Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО УЛИЧНО-ПЛОЩАДНОГО ТЕАТРА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ'

СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО УЛИЧНО-ПЛОЩАДНОГО ТЕАТРА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
87
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
УЛИЧНО-ПЛОЩАДНОЙ ТЕАТР / ПАНДЕМИЯ / ЛОКАЦИИ / ДУАЛЬНОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛ / КАМЕРНЫЕ ФОРМЫ / ДРАМАТУРГИЯ / МУЛЬТИМЕДИА / ВИДЕОВЕРСИЯ / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Павлов Андрей Юрьевич

В статье затрагиваются проблемы современного зрелищного искусства. Делается попытка определения особенностей художественно-творческой деятельности российского улично-площадного театра в условиях пандемийно-экстремальной действительности. Уточняются отдельные этапы эволюции мирового уличного театра. Намечаются предполагаемые пути его дальнейшего развития с учетом изменения локаций и особенностей коммуникации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF THE ACTIVITY OF THE RUSSIAN STREET-AREA THEATER IN THE EXTREME CONDITIONS OF MODERN REALITY

The article touches upon the problems of modern entertainment art. An attempt is made to determine the features of the artistic and creative activity of the Russian streetarea theater in the conditions of pandemic-extreme reality. The individual stages of the evolution of the world street theater are being clarified. The proposed ways of its further development are outlined, taking into account changes in locations and communication features

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО УЛИЧНО-ПЛОЩАДНОГО ТЕАТРА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ»

УДК 7

Павлов Андрей Юрьевич,

г. Омск, РФ

СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО УЛИЧНО-ПЛОЩАДНОГО ТЕАТРА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ

УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье затрагиваются проблемы современного зрелищного искусства.

Делается попытка определения особенностей художественно-творческой деятельности российского улично-площадного театра в условиях пандемийно-экстремальной действительности. Уточняются отдельные этапы эволюции мирового уличного театра. Намечаются предполагаемые пути его дальнейшего развития с учетом изменения локаций и особенностей коммуникации

Ключевые слова

Улично-площадной театр, пандемия, локации, дуальность, функционал, камерные формы, драматургия, мультимедиа, видеоверсия, мониторинг

Pavlov Andrey U.,

Omsk, Russia

SPECIFICS OF THE ACTIVITY OF THE RUSSIAN STREET-AREA THEATER IN THE EXTREME

CONDITIONS OF MODERN REALITY

Abstract

The article touches upon the problems of modern entertainment art.

An attempt is made to determine the features of the artistic and creative activity of the Russian street-area theater in the conditions of pandemic-extreme reality. The individual stages of the evolution of the world street theater are being clarified. The proposed ways of its further development are outlined, taking into account changes in locations and communication features

Keywords

Street-area theater, pandemic, locations, duality, functionality, chamber forms, drama,

multimedia, video version, monitoring

Сложившаяся в настоящий момент в России (и во всем мире также...) ситуация с короновирусом, пандемией и всеобщим онлайн-существованием россиян значительно повлияла на ситуацию в творчестве. В частности - на зрелищные сценические и внерамповые виды и формы культуры и искусства: исчезают многотысячные массовые постановки праздников, фестивалей, театрализованных представлений на площадях и стадионах, являвшихся по образному выражению А. Силина «нашими палитрами»; значительно сокращается количество относительно небольших постановок тематических вечеров, концертов, эстрадных в Дворцах культуры, Домах творчества и клубах.

«Палитра» режиссуры театрализованных представлений и праздников претерпевает значительное изменение, идут поиски более камерных форм организации и проведения зрелищных постановок, реальное участие творческих коллективов и исполнителей «перетекает» на экраны телевизоров, мониторов и мобильных устройств, что совершенно уничтожает возможность непосредственной коммуникации исполнителя и зрителя в «онлайн-формате».

Не избежал этой участи и улично-площадной театр (далее - УПТ), этимология и построение названия данного вида творчества отчетливо показывает ландшафтно-экстерьерную сферу его деятельности: улицы, площади, парки и другие, в основном городские, локации.

Стоит уточнить, что российское научное сообщество относительно недавно стало исследовать деятельность УПТ не с позиции анонсирования и критики представлений различных театров (ЭКС, Высокие братья, Странствующие куклы Господина Пэжо, Лицедеи, Манекен, Огненные люди, Мимикрия, Комик-трест, Коха и Компания и др.), а с точки зрения научного подхода (педагогического, исторического, культурологического, философского, эстетического), посвященного изучению уличной, в том числе карнавальной, смеховой культуры, а также различных аспектов влияние УПТ на процессы современной коммуникации, на социум, нравы и специфику зрительского восприятия уличного представления, на специфические сферы двумирности в категории «вне» и «внутри» самого театра.

