References
1. Kachkaeva A.G., Shomova S.A. i dr. Mul'timedijnaya zhurnalistika. Moskva: Vysshaya shkola 'ekonomiki, 2017.
2. Repkova T. Novoe vremya: Kak sozdat'professional'nuyu gazetu v demokraticheskom obschestve. Moskva: OOO «Atlantis», 2001.
3. Miroshnichenko A. V zaschitu long-form reading. Shkola 'effektivnogo teksta «Media». Avialable at: https://www.se-txt.ru/inside/837/
4. Kolesnichenko A.V. Dlinnye teksty (longridy) v sovremennoj rossijskoj presse. Mediaskop. 2015; Vypusk 1.
5. Chigaev D.P. Longrid kak raznovidnost' kreolizovannogo teksta. Mediaskop. 2017; Vypusk 1.
6. Zolotuhin A.A., Mazharina Yu.N. Longrid, snoufoll, mul'timedijnaya istoriya - kak novye vershiny zhurnalizma? Vestnik VGU. Seriya: filologiya, zhurnalistika. 2015; № 2.
7. Koroleva A.A., Chutcheva A.V. Osobennosti mul'timedijnyh longridov v federal'nyh i regional'nyh SMI. Mediaissledovaniya. 2019; № 6.
8. Sokrushaeva L. Detsad pod muzhskim krylom. Tambovskaya zhizn'. Avialable at: https://tamlife.ru/special-projects/odnoetazhnaya-tambovshhina/detsad-pod-muzhskim-krylom/
9. Tertychnyj A.A. Zhanry periodicheskoj pechati. Moskva: Aspekt Press, 2006.
10. Frolova I. Zdes' interesno zhif... Nikiforovskij rajon. RIA TOP68. Avialable at: https://top68.ru/longread/nikiforovka/page18759198.html
11. Lukankina E. Zachem nuzhna derevnya? O demografii nachistotu. Tambovskaya zhizn'. Avialable at: https://tamlife.ru/special-projects/odnoetazhnaya-tambovshhina/zachem-nuzhna-derevnya-o-selskoj-demografii-nachistotu/
Статья поступила в редакцию 03.11.21
УДК 81-13
Chernykh O.Yu., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Foreign Philology Department, Moscow City University (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
Chernykh A.M., BA student, High School of Economics (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
SPECIFICS OF FEMALE IMAGES IN RUSSIAN MUSICAL DISCOURSE. The article analyzes the state of the Russian musical discourse in the gender aspect. The idea that song discourse reproduces modern view about femininity is substantiated. An overview of scientific papers on the stated topic is given. The empirical base of the study is described. The traditional components of gender stereotypes of femininity are noted. The song discourse is analyzed in gender aspect. Three groups of qualities that characterize a woman are identified. Examples of gender stereotypes manifestation are given. The examples of deconstruction of the traditional binary male-female opposition are described. It is concluded that the attempted systematic analysis of feminine images in musical discourse reveals parallel actualization of gender stereotypes and their deconstruction. There is a tendency for changes in the Russian-speaking gender picture of the world.
Key words: femininity, gender stereotypes, deconstruction of stereotypes, song discourse, actualization of stereotypes.
О.Ю. Черных, канд. филол. наук, доц., Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail: [email protected]
А.М. Черных, студентка, Высшая школа экономики, г. Москва, E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА ФЕМИНИННЫХ ОБРАЗОВ В РОССИЙСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ
В данной статье дается анализ состояния российского музыкального дискурса в тендерном аспекте. Обосновывается идея о том, что песенный дискурс воспроизводит современные представления о фемининности. Дается обзор научных работ по заявленной теме. Описывается эмпирическая база исследования. Отмечаются традиционные составляющие тендерного стереотипа фемининности. Анализируется песенный дискурс с точки зрения тендера. Выделяются три группы качеств, которые характеризуют женщину. Приводятся примеры воспроизводства тендерных стереотипов. Описываются способы деконструкции традиционной бинарной оппозиции мужское - женское. Делается вывод о том, что предпринятая попытка системного анализа фемининных образов в музыкальном дискурсе выявила параллельное воспроизводство гендерных стереотипов и их деконструкцию. Отмечается тенденция на изменения в русскоязычной гендерной картине мира.
Ключевые слова: фемининность, гендерные стереотипы, деконструкция стереотипов, песенный дискурс, актуализация стереотипов.
