Научная статья на тему 'Специальный налоговый режим и инновационная деятельность малого бизнеса'

Специальный налоговый режим и инновационная деятельность малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
583
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ / МАЛЫЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ЕДИНЫЙ НАЛОГ / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косов М. Е., Ягудина Э. В.

В статье представлен анализ современных льготных систем налогообложения, предусмотренных для субъектов малого бизнеса. В результате исследования выявлены причины низкой эффективности специальных налоговых режимов в стимулировании инновационной деятельности малых предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специальный налоговый режим и инновационная деятельность малого бизнеса»

Налогообложение

УДК 336.221.22

СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА

М. Е. КОСОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и статистики Е-mail: kosovme@gmail. com

Э. В. ЯГУДИНА, преподаватель кафедры налоговой политики Е-mail: esme88@yandex. ru Российский государственный торгово-экономический университет

В статье представлен анализ современных льготных систем налогообложения, предусмотренных для субъектов малого бизнеса. В результате исследования выявлены причины низкой эффективности специальных налоговых режимов в стимулировании инновационной деятельности малых предприятий.

Ключевые слова: специальные налоговые режимы, малые промышленные предприятия, инновационная деятельность, налоговое стимулирование, упрощенная система налогообложения, единый налог, налоговые поступления.

В условиях современной экономики, когда промышленный подъем невозможен без активизации инновационной деятельности, роль малых предприятий возрастает. Малое предпринимательство по своей природе - инновационно. А в условиях экономики знаний это его качество превращается в ключевой фактор трансформационных изменений. Само присутствие малого бизнеса создает предпосылки к инновационному развитию экономики.

Малые организационные структуры обладают рядом преимуществ, в силу которых они максималь-

ным образом приспособлены к ведению инновационной деятельности:

- высокая восприимчивость к принципиальным нововведениям;

- сильный и многоплановый характер мотивации;

- немногочисленный управленческий персонал;

- вовлечение широкой массы инициативных людей в инновационную деятельность;

- способность осваивать те инновации, которые кажутся слишком рискованными для крупных хозяйственных структур.

Развитые страны Запада давно обратили внимание на гибкость и динамизм малых предприятий. Поэтому расширение роли малого бизнеса в инновационном процессе является универсальной мировой тенденцией:

- в Германии доля малого инновационного бизнеса в общем количестве промышленных предприятий составляет 62 %;

- в Норвегии - 49 %;

- во Франции - 38 %.

Самая высокая доля инновационных организаций среди промышленных компаний зафиксиро-

вана в Ирландии, где данный показатель достигает 75 % [1].

В России в настоящее время сложилась ситуация, когда инновационный потенциал малого бизнеса реализован явно недостаточно. Инновационный сектор в структуре малого предпринимательства составляет от 1,4 до 3,5 %, т. е. от 27,5 тыс. до 68,7 тыс. малых предприятий (2011 г.) [3, 2].

Из-за малочисленности малого инновационного бизнеса качественные показатели его деятельности также невелики. Доля малых инновационных организаций в ВВП страны составляет 0,8-1,0 %, а доля налоговых поступлений в доходы бюджетной системы не превышает 0,05 % [4].

По мнению самих предпринимателей, огромное значение для их деятельности имеют:

- налоговая нагрузка на бизнес;

- сложность налогового процесса.

Налоговое стимулирование развития и модернизации малого предпринимательства в основном реализуется в рамках специальных налоговых режимов (далее - СНР), порядок применения которых существенно изменится с 01.01.2013 [10]. С указанной даты вступит в силу глава 26.5 Налогового кодекса РФ «Патентная система налогообложения», при одновременном сокращении сферы применения и последующей отмене системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Часть новшеств в правилах применения спецрежимов коснулась и упрощенной системы налогообложения (УСН) [6].

Несмотря на существование этих льготных налоговых режимов, большая часть малых инновационных предприятий уплачивает налоги по традиционной системе налогообложения [5]. Это обусловлено тем, что ЕНВД и патент представляют собой форму налогообложения, необходимость которой возникает, если административные ресурсы государства не способны наладить эффективное налогообложение в определенных видах деятельности. Другими словами, вмененное налогообложение служит преимущественно фискальным целям и упрощению налогового администрирования со стороны налоговых органов, а не для снижения налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства. Кроме того, учитывая ограничения по субъектному составу и видам деятельности, предусмотренные ЕНВД и патентной системой, для малых инновационных предприятий применима лишь УСН, и то с некоторыми оговорками.

Льготы при упрощенном режиме налогообложения доступны не всем сферам предпринимательства [7]. На практике УСН облегчает положение лишь организаций, занимающихся розничной торговлей и оказанием услуг населению. Для малых предприятий, которые специализируются на научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) осложняет налаживание делового партнерства с другими фирмами. Научные предприятия по своей природе располагаются в середине производственной цепочки. В случаях применения малым инновационным предприятием УСН фирма, являющаяся плательщиком НДС и осуществляющая покупку его продукции, повторно уплачивает налог с добавленной стоимости, созданной всеми предшествующими компаниями.

