Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ ЧАСТНЫХ МУЗЕЕВ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА'

СПЕЦИФИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ ЧАСТНЫХ МУЗЕЕВ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
менеджмент / музейный бизнес / финансирование / культура / музей / учреждение культуры / museum business / management / cultural financing / museum / cultural institution

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Винюкова Ю.В.

В данной статье рассматривается современный подход к финансированию частных музеев в условиях мегаполиса. Какие современные источники финансирования существуют для частных музеев, как музеи взаимодействуют с фондами и проектами в сфере культуру, как музеи грамотно привлекают спонсоров и патронов. Также в статье рассматриваются основные крупные гранты и премии в области музейного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICATIONS OF FINANCING PRIVATE MUSEUMS IN MEGA CITY CONDITION

This article discusses a modern approach to financing private museums in a metropolitan area. What modern sources of funding exist for private museums, how museums interact with foundations and projects in the field of culture, how museums competently attract sponsors and patrons. The article also discusses the main large grants and awards in the field of museum business.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ ЧАСТНЫХ МУЗЕЕВ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА»

УДК 1

Винюкова Ю.В.

магистрант департамента социально- культурной деятельности и сценических искусств Институт культуры и искусств Московский государственный педагогический университет

(г. Москва, Россия)

СПЕЦИФИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ ЧАСТНЫХ МУЗЕЕВ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА

Аннотация: в данной статье рассматривается современный подход к финансированию частных музеев в условиях мегаполиса. Какие современные источники финансирования существуют для частных музеев, как музеи взаимодействуют с фондами и проектами в сфере культуру, как музеи грамотно привлекают спонсоров и патронов. Также в статье рассматриваются основные крупные гранты и премии в области музейного бизнеса.

Ключевые слова: менеджмент, музейный бизнес, финансирование, культура, музей, учреждение культуры.

В современном мире вопрос управления частными музеями является очень актуальным. В особой степени это затрагивает специфику управления музеями в мегаполисах нашей страны.

Общепринятый термин музейного менеджмента означает систему принципов, форм и способов управления музейной структурой и его работниками. В него входят теоретическая и практическая части управления организацией и персоналом. К основным задачам музейного менеджмента относят: образование и улучшение основы управленческой деятельности, повышение эффективности командной работы, организация благоприятного климата в коллективе, создание и внедрение новых методов по продвижению музея, совершенствованию его деятельности как во внутренней среде, так и во внешней.

2199

Существует ряд функций менеджмента, которые относятся именно к социально - культурной сфере. Среди них: мониторинг социально - культурных потребностей общества, формирование и выстраивание целей организации, опираясь на тенденции развития данных потребностей и удовлетворение социально - культурных потребностей населения. Таким образом, важнейшим видом деятельности в рамках управления музеем является планирование. Суть планирования заключается в равномерном распределении имеющихся ресурсов, опираясь на цели и задачи музея.

Говоря о технологиях управления частными музеями в условиях мегаполиса, нам необходимо выявить особенности данных учреждений. В первую очередь, следует сделать акцент на форме собственности музея, а именно том факте, что приведенный выше тип музея имеет одного или нескольких частных владельцев и не имеет поддержки государства. Из этого следует, что негосударственные учреждения культуры и образования лишены практически любой помощи из официальных государственных структур, в том числе финансовой, материальной или информационной. Исходя из этого выявляется главная проблема частных музеев как в России, так и за рубежом - проблема финансирования. Однако, мегаполис (например, Москва) — это слияние множества структур, объединений людей и технологий, что является причиной большого количества возможностей для музейного бизнеса.

Несмотря на то, что частные музеи в крупных городах, как правило, открываются и функционируют на средства их учредителей, без внешних источников финансирования не может обойтись почти ни один музей. В современных реалиях существует множество разных вариантов получения финансовой или материальной поддержки в мегаполисе. К ним относится краудфандинг, спонсорство, благотворительные фонды, патронаж, гранты и субсидии, пожертвования. Также, музей имеет возможность организовать собственную коммерческую деятельность, которая может включать не только платные культурные услуги, но и, например, сдача помещений в аренду,

2200

проведение платных досуговых мероприятий, открытие кафетерия и магазина с сувенирной продукцией музея и другие.

В самом крупном и развитом городе, столице нашей страны - Москве -наиболее распространёнными формами получения финансовой помощи для частного музея являются краудфандинг, спонсорство, гранты и патронаж.

Краудфандинг представляет собой систему по сбору средств посредством ресурсов сети интернет. В России он начал развиваться в 2008 году при появлении платформы Благо.ру, а в дальнейшем крупнейших Планета.ру и Боошв1а11ег, которые предоставили доступ к финансированию социально -культурных и благотворительных проектов всем пользователям платформы. В настоящее время это самый развивающийся способ получить дополнительное финансирование в интернет - ресурсах. В основе данных проектов заложено условие, при котором инициатор закладывает вознаграждения разного уровня в обмен на пожертвования. В данном случае музеи предлагают групповые или индивидуальные экскурсии, памятные сувениры, открытки, входные билеты или благодарственные письма. Краудфандинг является перспективным инструментом, который может привлекать как новую, заинтересованную в искусстве аудиторию, так и современные технологии. Проекты на платформах краудфандинга решают и проблемы частных музеев, и вопросы приобщения населения к культурным ценностям и искусству.

