Научная статья на тему 'Специфика дискурса моды'

Специфика дискурса моды Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
803
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мода / дискурс моды / специфика / феномен / социальная принадлежность. / fashion / the discourse of fashion / specificity / phenomenon / social belonging.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Акинина Полина Сергеевна

В статье автором рассматривается феномен дискурса моды, анализируется ее специфика, описываются некоторые особенности модной индустрии. Помимо этого, дается определение моды, как социокультурного явления, рассматривается междисциплинарный характер изучения моды. Автором исследуется научное обоснование моды как социального феномена. Помимо этого, были выявлены основные задачи моды, а именно: идентификация себя, как личности, а также сообщение о своей социальной принадлежности, возможность самовыражения. В результате, автор приходит к выводу, что мода – это особое направление в жизни общества, которое может быть сформировано под влиянием многих факторов: социальных, культурных, экономических, политических и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF THE DISCOURSE OF FASHION

In the article the author observes the phenomenon of discourse of fashion, analyzes its specificity, describes some features of the fashion industry. Besides, it is given the definition of fashion, as a socio-cultural event, considered an interdisciplinary character of the fashion studying. The author explores the scientific basis of the fashion, as a social phenomenon. Additionally, were carried out the main tasks of fashion, they are the following: identifying yourself, as a personality, also telling about your social belonging, the possibility of self -expression. As a result, the author comes to the conclusion, that fashion is a special tendency in the life of society, that can be formed under the influence of many factors: social, cultural, economic, political etc.

Текст научной работы на тему «Специфика дискурса моды»

<<ШУШетиМ~^®У©Ма1>#Щ14)),2©1]9 / PHILOLOGY

111

УДК: 80;808.51

Акинина Полина Сергеевна

преподаватель

Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10285 СПЕЦИФИКА ДИСКУРСА МОДЫ

Akinina Polina Sergeewna

teacher

Vladimir State University THE SPECIFICITY OF THE DISCOURSE OF FASHION

Аннотация

В статье автором рассматривается феномен дискурса моды, анализируется ее специфика, описываются некоторые особенности модной индустрии. Помимо этого, дается определение моды, как социокультурного явления, рассматривается междисциплинарный характер изучения моды. Автором исследуется научное обоснование моды как социального феномена. Помимо этого, были выявлены основные задачи моды, а именно: идентификация себя, как личности, а также сообщение о своей социальной принадлежности, возможность самовыражения. В результате, автор приходит к выводу, что мода - это особое направление в жизни общества, которое может быть сформировано под влиянием многих факторов: социальных, культурных, экономических, политических и т.д.

Abstract

In the article the author observes the phenomenon of discourse of fashion, analyzes its specificity, describes some features of the fashion industry. Besides, it is given the definition offashion, as a socio-cultural event, considered an interdisciplinary character of the fashion studying. The author explores the scientific basis of the fashion, as a social phenomenon. Additionally, were carried out the main tasks of fashion, they are the following: identifying yourself, as a personality, also telling about your social belonging, the possibility of self-expression. As a result, the author comes to the conclusion, that fashion is a special tendency in the life of society, that can be formed under the influence of many factors: social, cultural, economic, political etc.

Ключевые слова: мода, дискурс моды, специфика, феномен, социальная принадлежность.

Key words: fashion, the discourse of fashion, specificity, phenomenon, social belonging.

Мода, метод обработки социальной информации, тип реагирования свойственный людям из разных общественных слоев, способ выражения мировоззрения. Она воздействует на все предметное окружение современного субъекта, но в большинстве случаев мода проявляется во внешнем образе -одежде. Мода является объектом изучения психологии, культурологии, а также рассматривается с позиции рыночной экономики и психоанализа, но во всех случаях мода представлена как неотъемлемый компонент современного общества, определяющий изменения в его развитии.

В конце XVIII века моду стали изучать как особый феномен человеческой культуры, определяя ее как эстетическое явление, имеющее связь с изменением царивших идеалов во вкусе и одежде. В конце XIX - начале XX веков исследователи моды рассматривали ее как социальный и психологический феномен. Чаще всего она проявляется как частая смена объектов выбора, как новый способ выражения действия и мышления. Но в большинстве случаев мода отражается во внешнем образе человека - в его прическе, макияже, манере, поведения, в его окружении. Мода имеет огромное влияние на поведение человека, желания и цели, представление о самом себе, отношение к людям и на социальный статус. Каждое проявление моды имеет свои цели, например, выглядеть стильно, быть в центре внимания или же наоборот сливаться с толпой, донести

до людей конкретную информацию о себе. В качестве средства общения, мода также играет немаловажную роль. Зачастую процесс коммуникации между людьми может быть поверхностным и кратковременным, при данного рода обстоятельствах, информацию о человеке может передать его костюм и, как правило, ту, которую он сам стремится о себе сообщить.

Роль моды в жизни людей очень велика. Все мы неосознанно находимся под влиянием моды, которая диктует нам что, куда, в каких случаях надевать. На сегодняшний день люди подбирают себе простую и удобную одежду высокого качества, и в тоже время они задумываются над тем, какую информацию их одежда может передать окружающим, стремясь подчеркнуть свою индивидуальность. Мода, как правило, очень переменчива.