Другим сдерживающим фактором применения УСН малым инновационным бизнесом являются предельные значения по выручке. Показатель в 60 млн руб. в год с учетом корректировки на коэффициент-дефлятор не позволяет малым предприятиям полноценно пользоваться налоговыми льготами. Дело в том, что их доходы от реализации продукции значительно превышают предельные значения, установленные Налоговым кодексом РФ. Средние показатели годового объема выручки малых инновационных предприятий в зависимости от региона и направления деятельности колеблются от 65 до 250 млн руб. [8]. По этой причине через несколько месяцев работы на спецрежиме малые инновационные предприятия вынуждены переходить на общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов с большими налоговыми затратами, возникающими при потере права использования УСН.

Среди прочих недостатков действующего механизма применения УСН можно выделить следующие:

- реальные трудовые затраты на ведение налогового и бухгалтерского учета с 2013 г. [9];

- уплата минимального налога при убыточной или малорентабельной деятельности предприятия;

- необходимость пересчета налоговой базы по единому налогу и уплаты пенни в случае реализации основных средств и нематериальных активов до истечения определенного срока с момента учета расходов на их приобретение.

Проблемы с применением УСН предопределили низкий уровень ее эффективности в стиму-

лировании малого инновационного бизнеса. При этом оценка стимулирующей роли специальных налоговых режимов затруднена отсутствием статистических данных.

Налоговые органы не представляют сведений о налоговых поступлениях от субъектов малого предпринимательства. Поэтому воспользуемся структурой поступления налогов по видам экономической деятельности, предусмотренных специальными налоговыми режимами (табл. 1).

Анализ динамики изменений доли налоговых поступлений от специальных налоговых режимов по видам экономической деятельности, представленной в табл. 1, позволяет сделать некоторые выводы. Наибольшая доля налоговых поступлений в 2011 г. приходилась на следующие виды экономической деятельности:

- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 12 %;

- гостиницы и рестораны - 11,5 %;

- оптовая и розничная торговля;

- ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий, предметов личного пользования - 8,5 %.

Это вполне логично, если учесть, что применение специальных налоговых режимов выгодно для небольших фирм, работающих в сфере торговли и обслуживания. А в настоящее время малый бизнес получил развитие именно в указанных областях деятельности, в то время как в производственной сфере занято около 11 % малых предприятий [12]. Кроме того, такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, вообще не осваивается.

В связи с тем, что деятельность малого инновационного бизнеса не подлежит статистическому учету, его роль в формировании доходов бюджетной системы отождествляется с налоговыми платежами малых предприятий промышленности, производящих наукоемкую продукцию. Например, в сфере обрабатывающих производств доля налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, составляет только около 1 % от общих поступлений. Это позволяет говорить о непопулярности спецрежимов в видах экономической деятельности, связанных с промышленным производством. То есть стимулирование производства практически не может быть реализовано в рамках специальных налоговых режимов.

Следует отметить, что доходы консолидированного бюджета, полученные от взимания налогов по специальным налоговым режимам, на протяжении всего времени их функционирования крайне малы (табл. 2).

Анализ динамики налоговых поступлений в РФ, представленной в табл. 2., показывает, что начиная с 2009 г. наблюдается устойчивое снижение доли налогов, уплачиваемых при применении СНР, а положительный рост сумм единого налога в разрезе каждого специального режима обусловлен незначительным увеличением числа предпринимательских структур.

Необходимо признать, что экономическая роль участников специальных налоговых режимов достаточно низка, а доля этих субъектов в доходах консолидированного бюджета РФ ничтожна.

Субъекты малого предпринимательства, применяющие общий режим налогообложения, дают

Таблица 1

Доля налоговых поступлений по специальным налоговым режимам в общем объеме налоговых платежей консолидированного бюджета РФ в 2006-2011 гг. по основным видам экономической деятельности, % [11]

Вид деятельности 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; рыболовство, 4,9 6,6 10,7 9,7 9,5 12,0

рыбоводство

Обрабатывающие производства 0,9 0,9 1,1 1,2 1,1 1,0

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0,3 0,4 0,5 0,4 0,4 0,4

Строительство (осуществление капитального и текущего ремонта) 2,4 2,7 3,1 2,9 3,1 2,7

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, 5,8 10,7 9,1 10,8 10,1 8,5

бытовых изделий, предметов личного пользования

Гостиницы и рестораны 11,0 11,3 9,5 11,4 11,6 11,5

Транспорт и связь 1,1 1,3 1,6 2,0 1,7 1,7

Посредническая деятельность 0,3 0,5 0,5 0,6 0,5 0,5

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление 4,7 6,7 6,5 6,4 6,0 5,6

