Научная статья на тему 'Специфические особенности построения комплексной системы управления рисками в нефтегазовой отрасли'

Специфические особенности построения комплексной системы управления рисками в нефтегазовой отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1846
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / ОЦЕНКА РИСКОВ / ЦЕНОВОЙ РИСК / НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / RISK MANAGEMENT / RISK ASSESSMENT / PRICING RISK / OIL AND GAS COMPANIES / INVESTMENT PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сазонов А. М.

В статье рассматриваются специфические особенности и этапы построения комплексной системы управления рисками нефтегазодобывающих предприятий, представлена классификация рисков по сфере возникновения, уровню повторяемости. Автором предложены мероприятия по эффективному управлению рисками и минимизации финансовых потерь, связанных с возникновением рисков в нефтегазовой отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF CONSTRUCTION INTEGRATED RISK MANAGEMENT SYSTEM IN OIL AND GAS SECTOR

The article deals with specific features and stages of building an integrated system of risk management of oil and gas companies, the classification of risks on the field, the level of repeatability. The author suggests measures to the effective management of risk and minimization of financial losses connected with the appearance of risks in the oil and gas sector.

Текст научной работы на тему «Специфические особенности построения комплексной системы управления рисками в нефтегазовой отрасли»

2-я группа параметров:

• локальные (указывающие на один дефект системы);

• комплексные (указывающие на ряд дефектов).

3-я группа параметров:

• зависимые (когда для выявления дефекта внутреннего состояния системы требуется несколько диагностических параметров);

• независимые (когда достаточно одного параметра).

4-я группа параметров:

• структурные, описывающие внутреннее состояние системы;

• ресурсные, характеризуют износ, остаточную мощность, запас ресурса и организационных средств;

• функциональные, характеризующие рациональность, эффективность функционирования системы по отношению к использованию ресурсов, организационного потенциала.

Учитывая условия качественного анализа и диагностические параметры оценки инновационного потенциала, можно построить алгоритм последовательного и достаточно полного диагностического анализа:

• ведение компьютерного каталога управляющих воздействий на организацию, а также каталога ситуаций и состояния внешней среды;

• ведение компьютерного каталога диагностических параметров, характеризующих внешние проявления организации;

• ведение компьютерного каталога структурных параметров, характеризующих внутреннее состояние организации;

• установление взаимосвязи структурных и диагностических параметров системы организации;

• наблюдение диагностических параметров и обработка статистических данных;

• оценка структурных параметров;

• оценка состояния частных параметров организации и определение интегральной оценки ее потенциала.

Диагностический анализ инновационной среды строительной организации по методу SWOT-анализа может быть представлен в схеме (рис. 1).

При этом каждая фаза разработки и реализации инновационного проекта имеет свои цели и задачи. Создание и реализация проекта включает следующие этапы:

1. Формирование инновационного замысла (идеи).

2. Исследование инновационных возможностей организации.

3. Подготовка контрактной документации.

4. Подготовка проектной документации.

5. Строительно-монтажные работы.

6. Эксплуатация объекта.

7. Мониторинг экономических показателей.

Под этапом формирования инновационного замысла (идеи) понимается задуманный план действий. На этом этапе, прежде всего, необходимо определить субъекты и объекты инновационных инвестиций, их формы и источники в зависимости от деловых намерений разработчика идеи. Субъектом инноваций являются коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования, использующие инвестиции.

К объектам инноваций относят:

- строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятия, здания, сооружения (основные фонды), предназначенные для производства новых продуктов и услуг;

- комплексы строящихся или реконструируемых объектов, ориентированных на решение одной задачи (программы). В этом случае под объектом инвестирования подразумевается программа -производство новых изделий (услуг) на имеющихся производственных площадях в рамках действующих производств и организаций.

Эффективность инновационного проекта, в отличие от известных методов оценки эффективности инвестиционного проекта рассматривается:

• во-первых, как часть (доля) общей эффективности;

• во-вторых, как фактор, влияющий на общую эффективность;

• в-третьих, как результат собственно инновации, который должен быть рассмотрен в системе рыночных критериев по методике бизнес-плана.

Литература:

1. Довдиенко И.В., Черняк А.В., Черняк В.З. Экономика города: Учебное пособие для вузов. - М.: КноРус, 2010.

2. Довдиенко И.В., Елохин А.В. Инновационная деятельность в строительстве: эффективность и управление: Монография. - М.: Государственная академия строительства и ЖКК России, 2008.

3. Фомин П.Б. Инновационная деятельность и инновационные риски в строительстве: проблемы теории и практики: Монография.

