УДК 338.48:63
Н.Н. ЕРМОЛАЕВА, кандидат экономических наук, доцент
Альметьевский филиал Института экономики, управления и права (г. Казань)
СПЕЦИФИЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА (АГРОТУРИЗМА) В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
В статье рассматриваются важные компоненты сельского туризма (агротуризма), выявляется взаимосвязь с другими видами туризма, исследуются туристские мотивации, а также подчеркивается важность комплексного предоставления услуг агротуризма. Кроме того, исследуется влияние фактора сезонности на развитие сельского туризма в Республике Татарстан, обобщается зарубежный и отечественный опыт, предлагаются меры по развитию приоритетного направления туризма в республике.
Ключевые слова: агротуризм; мотивация туристов; комплексный турпродукт; туристское предложение; фактор сезонности; инвестиционные проекты; этнический туризм; экопродукты.
Туризму в настоящее время отводятся ключевые позиции в экономике страны и региона. Отрасль туризма стимулирует параллельное развитие отраслей транспорта, строительства, связи и сельского хозяйства. В последнее время на разном уровне все чаще речь идет о развитии внутреннего туризма к числу которых относят и сельский туризм. Интерес к сельскому туризму понятен, поскольку он дает новый импульс развития сельских поселений.
Переориентация российского туризма на внутренний рынок создала необходимость разработки новых видов туристского продукта. Все чаще стали обращать внимание на народные традиции народов, экологически чистые места, природные богатства [1, с. 198].
В последние годы во многих регионах России наблюдается активное становление сельского туризма, как одного из направлений альтернативной занятости сельского населения и развития сельских территорий. В то время, когда в развитых странах туризма давно развивают и поддерживают агротуризм, Россия еще только исследует и делает первые шаги по осознанию важности и перспективности развития сельского туризма.
В настоящее время к числу регионов активно развивающих данное направление туризма следует отнести: Алтайский край, Краснодарский край, республики Татарстан, Тува, Карачаево-Черкесия и Калининградская область. В современной России уже имеются варианты удачного ведения агротуристического бизнеса. Можно привести в пример проект, реализованный в Тульской области фермерским хозяйством «Суслов, Куз-
нецовы и Ко», которое занимается разведением лошадей, проведением конных туров и предлагает гостям проживание в сельской местности.
Имеются целые деревни в Ярославской области, которые предлагают гостям мастер-классы по различным народным промыслам. Эксклюзивом своего рода в Псковской области является деревня с баней, рассчитанной на 30 гостей. Иностранные туристы с удовольствием посещают этот объект агротуризма, который по своей популярности может конкурировать с известными национальными музеями.
При этом следует отметить, что сельский туризм является относительно новым и малоизученным видом туризма для нашего региона. При этом он позволяет гостям (туристам) приблизиться к традиционному укладу жизни сельских жителей, а также развивать новые источники дохода.
Организация сельского туризма в Татарстане -это одна из составных частей общереспубликанской программы развития туризма в республике. Туристам предлагается отдохнуть от городского шума и суеты, научиться доить коров, кормить коз, кур или телят. Для многих из нас уже сегодня «экзотикой» является пение петухов по утрам и все звуки природы сельской местности. В настоящее время сельский туризм в Республике Татарстан только начинает делать свои первые шаги. Первые попытки его организации предпринимаются в деревне Шуганы Лаишевского района республики, в котором туристам предлагают отведать омлет из страусиных яиц, увидеть редких птиц и полюбоваться на их красоту и величие. Планируется, что фермерские хозяйства научатся
принимать у себя туристов, однако спектр туристических услуг и сама инфраструктура агроту-ризма только формируется.
В настоящей статье мы предприняли попытку разобраться в специфических технологиях развития сельского туризма, используя убедительные схемы и направления развития агротуризма в регионе.
Агротуризм (деревенский, сельский, rural tourism) предполагает посещение туристами сельской местности с целью отдыха и/или организации развлечений в экологически чистых (относительно городских поселений) районах. Предпосылками для его развития, распространения и все большей популярности являются: растущий уровень урабанизации, доступность для многих отдыха по невысокой цене, возможность питания экологически чистыми продуктами, желание побыть на природе [2, с. 19].
Цивилизованный аграрный туризм включает все виды отдыха туристов и экскурсантов в сельской местности. В частности, в данном случае речь может идти о сочетании отдыха с трудом на приусадебном участке, об этнографических экскурсиях с изучением обрядов, традиций и истории народов, просто тихий и неторопливый отдых на природе с созерцанием красот природы и дегустацией экологических продуктов.
