Научная статья на тему 'Особенности потребительского поведения населения с разным уровнем дохода в сети Instagram'

Особенности потребительского поведения населения с разным уровнем дохода в сети Instagram Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
586
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
INSTAGRAM / ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА / ОНЛАЙН-МАГАЗИН / ДОХОД / БРЕНД / ПОТРЕБИТЕЛИ / МАССОВОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / ПОКУПКА / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРОДВИЖЕНИЕ / УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Матюшина Ю.Б., Петров Д.С.

В статье рассматривается сеть Instagram как площадка для продвижения товаров и услуг, а также особенности потребительского поведения в зависимости от уровня дохода. Материальная обеспеченность рассматривается как фактор, оказывающий непосредственное влияние на потребительскую активность. Данные получены на основе исследования потребительского поведения жителей г. Воронежа, в результате которых были выдвинуты рекомендации, способствующие успешному продвижению товаров и услуг в сети Instagram.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности потребительского поведения населения с разным уровнем дохода в сети Instagram»

Особенности потребительского поведения населения с разным уровнем дохода в сети ^адгат

Матюшина Ю.Б., Петров Д.С.

В статье рассматривается сеть Instagram как площадка для продвижения товаров и услуг, а также особенности потребительского поведения в зависимости от уровня дохода. Материальная обеспеченность рассматривается как фактор, оказывающий непосредственное влияние на потребительскую активность. Данные получены на основе исследования потребительского поведения жителей г. Воронежа, в результате которых были выдвинуты рекомендации, способствующие успешному продвижению товаров и услуг в сети Instagram.

Ключевые слова: Instagram, интернет-реклама, онлайн-магазин, доход, бренд, потребители, массовое потребление, покупка, массовая культура, продвижение, услуги.

Matushina J.B., Petrov D.S.

Features of consumer behavior of the population with different income levels on the Instagram network

The article considers the Instagram network as a platform for the promotion of goods and services, as well as features of consumer behavior on this network, depending on their income level. Material security is considered as a factor that has a direct impact on consumer activity. And after that recommendations, based on the results of the study of consumer behavior of the residents of Voronezh, will be represented. Key words: Instagram, online advertising, online store, income, brand, consumers, mass consumption, popular culture, promotion, services.

На данный момент среди рекламных и маркетинговых услуг активно растет сегмент Интернет-рекламы. Во время российского экономического кризиса 2014-2015 годов, интернет-реклама являлась единственным сегментом рекламного рынка, который показал положительную динамику. По объемам размещенной рекламы интернет находится на втором месте после телевидения и продолжает демонстрировать опережающие темпы роста. Среди ключевых игроков мирового рынка социальных сетей Instagram является самой молодой и приэтом самой быстрорастущей платформой.1 Всего спустя год после запуска Instagram, 37% молодежи по всему миру являлись пользователями ресурса, в следующем году этот процент вырос до 53% и до сих пор продолжает расти. Важно отметить, что именно Россия занимает первое место в Европе по количеству уникальных пользователей Instagram - в 2015 году ежедневная аудитория ресурса в России превзошла аудиторию Twitter, составила 5,5 млн. пользователей и продолжает бурный рост.2 На 2018 год число зарегистрированных пользователей составляет 1,1 млрд человек в мире

По данным опроса ВЦИОМ «Каждому возрасту - свои сети», проведённого в декабре 2017 г., 14% российских интернет-пользователей пользуются аккаунтом в Instagram каждый день/ почти каждый день.

