Научная статья на тему 'Специфика предпочтений российской студенческой молодежи в отношении источников экологической информации (по материалам республики Татарстан)'

Специфика предпочтений российской студенческой молодежи в отношении источников экологической информации (по материалам республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
187
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ / МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / ENVIRONMENTAL PROBLEMS / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / ENVIRONMENTAL INFORMATION / ECOLOGICAL COMMUNICATION / ENVIRONMENTAL INFORMATION SOURCES / YOUTH / STUDENTS / REPUBLIC OF TATARSTAN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Корунова Валерия Олеговна

Большую актуальность в условиях обострения экологических проблем в России приобретает обращение к феномену экологического сознания больших масс людей, структурирующего их экологические практики и, следовательно, оказывающего непосредственное влияние на состояние окружающей среды. Первоочередную значимость при этом имеет экологическое сознание российской молодежи, напрямую связанное с будущим экологической обстановки в стране и формирующееся в процессе потребления сведений об окружающей среде, предоставляемых разными источниками экологической информации. В статье приведены результаты социологического исследования, проведенного в мае 2017 г. среди студенческой молодежи Республики Татарстан с использованием количественной и качественной опросных методик. Выявлены главные источники экологической информации для татарстанских студентов, имеющие наибольший потенциал воздействия на процесс формирования их экологического сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Корунова Валерия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specific features of the Russian students’ preferences in respect of environmental information sources (based on the materials of the Republic of Tatarstan)

In the context of the aggravation of environmental problems in Russia, it is becoming more relevant to appeal to the phenomenon of public ecological consciousness which structures the environmental practices of people and, consequently, has an impact on the environment. The issues of priority concern include the ecological consciousness of Russian youth that is directly related to the future ecological situation in Russia, and it is formed when getting information on the environment from different sources of environmental information. This article presents the results of a sociological survey conducted in May 2017 among students of the Republic of Tatarstan while using quantitative and qualitative survey methods. The research reveals the main sources of environmental information for Tatarstan students which have the greatest potential impact on the process of forming their ecological consciousness.

Текст научной работы на тему «Специфика предпочтений российской студенческой молодежи в отношении источников экологической информации (по материалам республики Татарстан)»

УДК 316.346.32-053.6:504.75(470.41) Корунова Валерия Олеговна

научный сотрудник Центра перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан

СПЕЦИФИКА ПРЕДПОЧТЕНИЙ РОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ОТНОШЕНИИ ИСТОЧНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

https://doi.org/10.24158/spp.2017.8.5 Korunova Valeriya Olegovna

Research Associate, Center of Advanced Economic Research in the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan

THE SPECIFIC FEATURES OF THE RUSSIAN STUDENTS' PREFERENCES IN RESPECT OF ENVIRONMENTAL INFORMATION SOURCES (BASED ON THE MATERIALS OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN)

Аннотация:

Большую актуальность в условиях обострения экологических проблем в России приобретает обращение к феномену экологического сознания больших масс людей, структурирующего их экологические практики и, следовательно, оказывающего непосредственное влияние на состояние окружающей среды. Первоочередную значимость при этом имеет экологическое сознание российской молодежи, напрямую связанное с будущим экологической обстановки в стране и формирующееся в процессе потребления сведений об окружающей среде, предоставляемых разными источниками экологической информации. В статье приведены резуль-таты социологического исследования, проведенного в мае 2017 г. среди студенческой молодежи Республики Татарстан с использованием количественной и качественной опросных методик. Выявлены главные источники экологической информации для татарстанских студентов, имеющие наибольший потенциал воздействия на процесс формирования их экологического сознания.

Ключевые слова:

экологические проблемы, экологическое сознание, экологическая информация, экологическая коммуникация, источники экологической информации, молодежь, студенческая молодежь, Республика Татарстан.