Актуальность исследования обусловлена рядом факторов. Во-первых, это происходящая в последнее время масштабируемость музыкальной индустрии. С развитием технологий люди получили возможность не только воспринимать и создавать аудиоконтент, но и мгновенно делиться им с аудиторией. Это повлияло на рост числа музыкальных композиций, производимых за единицу времени: только за один день на самый популярный в мире стриминговый сервис Spotify загружается более 60 000 новых песен. Неоспоримым является тот факт, что тексты музыкальных произведений отражают существующую реальность: социальные нормы и ценности определенного общества на данном историческом этапе. Отсюда актуальным является изучение музыкального дискурса как одного из аспектов, участвующих в формировании гендерной составляющей мировоззрения человека.
Во-вторых, зародившись несколько веков назад, именно в 21 столетии движение за права женщин достигло высокого уровня освещенности как в обществе, так и в музыке. Особую роль здесь сыграли мировые звезды поп-музыки: Тейлор Свифт, Майли Сайрус, Мадонна, Бьенсе. Все они не только позиционируют себя как феминистки, но и активно выпускают композиции, поддерживающие идею равноправия между мужчинами и женщинами, а также подчеркивающие всю силу и значимость последних. Пример артистов мировой величины позволяет нам предположить, что и в целом традиционный образ женщины в музыкальной индустрии трансформируется под влиянием феминистских движений.
Научная новизна исследования состоит в обращении к современному российскому музыкальному дискурсу с целью анализа и систематизации феминин-ности, актуализированной в нем.
Цель исследования: выявление и анализ специфики образа женщины в текстах российских песен.
Теоретическая ценность исследования заключается в том, что полученные данные вносят вклад в развитие идей лингвистической гендерологии и теории дискурса. Практическая ценность работы заключается в возможности использования результата анализа данных для дальнейших гендерных исследований и дискурс-анализа. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предпринимается попытка системного анализа фемининных образов в музы-
кальном дискурсе, выявляются, инвентаризируются и систематизируются отличительные черты фемининности в текстах песен.
Среди прочих особенностей музыкального дискурса можно выделить его повышенное присутствие в жизни человека и, как следствие, влияние на нее. Музыка звучит как в наушниках отдельно взятого слушателя, так и в местах скопления множества людей, проникая в сознание независимо от их воли. Немецкий философ Т. Адорно считает, что музыка по своей природе есть средство, с помощью которого осуществляется выражение самосознания того класса, который определяет параметры и вектор развития духовного производства в конкретном обществе [1]. Основные культурные идеи всегда принадлежат господствующему классу, который указывает направление культурного развития. Соответственно, можно говорить о том, что музыка, ориентированная на широкую публику, транслирует те образы и установки, которые являются доминирующими для большинства членов общества на данном историческом этапе.
Среди отечественных стриминговых сервисов наиболее крупным является «Яндекс. Музыка». Помимо возможности прослушивать музыку, он предоставляет доступ к постоянно обновляющимся плейлистам, составляет персональные рекомендации и позволяет слушать треки в офлайн-режиме (при покупке подписки). По информации на декабрь 2019 года, аудитория «Яндекс. Музыки» насчитывает более 3 млн пользователей, которые в среднем слушают музыку 90 минут в день. Библиотека стримингового сервиса насчитывает более б0 млн треков и 90 тысяч подкастов.
Музыкальный дискурс и гендерные репрезентации в нем вызывали интерес у российских исследователей. Г И. Берестнев в своей статье «Женщина глазами мужчины в современном русском шансоне» анализирует женские портреты, основываясь на аналитической психологии К.Г. Юнга. В начале автор обращается к шансону конца 1930-х - начала 1940-х годов, описывая два основных типа женских персонажей того времени: порочная, но манящая женщина-любовница и чистая и светлая женщина-мать. Далее Г И. Берестнев обращается к современному шансону и рассматривает динамику описанных им ранее образов. Так, женщина-мать постепенно уходит на второй план в наши дни. Ее главными чертами все также остается нежность, надежность, умение любить [2]. Современными компо-
зиторами к данному образу добавляется мотив невнимания сына к любящей его матери, вследствие чего описанный женский образ приобретает печальность и вызывает сострадание. Тип женщина-любовница претерпел значительные изменения. Если ранее в текстах песен женщинам была свойственна ненадежность, опасность и умение управлять мужчинами, то сейчас роли меняются, и доминирующую позицию занимает мужчина. «Слабую» позицию женщины по отношению к мужчине иллюстрирует тот факт, что именно мужчина в текстах песен решает, когда уйти и закончить отношения. «Мужчина уже не считает любимую женщину проклятием, как в «блатном» шансоне. Напротив, он видит в ней благословение и дар небес». Г И. Берестнев также обращает внимание на то, что в шансоне обоих периодов описываются чувства мужчин и игнорируются чувства женщин.