Благодаря быстрым темпам роста аудитории и высокой степени вовлеченности пользователей, Instagram превосходит своих конкурентов Pinterest и Flickr и является наиболее эффективным маркетинговым каналом среди аналогичных платформ.3 Для привлечения аудитории и стимулирования ее активности на личных страницах брендов в данном ресурсе проводятся успешные конкурсы, устраиваются квесты, раз-

мещается актуальная информация в присущем только данной сети визуальном формате, осуществляется коммуникация с определенными целевыми группами и т.д. То есть Instagram представляет собой площадку, на которой возможно осуществление полноценной Sмм-кампа-нии. SMM Лаборатория выделяет такие положительные характеристики Instagram для ведения бизнеса, как: узнаваемость (возможность необычного и красивого оформления профиля позволяет не только привлекать клиентов, но и узнавать профиль среди тысячи других), лояльность (с помощью простых фотографий можно заставить пользователей полюбить какой-либо бренд), продажи (продавать через Instagram сложно, так как в аккаунте нет кнопки призыва к действию, ссылки в постах неактивны, но качественные фото и оформление ленты позволяет набирать клиентскую базу достаточно быстро).4 За последнее время возросла популярной официальной рекламы: бренды всех размеров и категорий начали размещать рекламный контент на ресурсе. Данный формат рекламы органично встроен в Ленту новостей пользователя и является «нативным».5 Артем Радкевич, который является экспертом крупнейшего в России оператора медиарекламного рынка М, заявляет, что нативная реклама эффективнее в мобильном формате, так как именно этот вид рекламы органично встраивается в общий информативный поток.6 Также, Алексей Милехин, руководитель отдела по мобильной разработке компании InteractiveServices, считает, что после появления в Instagram видео-рекламы и кнопок с призывом к действию (таргетированной рекламы) потенциал данного ресурса как маркетингового канала значительно вырос.7 Более того на базе платформы Instagram было проведено собственное исследование, доказывающее, что в случае добавления к кампании в Facebook Instagram-рекламы показатели эффективности маркетинговых усилий увеличиваются на 30%.8 Так как Instagram рассматривается в качестве площадки для продаж и продвижения услуг, то немаловажным является фактор материальной обеспеченности пользователей данной сети. Следует отметить, что имеет место предположение о том, что люди, имеющие различную степень дохода, будут проявлять различное потребительское поведение. Большое количество товаров, продвижение которых осу-

ществляется через Instagram нацелены на покупателя со средним или выше среднего доходом. Часто люди, имеющие более низкий доход, увидев какой-либо заинтересовавший их продукт в Instagram, следом пытаются найти ему более дешевую альтернативу на других интернет ресурсах. Именно поэтому следует уделить внимание материальному фактору и его влиянию на потребительское поведение в Instagram различных групп населения.

Важно рассматривать феномен потребления в сети Instagram в контексте общества потребления, понятие которого ввел в широкий оборот Жан Борийяр9 в своей работе «Общество потребления», где рассматривал именно знаковое потребление, которое является неким своеобразным языком общения между людьми. Индивидуальность и живую культуру сменяет ритуализация бессмысленных знаков, за которой теряется содержание, таким образом формируется минимум знаков, необходимых для каждого «культурного» человека. СМИ, по мнению Бодрийяра, представляют не «образ» действительности, а ее «знак», таким образом чередование информации о событиях и рекламы ведет к уравниванию между собой их значимости.10

Компания ResearchMe, которая является партнером Mail.RuGroup по проведению маркетинговых исследований, выяснила, как Instagram влияет на жизнь и самочувствие россиян. В ходе исследования было выяснено, что на многих пользователей данной социальной сети она действует положительно, а некоторых даже вдохновляет на карьерные подвиги и творчество.11 В 2015 году в журнале «Наша психология», было опубликовано исследование, посвященное качественным пристрастиям селферов. Было проанализировано 123 аккаунта блоге-ров, которых дополнительно попросили заполнить опросники, чтобы выявить их личностные качества. В итоге выяснилось, что обладатели мягкого характера чаще предпочитают располагать камеру чуть снизу, анонимность чаще всего присуща добросовестным людям, они стараются защищать свои личные границы и сохранять приватность.12 Значительным вкладом в изучение данной тематики является книга «Instagram: продвижение от А до Я», выпушенная в 2014 году российским digital-агентством Ingate, которая является универсальным посо-

Таблица 1

Ответы респондентов на вопрос: «Совершаете ли Вы покупки в онлайн-магазинах сети ^адгат?»

