Научная статья на тему 'Особенности анализа экономического потенциала туристической фирмы'

Особенности анализа экономического потенциала туристической фирмы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
765
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности анализа экономического потенциала туристической фирмы»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ

Л.С. СОСНЕНКО, доктор экономических наук, заведующая кафедрой «Бухгалтерский учет и анализ» Южно-Уральского государственного университета И.Н. КИВЕЛИУС, преподаватель

Предприятия, нацеленные на перспективное развитие, стремятся к стабильной, наиболее приемлемой в сложившихся условиях хозяйствования деятельности, формированию наиболее рациональной структуры ресурсов и поиску резервов. Возможность дальнейшего развития определяется, в первую очередь, наличием активов и их структурой, которые определяют имущественный потенциал экономического субъекта. Сопоставление активов с источниками их финансирования дает основание судить о степени устойчивости его финансового положения. Совокупность данных определяющих факторов — наличие имущественного потенциала и стабильное финансовое состояние предприятия — формируют, в свою очередь, экономический потенциал.

Таким образом, говоря об экономическом потенциале, мы имеем в виду способность хозяйствующего субъекта к развитию в условиях меняющейся внешней среды, приводящую к приращению собственности на основе выявления резервов и более рационального использования ресурсов. Принятие обоснованных и эффективных управленческих решений, базирующихся на научной основе, невозможно без тщательной проработки вопросов анализа экономического потенциала с установлением причинно-следственных связей между факторами, его определяющими. При этом важно, наряду с основными факторами внешней и внутренней среды предприятия, способными оказать влияние на производственную и финансовую деятельность экономического субъекта, учитывать и такой из них, который в чистом виде не может быть отнесен к указанным группам факторов, т. е. речь идет об отраслевой специфике.

Рассмотрим особенности анализа экономического потенциала предприятий, связанных с туристским бизнесом, как одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Для этих целей в первую очередь следует четко определиться с объектом исследования.

В современном мире ни одна из существующих наук не может полностью и исчерпывающим образом охарактеризовать туризм как объект собственных исследований и ни один из существующих социально-экономических институтов не в состоянии самостоятельно решить комплекс проблем, с ним связанный. Эта мысль прослеживается в работе авторского коллектива Российской международной академии туризма1. Именно поэтому, когда заходит речь о туризме, возникает вопрос о том, что же это за явление.

В ст. 3 гл. II Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», одобренном Советом Федерации от 24.11.1996 № 132-Ф3, имеется указание на то, что государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ. Таким образом, туризм рассматривается как самостоятельный вид экономической деятельности, т. е. деятельности по обслуживанию туристов. В названном Федеральном законе дается общее определение туристской деятельности, где говорится, что это «...туристская деятельность — туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий»2. При этом он не содержит четких и исчерпывающих разъяснений

1 Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 288 с.

2 Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в

Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-Ф3.

в отношении того, что следует понимать под иной деятельностью по организации путешествий. Тем не менее далее в ст. 1 «Основные понятия» дается указание на то, что следует понимать под туристской индустрией, а также приводится основной перечень предприятий, организующих процесс обслуживания туристов: совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги гидов-переводчиков».

Итак, Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-Ф3 однозначно трактует туроператорскую деятельность как деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемую на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем; турагентскую деятельность тот же закон представляет как деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемую на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. На основании дефиниций, приведенных в официальном документе, напрашивается вполне закономерный вывод о том, что организация путешествий выходит за рамки деятельности туроператоров и турагентов, поскольку деятельность последних предполагает своим объектом туристский продукт. Видимо, из этого следует, что организация путешествий относится к иной деятельности, отличной от деятельности туроператоров и турагентов.

Подводя итог ранее сказанному, обоснованно будет привести цитату профессора А.Д. Чудновского, который в попытке дать определение понятию «туризм», пришел к заключению, что туризм следует воспринимать как некий «комплекс родственных сфер бизнеса, которые служат путешествующим тем или иным образом»3. Очевидно, что наиболее близкой к туризму профессией является распространение туров, т.е. работа туроператоров и турагентов, на что и указывает Федеральный закон № 132-Ф3.

Остановимся в своем исследовании на изучении особенностей анализа экономического потенциала данной группы предприятий — туроператоров и турагентов (далее — туристические фирмы).

Туристская деятельность непосредственно сопряжена с процессом оказания услуг, которые в

3 Гостиничный и туристический бизнес. Под ред. проф. А.Д. Чудновского — М., Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. — С. 5.

отличие от материальных товаров нематериальны: их невозможно перед приобретением пощупать, «попробовать на зуб». Они непостоянны по качеству, поскольку зависят от конкретного исполнителя и трудно поддаются стандартизации. Их нельзя заготовить заранее и складировать в ожидании сезонного роста спроса. Данное обстоятельство, несомненно, накладывает определенный отпечаток и на выбранную методику анализа.