- М.: Государственная академия строительства и ЖКК России, 2011.

4. Черняк В.З. Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление, экономика: Учебник для вузов. - М.: КноРус, 2010.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

Сазонов А.М., аспирант

В статье рассматриваются специфические особенности и этапы построения комплексной системы управления рисками нефтегазодобывающих предприятий, представлена классификация рисков по сфере возникновения, уровню повторяемости. Автором предложены мероприятия по эффективному управлению рисками и минимизации финансовых потерь, связанных с возникновением рисков в нефтегазовой отрасли.

Ключевые слова: управление рисками, оценка рисков, ценовой риск, нефтегазодобывающее предприятие, инвестиционные проекты

SPECIFIC FEATURES OF CONSTRUCTION INTEGRATED RISK MANAGEMENT SYSTEM IN OIL AND GAS SECTOR

Sazonov A., The post-graduate student

The article deals with specific features and stages of building an integrated system of risk management of oil and gas companies, the classification of risks on the field, the level of repeatability. The author suggests measures to the effective management of risk and minimization offinancial losses connected with the appearance of risks in the oil and gas sector.

Keywords: risk management, risk assessment, pricing risk, oil and gas companies, investment projects

Эффективность деятельности нефтегазодобывающих предприятий в условиях рыночной экономики зависит не столько от объема капиталовложений, сколько от того, как реалистично компания предвидит дальнюю и ближнюю перспективу своего экономического развития. В условиях циклического развития экономических систем предприятиям все чаще приходится планировать свою инвестиционную и финансовую деятельность в условиях неопределен-

ности. Отсутствие полной достоверной информации о запасах разрабатываемых месторождений, их геолого-технических характеристиках, ценах на углеводородное сырье и других базовых показателей, используемых при составлении и реализации инвестиционных проектов; долгосрочных планов развития предприятия, неизбежно приводит к возникновению непредвиденных ситуаций, в которых избежать рисков практически невозможно. В данной ситуации ос-

новной задачей компании становится планирование возможных экономических потерь и управление рисками.

Достоверная оценка рисков при планировании деятельности нефтегазодобывающих предприятий ведет к более четкой координации предпринимаемых действий по достижению основной цели; позволяет реалистично оценивать возможности предприятия и его внутренние резервы, своевременно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.

В связи с этим, большую актуальность приобретают исследования, направленные на выявление важнейших рисков, учет которых в системе планирования и инвестирования позволит обеспечить максимальное соответствие фактических показателей с их плановыми значениями в интересах предприятия.

Таким образом, одной из основных целей компаний, ведущих свою деятельность на рынке энергоресурсов, является создание системы управления рисками с определением долгосрочных целей в виде построения комплексной системы управления рисками (ERMS), включающей в себя следующий непрерывный процесс:

1. Выявление (идентификация) рисков.

2. Оценка (ранжирование) рисков.

3. Выработка методов реагирования на риски, воздействие на риски.

4. Контроль и мониторинг рисков.

В целях первичного выявления рисков проводят следующие мероприятия:

- формирование карты рисков с использованием метода анкетирования и интервьюирования работников предприятия;

- проведение риск-аудита.

На рынке нефти по сфере возникновения выделяют следующие группы рисков:

1) Внешние.

2) Внутренние.

Во внешней среде нефтегазовой компании систематически возникают следующие виды рисков:

- кредитно-банковский риск (вероятность повышения учетной ставки, ужесточения (сокращения) сроков возврата кредита, выплаты процентов и т.д.);

- рыночный (ценовой) риск (вероятность инфляции, изменения рыночной конъюнктуры, роста или падения спроса и предложения на углеводородное сырье, колебаний цен на нефть и газ в регионе, стране, мире);

- валютный риск связан с финансовыми потерями вследствие непредсказуемых колебаний валютных курсов денежных средств, использующихся в расчетах при составлении планов нефтегазодобывающего предприятия;

- политический риск (обусловлен возможностью изменения социально-политической ситуации в мире, нестабильность внутренней политики и изменение торгово-политического режима в регионе или стране, изменение налогового режима, ставок (НДПИ, имущественного налога и т.п.);

- конкурентный риск (активное применение заменителей энергоресурсов, таких как солнечная и атомная энергия, энергия ветра и т.д.);

- внешнеэкономический риск - возможность ограничения экспорта и импорта нефти, газа и продуктов их переработки (повышение таможенных пошлин, введение добровольных ограничений, снижение квот и т.д.);

- форс-мажорный риск означает опасность воздействия обстоятельств непреодолимой силы природных катаклизмов или форс-мажора (землетрясения, наводнения и т.п.).

