Научная статья на тему 'Совершенствование налогообложения по специальным режимам как фактор развития малого и среднего предпринимательства в России'

Совершенствование налогообложения по специальным режимам как фактор развития малого и среднего предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1530
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / СПЕЦИАЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / SMALL BUSINESS / SPECIAL MODES OF TAXATION / REFORMING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Турбина Наталья Михайловна

В статье проанализирована фискальная и регулирующая функции специальных налоговых режимов. Определена роль специальных режимов по стимулированию развития малого бизнеса. Обоснована необходимость внесения изменений в законодательство по специальным налоговым режимам, учитывающих принципы справедливости и нейтральности налогообложения по отношению ко всем налогоплательщикам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAXATION IMPROVEMENT ON SPECIAL MODES AS THE FACTOR OF DEVELOPMENT OF SMALL AND AVERAGE BUSINESS IN RUSSIA

In article fiscal and regulating functions of special tax modes is analyzed. The role of special modes by stimulation of development of small business is determined. Need of modification of the legislation on the special tax modes, considering the principles of justice and taxation neutrality on the attitude towards all taxpayers is proved.

Текст научной работы на тему «Совершенствование налогообложения по специальным режимам как фактор развития малого и среднего предпринимательства в России»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ РЕЖИМАМ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Н. М. ТУРБИНА

В статье проанализирована фискальная и регулирующая функции специальных налоговых режимов. Определена роль специальных режимов по стимулированию развития малого бизнеса. Обоснована необходимость внесения изменений в законодательство по специальным налоговым режимам, учитывающих принципы справедливости и нейтральности налогообложения по отношению ко всем налогоплательщикам.

Ключевые слова: малый бизнес, специальные режимы налогообложения, реформирование.

Основная масса администрируемых ФНС России доходов консолидированного бюджета в 2011 г. обеспечена поступлениями налога на прибыль организаций (23 %), налогом на добычу полезных ископаемых (21 %), налогом на доходы физических лиц (21 %) и налогом на добавленную стоимость (18 %) (табл. 1).

Налоги по специальным налоговым режимам, применяемым субъектами малого и среднего бизнеса, не входят в состав основных доходообразующих налогов России. Им отводится немаловажная роль по стимулированию развития малого бизнеса, так как это основная цель введения данных налоговых режимов в налоговую систему современной России.

Таблица 1

Поступления налогов в консолидированный бюджет России в 2010-2011 гг., млрд руб.

2010 г. 2011 г. отклонение

сумма % сумма % В сумме В %

Всего налогов 7 695,8 100 9 720,0 100 2024,2 -

из них:

Налог на прибыль организаций 1 774,4 23,1 2 270,3 23,4 495,9 0,3

Налог на доходы физических лиц 1 789,6 23,3 1 994,9 20,5 205,3 -2,8

Налог на добавленную стоимость 1 383,9 18,0 1 844,9 19,0 461,0 1,0

Акцизы 441,4 5,7 603,9 6,2 162,5 0,5

Имущественные налоги 628,2 8,2 678,0 7,0 49,8 -1,2

Налоги за пользование природными ресурсами 1 440,8 18,7 2 085,0 21,5 644,2 2,8

Г осударственная пошлина 29,8 0,4 8,8 0,1 -21,0 -0,3

Налоги на совокупный доход 207,7 2,7 234,2 2,4 26,5 -0,3

В т.ч.

УСН 134,4 1,8 159,0 1,6 24,6 -0,2

ЕНВД 70,6 0,9 71,3 0,7 0,7 -0,2

ЕСХН 2,7 0,04 3,9 0,04 1,2 -

Тем не менее, этим налогам присуща и фискальная функция, хотя она и отходит на второй план после их регулирующего назначения.

Проанализируем поступления от трех специальных режимов налогообложения в доходах консолидированного бюджета РФ за 2010-2011 гг.

Необходимо отметить, что в 2011 г., по сравнению с 2010 г. произошел значительный рост поступлений налогов. Налоги на совокупный до-

ход, взимаемые с субъектов малого предпринимательства увеличились на 26,5 млрд руб. Если в 2010 г. поступления от налогов на совокупный доход составили 207,7 млрд руб., то в 2011 г. они возросли на 26,5 млрд руб. и составили 234,2 млрд руб.

Из трех налогов (УСН, ЕНВД и ЕСХН), взимаемых с малого бизнеса, наибольший удельный

вес в доходах бюджета РФ принадлежит упрощенной системе налогообложения (УСН). Так в

2010 г. поступления от УСН составили 134,4 млрд руб. или 1,8 % от доходов консолидированного бюджета России, в 2011 г. они увеличились на 24,6 млрд руб. и составили 159,0 млрд руб. или 1,6 % от доходов бюджета России. Удельный вес УСН в доходах бюджета России снизился за 2011 г. на 0,2 %.