В статье «Системный подход к экономическому потенциалу» Л.С. Сосненко уже говорилось о том, что «ресурсный потенциал представляет собой совокупность трудового, технического, финансового, организационного и прочих потенциалов, .в результате использования всего потенциала формируется имущественный потенциал и достигается устойчивость финансового положения предприятия»4. Особенность туристской отрасли такова, что помимо ранее перечисленных видов ресурсов, в силу специфики «туристского продукта», в систему добавляются еще и «туристские ресурсы» (рис. 1).

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дает четкое определение данного понятия: туристские ресурсы — природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил».

Еще в прошлом веке русский экономист И.В. Вернадский высказал мысль о том, что «каждая местность имеет свой идеал, каждая страна — свои формы совершенства, чуждые другой, под иными условиями стоящей местности. В этом-то преимущественно и кроется главная причина того различия, которое существует в хозяйственном, общественном и политическом положении»5. Другими словами, эти «формы совершенства» каждой отдельной территории, местности и привлекают тысячи туристов, побуждают к путешествиям. Имеется возможность говорить о потенциале самой территории как таковой, привлекательности ее в глазах потенциальных потребителей. Под туристским потенциалом объектов (территории) следует понимать совокупность приуроченных к данному объекту (территории) туристских ресурсов, а также их способность привлекать к себе внимание потенциальных потребителей (туристов),

4 Сосненко Л.С. Системный подход к экономическому потенциалу // Финансы и кредит. — 2002. — 21(11). — С. 47.

5 Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. — М.: ИКФ Омега-Л, 2002. - С. 554.

Собственный капитал

Обязательства

Внеоборотные активы

Оборотные активы

^Деятельность предприятия (расход)

Затраты на формирование нового турпродукта (расходы будущих периодов)

Сформированный туристский пакет

а Я

со о

о ч: й

о

£ л

Рис. 1. Место и роль туристских ресурсов в системе формирования экономического потенциала туристических фирм

что предопределяет пригодность данньхресурсов для формирования туристского продукта.

Предприятие, занятое в туристской сфере, таким образом, имеет возможность использовать данные национальные достояния (туристские ресурсы) в своей деятельности для получения выгод (извлечения прибыли) в виде туристской ренты (см. рис. 1).

«Туристская рента представляет собой факторный доход, который создается туристскими организациями, использующими туристские ресурсы как объект хозяйства, фактор производства туристских услуг, и который подлежит присвоению собственниками этих ресурсов. В качестве собственников туристских ресурсов могут выступать самые различные юридические лица: федеральные, региональные и местные органы власти, банки, сама туристская организация и даже физические лица, если они имеют права собственности на эти ресурсы»6. По своему материальному и экономическому содержанию туристская рента представля-

6 Менеджмент туризма: Финансы и бухгалтерский учет в туризме: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2003. — С. 277.

ет собой добавочную прибыль, которая образуется на туристском рынке как разность между рыночной и индивидуальной стоимостью (ценой). В свою очередь индивидуальные стоимости (и соответственно цены) туристского продукта в различных организациях различны, потому что неодинаковы их индивидуальные затраты (издержки).

Таким образом, в составе дохода предприятий, задействованных в туристском бизнесе, имеется и доля, получаемая за счет использования туристских ресурсов, в форме туристской ренты. Величина туристской ренты зависит не только от уникальности и ограниченности этих ресурсов, но и от объема спроса на туристский продукт, который эти ресурсы могут предоставить.

Успешное потребление туристских ресурсов и возможностей позволяет и региону, в конечном счете, построить, увеличить собственное благополучие. В данном случае речь идет уже о потенциале региона.

Таким образом, наличие и сосредоточение большого количества туристских ресурсов на какой-либо территории при определенных усло-

виях приводит к увеличению потенциала отрасли, региона, предприятия, занятого в данной сфере. К этим условиям относятся:

- привлекательность, престиж территории (места) в целом;

- привлекательность сосредоточенных на территории природных, материально-технических, финансовых, трудовых, организационных, социальных и других ресурсов, а также возможностей реализации и воспроизводства таких ресурсов;

- наличие историко-архитектурных объектов;

- благоприятная экологическая обстановка;

- климатические условия, привлекательные для отдельных групп потребителей (целевых рынков) и т. д.

Можно сказать, что ранее перечисленные факторы являются внутренними, они присущи данной территории, региону или исторически обусловлены.

Помимо названных внутренних существует большое количество внешних факторов, приводящих к росту привлекательности региона: политическая стабильность, конвертируемость валюты, ее инфляционная стабильность, уровень внутренних накоплений, уровень развития инфраструктуры и т. п.

Цель предприятий, занятых в туристской отрасли, заключается (помимо всего прочего) в увеличении конкурентоспособности территории, т. е. повышении притягательности данной территории для туристов, чем, в частности, и занимается маркетинг территорий.

