Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ РФ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: ПО ДАННЫМ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА'

СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ РФ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: ПО ДАННЫМ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБЛЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ПРАКТИКИ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ / МОЛОДЕЖЬ / ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН / КУЛЬТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ / ПОКУПАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СФЕРА УСЛУГ / УДЕРЖАНИЕ / ЛОЯЛЬНОСТЬ / CONSUMPTION / INTERNET PRACTICES / CONSUMER BEHAVIOR / SOCIAL PRACTICES / SOCIAL NETWORKS / INTERNET / YOUTH / ONLINE STORE / CONSUMER CULTURE / SERVICES / RETENTION / LOYALTY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лисина О.В.

Статья посвящена выявлению потребительских практик российской молодежи в сети Интернет. В статье рассматриваются проблемы и особенности виртуализации экономического поведения населения РФ, анализируются интернет-практики покупателей конкретного магазина («Подарки и сладости из Европы»), представлены рекомендации по интенсификации потребительского поведения студенчества в социальных сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF THE ECONOMIC BEHAVIOR OF THE YOUTH OF THE RUSSIAN FEDERATION IN SOCIAL NETWORKS ACCORDING TO THE STUDY OF CUSTOMERS OF ONLINE STORE

The article is devoted to the identification of consumer practices of Russian youth on the Internet. The article discusses the problems and features of the virtualization of economic behavior of the population of the Russian Federation, analyzes the online practices of customers of a particular store (“Gifts and sweets from Europe”), provides recommendations for the intensification of consumer behavior of students in social networks.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ РФ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: ПО ДАННЫМ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА»

3. Попов, А.В. Социальное проектирование в контексте регионального управления // Гуманитарий Юга России. - 2018. - №2. - С. 148-159

УДК 330.16

Лисина О.В., к. с.н. доцент кафедры «Государственного муниципального

управления и социологии» Казанский национальный исследовательский технологический университет Россия, г. Казань

СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ РФ

В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: ПО ДАННЫМ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА

Аннотация: Статья посвящена выявлению потребительских практик российской молодежи в сети Интернет. В статье рассматриваются проблемы и особенности виртуализации экономического поведения населения РФ, анализируются интернет-практики покупателей конкретного магазина («Подарки и сладости из Европы»), представлены рекомендации по интенсификации потребительского поведения студенчества в социальных сетях.

Ключевые слова: потребление, интернет-практики, потребительское поведение, социальные практики, социальные сети, интернет, молодежь, интернет-магазин, культура потребления, покупательское поведение, сфера услуг, удержание, лояльность

Lisina O.V., Ph. D. In Sociological Sciences Associate Professor of the Department of «State Municipal management and sociology» Kazan National Research University of Technology

Russia, Kazan

SPECIFICS OF THE ECONOMIC BEHAVIOR OF THE YOUTH OF THE RUSSIAN FEDERATION IN SOCIAL NETWORKS ACCORDING TO THE STUDY OF CUSTOMERS OF ONLINE STORE

Abstract:The article is devoted to the identification of consumer practices of Russian youth on the Internet. The article discusses the problems and features of the virtualization of economic behavior of the population of the Russian Federation, analyzes the online practices of customers of a particular store ("Gifts and sweets from Europe"), provides recommendations for the intensification of consumer behavior of students in social networks.

Keywords: consumption, Internet practices, consumer behavior, social practices, social networks, Internet, youth, online store, consumer culture, consumer behavior, services, retention, loyalty

К 2020 году Россия станет четвертым по величине рынком розничной торговли в мире и имеет огромный потенциал в области электронной

коммерции. Освоение современными россиянами интернет-практик в контексте массового проникновения интернет-услуг в разнообразные зоны культурного ландшафта городов РФ привело к существенным трансформациям облика экономического и здоровьесберегающего150 поведения, которые все больше виртуализируются и опосредуются информационно-компьютерными151 и телекоммуникационными

технологиями. Анализ данных эмпирических социологических исследований, проведенных в нашей стране в последние годы, позволяет сделать вывод о том, что российский сегмент экономических интернет-практик постепенно улучшает свои позиции. В стране растет уровень виртуализации экономического, в частности, потребительского поведения населения.