Здесь следует уточнить, что, не смотря на многовековую практику деятельности УПТ, как в России, так и за рубежом, исследователей культурологического, социального, педагогического феномена УПТ в России крайне мало. Среди них можно выделить В.Ф. Колязина, Н.А. Хренова, Е.А. Семенову, Вл.А. Лукова, Д.П. Моисееву, Н.С. Московских, Т.Н. Федоренко, А.Ю. Павлова и некоторых других.

Возвращаясь к объекту нашего исследования, отметим, что УПТ определяется нами как «...разновидность универсального языка культуры, особая форма театральной знаковой системы, вид зрелища, относящийся к самым древним видам театрального искусства, сохраняющий архаические черты обрядово-ритуальных действ, связанных, в первую очередь, с явлениями календарного цикла, часто без разделения на зрителей и исполнителей, но с соблюдение основных законов драматургии (идейно-тематических, композиционных, конфликтных) и общением со зрительской аудиторией на языке абсолютно новых символов и понятий, рожденных третьим тысячелетием» [2, с. 20], что, разумеется, не является единственным, точным и всеобъемлющим определением основных признаков уличного театра, но достаточным для объема нашего краткого исследования.

Вся история возникновения и развития УПТ позволяет говорить нам о его определенной дуальности, связанной, прежде всего, с особенностями, с одной стороны, трансляции уличного представления, т.е. существования внешнего, связанного с воздействием на зрителя, на социум, а с другой - существования внутреннего, связанного с обменом информацией, эмоций, настроения, чувствования, без которых, в отличии от традиционного театра с его четвертой «стеной» УПТ существовать не может в принципе.

Еще одним важным отличием УПТ от других рамповых и внерамповых видов и форм зрелищного искусства является его уникальная функциональная конфигурация: коммуникативная функция, латентная, образовательная, прогностическая, компенсаторная, гедонистическая функция, а кроме этого - «владение» своеобразным семиотическим метаязыком, поликультурность, инкультурация, ориентация на социализацию личности в сложных условиях современной действительности.

Учитывая обозначенную дуальность психофизического творческого существования УПТ, его функционала, особенности развития электронных средств коммуникации, можно предположить, как минимум, семь направлений дальнейшего развития улично-площадного театра в условиях пандемии и онлайн-творчества как своеобразного эрзац-заменителя живого непосредственного театрального искусства:

1.Смена локаций и обращение к малым (камерным) формам учебной, просветительской, образовательной и даже фестивальной деятельности. Здесь примером может служить создание Ю. Берладиным и Е. Семеновой (Огневой театр «ЭКС», Москва) Деревенского театра в деревне Крест Торопецкого района Тверской области. Деревенский театр стал своеобразной художественно-

экспериментальной базой и мастерской для уличных исполнителей и студентов: проводятся мастер-классы исполнительского мастерства, творческие встречи, разрабатываются новые проекты, создаются творческие союзы;

2.Изменение эмоциональной содержательности и переход от часто встречавшейся ранее в уличных постановках философской созерцательности, от латентных или откровенных гедонистическо-развлекательных представлений к постановкам, откликающимся на острые социальные, экономические и политические изменения и проблемы в современном российском обществе. Например, проведение международной научно-практической конференции, мастер-классов, научных кластеров и фестиваля под общим названием «Уличный театр против театра военных действий». Или проведение участниками московского огневого театра «ЭКС» Всероссийского съезда «Смехотворец» на территории Деревенского театра в деревне Крест [3];

З.Обращение УПТ к религиозной тематике, как это было уже неоднократно в истории возникновения и развития УПТ. Например, в египетских мистериях, посвященных культу бога Осириса, когда, предположительно, в VNI-VI в. до н. э. уличные актеры, музыканты прямо и непосредственно принимали участие в обрядах и ритуалах, связанных с символическим поиском частей тела Осириса и его воскрешением. В более поздний период, в период Средневековья, в Западной Европе, исследователи отмечают участие уличных актеров (гистрионов, мимов, жонглеров, шпильманов и т. д. - в зависимости от страны проживания) в постановках полулитургической драмы. Разумеется, в образах и ролях отрицательных, порицаемых церковью, персонажей - нечистой силы, аллегорических фигур, символизирующих самые худшие человеческие качества, связанные с нарушениями библейских истин и заповедей. В России также отмечен факт участия скоморохов в церковных представлениях. Например, в «Пещном действии»;