Т.В. Савельевой в статье «Южноуральская частушка в гендерном аспекте» отмечается, что в силу своей сатирической направленности частушки транслируют не только устоявшийся образ кроткой, скромной, подневольной, умеющей подчиняться женщине, но и полностью противоположный ему. «Идеальная» девушка в частушках боевая, задорная, не дающая себя в обиду. Можно говорить о том, что в данном музыкальном жанре деконструируются многие из паттернов поведения в социуме. Так, измена предстает незначительным событием - лирическая героиня не страдает. Факт насилия, совершаемого как мужчинами, так и женщинами по отношению друг к другу, показан как обычный для общества феномен. Автор также указывает на то, что в частушках часто встречается образ разлучницы, однако образа разлучника при анализе 828 произведений найдено не было. Мужские измены также встречались чаще, чем женские [3].
Исследователи Т.Г Логинова и А.И. Голубурдо в статье «Образ женщины в женской англоязычной музыкальной культуре» рассматривают женский образ в ретроспективе. Исходя из проведенного ими исследования, можно утверждать, что период 1920-х годов в англоязычной культуре характеризовал образ эмоционально открытой и зависимой от мужчины, социального статуса, внешнего мира женщины, однако данная зависимость представляется естественной, хоть и обременительной. Эта тенденция продолжалась до 1960-х. Далее наблюдался спад в давлении общества, но полностью оно не исчезло. В настоящее время еще сохранился шовинизм, однако права женщин значительно расширились, оттого стал «свободнее» и их образ в музыкальных произведениях. Актуальный образ женщины включает в себя такие черты, как независимость, стремление к самореализации, осознание своей индивидуальности и даже порой агрессивное поведение [4].
Эмпирической базой нашего исследования послужили тексты 59 песен, которые, по версии наиболее крупного отечественного стримингового сервиса «Яндекс. Музыка», стали самыми прослушиваемыми в 2020 году. Первоначально было взято 100 композиций из плейлиста «Что слушали в России в 2020 году». После проведенного контент-анализа было выявлено, что только 59 из них написаны на русском языке и содержат в себе женские образы. Далее мы провели лингвистический анализ на предмет отдельных лексем и словосочетаний, формирующих образ женщины в отобранных песенных композициях. По итогам открытого кодирования нами были сформированы 3 группы, составляющие женский образ:
1. Характеристики, относящиеся к внешности женщины.
2. Характеристики, относящиеся к чертам личности женщины.
3. Особенности отношения женщины к мужчине.
Рассмотрим каждую из этих групп подробнее.
Внешность как составляющая образа женщины
Традиционно считается, что для женщин характерны следующие качества, относящиеся к внешности: привлекательность, очаровательность, красота [5].
При проведении анализа было выявлено, что общая привлекательность лирической героини упоминается в 8 композициях. Наиболее часто используется эпитет «красивая» и другие однокоренные лексемы: «как же ты красива», «мне приелась твоя красота», «красивая девчонка», «да, ты красивая». Кроме того, были отмечены и другие стилистические средства. Например, «девочка с картинки» - метафора, которая также указывает на визуальную красоту того, к кому она обращена.
Среди отдельных элементов, формирующих женскую привлекательность, наиболее популярными являются следующие: губы, запах, глаза.
Губы встречаются в 6 песенных композициях. Наиболее часто авторы делают акцент на их вкусе: «губы вкуса мандарина», «твои губы, как цветы», «сладкий вкус твоих губ», «вкус до сих пор на моих губах», «но на вкус поцелуй твой сладок». Помимо этого, в одной из песен нами был встречен эпитет «беспощадные» по отношению к губам: «твои губы беспощадны». Исходя из контекста музыкального произведения, можно сказать, что данный эпитет используется для положительного описания губ героини.
Следующая значимая категория - это запах. Он упоминается в 4 музыкальных произведениях. По контексту каждой из песен можно понять, что слова, соотносимые с запахом, предстают перед нами в своей позитивной коннотации: «Твои губы, как цветы / С ароматами весны», «о, аромат ее волос», «я бродил и искал запах твой», «Твой парфюм <...> Остаётся помнить, спасаться поздно».
