Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ'

СПЕЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИФИКАЦИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / ПОЛНОМОЧИЯ / ВЗЯТКА / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ускова Татьяна Владимировна, Герасимова Елена Владимировна

В статье дается характеристика специального субъекта коррупционных преступлений, совершаемых представителями учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Проводится анализ правоприменительной практики в сфере привлечения к ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 286, ч. 3 ст. 290 УК РФ. Дается характеристика предмета взятки и его влияния на квалификацию общественно опасных противоправных деяний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ускова Татьяна Владимировна, Герасимова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL SUBJECT OF CORRUPTION CRIMES IN THE PENITENTIARY SYSTEM

The article gives a description of the special subject of corruption crimes committed by representatives of institutions and bodies of the penitentiary system. An analysis of law enforcement practice in the field of prosecution for the commission of crimes under Part 1 of Art. 286, part 3 of Art. 290 of the Criminal Code of the Russian Federation. The characteristics of the subject of a bribe and its influence on the qualification of socially dangerous illegal acts are given.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_6_117 УДК 343.8

СПЕЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Ускова Татьяна Владимировна,

преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин, Вологодский институт права и экономики ФСИН России, г. Вологда, Россия, e-mail: u_tatiana@bk.ru)

Герасимова Елена Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии, Северо-Западный институт (филиал) Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), г. Вологда, Россия, e-mail: evger.vologda@mail.ru)

В статье дается характеристика специального субъекта коррупционных преступлений, совершаемых представителями учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Проводится анализ правоприменительной практики в сфере привлечения к ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 286, ч. 3 ст. 290 УК РФ. Дается характеристика предмета взятки и его влияния на квалификацию общественно опасных противоправных деяний.

Ключевые слова: квалификация; специальный субъект преступления; должностное лицо; полномочия; взятка; коррупционные преступления.

UDC 343.8

SPECIAL SUBJECT OF CORRUPTION CRIMES IN THE PENITENTIARY SYSTEM

Uskova Tatyana Vladimirovna,

Lecturer, Department of Civil Law Disciplines, Vologda Institute of Law and Economics, Federal Penitentiary Service of Russia, Vologda, Russia, e-mail: u_tatiana@bk.ru)

Gerasimova Elena Vladimirovna,

PhD in Law, Associate Professor, Head of the Department of Criminal Law and Criminology, North-Western Institute (branch) of Moscow State Law University named after O. E. Kutafin (MSAL), Vologda, Russia, e-mail: evger.vologda@mail. ru)

The article gives a description of the special subject of corruption crimes committed by representatives of institutions and bodies of the penitentiary system. An analysis of law enforcement practice in the field of prosecution for the commission of crimes under Part 1 of Art. 286, part 3 of Art. 290 of the Criminal Code of the Russian Federation. The characteristics of the subject of a bribe and its influence on the qualification of socially dangerous illegal acts are given.

Keywords: qualification; special subject of the crime; executive; powers; bribe; corruption crimes.

Для правильной уголовно-правовой квалификации рассматриваемого деяния важнейшее значение имеет установление признаков специального субъекта данного состава преступления [1].

Прежде всего, обращаем внимание на то,

что субъектом получения взятки может быть только должностное лицо, понятие которого определено в примечаниях к ст. 285 УК РФ. Кроме того, признаки субъекта этого состава преступления конкретизированы в примечании к ст. 318 УК РФ (понятие представителя

власти), а также в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 № 4 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» [2].

В сфере исполнительной власти к ее пред -ставителям относятся члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Федерации, наделенные соответствующими полномочиями, работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, МВД, ФСБ, ФСИН России, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспектора, контролеры, военнослужащие, которые наделяются распорядительными функциями при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций.

Функции представителей власти могут исполняться постоянно, временно или по специальному полномочию.

Однако при этом следует иметь в виду, что полномочия должностного лица должны быть оформлены соответствующим нормативно-правовым актом, который и определяет содержание должностных полномочий конкретного лица.

Наличие специальных полномочий означает, что лицо выполняет определенные функции, возложенные на него законом, нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. При этом лицо не назначается на должность и не замещает ее, а исполняет строго определенные функции. Такие функции могут осуществляться одноразово или в течение определенного времени. Нередко они совмещаются с основной работой.

К числу должностных лиц законом отнесены не только представители власти, но и другие лица, обладающие организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями.

К организационно-распорядительным функциям следует относить права и обязанности лица, которыми оно наделено в организации для управления ее деятельностью или деятельностью ее структурного подразделения, заключающиеся в возможности принимать решения или давать указания, обязательные для исполнения лицами, на-

ходящимися в подчиненности. Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда и службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения, наложение дисциплинарных взысканий и т. п.

