Научная статья на тему 'МУЗЕЙНЫЕ "ИЕРОМНЕМОНЫ" В МЕДИЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: COLLECTING (СОБИРАТЬ), CARE (СОХРАНЯТЬ), COMMUNICATION (КОММУНИЦИРОВАТЬ)'

МУЗЕЙНЫЕ "ИЕРОМНЕМОНЫ" В МЕДИЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: COLLECTING (СОБИРАТЬ), CARE (СОХРАНЯТЬ), COMMUNICATION (КОММУНИЦИРОВАТЬ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
23
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПУБЛИЧНАЯ ПАМЯТЬ / ПУБЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МУЗЕЙНЫЙ БРЕНД / БРЕНДИНГ / ИНТЕРНЕТ / ИЕРОМНЕМОНИМ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Капустина Юлия Евгеньевна, Плишина Ирина Сергеевна, Полывяная Марина Игоревна

В статье рассматривается публичная память как важнейший (возможно, основной) ресурс музейного бренда на всех уровнях его формирования - на сайтах, в коллективных и персональных аккаунтах. Медийный музейный бренд имеет когнитивную природу и «строится» с опорой на когнитивные явления - стереотипы, символы, эмоциональные ощущения пользователей интернета (посетителей сайтов и аккаунтов в социальных сетях). На корпоративном и территориальном уровнях музейного бренда публичная память обеспечивает групповую и коллективную идентичность, надындивидуальную целостность с опорой на общее прошлое, настоящее и будущее. Сила памяти в музейном брендинге «раскрывается» в институтах публичной памяти (наследия), через апелляцию к когнитивным механизмам индивидуальной памяти, активизацию коллективной памяти человеческих сообществ и использование информационных механизмов коммуникационной памяти с помощью месседжей бренда в структуре сторителлинга. В полной мере современные музеи и музейные работники, представленные в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», берут на себя новую для них роль медиа«иеромнемонов», хранителей (основная функция музеев) и трансляторов культурной памяти народа в публичном (медийном) пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM "HIEROMNEMONS" IN THE MEDIA SPACE: COLLECTING, CARE, COMMUNICATION

The article considers public memory as the most important (perhaps the main) resource of a museum brand at all levels of its formation - on websites, in collective and personal accounts. A media museum brand has a cognitive nature and its building is based on cognitive phenomena - stereotypes, symbols, emotional sensations of Internet users (visitors of sites and accounts in social networks). At the corporate and territorial levels of the museum brand, public memory provides group and collective identity, supra-individual integrity based on a common past, present and future. The power of memory in museum branding is revealed via institutions of public memory (heritage), through an appeal to the cognitive mechanisms of individual memory, the activation of the collective memory of human communities and the use of information mechanisms of communication memory with the help of brand messages in the structure of storytelling. To the fullest extent, modern museums and museum workers, represented in the information and telecommunication network "Internet", take on a new role as media "hieromnemons", keepers (the main function of museums) and translators of the cultural memory of the people in the public (media) space.

Текст научной работы на тему «МУЗЕЙНЫЕ "ИЕРОМНЕМОНЫ" В МЕДИЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: COLLECTING (СОБИРАТЬ), CARE (СОХРАНЯТЬ), COMMUNICATION (КОММУНИЦИРОВАТЬ)»

УДК 316.774 (075.8) ББК 76.0 ГРНТИ 19.21.07 ВАК 5.9.9

Капустина Ю.Е., Плишина И.С., Полывяная М.И.

Ярославль, Россия

МУЗЕЙНЫЕ «ИЕРОМНЕМОНЫ» В МЕДИЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: COLLECTING (СОБИРАТЬ), CARE (СОХРАНЯТЬ), COMMUNICATION (КОММУНИЦИРОВАТЬ)

