УДК 327.4
Калайджян Тамара Валентиновна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дошкольное и начальное образование», Гуманитарно-педагогический институт, Севастопольский государственный университет; Российская Федерация, Севастополь, e-mail: tamaradek57@mail.ru
Коваль Наталья Андреевна,
Студентка Гуманитарно-педагогического института, Севастопольский государственный университет;
Российская Федерация, Севастополь
СПЕЦИФИКА ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ И ПРОБЛЕМА ЕЁ РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В данной статье рассматривается проблема развития диалогической речи младших школьников. Понятие «диалогическая речь» в статье анализируется с разных позиций. Особое внимание уделяется работам Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Гвоздева, И. Н. Горелова, Б. М. Гриншпуна, Н. И. Жинкина, А. В. Запорожца, И. А. Зимней, Р. Е. Левиной, А. Н. Леонтьева, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия и др. Актуальность обусловлена тем, что в современном мире диалогической речи младших школьников уделяется недостаточно внимания, несмотря на значительный вклад отечественных педагогов, лингвистов и психологов.
Ключевые слова: диалогическая речь, цепь реплик, речевая деятельность.
Tamara V. Kalaydzhyan
PhD (Pedagogics), Associate Professor of the Department «Pre-School and Primary Education», Institute of Humanities and Pedagogics, «Sevastopol State University», Russian Federation, Sevastopol, e-mail: tamaradek57@mail.ru
Natalia A. Koval
Student of the Department «Pre-School and Primary Education»,
Institute of Humanities and Pedagogics, «Sevastopol State University», Russian Federation, Sevastopol,
DIALOGICAL SPEECH SPECIFICITY AND THE PROBLEM OF ITS DEVELOPMENT IN YOUNG SCHOOLBOYS
Abstract. This article deals with the development of the dialogical speech of junior schoolchildren. The concept of «dialogical speech» in the article is analyzed from different perspectives. Particular attention is paid to the works of L. S. Vygotsky, P. Y. Galperin, A. N. Gvozdev, I. N. Gorelov, B. M. Grinshpun, N. I. Zhinkin, A. V. Zaporozhets, I. A. Winter, R. E. Levina, A. N. Leontiev, A. A. Leontiev, A. R. Luria and others. The urgency is due to the fact that in the modern world of dialogical speech of younger schoolchildren, insufficient attention has been paid, in spite of the significant contribution of domestic educators, linguists and psychologists.
Key words: dialogical speech, a chain of replicas, speech activity.
Для цитирования:
Калайджян, Т. В., Коваль, Н. А. Специфика диалогической речи и проблема её развития у младших школьников // Гуманитарная парадигма. 2018. № 2(5). С. 21-26.
Современная школа в условиях открытого информационного общества призвана быть институтом, способным осуществить органичное интеллектуальное развитие личности. В рамках школьного обучения ключевую роль в учебной мотивации и подготовке учащихся к продуктивному общению, сотрудничеству, диалогу по-прежнему играет начальная школа.
На сегодня проблема подготовки языковой личности связана со спецификой современной коммуникации, когда межличностное взаимодействие уступает место общению в социальных сетях, с использованием готового набора цитат и картинок, что обусловливает значительные трудности в формулировании собственных мыслей, и проблемам коммуникации. Обозначенная проблема нашла отражение в нормативных образовательных документах. Так одним из основных положений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (ФГОС НОО) является формирование у школьников универсальных коммуникативных действий, важнейшим компонентом которых являются диалогические умения, овладение которыми позволит учащимся стать активным участником образовательного процесса [5].
Возникла необходимость проанализировать научные словари, научно-методологические и методические источники для определения сущности понятия «диалогическая речь». В Энциклопедическом словаре диалогическая речь (греч. diálogos - 'беседа, разговор двоих') — форма (тип) речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами, на содержательный и языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль
22
адресата в речевой деятельности адресанта [1]. С самого начала обучения ребёнка язык и ситуация общения становятся предметом специального обучения его устной, а затем и письменной речи. В речевой (диалоговой) деятельности и посредством её осуществляется обучение в целом, в том числе и родному языку учащегося.
Диалог всегда был в центре научного внимания. Теоретическую базу отечественной науки по детской речи составляют работы Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Гвоздева, И. Н. Горелова, Б. М. Гриншпуна, Н. И. Жинкина, А. В. Запорожца, И. А. Зимней, Р. Е. Левиной, А. Н. Леонтьева, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия, В. К. Орфинской, Е. Н. Тихеевой, Р. М. Фрумкиной, М. Е. Хватцева, Н. Х. Швачкина, Д. Б. Эльконина. Один из первых исследователей диалога в лингвистике Л. В. Щерба характеризовал диалог как «цепь реплик» [6, а 114]. Взаимосвязь реплик отмечал и Л. П. Якубинский [4, с. 55]. Их «сцепление» обеспечивает связность диалога. К тому же полная и законченная информация извлекается из совокупности всех элементов диалога, включая экстралингвистические факторы (паузы, жесты, мимику, интонацию) и особенности его протекания. Также Л. П. Якубинский указал на особую связь диалога и монолога, «крайние» случаи которых связаны между собой целым спектром промежуточных форм [7, с. 29]. Как отмечается учёными, участвовать в диалоге значительно труднее, чем строить монологическое высказывание. Условия диалогового общения таковы, что обдумывание реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное мнение, правильно и доступно выражать его средствами языка; поддерживать определённый эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы. Существенен и такой фактор, без которого диалог будет сложно построить, как взаимопонимание. Взаимопонимание в процессе общения основано на единстве обозначения предметов и явлений, воспринимающим и говорящим [3, с. 63].
