Научная статья на тему 'Специфика экологической информации в СМИ как средства конструирования экологического сознания россиян'

Специфика экологической информации в СМИ как средства конструирования экологического сознания россиян Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1633
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СМИ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ПОВЕСТКА ДНЯ / ECOLOGICAL PROBLEMS / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / ECOLOGICAL INFORMATION / ECOLOGICAL COMMUNICATION / MASS COMMUNICATION / MASS MEDIA / TV / AGENDA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Корунова Валерия Олеговна

Проблемы экологии и окружающей среды приобретают особую остроту во всех промышленно развитых и высокоурбанизированных странах мира, в число которых входит и Россия. В борьбе с ними первоочередной важностью обладают меры их предупреждения, для разработки и осуществления которых необходимо глубинное знание причин возникновения экологических проблем. Эти причины кроются в специфике взаимодействия человека с окружающей средой, которая определяется его экологическим сознанием. В статье представлена конструктивистская точка зрения на процесс формирования экологического сознания россиян, в котором решающую роль играют содержательные и трансляционные особенности экологической информации, поступающей преимущественно из СМИ. Приведены результаты контент-анализа новостных программ федерального и местного татарстанского телевидения, осуществленного в мае 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Корунова Валерия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specific features of ecological information in the mass media as a means of constructing ecological consciousness of Russians

Nowadays ecological and environmental problems become more relevant than ever in all highly urbanized and industrially developed countries around the world, including Russia. To fight against them, the preventive measures are a high-priority task. The development and implementation of such measures require in-depth knowledge of the causes of ecological problems. The reasons are explained by the specific features of human interaction with the environment, which, in turn, is determined by ecological consciousness. This article describes a constructivist approach to the formation of Russians’ ecological consciousness, in which the pivotal and translational features of ecological information received from the mass media play a decisive role. The study presents the content analysis results for news programs of Tatarstan federal and local TV, which was conducted in May 2017.

Текст научной работы на тему «Специфика экологической информации в СМИ как средства конструирования экологического сознания россиян»

УДК 316.776.33:070:504.75

https://doi.org/10.24158/spp.2017.7.8

Корунова Валерия Олеговна

научный сотрудник Центра перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан

СПЕЦИФИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

ИНФОРМАЦИИ В СМИ

КАК СРЕДСТВА КОНСТРУИРОВАНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

СОЗНАНИЯ РОССИЯН

Korunova Valeriya Olegovna

Research Associate, Center of Advanced Economic Research in the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan

THE SPECIFIC FEATURES OF ECOLOGICAL INFORMATION IN THE MASS MEDIA AS A MEANS OF CONSTRUCTING ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS OF RUSSIANS

Аннотация:

Проблемы экологии и окружающей среды приобретают особую остроту во всех промышленно развитых и высокоурбанизированных странах мира, в число которых входит и Россия. В борьбе с ними первоочередной важностью обладают меры их предупреждения, для разработки и осуществления которых необходимо глубинное знание причин возникновения экологических проблем. Эти причины кроются в специфике взаимодействия человека с окружающей средой, которая определяется его экологическим сознанием. В статье представлена конструктивистская точка зрения на процесс формирования экологического сознания россиян, в котором решающую роль играют содержательные и трансляционные особенности экологической информации, поступающей преимущественно из СМИ. Приведены результаты контент-анализа новостных программ федерального и местного татарстанского телевидения, осуществленного в мае 2017 г.

Ключевые слова:

экологические проблемы, экологическое сознание, экологическая информация, экологическая коммуникация, массовая коммуникация, СМИ, телевидение, повестка дня.

Summary:

Nowadays ecological and environmental problems become more relevant than ever in all highly urbanized and industrially developed countries around the world, including Russia. To fight against them, the preventive measures are a high-priority task. The development and implementation of such measures require in-depth knowledge of the causes of ecological problems. The reasons are explained by the specific features of human interaction with the environment, which, in turn, is determined by ecological consciousness. This article describes a constructivist approach to the formation of Russians' ecological consciousness, in which the pivotal and translational features of ecological information received from the mass media play a decisive role. The study presents the content analysis results for news programs of Tatarstan federal and local TV, which was conducted in May 2017.

Keywords:

ecological problems, ecological consciousness, ecological information, ecological communication, mass communication, mass media, TV, agenda.

Экологическое сознание как динамическая картина мира, описывающая и объясняющая явления окружающей среды, а также структурирующая природопреобразовательную деятельность человека, является непосредственным источником возникновения экологических проблем. Так, к примеру, экологическая обстановка в современной России характеризуется высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха и поверхностных вод, уменьшением площади земель, занятых лесными насаждениями и плодородными почвами, снижением численности отдельных видов охотничьих ресурсов, увеличением числа опасных гидрометеорологических явлений, спровоцированных накоплением в атмосфере рекордных объемов углекислого газа и усилением парникового эффекта [1, с. 625-628]. Процесс формирования экологического сознания тем временем имеет вид коммуникации, так как отношение к природе формируется на базе определенных знаний о ней и постоянно изменяется с поступлением новых сведений экологического характера.