Состоятсльн ые Обеспеченные Со средним достатком Малоимущие Неимущие

Да 64 63 41 29

нет 36 42 37 58 71

Таблица 2

Ответы респондентов на вопрос: «Подписаны ли Вы на онлайн-магазины в сети ^адгат?», в %.

Состоятельные Обеспеченные Со средним достатком Малоимущие Неимущие

да 60 55 63 22 14

нет 40 45 37 78 86

Таблица 3

Ответы респондентов на вопрос: «Какое количество онлайн-магазинов находится в Ваших подписках в сети !пэ1адгат?», в %.

С о стоятс л 1>т [ые Обеспеченные Со средним достатком Малоимущие Неимущие

1-5 52 63 78 67 100

6-15 36 30 17 33 0

16-25 6 9 2 0 0

26 и более 6 2 3 0 0

бием для компаний по самопрезентации на платформе.

В рамках изучаемой темы было проведено исследование влияния !пэ1адгат на потребительское поведение жителей г.Воронежа. Всего было опрошено 400 человек. Одной из приоритетных задач являлось изучение особенностей потребительского поведения различных групп населения в сети !пэ1адгатв зависимости от их материального положения. Была выдвинута гипотеза о том, что пользователи !пэ1адгат, обладающие средним и выше среднего достатком, соответственно покупают товаров на большее количество денег, чем те пользователи, которые имеют низкий доход.

Всего среди опрошенных можно условно выделить пять категорий материальной обеспеченности:

1. денег вполне достаточно, чтобы ни в чем себе не отказывать - состоятельные.

2. покупка большинства товаров длительного пользования не вызывает трудностей-обеспеченные.

3. денег достаточно для приобретения необходимых продуктов и одежды, но на более крупные покупки приходится откладывать -со средним достатком.

4. денег хватает только на приобретение продуктов питания - малоимущие.

5. денег не хватает даже на приобретение продуктов питания - неимущие.

В опросе приняло участие 143 мужчины и 257 женщин различных возрастов от 13 до 55 лет и старше. Больше всего (64%) подписок на онлайн магазины сети !пэ1адгат оказывается у респондентов, которые с легкостью покупают еду и одежду, также опрошенные со средним достатком проявляют не меньший интерес к онлайн-магазинам (63%). В данном случае ярко прослеживается связь между потребительской активностью респондентов и их материальным благополучием. Корреляция с уровнем доходов показывает, что респонденты, которые не могут позволить себе еду, не имеют свыше 6 подписок. Проведенное исследование также показало, что на онлайн-магазины в сети !пэ1адгат подписаны 48% женщин и 63% мужчин. Отвечая на вопрос о количестве подписок на он-лайн-магазины сети !пэ1адгат, 70% респондентов выбрали вариант 1-5 подписок, 23% - 615, и только у 3% - более 26. При этом в категории 1-5 подписок на 12% больше женщин (74% к 62%), в категории 6-15 их, наоборот, на 12% меньше (19% к 31%). В возрастных категориях примерно одинаковые ответы. Можно сделать вывод, что в первую очередь покупки в онлайн-магазинах в сети !пэ1адгат являются «привилегией» наиболее обеспеченных слоев

населения. Те, кто с трудом может себе позволить еду, либо ищут более дешевые аналоги на других онлайн ресурсах, либо вовсе не прибегают к покупкам через интернет.

Затрагивая вопрос наличия подписки на онлайн-магазины сети !пэ1адгат, можно сделать вывод, что более половины респондентов (58%) ее имеют. Подписка в среднем есть у 60% респондентов в 3 верхних категориях обеспеченности и только у 14% респондентов из категории неимущих. При этом подписок среди женщин на 15% больше. Наибольшее количество подписок (63%) наблюдается среди молодежи 13-17 лет, наименьшее (42%) - среди респондентов 35-44 лет, что можно объяснить отсутствием стремления быть «в ногу со временем» и «в ладах с новыми технологиями» у старшего поколения. Необходимо отметить, что уровень дохода значительно влияет на наличие подписки.