Сельский туризм ориентирован в первую очередь на использование природных, культурно-исторических и других ресурсов сельской мест-
Г
ности. В идеале в будущем речь идет о создании комплексного туристского продукта, позволяющего удовлетворять потребности туристов. Автор исследования отмечает, что агротуризм объединяет в себе сразу несколько специфичных направлений туризма, представленных на рис. 1.
Современный аграрный туризм сегодня представлен в следующих видах:
- аренда домов и коттеджей в сельской местности, желательно в живописном месте с хорошей экологией;
- предложение туристам услуги проживания и питания, знакомством с традиционным сельским бытом, ремеслами, традициями и обрядами;
- экскурсионные программы для школьников, студентов в области технологий развития сельского быта.
Специалисты по турбизнесу отмечают, что сама природа является главной основой агро-туризма. Основным условием эффективного развития агротуризма является состояние окружающей среды: чистота окружающей среды, а также самобытность местной культуры.
Таким образом, агротуризм для туристов -это возможность увидеть и понять деревенскую жизнь, а для фермеров агротуризм является дополнительным источником дохода. Сельский туризм предполагает проживание туристов в деревенском доме, в условиях, максимально приближенных к реальным. В этом и заключается смысл получения новых эмоций и ощущений туристами.
Л
Рис. 1. Структура взаимосвязей сельского туризма (агротуризма) с другими видами туризма Экономика и управление народным хозяйством 105
Агротуристы ожидают спокойствия и размеренности. Они готовы платить за тишину, близость природы и натуральные деревенские экологически чистые продукты. Проживание возможно как в семье, так и в специально оборудованных средствах размещения (дома, коттеджи). Следовательно, открывается прекрасная перспектива развития сельских территорий, районов через концепцию развития сельского туризма.
При реализации услуги питания для туристов следует подчеркнуть, что в рационе питания предусмотрены экопродукты деревенской кухни, причем у гостей должна быть возможность готовить из экопродуктов - молока, куриных яиц, овощей и фруктов, рыбы. Современным туристам интересен процесс выращивания овощей, приготовления кисломолочных продуктов (кумыса, кефира, катыка).
Инфраструктура для развития агротуризма должна включать в себя:
- средства проживания, питания и проведения отдыха;
- оптимальное и удобное транспортное сообщение между населенными пунктами;
- наличие грамотной и эффективной коммуникационной (рекламной) поддержки;
- реализуемые анимационные программы развлечения туристов в сельской местности.
Сложность и специфичность развития агро-туризма заключается на наш взгляд в том, что фермеры, желающие оказывать туристические услуги, должны быть готовы предложить своим будущим туристам определенный базовый комплекс услуг, представленный на рис. 2.
Несомненно, это далеко не полный перечень услуг, который готов оказывать организатор бизнеса в области сельского туризма и в этом случае все зависит от желания и финансовых возможностей (транспортные услуги, экскурсионные услуги и др.). Сельский туризм может представлять собой отдых на территории фермерского хозяйства или на приусадебном участке (в частном секторе). От аренды сельского дома он отличается тем, что все заботы о своих гостях: организацию проживания, питания, досуга, а также обслуживание берет на себя принимающая семья. Это хороший вариант отдыха для тех, кто устал от городского шума и бешеного темпа нынешней жизни. Открывается прекрасная перспектива развития сельской территории, районов через сельский туризм.
Рис. 2. Комплекс базовых туруслуг, необходимых для развития сельского туризма
Формирование готового к употреблению тур-продукта заключается в следующем:
- в создании комплекса туристических услуг, согласованных по времени, месту, качеству, цене, порядку и продолжительности оказания их туристу;
- в ценообразовании готового турпродукта;
- в формировании модификаций турпродукта в зависимости от типов клиентов, типов туров, продолжительности поездки и др.;
- в придании готовому турпродукту максимальной привлекательности и конкурентных преимуществ [3, с. 7].
Несомненно, говоря о развитии сельского туризма мы должны понимать, что, как и в любом виде туризма, речь идет о научном подходе и глубоком изучении туристских мотиваций. Туристы - это мотивированные собственными потребностями и побуждениями путешественники [4, с. 28].Так что же движет туристом, который решает сменить ритм большого города на тихую и размеренную деревенскую жизнь? Для жителей больших городов мы выделили преимущества и мотивацию туристов в области развития сельского туризма в Республике Татарстан (рис. 3).