4.Временный или частичный переход отдельных УПТ к стационарной деятельности, постановка спектаклей и представлений на основе классической или современной драматургии, а также современной драматургии, создаваемой специально для уличных театров, работающих в помещениях. Здесь можно вспомнить драматурга Музу Павлову, чьи пьесы для уличного театра вызвали когда-то большой интерес (сборник «Балаган на площади и другие сатирические произведения»). Большой интерес представляют пьесы и сценарии для уличного балаганного театра, в том числе в помещении, Владислава Панфилов, руководителя московского «Театра Охочих комедиантов» (Как Петрушка и Матрешка Короля Формалая бессмертным делали [1], Хитрюндий Великолепный и др.);

5.Обращение УПТ к современным цифровым, компьютерным и мультимедийным технологиям. Создание в сети Интернет блогов, страниц, сайтов в популярных социальных сетях, на популярных платформах с учетом широких возможностей быстрого отклика на публикуемую художественно-творческую информацию о деятельности уличных театров и отдельных исполнителей. Обмен мнениями на форумах, в чатах, посвященных проблемам подготовки новых программ, подготовки актеров и специалистов (художников, звукорежиссеров, костюмеров, гримеров и т.д.);

6.Содание видеофильмов, посвященных творчеству наиболее интересных и перспективных УПТ (в том числе зарубежных). Создание видеоверсий как современных, так и давно идущих уличных представлений самых различных театров (огненных, ходулистов, ростовых кукол, пластических, игровых, цирковых, гастрономических, синтетических, балаганных, спортивно-цирковых, интерьерных и т.д.). Создание авторских игровых и неигровых короткометражных и полнометражных фильмов, отражающих индивидуальную позицию и мировоззрение того или иного исполнителя, режиссера, сценариста (например, неигровой полнометражный фильм «Клоун в клоунаде», созданный творческим дуэтом в составе актрисы театра «ЭКС» Е. Семеновой и режиссера Павла Попова, высшие

куры сценаристов и режиссеров, мастерская В.В. Меньшова). Создание учебных видеопрограмм, посвященных процессам подготовки уличных исполнителей (использование авторских методик подготовки, а также методов на основе «школы представления» В. Мейерхольда, «школы» М. Чехова, «школы» В. Полунина и т. д.). Создание видеороликов, анонсирующих готовящиеся программы. Это наиболее перспективное направление с точки зрения аудиовизуального искусства. И наименее интересное с точки зрения особенностей УПТ как художественно-коммуникативного средства живого контакта и общения со зрителем.

7.Уход отдельных УПТ и исполнителей из сферы уличной творческой деятельности. В большей степени это касается театров, которые были ориентированы только на платные выступления, их заработная плата напрямую зависела от участия в коммерческих проектах, они не получали финансовой поддержки от государства, муниципалитета или от частных инвесторов.

Таким образом, краткий (в объеме данной работы) мониторинг и анализ деятельности скорее даже пост-улично-площадных театров в России в период пандемии как серьезного социально-экономического фактора, повлиявшего на творчество уличных исполнителей, показывает, что, не смотря на серьезные структурные, локационные, драматургические, исполнительские и экономические изменения, данное художественно-творческое, социально-коммуникативное направление в культуре и искусстве не исчерпало свои «ресурсы», полученные в процессе эволюционного развития, и даже приобрело новые, в основном технические, качества и признаки, рожденные третьим тысячелетием. Особенно это касается не театров-однодневок, а тех, кто накопил к данному моменту серьезный творческий и даже научный «капитал». Как, например, огневой театр «ЭКС».

Список использованной литературы:

1.Актуальные проблемы теории и практики драматургии и режиссуры театрализованных представлений и праздников. Выпуск 3. / Межвузовский сборник научных и методических трудов. Кафедра режиссуры ФГБОУ ВО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского». - Омск: Вариант-Омск, 2014. - 81 с.

2.Павлов А.Ю. Улично-площадной театр как культурный феномен: учебное пособие. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2019. - 115 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=571170, с. 20.

3.Семенова Е.А. Уличный театр против театра военных действий (Об исторических особенностях формирования современного уличного театра в России). Статья в открытом архиве. Номер: 1. Место депонирования: www.independent-academy.net. 01.02.2021 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.independent-academy.net/science/tetradi/19/semenova_teatr.pdf (дата обращения: 03.10.2021).

© Павлов А.Ю., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.