Аннотация. В статье рассматривается публичная память как важнейший (возможно, основной) ресурс музейного бренда на всех уровнях его формирования - на сайтах, в коллективных и персональных аккаунтах. Медийный музейный бренд имеет когнитивную природу и «строится» с опорой на когнитивные явления - стереотипы, символы, эмоциональные ощущения пользователей интернета (посетителей сайтов и аккаунтов в социальных сетях). На корпоративном и территориальном уровнях музейного бренда публичная память обеспечивает групповую и коллективную идентичность, надындивидуальную целостность с опорой на общее прошлое, настоящее и будущее. Сила памяти в музейном брендинге «раскрывается» в институтах публичной памяти (наследия), через апелляцию к когнитивным механизмам индивидуальной памяти, активизацию коллективной памяти человеческих сообществ и использование информационных механизмов коммуникационной памяти с помощью месседжей бренда в структуре сторителлинга. В полной мере современные музеи и музейные работники, представленные в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», берут на себя новую для них роль медиа«иеромнемонов», хранителей (основная функция музеев) и трансляторов культурной памяти народа в публичном (медийном) пространстве.

Ключевые слова: информационное общество, массовая коммуникация, публичная память, публичное пространство, музейный бренд, брендинг, Интернет, иеромнемоним

Yu. E. Kapustina, M.I. Polyvianaya, Plishina I.S.

Yaroslavl, Russia

MUSEUM "HIEROMNEMONS" IN THE MEDIA SPACE: COLLECTING,

CARE, COMMUNICATION

Abstract. The article considers public memory as the most important (perhaps the main) resource of a museum brand at all levels of its formation - on websites, in collective and personal accounts. A media museum brand has a cognitive nature and its building is based on cognitive phenomena - stereotypes, symbols, emotional sensations of Internet users (visitors of sites and accounts in social networks). At the corporate and territorial levels of the museum brand, public memory provides group and collective identity, supra-individual integrity based on a common past, present and future. The power of memory in museum branding is revealed via institutions of public memory (heritage), through an appeal to the cognitive mechanisms of individual memory, the activation of the collective memory of human communities and the use of information mechanisms of communication memory with the help of brand messages in the structure of storytelling. To the fullest extent, modern museums and museum workers, represented in the information and telecommunication network "Internet", take on a new role as media "hieromnemons", keepers (the main function of museums) and translators of the cultural memory of the people in the public (media) space.

Keywords: information society, mass communication, public memory, public space, museum brand, branding, Internet, hieromemonym

Постановка проблемы

Публичная память является важнейшим ресурсом бренда на всех уровнях его организации - личном, корпоративном и территориальном (локусном). Современное толкование бренда учитывает прежде всего его когнитивную природу. В понятии бренда выделяется его родовой признак (комплекс представлений), а в качестве видовых традиционно рассматриваются когнитивные явления: стереотипы, символы, эмоциональные ощущения [Кривоносов, 2011: 292].

На корпоративном и территориальном уровнях бренда публичная память обеспечивает групповую и коллективную «спаянность», надындивидуальную целостность с опорой на общее прошлое, настоящее и будущее. Временной фактор формирует идеологические сущности трех видов: в ретроспективе - общую историю (легенды), в разрезе настоящего -корпоративную философию, а в проспекции - миссию.

Технологии брендинга строятся на умении «упаковывать» знания, сжимать и «разряжать» информацию по законам сторителлинга от генерализованной информации в слоганах до развернутых и дефрагментированных историй в рекламных и PR-кампаниях. В статье мы рассмотрим особенности технологий брендинга трех ярославских музеев: сегодня «арт-коммуникации из набора инструментария брендинга трансформировались в емкий тренд коммуникационной политики» [Кривоносов, 2022: 9].

Сила памяти в брендинге «открывается» в институтах публичной памяти (наследия), через апелляцию к когнитивным механизмам индивидуальной памяти, активизацию коллективной памяти человеческих сообществ и использование информационных механизмов коммуникационной памяти с помощью месседжей бренда в структуре сторителлинга [Степанов, 2019].

Специалисты в сфере брендинга невольно принимают на себя новую культурную роль хранителей публичной памяти («иеромнемонов»), что

предполагает наличие у них богатого личного опыта, широкой эрудиции и повышенной чуткости к актуальным процессам современной культуры и политики [Степанов, 2015; 2019].