Под административно-хозяйственными функциями понимаются права и обязанности лица, которыми оно наделено в организации для управления ее деятельностью или деятельностью ее структурного подразделения, заключающиеся в возможности принимать решения или давать указания, обязательные для исполнения лицами, находящимися в подчиненности, осуществлять контроль в сфере управления или распоряжения имуществом, денежными средствами или услугами организации. К административно-хозяйственным функциям могут быть отнесены, к примеру, полномочия по управлению и распоряжению имуществом или денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений; принятие решений о начислении заработной платы, премий; осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и др.

Для установления наличия у лица организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций необходимо обращение к документам, определяющим его функциональные обязанности. Выполнение рассмотренных функций, так же как и в предыдущем случае, может быть постоянным, временным или осуществляемым по специальному полномочию.

В соответствии с законом должностным лицом может быть признано только лицо, осуществляющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

К государственным органам относятся фе -деральные органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные), органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иные

органы, образуемые в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Решая вопрос о должностном лице в органах местного самоуправления, необходимо учитывать, что функции этих органов весьма разнообразны. Они решают вопросы управления жилищно-коммунальным хозяйством, организуют муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и другие - по направлениям своей компетенции. Органы местного самоуправления могут создавать предприятия, учреждения и организации в целях осуществления хозяйственной деятельности и обладают в отношении них значительными правами. Лица, занимающие соответствующие должности в муниципальных некоммерческих учреждениях, также признаются должностными лицами.

В то же время, в соответствии с п. 6 вышеуказанного Постановления Верховного Суда Российской Федерации, «лица, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой или иной организации независимо от формы собственности либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, а также поверенные, представляющие в соответствии с договором интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена (находится) в федеральной собственности, не могут быть признаны должностными лицами и в случае незаконного получения ими ценностей либо пользования услугами за совершение действия (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым служебным положением подлежат ответственности по статье 204 УК РФ».

В частности, не могут быть признаны субъектами получения взятки:

- должностные лица государственных и муниципальных унитарных предприятий (ФГУП, МУП), которые в соответствии с гражданским законодательством (п. 1 ст. 113 ГК РФ) являются коммерческими предприятиями;

- работники государственных органов и органов местного самоуправления, государ-

ственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям.

Вместе с тем необходимо понимать различия между профессиональной и служебной деятельностью, поскольку некоторые профессии (преподаватель, врач и т. д.) сочетают в себе обе эти обязанности. В таких случаях состав преступления налицо только тогда, когда взятка передавалась за выполнение лицом служебных обязанностей, с которыми законодательство связывает наступление определенных правовых последствий (выставление оценок на экзамене, выдача больничных листов и т. д.).

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ признается и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе.

Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя.

Использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.

К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности.

К попустительству по службе относятся, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия.

Приведем классический пример совершения взяточничества в исправительном учреждении. Так, по материалам уголовного дела № 12002680002000033 по обвинению гражданина Щ. в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 286 УК РФ, ч. 3 ст. 290 УК РФ, Щ. совершил преступление средней тяжести против государственной власти, интересов государственной службы, а именно совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций и охраняемых законом интересов общества и государства при следующих обстоятельствах.

Приказом начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области № 201 л/с от 21.11.2019 гражданин Щ. с 20.11.2019 назначен на должность младшего инспектора группы надзора отдела безопасности ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области.

В период с 01.01.2020 по 14.01.2020, в точно не установленное следствием время к Щ., во время несения последним службы на территории ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Мичуринская, д. 57, обратился ранее знакомый ему с детства осужденный Б. с предложением проносить ему на территорию исправительного учреждения за денежное вознаграждение средства связи -мобильные телефоны, а также зарядные устройства к ним и наушники по мере поступления соответствующих просьб. В данный момент у Щ. из корыстной заинтересованности, а именно желания личного обогащения, а также иной личной заинтересованности, а именно желания незаконно облегчить своему знакомому условия содержания в исправительном учреждении, возник преступный умысел, направленный на совершение действий, явно выходящих за пределы его полномочий, с целью существенного нарушения прав и законных интересов граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства, а именно: в нарушение п. 4, 17 перечня вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях, либо приобретать, содержащемся в приложении № 1 к Приказу Минюста Рос-

сии от 16.12.2016 № 295, а также п. 3 данного приказа, устанавливающего обязательность его требований для администрации исправительного учреждения, п. 5, 46 должностной инструкции, устанавливающих обязательность исполнения Щ. нормативных актов, в том числе и Минюста России, устанавливающих персональную ответственность за вступление в неслужебные связи с осужденными и их родственниками - пронос на территорию исправительного учреждения запрещенных предметов - средств сотовой связи, а также зарядных устройств к ним и наушников и иных запрещенных предметов.