Внешние риски связаны со стратегическими рисками, появление которых может повлиять на достижение поставленных целей. Большое значение приобретают и рыночные (ценовые) риски, возникающие в связи с реализацией продукции. Специфика ценовых рисков такова, что при низкой вероятности реализация риска может повлечь серьезные последствия, однако в связи с тем, что в большинстве случаев их реализация вызвана внешним воздействием, такие риски, как правило, не могут быть управляемы. Единственным методом управления такими рисками представляется диверсификация производства, расширение рынков сбыта продукции.

Среди рисков, возникающих во внутренней среде нефтегазовой компании, выделяют риски, связанные с отличительными особенностями функционирования предприятий нефтегазовой отрасли, отличающих их от других хозяйствующих субъектов, а именно:

- производственно-технологический риск (вероятность возникновения промышленных аварий и отказов оборудования вследствие физического и морального износа, ненадежной и неустойчивой работы техники и иных основных используемых средств и предметов труда; недостатков технологии и неправильного выбора параметров оборудования);

- экологический риск может возникнуть как последствие техногенного воздействия на окружающую среду, в частности выбросов в атмосферу и в воду, складирования отходов;

- геологический риск характеризует недостаточную степень изученности балансовых и извлекаемых запасов нефтегазовых месторождений, нехватку геологоразведочной и геофизической исследовательской информации о коллекторских свойствах пласта и т.д., вследствие чего существует вероятность нерациональной разработки месторождения и его более ранней выработки;

- природный риск подразумевает влияние климата и географического положения на условия и сроки добычи нефти и газа.

По уровню повторяемости риски нефтегазодобывающего предприятия классифицируют на:

1) Систематические (постоянно повторяющиеся).

2) Несистематические - риски, обусловленные действием конкретных специфических факторов, полностью зависящих от отрасли деятельности самого предприятия и его подразделений.

Среди несистематических рисков внутренней среды нефтегазовой компании выделяют:

- технический риск (характеризует неточность или неполноту исходных технико-экономических показателей при планировании);

- институциональный риск (связан со столкновением интересов акционеров и учредителей нефтегазодобывающего предприятия);

- маркетинговый риск (вероятность неправильного выбора рынков сбыта продукции, неверного определения стратегии операций на рынке, неточного расчета емкости рынка; непродуманности, не отлаженности или отсутствия сбытовой сети на предполагаемых рынках сбыта);

- финансовый риск (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств и иных видов невыполнения обязательств инвесторами, поставщиками и другими деловыми партнерами).

Также в литературе встречается следующая классификация рисков изучаемой отрасли:

1. Экологические риски (риски разливов нефти, деградация ландшафтов, загрязнение атмосферы, ущерб биоразнообразию, внедрение более высоких стандартов экологической безопасности).

2. Социальные риски (ущемление прав коренных народов, ущерб здоровью населения, изменение социально-экономических условий в регионах добычи нефти и газа, борьба за права человека в регионах добычи нефти и газа, репутационные риски).

3. Финансовые риски (риски, связанные с себестоимостью; риски, связанные с себестоимостью добычи; риски, связанные с налогообложением и проводимой бюджетной политикой в РФ;

4. Операционные риски («традиционные» российские риски, связанные с коррупцией; риски, связанные с оценкой запасов месторождений; большой временной промежуток между получением лицензии и началом промышленной эксплуатации; риски, связанные с несоблюдением норм безопасности и низким качеством технического исполнения проектов в РФ).

Для оценки выявленных рисков используют различные системы ранжирования рисков, в том числе:

- определение общей значимости каждого выявленного риска по пятибалльной системе оценки вероятности и влияния каждого риска;

- система Risk Healthcheck, которая позволяет оценить общее состояние предприятия по различным направлениям деятельности.

Это необходимо для понимания в целом уже существующей системы управления рисками на предприятиях; анализ финансовой чувствительности предприятия, то есть расчет допустимого уровня собственного удержания, при котором реализация риска не является катастрофичной для компании.

Минимизация финансовых рисков предприятия может осуществляться путем проведения политики, нацеленной на передачу финансовых рисков подразделениям или дочерним предприятиям и управление ими. Данный подход реализуется путем установления контроля над основными финансовыми потоками, начиная с

разработки инвестиционного меморандума и контроля инвестиций до реализации.

В рамках управления производственно-технологическими рисками целесообразно проведение предупредительных инженерных мероприятий, обновление оборудования, формирование системы страхования, отвечающей следующим базовым требованиям:

1. Единство принципов осуществления страхования на базе разработанных стандартов сопоставления при учете рисков, соответствующих существующей лучшей практике.