История вопроса

«Омуты» памяти давно притягивают внимание человечества [Ерохина, 2017]. В древности память возвели в ранг искусства - ars memoria (искусство памяти). В Новое время память причислили к высшим когнитивным функциям человека, а ее потерю - к страшным человеческим заболеваниям.

Наш современник хорватский исследователь Томислав С. Шола предлагает рассматривать коллективную и публичную память как предмет особой науки - мнемософии, которая «занимается исследованием коллективной памяти, культуры и знания, для того чтобы понять идентичности и управлять ими, а также объяснить публичную память как мудрость, необходимую для качественного развития современного общества» [Шола, 2017: 277].

Публичная память, или наследие, понимается как «коммуникационная память», «социальный генотип, набор политических и культурных характеристик, передаваемых с определенными изменениями от предков к потомкам по их собственному выбору» [Шола, 2017: 49]. При таком понимании память становится неотъемлемой частью брендинга как интегрированной коммуникативной деятельности. Это осознает и сам Шола: «Наследие создает нарративы, обретая таким образом мягкую силу, -основной компонент имиджа или бренда, - которые и являются сущностью идентичности» [там же]. Исследователь подчеркивает коммуникативную природу памяти и дает свое представление о ее институционализации, он формулирует базовые принципы для всех институтов памяти, формула «трех С»: collecting (собирать), care (сохранять), communication (коммуницировать) [Шола, 2017: 64].

Результаты исследования

Ярославский художественный музей

В 2019 году Ярославский художественный музей готовился отметить 100-летие со дня основания, и сотрудники музея активно искали слоган, определяющий и образ музея, и отношение к нему коллектива и сообщества. Два слова - «Здесь хорошо» - стали центром торжеств и юбилейного брендбука. В январе 2022 на снежной ограде музея ярославцы увидели лучший отзыв: «Здесь хорошо. Слава Богу».

Сегодня рассуждая о том, как работает бренд, музейные «иеромнемоны» предлагают рассматривать его метафорически в координатах: произведение и рама, как живое и постоянно меняющееся «полотно». Его «рама» - динамичная, прозрачная и говорящая. Именно её «грани», не отвлекающие на себя, но подчеркивающие ценность «картины», есть механизм позиционирования и продвижения.

Итак, о «произведении». Ярославский художественный музей (далее -ЯХМ) - единственный специализированный музей искусств в регионе. Музей с вековой историей, заметным опытом работы, динамично развивающийся. Коллекция - более 80 тысяч произведений - представляет 9 веков искусства: от иконы XIII до живописной анимации XXI века. Музейный комплекс расположен в памятниках архитектуры XVII-XIX вв. в историческом центре города, в зоне Юнеско. Музей знаменит собранием и активной выставочной политикой, является инициатором и участником российских и международных проектов. ЯХМ создает крупные проекты, в том числе с федеральными музеями, которые привлекают внимание широкой аудитории. В 2017 году в ЯХМ открыт Культурно-выставочный центр Русского музея, представляющем шедевры ГРМ Ярославлю. Рекорд посещаемости за всю историю ЯХМ показала выставка А.И. Куинджи, за 92 дня 2019 года ее посетило около 50 тысяч зрителей.

В рейтингах «The Art Newspaper» ЯХМ в 2017-2019 занимал 3-4 место среди самых посещаемых художественных региональных музеев. Музей создает проекты, регулярно отмечаемые высокими оценками экспертов, грантами благотворительных фондов. Музей неоднократный лауреат Фонда

Президентских грантов, в 2010 при его поддержке создана экспозиция «Искусство XX века». Дважды ЯХМ становился лауреатом конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина (2013 - «Дом в разрезе», 2016 - «Спор о бороде»).

ЯХМ неоднократно получал награды европейских музейных форумов. В частности, в 2016 ЯХМ - единственный российский номинант престижного международного конкурса «Европейский музей года»; в 2016 сайт проекта ЯХМ «Дом в разрезе» - бронзовый призёр фестиваля F@IMP 2.0; в 2021 ЯХМ включен в числе 50 портретов музеев мира, в издании «Revisiting Museums of Influence. Four Decades of Innovation and Public Quality in European Museums»; в 2022 ЯХМ отмечен специальным призом за эффективное использование ресурсов на премии ZIVA AWARD 2020.