Виртуализация экономического поведения граждан РФ заключается в трансформации реальных торговых площадок в виртуальные. Есть такие всемирные зарубежные торговые площадки как Taobao.com, 2bstores.com, Ebay.com, Aliexpress.com и многие другие, торгующие зарубежными товарами. Международные и национальные интернет-ритейлеры «Ozon» и «Amazon». Также для удобства русскоговорящих пользователей, создаются небольшие интернет-магазины в социальных сетях «Вконтакте» и «Instagram», в основном занимающиеся перепродажей товаров данных всемирных зарубежных торговых площадок. Некоторые интернет-магазины в социальных сетях занимаются продажей товаров, заказанных напрямую от производителя.

В данном социологическом исследовании приняли участие покупатели интернет-магазина «Подарки и сладости из Европы» в «Instagram» и «Вконтакте». Общая выборка исследования составила N = 224 респондента из которых 154 женщины и 70 мужчин. Возраст респондентов составляющих выборку - от 18 лет и до 45 лет. Основная возрастная категория среди опрошенных - от 26 лет до 35 лет или 48 % от общего числа респондентов. На втором месте оказалась возрастная категория от 18 до 25 лет - это 33% от общего числа респондентов, на третьем - от 36-45 лет (17 %) и всего 2 % -более 45 лет. Таким образом, основной категорией потребителей интернет-магазина «Подарки и сладости из Европы» в «Instagram» и «Вконтакте» является молодежь в возрасте от 18 до 35 лет.

Уровень личного дохода опрошенных в среднем от 21000 до 30000 рублей. Сумму в таком диапазоне ежемесячно зарабатывает 55 % от общего количества респондентов. Сумму свыше 41000 рублей зарабатывает всего 8 % от общего количества опрошенных, а 3 % получает в месяц менее 10000 тыс. руб. Дифференциация респондентов по уровню образования: 48 % закончили бакалавриат, 33 % - магистратуру, 3 % имеют ученую степень, 14 % - среднее

150 Лисина О.В. Кодификация транслируемых в информационном пространстве соцсетевого фотосервиса Instagram ЗОЖ-интенций и здоровьесберегающих практик молодежи (на материалах контент-анализа) / Саратов: Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса». 2016. В.2. С. 37.

151 Тузиков А.Р., Зинурова Р.И. Human and social capital knowledge and skills in ms program majored in industrial engineering / Управление устойчивым развитием. 2017. В.1. С. 87.

специальное и неоконченное среднее - 2 %. Из этого следует, что большинство покупателей интернет-магазина «Подарки и сладости из Европы» в социальных сетях является достаточно образованными людьми.

В ходе анкетирования было выявлено, что главной целью ежедневного подключения к сети Интернет для большинства респондентов является работа - 69 %. Следующий по популярности ответ -купля-продажа товаров и услуг - 19 %, 9 % - делает это для просмотра свежих новостей и всего 3 % для онлайн игр (Таблица 1, Рисунок 1).

Таблица 1

Распределение ответов респондентов на вопрос №1

Число ответивших Процент ответивших

респондентов респондентов

А) по работе; 155 69 %

Б) для получения свежих 20 9 %

новостей;

В) для купли-продажи 42 19 %

товаров и услуг;

Г) для онлайн игр; 7 3 %

Д) затрудняюсь ответить. 0 0 %

С какой целью обычно Вы выходите в сеть Интернет чаще

всего?

В по работе В для получения свежих новостей

□ для купли-продажи товаров и услуг В для онлайн игр Г затрудняюсь ответить

Рисунок 1 - Распределение ответов респондентов на вопрос №1 Довольно большая часть опрошенных, а именно 212 человек из 224 (95 %) заходит в Интернет ежедневно, то есть покупатели данного магазина являются активными пользователями интернета, в частности, социальных сетей (Табл. 2).

