XМеждународная научно-практическая конференция
УДК 005.6
Евдокимова Екатерина Алексеевна Кобзева Виктория Александровна Попова Алёна Витальевна Ekaterina Evdokimova Viktoria Kobzeva Alyona Popova Студент Student
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики Saint Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics,
СПЕЦИФИЧНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ СМК ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ
РЕЖИМЕ РАБОТЫ
SPECIFICITY OF QMS CONTROL IN REMOTE OPERATION MODE
Аннотация. В данной статье рассмотрен вопрос влияния удаленного режима работы на систему менеджмента качества в рамках эпидемии COVID-19. Были изучены статистические данные, а также описана актуальность регламентации существующей документации СМК при удаленном режиме работы на состояние середины 2021 года.
Abstract: This article examines the impact of remote operation on the quality management system in the context of the COVID-19 epidemic. Statistical data were studied, as well as the relevance of the regulation of the existing QMS documentation for remote operation as of mid-2021 was described.
Ключевые слова. система менеджмента качества, COVID-19, кризис, гибридный режим работы, удаленный режим работы, дистанционный режим работы, дистанционное присутствие, риск-менеджмент.
Key words: quality management system, COVID-19, crisis, hybrid mode of operation, remote mode of operation, remote mode of operation, remote presence, risk management.
Преодоление кризиса, возникшего из-за COVID-19 «затронуло» различные сферы жизни, в том числе и работу промышленных компаний. «Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и органы здравоохранения стран мира принимают меры, направленные на замедление темпов распространения COVID-19 и сокращения заболеваемости. Правительства принимают целый ряд
«Инновационные аспекты развития науки и техники» оперативных мер, в том числе закрытие государственных границ, введение
обязательного карантина, ограничение свободы передвижения, запрет
проведения массовых мероприятий, а также изоляция городов или целых стран.
Все это привело к масштабным изменениям в привычном порядке жизни и
экономической деятельности». Из-за сложившейся эпидемиологической
ситуации всему миру пришлось попробовать работать в онлайн режиме, то есть
не присутствуя непосредственно на рабочем месте, которое предоставлено
работодателем. Важным вопросом в такой ситуации остается все также качество
производимого продукта или оказываемой услуги. Но в такой обстановке
появились новые факторы, которые могут на это повлиять, а, следовательно,
появились и новые риски, которые необходимо учесть в новых реалиях работы
предприятий.
Для понимания проблемы необходимо разобраться, что же такое удаленный режим работы. Удаленный режим работы - это способ организации труда, при котором работник выполняет важнейшие функции, связанные со своей работой, с помощью информационно-коммуникационных технологий, при этом находясь дома.
В условиях пандемии COVID-19 термин «удаленный режим работы» означает исключительно удаленную работу на дому как временный, альтернативный способ организации труда. Это предполагает, что работодатели и работники несут совместную ответственность и обязательства за обеспечение непрерывной деятельности и занятости.
В российской практике удаленный режим работы был введен в 2013 году Федеральным Законом от 05.04.2013 № 60-ФЗ и отражен в Трудовом Кодексе Российской Федерации в главе 49. Но в связи с эпидемиологической ситуацией прошлого года в данный кодекс были введены новые поправки, отражающие современные реалии в понимании государства. Так с 1 января 2021 года расширили понимание дистанционного (удаленного) режима работы, ввели возможность комбинированной работы (теперь работник может не находится на рабочем месяце все необходимые дни, а в некоторые выполнять свои
XМеждународная научно-практическая конференция обязанности из дома), а также ввели возможность работодателю экстренно переводить сотрудников на удаленную работу.
Чем удаленный режим работы отличается от других форм дистанционной работы?
С одной стороны Трудовой Кодекс в своих поправках от 2021 года приравнял дистанционную и удаленную работу, а с другой стороны большинство работников и работодателей разделяют эти виды режимов работы.
Развитие информационных коммуникационных технологий создало возможности для применения альтернативных способов организации труда, включая удаленный режим работы, дистанционную работу, дистанционное присутствие и удаленную работу. Эти термины, зачастую являющиеся синонимами, означают новые и развивающиеся способы организации труда вне производственных объектов или рабочих мест. Между ними могут быть небольшие различия. Так, одни термины могут подразумевать временный способ организации труда, а другие - постоянный. УРР означает дистанционную работу на дому с той разницей, что дистанционная работа может осуществляться в различных местах вне основного места работы или производственного объекта работодателя (например, предполагать мобильную работу). Дистанционное присутствие означает замену поездки на работу телекоммуникацией. Между терминами «дистанционная работа» и «дистанционное присутствие» есть некоторые различия, в основном в силу того, что первый обозначает более широкое понятие, не всегда заменяющее собой поездку на работу, но они относительно незначительны. В случае данного руководства термины «дистанционная работа» и «дистанционное присутствие» являются синонимами.
По данным статистических исследований:
1. 88% россиян нравится удаленная работа;
2. 73% работников считают оптимальным проводить в офисе 2-3 дня в неделю;
3. 70% работников хотели бы вернуться в офис в формате гибридного режима работы.