На втором месте в 2010 г. из налогов на совокупный доход находился единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). Так в 2010 г. поступления от ЕНВД составили 70,6 млрд руб. или 0,9 % от доходов консолидированного бюджета России, то в 2011 г. они возросли на 0,7 млрд руб. и составили 71,3 млрд руб. или 0,7 % от доходов бюджета области. Удельный вес ЕНВД в доходах бюджета России снизился за 2011 г. на 0,2 %.

На третьем месте в 2010-2011 гг. в доходах консолидированного бюджета РФ находится единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

Так в 2010 г. поступления от ЕСХН составили 2,7 млрд руб. или 0,04 % от доходов консолидированного бюджета России, то в 2011 г. они возросли на 1,2 млрд руб. и составили 3,9 млрд руб. или 0,04 % от доходов бюджета страны. Удельный вес ЕСХН в доходах бюджета области не изменился за 2011 г. и остался на уровне 0,04 %.

Таким образом, налоги на совокупный доход, взимаемые с субъектов малого предпринимательства, не занимают ключевого места в поступлениях консолидированного бюджета по данным ФНС России в 2011 г.

Проанализируем поступления налогов, взимаемых с субъектов малого предпринимательства, в доходах консолидированного бюджета за 2010-2011 гг. более подробно (табл. 2) [3].

Таблица 2

Поступление налогов на совокупный доход от субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет России в 2011 г., млрд руб.

Поступило налогов ВСЕГО Уд. вес. % В том числе в доход:

консолидированного бюджета субъекта РФ из графы 4 поступило в доходы местных бюджетов

1 2 3 4 5

Налоги на совокупный доход 234,2 100

1. УСН 159,0 67,9 142,1 25,7

в том числе:

1.1. УСН с объектом налогообложения доходы 113,1 48,3 109,0 19,3

1.2. УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов 33,4 14,3 32,2 6,2

1.3. Минимальный налог, зачисляемый во внебюджетные фонды 11,6 5,0 Х Х

1.4. Налог, взимаемый в виде стоимости патента в связи с применением УСН 0,3 0,1 1,5 0

1.5. Минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ 0,5 0,2 1,5 0

2. ЕНВД 71,2 30,4 69,5 68,3

3. ЕСХН 3,9 1,7 3,6 3,1

Налоги на совокупный доход не поступают в федеральный бюджет, а образуют доходы бюджетов субъектов РФ и местные бюджеты. Так единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системой налогообложения (УСН) полностью поступает в доход бюджета субъектов РФ. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) полностью поступает в доходы местных бюджетов. А единый

сельскохозяйственный налог (ЕСХН) в 2010 г. поступал в размере 40 % в доход бюджета Тамбовской области и 60 % в бюджеты муниципальных образований. С 2011 г. ЕСХН полностью поступает в местные бюджеты.

Налогов на совокупный доход для субъектов малого предпринимательства в 2011 г. поступило в консолидированный бюджет субъектов РФ 234,2 млрд руб., из которых в бюджеты субъектов

РФ поступило 215,2 млрд руб., а в местные бюджеты перераспределено из бюджета субъектов РФ 97,1 млрд руб. (табл. 2).

На протяжении последних двух лет основным в структуре налогов на совокупный доход, применяемых субъектами малого предпринимательства, является УСН. На его долю приходится около 68 % доходов консолидированного бюджета России в 2011 г. от поступления налогов по специальным режимам.

Если рассматривать структуру исчисленных налогов по видам применяемых спецрежимов, то можно заметить, что наибольший удельный вес у упрощенной системы налогообложения - 67,9 %, далее следует система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход - 30,4 %, затем система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей - около 2 %. Эти данные свидетельствуют об очень слабом значении системы налогообложения сельхозтоваропроизводителей в структуре специальных налоговых режимов РФ. Объяснений здесь может быть несколько. Во-первых, для того чтобы применять этот спецрежим, необходимо производить сельхозпродукцию по утвержденному Правительством РФ перечню. Если производится ее первичная переработка, то это должно делаться собственными силами и только из сельхозсырья собственного производства. Во-вторых, уровень доходов от реализации сельхозпродукции и продукции ее первичной переработки в размере 70 % соблюсти достаточно трудно. И, в-третьих, льготное налогообложение прибыли, полученной сельхозтова-

ропроизводителями, не делает систему их налогообложения существенно благоприятнее. Такое положение дел заставляет задуматься об эффективности существования этого спецрежима в такой конфигурации. На наш взгляд, необходимо выделить ряд направлений развития сельского хозяйства, которые в настоящее время нуждаются в совершенствовании, и разработать для них льготное налогообложение в рамках этого спецрежима.