Таблица 2

Распределение ответов респондентов на вопрос № 2

Число ответивших Процент ответивших

респондентов респондентов

А) ежедневно 212 95 %

Б) 2-5 раз в неделю; 9 4 %

В) несколько раз в 3 1 %

месяц

Г)раз в полгода 0 0 %

Д) раз в год 0 0 %

Ж) затрудняюсь 0 0 %

ответить

На вопрос № 3 «Какими социальными сетями Вы пользуетесь чаще всего?» было получено следующее распределение ответов: «Вконтакте» -47 % опрошенных, а «Instagram» - 44 %. Соответственно, в основном респонденты совершают покупки в таких социальных сетях как «Вконтакте» - 75 % и «Instagram» - 25 %. На вопрос №2 5 «По какой причине Вы пользуетесь интернет-магазинами в социальных сетях?», были получены следующие данные (табл. 3).

Таблица 3

Распределение ответов респондентов на вопрос № 5

Число ответивших Процент ответивших

респондентов респондентов

А) удобство 15 7 %

использования, не

выходя из дома;

Б) нехватка времени для 151 67 %

совершения покупок в обычных магазинах;

В) получение выгоды от «кэшбека»; 7 3 %

Г) приобретение редких 3 1%

товаров, которых нет в обычных магазинах;

Д) экономия денег, так 48 22%

как в интернете можно

наити товары дешевле, чем в обычных

магазинах;

Ж) затрудняюсь 0 0%

ответить;

Как и предполагалось, большинство респондентов (67 %)

пользуется услугами интернет-магазинов по причине нехватки времени для совершения покупок в обычных магазинах и считает, что интернет-магазины - это удобно. Ещё 22 % респондентов считает, что в интернете можно найти товары дешевле, чем в обычных магазинах. Люди стараются экономить свои средства. Наглядная диаграмма (рис. 3):

По какой причине Вы пользуетесь интернет-магазинами в социальных сетях?

ГА) удобство использования, не выходя из дома;

Г Б) нехватка времени для совершения покупок в обычных магазинах;

Г В) получение выгоды от «кэшбека»;

Г Г) приобретение редких товаров, которых нет в обычных магазинах;

Г Д) экономия денег, так как в интернете можно найти товары дешевле, чем в обычных магазинах;

Г Ж) затрудняюсь ответить;

Рисунок 5 - Распределение ответов респондентов на вопрос № 3

На вопрос № 6 «Каким способом Вы предпочитаете приобретать товары и услуги?» ответы респондентов распределились следующим образом: 63% предпочитают приобретать товары и услуги в интернет-магазинах; 37% еще отдают предпочтение в основном ТЦ, магазинам, киоскам и рынкам. Но вот на вопрос № 7 «Как Вы считаете, где предпочитает приобретать товары и услуги Ваше окружение (родственники, друзья, коллеги)?» 12 % респондентов ответили «в интернет-магазинах», 88 % - в торговых центрах. На вопрос о способах получения информации об интернет-магазинах, салонах большинство опрошенных (вопрос № 8) выбрали ответ «реклама в социальных сетях» -47 %. Остальные ответы распределились следующим образом: реклама в интернете и на каких-либо сайтах - 21 %; самостоятельно в процессе поиска информации в поисковых системах Яндекс, Google - 14%; по советам близких и знакомых - 13 %; реклама по телевидению, радио и рекламных щитах 4 %.

По результатам анкетирования выявлено, что большинство респондентов (54 %) положительно относится к рекламе в сети Интернет и считают, что она помогает познакомиться с новыми товарами, брендами, услугами. В то же время, 28 % опрошенных считает, что реклама слишком навязчива, мешает сосредоточиться и относятся к ней крайне отрицательно.

18 % индифферентно относятся к рекламе в интернете. Подавляющее большинство опрошенных (45 %) не имеет необходимости и желания познакомиться с функцией «кэшбек», хотя и слышали о ней. 21% респондентов отмечает, что всегда пользуется данной функцией и хорошо на этом экономят. Остальные ответы распределились следующим образом: использовали функцию «кэшбек», но она им не понравилась - 10 %; совершенно не знакомы с этой функцией - 24 %. Отношение респондентов к различным акциям и розыгрышам призов в социальных сетях на страницах интернет-магазинов таково: 44 % - не участвует и не обращает внимания на данные розыгрыши; 42% - участвует в данных розыгрышах; 11% - считает такие розыгрыши обманом; 3 % - не понимает о чем идет речь.