Все вышеназванные факторы способствуют общему оздоровлению жителей больших городов. Сельский туризм - зеленый, т.е. экотуризм, деревенский (аграрный) давно активно развивается в Европе и США. Интерес к нему объясняется небольшими затратами и хорошими доходами в будущем.
Сельская природа, свежий воздух
Натуральные экопродукты питания
Неторопливый ритм жизни
Гармоничные звуки природы (птиц, петухов, коз, коров)
Возможность прикоснуться к сельскому быту, традициям народов Татарстана
Рис. 3. Мотивация туристов в области развития
сельского туризма в Республике Татарстан
В настоящее время выделяют две концепции формирования модели сельского туризма. Первая концепция исходит из того, что сельскохозяйственные предприятия начинают самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью с туристическим уклоном. В данном виде аграрный туризм развивается за счет собственных ресурсов и на основе близости к природным ресурсам.
Вторая концепция предполагает наиболее ком -плексное развитие туризма в сельской местности. В этом случае сельский туризм рассматривается как основной бизнес, предлагающий максимальный набор услуг, ориентированных на использование всех привлекательных для туристов сторон сельской жизни, например, возможность конных прогулок, сбора грибов и ягод, рыбалки и охоты и др.
В странах Западной Европы аграрный туризм в развивался именно по второй концепции. Становление европейского агротуризма длилось около 20 лет и завершилось в 1990-е гг. Следует отметить, что политика поддержки сельского туризма в Европе ориентирована на экономически отсталые районы. В этой связи агротуризм стал рассматриваться в качестве альтернативного вида
экономической деятельности, способного поддержать доходы отсталых регионов.
Интересен в этом смысле опыт развития сельского отдыха в Италии, который стал развиваться в стране в 1970-е гг. Постепенно во всем мире возрос интерес к «экологическому» туризму, и агротуризм удачно вписался в новую тенденцию: он обеспечивал не только отдых на природе и доступ к экологически чистым продуктам питания, но и воспроизведение настоящего сельского образа жизни. В ряде развитых европейских стран возник спрос на новые разновидности рекреационных услуг, выходящие за рамки традиционных видов « пляжного» туризма и городских экскурсионных программ.
Исходя из зарубежного опыта, можно предположить, что российский агротуризм в своем развитии также пройдет две основные стадии - этап самостоятельного становления за счет активности сельских предпринимателей и этап целенаправленного развития вследствие значительных внешних инвестиций в организацию сельского отдыха. Необходимо также учитывать особенности российского сельского хозяйства: низкие объемы сельскохозяйственного производства, отрицательный уровень миграции, а иногда и российскую ментальность.
В зарубежных странах, развивавших сельский туризм, активно использовалась государственная поддержка. Дополнительным специфическим направлением государственной поддержки, на которое следует обратить внимание, были послевоенные программы отдыха трудящихся, реализованные во Франции и Швейцарии. Они базировались на использовании туристических отпускных чеков. Несомненно, международный опыт и предварительные экономические оценки и прогнозы специалистов демонстрируют целесообразность и эффективность развития агротуризма в российских регионах.
Выделяя такую важную особенность развития туризма, как влияние на него фактора сезонности, мы также решили проанализировать структуру услуг, которые возможно оказывать туристам и экскурсантам в зависимости от времени года в Республике Татарстан. С этой целью мы выделили четыре основных климатических сезона и составили схему, в которой отразили комплекс услуг, которые можно оказывать туристам в зависимости от сезона (рис. 4).
Рис. 4. Направления привлечения туристов и экскурсантов на объекты сельского туризма
в зависимости от времени года
Летний сезон: - сбор лекарственных трав, ягод, грибов; - экскурсия по ферме; - катание на лошадях; - подвижные игры на воздухе (волейбол, футбол, и др.) - проведение семинаров, деловых встреч; - проживание; - посещение мини-зоопарка; - дегустация молочной продукции; - организация фотосессий на природе Весенний сезон: - экскурсия по ферме; - катание на лошадях; организация пикника на природе; - проведение семинаров, деловых встреч; - проживание; - дегустация молочной продукции; - посещение мини-зоопарка; - организация фотосессий на природе
Осенний сезон: - экскурсия по ферме; - катание на лошадях; - организация пикника на природе; - проведение семинаров, деловых встреч; - дегустация молочной продукции; - проживание; - посещение мини-зоопарка; - организация фотосессий на природе Зимний сезон: - экскурсия по ферме; - катание на лошадях; - катание на санях; - катание с горок на тюбингах; - лыжные прогулки; - проживание; - организация пикника на природе; - проведение семинаров, деловых встреч; - посещение мини-зоопарка; - дегустация молочной продукции; - организация фотосессий на природе
Таким образом, в результате анализа структуры туристских услуг, предложенных в вышеприведенной схеме, мы можем смело утверждать, что организация сельского туризма в Республике Татарстан не имеет жесткой привязки к определенному сезону, однако при этом можно отметить, что возможности туристов и экскурсантов значительно возрастают в летнее и зимнее время.