Реализуя свой преступный умысел, осознавая преступный характер и общественную опасность своих действий, предвидя и желая наступления общественно опасных последствий, в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства, выразившегося в нарушении деятельности исправительного учреждения, воспрепятствовании нормальной его работы по исправлению осужденных и предупреждению совершения ими новых преступлений, обеспечению исполнения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, созданию условий для обеспечения правопорядка и законности, Щ. на указанное предложение Б. ответил согласием в устной беседе, состоявшейся в указанной выше исправительной колонии, пояснив, что за каждый пронесенный мобильный телефон на территорию исправительного учреждения ему необходимо будет переводить денежные средства от 1000 до 5000 рублей, в зависимости от марки мобильного телефона и 500 рублей за зарядное устройство, и сообщил для этого номер своей банковской карты.

Затем осужденный Б., действуя в соответствии с вышеуказанной преступной договоренностью со Щ., попросил его пронести на территорию исправительного учреждения зажигалку, два сенсорных мобильных телефона торговых марок «BEQI» и <^ТЕ» и одну сим-карту и передать их ему, после чего Щ., также действуя в соответствии с вышеуказанной преступной договоренностью с Б., в точно не установленное следствием время, в период не позднее 14.01.2020, пользуясь своим служебным положением, совершил

действия, явно выходящие за пределы его полномочий и повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства, а именно проследовал на режимную территорию ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области, спря -тав при себе зажигалку и два сенсорных мобильных телефона торговых марок «BEQI» и <^ТЕ», а также сим-карту таким образом, что выявление их наличия уполномоченными сотрудниками указанного исправительного учреждения стало невозможным, где передал их осужденному Б.

Затем Щ., продолжая свои преступные действия, направленные на незаконное обогащение, действуя умышленно, из корыстной заинтересованности и осознавая преступный характер своих действий, получил от осужденного Б. незаконное денежное вознаграждение посредством перечисления 14.01.2020 на принадлежащий ему счет, в сумме 1000 рублей, которые Б. перечислил со своего киви-кошелька.

Продолжая свои преступные действия, Щ. в период не позднее 19.02.2020 получил от осужденного Б. предложение пронести на территорию исправительного учреждения средства мобильной связи - мобильные телефоны неустановленных следствием торговых марок вместе с зарядными устройствами и наушниками в неустановленном следствием количестве и передать их ему, после чего Щ., также действуя в соответствии с вышеуказанной преступной договоренностью с Б., не позднее 19.02.2020, пользуясь своим служебным положением, совершил действия, явно выходящие за пределы его полномочий и повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства, а именно проследовал на режимную территорию, спрятав при себе все

имеющиеся при нем вышеуказанные предметы таким образом, что выявление их наличия уполномоченными сотрудниками стало невозможным, где передал их осужденному Б. Затем Щ., осознавая преступный характер своих действий, получил от осужденного Х., действовавшего по просьбе и в интересах Б., незаконное денежное вознаграждение посредством перечисления 19.02.2020 на принадлежащий ему счет в сумме 19 тыс. рублей, которые Х. перечислил со своего киви-кошелька.

Следует отметить, что наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом предметом взятки по смыслу закона могут быть выгоды или услуги имущественного характера, которые оказываются взяткополучателю безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление санаторно-курортных путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т. п.), либо по явно заниженной стоимости, например передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей и т. д.

Поскольку для уголовно-правовой квалификации рассматриваемых деяний имеет значение и размер взятки выгоды, и услуги имущественного характера в процессе расследования должны получить денежную оценку.

В том случае если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки.

Услуги неимущественного характера в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации не могут являться предметом взятки.

Список литературы _

1. Сивцов С.А. Должностные лица уголовно-исполнительной системы как субъекты коррупционных преступлений. СПС «КонсультантПлюс».

2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 4 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». СПС «КонсультантПлюс».

References_

1. Sivtsov S.A. Officials of the penal enforcement system as subjects of corruption crimes. SPS "ConsultantPlus".

2. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation No. 4 dated 09.07.2013 "On judicial practice in cases of bribery and commercial bribery". SPS «ConsultantPlus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.