В течении многих лет музейное дело не было достаточно развитым и распространенным, вследствие чего долгое время его не воспринимали как серьезное дело и не финансировали в достаточной степени. В настоящее время за счет популяризации искусства в массы, спонсорство и патронаж музеев становится все более востребован и интересен для бизнесменов и меценатов. При этом патронаж означает покровительство на долговременной основе для какого - то определенного музея или учреждения культуры. Таким образом патронаж может быть официально оформлен долговременным договором, а также, если патрон входит в состав соучредителей музея, то он имеет определенные права и обязанности, которые оформляются организационными документами. Патрон

2201

может выделять определенные средства на развитие музейных программ, на увеличение коллекций и проведение новых выставок, на закупку современной техники и использование современных технологий в работе музея. Спонсорство отличается от патронажа формой сотрудничества, так как оно предполагает выгоду для обеих сторон. Спонсорство реализуется как целевые субсидии и работа по проектам, при этом музей, в данном случае, имеет свои обязательства перед спонсором в виде рекламной компании или частичного возврата прибыли. Спонсирование так же, как и патронаж может осуществляться в виде выделения финансовых средств., оплаты счетов., арендной платы., закупок инструментов и инвентаря., учреждений стипендий, премий и гонораров.

Также, важнейшим источником финансирования частных музеев являются гранты. Музею грант может выделяться на различные разработку и реализацию определенных проектов, проведение ремонта, закупки необходимого оборудования, реализацию социально значимых программ, предоставление условий для незащищенных групп населения и так далее. Гранты помогают музеям реализовывать различные идеи, обладающие социальной и научной значимостью для населения, но не приносящие прямую прибыль музею и являющиеся достаточно дорогостоящими для осуществления самостоятельно. Гранты для музеев можно получить различными путями, существует достаточно большое количество фондов и организаций, выделяющих гранты на социальные и культурные нужды в мегаполисах нашей страны. Одни из самых значимых это: Гранты Президента Российской Федерации, Гранты Правительства Российской Федерации в области культуры, коммерческие организации («Газпром нефть», «Северсталь», «Сбербанк», «Тинькофф»), а также всевозможные фонды (фонд Владимира Потанина, фонд Михаила Прохорова, Российский фонд культуры). Более того, существует множество частных и государственных премий, а также, награды музейных фестивалей. Таким образом, ежегодно вручается Международная общественная премия имени Алексея Комеча и многие другие. Одними из самых крупных музейных фестивалей можно назвать, к примеру, «Интермузей» и «Музейный

2202

Гик», также, крупным в области современного визуального искусства является конкурс «Инновация».

Сотрудничество с музеями и их поддержка дает определенные привилегии и самим грантодателям. Например, предоставление денежных средств в виде грантов является известным пиар - ходом для различных компаний, в ходе которого растет число упоминаний организации в СМИ и узнаваемость ее бренда. Кроме того, государство решает множество проблем социальной политики путем предоставления грантов и субсидий, а для различных компаний это действенный способ найти ценные кадры в свой резерв и решить определенные запросы и проблемы.

Для более глубокого изучения специфики темы технологий управления частными музеями в условиях мегаполиса рассмотрим подробнее деятельность фондов и программ, с помощью которых частные музеи Москвы могут реализовывать различные идеи и проекты. В первую очередь, это гранты Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Данные гранты были учреждены для способствования сохранению и распространению достижений культуры нашей страны, приобщения различных слоев общества к культурным ценностям, содействия в сохранении культуры, искусства и традиций многонационального народа, проживающего на территории России. В данном направлении существует множество конкурсов, некоторые из которых относятся к музейному делу. Частные музеи, так же, как и государственные, в праве составить и подать заявку со своим проектом на представленные конкурсы. Ежегодно большое количество инклюзивных и социально - важных проектов одерживают победу в таких конкурсах.

Организаторы Премии Правительства Российской Федерации ориентируется на оригинальные и талантливые проекты для детей и юношества в области искусства и культуры в целом, литературы, кинематографа, телевидения и радио, музыкального и театрального искусств.

2203

Кроме того, существует специальная Государственная поддержка Некоммерческих Неправительственных Организаций, которая распределяет президентские гранты между негосударственными организациями, которые помогают развивать искусство и культуру, институты гражданского общества, а также, реализуют социально значимые программы.