Главным источником актуальной экологической информации в XXI в. являются средства массовой информации (СМИ), чья продукция содержит сведения по многим темам, является доступной и понятной широкой общественности. Показательный пример в данном случае - результаты опроса фонда «Общественное мнение» за 2016 г.: среди всех источников информации наиболее популярными у россиян оказываются телевидение (88 %) и новостные интернет-сайты (35 %), тогда как содержательные беседы со знакомыми и близкими людьми по предпочтениям опрошенных занимают одно из последних мест (23 %) [2]. Соответственно, СМИ сегодня обладают наибольшим потенциалом информационного воздействия на формирование и изменение экологического сознания россиян, однако значимым становится вопрос о характере этого воздействия.

Для ответа на этот вопрос в мае 2017 г. было проведено социологическое исследование, посредством которого мы изучили содержательную специфику экологической информации,

транслируемой новостными телепрограммами [3], а также особенности ее трансляции, характеризующие включенность или исключенность темы окружающей среды из новостной повестки дня. Под «повесткой дня», в соответствии с концепцией установления пунктов повестки дня М. Мак-комбса и Д. Шоу, мы понимаем короткий перечень наиболее часто освещаемых тем, конструируемый новостными телепрограммами и находящий свое отражение в иерархии значимых вопросов общественного обсуждения [4]. Таким образом, тема экологии и окружающей среды, по нашему мнению, оказывается тем более волнующей для телеаудитории, чем чаще в сетке телевещания встречаются экологические информационные сообщения. Кроме этого, фиксировались следующие показатели уровня значимости темы окружающей среды: продолжительность экологических новостных сюжетов, их порядковый номер в выпуске, суточное время трансляции сведений об окружающей среде, а также ее своевременность относительно информационного повода.

Измерение обозначенных индикаторов было произведено с использованием метода контент-анализа. Квотными признаками отбора новостных информационных сообщений в выборочную совокупность послужили статус телеканала (федеральный или местный татарстанский) и гипотетическое наличие экологических информационных поводов в период новостного показа. В соответствии со вторым критерием выбраны следующие четыре месяца, за первые недели (1-7-е числа) которых подверглись анализу новостные выпуски всех отобранных каналов: июль 2016 г. и апрель 2017 г. как периоды лесных пожаров, ливневых затоплений, разлива рек и т. д., а также октябрь 2016 г. и январь 2017 г. как «спокойные» в отношении природных катаклизмов периоды. Всего было проанализировано 5411 новостных телесюжетов.

Как показали результаты контент-анализа, экологической информации на телевидении мало, однако так же мало, как и информации по любой другой теме. В действительности информационный поток телевизионных СМИ напоминает лоскутное одеяло - состоит из множества маленьких элементов, лишь немногие из которых заметно выделяются из общей массы. В данной ситуации таким элементом является тема криминала, работы правоохранительных органов - сообщения этой темы встречаются в 22,88 % случаев, тогда как экологическая информация составляет 11,57 % всего информационного потока. Интересно, что частота освещения темы окружающей среды в периоды наличия и отсутствия экологических информационных поводов практически одинакова, точно так же, как и распределение относительно других тем в обозначенные месяцы. Определенные различия, однако, наблюдаются между федеральными и татарстанскими каналами. Так, несмотря на то что все рассмотренные каналы наибольшее внимание уделяют освещению криминальных новостей (24,7 % - федеральные, 20,85 % - местные), федеральные, кроме этого, транслируют значительную долю сообщений по теме международных отношений (19,93 %), а местные - по теме социальных проблем (18,04 %) и окружающей среды (15,46 %).

Значительный интерес представляет показатель средней продолжительности новостных сюжетов, принадлежащих к теме окружающей среды. В целом сообщения экологической информации длятся около трех минут, и это больше, чем средняя продолжительность одного новостного сюжета большинства других тем. Кроме этого, в рамках вещания федеральных каналов данный показатель изменяется в зависимости от периода трансляции экологической информации. Так, анализируя передачу экологической информации Первым каналом и Россией 1, мы заметили, что вне информационного повода (октябрь 2016 г., январь 2017 г.) сюжеты об окружающей среде, как правило, длятся две минуты, а при его наличии (июль 2016 г., апрель 2017 г.) - три. Аналогичная ситуация с порядком представления актуальных сведений о состоянии окружающей среды. В целом по выборке порядковый номер экологических новостных сюжетов в выпуске стремится к его второй половине (8), однако федеральные каналы в июле 2016 г. и апреле 2017 г., как правило, ставили сообщения по этой теме замыкать первую тройку. Что касается суточного времени трансляции экологической информации, то большая ее часть (40,26 %), вне зависимости от статуса канала и наличия информационных поводов, осуществляется в период с 8:00 до 13:00, когда физическая возможность смотреть телевизор есть только у неработающих и не учащихся, а в удобное для занятых людей время (18:00-22:30) транслируется 38,66 % всех экологических информационных сообщений.