Агротуризм, на наш взгляд, способен быстро превратиться в преуспевающий и конкурентоспособный бизнес. Всемирная туристская организация определила агротуризм как одну из перспективных отраслей индустрии отдыха, которая не только позволяет отдыхающим провести время в живописных и экологически чистых уголках сельской местности, но и предлагает сельским жителям реальную альтернативу развития, что особенно важно в условиях финансовой нестабильности экономики.
При этом агротуризм нельзя назвать преуспевающим бизнесом. Однако он позволяет снизить социальную напряженность в сельской местности за счет создания новых рабочих мест, позволяет проявить творчество и организаторские способности селян. Вместе с тем это эффективный вид туристической деятельности, предлагающий отдых как клиентам со средним достатком, так и с относительно высоким.
Меры по поддержке развития агротуризма, на наш взгляд, должны включать:
- политико-правовое и методическое обеспечение, утверждающие законодательные рамки для регламентации агротуризма в России;
- разработку комплексных программ стратегического и тактического развития сельского туризма на уровне регионов и муниципалитетов;
- активное финансовое и инвестиционное обеспечение проектов в области агротуризма;
- коммуникационное и рекламное обеспечение в области продвижения объектов сельского туризма;
- создание единой базы данных агротуристи-ческих объектов,
- активное обучение и распространение передового опыта ведущих туристических агрохозяйств;
- эффективное развитие сельской инфрастук-туры в виде дорог, коммуникаций.
В отделах экономики муниципальных районов (образований) необходимо планировать и анализировать состояние и проблемы развития туристической отрасли и фермерских хозяйств. Оказывать консультационные услуги предпринимателям-фермерам по технологиям развития сельского туризма. Местные органы власти должны участвовать в разработке региональных программ развития туризма; своевременно ор-
ганизовывать региональные и международные семинары и круглые столы по проблемам и путям решения развития туризма.
Кроме того, отметим, что сельский туризм -это специфический туризма, предполагающий временное пребывание туристов в сельской местности с целью отдыха и получения новых впечатлений от отдыха. Обязательное условие развития сельского туризма: средства размещения туристов должны находиться в сельской местности, желательно в живописном природном уголке. От сельского туризма ожидают спокойствия и размеренности сельской жизни, чистого воздуха, тишины и натуральных экопродуктов, необычных ощущений от единения с природой.
Итак, сельский туризм (агротуризм) - это форма свободного времяпровождения в виде стационарного отдыха, где на первый план выступает активное открытие деревенской природы, традиций и культуры, их глубокое познание и восприятие. Сельские жилища или вновь выстроенные домики могут использоваться в качестве базы для ночевки и питания туристов. Агротуризм может развиваться в виде простого деревенского дома с элементами той или иной национальной оформления культуры. Это может быть мини-гостиница на окраине деревни с рестораном сельской кухни. Это также может быть усадьба на ферме где постояльцам помимо проживания предложат разнообразную событийную экскурсионную программу
Подводя итоги, отметим, что сельский туризм является одним из ключевых экономических инструментов и перспективных направлений развития сельских поселений. Для его развития в Республике Татарстан необходимо решить ряд задач:
- привлекать инвестиции на базе государственного или частного партнерства, реализация инвестиционных проектов в сфере развития сельского туризма;
- проводить широкую информационную работу среди фермеров, общественности, обобщать и
пропагандировать положительный опыт по развитию сельского туризма;
- привлекать к разработке бизнес-проектов передовые высшие учебные заведения, которые могут не только участвовать в разработке проекта, но и обеспечивать его дальнейшую поддержку и развитие;
- развивать и поддерживать программы развития малых форм предпринимательства в сельской местности;
- расширять ассортимент продукции фермерского хозяйства и возможность его реализация на месте (кумыс, сыр, молоко, хлеб и др.);
- предпринимать в развитии сельского туризма различные нестандартные решения (разведение страусов, создание мини-зоопарков, разработка анимационного проекта «Приключения горожан в деревне») и др.
