Научная статья на тему 'Анализ и динамика развития российского туризма до 2035 года'

Анализ и динамика развития российского туризма до 2035 года Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2846
428
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / интуризм / агротуризм / концепция / стратегия / доход / затраты / динамика / развитые страны / развивающиеся страны / пост-СЭВовские государства / постсоветские государства. / tourism / Intourist / agritourism / concept / strategy / income-costs dynamics / devel- oped countries / developing countries / Council for Mutual Economic Assistance and post-Soviet States.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — В И. Тарасов, А Л. Бикмуллин

В статье представлены результаты анализа динамики развития российского туризма до 2035 года, изложенны в концепции развития сельского туризма в России до 2030 года и стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. Сопоставлена ситуация взаимоотношения агротуризма с внутренним туризмом и интуризмом. Описано развитие агротуризма в развитых и в развивающихся странах, а также в пост-СЭВовских и постсоветских государствах. Установлено, что темпы развития туризма Республики Татарстан значительно опережают аналогичные показатели других регионов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN TOURISM UNTIL 2035

The article presents the results of the analysis of dynamics of development of Russian tourism to 2035, as outlined by competent teams, developed respectively the concept of rural tourism development in Russia until 2030 and the development strategy of tourism in the Russian Federation for the period up to 2035. Mapped the situation of the relationship in developed and developing countries, especially in Council for Mutual Economic Assistance and postSoviet States. It is established that the pace of development of tourism of the Republic of Tatarstan is far ahead of similar indicators in other regions of Russia.

Текст научной работы на тему «Анализ и динамика развития российского туризма до 2035 года»

АНАЛИЗ И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ТУРИЗМА ДО 2035 ГОДА

В.И. Тарасов, академик1, вице-президент2, руководитель центра агробиоэкономики, ведущий научный сотрудник

А.Л. Бикмуллин2, д-р экон. наук, профессор, академик, президент Международная академия информатизации 2Академия информатизации Республики Татарстан 3ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ (Россия, г. Казань)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11185

Аннотация. В статье представлены результаты анализа динамики развития российского туризма до 2035 года, изложенны в концепции развития сельского туризма в России до 2030 года и стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. Сопоставлена ситуация взаимоотношения агротуризма с внутренним туризмом и интуризмом. Описано развитие агротуризма в развитых и в развивающихся странах, а также в пост-СЭВовских и постсоветских государствах. Установлено, что темпы развития туризма Республики Татарстан значительно опережают аналогичные показатели других регионов РФ.

Ключевые слова: туризм, интуризм, агротуризм, концепция, стратегия, доход, затраты, динамика, развитые страны, развивающиеся страны, пост-СЭВовские государства, постсоветские государства.

Туризм остается одной из крупнейших статей международной торговли в несырьевом секторе. По данным Всемирной туристской организации, экспорт туристского сектора занимает 3 место в мировом экспорте после химикатов и топлива. Для большинства 67 развитых стран туризм -лидирующая статья в экспорте. Общий объем экспорта сектора туризма в 2017 году составил 1,6 трлн. долл. США, то есть (1200 долл. США на 1 туриста), что составляет около 7% международного объема экспорта товаров и услуг и 29% международного объема экспорта услуг. В 20102017 годах среднегодовой темп роста объема мирового экспорта туристских услуг составлял около 4-7% [1].

Около 60% всех туристских затрат (1,3 трлн. долл. США) в 2017 году были сконцентрированы в топ-15 странах, включая США, Францию, Германию, Японию, Китай, Индию и Мексику. Россия заняла 34 место в общих затратах международных туристов на своей территории, которые составили 9 млрд. долл. США. При этом

Россия стала восьмой страной в рейтинге затрат туристов по объему расходов, понесенных за рубежом выезжающими из страны туристами, около 2,5% общих трат международных туристов.

Лидерами по объему расходов, понесенных за рубежом выезжающими из страны туристами, являются Китай, США и Германия. По данным Всемирной туристской организации, в 2017 году Россия находилась на 15 -м месте стран по количеству прибытий иностранных граждан [1].

Высокая стоимость транспортировки туристов ощутимо ограничивает спрос на туристский продукт в Российской Федерации. По данным Всемирной туристской организации, доля расходов на транспорт у иностранных туристов в России составила 40% общей суммы расходов в 2017 году, в Германии - 29% , в США - 16% [1].

Данные, представленные в таблице 1, показывают, какие расходы позволяют себе интуристы на питание в различных государствах.