Таким образом, диалоговая «цепь реплик», выстраиваемая в соответствии с законами логики, нормами грамматики и условиями общения (уместностью, понятностью, доступностью для восприятия коммуникантов) имеет определённые ориентиры, соответствующие параметры которых должны быть учтены в ходе формирование диалоговых умений. Так, в подготовке младших школьников необходимо обучать их умению задавать вопросы и отвечать на них «развернуто», последовательно обосновывать свою точку зрения. Кроме этого, большое внимание следует уделять вербальным и невербальным средствам построения диалога, воспитанию речевого этикета как значимой части культуры диалога.
Диалогическая речь как речевая деятельность человека направлена на достижение определённой цели, которая определяет выбор действий с учётом
23
Гуманитарная парадигма
www.humparadigma.ru № 2 (5) — май 2018
условий, в которых эти действия осуществляются. И. А. Зимняя считала, что «речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения взаимодействия людей между собой (друг с другом) [2, с. 90]. А. Р. Лурия полагал, что в процессах порождения и восприятия речи «мысль использует коды языка», а слово представляет собой сложную систему кодирования, реализующую функции обозначения, анализа и обобщения. Речь, по А. Р. Лурии, это система целых высказываний (синтагм), процесс же её порождения «проходит» такие этапы:
1) мотив;
2) замысел;
3) внутренняя речь - «механизм, превращающий внутренние субъективные смыслы в систему внешних развёрнутых речевых значений» [4, с. 119];
4) формирование глубинно-синтаксической структуры;
5) внешнее речевое высказывание, опирающееся на поверхностно-синтаксическую структуру [Там же].
В диалогической форме речи наиболее ярко выражена её коммуникативная функция, поэтому необходимо обращать внимание также на коммуникативные особенности диалога. В связи с чем следует осмыслить различия диалоговых реплик-высказываний, всех элементов, совокупности которых составляет полную и законченную информацию в диалоге. Следовательно, требуется знать принцип как процесса восприятия речи слушающим, так и формирования ответного высказывания коммуникантом.
Слушание как процесс восприятия речи представляет собой не менее сложный вид речевой деятельности, чем говорение. Так же, как и говорение, структура слушания состоит из трёх фаз: побудительно-мотивационной, аналитико-синтетической и фазы осмысления (И. А. Зимняя). Первая фаза характеризуется установкой адресата на сам процесс общения, выражающейся в желании или потребности осуществлять речевое взаимодействие, от которого будет зависеть результат слушания, т. е. насколько будет понято сообщение. Эта фаза играет большую роль при обучении школьников, так как от степени заинтересованности учеников будет зависеть тип слушания — активный или пассивный, а следовательно, и обратная связь в процессе диалогического общения, которая определит его результат. Во второй фазе происходит декодирование звучащей речи: выделенные слова соотносятся в памяти с эталоном, устанавливаются их значения, далее слова сопоставляются между собой и происходит понимание воспринятой фразы. Таким образом, осуществляются операции отбора (выбора), сличения и установления внутрипонятийных соответствий, установления смысловых связей. Результатом этой фазы является языковое
понимание сообщения. Это возможно лишь при включении в процесс понимания кратковременной и долговременной памяти.
Фаза осмысления характеризуется пониманием или непониманием речевого сообщения, т. е. принятием или непринятием заложенного адресантом смысла. Это является внутренним результатом процесса слушания. Внешний же результат также зависит от того, как протекала фаза осмысления: ответной репликой в диалоге может служить уточняющий вопрос или выражение согласия/несогласия с собеседником.
Решение определённой коммуникативной задачи в процессе диалогического взаимодействия определяет выбор разновидности диалога, что выражается в использовании соответствующих реплик. Так, в диалоге-беседе преобладают утвердительно-восклицательные реплики, если происходит обмен мнениями по каким-либо вопросам, и вопросно-ответные реплики в случае обмена новостями. Диалог-разговор, в отличие от диалога-беседы, характеризуется более высоким темпом речи и использует как вопросительно-ответные, уточняющие реплики при информационном запросе, так и побудительные (диалог - побуждение к действию). При необходимости доказательства точки зрения или выяснения отношений преобладают реплики утвердительно-восклицательные или иронического характера. Исходя из разновидности диалога, речевая деятельность младших школьников на уроках анализируется не как явление произвольное, а направляться учителем на достижение конкретно поставленной цели, которая и определяет выбор действия, способ учёта условий, в которых осуществляются эти действия.
Речевая деятельность в целом и диалоговые её формы в частности весьма непростой процесс, сложный своей многогранностью и долгим поэтапным способом вырабатывания. Данный процесс проходит этап ориентировки и выработки плана действия, в дальнейшем используются механизмы контроля и коррекции, позволяющие сравнить полученный результат с созданным планом и внести в действие исправление для достижения планируемого результата. Несмотря на сложность этого процесса базовые его навыки и основные умения должны быть осознанно вводимы в учебно-образовательную практику на самых ранних этапах работы с младшими школьниками и методично совершенствуемы на каждом этапе школьного обучения.
Литература
1. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд. М. : Большая советская энциклопедия, 2002. 1456 с.
2. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М. : Изд-во Моск. психол.-социального ин-та; Воронеж: МОДЕК, 2001. 432 с.
25
3. Кучинский, Г. М. Диалог и мышление. Минск: Белорус. гос. ун-т, 1983. 190 с.
4. Лурия, А. Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. 416 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) : утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373.
6. Щерба, Л. В. Современный русский литературный язык // Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. М. : Просвещение, 1957. 186 с.
7. Якубинский, Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование. М. : Наука, 1986. 144 с.