Третьей чертой, к которой часто обращаются авторы при формировании женского образа, являются глаза. Они фигурируют в 2 композициях: в первом случае для их описания используется эпитет «манящие», во втором - «красивые», метафора «глубина»: «Мне еще пока видна / Глаз красивых глубина».
Значительно реже упоминаются волосы, голос, улыбка, черты лица. В процессе анализа было выявлено по одному примеру на каждую составляющую: «милый голосок», «твоя улыбка может обезоружить» и т.д.
В качестве отдельной категории можно выделить женское тело. Эта часть образа встречается чаще остальных, а именно - 10 раз. Интересным является тот факт, что в каждом из 10 упоминаний женское тело используется в контексте сексуальных взаимоотношений между мужчиной и женщиной: «покажи мне свое тело», «твои изгибы снесли наповал», «Падаю, как капли с небес, / На твое нежное тело», «я люблю ее тело» и т.д. Подобное восприятие женского тела говорит о том, что в анализируемых песнях в высокой степени актуализируется феномен женской сексуализации.
Помимо составляющих внешности, образ женщины также формируют внешние атрибуты, такие как одежда и обувь. Рассматривая их в ретроспективе, можно с уверенностью сказать, что в течение многих столетий основными элементами женского гардероба являлись платья (юбки) и обувь на высоком каблуке.
Женская одежда упоминается в 1 композиции: «в грязи увязло твое платье», в то время как обувь присутствует в 3 композициях. В каждой из песен упоминаются туфли на каблуке: «ты надеваешь каблуки уже не для него», «пока не сотрешь каблуки», «снова модный клуб и высокий каблук». Здесь мы можем наблюдать актуализацию традиционного подхода к женскому внешнему виду.
Тем не менее, в одном из текстов песен был обнаружен пример деконструкции стереотипного восприятия того, как должна быть одета женщина: «Какое на-фиг платье, ей по душе спортивки; Какие нафиг туфли, ей по душе кроссовки». Это единственный случай, где пересматривается как традиция в отношении женской одежды, так и традиция в отношении обуви. Кроме того, героиня этой песни обладает татуировками на теле: «Ты не узнаешь, где её татуировки», что также не считается типичным женским атрибутом.
Стоит отметить, что значимость того, как одета девушка, подчеркивают следующие фразы, обнаруженные в процессе анализа: «ты беспощадна, когда нарядна», «в одеянии, что всех доведет до разгара», «Я готовилась весь вечер, / Выбирала, что надеть мне».
Подводя итог, можно сказать о том, что в анализируемом материале стереотипы, относящиеся к внешности женщины, в большинстве своем актуализируются. Помимо этого, нами был обнаружен ярко выраженный феномен женской сексуализации, что также можно отнести к части традиционного восприятия женщины в обществе. Был встречен всего один пример деконструкции представления о женском стиле одежды.
Личностные характеристики как составляющие образа женщины
Т.Б. Рябова в статье «Гендерные стереотипы и гендерная стереотипиза-ция: методологические подходы» приводит результаты ряда социологических экспериментов, суть которых заключалась в том, что участников просили атрибутировать различные характеристики мужскому и женскому полу. По итогам эксперимента было определено, что с женщиной чаще всего ассоциируются такие качества, как пассивность, нерешительность, покорность, беспомощность, зависимость, слабость, вера в то, что мужчины лучше женщин и выше по статусу, пристрастность, нелогичность, глупость, повышенная эмоциональность, ранимость, склонность к тревожности и слезам, капризность, истеричность, непостоянство, хитрость, боязливость, болтливость, наивность, мягкость, нежность, заботливость, жертвенность, тактичность, чувствительность к эмоциям других людей, скромность, дружелюбность, опрятность, забота о внешности [6].
Рассмотрим, как принадлежность некоторых из перечисленных качеств личности к лицам женского пола актуализируется или деконструируется в анализируемых текстах песен.
- Нежность.
Данная характеристика как составляющая женского образа встречается в 5 композициях. В каждом из найденных примеров для формирования данного качества используется прилагательное «нежный» и однокоренные к нему слова: «танцуй, моя нежная», «не надо нежных слов», «нежно-яркий цветок, нетронутый, как дитя», «просто будь нежной», «так нежно сочиняешь любовь», «это моя нежность».
- Наивность.
Наивность как часть образа женщины встречается в анализируемом материале 5 раз. Это качество актуализируется эксплицитно при помощи прилагательного «наивный» и однокоренных к нему слов: «наивная на любовь», «ты наивно думала, у вас все серьезно», «моя наивная». Кроме того, наивность воспроизводится имплицитно: «мечтаешь о большой любви?», «И так без вспышки (ага) вишу на этой жизни, / Как ты дома на своем плюшевом мишке».