Таблица 1. Поступление в топ - 10 государств туристов и затраченные ими средст-

ва [2, 3, 4]

№ Государства Кол-во интуристов, млн тур. в год Количество средств, затраченных интуристами

Всего, $ млрд в год В т.ч. $ на одного туриста, за поездку В т.ч. $ на питание туриста, за поездку

1 Франция 83,7 61,0 720 216

2 США 74,8 211,0 2820 846

3 Испания 65,0 68,0 1040 312

4 Китай (Макао) 55,6 36,0 640 192

s Италия 48,6 44,0 900 270

6 Германия 33,0 40,0 1210 363

l Великобритания 32,6 51,0 1560 468

S Таиланд 32,5 57,0 1740 522

9 Япония 31,2 34,0 1080 324

1G Россия 29,8 9,0 300 90

Концепция развития сельского туризма в России разработана коллективом Международного научного института аграрной политики (МНИАП) под руководством бывшего министра сельского хозяйства Российской Федерации Е.Б. Скрынник [5].

Представленная Концепция определяет пути и методы развития сельского туризма в России на долгосрочный период (до 2030 года) с учетом концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Р.Ф. от 31 мая 2014 г. N 941-р и Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Р.Ф. от 02 августа 2011 г. N 644.

Под сельским туризмом или агротуриз-мом в представленной концепции понимается деятельность сельхозтоваропроизводителей и иных предпринимателей по организации отдыха в сельской местности или малых городах, включая прием, проживание, питание, проведение досуга и прочее обслуживание, ориентированное на использование природных, культурно-исторических и других ресурсов, традиционных для конкретной местности [5].

По утверждению разработчиков МНИ-АП, сельский туризм в мировой практике в

его современной форме, активно развивается более 40 лет, начиная с 70-х годов 20 века. На сегодняшний день лидирующие позиции в мире занимают страны Европейского Союза, прежде всего Италия и Франция. Менее 50% европейских фермеров получают основной доход от продаж сельскохозяйственной продукции. Доля туристических услуг в общем объеме реализации составляет от 35 до 75%. Исходя из европейского опыта, потенциал агроту-ризма в России в ближайшие 10-15 лет разработчики концепции оценили в 50 млрд рублей в год [5].

Разработчики Концепции утверждают, что в мировой практике сельский туризм стал одним из наиболее эффективных инструментов продвижения продукции национального сельского хозяйства на внутренний и мировой рынок. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в послании Федеральному Собранию поставлена задача сделать Россию крупнейшим мировым поставщиком здоровых, экологически чистых, качественных продуктов питания. Решение поставленной Президентом задачи требует адекватных механизмов продвижения, и роль сельского туризма здесь трудно переоценить [5].

Ожидаемые результаты реализации представленной концепции были оценены разработчиками следующим образом:

- объем рынка агротуризма к 2030 году составит 50 млрд. руб. в год (рост к существующему уровню ~ в 7 раз);

- создание ориентировочно 60 тыс. новых рабочих мест на селе;

- потребность в государственной поддержке для реализации целей и задач разработанной концепции оценена в 12-15 млрд руб за весь период.

Разработанная и утвержденная Правительством РФ Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (далее - Стратегия) направлена на комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации. Целями Стратегии являются:

Представляют интерес определения и подходы к понятию «агротуризм» или «сельский туризм» различных ученых. Из приведенных ниже таблиц 3 и 4 видны различия в мировом и европейском подхо-

- комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации за счет создания условий для формирования и продвижения качественного туристского продукта, конкурентоспособного на внутреннем и мировом рынках;

- усиление социальной роли туризма, увеличение доступности услуг туризма, отдыха и оздоровления для всех жителей Российской Федерации.

Сравнение показателей уровня туризма в РФ и иностранных государствах в 2017 году приведено в таблице 2.

де к определению агротуризма, а также страновые различия моделей агротуризма, что естественно связано с национальными особенностями развития сельского хозяйства каждой страны.

Таблица 2. Сравнение показателей уровня туризма в РФ и в иностранных государствах в 2017 году [5]_

Наименование показателей Единица измерения Австрия Германия Франция Соединенные Штаты Россия

Число туристских прибытий тыс. человек 29460 37452 207369 174125 24390

Число иностранных туристов на 1 жителя человек 3,35 0,45 3,09 0,54 0,17

Число гостей, принятых в коллективных средствах размещения (въездной туризм) тыс. человек 29460 37452 48728 29802 8029

Число гостей, принятых в коллективных средствах размещения (внутренний туризм) тыс. человек 13619 140780 116643 - 53534

Число гостей, принятых в коллективных средствах размещения (внутренний туризм) на 1 человека человек 1,55 1,70 1,74 - 0,36

Расходы иностранных туристов млн. долларов США 22408 56173 69894 251361 14983

Средние расходы иностранного туриста долларов США 760,62 1499,87 337,05 1443,57 614,31

Таблица 3. Разновидности и определения агротуризма в развитых государствах [6, 7]

Мировой подход (по Е.В. Печерице) Европейский подход ( по А.А. Заричной)

США США

Наиболее популярными видами агротуризма являются отдых на ранчо, верховая езда как превалирующая форма деятельности «Зеленый туризм» - это полноценный отдых в сельской местности, при котором туристы некоторое время ведут сельский образ жизни, знакомятся с местной культурой, обычаями, народными промыслами, принимают участие в традиционном сельском труде на фермах. Агротуризм определяется как сельскохозяйственный туризм и классифицирует как деятельность, проводимая фермерами для оказания услуг по отдыху или обучению населения, для сбыта сельскохозяйственной продукции и получения дополнительного заработка.

