Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛЖНОСТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПЕРСОНАЛ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Санташов Андрей Леонидович, Соколов Николай Александрович, Смирнов Александр Михайлович

В статье рассматриваются вопросы квалификации преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях. Дается общая характеристика и называются признаки таких преступлений. Проводится анализ соответствующих норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Особое внимание уделяется должностным преступлениям пенитенциарных работников, теоретические положения иллюстрируются примерами из правоприменительной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Санташов Андрей Леонидович, Соколов Николай Александрович, Смирнов Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF QUALIFICATION OF CRIMES COMMITTED IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS

The article deals with the issues of qualification of crimes committed in correctional institutions. A general description is given and signs of such crimes are called. An analysis of the relevant norms of criminal and penitentiary legislation is carried out. Particular attention is paid to malfeasance of penitentiary workers, theoretical provisions are illustrated by examples from law enforcement practice.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

юнидюииии

Д

DOI 10.47576/2949-1878_2023_6_73 УДК 343.8

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Санташов Андрей Леонидович,

доктор юридических наук, доцент, главный научный сотрудник (по социологическим исследованиям) научно-исследовательского отдела факультета подготовки научно-педагогических кадров и организации научно-исследовательской работы, Московская академия Следственного комитета, г. Москва, Россия, e-mail: santashov@list.ru

Соколов Николай Александрович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Вологодский институт права и экономики ФСИН России, г. Вологда, Россия, e-mail: sokolov345@yandex.ru)

Смирнов Александр Михайлович,

доктор юридических наук, доцент, главный научный сотрудник, Научно-исследовательский институт ФСИН России, г. Москва, Россия, e-mail: samnauka@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы квалификации преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях. Дается общая характеристика и называются признаки таких преступлений. Проводится анализ соответствующих норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Особое внимание уделяется должностным преступлениям пенитенциарных работников, теоретические положения иллюстрируются примерами из правоприменительной практики.

Ключевые слова: должностное преступление; уголовно-исполнительная система; исправительное учреждение; персонал; пенитенциарная преступность; ответственность.

UDC 343.8

SOME PROBLEMS OF QUALIFICATION OF CRIMES COMMITTED IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS

Santashov Andrey Leonidovich,

Doctor of Law, Associate Professor, Chief Researcher (Sociological Research) of the Research Department of the Faculty of Training Scientific and Pedagogical Personnel and Organization of Research Work, Moscow Academy of the Investigative Committee, Moscow, Russia, e-mail: santashov@list. en

Sokolov Nikolai Alexandrovich,

PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Criminology, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vologda, Russia, e-mail: sokolov345@ yandex.ru)

Smirnov Alexander Mikhailovich,

Doctor of Law, Associate Professor, Chief Researcher, Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia, e-mail: samnauka@mail.ru

The article deals with the issues of qualification of crimes committed in correctional institutions. A general description is given and signs of such crimes are called. An analysis of the relevant norms of criminal and penitentiary legislation is carried out. Particular attention is paid to malfeasance of penitentiary workers, theoretical provisions are illustrated by examples from law enforcement practice.

Keywords: malfeasance; penitentiary system; correctional institution; staff; penitentiary crime; responsibility.

Любое преступление, совершаемое сотрудниками уголовно-исполнительной системы, причиняет колоссальный вред ФСИН России, ее престижу, однако очевидно, что наибольшую общественную опасность заключают в себе именно уголовно наказуемые деяния, связанные с исполнением персоналом служебных обязанностей [1-3].

Анализ материалов, представленных следственными органами Следственного комитета Российской Федерации, а также аналитических обзоров Федеральной службы исполнения наказаний о состоянии законности в уголовно-исполнительной системе свидетельствует, что наиболее часто среди должностных проступков фиксируются деяния, напрямую связанные с родом деятельности сотрудников. Так, например, в числе нарушений законности, допущенных работниками уголовно-исполнительных инспекций, в основном значится непринятие своевременных мер в отношении осужденных, нарушающих порядок отбывания наказания или не исполняющих возложенные судом обязанности, а также неосуществление контроля за поведением условно осужденных.

Кроме того, широко распространено такое должностное правонарушение, как передача осужденным запрещенных предметов (сотовых телефонов, алкоголя, наркотических препаратов).

Специфику совершения должностных преступлений формирует целый ряд факторов, определяющих особенности функционирования исправительных учреждений: пространственная ограниченность территории учреждения; невозможность свободного доступа на территорию учреждения посторонних лиц; ограниченность контингента, находящегося на территории учреждения (и осужденных, и сотрудников); подчинение лиц, находящихся на территории учреждения, жесткой дисциплине, устанавливаемой ведомственными нормативными правовыми актами [4].

В действующем уголовном законодательстве ответственность должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований дифференцируется от

ответственности лиц, выполняющих схожие функции в коммерческих структурах и иных организациях. Поэтому в УК РФ появились две самостоятельные главы: гл. 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» и гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».