Главный человек в музее - посетитель. ЯХМ предъявляет культурный продукт, стремясь быть ясным, интересным и комфортным. Специальными программами для всех возрастов и интересов занимаются отделы работы со зрителями и «Культурно-выставочный центр Русского музея». Информационно-издательский отдел работает над продвижением культурного продукта: создание брендбука проекта, сувенирной линии, медиаплана публикаций в интернет, размещения в СМИ рекламных видео- и аудио-роликов, билбордов в городе, афиш в учреждениях, гостиницах. Дважды в год ЯХМ составляет «портрет посетителя», результаты анкеты дают представление не только о возрасте и повторяемости визитов в музей, но и о работающих каналах информации. Музей быстро овладевает новыми инструментами, продвигающими бренд. Сегодня он лидер в области по программе «Пушкинская карта»: с сентября 2021 ею воспользовалось 1798 человек, что еще раз подтвердило, что ЯХМ интересен молодому и среднему возрасту.

Все вопросы деятельности и первые показы проектов предъявляются учредителю ЯХМ - департаменту культуры Ярославской области, а также департаментам туризма и образования. В 1994 главному зданию ЯХМ

возвращен статус Губернаторского дома, залы часто становятся местом проведения официальных приемов. Первый лица региона - постоянные участники и главные ньюсмеркеры вернисажей. Особое внимание музей в работе со властными структурами уделяет коммуникации с пресс-службами и помощниками первых лиц, что работает на частые и частные визиты власти в музей, а также расширению медиапространства.

Партнеры музея - главный ресурс для создания и продвижения культурного продукта. В первую очередь, это профессиональное сообщество: федеральные, региональные, частные музеи, коллекционеры, галеристы, исследователи, которых музей привлекает для создания проектов. Расширяется круг научных экспертов, включающих в сферу своих работы из собрания ЯХМ. Музей признан авторитетным научно-исследовательским центром, с 1996 на чтения памяти И.П. Болотцевой ежегодно собираются ведущие специалисты, изучающие вопросы древнерусского искусства. Музей - член Российского отделения ИКОМ Международного совета музеев. Директор ЯХМ А.В. Хатюхина - член президиума Союза музеев России. Главный хранитель ЯХМ Т.А. Лебедева - член правления Ассоциация искусствоведов. ЯХМ постоянный участник главного форума музеев Международного фестиваля музеев «Интермузей». Важными и постоянными партнерами музея выступают образовательные учреждения, библиотеки, архив. Деятельность ЯХМ постоянно связана с туристическими компаниями, издательствами, рекламными и транспортными организации. Неоднократно на крупные проекты музей получал финансовую поддержку ПАО «СЛАВНЕФТЬ-ЯНОС». Для постоянных партнеров, музей предлагает систему бонусов и привилегий, в частности, приглашения на предпоказы проектов и билет «друг музея», предоставляющий право бесплатного посещения. ЯХМ знаменит междисциплинарными проектами, и здесь наш партнер - творческий: артисты, режиссеры, музыканты. ЯХМ с 1971 года проводит музыкальные салоны, а в 2019 заявил о себе как об организаторе собственного музыкального фестиваля «Лимон», кстати, в 2022 его арт-

директором станет Вадим Эйленкриг, известный музыкант, продюсер, телеведущий.

СМИ и блогеры. В информационном обществе пульс и нерв - масс-медиа. В мире, сотканном из информационных нитей, бесчисленных мнений, интерпретаций и комментариев работа со CМИ и блогерами - одно из главных направлений музейного PR. Пресс-показы, пресс-конференции, встречи с директором, создание спецповодов и экслюзивных показов, мониторинг - всё это является постоянной работой. В 1998-2000 ЯХМ собирал пресс-салон, он и сейчас продолжает формировать и воспитывать свой «пул»: круг журналистов, блогеров, которые могут дать грамотную рецензию, вступить в диалог и неоднократно напомнить о том или ином событии.