Великобритания Великобритания

Сельский туризм - это туризм в сельской провинции, предусматривающий размещение как эко-номкласса, так и размещение класса «люкс»: в полностью реконструированных старинных усадьбах и специально строящихся мини-отелях или домах, выдержанных в традиционном стиле. Характерными чертами модели агротуризма являются системы размещения, предусматривающие как контакт с семьей фермера, так и возможность самостоятельного обслуживания, а также, частые практики верховой езды, общение с животными, поездки. Британская модель включает также элементы познавательного и экологического туризма.

Германия Германия

Сельский (мягкий) туризм - сегмент туристического рынка, отличительной чертой которого являются рекреационные виды деятельности на природе в привлекательных сельских местностях, на охраняемых природных территориях. Этот сегмент включает наблюдения за дикой природой и фотографирование до потребительской деятельности (рыбалка и охота), а также спорт и приключенческий туризм Агротуризм это характерно проживание и питание в доме фермера. Также сельский туризм тяготеет к фермерскому, к непосредственной работе в полях или в огороде. Событийный туризм тоже необходимо отнести, к сельскому, ввиду частых поездок жителей в сельскую местность в период проведения фестивалей.

Следует отметить, что в пост-СЭВовских и постсоветских государствах агротуризм является новой, находящейся в стадии развития, разновидностью туризма.

Таблица 4. Разновидности и определения агротуризма в пост-СЭВовских и постсоветских государствах [6, 7]_

Мировой подход (по Е.В. Печерице) Европейский подход (по А.А. Заричной)

Польша Польша

Сельский туризм - это максимально возможное использование ресурсов аграрного сектора для удовлетворения всех потребностей туриста. Также используется термин «экологическая деревня», т. е. территория, обеспечивающая отдых в естественной среде с использованием традиционных средств размещения и питания. Польская модель отличается четким разграничением хозяйств, принимающих туристов за тех, для которых это единственный бизнес, и тех, которые рассматривают туристическую деятельность как источник дополнительного дохода. Средства размещения разнятся в стоимости и качестве предоставляемых услуг.

Латвия Белорусия

Агротуризм - это Вид отдыха, который предполагает нахождение туриста в сельской местности или в поселении, и предоставлении ему персонализированных услуг, связанных с погружением в быт, образ жизни и традиции фермера. Особенность понимания сельского туризма в Латвии в том что он должен трудоустраивать и приносить доход тем людям, которые проживают непосредственно в той местности, куда приехали туристы. Сельский туризм - это целенаправленные путешествия на сельские территории с относительно ненарушенными экосистемами и этнокультурными комплексами, обеспечивающими непосредственный вклад в решение проблем сельского населения и подлежащими адекватному режиму управления на основе устойчивого развития.

Рассматривая туристическую индуст- отметить, что сегодня она находится на рию в одном из субъектов Российской Фе- пятом месте среди субъектов РФ по коли-дерации - Республике Татарстан, можно честву принимаемых туристов. Важным

показателем развития туризма Республики Татарстан является объем оказанных туристических услуг. В 2019 г он составит более 10 млрд руб., что на 20% больше показателя 2018 г. [8].

Вклад туризма в бюджет Республики составляет около 6% от общего объема оказанных туристических услуг. Таким образом, поступаемый в бюджет Республики доход от сферы туризма составляет не менее 350 млн руб. в год. Сфера туризма дает Татарстану большое количество рабочих мест. По данным всемирной организации каждые 1000 туристов создают 15 рабочих мест [8].

В настоящее время Республика Татарстан располагает большим и уникальным туристическим потенциалом, богатым историко-культурным наследием и имеет великолепные природные ресурсы. Потенциал таких туристических объектов, как Казанский Кремль, Раифский заповедник, Свижевск, церкви и музеи Елабуги, Чистопольские и Бугульминские достопримечательности, является неисчерпаемым [8].