Summary:

In the context of the aggravation of environmental problems in Russia, it is becoming more relevant to appeal to the phenomenon of public ecological consciousness which structures the environmental practices of people and, consequently, has an impact on the environment. The issues of priority concern include the ecological consciousness of Russian youth that is directly related to the future ecological situation in Russia, and it is formed when getting information on the environment from different sources of environmental information. This article presents the results of a sociological survey conducted in May 2017 among students of the Republic of Tatarstan while using quantitative and qualitative survey methods. The research reveals the main sources of environmental information for Tatarstan students which have the greatest potential impact on the process of forming their ecological consciousness.

Keywords:

environmental problems, ecological consciousness, environmental information, ecological communication, environmental information sources, youth, students, Republic of Tatarstan.

Экологическое сознание как система смыслов, в которых человек описывает, объясняет и оценивает явления окружающей среды [1] и в соответствии с которой выстраивает свою модель экологического поведения, формируется на базе определенного уровня экологической информированности. Ключевую роль в становлении экологической обстановки в нашей стране играет потребляемая россиянами экологическая информация, по определению Г.В. Выпхановой, - сведения о состоянии и специфических особенностях сферы взаимодействия человеческого общества с окружающей средой [2, с. 170]. И в первую очередь речь идет о потреблении экологической информации российской молодежью, олицетворяющей собой ближайшее и отдаленное будущее как в поведенческом аспекте воздействия на окружающую среду, так и в мировоззренческом -обеспечивая трансляцию культурных образцов новым поколениям.

Содержание экологической информации, ее полнота зависят от источника этой информации, которым могут быть: отдельные личности, рядовые граждане или лидеры в каких-либо сферах общественной жизни, группы граждан, населяющих территории с определенным экологическим состоянием, разного рода организации - экологические, политические, включая государство, бизнес-организации и т. д. [3, с. 3]. В связи с этим своей исследовательской целью мы определили выявление основных источников экологической информации для татарстанской студенческой молодежи и для ее реализации воспользовались двумя опросными методиками. Во-первых, проведен репрезентативный массовый опрос среди студентов республики (п = 400 человек, ошибка репрезентативности = ±5 %), квотными признаками отбора для которого послужили возраст (18-24 года),

обучение в высшем профессиональном учебном заведении на ступенях бакалавриата и магистратуры, а также пол и проживание в городской или сельской местности. Контроль двух последних признаков осуществлялся пропорционально их представленности в генеральной совокупности. Во-вторых, использовался метод неформализованного интервью с представителями татарстан-ского студенчества (12 бесед, соотношение по полу 1 : 1), аналитическая работа над результатами которого была выстроена по принципу обоснованной теории А. Страусса и Дж. Корбина [4].

Как показали результаты массового опроса, всю актуальную, интересную им информацию студенты Республики Татарстан получают преимущественно из разговоров с родными и близкими людьми (56,25 %), а также из социальных сетей (56,25 %). Эти выводы подтверждаются и словами наших информантов: «Ну, конечно же, сейчас очень популярно узнавать инфу из "ВКонтакте" или других социальных сетей... В основном мне кто-то рассказывает, а потом я уже начинаю искать в инете инфу, узнаю что-то новое», «Чаще всего это интернет и социальные сети, так как я практически не смотрю телевизор», «Сам вижу, сталкиваюсь с этим, слышу от знакомых часто. Ну и в интернете тоже много информации узнаю» и т. д. Кроме этого, значительная часть респондентов и информантов также указали на важность для них новостных интернет-сайтов (48,25 %) и телевидения (37,75 %; 28,5 % - федеральное, 20,25 % - местное) как постоянно используемых источников информации («Всю информацию я узнаю из федеральных каналов нашего телевидения и сети Интернет», «Телевидение, интернет, друзья и семья рассказывают.», «Ну, интернет и новости... телевизионные. И это притом, что телевизор я никогда специально не смотрю, восприятие происходит случайным образом» и т. д.).