Отвечая на вопрос о количестве подписок на онлайн-магазины сети !пэ1адгат, 70% респондентов выбрали вариант 1-5 подписок, 23% - 6-15, и только у 3% - более 26. Респонденты, которые не могут позволить себе еду, не имеют свыше 6 подписок. Больше всего (63%) подписок оказывается у респондентов, которые с легкостью покупают еду и одежду. При этом в категории 1-5 подписок на 12% больше женщин (74% к 62%), в категории 6-15 их, наобо-

рот, на 12% меньше (19% к 31%). В возрастных категориях примерно одинаковые ответы.

Говоря о частоте совершения покупок в он-лайн-магазинах сети !пэ1адгат, мы получили данные о существовании прямой зависимость между материальным положением респондентов и частотой совершения покупок в онлайн-магазинах сети !пэ1адгат. Респонденты женского пола, в частности, работающие и живущие в городе, предпочитают совершать покупки 2-3 раза в год (59%), а респонденты мужского пола, склоны заказывать в онлайн-магазинах чаще, раз в месяц, но при их меньшем количестве (40%). Чаще всего респонденты, проживающие в городе, приобретают в онлайн-магазинах билеты на поезд и самолет (54%), билеты на мероприятия (48%). В обычных магазинах женщины предпочитают покупать косметику и средства по уходу (88%), аксессуары и бижутерию (76%), одежду и обувь (61%). Мужчины чаще всего отдают предпочтения покупкам электроники (45%) и товарам для дома (45%). Среди возрастов прослеживается тенденция выбора книг и музыкальной продукции, особенно в городе. А большинство опрошенных, живущих в селе, покупают как канцелярию (3%), так и игрушки (5%) в обычных магазинах. Высокая тенденция покупок в городе прослеживается по всем товарам. Меньше всего в различных деревнях и селах. На сегодняшний день респонденты предпочитают

Таблица 4

Ответы респондентов на вопрос: «Следите ли Вы за рекламой онлайн-магазинов сети ^адгат, на которые Вы подписаны?», в %.

Состоя тельные обеспеченные со средним достатком малоимущие неимущие

да, постоянно 22 24 11 С)

да, редко 42 4Я 44 33 50

нет 31 20 37 33 50

затрудняюсь ответить 6 8 9 25 0

Таблица 5

Ответы респондентов на вопрос: «Подписываясь на какой-либо онлайн-магазин, ^адгат автоматически предлагает Вам список рекомендуемых магазинов на схожую тематику. Просматриваете ли Вы товары онлайн-магазинов из списка рекомендаций?», в %.

Состоятельные Обеспеченные Со средним достатком Малоимущие [ {«имущие

да, я всегда ищу новое и лучшее 32 26 20 17 0

редко обращаюсь к рскомс] тд уем ым магазинам, просматриваю одну-две ссылки 32 64 51 50 100

никогда не СМОТрЮ рекомендации 35 10 30 33 0

покупать в !пэ1адгат, в основном, одежду и аксессуары (66%). В меньшей степени приобретают канцелярию (6%). Наиболее популярными товарами среди незамужних женщин 18-24 лет является косметика (57%) и украшения (58%). Детские товары распространены среди женатых (замужних) респондентов 25-34 лет (62%). Билеты на мероприятии, в кино (60%), а также различные путевки (39%) опрошенные приобретают в !пэ1адгат. Заказ автозапчастей (53%) и электроники (28%) распространен среди мужчин 25-34 лет, проживающих в городе. К респондентам, предпочитающие покупать данные категории товаров, в основном, относятся те, у которых денег достаточно для приобретения необходимых продуктов и одежды, но на более крупные покупки приходится откладывать.

Отвечая на вопрос, какую сумму респонденты тратят в среднем в месяц на приобретение покупок через !пэ1адгат, мы получили следующие данные. Женщины во всех возрастных категориях тратят на покупку в !пэ1адгат большую сумму денег (69%), нежели чем мужчины. И мужчины, и женщины наиболее часто указывали, что готовы потратить до 500 рублей на покупку в сети !пэ1адгат. При этом наибольший показа-

тель материальных затрат на покупку в !пэ1адгат встречается в возрастной категории 18-24 года, с неполным средним или с неоконченным высшим образованием, проживающие в городе и холостые. Их основным источником доходов является заработная плата (56%). Следовательно, основными потребителями товаров и услуг на данной площадке является городская моло-дежьё именно данная категория населения готова потратить на покупки в сети !пэ1адгат наибольшую сумму.

