Научная статья на тему 'Специфика анализа экономического потенциала туристской фирмы'

Специфика анализа экономического потенциала туристской фирмы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика анализа экономического потенциала туристской фирмы»

(4toq£.M*feo&zHae cjpuH&Hco&ux шмшжб-

17 (32) - 2004

СПЕЦИФИКА АНАЛИЗА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ

Л. С. СОСНЕНКО,

доктор экономических наук, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и анализа

H.H. КИВЕЛИУС Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск)

Организации, нацеленные на перспективное развитие, стремятся к стабилизации своей деятельности, формированию рациональной, наиболее приемлемой в сложившихся условиях хозяйствования структуры ресурсов и поиску резервов. Возможность дальнейшего развития связана в первую очередь с наличием активов и их структурой, которые определяют имущественный потенциал экономического субъекта. Сопоставление активов с источниками их финансирования дает основание судить о степени устойчивости его финансового положения. Совокупность данных определяющих факторов — наличие имущественного потенциала и стабильное финансовое состояние предприятия — формирует в свою очередь экономический потенциал.

Таким образом, говоря об экономическом потенциале, мы имеем в виду способность хозяйствующего субъекта к развитию в рамках расширенного воспроизводства ресурсов, на основе постоянного поиска резервов, с учетом условий внешней среды. Принятие обоснованных и эффективных управленческих решений, базирующихся на научной основе, невозможно без тщательной проработки вопросов анализа экономического потенциала с установлением причинно-следственных связей между факторами, его определяющими. При этом важно, наряду с основными факторами внешней и внутренней среды предприятия, быть способными оказать влияние на производственную и финансовую деятельность экономического субъекта, учитывать и такой из них, который в чистом виде не может быть отнесен к указанным группам факторов, речь идет об отраслевой специфике.

' Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. — 288 е.: ил.

2 Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в РФ».

Рассмотрим специфику анализа экономического потенциала организаций, связанных с туристским бизнесом. Для этих целей изначально следует четко определиться с объектом исследования.

В современном мире ни одна из существующих наук не может полностью и исчерпывающим образом охарактеризовать туризм как объект собственных исследований, и ни один из существующих социально-экономических институтов не в состоянии самостоятельно решить комплекс проблем, с ним связанный. Эта мысль прослеживается в работе авторского коллектива Российской международной академии туризма1. Именно поэтому, когда заходит речь о туризме, в первую очередь встает вопрос о том, что же это за явление.

В Федеральном законе от 24. П. 1996 № 132-ФЭ «Об основах туристской деятельности в РФ» в ст. 3 гл. II имеется указание нато, что государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации. Таким образом, туризм подается как самостоятельный вид экономической деятельности, т.е. деятельности по обслуживанию туристов. В названном федеральном законе дается общее определение туристской деятельности, где говорится, что «туристская деятельность — туроператорская и ту-рагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий»2. При этом закон не содержит четких и исчерпывающих разъяснений в отношении того, что следует понимать под «иной деятельностью по организации путешествий». Тем не менее далее в ст. 1 «Основные понятия» дается указание на то, что следует понимать под «туристской индустрией», где приводится основной перечень предприятий, организующих процесс обслуживания туристов: «Совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов позна-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръя и ъРАтсжск*

15

вательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги гидов-переводчиков».

Итак, федеральный закон однознач но трактует туроператоре кую деятельность как деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемую на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем; турагентскую деятельность тот же закон представляет как деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемую на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. На основании дефиниций, приведенных в официальном документе, напрашивается вполне закономерный вывод о том, что организация путешествий выходит за рамки деятельности туроператоров и турагентов, поскольку деятельность последних предполагает своим объектом туристский продукт. Видимо, из этого следует, что организация путешествий относится к «иной деятельности», отличной от деятельности туроператоров и турагентов.

Подводя итог сказанному, резонно будет привести цитату профессора А.Д. Чудновского, который в попытке дать определение понятию «туризм» пришел к заключению, что туризм следует воспринимать как некий «комплекс родственных сфер бизнеса, которые служат путешествующим тем или иным образом»3. Очевидно, что наиболее близкой к туризму профессией является распространение туров, т.е. работа туроператоров и турагентов, на что и указывает федеральный закон.