Основными мероприятиями развития инфраструктуры туризма Республики Та-

Это делает возможным решать за счет ресурсов интуристов проблему перепроизводства продуктов питания в развитых странах, включая Россию. При развитии параллельно с развитием агротуризма мирового рынка органической продукции, самого большого и быстро растущего сегмента сельского хозяйства в мире, следует отметить, что:

- производство органической продукции - динамично развивающийся сегмент мирового сельского хозяйства (+12% в год, 93млрд EUR в 2017 г.), темп роста потребления которого более чем в 2 раза превышает рост рынка продовольствия в целом;

тарстан на ближайшую перспективу являются: создание туристического кластера Свияга, туристического кластера Великий Булгар, Волжская Булгария и др. В настоящее время разрабатывается положение о конкурсе проектов по развитию агроту-ризма в сельских поселениях Республики, целью которого является выявление и поддержание наиболее эффективных проектов для последующей реализации [9].

Разработанные государственные программы развития сферы туризма и гостеприимства в Татарстане на период до 2020 года содержат наиболее актуальные направления развития туризма и мероприятия по их реализации с целью создания правовой, организационно-управленческой и экономической среды, благоприятных для дальнейшего развития индустрии в Республике [9].

Целевые показатели развития туризма в РФ на период до 2035 года, приведенные в утвержденной в Стратегии и таблице 5, позволяют решать перспективные задачи развития органического сельского хозяйства в России и во всем мире [10].

- спрос на органическую продукцию на сегодня сконцентрирован в нескольких странах: США, Германии, Франции, Китае, Канаде, Италии. Вместе они потребляют 77% органической продукции в мире;

- лидерами по объему потребления на душу населения и проникновению органики являются страны ЕС;

- основная причина такой локализации - большая прослойка населения, которая стремится потреблять более здоровую пищу и, кроме этого, готова платить премию 30-50% к цене аналогичного не органического продукта [10].

Таблица 5. Целевые показатели развития туризма в РФ на пе

зиод до 2035 года [1]

Целевой показатель Единица измерения 2017 г. 2025 г. 2035 г.

Валовая добавленная стоимость туристской индустрии млрд. рублей 3158 6039 16306

Экспорт туристских услуг млрд. долл. США 8,9 16,7 28,6

Анализ и динамика развития россий- ре 342 млрд долл. США, из них на органи-ского туризма до 2035 года позволяет со- ческие продукты и напитки в Европе, поставить статистику средств, затрачивае- США, Китае и Канаде - около 100 млрд мых интуристами в 2018 году в мире (1,14 долл. США, а в России всего не более 200 трлн долл. США) и в России (29,88 млрд млн долл. США. долл. США), в том числе на питание в ми-

Библиографический список

1. Стратегия развития туризма в РФ в период до 2035 года. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72661648/

2. Сельский туризм в Европе. Испания. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. Ruraltourisminte rnational. org/Spain.

3. Топ-20 самых посещаемых стран мира. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/47175.html

4. Где и сколько денег тратят туристы в мире. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/44812.html

5. Концепция развития сельского туризма в России до 2030 года. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docplayer.ru/32396253-Koncepciya-razvitiya-selskogo-turizma-v-rossii -do-2030-goda.html

6. Печерица Е.В. Мировой опыт развития агротуризма // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - Т. 8, № 41 (182). С. 44-52.

7. Козлов А.В., Сотова Л.В. К вопросу о сложности интерпретации терминов и формирования понятийного аппарата сельского и аграрного туризма // Огарев-Online. - 2014. -С. 1-7. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-slozhnosti-interpretatsii-terminov-i-formirovanii-ponyatiynogo-apparata-selskogo-i-agrarnogo-turizma

8. Об утверждении развития туризма Татарстана до 2021 года и плановый период до 2030 года. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/545687732

9. Мастер-план развития туризма Республики Татарстан

10. Перспективы развития органического сельского хозяйства в России. SBS Consalting, 2019

ANALYSIS AND DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN

TOURISM UNTIL 2035

1 2

V.I. Tarasov, Academician , Vice-President, Head of the Center for Agrobioeconomics, Leading Researcher3

A.L. Bikmullin , Doctor of Economic Sciences, Professor, Academician, President

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

international Academy of Informatization

2 Academy of Informatization of the Republic of Tatarstan

3FGBNU Federal Research Center VNIIESKh

(Russia, Kazan)

Abstract. The article presents the results of the analysis of dynamics of development of Russian tourism to 2035, as outlined by competent teams, developed respectively the concept of rural tourism development in Russia until 2030 and the development strategy of tourism in the Russian Federation for the period up to 2035. Mapped the situation of the relationship in developed and developing countries, especially in Council for Mutual Economic Assistance and postSoviet States. It is established that the pace of development of tourism of the Republic of Tatarstan is far ahead of similar indicators in other regions of Russia.

Keywords: tourism, Intourist, agritourism, concept, strategy, income-costs dynamics, developed countries, developing countries, Council for Mutual Economic Assistance and post-Soviet States.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.