Степень своевременности предоставления сведений об окружающей среде можно оценить достаточно высоко - 42,17 % всех экологических новостных сюжетов транслируются в день свершения события, еще 26,36 % - на следующий день. Однако, несмотря на последнее уточнение, уровень значимости темы окружающей среды средствами проанализированных федеральных и татарстан-ских новостных телепередач формируется весьма низкий, в повестку дня она не входит. В общем новостном потоке сообщений экологической информации мало, больше половины из них транслируются в неудобное для восприятия время и, следовательно, не достигают своей аудитории, а те, что достигают, передаются во второй половине выпуска, что в совокупности дает повод интерпретировать экологическую информацию и сферу отношений «человек - природа» как маловажную.

Специфика содержания транслируемых сведений по теме окружающей среды зависит сразу от обоих выбранных квотных признаков. Так, местные телеканалы на протяжении всего времени фокусируются на представлении сведений об экологических условиях здоровья и жизнедеятельности людей (63,13 %), к которым относятся главным образом характеристики погодных условий, а также качественного состояния животного и растительного миров. Причем и то и другое представлено в виде ресурсов человеческой деятельности, некоторые из которых (например, плохие погодные условия, гололед и т. д.) мешают ее протеканию и которые нужно и можно преодолеть, а некоторые служат ее оптимизации (к примеру, рождение новых животных в зоопарке как потенциальное развлечение). Характер природопотребления, представления окружающей среды ресурсом присущ также информационным сообщениям менее распространенных тематик (экологические проблемы, загрязнения как помеха комфортной жизни, благоустройство двора как самообеспечение местом для отдыха и т. д.).

Что касается федеральных каналов, то в периоды отсутствия экологических информационных поводов они также занимаются трансляцией сведений об экологических условиях жизнедеятельности (61,4 %), однако при их наличии подавляющее большинство экологических информационных сюжетов оказываются сообщениями о чрезвычайных ситуациях, кризисах и катастрофах экологического характера (75,86 %), а также о мерах, принимаемых для устранения их последствий (41,38 %). Анализ содержания элементов формы данных сообщений позволяет выявить их дополнительные смыслы. Так, абсолютное большинство подобных сюжетов представлены не «страшными» картинами пожаров и наводнений, разрушений и человеческих жертв (хотя эти элементы довольно часто мелькают в заставках и видеорядах), а «героическими» операциями российских военных и крупноплановыми кадрами новейшей военной техники; сопровождаются визуальными текстовыми отсылками к вооруженным войскам страны (например, «видео из архива МВД») и комментариями в первую очередь об «успехах военных подразделений». Иными словами, рассматриваемая группа экологических информационных сообщений несет в себе не только сведения о состоянии окружающей среды и о мерах его стабилизации, но также катастрофическую, «негативную» информацию о природе как об опасном враге, взаимодействие с которым безопаснее всего будет строить по принципу войны.

Транслируемая СМИ экологическая информация, таким образом, несет в себе образцы преимущественно потребительского отношения к природе, при котором сама по себе окружающая среда обладает весьма низкой ценностью. Кроме этого, однако, имеет место чисто катастрофический посыл, который особым образом дополняет незначительный характер любых экологических событий. Так, исходя из специфики примерно четвертой части всех экологических новостных сообщений, можно прийти к заключению, что при всей своей второстепенности по отношению к человеку природа способна к по-настоящему опасным ответным реакциям и в такие моменты из ресурса деятельности человека она превращается в его военного соперника.

Ссылки и примечания:

1. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году : государственный доклад. М., 2016.

2. Телевидение: предпочтения зрителей [Электронный ресурс]. URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/12214 (дата обращения: 07.02.2017).

3. Выбор новостных программ телевидения в качестве объекта анализа обоснован тем, что они, по данным множества социологических исследований, являются самым популярным источником информации у россиян, значительно опережая все остальные, в том числе стремительно проникающий в повседневную жизнь интернет. Следовательно, новостные телепрограммы имеют наибольший потенциал конструирующего воздействия на экологическое сознание россиян среди всех прочих СМИ.

4. McCombs M.E., Shaw D.L. The Evolution of Agenda-Setting Research: Twenty-Five Years in the Marketplace of Ideas // Journal of Communication. 1993. Vol. 43, no. 2. P. 58-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.