«Инновационные аспекты развития науки и техники» Главные плюсы дистанционного формата работы представлены в таблице
Экономия времени на дорогу 78% Существенное сокращение расходов 49%
Удалённая работа позволяет проводить больше времени с семьей 49%
Удобнее совмещать работу и хобби 36%
Работа из дома позволяет работать эффективнее, не отвлекаясь на офисный шум и разговоры коллег 33%
Нравится возможность работать из другого города/страны 33% Опрос проводился среди тысячи жителей крупных городов России. За последний год более половины опрошенных (54%) работали удаленно на постоянной основе, еще 22% - около 6 месяцев, периодически возвращаясь в офис, остальные 24% - несколько месяцев или менее, в периоды жестких ограничений.
Опрос (таблица 2), проведенный среди офисных сотрудников в США, Канаде, Мексике и Великобритании показал, что сотрудники в основном хотели бы находится в офисе около 2-3 раз в неделю.
Хотели бы вернуться в офис частично (на несколько дней) или полностью 37%
Проводить в офисе 2-3 дня в неделю 73% Приходить в офис 4-5 дней в неделю 20%
Статистические данные на февраль 2021 года (таблица 3) говорят о том, что большинство сотрудников уже вернулись в офисы.
Вернулись в офисы 41%
Продолжают работать в гибридном режиме 11% Продолжают работать дистанционно 19% Не переходили на удаленную работу 40%
XМеждународная научно-практическая конференция
Таким образом, мы видим, что удаленный формат работы во время
эпидемии имеет свою актуальность. Работникам удалось найти свои плюсы в удаленном формате работы.
Но каким же образом удаленный формат работы может повлиять на качество выполняемых организацией работ?
Актуальные версии документов, содержащих требования к системам менеджмента качества на предприятиях в различных отраслях, поддерживают наличие электронного документооборота, что способствует организации режима работы, где люди могут снизить контакты друг с другом, передавая непосредственно документы на бумажном носителе. Но при этом необходимо предусмотреть риски, связанные с электронным документооборотом и средствами передачи электронной информации и регламентировать электронные каналы взаимодействия.
При удаленном режиме работы изменений должны коснуться такие направление в СМК организации, как
• Действия в отношении рисков и возможностей (необходимо оценить на момент удаленного режима работы, какие возможны риски, какова вероятность их возникновения и их влияние при их осуществлении, и аналогичную работу провести с неосуществленными возможностями);
• Обеспечить персонал ресурсами, необходимыми для удаленного режима работы;
• Оценить уровень знаний в области работы программного обеспечения для удаленного режима работы и при необходимости обучить сотрудников;
• Обеспечить возможность обменом информацией;
• Задокументировать новую информацию для работы СМК в режиме удаленном работы.
Маловероятно, что у всех предприятий появится возможность перевести 100% сотрудников на удаленный режим работы, поскольку некоторые виды работ требуют специального оборудования, которому необходимы особые
«Инновационные аспекты развития науки и техники» условия и которое не имеет возможности быть мобильным. . Следует
проработать вариант взаимодействия между теми, кто находится на удаленном
режиме работы и кто по прежнему остался работать на территории организации,
и сформировать внутренние документы, регламентирующие взаимодействие
сотрудников. также всё это задокументировать,
Статистические данные на февраль 2021 года показывают, что почти 70% кандидатов выберут компанию, где возможна удаленная работы в ущерб вакансиям с традиционным рабочим графиком. Почти 85% кандидатов поддержали гибридный формат работы, при котором команда проводит в офисе 1-2 дня в неделю. Поэтому крайне актуально предусмотреть вариант удаленного режима работы и в рамках обеспечения безопасности и для прогрессивной работы компании.
Таким образом, мы можем говорить о том, что эпидемиологическая обстановка 2020-2021 года создала спрос к дистанционному, а также комбинированному (гибридному) режиму работы. Но для поддержания качества предоставляемого потребителям продукта или услуги, необходимы новые стандарты, а также актуализация существующих документов, регламентирующих СМК в обстоятельствах удаленного режима работы.
Библиографический список:
1. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200124394
2. Ответ covid-19: стандарты исо, которые находятся в открытом доступе [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.iso.org/ru/covid-2.html
3. Организация труда в условиях пандемии COVID-19: руководство для работодателей [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //www.ilo.org/wcmsp5/ groups/public/—ed_dialogue/— act_emp/documents/publication/wcms_741557.pdf
4. Сохраняя психическое здоровье на рабочем месте [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.iso.org/ru/news/ref2677.html
XМеждународная научно-практическая конференция
5. Удаленный режим работы в условиях пандемии СОУГО-19: руководство для работодателей [Электронный ресурс]. Режим доступа: ШрБ: //www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—её_ё1а^ие/— act_emp/documents/publication/wcms_749872.pdf
6. Трудовой Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/
УДК 338
Кулова Алина Зауровна Kulova Alina Zaurovna
Студентка Student
Владикавказский филиал Финуниверситета Vladikavkaz Branch of the Financial University under the Government
of the Russian Federation
МАЛЫЙ БИЗНЕС РОССИИ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ COVID-19
RUSSIA SMALL BUSINESS AT THE FACE OF COVID-19 PROLIFERATIONABSTRACT
Аннотация: Работа посвящена анализу условий работы малого бизнеса в России в условиях распространения новой коронавирусной инфекции С0УШ-19 в 2020-2021 гг. Эпидемия С0УШ-19 оказала влияние все сферы жизнедеятельности человека, обусловила снижение потребительской активности, которая является основным фактором развития малого бизнеса. В рамках настоящего исследования будет сделана попытка оценить влияние государственных мер поддержки малого бизнеса в России, а также определить возможные направления развития ситуации.