Остановимся в своем исследовании на изучении особенностей анализа экономического потенциала данной группы предприятий — туроператоров и турагентов, далее — туристские фирмы. В качестве базовой методики анализа экономического потенциала избрана методика, разработанная Л .С. Сосненко4.

Туристская деятельность непосредственно сопряжена с процессом оказания услуг. Услуги, в от-

3 Гостиничный и туристический бизисс. / Под ред. проф. А.Д. Чудновского — М., Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. С. 5.

4 Сосненко Л.С. Анализ экономического потенциала действующего предприятия. — М.: Издательский дом «Экономическая литература», 2003. — 208 с.

1 Сосненко U.C. Системный подход к экономическому потенциалу // Финансы и кредит. - 2002. - № 21(11). - С. 47.

6 ПанкрухинА.П. Маркетинг: Учебник. — М.: ИК.Ф Омсга-Л, 2002. - С. 554.

личие от материальных товаров, нематериальны: их невозможно перед приобретением пощупать, «попробовать на зуб». Они не постоянны по качеству, поскольку зависят от конкретного исполнителя, и трудно поддаются стандартизации. Их нельзя заготовить заранее и складировать в ожидании сезонного роста спроса. Данное обстоятельство, несомненно, накладывает определенный отпечаток и на выбранную систему анализа.

В своей статье «Системный подход к экономическому потенциалу» Л.С. Сосненко говорит о том, что «ресурсный потенциал представляет собой совокупность трудового, технического, финансового, организационного и прочих потенциалов ... в результате использования всего потенциала формируется имущественный потенциал и достигается ус-тойчивость'финансового положения предприятия»5. Особенность туристской отрасли такова, что помимо перечисленных видов ресурсов, в силу специфики «туристского продукта», в систему добавляются еще и «туристские ресурсы» (рис. 1).

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» дает четкое определение данного понятия: «Туристские ресурсы — природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил».

Еще в прошлом веке русский экономист И.В. Вернадский высказал мысль о том, что «каждая местность имеет свой идеал, каждая страна — свои формы совершенства, чуждые другой, под иными условиями стоящей местности. В этом-то преимущественно и кроется главная причина того различия, которое существует в хозяйственном, общественном и политическом положении»6. Другими словами, эти «формы совершенства» каждой отдельной территории, местности и привлекают тысячи туристов, побуждают к путешествиям. Имеется возможность говорить о потенциале самой территории как таковой, привлекательности ее в глазах потенциальных потребителей. Предприятие, занятое в туристской сфере, таким образом, имеет возможность использовать данные национальные достояния («туристские ресурсы») в своей деятельности для получения выгод (извлечения прибыли) в виде «туристской ренты» (см. рис. 1).

«Туристская рента представляет собой факторный доход, который создается туристскими организациями, использующими туристские ресурсы как объект хозяйства, фактор производства турис-

16

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: -шворта ъ ърлтжгем

/РСа^гли^гл^лЯие eftufuzftco&ux

17 (32) - 2004

тских услуг, и который подлежит присвоению собственниками этих ресурсов. В качестве собственников туристских ресурсов могут выступать самые различные юридические лица: федеральные, региональные и местные органы власти, банки, сама туристская организация и даже физические лица, если они имеют права собственности на эти ресурсы»7. По своему материальному и экономическому содержанию туристская рента представляет собой добавочную прибыль, которая образуется на туристском рынке как разность между рыночной и индивидуальной стоимостью (ценой). В свою очередь индивидуальные стоимости (и соответственно цены) турпродукта в различных организациях различны, потому что неодинаковы их индивидуальные затраты (издержки).

В составе дохода предприятий, задействованных в туристском бизнесе, имеется и доля, получаемая за счет использования туристских ресурсов в форме туристской ренты. Ко всему прочему величина туристской ренты зависит не только от уникальности и ограниченности этих ресурсов, но и от объема спроса на туристский продукт, который эти ресурсы могут предоставить.