Рассматривая связь потребительского поведения с материальным положением респондентов был задан вопрос о том, станут ли они заказывать товар или услугу при увеличении цены. Так, большинство респондентов (60%) ответили, что не станут заказывать товар или услугу при увеличении цены и попытаются найти более выгодное предложение. Меньшее число респондентов при увеличении цены товара закажет более дешевый аналог (20%). При этом нашлись респонденты, которые все равно закажут товар, даже если цена на него повысится (20%). Некоторые опрошенные готовы совсем отказаться от покупки при увеличении цены товара (12%). Таким образом, можно сделать вывод, что увеличение цены на товар или услугу

оказывает непосредственное влияние на спрос. При увеличении цены респонденты всех групп материальной обеспеченности либо откажутся от товара/услуги, либо попытаются найти более выгодное предложение. Лишь небольшая часть опрошенных все равно закажет этот товар.

Данные отслеживания респондентами рекламы в онлайн-магазины сети Instagram показывают, что редко или совсем не отслеживают рекламу респонденты из категории неимущих, по сравнению с четвертью регулярно отслеживающих и менее половины редко отслеживающих рекламу среди 3 верхних категорий, схожая тенденция сохраняется и с просмотрами товаров онлайн-магазинов через рекомендации. Имеет место предположение, что респонденты, у которых денег не хватает даже на продукты питания не заинтересованы в товарах и услугах, рекламируемых в сети Instagram, как так данная продукция и услуги нацелены на более обеспеченные слои населения, а для нижних категорий обеспеченности цена слишком завышена.

Респондентам был задан вопрос о том, просматривают ли они список рекомендаций он-лайн-магазинов в сети Instagram. Ответы опрошенных показали, что чаще всего рекомендации просматривают обеспеченные (64%) и респонденты со средним уровнем достатка (51%). Схожая тенденция отмечается у малоимущих и неимущих. Среди состоятельных респондентов ответы распределились в равных пропорциях.

Отзывы других покупателей также являются важным фактором, оказывающим влияние на потребительское поведение. Данный фактор аналогично связан с критерием материальной обеспеченности. Основным источником доходов респондентов во всех возрастных категориях является заработная плата и своё материальное положение они оценивают таким образом: денег достаточно для приобретения необходимых продуктов и одежды, но на более крупные покупки приходится откладывать, то есть наиболее активной категорией потребителей являются респонденты со средним достатком. При покупке товаров в сети Instagram респонденты чаще всего учитывают мнение друзей и знакомых: женщины (62%), мужчины (38%). Возрастная категория при этом преимущественно 1824 года (44%) и, в большинстве своём, это люди, проживающее в городе (97%), с родителями

(29%) и имеющие высшее образование (36%). Менее всего учитывают мнение друзей и знакомых люди в возрасте 45-54 года (0,5%). Меньше всего на респондентов оказывает влияние мнение известных личностей.

Важно было также узнать, следят ли респонденты за модными тенденциями в сети !пэ1адгат? Все они указывают, что им достаточно денег для приобретения необходимых продуктов и одежды, но на более крупные покупки приходится откладывать (100%): мы обнаружили, что это делают, в основном, только женщины (77%), кроме категории 55 и старше (0%). В основном они имеют неполное среднее образование (19%) или неоконченное высшее образование (25%), они не замужем (100%), проживают в городе (100%), живут самостоятельно (100%) и их основным источником доходов является заработная плата (100%). Аналогичная ситуация обстоит и с тенденцией наблюдения за модными группами в !пэ1адгат. Это в основном женский пол (77%), в возрасте 25-34 лет (100%), с неоконченным высшим (50%) и высшим образованием (50%), не замужем (100%), проживающие в городе (100%) либо с родителями (50%), либо самостоятельно (50%). Модные товары в сети !пэ1адгат покупали 27% опрошенных респондентов. Из них 77% женщины и 23% мужчины. Они имеют неоконченное высшее (31%) и высшее образование (35%), основным их источником доходов является заработная плата (48%), и они указывают, что им достаточно денег для приобретения необходимых продуктов и одежды, но на более крупные покупки приходится откладывать (56%).