В настоящее время практически все малые формы хозяйствования в сельской местности Республики Татарстан, а это КФХ, ИП, ЛПХ, потребительские кооперативы готовы не только производить товарную сельскохозяйственную продукцию, но получать доходы от развития несельскохозяйственной деятельности, а именно развивать сельский туризм. Это необычное и новое пока направление будет способствовать снижению напряженности на сельском рынке труда, принесет значительные экономические выгоды как самим фермерам, так и государству Сельский туризм в Республике Татарстан имеет все возможности и предпосылки для того, чтобы стать основным направлением устойчивого развития региона.
Список литературы
1. Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Основы туризма: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Кнорус, 2010. - 400 с.
2. Ушаков Д.С. Экономика туристской отрасли: учеб. пособие. - Ростов-н/Д: Изд. центр «Март»; Феникс, 2010. -446 с.
3. Бутко И.И. Туристический бизнес: основы организации. - Ростов-н/Д: Феникс, 2010. - 384 с.
4. Бабкин А.В. Специальные виды туризма: учеб. пособие. - Ростов-н/Д: Феникс, 2008. - 252 с.
В редакцию материал поступил 16.02.12
Информация об авторе
Ермолаева Наталья Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры гостиничного и туристического бизнеса, Альметьевский филиал Института экономики, управления и права (г. Казань) Адрес: 423400, г. Альметьевск, ул. Тимирязева, 43, тел.: (8553) 45-30-32 E-mail: [email protected]
N.N. ERMOLAYEVA,
PhD (Economics), Associate Professor Al'metyevsk branch of Institute of Economics, Management and Law (Kazan) SPECIFIC TECHNOLOGIES OF RURAL (AGRICULTURAL) TOURISM IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN
The article views the important components of rural (agricultural) tourism, shows the interconnection with other kinds of tourism, studies the tourist motivations, and underlines the importance of delivering complex agrotourism services. The author also studies the influence of season factor on rural tourism development in the Republic of Tatarstan, summarizes the foreign and domestic experience, and gives recommendations for developing the priority directions of tourism in the Republic.
Key words: agrotourism; tourist motivations; complex touristic product; touristic offer; season factor; investment projects; ethnic tourism; ecoproducts.
1. Kuskov A.S., Dzhaladyan Yu.A. Osnovy turizma (Foundations of tourism). Moscow: Knorus, 2010, 400 p.
2. Ushakov D.S. Ekonomika turistskoi otrasli (Economics of tourist branch). Rostov-on-Don: Izdatel'skii tsentr "Mart"; Feniks, 2010, 446 p.
3. Butko I.I. Turisticheskii biznes: osnovy organizatsii (Tourist business: bases of organization). Rostov-on-Don: Feniks, 2010, 384 p.
4. Babkin A.V. Spetsial'nye vidy turizma (Special kinds of tourism). Rostov-on-Don: Feniks, 2008, 252 p.
Ermolayeva Natalya Nikolayevna, PhD (Economics), Associate Professor of the Chair of Hotel and Tourism Business, Al'metyevsk branch of Institute of Economics, Management and Law (Kazan) Address: 43 Timiryazeva Str., 423400, Al'metyevsk, tel.: (8553) 45-30-32 E-mail: [email protected]
Демченко С.Г. Проблемы и перспективы развития регионального туризма в России / С.Г. Демченко, И.С. Кабиров. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2011. - 192 с.
В монографии рассматриваются актуальные проблемы развития въездного туризма в Российской Федерации и Республике Татарстан как одного из факторов мультипликативного воздействия на экономику.
Разработан механизм формирования потенциала въездного туризма, основанный на экономических и социальных интересах граждан, бизнеса и государства, представляющий собой совокупность действий по сохранению, использованию, поддержанию, развитию ресурсов территории с целью увеличения въездного туристского потока. Предложен комплекс инновационных мероприятий для повышения потенциала въездного туризма республики, включая открытие регионального представительства ЮНВТО и информационной базы в виде специальных «Ььцентров, организацию туристского кластера и туристского Интернет-сайта с применением технологии on-line, внедрение сателлитных счетов в системе статистического учета туристской деятельности Республики Татарстан.
Для практических работников, аспирантов, студентов, преподавателей. Может быть использована органами власти при выработке концепций и программ развития туризма.
References
Information about the author
ПОЗНАНИЕ
Л
V
J