Несмотря на признаваемую Правительством России высокую значимость малого бизнеса и сельскохозяйственного производства и целенаправленное снижение налоговой нагрузки на эти сферы экономики, практические аспекты применения специальных налоговых режимов в этих областях нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Необходимо выделить две плоскости воздействия на механизмы налогообложения в рамках специальных налоговых режимов: текущий - связанный с техническим совершенствованием норм налогового права, и антикризисный -связанный с использованием специальных налоговых режимов в качестве инструмента налогового регулирования экономики и стимулирования развития малого бизнеса [3].

Если рассматривать экономическую сущность каждого конкретного специального режима в России, то необходимо отметить их разноплановость и разнородную структуру налогоплательщиков. Количество и состав налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, по состоянию на 01.01.2012 представлены в таблице 3.

Таблица 3

Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, по состоянию на 01.01.2012, чел.

Наименование специального режима Налогоплательщиков, всего Налогоплательщики -организации Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели

Система налогообложения в виде 2 759 786 441853 2 317 933

единого налога на вмененный доход, всего (%) (100) (16,01) (83,99)

Упрощенная система налогооб- 1920 453 923 570 996 883

ложения, всего (%) (100) (48,09) (51,91)

Система налогообложения для 75 626 33 398 42 228

сельскохозяйственных товаропроизводителей, всего (%) (100) (44,16) (55,84)

Всего (%) 4 755 865 1398 821 3 357 044

(100) (29,41) (70,59)

Анализ показателей таблице 3 демонстрирует, что основной категорией налогоплательщиков являются индивидуальные предприниматели. Более половины всех налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, уп-

лачивают единый налог на вмененный доход. Если соотнести количество индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, с численностью населения России, то получится показатель на уровне 2,4 %, если же

с численностью экономически активного населения, - 6,2 %.

Эти показатели косвенно характеризуют предпринимательскую инициативу населения. По сравнению с развитыми странами в России потенциал развития именно этой сферы бизнеса использован недостаточно. В условиях кризиса его необходимо стимулировать, в том числе и налоговыми методами. А наиболее удобным инструментом являются специальные налоговые режимы.

Проанализируем данные Федеральной налоговой службы РФ о суммах, исчисленных налогоплательщиками налогов при применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, упрощенной системы нало-

гообложения и системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей по состоянию на 01.01.2012 (табл. 4).

Анализ данных таблицы 4 показывает, что наибольшая сумма исчисленных налогов приходится на организации (около 60 %). Если соотнести эти показатели с данными таблицы 3, то получается, что на 30 % налогоплательщиков - организаций, применяющих специальные налоговые режимы, приходится 60 % суммы исчисленных налогов. Это свидетельствует о высоких издержках по администрированию индивидуальных предпринимателей, применяющих спецрежимы, особенно уплачивающих единый налог на вмененный доход.

Таблица 4

Суммы исчисленных налогов налогоплательщиками, применяющими специальные налоговые режимы,

по состоянию на 01.01.2012 (млрд. руб.)

Наименование специального режима Всего Налогоплательщики -организации Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели На одного налогоплательщика

Система налогообложения в виде 71,3 33,2 38,1 25 835 руб.

единого налога на вмененный доход, всего (%) (100) (46,57) (53,43) (-)

Упрощенная система налогообложе- 159,0 108,6 50,4 82 793 руб.

ния, всего (%) (100) (68,29) (31,71) (-)

Система налогообложения 3,9 3,1 0,8 51 569 руб.

для сельскохозяйственных товаропроизводителей, всего (%) (100) (78,71) (21,29) (-)

Всего (%) 234,2 140,4 93,8 49 244

(100) (59,95) (40,05) (-)

С точки зрения формирования доходов бюджетов наиболее эффективной является упрощенная система налогообложения. Сумма исчисленных налогов в среднем на одного налогоплательщика составляет максимальное значение среди сравниваемых показателей и на 50 % превышает среднее значение.

Несмотря на серьезность проблем, связанных с малым бизнесом, отечественный малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития.

Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей в первую очередь в таких видах деятельности, как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская. Следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса (федерального и региональных бюджетов, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, всевозможных внебюджетных источников), на важнейших

приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования.

У малого бизнеса в России есть резервы для дальнейшего развития. По расчетам, в ближайшие годы число малых предприятий в России может увеличиться до 1,4—1,5 млн ед. Выпускаемая ими продукция может быть оценена в 2,8-3,2 трлн руб. Таким образом, занимая примерно 14-15 % в составе ВВП страны, предприятия малого бизнеса могут занять подобающее им место в экономике России.

Данные ранее проводившихся исследований свидетельствуют, что условия внешней среды российского малого бизнеса сами предприниматели оценивают как скорее неблагоприятные. Прежде всего, это относится к финансовым проблемам, в том числе и к проблеме высоких и сложных для расчета налогов [1].