Благополучное потребление туристских ресурсов и возможностей позволяет и региону в конечном счете построить, увеличить собственное благополучие. В данном случае речь идет уже о потенциале региона. Последнее положение еще раз подтверждает мысль о том, что экономический потенциал предприятия является многоуровневым и многоаспектным объектом исследования, несмотря на то, что в современных публикациях термин «экономический потенциал» чаще встречается применительно к макроэкономике — потенциал региона, отрасли и в целом России, он складывается и определяется совокупным экономическим потенциалом отдельных хозяйствующих субъектов. В этом видится многоаспектность данного понятия. С другой стороны, по признаку обособления производительных сил экономический потенциал можно разделить на

S О

1 Менеджмент туризма: Финансы и бухгалтерский учет в туризме: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003. - С. 277.

Рис. 1. Схема формирования имущественного потенциала на предприятии туристской отрасли

потенциал страны, потенциал отрасли, потенциал региона, потенциал предприятия. В этом случае подтверждается многоуровневый характер данного объекта исследования.

Таким образом, наличие и сосредоточение большого количества туристских ресурсов на ка-кой-либо территории при определенных условиях приводит к увеличению потенциала отрасли, региона. предприятия, занятого в данной сфере. Попытаемся назвать эти условия:

— привлекательность, престиж территории (места) в целом;

— привлекательность сосредоточенных натер-ритории природных, материально-технических, финансовых, трудовых, организационных, социальных и других ресурсов, а также возможностей реализации и воспроизводства таких ресурсов;

— наличие историко-архитектурных объектов;

— благоприятная экологическая обстановка;

— климатические условия, привлекательные для отдельных групп потребителей (целевых рынков) и т.д.

Можно сказать, что перечисленные факторы являются внутренними; они даны (присущи) данной территории, региону или исторически обусловлены.

Помимо названных существует большое число внешних факторов, приводящих к росту привле-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеоръя и -пр^хж-и-м

кательности региона, как-то: политическая стабильность, конвертируемость валюты, ее инфляционная стабильность, уровень внутренних накоплений, уровень развития инфраструктуры и т.п.

Цель предприятий, занятых в туристской отрасли, заключается, кроме всего прочего, в увеличении конкурентоспособности территории, т.е. повышении притягательности данной территории для туристов, чем, в частности, и занимается маркетинг территорий.

Говоря о туристских ресурсах, следует отметить, что акцент в данном случае делается исключительно на таком их виде, который качественно и количественно отличается от чисто природных факторов (земли и ее недр), так как по своей экономической природе туристские ресурсы не связаны только с землей и ее недрами. Они органично соединяют в себе природные, исторические, социально-культурологические, духовные и прочие факторы. Их потребительская стоимость (полезность), по словам ученых Российской международной академии туризма, включает и культурологическую, и общеоздоровительную, и рекреационную, и духовно-культурологическую направленности.

Следующей отличительной чертой анализа имущественного потенциала предприятий туристской сферы является существенное различие в структуре и составе активов. На такую специфику, в частности, указывала О.И. Солодухина, один из авторов учебного пособия по «Менеджменту туризма», говоря о том, что «оптимизация размеров основных и оборотных средств туристской фирмы, а также связанных с ними ресурсов денежных фондов — одна из сложных задач ее финансовой службы. Она требует не только глубоких знаний инструментов формирования и поддержания оптимальных размеров активов туристской фирмы, но и ощущения в ней «отраслевого» духа, а также понимания закономерностей функционирования внешней среды, которая сильно влияет на ее финансовые пропорции»8.

В частности, объекты, осуществляющие тура-гентсткую и туроператорскую деятельность, имеют сравнительно небольшую материальную базу. Это связано в первую очередь с тем, что для обеспечения операционной деятельности туристским фирмам (туроператорам и турагентам) нет необходимости обзаводиться мощными основными сред-

8 Менедмент туризма: Финансы и бухгалтерский учет в туризме: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2003. - С. 100.