Распределение ответов респондентов на вопрос № 12 «По Вашему мнению, какие минусы существуют при осуществлении покупок через Интернет?»: 44 % считает главным минусом интернет-магазинов покупку «кота в мешке»; 34 % боится обмана; 10 % утверждает, что главным минусом является долгое ожидание товара, проблемы с доставкой.; 12 % отметили проблемы с обменом и возвратом товаров, например, если не подошел размер.

Распределение ответов респондентов на вопрос № 13 «По Вашему мнению, в чем преимущество интернет-магазинов, перед традиционными ТЦ и магазинами?». Большинство респондентов (54 %) отмечают, что преимущество интернет-магазинов в доставке товаров на дом, например, курьером и в удобное время. Остальные ответы распределились следующим образом (Таб. 4):

Таблица 4 - Распределение ответов респондентов на вопрос № 13

Число ответивших Процент ответивших

респондентов респондентов

А) цены ниже 84 37%

Б) ассортимент шире 16 7%

В) наличие доставки 120 54%

Г) престиж 4 2%

Д)гарантии 0 0 %

Всего 2 % респондентов считает, что преимущество интернет-магазинов перед традиционными магазинами - это престиж. Отметим, что не нашлось людей, которые считали бы, что гарантии являются преимуществом интернет-магазинов. С утверждением «Будущее за интернет-магазинами» оказалось согласно большинство опрошенных (93 %). Остальные ответы распределились следующим образом: 63% -полностью согласны с данным утверждением; 30% - скорее согласны, чем не согласны; 3 % - скорее не согласны, чем согласны; 2 % - полностью не согласны; 2 % - затруднились ответить. При ответе на вопрос № 15 «Вы бы выбрали интернет-магазин, где товары качественные, но стоят на порядок выше их средней стоимости «цена-качество» или Вы выбрали бы интернет-

магазин с большим количеством акций, скидок, бонусов и цена вышла бы значительно меньше средней стоимости, но качество было бы не самым лучшим?» ответы респондентов выглядят следующим образом: интернет-магазины «цена-качество» - 28 %; интернет-магазины с большим количеством акций, скидок и бонусов - 72 %. Большинство респондентов предпочитает экономить, выбирая акции, скидки и бонусы.

Таким образом, можно описать ряд рекомендаций по интенсификации процесса виртуализации экономического (потребительского) поведения россиян в социальных сетях: 1) популяризовать функцию «кэшбэк» (69 % опрошенных не знает о ней); 2) интернет-магазинам необходимо более серьезно относиться к информированию своих покупателей о преимуществах приобретения товара именно у них, поскольку большинство респондентов любит различного рода акции, скидки, бонусы, бесплатные розыгрыши; 3) необходимо проводить качественную рекламную кампанию, которая позволит ознакомиться с новыми товарами и услугами; 4) необходимо информировать о гарантиях приобретения товаров именно в этом интернет-магазине, поскольку это является преимуществом онлайн-покупок; 5) респонденты предпочли бы иметь бесплатную доставку товаров при определенной сумме покупки. При соблюдении этого ряда рекомендаций интернет-магазины могут добиться привлечения новых клиентов, удержания старых и повысить свою прибыль. Результаты анкетирования пригодятся для дальнейших практических применений в коммерческих организациях, в целях усовершенствования уровня обслуживания клиентов, а также улучшения своих экономических показателей.

Использованные источники:

1. Лисина О.В. Кодификация транслируемых в информационном пространстве соцсетевого фотосервиса Instagram ЗОЖ-интенций и здоровьесберегающих практик молодежи (на материалах контент-анализа) / Саратов: Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса». 2016, в.2, с.36-39.

2. Тузиков А.Р., Зинурова Р.И. Human and social capital knowledge and skills in ms program majored in industrial engineering / Управление устойчивым развитием. 2017, в.1, с.86-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.