Научная статья на тему 'Специальные условия получения образования лицами с ОВЗ и инвалидностью в вузе'

Специальные условия получения образования лицами с ОВЗ и инвалидностью в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4223
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О.А. Денисова, О.Л. Леханова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специальные условия получения образования лицами с ОВЗ и инвалидностью в вузе»

ровано под разные варианты дизонтогенеза: задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие.

Уделяя особое внимание пониманию особенностей психофизического развития слушателей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, мы разрабатываем и внедряем специальные педагогические условия профессионального образования для данного контингента внутри системы профессионального образования в условиях образовательных организаций, в том числе и в условиях ресурсного центра.

Список литературы

1. Кобрина Л. М. Обучение лиц с нарушением слуха и зрения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования: учеб.-метод. пособие. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011.

2. Малофеев Н. Н. Модернизация системы специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции // Интегративные тенденции современного специального образования. - М., 2003. - С. 12-29.

3. Скворцов В.Н., Кобрина Л.М., Никитина М.Н., Логинова Е.Т. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как инновационная форма образования в регионе // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина: науч. журн. - № 3. - 2010. -Т. 3. Педагогика. - С. 43-51.

О.А. Денисова

доктор педагогических наук, профессор

О.Л. Леханова

кандидат педагогических наук, доцент Череповецкий государственный университет

Специальные условия получения образования лицами с ОВЗ

и инвалидностью в вузе

Лица с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» В Российской Федерации в процессе инклюзивного (включённого) образования имеют право рассчитывать на определённые условия, в частности, на индивидуальный учебный план (ст. 34) и адаптированную образовательную программу (ст. 2, 24, 46).

В Федеральном законе (ст. 2) обозначено, следующее:

инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

индивидуальный учебный план - это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

26

Согласно закону об образовании (ст. 79) профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. При этом профессиональными образовательными организациями, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ст. 34).

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также индивидуальной программой реабилитации. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

При поступлении на образовательную программу обязательно учитывается индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР), которая предоставляется бюро медико-социальной экспертизы (ст. 18, ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ», 1995 г.). В настоящее время ИПР рассматривается как основной механизм реабилитации инвалида, призванный обеспечивать учёт индивидуальных потребностей и адресность государственной поддержки. Без ИПР инвалид не сможет подать документы и поступить ни в одну образовательную организацию. В ИПР прописываются все показания и противопоказания для образования инвалидов.

Под специальными условиями для получения образования понимаются условия, включающие использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо отметить, что инклюзивное высшее образование требует соблюдения ряда условий.

Первое условие - обеспечение благоприятного микроклимата (Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 гг.). Для комфортного пребывания учащихся инвалидов в новом для них учреждении образования следует обеспечить:

• архитектурную доступность (пандусы, расширенные дверные проемы, дублирующие световые или звуковые сигналы, направляющие

27

перила, и содействие в решении транспортных проблем (доставка от станций метро или от дома);

• материально-техническое оснащение учебного процесса, с учетом особых образовательных потребностей;

• широкую возможность участия в общих внеучебных мероприятиях, в том числе, вечерах отдыха, экскурсиях, играх;

• привлечение учащихся с нормальным психофизическим развитием, в качестве волонтеров и аниматоров.

Второе условие - коррекция поведения учащихся в условиях вуза (ст. 48). Это необходимо как для инвалидов, так и для их нормально развитых сверстников. Учащихся с ограниченными возможностями здоровья следует приучать к самостоятельности, решению вопросов самообеспечения при минимальной опеке, минимизации потребительского отношения к окружающим, повышать их личностную самооценку. Учащимся с нормальным психофизическим развитием надо объяснять особенности поведения и восприятия мира инвалидами, воспитывая чувство толерантности, потребность проявления внимания и заботы об инвалидах, которых они должны воспринимать как равных товарищей по учебе.