Рассматривая вопрос о том, приобретут ли респонденты товары или услуги, которыми они никогда не пользовались, ответы распределились так: в основном к респондентам, отвечающим «нет», относятся проживающие в городе (96%) и те, у которых денег достаточно для приобретения необходимых продуктов и одежды, но на более крупные покупки приходится откладывать (58%). Респондентов, которые ответили «да», гораздо меньше. К ним относятся мужчины и женщины, для которых покупка большинства товаров длительного пользования не вызывает трудностей (27%) и так же проживающих в городе (98%). !пэ1адгат натолкнул на покупку товаров и услуг, которыми ранее ни-

когда не пользовались, респондентов 18-24 лет (53%). А на респондентов 45-54 и 55 и старше лет !пэ1адгат никак не повлиял на выбор (1%). Аналогично, лишь обеспеченные, состоятельные и респонденты со средним достатком проявляют интерес к новым товарам и услугам. Опрошенные из категории малоимущих и неимущих не предпочитают приобретать что-то новое.

Доход также оказывает влияние на характер подписок респондентов. Так, опрошенные из категории состоятельных и обеспеченных чаще всего подписываются на тематические паблики (67%) и аккаунты друзей и родственников (80%). Однако, респонденты, у которых денег хватает только на продукты питания также проявляют интерес к аккаунтам звезд и блоггеров (38%). Опрошенные отнесенные к категории неимущих среди своих подписок имеют в основном аккаунты звезд и блогеров (71%) и страницы своих друзей и родственников (86%). Можно сделать вывод, что опрошенные, испытывающие материальные трудности, проявляют больший интерес к жизни популярных публичных личностей.

Также было важно узнать, заказывали ли опрошенные товары из-за границы. В результате было выявлено, что чаще всего товары заказывали респонденты со средним уровнем достатка. Среди них 51% мужчин заказывали товары из-за границы. При этом большая часть женщин (52%) не заказывала импортных товаров. Респонденты 13-17 лет (59%) и 34-44 лет (53%) заказывали товары из-за границы. Опрошенные 18-24 лет (50%), 25-34 лет (56%), 45-54 лет (60%) и 55 лет и старше (66%) не заказывали импортных товаров. Опрошенные с неполным средним (53%), со средне-профессиональным (53%) и неоконченным высшим образованием (50%) заказывали товары из-за границы. В то же время опрошенные с полным средним (55%) и высшим образованием (54%) не заказывали импортных товаров. Жители города чаще всего не заказывали товаров из-за границы (48% заказывали данные товары). Проживающие в поселке городского типа (56%), в селе (67%) и в деревне (67%) обыкновенно заказывали импортные товары.

На основе анализа полученных данных можно сделать вывод, что материальная обеспеченность непосредственно влияет на потребительское поведение в сети !пэ1адгат. Количество

подписок на онлайн-магазины напрямую зависит от уровня дохода респондентов. Чем выше доход, тем больший интерес проявляют опрошенные к товарам и услугам, предлагаемым в данной сети. Существует прямая зависимость между материальным положением респондентов и частотой совершения покупок в онлайн-магазинах сети !пэ1адгат. Чаще всего покупки, по различным категориям товаров и услуг, совершают опрошенные со средним уровнем достатка, респонденты из состоятельной и обеспеченной категории более избирательны в своих покупках, но аналогично проявляют потребительскую активность, однако, малоимущие и неимущие опрошенные заказывают лишь некоторые определенные категории товаров и проявляют наименьшую активность. Наибольшее количество респондентов указало, что готовы потратить на покупки в сети !пэ1адгатдо 500 рублей. Это касается всех категорий материальной обеспеченности, но самыми активными пользователями данной площадки, готовыми потратить наибольшую сумму, оказалась городская молодежь.