Интернет. В 2020 году ЯХМ создал новый сайт, где первым в регионе запустил услугу онлайн продажи билетов, что стало актуальным и востребованным инструментом в современной ситуации. Если сайт -официальное представительство бренда, то страницы в социальных сетях -поле неформального общения, здесь музей «на ты», он не только информирует, но и предлагает новый взгляд на музей и наследие через игру. Над контентом страниц работают 10 специалистов музея из разных отделов, это не только страницы основного бренда в социальных сетях, но и аккаунты отдельных зданий и проектов в приложении ARTEFACT.

В 2018 ЯХМ первым в регионе открыл экспозиции в новом формате, запустив интерактивный гид Artefact (проект создан в 2017 при поддержке Министерства культуры РФ). Сегодня опубликовано 6 проектов на данном ресурсе. Обратим внимание, что это не только работы из экспозиций ЯХМ, но и ресурсы по выставкам из собрания ГРМ, ЯХМ стал первым и пока единственным в стране, представляющем все экспонаты и из своего собрания и федерального музея. С помощью камеры смартфона гости в музее видят то, что недоступно в реальности: эскизы, фотографии [Злотникова, 2014].

Благодаря приложению посетитель формирует свой маршрут в музее и продлевает общение с его ресурсом вне залов.

Ярославский музей-заповедник

У большинства учреждений культуры бренд уже есть, как есть и система брендинга, понимаемого в первую очередь как целенаправленная деятельность по формированию и поддержанию устойчивого предпочтения к культурным ценностям. Например, Ярославский музей-заповедник был основан в 1865 году. Конечно, за время своего существования многое менялось в его структуре, но образ, связанный с белыми стенами, башнями, звонницей бывшего монастыря (музей располагается на этой территории с 1959 г.) уже прочно вошел в сознание посетителей. Следовательно, задача паблик рилейшнз состоит в поддержании этого образа и его изменениях, связанных с реалиями времени.

Основными направлениями связей с общественностью того же Ярославского музея-заповедника можно назвать следующие. Во-первых, взаимодействие с властными структурами и в первую очередь с учредителем - Департаментом культуры и другими департаментами, что сопряжено с деятельностью учреждения. Представители этих учреждений - желанные гости и ньюсмейкеры на значимых музейных мероприятиях: открытиях знаковых выставок, крупных событиях. Во-вторых, неоценимую поддержку музею в деятельности оказывают партнеры. Причем в самых разных сферах деятельности: от реставраторов до реконструкторов, от общественных организаций до самозанятых в разных областях культуры, от туристических компаний до точек общественного питания. В-третьих, особые отношения связывают музей с представителями средств массовой информации и блогерами: они первыми узнают все музейные новости, первыми посещают выставки.

Формированием внешнего образа музея и его присутствием в общественно-информационном пространстве, средствах массовой информации занимается специальный отдел - информационный. В его задачу

входит информирование о проводящихся выставках и мероприятиях. Это достигается разными средствами: размещение баннера на внешней стене музея, афиш в кассовых залах, пресс-релизов и анонсов о предстоящих событиях на официальном сайте музея и страницах музея в социальных сетях; информационное сопровождение рубрик, посвященных культуре, в социальных сетях музея, департамента культуры, СМИ; реклама в СМИ (радио, телевидение), в общественном транспорте и т.д.

Работа с целевыми общественностями не ограничивается только созданием внешнего образа музея, она носит целенаправленный характер и включает ряд специальных мероприятий (событийный PR). И все-таки для музея главная общественная аудитория - это посетители. Для их комфортного пребывания создан отдел приема, отдел гостеприимства, в задачи которого входят и доступная, понятная навигация, четкий прейскурант и действующие льготы, экскурсионное обслуживание. Сотрудники этого отдела лицом к лицу общаются с большим количеством потребителей музейных услуг, поэтому они первыми узнают и сигнализируют о потребностях посетителей. Эта информация дальше передается в зависимости от запроса в один из других отделов музея: информационный, выставочный или отдел социокультурных программ. На основе полученных сведений в этих отделах готовят мероприятия, пользующиеся спросом публики, меняют или корректируют дизайн объявлений или афиш, думают над строительством выставки, интересной посетителям.