Третье условие - развитие компенсаторных способностей инвалидов (ст. 48). В ряде случаев утрата человеком одних функций провоцирует более широкое развитие других функций организма, или создает предпосылки и повышенную мотивацию для глубокого освоения отдельных областей знаний. Это должно быть учтено при выстраивании образовательной траектории и определении предрасположенности к той или иной профессии, в которой инвалид может оказаться вполне конкурентоспособным.

Четвертое условие - формирование интеграционной среды (ст. 48). В обществе утрачена культура адекватного восприятия инвалидов. В период обучения в вузе должны быть созданы условия для безболезненной интеграции инвалидов, которые могут быть обеспечены как в инклюзивных учебных группах, так и в процессе внеучебной деятельности. Именно общие внеучебные мероприятия, в том числе творческие, оздоровительно-туристские, культурно-экскурсионные, создают оптимальные условия для интенсивной адаптации и интеграции учащихся с ОВЗ в среду сверстников с нормальным психофизическим развитием.

Пятое условие - комплексное сопровождение лиц с ОВЗ и инвалидностью, обязательная составляющая деятельности учреждения, обучающего лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 48). Острота проблемы заключается в том, что в ежедневном процессе инклюзивного общения и образования учащиеся с ограниченными возможностями здоровья ощущают свое отставание от сверстников (не так быстро могут конспектировать, плохо слышат или видят, требуется помощь постороннего при передвижении и др.). Это является причиной возникновения стрессов, депрессивного состояния. Основными направлениями комплексного сопровождения образования студентов - лиц с ОВЗ и инвалидностью являются: социально-психолого-педагогическое

сопровождение в процессе обучения; психолого-педагогическое обеспе-

28

чение работы преподавателей со студентом с ОВЗ; взаимодействие с родителями студента с ОВЗ.

Шестое условие - разработка и внедрение алгоритмов включения и сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью в образовательном процессе вуза, предусматривающий ряд этапов: профориентационная работа на довузовском этапе, сбор данных для поступления в университет, подача документов, поступление в университет, адаптация к университету, сопровождение в процессе обучения, прохождение практик, профессиональная ориентация и трудоустройство (ст. 48, 55, 58).

Седьмое условие - дополнительные занятия и факультативы должны быть обязательным элементом, обеспечивающим качественное освоение учебного материала учащимися с ОВЗ, способствующим социокультурной реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью (ст. 48).

Таким образом, создание специальных условий получения образования лицами с ОВЗ и инвалидностью в вузе является необходимым для получения качественного образования, позволяет обеспечить полноценную интеграцию лиц с ОВЗ во все сферы деятельности университета, обеспечить беспрепятственный доступ к услугам, оказываемым университетом.

Е.А. Стребелева

доктор педагогических наук, профессор, Институт коррекционной педагогики Российской академии образования

Ранняя комплексная помощь детям с нарушением интеллекта -путь к интегрированному обучению

Современный Федеральный государственный стандарт образования ориентирует на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях общеобразовательной школы. Вместе с тем на сегодняшний день недостаточно рекомендаций к организации и проведению коррекционного обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательных учреждений.

Общеизвестно, что среди детей с особыми образовательными потребностями большую часть (примерно 74 %, В.А. Зинченко, 1997) составляют дети с нарушением интеллекта. Обучение и воспитание этих детей требует определенных подходов к разработке содержания, методов и приемов их обучения. Это обстоятельство вызвано особенностями их психического развития и темпом усвоения программного материала. Л.С. Выготский, выдающийся отечественный ученый, подчеркивал, что высшие психические функции (память, мышление, воображение) являются продуктом социального развития, а не биологического созревания, однако развитие высших психических функций у умственно отсталых детей ограничено ядерными симптомами. Плохая восприимчивость ко всему новому, недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности - ядерный симптом, обусловленный неполноценностью коры больших полушарий мозга. Поэтому применение методов в воспитании и обучении умственно отсталого ребенка, рассчитанных на

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.