УДК 394.21
М.В. ЛИТВИНОВА, А.В. ГАВРИЛОВА
СПЕЦИФИКА БЫТОВАНИЯ ПРАЗДНИЧНОЙ ЭСТРАДЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ
Литвинова Маргарита Васильевна, кандидат философских наук, профессор кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников Белгородского государственного института искусств и культуры (Белгород, Королева, 7), [email protected]
Гаврилова Анастасия Викторовна, старший преподаватель кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников Белгородского государственного института искусств и культуры (Белгород, Королева 7), [email protected]
Аннотация. В статье актуализируется специфика бытования праздничной эстрады в условиях современной российской провинции: на примере Белгородской области проводится анализ праздничных форм эстрады, выявляются негативные и позитивные тенденции, определяется доминантная линия развития праздничной провинциальной эстрады.
Ключевые слова: праздничная культура, российская провинция, праздничная эстрада, народное творчество.
UDC 394.21
M.V. LITVINOVA, A.V. GAVRILOVA
SPECIFICS OF THE EXISTING OF THE FESTIVE PLATFORM IN THE CONDITIONS OF THE MODERN RUSSIAN PROVINCE
Litvinova Margarita Vasilievna, PhD (philosophical sciences), professor of department of directing theatrical performances and celebrations of the Belgorod state institute of arts and culture (Belgorod, Koroleva str., 7) margarita-litvinova@yandex. ru
Gavrilova Anastasia Viktorovna, a lecturer at the department of directing theatrical performances and celebrations of the Belgorod state institute of arts and culture (Belgorod, Koroleva str., 7), [email protected]
Abstract. In article specifics of an existing of a festive platform in the conditions of the modern Russian province are staticized: on the example of the Belgorod region the analysis of festive forms of a platform is carried out, negative and positive tendencies come to light, the prepotent line of development of a festive provincial platform is defined.
Keywords: festive culture, Russian province, festive platform, folk art.
Эстрадное искусство отличается мобильностью, открытостью, лаконизмом, оригинальностью и зрелищностью. Широчайший диапазон праздничного эстрадного формата (от сольных выступлений артистов до массовых народных гуляний с включением игровых и обрядовых действий); гибкость смыслового наполнения, допускающего включение разнообразных номеров с элементами юмора и сатиры, художественной и сатирической публицистики, лирических откровений и митинговой пропаганды; огромный спектр традиционных и инновационных выразительных средств обусловили лидерство эстрадных форм в современной праздничной культуре.
От истоков эстрадных жанров, рожденных в скоморошьих забавах, потехах балаганных дедов-зазывал, в празднествах с хороводами, частушками, плясками, в массовом творчестве народных гуляний до современной праздничной эстрады, ставшей экспериментальной сферой зрелищного искусства, принципиальным отличием от театра и театрального действа являлось отсутствие «четвертой стены», демократизм и непосредственный, прямой контакт исполнителя с аудиторией.
Провинциальный алгоритм бытования эстрадных форм праздничной культуры достаточно специфичен, причем специфика эта происходит из тех же дефиниций, что и вся
№ 1 (64), 2017
"Теория и история культуры"
провинциальная культура. В России все, что не Москва - провинция. Гипертрофированная централизация целиком покрывает все сферы социального бытия - политику и управление, экономику и финансы, научную и культурную жизнь. В мире нет больше столь территориально огромной, столь многонациональной, разноязыкой, поликультурной и при этом столь ориентированной на столицу страны, как Россия. По справедливому замечанию Н.И. Воронина, «политический миф о второстепенности всего провинциального - науки, искусства, образа жизни» - в ХХ веке привел к разорению русскую провинцию, «лишая ее особого духовного импульса, самобытных этических, эстетических, гражданственных основ, ее универсальных гуманистических традиций» [1, с. 82]. Сам термин «провинция», еще в Древнем Риме определяющий завоеванную территорию какого-либо народа, находящегося в зависимости от Рима, до сегодняшнего дня, несмотря на смещение семантического значения, в лексиконе российской культуры имеет определенный шаблонный отрицательный спектр. Это заведомо, априори ярлык второсортности, простоватости, наивности, отсталости, захолустности.
Откровенная экономическая ангажированность праздничной эстрады, приводящая к перенасыщению рынка эстрадными формами, размыванию сакральных основ праздника бесконечным потоком «праздничности», интенсивное развитие и востребованность эстрадного искусства активизируют гастрольный график «звезд», «звездочек» и «совсем не звезд». Афиши, билборды, рекламные растяжки, баннеры любого провинциального города пестрят информацией о выступлениях различных эстрадных артистов и коллективов. Количество таких выступлений устойчиво превышает спрос, а качество зачастую оставляет желать лучшего. Кроме того, в условиях провинции сложилась административная традиция приглашать на различные городские торжества представителей столичной российской эстрады. По замыслу организаторов возможность вживую увидеть любимых артистов и насладиться их творчеством должна стать кульминацией праздника. Однако скромные возможности бюджета, отсутствие новейшей профессиональной звуковой и световой аппаратуры вынуждает к приглашению «звезд третьего эшелона», выставляющих довольно низкие райдерные требования и расценки. В результате участники праздника вместо предполагаемого катарсиса переживают лишь недоумение и разочарование.