Музей имени Вадима Юрьевича Орлова

Еще один ярославский музей - Музей имени Вадима Юрьевича Орлова - один из самых молодых в Ярославле. Музей частный, создан по инициативе мецената, коллекционера, деятеля нефтехимической промышленности Вадима Юрьевича Орлова, возглавлявшего завод «Ярославский технический углерод».

В 2014 году Орлов, 30 лет собиравший коллекцию фарфора и художественного металла, инициировал приобретение заводом «Техуглерод»

здания. Это был Дом общества врачей, памятник архитектуры федерального значения XVП-XIX веков, который к тому времени 13 лет пустовал и находился в плачевном состоянии [Старшова, 2020]. Особняк был отреставрирован и приспособлен под экспонирование и хранение коллекций. К сожалению, меценат не дожил до окончания проекта, но дело создания музея продолжили члены семьи и соратники. Музей открылся в декабре 2018 г. В собрании преобладает фарфор русских частных заводов, это стержень экспозиции и ядро позиционирования музея; также есть коллекции европейского фарфора, художественного серебра, бронзы, чугунного литья.

Отправным пунктом формирования бренда можно считать решение назвать музей именем основателя: это подчеркнуло субъективный характер собрания и меценатский статус музея. Решение было достаточно смелым (поскольку для публики «Музей русского фарфора» был бы понятнее), но в долгосрочной перспективе оно принесло плоды. Имя мецената Вадима Орлова, его необыкновенный жизненный путь русского самородка становятся предметом гордости ярославцев. Сейчас словосочетание #музейорлова - «движущая сила» бренда, и невзирая на наличие конкурентов (Палеонтологический музей им. Орлова), можно отметить, что подавляющее большинство публикаций в Instagram с этим хештегом сделаны в Ярославле.

Графическим воплощением бренда стал логотип с портретом Вадима Орлова, но столь буквальный подход оказался не самым удачным: такой лого плохо переносит масштабирование и размещение на различных поверхностях. В настоящий момент руководство музея ищет идеи для новой символики.

Три года существования музея лишь подтверждают факт, что фирменный стиль, логотип - отнюдь не главное для культурного бренда. Музей Орлова строит бренд как репутацию, систему ценностей, транслируемую в каждом проявлении музейной жизни. Она основана на дружелюбии, доступности, элегантности, культуре сервиса и высочайших требованиях к эстетической и научной составляющей музейной жизни. Это

проявляется в серьезной работе по комплектованию, хранению, изучению и экспонированию коллекций (чем может похвастаться далеко не каждый частный музей). Это ответственное отношение к сохранению памятника архитектуры, в котором расположена экспозиция. Это безбарьерная среда: Музей Орлова первым среди ярославских организаций культуры построил лифт и туалет для маломобильных людей. Это банальный комфорт: кофейный аппарат, банкетки и розетки в каждом зале, аудиогиды, уголок для мам с грудными детьми, даже звучащая повсюду классическая музыка. Это без излишеств элегантная, современная, гостеприимная среда, в которой забываешь о мире снаружи. Например, многие гости музея с особым восторгом отмечают, что в залах нет смотрителей: возможность остаться наедине с предметами, отсутствие ощущения «слежки» создает эйфорическое чувство свободы и уважительного доверия.

В начале пути музейного бренда была обозначена ключевая целевая аудитория: женщины 35+ с активной жизненной позицией. Это аудитория, которая легко объединяется и сама представляет собою медиа: сарафанное радио, женские клубы, объединения женщин-предпринимателей, «мамские» паблики. Те, кто следит за городской афишей и инициирует семейные культпоходы, те, кто заинтересован в личностном и карьерном росте, те, кто испытывает необходимость в общении с себе подобными - и в достойной «рамке» для такого общения. Это не значит, что в музее нет, например, детских программ, но их цель обычно - разгрузить родителей, отвлечь детей на мастер-класс или квест, чтобы папы и мамы спокойно провели время в музейных залах.