- Хитрость.
Рассматривая категорию «хитрость», следует отметить, что одним из ее проявлений является ложь, поэтому в качестве примеров актуализации данной черты характера мы выявили контексты, где описывается обман лирической героини. Нами было найдено 4 песни, в которых образ женщины содержит в себе хитрость и порой лживость: «Находила сто причин, / Дабы нам не быть вместе», «хватит мне врать», «Так получается, врала она тоже, врала», «И все твои обещания - пустота», «ты же врешь».
- Слабость.
Слабость как личностная характеристика женщины встречается в 3 песнях: «ты слишком мягкая», «не надо быть сильной», «сорвалась, а так хотелось быть сильной». Следует отметить, что последний из примеров показывает, что женщина хочет быть сильной, но пока на это, по ее собственному мнению, не способна.
- Склонность к слезам, тревоге, переживаниям.
Данная категория встречается чаще остальных, а именно - в 18 композициях. В отношении женщин чаще всего упоминаются слезы и разновидности плача: «и я горько рыдаю», «я слезы еле держу», «плачу, как ива», «девочка ночью громко плачет» и т.д. Вместе с тем в 2 песнях была найдена попытка к деконструкции образа «погруженной в тревоги» женщины: «слезы ни к лицу», «но ты, подруга, не грусти и не плачь». Однако в количественном соотношении традиционное представление превышает новое в 9 раз.
- Стервозность.
Согласно Толковому словарю Ожегова, стерва - подлый, отвратительный человек [7]. Соответственно, именно такими характеристиками наделяется женщина, если эта лексема или ее производные используются по отношению к ней. Мы обнаружили 4 песни, где присутствует указанный стереотип: «Да, я околдованный разумом этой стервы», «В какой момент ты такой стервой стала?», «Ты стала той еще стервой», «Когда стерва во мне победит / Эту девочку, что так любила».
Рассмотрев характеристики, принимаемые обществом в качестве традиционных, обратимся к тому, как в анализируемых текстах происходит процесс их деконструкции. Например, в качестве переосмысления традиционного образа женщины как объекта слабого выступает идея наделения ее силой. Она встречается в 3 композициях: «такая сильная, такая дерзкая», «но я слабая только на вид», «сильная дама».
Кроме того, мы обнаружили такие качества, как дерзость, непокорность в 5 композициях: «моя дикая Кассандра - игривая панда (в значении «подруга»)», «дикие движения твои», «непокорная, сильная, дикая, сонная, вольная дама», «ты неистова бури лавина», «такая сильная, такая дерзкая». Исходя из анализируемых контекстов, понимаем, что авторы песен, используя прилагательные «дикая» и «дерзкая», подразумевают сексуальную энер-
Библиографический список
гетику, исходящую от девушки. Соответственно, здесь мы также отчасти можем наблюдать феномен женской сексуализации, который актуализируется имплицитно.
Одним из примеров деконструкции стереотипного восприятия образа женщины нами была выявлена песня, полностью посвященная корыстной лирической героине по отношению к лирическому герою, и другая песня, в которой данная черта характера является одной из множества, составляющих женский образ: «А ты считаешь деньги в моем кошельке, / И ты любишь только деньгами», «Не нужен я, нужны деньги, тачки, пойло», «Ведь девчонки сейчас без любви признаются мужчинам в любви».
Примером деконструкции традиционного понимания фемининности также является выявленная нами такая черта характера, как хладнокровность. В ходе анализа было отмечено 9 песен, где данная характеристика прослеживается наиболее ярко: «Ты причинишь боль, я верну вдвойне» (от лица женщины по отношению к мужчине), «Играешь хладнокровно приворотной любовью», «Она уйдёт, ей так плевать на все твои уловки», «Но, видимо, ты убьёшь не спеша меня» (адресовано мужчиной женщине) и т.д.
Нетрадиционно представлено в песенном дискурсе отношение женщины к алкоголю. Рассматривая феномен распития алкогольных напитков в ретроспективе, можно с уверенностьюю заявить, что оно более поощрялось в отношении мужчин и менее - женщин. Однако вследствие постепенной деконструкции ген-дерных стереотипов данная составляющая женского образа меняется. Так, героиня, потребляющая алкоголь, встречается в 6 из анализируемых песен: «выжигая чувства крепким алкоголем», «диалоги с собой и бокал вина», «гордость, а не любовь, друзья и алкоголь» и т.д.