Вместе с тем территориальная мощь российской земли соединяет, с одной стороны, определенную самодостаточность регионов, их уникальность, с другой - экономическую и социокультурную зависимость от центра, что, несомненно, отражается как в национальном менталитете, так и в феномене менталитета провинциального. Географический фактор, отмечаемый многими исследователями, порождает целый спектр явлений, формирующих своеобразие культурных традиций и придающий более устойчивые основы культурному обособлению. Н.М. Инюшкин выделяет особое пространство, определяющее характерные черты провинциальной культуры: ограниченность и обозримость, культурный импринтинг, самоидентификацию. При этом автор подчеркивает тот факт, что данные черты характеризуют не только территорию, на которой присутствуют и функционируют материальные и организационные воплощения, но и пространство хронотипического свойства, «воспринимаемое человеком, в него включенным, как свое исконное, помогающее осознать принадлежность человека именно к нему, небезразличное» [2, с. 316-323]. Ограниченность и обозримость, однако, совсем необязательно имеют отрицательное значение, выражающее неполноценность или ущербность, это как раз то пространство - территориально и духовно, - что принято именовать «малой родиной». Именно здесь происходит особая, очень ранняя, но глубоко воздействующая реакция запечатления, на долгие годы остающаяся мерилом всего сущего, осознаваемая как зов к своему, исконному, родному, самоидентификация, то есть объединение себя с породившим Миром, его устоями, традициями, обрядами, нормами и ценностями.
Сегодня очевидно, что будущее Российской культуры невозможно представить вне культуры провинциальной. Ясно наметилась тенденция реабилитации культурной роли провинции, обозначился интерес к местной, локальной культуре, возрождение национальных культурных традиций, обращение к традиционным народным праздникам, ритуалам и
обрядам как конкретно-действенному выражению ментальности, духовности, идентичности. Исконно русская праздничная эстрада немыслима без традиционного народного праздника с обрядово-ритуальной основой, игрищами, песнями, танцами, с богатейшим образно-символическим полем, активным включением в действие самих участников праздника. Возрождение площадной праздничной эстрады - это возрождение исторической памяти русского народа, его глубокой сакральности и открытого ликования. Характерно, что процесс этот инициирован и активно развивается «снизу» - из российской глубинки.
Белгородскую область без преувеличения можно назвать показательной в вопросах бережного отношения к истории родного края, возрождения и сохранения народной культуры. Это регион России с неповторимой праздничной культурой, инструментальной, песенной, хореографической традициями, обширной календарной и семейно-бытовой обрядностью, богатой палитрой народной одежды, многообразием народных промыслов и ремесел. Достижением в области культурной политики Белгородчины стало создание областного фестивального календаря, в котором каждое поселение может показать свои традиции, особенности кухни, отпраздновать так, как праздновали их деды. Выражение любви к родной земле, знакомство с игровой, обрядово-ритуальной культурой, соприкосновение с историей родного края происходит во время праздников-фестивалей, направленных на реконструкцию и развитие традиций Белгородчины. Трансляции накопленных ценностей, культурному обмену, взаимообогащению культур посвящены межнациональные и международные фестивали Белгородчины, среди которых наиболее ярким и всеобъемлющим стал Международный фестиваль славянской культуры «Хотмыжская осень». За последнее десятилетие, благодаря грамотной организационной культуре, вернулись многие традиционные праздники: Святки, Масленица, Троица, Иван Купала, Медовый Спас, Яблочный Спас и другие. Работа этнографических экспедиций, поставленная в Белгородской области на высоком профессиональном уровне, дает возможность познакомиться с самобытными певцами, исполнителями, народными мастерами, хранителями устного народного творчества. С каждым годом эти праздники собирают все больше участников, растет их популярность и самое главное - растет желание белгородцев праздновать «всем миром».
Таким образом, доминантная линия развития праздничной провинциальной эстрады предполагает: а) микширование негативных тенденций, выражающихся в засилье столичных гастролеров, визуальном и действенном «шуме», направленном лишь на коммерческий интерес, административном стремлении прикрыть «звездой» собственное нежелание и неумение реализации творческих проектов; б) максимальное усиление тенденций позитивных, реализующихся через возрождение традиционных сакрально-мифопоэтичес-ких основ праздника, опору на фольклорные, ритуально-обрядовые традиции, игровую и зрелищную активизацию участников праздника; взращивание и популяризацию собственных артистов, вокалистов, хореографов, режиссеров, руководителей профессиональных и самодеятельных коллективов, мастеров народных промыслов.
Литература
1. Воронина Н.И. Культура провинции в пространстве современной политики// Фи-
лософские науки 2012. № 12. С. 80-88.
2. Инюшкин Н.М. Культурное пространство провинции // Регионология. 2003. № 3. С.
References
1. Voronina N.I. The culture of the province in the space of modern politics// Philosofskie nauki. 2012. No. 12. P. 80-88.
2. Inyushkin N.M. Cultural space of the province // Regionologiya. 2003. No. 3. P. 316-323.
316-323.