Собрание насчитывает около 5000 единиц хранения, ядро коллекции и главную гордость составляет фарфоровая скульптура русских частных заводов XVIII - нач. XX вв. Дамы и кавалеры, крестьяне и торговцы, сценки городской и сельской жизни, литературные герои и животные... Разнообразие персонажей, яркость красок, красноречивость поз и фарфоровых мордашек легли в основу визуального выражения бренда в социальных сетях:

сообщения от имени музея иллюстрируются подходящими по настроению и теме экспонатами. Этот прием «фарфорового театра» сокращает дистанцию между зрителем и предметом, а «беззаботность» фарфора диктует легкость в подаче. Да и музей, будучи частным, может позволить себе не впадать в высокопарность, которую нередко можно встретить в сетях государственных музеев. Порой в инфополе появляется недовольный посетитель с заявлениями, что фарфор - это китч, дурновкусие, недостойное экспонирования. Но Музей Орлова не пытается выставить свои экспонаты чем-то большим, чем они являются. Нет претензии на «высокое искусство», зато есть понимание, что эти предметы дарили комфорт и радость своим обладателям 100-200 лет назад, что они несут отпечаток образа жизни определенных социальных страт. .. .А главное достижение брендинга - в том, что перед подобными хейтерами в комментариях выстраивается заслон из «адвокатов бренда», готовых защищать музей.

Перспективы исследования

В социальных медиа современные музеи стремятся соблюдать баланс между информацией, развлечением и общением. В каждой сети формируется определенный вектор коммуникации. «ВК» с недавних пор (с связи с известными событиями) стал основным инструментом общения с ярославской аудиторией, здесь часто задают насущные вопросы -бронирование билетов, заказ мероприятия. Youtube - самый академичный аккаунт, для него музеи снимают профессиональные видео, посвященные коллекциям, сюжетам, производителям, техникам.

Выводы

Публичная память является важнейшим (возможно, основным) ресурсом музейного бренда на всех уровнях его формирования - на сайтах. в коллективных и персональных аккаунтах. Медийный музейный бренд имеет когнитивную природу и «строится» с опорой на когнитивные явления -стереотипы, символы, эмоциональные ощущения.

На корпоративном и территориальном уровнях музейного бренда публичная память обеспечивает групповую и коллективную идентичность, надындивидуальную целостность с опорой на общее прошлое, настоящее и будущее.

Сила памяти в музейном брендинге «раскрывается» в институтах публичной памяти (наследия), через апелляцию к когнитивным механизмам индивидуальной памяти, активизацию коллективной памяти человеческих сообществ и использование информационных механизмов коммуникационной памяти с помощью месседжей бренда в структуре сторителлинга.

В полной мере современные музеи и музейные работники, представленные в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», берут на себя новую для них роль медиа«иеромнемонов», хранителей (основная функция музеев) и трансляторов культурной памяти народа в публичном (медийном) пространстве.

Библиография

Злотникова Т.С. Имитация "документального" и симуляция "художественного" в современной массовой культуре // Филология и культура. № 3 (37). 2014. С. 201-206.

Ерохина Т.И. Феномен памяти в массовой культуре: контрпамять и постпамять в отечественном кинематографе // Ярославский педагогический вестник. № 5. 2017. С. 269274.

Кривоносов А.Д., Лебедева Т.Ю. Брендинг начала 2020-х: от нестабильности и неопределенности к пониманию и ясности // Брендинг как коммуникационная технология XXI века: Материалы VIII Международной научно-практической конференции / под ред. А.Д. Кривоносова. Санкт-Петербург, 1-2 марта 2022. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2022. С. 7-10.

Кривоносов А.Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А. Основы теории связей с общественностью. СПб. : Питер, 2011. - 284 с.

Старшова А.П. Скульптура провинциального города (визуальная семиотика в контексте исторических изменений) // Человек. Культура. Образование. № 4 (38). 2020. С. 156-166.

Степанов В.Н. Сила памяти как ресурс бренда и технология брендинга // Брендинг как коммуникативная технология XXI века: Материалы V Международной научно-практической конференции / под ред. А.Д. Кривоносова. Париж, 18-21 марта 2019). Paris: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2019. С.44-47.

Степанов В.Н. 'Kraft' ('сила') и 'Geist' ('дух') как концепты актуализации личностного и сверхличностного в философии Вильгельма фон Гумбольдта // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 2. Том I (Культурология). С. 74 - 81.