Индустрия моды - сектор сферы услуг, функция которого заключается в формировании у покупателей образа модной продукции, ее производства и реализации. Мода - «элемент» социальной реальности. Главная задача модной продукции - удовлетворять эстетические потребности и сообщать о социальном статусе их владельца.

Научное обоснование моды как социального феномена впервые появилось в конце XIX - начале XX веков. Мода начала создаваться в элитных социальных слоях, с целью подчеркнуть отличие «благородного сословия» от «простого». Низшие

PHILOLOGY / <<Ш^ШМУМ~ЛШ®Ма1>#1(№4)),2(§119

112

слои перенимают модную продукцию, желая быть похожими на элиту. Мода теряет свою новизну, попадая в сословия более низкого ранга, тем самым она становится распространенной среди массы и «вульгарной». Элита регулярно создает что-то новое и оригинальное с целью не потерять свое отличие от простых людей. Этот цикл престижного потребления беспрерывен.

В XX веке, по мере стирания классовых границ, задачей моды является демонстрация социальных отличий, но уже не столько «высших» и «низших», сколько просто различных социальных групп. К примеру, мода свойственная молодому поколению подчеркивает различие среди людей разных возрастов.

К модной продукции относят некоторые группы товаров легкой промышленности, удовлетворяющие личные потребности граждан: одежда, личные аксессуары, парфюмерия и косметика. Главными отраслями, относящимися к модной индустрии, являются текстильная, парфюмерная промышленность, модельный бизнес. Если раньше к модной продукции относили только женские товары, то в XX веке стали создавать моду и для противоположного пола.

До конца XIX века индустрия моды не существовала, но сама мода в качестве социального феномена была известна еще с античных времен. Дело в том, что в то время уровень жизни основной части населения был низкий, потребность моды заключалась лишь в предметах первой необходимости с исключительно функциональными свойствами. Лишь аристократы и богачи имели возможность приобрести модную продукцию. Без образования среднего класса, появление массового производства модной одежды было невозможным.

В период с 1890х - до 1960х годов производство модной одежды и аксессуаров плавно переходит из мелкого бизнеса в массовое производство и превращается в индустрию. В XIX веке впервые появились журналы мод, в которых можно было найти информацию о тенденциях текущего сезона и о наличии товаров в модных магазинах. В 19501960-е годы, в момент образования в развитых странах общества массового потребления, появляется система прогнозирования моды. Для того чтобы в магазинах появилась одежда модного принта, актуальной фактуры и оригинального фасона, нужно было внести некоторые изменения в технологию выращивания сырья, изготовить формулу для создания красителя будущего полотна. Именно поэтому появилась система прогнозирования, которая сообщала об изменениях доминирующей тенденции.

С 1990-х годов «плюрализм» преобладает в индустрии модной одежды, в следствиие чего сложно говорить о каком-либо едином преобладающем

стиле, тенденции делятся на различные тренды. Индустрия моды формировалась как феномен западной цивилизации, и другие культуры никак не воздействовали на нее до конца XX века.

В XX веке произошла глобализация, в результате чего стали транслировать европейскую моду по всему миру, а так же страны Востока проникли в эту индустрию и оказывали на нее влияние. В XXI веке предполагается рост воздействия восточной культуры, что может привести к «переориентации» индустрии моды. На протяжении многих лет люди имеют возможность наблюдать за трансформациями моды. Мода - это одно из особых направлений жизни социума. Она формируется под влиянием социальных, экономических, культурных и политических явлений в обществе. Индустрию моды можно сравнить со временем, она так же безгранична и бесконечна и является частью человеческого бытия.

Эдуард Сепир (1884 —1939), американский языковед и этнолог рассматривал роль моды как способ распознания личности, ее самовыражения. По мнению ученого эту функцию мода выполняет с помощью санкционированного отказа социума от старых и внесению в их жизнь новых социокультурных норм. По этому поводу исследователь пишет, что существуют устойчивые и эфемерные обычаи; второе, как правило, считается «модой» [5, с. 576]. Мода создается определенным индивидом или же группой индивидов. Просуществовав на протяжении многих лет, мода может перейти в обычай. Так, например, привычка носить шляпу - обычай, а привычка носить шляпы определенной модели - мода, которая беспрерывно и быстро меняется.

Исходя из этого, можно сделать следующие выводы: основной задачей моды является идентифицировать себя, отличаться внешним видом и быть в центре внимания, сообщать о своем социальном статусе, стремлении хотя бы внешне подражать высшим слоям, элите.

Список литературы

1. Аброзе Е.А. Индустрия моды в условиях глобализации культуры: дис...канд. культурологии. - СПб. , 2006. - 168 с.

2. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. М., 2003. - 512 с.

3. Башкатова Д.А. Современный русский дискурс моды: автореф. дисс.канд. филол. наук. - М., 2010. - 25 с.

4. Болотова Ю.С. Аксиологический аспект дискурса моды//Вестник МГОУ. Серия «Лингвистика». 2011. №4. С. 16-22.

5. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. - М.: Прогресс, 1993. - 655 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.