ствами. Особенность же структуры активов туроператоров и турагентов заключается в низкой доле внеоборотных и большой доле оборотных активов. В составе их активов значительная доля может приходиться на нематериальные активы. Особенно это свойственно для туроператоров, отличающихся более крупным объемом и широтой специализации. Следовательно, анализ состава нематериальных активов может быть весьма актуален для турфирм, занимающихся туроператорской деятельностью, у которых значительные средства идут на рекламу и формирование деловой репутации, разработку программных продуктов, приобретение информации и т.п. Современные методики анализа не учитывают данной отраслевой направленности, и имеется большая вероятность ошибки при оценке структуры имущества и определении его рыночной стоимости потенциальными инвесторами. Может сложиться резко отрицательное отношение к оценке нематериальных активов (НМА), так как традиционная точка зрения гласит — в составе НМА высока доля организационных расходов и деловой репутации как наиболее неликвидной их части, реализовать которые отдельно вряд ли удастся, только лишь в случае продажи самой компании может рассматриваться как предприятие с неудовлетворительной структурой и весьма непривлекательное как объект инвестиций. Если бы речь не шла о предприятии туристского профиля, отчасти вышесказанное положение имело место быть, но, учитывая отраслевую принадлежность, можно сделать вывод совершенно противоположный.

Особенностями финансовых отношений туроператоров и турагентов, обусловленных спецификой их хозяйственной деятельности, объясняются различия в структуре оборотных средств этих туристских фирм. Высокая доля дебиторской задолженности (около 60%) по отношению к остальным видам активов фирм-туроператоров определяется прежде всего тем, что между моментом продажи туристского продукта и моментом его потребления имеется значительный разрыв во времени. Туры формируются и продаются обычно за несколько месяцев до начала отдыха, поэтому одновременно возникает дебиторская задолженность у туроператора и кредиторская задолженность у турагента исходя из схемы взаимоотношений между ними (рис. 2). Зафиксированная дебиторская задолженность у туроператора вследствие реализации туристского продукта турагенту не гарантирует получения денежных средств в обозримом будущем, так как в последнее время расширяется практика про-

18

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръя яг -НР^-кт-икА

Туристский продукт

Транспорт

и/или трансфер

Размещение

дажи путевок на условиях консигнации, когда право собственности на турпакет вплоть до его продажи остается за туроператором, при этом расчет с ним производится лишь за проданные путевки. Таким образом, оплата дебиторской задолженности затягивается, и рост объема реализации туристского продукта туроператором часто приводит к увеличению неликвидной части активов в виде долгосрочной дебиторской задолженности, т.е. к иммобилизации средств.

При этом следует отметить, что в летнее время (на которое приходится пик туристского сезона) доля дебиторской задолженности в составе финансовых активов у туроператоров увеличивается до 70%, а доля денежных средств снижается до 15%. Турагент в процессе реализации туристского продукта постоянно имеет приток денежных средств, чем обусловливается высокая доля денежных средств (до 70%) в его структуре активов.

Для туристских фирм характерны также особый состав и структура источников финансовых ресурсов. Финансирование туристской деятельности проводится в основном за счет привлеченных (более 2/3) и частично за счет собственных средств. При этом долгосрочные заемные источники используются крайне редко. Это связано с тем, что турагент или туроператор (в случае, если продажа производится напрямую, минуя турагентов) получают деньги за проданные путевки раньше, чем предоставляют по ним услуги.

Среди привлеченных средств основную долю (50% у туроператоров и 70% у турагентов) составляет кредиторская задолженность. Этими ресурсами туристская фирма может пользоваться бесплатно и на относительно долговременной основе.

В силу специфики материально-вещественной базы рассматриваемых организаций их залоговый потенциал относительно невысок, и поэтому возможности получения кредитных ресурсов ограниченны. Туристские фирмы, как правило, не пользуются кредитованием под оборотные средства. Потребность в заемных средствах у турифирмы возникает при изменении ее стратегии (расширении бизнеса, вхождении в новый бизнес, например для строительства гостиниц, турбаз, приобретения автобусов и т.п.).

Туроператор

Рис. 2. Схема продвижения туристских услуг

Вывод, который можно сделать на данном этапе изученияданной проблематики, напрашивается однозначный — в числе особенностей оценки имущественного потенциала в туристской сфере можно выделить такой аспект, как неоднородность и высокая степень специфичности анализа предприятий внутри самой отрасли.

Вертикальный анализ во многом носит вспомогательный характер, позволяя выявлять направления углубленного исследования потенциала организации, и получаемые результаты дают общее представление о соотношении материальных и финансовых предпосылок ее хозяйственной деятельности. Таким образом, в ходе анализа имущественного потенциала выделяют те аспекты, которые в дальнейшем потребуют более детальной проработки и всестороннего изучения.