В уголовном законодательстве России нет отдельно выделенной группы преступлений пенитенциарных работников [5-7]. Вследствие этого представляется целесообразным выделить из гл. 30 УК РФ те преступления, за совершение которых сотрудники исправительных учреждений могут нести уголовную ответственность. Для того чтобы свести такие деяния в самостоятельную группу (общих служебных преступлений), необходимо найти в них единство всех элементов состава рассматриваемых преступлений. Объединение служебных преступлений по родовому объекту подчеркивает их сущность, хотя уголовно-исполнительная деятельность является сложной, многогранной, затрагивающей различные стороны общественных отношений, при которой родовой и непосредственные объекты могут не совпадать. Важным и обязательным признаком преступлений против государственной службы, совершаемых должностными лицами исправительных учреждений, является объективная сторона, которая, являясь важной для квалификации рассматриваемых преступлений, вместе с тем не имеет решающего значения для выделения преступлений пенитенциарных работников в самостоятельную группу [8]. Критерием выделения преступлений в единую группу может являться субъект преступления - должностное лицо исправительного учреждения.

В настоящее время правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу в уголовно-исполнительной системе, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством Российской Федерации. Вместе с тем имеются и специальные законы, определяющие, кто может быть должностным лицом исправительного

учреждения, входящего в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации.

Так, согласно ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» уголовно-исполнительная система включает в себя:

1) учреждения, исполняющие наказания;

2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы;

3) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации.

Согласно ст. 74 УИК РФ исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном ст. 77.1 УИК РФ, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.

Исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима. В исправительных колониях могут создаваться

изолированные участки с различными видами режима, а также изолированные участки, функционирующие как тюрьма.

В колониях-поселениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, умышленные преступления небольшой и средней тяжести, а также осужденные, переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов на основании и в порядке, установленных п. «в», «г» ч. 2 ст. 78 УИК РФ.

В исправительных колониях общего режи -ма отбывают наказание осужденные мужчины, кроме перечисленных в ч. 5-7 ст. 74 УИК РФ, а также осужденные женщины.

В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений; при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы.

В исправительных колониях особого режима отбывают наказание осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свобо -ды.

В тюрьмах отбывают наказание осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, осужденные к лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных ст. 205-205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277-279, 281, 317, 360, 361 УК РФ, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переведенные из исправительных колоний.

В лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях отбывают наказание осужденные, указанные в ч. 2 ст. 101 УИК РФ. Лечебно-профилактические учреждения выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных. В лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях могут соз-

даваться изолированные участки, функционирующие как колонии-поселения.

В воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 19 лет. В воспитательных колониях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как исправительные колонии общего режима, для содержания осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет.

В соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»:

- служба в уголовно-исполнительной системе - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в уголовно-исполнительной системе, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;

- должности в уголовно-исполнительной системе - должности сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, территориальных органах уголовно-исполнительной системы, учреждениях, исполняющих наказания, следственных изоляторах, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организациях, входящих в уголовно-исполнительную систему в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- сотрудник - гражданин, проходящий в соответствии с настоящим Федеральным законом службу в уголовно-исполнительной системе в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.

Представляется, что только шесть преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления можно рассматривать как общие преступления против государственной службы, субъектами которых могут быть должностные лица исправительных учреждений. Анализ следственной практики о квалификации преступных деяний, совершенных должностными лицами исправительных учреждений, показывает, что в структуре преступлений против государственной службы на первом месте (44,04 %) - превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), на втором месте (22,63 %) - злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), на третьем (22,32 %) - взяточничество (ст. 290, 291 УК РФ), на четвертом месте (7,03 %) - халатность (ст. 293 УК РФ), на пятом (2,14 %) - служебный подлог (ст. 292 УК РФ).

Рассматриваемые преступления отличаются от иных преступных посягательств специальными признаками.

Во-первых, они совершаются специальными субъектами - должностными лицами, к которым относятся сотрудники исправительных учреждений, осуществляющие постоянно, временно или по специальному полномочию функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания.

Во-вторых, их совершение пенитенциарными работниками возможно лишь благодаря занимаемому служебному положению или с использованием служебных полномочий [9].

В-третьих, рассматриваемые деяния существенно нарушают нормальную деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, либо содержат реальную угрозу такого нарушения.

