbidity per 1000 people of the population, average life expectancy of the population, and concluded on the existing relationships between the above-mentioned indicators.

Key words: regional health care, regional level, financing, public health insurance, budget of the subject of the Russian Federation

Об авторах:

Белинская Ирина Борисовна, магистрант кафедры общественного здоровья и здравоохранения Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

Лоскутова Марина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии и современных бизнес-процессов Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

About the authors:

Belinskaya Irina Borisova, Applicant for Master's Degree of the Public Health and Healthcare Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Loskutova Marina Vladimirovna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Political Economy and Political Business Processes Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov

Т 14 № 2(106) 2019 SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.