Таким образом, в ходе исследования было установлено, что актуализация и деконструкция женского образа с точки зрения личностных качеств происходит в равной степени. С одной стороны, в музыкальном дискурсе еще воспроизводятся такие гендерные стереотипы, как эмоциональность, хитрость, склонность к грусти, нежность, наивность. С другой стороны, все прочнее в российской музыкальной индустрии закрепляется образ сильной, непокорной и хладнокровно мыслящей в отношении мужчины девушки, что явно указывает на изменения в русскоязычной гендерной картине мира.
1. Адорно Т. Избранное: Социология музыки. Москва, Санкт-Петербург: Университетская книга, 1999.
2. Берестнев ПИ. Женщина глазами мужчины в современном русском шансоне. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2013; № 8. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/zhenschina-glazami-muzhchiny-v-sovremennom-russkom-shansone
3. Савельева Т.В. Южноуральская частушка в гендерном аспекте. Вестник ЧелГУ. 2012; № 6 (260). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/yuzhnouralskaya-chastushka-v-gendernom-aspekte
4. Логинова Т.П, Полубурдо А.И. Образ женщины в женской англоязычной музыкальной культуре. Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2014; № 10. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-zhenschiny-v-zhenskoy-angloyazychnoy-muzykalnoy-kulture
5. Вепрева И.Т., Шаньшань С. Роль СМИ в конструировании гендерных стереотипов: ум и красота по-женски и по-мужски. Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2018; № 6: 105 - 112.
6. Рябова Т.Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований. Личность. Культура. Общество. Иваново, 2003; Т. V, Выпуск 1-2 (15-6): 120 - 139.
7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва: Азбуковник, 2000.
References
1. Adorno T. Izbrannoe: Sociologiya muzyki. Moskva, Sankt-Peterburg: Universitetskaya kniga, 1999.
2. Berestnev G.I. Zhenschina glazami muzhchiny v sovremennom russkom shansone. Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: Filologiya, pedagogika, psihologiya. 2013; № 8. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/zhenschina-glazami-muzhchiny-v-sovremennom-russkom-shansone
3. Savel'eva T.V. Yuzhnoural'skaya chastushka v gendernom aspekte. Vestnik ChelGU. 2012; № 6 (260). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/yuzhnouralskaya-chastushka-v-gendernom-aspekte
4. Loginova T.G., Goluburdo A.I. Obraz zhenschiny v zhenskoj angloyazychnoj muzykal'noj kul'ture. Problemy romano-germanskoj filologii, pedagogiki i metodiki prepodavaniya inostrannyh yazykov. 2014; № 10. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-zhenschiny-v-zhenskoy-angloyazychnoy-muzykalnoy-kulture
5. Vepreva I.T., Shan'shan' S. Rol' SMI v konstruirovanii gendernyh stereotipov: um i krasota po-zhenski i po-muzhski. Dinamika yazykovyh i kul'turnyh processov v sovremennoj Rossii. 2018; № 6: 105 - 112.
6. Ryabova T.B. Stereotipy i stereotipizaciya kak problema gendernyh issledovanij. Lichnost'. Kul'tura. Obschestvo. Ivanovo, 2003; T. V, Vypusk 1-2 (15-6): 120 - 139.
7. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka. Moskva: Azbukovnik, 2000.
Статья поступила в редакцию 02.11.21
УДК 81-139
Arguneev E.P., postgraduate, Orenburg State University (Orenburg, Russia), E-mail: [email protected]
THE SPECIFICS OF PERCEPTION OF COMPONENTS OF THE CREOLIZED TEXT. The article presents an experimental study of the specifics of the perception of a creolized text. The work uses a psycholinguistic approach, which is due to the interdisciplinary nature of this field of science. At the same time, the methodological base allows us to study the peculiarity of the phenomenon of linguistic phenomenon more broadly. The article presents results of a psycholinguistic experiment in which 48 people took part. The incentive material is a creolized text and a questionnaire consisting of 5 questions. The ranking method and mathematical data processing revealed the most significant parts, which are the key link in the perception process. The experiment revealed that the verbal component became a reference point in the perception of complex textual education, influenced the organization of the hierarchy of the most important meanings. The primary perception is strong and an algorithm of interpretation and comprehension is being built.
Key words: creolized text, perception, verbal component, iconic component.
Э.П. Аргунеее, аспирант, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, E-mail: [email protected]