Анализ экономического потенциала предприятия был бы невозможен без сопоставления, сравнения. Мало определить перечень показателей и расчетных коэффициентов и найти их численные значения; по каждому из них необходимо сделать содержательные заключения. А это невозможно без сравнения с некоторой базовой и нормативной величиной. Без такого сравнения анализ финансово-хозяйственной деятельности теряет смысл и практическое значение. Все это обусловливает важность рассмотрения вопроса «нормативной базы анализа» деятельности предприятия.

Обычно величина основных коэффициентов принимается единой для всех отраслей и видов деятельности. Как показывает практика, финансисты при принятии управленческих решений обращают внимание на «нормативную» величину коэффициентов. Можно сказать, что финансовые коэффициенты выступают в качестве «первичного фильтра» в отношении различных инвестици-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръя -и •нмхшех*

ЛСодллирА&а/ше аотысав-

17 (32) - 2004

онных начинаний. Естественно, об этом знают и финансовые менеджеры предприятий-заемщиков, поэтому одной из задач их деятельности является обеспечение приемлемого уровня значений основных показателей.

Ориентируясь при оценке деятельности предприятий на некие усредненные пороговые коэффициенты, аналитики часто не видят за ними самой сути проведения анализа. Мало того, что численные их значения характерны для предприятий, работающих в условиях развитых рыночных отношений и рыночной инфраструктуры, поэтому переносить их на условия российской экономики, находящейся на этапе переходного к рынку периода, что без критической оценки самой возможности подобного переноса не всегда правомерно; они еще зачастую не учитывают и отраслевую специфику, технологические особенности производства, тип производства и т.п. Пороговые значения таких коэффициентов следовало бы устанавливать путем обобщения данных по ряду однотипных, успешно функционирующих организаций при проведении специальных отраслевых исследований.

Таким образом, в отношении финансовых коэффициентов в российских условиях необходимо быть очень осторожными при интерпретации результатов расчетов. В частности, по мнению многих ученых (Е.А. Соболева, В.В. Ковалева и др.), зависимость предприятия от заемных источников финансирования определяется соотношением величины собственного и величины заемного капитала. При этом допустимое значение данного коэффициента, по их мнению, должно составлять I,

' Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Экономика туризма: Учебн. пос. — М.: Финансы и статистика, 2003. — С. 76.

т.е. структура источников финансирования хозяйственных средств должна равномерно распределяться между собственным и заемным капиталом по принципу 50:50.

Однако покрытие 50% активов собственным капиталом для различных предприятий может быть расценено по-разному Например, в структуре актива может быть 70% внеоборотных активов (как в гостиничном бизнесе), в этом случае иммобилизация заемного капитала может привести к банкротству, и в этой ситуации бессмысленно говорить о независимости предприятия от заемных источников.

Наконец, следует отметить и такую особенность туристского бизнеса, как подверженность резким сезонным колебаниям спроса на туристский продукт.

Изучение сезонности в туризме позволяет: определить степень влияния природно-климатических условий на формирование туристского потока; установить продолжительность туристского сезона; раскрыть факторы, обусловливающие сезонность в туризме; определить экономические последствия сезонности на уровне региона и туристской фирмы; разработать комплекс мероприятий по снижению сезонной неравномерности в обслуживании туристов и т.п.

Ряд авторов, в частности И.Т. Балабанов и А.И. Балабанов, отмечают, что «значительные сезонные колебания характерны для невысокого уровня развития туристского предложения»9, т.е. необходимо предпринимать шаги по устранению фактора сезонности.

Названный перечень особенностей, которые необходимо учитывать при оценке экономического потенциала, далеко не полный, в связи с этим необходимо более пристальное внимание к данной проблематике.

Уважаемые читатели!

Издательский дом «Финансы и Кредит» приглашает к сотрудничеству авторов. Ознакомиться с условиями публикации материалов можно в редакции.

Тел./факс:8(095) 237-86-57 8(095) 237-86-59 8(095) 959-69-79

Шр:\\ www.financepress.ru Е-таП: [email protected]

20

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖЗОРШ ъ 717>/1?жъъ4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.