Говоря о туристских ресурсах, следует отметить, что акцент в данном случае делается исключительно на таком их виде, который качественно и количественно отличается от чисто природных факторов (земли и ее недр), так как по своей экономической природе туристские ресурсы не связаны только с землей и ее недрами. Они органично соединяют в себе природные, исторические, социально-культурологические, духовные и прочие факторы. Их потребительская стоимость (полезность), по мнению ученых Российской международной академии туризма, включает и культурологическую, и общеоздоровительную, и рекреационную, и духовно-культурологическую направленность.

Следующей отличительной чертой экономического потенциала туристических фирм являются особый состав и структура хозяйственных средств и источников их финансирования. На данную особенность экономического потенциала туристических фирм, в частности, указывала О.И. Солодухина.

В учебном пособии «Менеджмент туризма» она говорит о том, что «оптимизация размеров основных и оборотных средств туристической фирмы, а также связанных с ними ресурсов денежных фондов — одна из сложных задач ее финансовой службы. Она требует не только глубоких знаний инструментов формирования и поддержания оптимальных размеров активов туристической фирмы, но и ощущения в ней «отраслевого» духа, а также понимания закономерностей функционирования внешней среды, которая сильно влияет на ее финансовые пропорции»7.

В частности, объекты, осуществляющие тура-гентсткую и туроператорскую деятельность, имеют сравнительно небольшую материальную базу. Это связано в первую очередь с тем, что для обеспечения операционной деятельности туристическим фирмам (туроператорам и турагентам) нет необходимости обзаводиться «мощными» основными средствами. Особенность же структуры активов туроператоров и турагентов заключается в низкой доле внеоборотных и большой доле оборотных активов. В составе их активов значительная доля может приходиться на нематериальные активы. Особенно это свойственно для туроператоров, отличающихся более крупным объемом и широтой специализации. Следовательно, анализ состава нематериальных активов может быть весьма актуален для турфирм, занимающихся туроператорской деятельностью.

Особенностями финансовых отношений туроператоров и турагентов, обусловленных спецификой их хозяйственной деятельности, объясняются различия в структуре оборотных средств этих туристических фирм. Высокая доля дебиторской задолженности (порядка 60%) по отношению к остальным видам активов фирм-туроператоров определяется, прежде всего, тем, что между моментом продажи туристского продукта и моментом его потребления имеется значительный разрыв во времени. Туры формируются и продаются обычно за несколько месяцев до начала отдыха, поэтому одновременно возникает дебиторская задолженность у туроператора и кредиторская задолженность у ту-рагента исходя из схемы взаимоотношений между ними (рис. 2). Зафиксированная дебиторская задолженность у туроператора вследствие реализации туристского продукта турагенту не гарантирует получения денежных средств в обозримом будущем, так как в последнее время расширяется практика продажи путевок на условиях консигнации, когда право собственности на турпакет вплоть до его про-

7 Менеджмент туризма: Финансы и бухгалтерский учет в туризме: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2003. — С. 100.

дажи остается за туроператором, при этом расчет с ним производится лишь за проданные путевки. Таким образом, оплата дебиторской задолженности затягивается, и рост объема реализации туристского продукта туроператором часто приводит к увеличению неликвидной части активов в виде долгосрочной дебиторской задолженности, т. е. к иммобилизации средств.

При этом следует отметить, что в летнее время (на которое приходится пик туристского сезона) доля дебиторской задолженности в составе финансовых активов у туроператоров увеличивается до 70%, а доля денежных средств снижается до 15%. Турагент в процессе реализации туристского продукта постоянно имеет приток денежных средств, чем обусловливается высокая доля денежных средств (до 70%) в его структуре активов.

Для туристических фирм характерны также особый состав и структура источников финансовых ресурсов. Финансирование туристской деятельности производится в основном за счет привлеченных (более 2/3) и частично за счет собственных средств. При этом долгосрочные заемные источники используются крайне редко. Это связано с тем, что турагент или туроператор (в случае если продажа производится напрямую, минуя турагентов) по-

лучает деньги за проданные путевки раньше, чем предоставляет по ним услуги.

Среди привлеченных средств основную долю (50% у туроператоров и 70% у турагентов) составляет кредиторская задолженность. Этими ресурсами туристическая фирма может пользоваться бесплатно и на относительно долговременной основе.

В силу специфики материально-вещественной базы рассматриваемых организаций их залоговый потенциал относительно невысок, поэтому возможности получения кредитных ресурсов ограничены. Туристические фирмы, как правило, не пользуются кредитованием под оборотные средства. Потребность в заемных средствах у турфирмы возникает при изменении стратегии ее развития (расширении бизнеса, вхождении в новый бизнес, например для строительства гостиниц, турбаз, приобретения автобусов и т. п.).