Существует связь потребительского поведения с материальным положением опрошенных. Респондентам был задан вопрос о том, станут ли они заказывать товар или услугу при увеличении цены. Так, большинство респондентов ответили, что не станут заказывать товар или услугу при увеличении цены и попытаются найти более выгодное предложение. Опрошенные всех групп материальной обеспеченности откажутся от покупки при увеличении цены, следовательно, именно ценна товара и услуги является ключевым фактором для всех респондентов вне зависимости от их материальной обеспеченности.

Рассматривая отслеживание респондентами рекламы в онлайн-магазины сети ^адгатможно сделать вывод, что редко или совсем не отслеживают рекламу респонденты из категории неимущих. Вероятно, продукция и услуги,рекламируемые в сети !пэ1адгатнацелены на более обеспеченные слои населения, а для нижних категорий обеспеченности цена слишком завышена.

Списки рекомендаций просматривают в основном состоятельные и обеспеченные респонденты. У опрошенных из двух нижний категорий обеспеченности рекомендации не вызыва-

ют интереса. Отзывы интересуют в первую очередь опрошенных со средним уровнем достатка, эта же категория следит за модными тенденциями в сети Instagram. Обеспеченные, состоятельные и опрошенные со средним уровнем достатка отслеживают новинки каждый день или несколько раз в неделю. Однако, новинки не интересует респондентов из малоимущей и неимущей категории.

Рассматривая вопрос о том, приобретут ли респонденты товары или услуги, которыми они никогда не пользовались, ответы распределились так: в основном к респондентам, отвечающим «нет», относятся те, у которых денег достаточно для приобретения необходимых продуктов и одежды, но на более крупные покупки приходится откладывать. Обеспеченные, состоятельные и респонденты со средним достатком рассматривают вариант покупки новых товаров и услуг. Опрошенные из категории малоимущих и неимущих предпочитают покупать уже проверенное, и не рисковать покупкой новых товаров и услуг.

Важно было выявить, заказывали ли опрошенные товары из-за границы. В результате было выявлено, что чаще всего товары заказывали респонденты со средним уровнем достатка. Малоимущие и неимущие обыкновенно заказывают импортные товары.

Для более эффективной работы сети Instagram^ площадки для продвижения товаров и услуг следует учитывать, что наиболее активными потребителями является молодежь, проживающая в городе и имеющая средний достаток. Материальная обеспеченность на прямую влияет на потребительское поведение. Важно заметить, что состоятельные и обеспеченные респонденты более избирательны в выборе товаров и услуг, они в первую очередь ориентируются на мнение знакомых, друзей или родственников, следовательно, наличие хороших отзывов и проверенное качество являются для них приоритетным фактором в выборе продавца. Для эффективного продвижение товаров и услуг важно обратить внимание на тот факт, что респонденты средней обеспеченности, а также малоимущие обращают внимание на советы публичных людей, звезд и блоггеров, поэтому для привлечения данной аудитории следует использовать рекламу с участием популярных личностей. Повышение цены может оказать

непосредственное влияние на потребительскую активность. При повышении цены респонденты всех групп обеспеченности скорее откажутся от товара или попробуют найти альтернативу, поэтому важно соблюдать баланс цены и качества без резких скачков в увеличении расценок. На рекомендации обращают внимание в основном опрошенные со средним уровнем достатка. Обеспеченные и состоятельные проявляют меньшее внимание на список рекламных предложений. Также важным является тот факт, что малоимущие и неимущие проявляют наименьшую активность на данной площадке, вероятно, считая цены чрезмерно завышенными и учитывая широкий спектр более дешевых альтернатив на других рекламных площадках.

Литература

1. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. - М.: Республика, 2018. - с. 269.

2. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / пер. и вступительная статья С. H. Зен-кипа / М: Добросвет. 2000. - с. 245.