Телевидение, к слову, чаще оказывается именно средством получения актуальных сведений, нежели средством проведения досуга. Так, почти половина опрошенных татарстанских студентов (45 %) смотрят телевизор реже одного раза в неделю или не смотрят вообще. Среди остальных каждый день к телевидению обращаются лишь 21,25 % респондентов, тогда как большинство делают это нерегулярно (14,25 % - почти каждый день, 19,5 % - 1-2 раза в неделю) и, как правило, с целью посмотреть новостные программы (56 %). Те, кто смотрит телевизор чаще одного раза в неделю, также выбирают соответствующие телеканалы: подавляющее большинство опрошенных отметили, что главным образом останавливаются на Первом канале, который является самым популярным среди новостных (55,71 %).

Очевидная популярность интернет-источников тем временем базируется на несколько иной факторной основе. Как показал массовый опрос, более двух третей опрошенных татарстанских студентов, по их признаниям, проводят в интернете очень много времени: 32 % из них чувствуют постоянную потребность проверять обновления на всех сайтах, где они зарегистрированы, если у них нет времени на долгосрочное погружение в Сеть; еще 46 % говорят, что находятся в Сети постоянно. При этом подавляющее большинство респондентов (75,5 %) отмечают, что их интернет-поиск сфокусирован на общении в социальных сетях. Большие доли опрошенных татарстанских студентов также занимаются поиском информации, необходимой для учебы или работы (57,25 %), или поиском музыки, картинок и видео (53,75), тогда как на потребление новостной информации ориентирована лишь треть студентов республики (37,75 %).

Что касается источников непосредственно экологической информации, то ситуация в целом аналогична оной с источниками информации по любым темам. В первую очередь стоит отметить, что популярность сведений об актуальном состоянии окружающей среды у студенческой молодежи Татарстана весьма низкая. Так, отвечая на вопросы анкеты, большинство респондентов признались, что наибольший интерес у них вызывает информация, касающаяся сферы семьи и брака, информация о детях и домашнем быте (35 %). На втором месте по популярности - сведения по социальным проблемам, таким как образование, здравоохранение, страхование и т. д. (32,75 %). Значительный интерес у опрошенных студентов вызывают новости из мира спорта (27 %), сферы международных отношений (25,75), разного рода информация о зарубежных странах и путешествиях (24,75), об индустрии моды и красоты (20,5), о культурных событиях (19,75), событиях в сфере науки и инноваций (19,25), внутренней политике России и Республики Татарстан (18,25 %). Одно из последних мест по своей популярности тема окружающей среды, ее состояния и проблем разделила с темами экономики и деятельности правоохранительных органов, криминала (по 11 %). Меньше всего интереса у татарстанских студентов вызывает жизнь звезд шоу-бизнеса и знаменитостей (10,25 %), а также все, что касается Вооруженных сил России, российской армии и т. д. (6 %).

Несмотря на невостребованность экологической информации в среде татарстанской студенческой молодежи, ее потребление все же происходит - об обратном в массовом опросе заявили менее 1 % опрошенных, а среди наших информантов подобным образом не ответил ни один человек. Чаще всего, задумавшись над тем, по каким каналам к ним поступает информация о событиях в сфере экологии и природопользования, респонденты отмечали социальные сети

(45,5 %) и разговоры с родными и близкими людьми (40,25 %), однако большие доли опрошенных также сказали, что экологическую информацию получают из новостных интернет-сайтов (35,75 %), печатной прессы (35 %; 7,75 % - федеральная, 23 % - местная, 11,5 % - онлайн-вер-сии) и телевидения (31,5 %; 18,75 % - федеральное, 17,5 % - местное, 4,75 % - онлайн-версии).

Для участников интервью новостные интернет-сайты и телевидение также часто оказываются источниками экологической информации, уступая, впрочем, по своей популярности социальным сетям. Здесь, однако, стоит отметить, что значительная часть наших информантов в принципе не разделяют СМИ на отдельные их виды (телевизионные, печатные, радио- и интернет-СМИ), хотя и противопоставляют в вопросе доверия все интернет-источники всем не имеющим электронной платформы. Так, они указывают на огромное количество информации в интернете по сравнению, в частности, с телевидением, на ее правдивость, полноту и более высокую скорость распространения («Не считаю телевидение хорошим источником информации, так как не слышал в телевизионных программах об актуальных для человеческого здоровья проблемах, например о состоянии воды и воздуха и о вреде химических фабрик, заводов и им подобных в городе», «Если обобщить, думаю, я бы выбрала интернет-порталы, потому что у них есть такое преимущество, как интерактивность. Читатель или пользователь может в любой момент проверить получаемую информацию», «Телевидение, да, оно всегда уделяло внимание событиям, которые волнуют жителей нашей планеты, телевидение всегда стремится быть в курсе всех событий, но нам говорят о них либо поздно, либо если они слишком опасные» и т. д.).