Субъекты малого предпринимательства, судя по результатам их опросов, ставят проблему налогообложения на одно из первых мест. Так, по результатам обследования 568 малых предпри-

ятий, проведенного ИКЦ «Бизнес-Тезаурус» в

2011 г., наиболее важным для развития своего бизнеса предприниматели считали предоставление налоговых льгот - на это указало 73 % опрошенных. При ответе на прямой вопрос, какими должны быть приоритетные направления государственной поддержки на федеральном уровне, 78 % опрошенных руководителей малых предприятий ответили «Льготное налогообложение» - эта позиция заняла первое место среди желаемых мер государственного содействия. Респонденты посчитали важным и такой вид государственной поддержки, как упрощение и обеспечение стабильности системы налогообложения - более половины опрошенных. При опросе 1 тыс. малых предприятий, проведенном в 2011 г., среди основных трех проблем, отмеченных малыми предприятиями в отношении их собственного бизнеса на этапе возникновения, первой также была названа проблема высоких налогов - 49 % опрошенных.

Малый бизнес в целях самозащиты вынужден уходить в тень, так как иначе он становится нерентабельным. Применение различных способов ухода от налогообложения - широко распространенная практика. Контрольные и репрессивные меры государства обеспечивают временный эффект для пополнения бюджета, но достаточно трудоемки и затратны для государства. При этом они не позволяют свободно планировать развитие бизнеса предпринимателям и явно противопоставляют государство и бизнес.

Органы власти в России чаще всего рассматривают малый бизнес с точки зрения возможности увеличения налоговых поступлений, в большинстве случаев открыто не декларируя этого. Вместе с тем, малый бизнес испытывает большее давление «налогового пресса», нежели крупный и средний -помимо высоких налогов это и повышенные удельные издержки на ведение налогового учета. Сюда же следует прибавить и издержки на различного рода государственных контролеров, неформальные «крыши» и др. Вполне естественно, что малый бизнес пытается скрыть от государства часть своих доходов, тем более, заплатив налоги, которые должны возвращаться обратно [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налоги - своеобразная форма перераспределения доходов между бизнесом и государством. Вопрос, кто будет перераспределять эти средства, является краеугольным. Если эти суммы остаются у предпринимателя, то именно он будет решать, куда их направить: капитальные вложения, инновации, увеличение оборотного капитала, создание новых рабочих мест, увеличение выплат работникам, личное потребление, благотворительность,

социальные программы, меценатство, научные исследования и т. п.

Если крупный бизнес в России имеет возможность лоббировать свои интересы, достигая приемлемого компромисса с властью, в том числе и по вопросам налогообложения, то малый бизнес пока не обладает существенными рычагами влияния на законодательство в сфере налогообложения и исполнительную власть.

В 2012 г. предусматривается совершенствование патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей, а также системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога).

Предусматривается постепенный отказ от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и развитие патентной системы налогообложения.

Реформирование системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и упрощенной системы налогообложения на основе патента будет осуществляться по следующим направлениям.

С 2012 г. будет введена в действие новая гл. 26 «Патентная система налогообложения» части второй Кодекса. Указанный режим налогообложения будет предназначен для применения индивидуальными предпринимателями [2].

Предусматривается постепенное сокращение сферы применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в частности, с 1 января 2013 г. из перечня видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход, исключаются:

- розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 м2 по каждому объекту организации торговли;

- оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 м2 по каждому объекту организации общественного питания.

С 1 января 2014 г. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности отменяется.

Таким образом, для индивидуальных предпринимателей станет возможным выбор между

общим режим налогообложения, упрощенной системой налогообложения или патентной системой налогообложения. Организации, относящиеся к малому бизнесу, смогут при определенных условиях выбирать между применением общей системой налогообложения и упрощенной системой налогообложения [2].

При этом будут уточнены размеры ограничений по размеру доходов, дающих право перехода на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2013 г. и применения указанной системы налогообложения за налоговый период начиная с 2013 г.

Литература

1. Власенкова Е. А. Роль налогообложения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы // Налоговый вестник. 2009. № 2. С. 34-47.

2. Скиба М. С. О специальных налоговых режимах // Налоговый вестник. 2009. № 2. С.81.

3. URL: http://www.nalog.ru

* * *

TAXATION IMPROVEMENT

ON SPECIAL MODES AS THE FACTOR OF DEVELOPMENT OF SMALL AND AVERAGE BUSINESS IN RUSSIA

N. M. Turbina

In article fiscal and regulating functions of special tax modes is analyzed. The role of special modes by stimulation of development of small business is determined. Need of modification of the legislation on the special tax modes, considering the principles of justice and taxation neutrality on the attitude towards all taxpayers is proved.

Key words: small business, special modes of taxation, reforming.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.