3. Визуальный маркетинг с Instagram // Школа Рекламиста. - 01.01.2012. URL: http:// www.advertiser-school.ru/advertising-theory/ vizualnyij-marketing-s-instagram.html (дата обращения: 20.02.2019).

4. Зиммель Г. Психология моды // Научное образование -2001.-№5.- с. 151.

5. Ипполитова Н. Темпы роста аудитории Instagram упали // Sostav.ru. - 22.01.2016. URL: http://www.sostav.ru/publication/instagram-20716.html (дата обращения: 24.02.2019)

6. Как Instagram влияет на самочувствие российских пользователей// https://rb.ru/ analytics/instagram-mood/ (дата обращения 24.02.2019).

7. Почему Instagram сегодня - полноценная площадка для продвижения? // SMM Лаборатория. URL: https://www.smm-lab.kiev.ua/ pochemu-instagram-segodnya-polnocennaya-ploshhadka-dlya-prodvizheniya/ (дата обращения: 22.02.2019)

8. Тихомирова Т. Как определить характер человека по его «селфи». - Наша Психология 22.09.2015. URL: https://www.psyh.ru/rubric/22/ articles/2446/?library=1 (дата обращения 22.02.19)

9. Фролова Е. Самые популярные социальные сети в России 2016. // Pro-smm. -01.06.2016. URL: http://www.pro-smm.com/ populyarnye-socialnye-seti-v-rossii-2016/ (датаоб-ращения: 21.02.2019).

Ссылки:

1Фролова Е. Самые популярные социальные сети в России 2016. // Pro-smm. -01.06.2016. URL: http://www.pro-smm.com/ populyarnye-socialnye-seti-v-rossii-2016// (дата обращения: 21.02.2019).

2 Ellison N., Madden M. Demographics of Key Social Networking Platforms // PewResearchCenter. - 09.01.2015. URL:http://www.pewinternet.org/ 2015/01/09/demographics-of-key-social-networking-platforms-2/(дата обращения: 21.02.2019).

ЗВизуальный маркетинг с Instagram // Школа Рекламиста. - 01.01.2012. URL: http:// www.advertiser-school.ru/advertising-theory/ vizualnyij-marketing-s-instagram.html (дата обращения: 20.02.2019)

4Почему Instagram сегодня - полноценная площадка для продвижения? // SMM Лаборатория. URL: https://www.smm-lab.kiev.ua/pochemu-instagram-segodnya-polnocennaya-ploshhadka-dlya-prodvizheniya/ (дата обращения: 22.02.2019)

5 Wagner K. Instagram Is Showing You a Lot More Ads Than It Used To // Recode. - 25.01.2016. URL: http://recode.net/2016/01/25/instagram-is-

showing-you-a-lot-more-ads-than-it-used-to/ (дата обращения: 23.02.2019).

6Радкевич А. НРА: динамика, тренды и прогнозы интернет-рекламы в 2016-2017 // Sostav.ru. - 14.04.2017. URL: http:// www.sostav.ru/publication/internet-reklama-dinamika-trendy-i-prognozy-2016-2017-26287.html (дата обращения: 24.02.2019).

7Ипполитова Н. Темпы роста аудитории Instagram упали // Sostav.ru. - 22.01.2016. URL: http://www.sostav.ru/publication/instagram-20716.html (дата обращения: 24.02.2019)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Instagram Business Team. Thinking About Creative on Instagram: Three Small Businesses Weigh In // Instagram For Business. - 12.01.2016. URL: http://blog.business.instagram.com/post/ 137164794966/smallbusinesscreative (дата обращения: 24.02.2019).

9 Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. - М.: Республика. 2018. -С.11.

10 Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть.- М: Добросвет. 2000.- С.45.

11Как Instagram влияет на самочувствие российских пользователей// https://rb.ru/ analytics/instagram-mood/ (дата обращения 24.02.2019).

12Тихомирова Т. Как определить характер человека по его «селфи». // Наша Психология 22.09.2015. URL: https://www.psyh.ru/rubric/22/ articles/2446/?library=1 (дата обращения 22.02.19)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.