Подводя итоги, в целом можно отметить, что в числе самых популярных источников экологической информации для татарстанских студентов - социальные сети, разговоры с родными и близкими людьми, новостные интернет-сайты, печатная пресса и телевидение. При этом три последних источника с учетом 5 %-й ошибки выборки массового опроса обладают примерно равными аудиториями, а значит - имеют примерно равные возможности воздействия на экологическое сознание студентов республики. Что касается двух первых источников, то их природа, в действительности, вызывает ряд сомнений, без разрешения которых мы в принципе не можем говорить об их влиянии на экологическое сознание, а также о влиянии на него источников, указанных выше.

Так, во-первых, другие люди являются не источником экологической информации, а посредником при ее трансляции, поскольку в разговорах они рассказывают новости, взятые из других источников, которыми, наиболее вероятно, оказываются СМИ. Ситуация с социальными сетями аналогична - большая часть групп и пабликов экологического содержания на самом деле являются страницами других медийных изданий и местных экологических организаций в социальных сетях. Таким образом, мы не можем отнести знакомых людей и социальные сети к категории источников информации; они играют роль посредников, обеспечивая косвенное воздействие СМИ на аудиторию социальных сетей.

Во-вторых, неизвестны доли информационных сообщений разных видов СМИ, передающихся в общем информационном потоке посредниками, и, соответственно, неизвестно, чье косвенное влияние сильнее. По нашим предположениям, близкие люди (в первую очередь семья) чаще являются посредниками для телевизионных СМИ, так как степень востребованности телевидения среди зрелых и пожилых людей значительно выше, а интернет-источников - значительно ниже, чем среди молодежи. В то же время социальные сети чаще транслируют информацию новостных интернет-сайтов, печатных изданий, имеющих электронные аналоги, информацию профессиональных и общественных экологических сообществ.

Вышесказанное позволяет считать важнейшими источниками экологической информации для татарстанской студенческой молодежи, оказывающими свое влияние на формирование ее экологического сознания прямо и через посредников, телевидение, новостные интернет-порталы и печатную прессу.

Ссылки:

1. Яо Л.М. Социальная экология [Электронный ресурс] : учеб. пособие. Казань, 2007. URL: http://ekolog.org/books/9/ (дата обращения: 28.03.2016).

2. Выпханова Г.В. К дискуссии о правовом понятии и составе экологической информации // Пробелы в российском законодательстве. 2008. № 1. С. 169-171.

3. Шаркова Е.А. Экологическая журналистика: природа источников экологической информации // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 1-16.

4. Strauss A., Corbin J. Grounded Theory Methodology: An Overview // Handbook of Qualitative Research / eds. N.K. Denzin, Y.S. Lincoln. 1st ed. Thousand Oaks, 1994. P. 273-284.

References:

Sharkova, EA 2014, 'Environmental journalism: the nature of sources of environmental information', APRIORI. Seriya: Gumanitarnyye nauki, no. 2, pp. 1-16, (in Russian).

Strauss, A, Corbin, J, Denzin, NK & Lincoln, YS (eds.) 1994, 'Grounded Theory Methodology: An Overview', Handbook of Qualitative Research, 1st ed., Thousand Oaks, pp. 273-284.

Vypkhanova, GV 2008, 'Towards a discussion about the legal concept and composition of environmental information', Probely v rossiyskom zakonodatel'stve, no. 1, pp. 169-171, (in Russian).

Yao, LM 2007, Social ecology, manual, Kazan, viewed 28 March 2016, <http://ekolog.org/books/9/>, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.