услуг

Примечание: УСН - упрощенная система налогообложения; ЕНВД - единый налог на вмененный доход; ЕСХН - единый сельскохозяйственный налог

Таблица 2

Поступления налогов, уплачиваемых в связи с применением специальных налоговых режимов, в общем объеме налоговых поступлений консолидированного бюджета РФ в 2003-2011 гг. [11, 13]

Показатель 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Налоговые доходы консолидированного бюджета РФ

Млрд руб. 3 735,2 4 942,1 5 140,1 5 426,9 6 951,0 7 944,2 6 284,0 7 659,5 9 733,6

В процентах к итогу 100 100 100 100 100 100 100 100 100

УСН

Млрд руб. 15,5 24,5 33,4 56,0 84,1 119,6 109,4 134,4 159,0

В процентах к итогу 0,41 0,5 0,65 1,03 1,21 1,51 1,74 1,75 1,63

ЕНВД

Млрд руб. 14,8 25,6 39,9 53,0 56,3 63,0 63,9 70,6 71,2

В процентах к итогу 0,4 0,52 0,78 0,98 0,81 0,79 1,02 0,92 0,73

ЕСХН

Млрд руб. - 0,5 0,7 1,1 1,5 2,4 2,2 2,7 3,8

В процентах к итогу - 0,01 0,01 0,02 0,02 0,03 0,04 0,04 0,04

Итого по специальным налоговым режимам

Млрд руб. 30,3 50,6 74,0 110,1 141,9 185,0 175,5 207,7 234,0

В процентах к итогу 0,81 1,03 1,44 2,03 2,04 2,33 2,8 2,71 2,40

основную доходную составляющую в бюджете государства среди всех малых предприятий. Между тем в рамках общей системы налогообложения отдельных льгот, стимулирующих экономическое развитие, для малого бизнеса не предусмотрено. Именно эта часть предпринимательства оказалась совершенно не поддерживаемой и не замеченной в налоговом законодательстве. По мнению авторов, в государственных интересах переместить акценты налогового стимулирования именно на эту категорию предпринимательства.

Развитые страны постепенно ограничивают применение специальных налоговых режимов, предоставляя налоговые льготы для малого бизнеса в форме специальных (пониженных) ставок по налогу на прибыль корпораций. Международный опыт показывает, что в рамках специальных режимов часто не достигается упрощение налогообложения и сокращение административных расходов (субъектов малого предпринимательства и налоговой администрации). Это касается как упрощенных, так и вмененных систем налогообложения. Главные причины отказа от применения специальных налоговых режимов:

- недостаточная ясность в определении категорий налогоплательщиков;

- несогласованность условно расчетных налогов по различным параметрам как между собой, так и с общим порядком налогообложения.

Необходимо особо выделить проблему порогов и ставок, предусмотренных при применении спецрежимов.

С одной стороны, слишком высокий порог выхода из специального режима привлекает излишне много экономических субъектов, использующих этот режим для сокращения налоговых платежей.

С другой стороны, слишком низкий «выходной» порог затрудняет деятельность субъектов малого предпринимательства, для которых ведение учета и отчетности составляет реальную проблему.

В связи с этим в настоящее время специальные режимы не предусмотрены налоговыми системами большинства развитых стран. Но при этом общий режим налогообложения адаптирован для малого бизнеса.

В заключение можно констатировать, что в настоящее время направленность специальных налоговых режимов на стимулирование малого инновационного бизнеса прослеживается недостаточно четко. Поэтому, по мнению авторов, в стратегическом плане необходимо предусмотреть полный отказ от специальных налоговых режимов, заменив их системой льгот инвестиционного характера при налогообложении прибыли для малого инновационного бизнеса.

Список литературы

1. Асаул А. Н. Малое инновационное предпринимательство. СПб: СПбГАСУ. 2008.

2. БарановМ. Н., Саакова Л. В., Шматко А. Д. Развитие и государственная поддержка малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере. СПб.: Изд. СЗТУ. 2011.

3. Дорошенков А. С. Налоговое стимулирование малого бизнеса в России: оценка результатов // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 339.

4. ЗоидовК.Х., МоргуновЕ. В., Биджамова К. В. Особенности эволюции малого и среднего инновационного предпринимательства кризисной экономики в постсоветском пространстве. М.: ЦЭМИ РАН. 2009.

5. Митрофанова И. А., Волкова Ю. И. Налоговые льготы как форма государственной поддержки малого инновационного предпринимательства // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 48.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

7. Насырова В. И. Специальные налоговые режимы как инструмент налогового регулирования малого предпринимательства // Финансы и кредит. 2012. № 13.

8. Предложения ТПП РФ по налоговому стимулированию инновационной деятельности // Налоги и налогообложение. 2008. № 11.

9. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 25.06.2012 № 94-ФЗ.

11. URL: http://www.nalog.ru/nal_statistik/stat_otch.

12. URL: http://www.rcsme.ru/common/totals. asp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.