Так, по материалам обвинительного заключения гражданина И., в период времени с 24 декабря 2020 г. по 26 декабря 2020 г., более точные даты и время следствием не установлены, он, состоя в должности заместителя начальника учреждения - начальника отдела охраны Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 6» УФСИН России по Чувашской Республике -

Чувашии, будучи осведомленным о том, что на основании приказа начальника колонии от 25.12.2020 № 272-лс за добросовестное выполнение служебных обязанностей и добросовестное выполнение особо сложных и важных задач в 4 квартале 2020 г. 27 декабря 2020 г. сотрудникам уголовно-исполнительной системы, находящимися в его непосредственном подчинении, предстоит выплата разовой премии, пригласил в свой служебный кабинет подчиненного ему по службе начальника караула отдела охраны ФКУ ИК-6 гражданина В., где И., являясь должностным лицом, постоянно выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в данном учреждении, в том числе относительно работников отдела охраны, находящихся в его прямом подчинении, действуя умышленно, вопреки требованиям ст. 37 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, из корыстных побуждений, имея умысел на совершение действий, которые явно выходят за пределы своих полномочий, определенных должностной инструкцией, достоверно зная, что гражданин В. находится от него в служебной зави -симости, совершил действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать, то есть действия, явно выходящие за пределы своих полномочий, определенных должностной инструкцией, а именно высказал В. незаконное требование о передаче ему части из полученных последним в виде разовой премии денежных средств в размере трех тысяч рублей. Гражданин В., не имея возможности не подчиниться устному требованию И. в силу нахождения от последнего в зависимом служебном положении как вышестоящего руководителя, согласился выполнить вышеуказанные незаконные требования.

Затем гражданин В., 27 декабря 2020 г. около 17 часов, после получения на свой бан -ковский счет денежных средств, включавших в себя разовую премию по итогам работы за 2020 г., обналичил путем снятия со своего банковского счета денежные средства в требуемой гражданином И. сумме, то есть в размере трех тысяч рублей. В период 8 по 18 ч. 28 декабря 2020 г., опасаясь наступления неблагоприятных последствий по службе,

в служебном кабинете инженерно-технической группы отдела охраны передал И., выполняя незаконное требование последнего, денежные средства.

Таким образом, гражданин И., будучи должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в вышеуказанном учреждении, совершил действия, которые никто ни при каких обстоятельствах не вправе совершать, то есть действия, явно выходящие за пределы его полномочий, определенных должностной инструкцией, а именно незаконно истребовал и получил от своего подчиненного принадлежавшее последнему имущество в виде денег в размере трех тысяч рублей, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов

В., выразившееся в причинении ему материального ущерба и нарушении права на вознаграждение за труд, а также повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов государства, выразившееся в подрыве авторитета руководства Федеральной службы исполнения наказания и дискредитации федеральных государственных органов в целом.

Своими действиями гражданин И. совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 286 УК РФ, - превышение должностных полномочий, то есть совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Список литературы_

1. Антонян Ю. Преступность в местах лишения свободы и ее причины // Уголовное право. 2002. № 4. С. 101105.

2. Старков О. В. Криминопенология: учеб. пособие. М., 2004. С. 306.

3. Фильченко А. П. Пенитенциарная преступность: определяемся с понятием // Человек: преступление и наказание. 2008. № 2.

4. Салатин А. В. Характеристика должностных преступлений сотрудников уголовно-исполнительной системы и классификация личностей преступников // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2011. № 4. С. 13-14.

5. Абаджян А. В. Проблемы пенитенциарной преступности / под ред. А. М. Антоняна. М., 2001.

6. Ишигеев В. С. Пенитенциарные преступления: характеристика, предупреждение, ответственность : авто-реф. дис. ... д-ра юрид. наук. Красноярск, 2004.

7. Калинин Ю. И. К вопросу о понятии, сущности и основных чертах пенитенциарного преступления // Человек: преступление и наказание. 2004. № 4(48).

8. Андреев Ю.В. Сотрудники исправительных учреждений как субъекты преступлений против государственной власти и интересов государственной службы (уголовно-правовой и криминологический аспект): дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2002. С. 57-83.

9. Сусарин А. А. Криминологическая характеристика преступлений, связанных со злоупотреблением и превышением полномочий сотрудниками уголовно-исполнительной системы // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 2. С. 176-179.

References _

1. Antonyan Yu. Crime in places of deprivation of liberty and its causes. Criminal law. 2002. No. 4. Pp. 101-105.

2. Starkov O. V. Criminopenology: textbook. manual. Moscow, 2004. P. 306.

3. Filchenko A. P. Penitentiary crime: we define the concept. Man: crime and punishment. 2008. No. 2.

4. Salatin A.V. Characteristics of official crimes of employees of the penal enforcement system and classification of criminal personalities. Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction. 2011. No. 4. Pp. 13-14.

5. Abajyan A.V. Problems of penitentiary crime / edited by A.M. Antonyan. Moscow, 2001.

6. Ishigeev V. S. Penitentiary crimes: characteristics, prevention, responsibility: abstract. dis. ... dr. yurid. sciences'. Krasnoyarsk, 2004.

7. Kalinin Yu. I. On the question of the concept, essence and main features of a penitentiary crime. Man: crime and punishment. 2004. № 4(48).

8. Andreev Yu.V. Correctional officers as subjects of crimes against state power and the interests of the public service (criminal law and criminological aspect): dis. ... cand. jurid. sciences'. Chelyabinsk, 2002. Pp. 57-83.

9. Susarin A. A. Criminological characteristics of crimes related to abuse and abuse of authority by employees of the penal enforcement system. Gaps in Russian legislation. 2011. No. 2. Pp. 176-179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.