2. Надежность страхового покрытия (система отбора страховых компаний, постоянный мониторинг финансового состояния страховых компаний, анализ страховых выплат, осуществленных страховыми компаниями).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Экономическая эффективность страховой защиты: тарифная политика.

4. Максимальный объем страхового покрытия (анализ рисков, существующих на предприятии, проработка положений договоров страхования и распространение лучших редакций договоров).

5. Обеспечение обязательных видов страхования.

6. Повышение гарантий возмещения вреда, причиненного третьим лицам и окружающей природной среде в результате осуществления предприятием основной деятельности.

7. Защита имущественных интересов компании.

8. Предоставление единых социальных гарантий работникам предприятий, в т. ч. по добровольным видам личного страхования.

С целью поддержания финансовой стабильности предприятиям добывающей отрасли необходимо осуществлять непрерывный процесс мониторинга рисков с целью выявления новых рисков или изменений характеристики уже существующих рисков, в результате чего принимается решение об изменении метода воздействия на риск.

Литература:

1. Тасмуханова А.Е. Системно-методический подход к оценке рисков при планировании деятельности нефтегазодобывающих предприятий (на примере Республики Казахстан) // Нефтегазовое дело, 2006. С. 3-21.

2. Государственная программа разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов, проект, М., 2011.

3. Воропай Н.И., Сендеров С.М. Энергетическая безопасность в мире и России: предпосылки, возможности, проблемы / Энергетическая политика, 2010/ URL: http://www.sei.irk.ru/symp2010/papers/ ЯШ/Р1 -03r.pdf

4. Крук М. Риск - дело прогнозируемое // Ресурсы шельфа, 2011. URL: http://www.oilru.com/files/shelf_2011.pdf

ТОРГОВЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тигиев З.Э., аспирант кафедры финансового права ИЭУП Российского государственного гуманитарного университета

В статье исследуются правовые аспекты организации и деятельности торговых представительств субъектов Российской Федерации в различных регионах и за рубежом.

Ключевые слова: внешняя торговля, субъекты федерации, сотрудничество, координация, внешнеэкономические связи.

TRADE MISSIONS OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Tigiyev Z., the post-graduate student, financial law of IEML chair, Russian State University for the Humanities

In article legal aspects of the organization and activity of the trade missions of subjects of the Russian Federation in various regions and abroad are investigated.

Keywords: foreign trade, subjects of federation, cooperation, coordination, foreign economic relations.

Интеграция в мировую экономику ставит перед региональными правительствами новые проблемы. Это вопросы поддержки собственного производителя в рамках национального и международного права; повышения качества и стандартизации продукции для соответствия требованиям новых, более конкурентных рынков; возникновения зависимости от зарубежных инвесторов или партнеров по кооперации. Особое значение приобретает проблема координации внешних связей регионов с национальными органами власти. Развитие международного сотрудничества регионов предъявляет дополнительные требования и к правоохранительным орга-нам1.

Правовые и институциональные проблемы международного сотрудничества регионов имеют общие тенденции, проявляющиеся с широким разнообразием в зависимости как от различий в государственном устройстве и политических традиций отдельных стран, так и от географических, природных, социально-экономических, этнических и других индивидуальных особенностей регионов.

Международная деятельность регионов пока не опирается на единую нормативную международную базу и не имеет унифицированных институтов и механизмов сотрудничества. Кроме того, регионы различных стран имеют существенно различающиеся полномочия в области внешних связей. В этом главное организационно-правовое отличие сферы международного сотрудничества регионов от сложившейся системы межгосударственных отношений, основанной на международном праве, международных договорах, создании и деятельности международных организаций, внешнеполитических государственных ведомств, дипломатических, консульских и торговых представительств, функции и полномочия которых зафиксированы в международных конвенциях.

Современное международное право не содержит прямых запретов на участие регионов в международных отношениях, однако оно и не включает положения, непосредственно регулирующие этот процесс. Можно сделать предположение, что в результате широко-

го распространения практики международной деятельности субъектов федераций формируется (или сформировалась) обычная (неписаная) норма международного права, удостоверяющая законность этой деятельности2.

Применительно к Российской Федерации следует отметить, что в соответствии с со ст. 1 Федерального закона «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»3 субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно - территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты Российской Федерации с согласия Правительства Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.

Полномочиями в области внешнеторговой деятельности наделены органы субъектов Российской Федерации. В соответствии с положениями Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности относятся:

• проведение переговоров и заключение соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также с согласия Правительства РФ с органами государственной власти иностранных государств;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.