Работа благотворительных фондов начала развиваться в нашей стране достаточно недавно. Фонд Владимира Потанина на сегодняшний момент является одним из крупнейших и важных частных фондов в Российской Федерации. На сегодняшний день фонд предлагает несколько программ, связанных с развитием музейного дела в нашей стране. К примеру, проводится конкурс «Музей 4.0», направленный на развитие экспериментальных, инклюзивных практик в музеях. Данный конкурс предполагает повышение открытости музеев к инновациям, осуществление их непосредственной работы при помощи новых технологий, начиная от классических выставок, заканчивая мультимедийными. Другой действующий проект фонда носит название «Креативный музей». Данный конкурс принят для способствования укрепления музея как основного двигателя культурных ценностей в массы, для развития творческого сообщества, для повышения интереса граждан к культурному наследию. Кроме того, можно выделить несколько других интересных и значимых конкурсов фонда Владимира Потанина в поддержку развития музейного бизнеса, среди которых «Музейный десант» и «Культурный прорыв».

Кроме всего вышесказанного, следует подробнее разобрать и тему премий и наград в музейной сфере. Одной из самых крупных и значимых в нашей стране является международная общественная Премия имени Алексея Комеча, которая вручается за вклад в дело о защите и сохранении культурного наследия нашей страны. Денежные призы и дипломы присуждаются за достижения в области сохранения культурного наследия, к которому относятся музеи, заповедники, архитектурные сооружения, достопримечательности и археологические объекты.

2204

В отдельную категорию можно выделить премии и награды музейных фестивалей. Получить ценный опыт и продуктивно провести учебное время представители музеев могут на Интернет фестивале музейного мультимедиа «Музейный Гик». Организатором является Санкт - Петербургский Государственный музей истории религий, при поддержке АДИТ и AVICOM, которые на основании конкурса оценивают участников, предоставляющих новейшие компьютерные разработки в музейной сфере, а также, мультимедийные программы.

Существует и фестиваль «Интермузей», который оценивает проекты музеев в различных номинациях по заданной тематике. Фестиваль призван показать роль музеев России как инструментов культурного, социального и экономического развития. Специальные премии и призы на фестивале предусмотрены, также, от Министерства культуры РФ, ИКОМ России, Союза музеев России и Приз Фонда В. Потанина в номинации «Лучший волонтерский проект музея».

Известный конкурс в области современного визуального искусства «ИННОВАЦИЯ» проводит Государственный центр современного искусства при поддержке Министерства культуры РФ. Целью данного конкурса является поддержка перспективных и талантливых специалистов, работающих в области современного визуального искусства, продвигающих и популяризирующих современные digital технологии в сфере культуры и искусства России. В приведенном конкурсе могут участвовать различные некоммерческие организации, ведущие свою деятельность в области искусства и культуры: культурные центры и фонды, музеи, творческие союзы и ассоциации и так далее.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сформулировать вывод о том, что частные музеи в мегаполисах нашей страны своей главной проблемой считают поиск источников финансирования и необходимость в постоянной поддержке своей деятельности спонсоров и меценатов. С другой стороны, частные музеи в крупных городах, например, в Москве, имеют большое количество возможностей принять участие в различных крупных музейных

2205

конкурсах и фестивалях, выиграть гранты на свои креативные и социальные проекты, обменяться культурным опытом с другими странами или получить отзывы и награды за творческие программы и инициативы. Из этого следует, что музейный менеджмент должен строиться на планировании своей деятельности, мониторинга различных путей развития музея, формировании новых образовательных программ, творческих мастер - классов, создании креативных концепций. Только используя интерактивные технологии, VR и AR- технологии, устраивая перфомансы и театрализованные шоу можно развивать музейную среду и привлекать в свое пространство все больше посетителей различных возрастных и социальных категорий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Азарова Юлия Александровна Объективные предпосылки становления event-технологий как инновационного метода // Вестник евразийской науки. 2015. №1 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obektivnye-predposylki-stanovleniya-event-tehnologiy-kak-innovatsionnogo-metoda (дата обращения: 15.06.2023);

2. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник: для студентов высших учебных заведений по специальности "Социально-культурная деятельность" / А. Д. Жарков, Московский гос. ун-т культуры и искусств. - Москва: Изд. дом МГУКИ, 2007. - 479 с.: табл., 20 см., ISBN 978-5-94778-171-7;

3. Литвиненко Валерия Алексеевна, Герасимова Ирина Алексеевна Event-технологии как инструмент реализации социально-культурных проектов в креативных индустриях // Вестник МГУКИ. 2018. №2 (82). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/event-tehnologii-kak-instrument-realizatsii-sotsialno-kulturnyh-proektov-v-kreativnyh-industriyah (дата обращения: 08.06.2023);

4. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Маркетинг в сфере культуры: учеб. пособие. Москва: Планета музыки, 2009. 496 с;

2206

5. Чижиков В.М., Чижиков В.В. Технологии менеджмента социально-культурной деятельности: Учебник. М.: МГИК, 2018. 464 с

Vinyukova Yu.V.

Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia)

SPECIFICATIONS OF FINANCING PRIVATE MUSEUMS IN MEGA CITY CONDITION

Abstract: this article discusses a modern approach to financing private museums in a metropolitan area. What modern sources of funding existfor private museums, how museums interact with foundations and projects in the field of culture, how museums competently attract sponsors and patrons. The article also discusses the main large grants and awards in the field of museum business.

Keywords: museum business, management, cultural financing, museum, cultural institution.

2207

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.