Шола Т.С. Мнемософия. Эссе о науке публичной памяти. Ростов Великий: ГМЗ «Ростовский кремль», 2017.

References

Zlotnikova T.S. (2014). Imitatsiya "dokumental'nogo" i simulyatsiya "khudozhestvennogo" v sovremennoy massovoy kul'ture [Imitation of the "documentary" and simulation of the "artistic" in modern popular culture]. Filologiya i kul'tura [Filology and Culture]. № 3 (37). Pp. 201-206.

Yerokhina T.I. (2017). Fenomen pamyati v massovoy kul'ture: kontrpamyat' i postpamyat' v otechestvennom kinematografe [The phenomenon of memory in Popular Culture: counter-memory and post-memory in Russian cinema]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulleten]. № 5. Pp. 269-274.

Krivonosov A.D., Lebedeva T.Yu. (2022) Брендинг начала 2020-х: от нестабильности и неопределенности к пониманию и ясности [Branding of the early 2020s: from instability and uncertainty to understanding and clarity]. Brending kak kommunikatsionnaya tekhnologiya XXI veka [Branding as a communication technology of the XXI century]: Materialy VIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. pod red. A.D. Krivonosova, 1-2 marta: Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy ekonomicheskiy universitet (Sankt-Peterburg). Pp.7-10.

Krivonosov A.D., Filatova O.G., Shishkina M.A. (2011) Osnovy teorii svyazey s obshchestvennost'yu. [Fundamentals of the theory of public relations]. SPb. : Piter.

Starshova A.P. (2020). Skul'ptura provintsial'nogo goroda (vizual'naya semiotika v kontekste istoricheskikh izmeneniy) [Sculpture of a provincial city (visual semiotics in the context of historical changes)]. Chelovek. Kul'tura. Obrazovaniye [Human. Culture. Education]. № 4 (38). 2020. Pp. 156-166.

Stepanov V.N. (2019) Sila pamyati kak resurs brenda i tekhnologiya brendinga [The power of memory as a brand resource and branding technology]. Brending kak kommunikativnaya tekhnologiya XXI veka [Branding as a communication technology of the XXI century]: Materialy V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. pod red. A.D. Krivonosova (Brending kak kommunikativnaya tekhnologiya XXI veka, Parizh, 18-21 marta 2019). Paris: Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy ekonomicheskiy universitet (Sankt-Peterburg). Pp.44-47.

Stepanov V.N. (2015) 'Kraft' ('sila') i 'Geist' ('dukh') kak kontsepty aktualizatsii lichnostnogo i sverkhlichnostnogo v filosofii Vil'gel'ma fon Gumbol'dta ['Kraft' ('strength') and 'Geist' ('spirit') as concepts of actualization of the personal and superpersonal in the philosophy of Wilhelm von Humboldt] // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin]. № 2. Tom I (Kul'turologiya). Pp. 74-81.

Shola T.S. (2017) Mnemosofiya. Esse o nauke publichnoy pamyati [Mnemosophy. Essay on the science of public memory]. Rostov Velikiy: GMZ «Rostovskiy kreml'».

Сведения об авторах

Капустина Юлия Евгеньевна - заместитель директора по культурно-досуговой деятельности Ярославский музей-заповедник; e-mail: adm.kommerz@yarkremlin.ru.

Плишина Ирина Сергеевна - сотрудник, Музей имени Вадима Юрьевича Орлова; e-mail: plishinais@yarregion.ru.

Полывяная Марина Игоревна - заведующая информационно-издательским отделом, специалист по связям с общественностью и СМИ, Ярославский художественный музей; e-mail: mnemo@rambler.ru.

Kapustina Yulia E. - Deputy Director for Cultural and Leisure Activities, Yaroslavl Museum-Reserve; e-mail: adm.kommerz@yarkremlin.ru.

Plishina Irina S. - Vadim Yurievich Orlov Museum; e-mail: plishinais@yarregion.ru.

Polyvyana Marina I. - head of the information and publishing department, specialist in public relations and mass media, Yaroslavl Art Museum; e-mail: mnemo@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.