Анализ экономического потенциала предприятия был бы невозможен без сопоставления, сравнения. Мало определить перечень показателей и расчетных коэффициентов и найти их численные значения; по каждому из них необходимо сделать содержательные заключения. А это невозможно без сравнения с некоторой базовой и нормативной величиной. Без такого сравнения анализ финансово-хозяйственной деятельности теряет смысл и практическое значение. Все это обусловливает важность рассмотрения вопроса «нормативной базы анализа» деятельности предприятия.

Обычно величина основных коэффициентов принимается единой для всех отраслей и видов деятельности. Как показывает практика, финансисты при принятии управленческих решений обращают внимание на нормативную величину коэффициентов. Можно сказать, что финансовые коэффициенты выступают в качестве «первичного фильтра» в отношении различных инвестиционных начинаний. Естественно, об этом знают и финансовые менеджеры предприятий-заемщиков, поэтому одной из задач их деятельности является обеспечение приемлемого уровня значений основных показателей.

Ориентируясь при оценке деятельности предприятий на некие усредненные пороговые ко-

Рис. 2. Взаимоотношения субъектов туристской сферы:

ДС — денежные средства; ДЗ — дебиторская задолженность; КЗ — кредиторская задолженность; В — выручка от продаж; ТП — туристская путевка (турпродукт); ТУ — туристские услуги, входящие в стоимость туристской путевки

эффициенты, аналитики часто не видят за ними самой сути проведения анализа. Так, численные их значения характерны для предприятий, работающих в условиях развитых рыночных отношений и рыночной инфраструктуры, поэтому переносить их на условия российской экономики, находящейся на этапе переходного к рынку периода, без критической оценки самой возможности подобного переноса не всегда правомерно. Зачастую не учитываются и отраслевая специфика, технологические особенности производства, тип производства и т.п. Пороговые значения таких коэффициентов следовало бы устанавливать путем обобщения данных по ряду однотипных, успешно функционирующих организаций при проведении специальных отраслевых исследований.

Таким образом, в отношении финансовых коэффициентов в российских условиях необходимо быть очень осторожными при интерпретации результатов расчетов. В частности, по мнению многих ученых (Е.А. Соболевой, В.В. Ковалева, А.Д. Шеремета, Е.Н. Негашева и др.), зависимость предприятия от заемных источников финансирования определяется соотношением величины собственного и величины заемного капитала. При этом допустимое значение данного коэффициента, по их мнению, должно составлять 1, т. е. структура источников финансирования хозяйственных средств должна равномерно распределяться между собственным и заемным капиталом по принципу «50:50».

Однако покрытие 50% активов собственным капиталом для различных предприятий может быть расценено по-разному. Например, в структуре актива может быть 70% внеоборотных активов (как в гостиничном бизнесе), в этом случае иммобилизация заемного капитала может привести к банкротству, и в этой ситуации бессмысленно говорить о независимости предприятия от заемных источников.

Описанная ранее структура хозяйственных средств и источников их формирования — туристических фирм дает основание утверждать, что значение коэффициента соотношения собственного и заемного капитала достаточно поддерживать на уровне не менее 0,54 вместо 1 для туроператоров

и 0,22 — для турагентов в целях обеспечения абсолютной устойчивости их финансового положения. В этом случае достигается полное покрытие собственным капиталом внеоборотных активов и части оборотных средств.

Таким образом, при анализе экономического потенциала туристических фирм важно принимать в расчет особый состав хозяйственных средств и источников их формирования, которые определяются выбранной схемой взаимоотношений с субъектами туристского рынка.

Наряду с указанными обстоятельствами, которые необходимо принимать в расчет при проведении анализа экономического потенциала туристических фирм, следует отметить и такую особенность туристического бизнеса, как подверженность резким сезонным колебаниям спроса на туристский продукт. Ввиду чего анализ сезонности является актуальным для предприятий туристической сферы.

Изучение сезонности в туризме позволяет:

- определить степень влияния природно-климатических условий на формирование туристического потока;

- установить продолжительность туристического сезона; раскрыть факторы, обусловливающие сезонность в туризме;

- определить экономические последствия сезонности на уровне региона и туристической фирмы;

- разработать комплекс мероприятий по снижению сезонной неравномерности в обслуживании туристов и т.п.

Хотя ряд авторов, в частности И.Т. Балабанов и А.И. Балабанов, отмечают, что «значительные сезонные колебания характерны для невысокого уровня развития туристского предложения»8, т. е. необходимо предпринимать шаги по устранению фактора сезонности.

Названный перечень особенностей, которые необходимо учитывать при оценке экономического потенциала, далеко не полный, в связи с этим необходимо более пристальное внимание к данной проблематике.

8 БалабановИ.Т., БалабановА.И. Экономика туризма: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2003. — С. 76.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.